Образование и наука. 2014. № 9 (118)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.147
Исаева Таисия Алексеевна
аспирант кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, Ижевск. Е-mail: 89124609W6@mati.ru
Шихова Ольга Федоровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, Ижевск. Е-mail: olgashihova18@mail.ru
ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Цель статьи - продемонстрировать преимущества использования в подготовке будущих преподавателей такой интерактивной формы обучения, как педагогические тренинги. Во время тренинговых занятий студенты погружаются в квазипрофессиональную учебную деятельность, способствующую активному развитию их личностных качеств и существенно повышающую степень их готовности к предстоящей трудовой деятельности. Представлена типология педагогических тренингов, позволяющая более аргументированно и последовательно выстраивать этапы подготовки к педагогическим практикам и осуществлять их организацию. Каждому виду практики соответствует конкретный тип педагогического тренинга - учебно-профессиональный, научно-исследовательский, образовательно-проектировочный, ин-тегративный.
Методика и методы. В ходе тренингов предлагается задействовать метод SWOT-анализа, помогающий студентам обрести начальный опыт разбора и поиска решения реальных педагогических ситуаций, актуальных как для конкретной образовательной организации, так и для сферы образования в целом. Для обоснованного проектирования тренинговых заданий, а также для диагностики уровня сформированности компетенций студентов-практикантов авторами на основе метода групповых экспертных оценок и классифика-
ции педагогических целей B. Bloom разработана специальная таксономическая модель.
Результаты. Раскрыты новые подходы к организации практики будущих преподавателей профессионального обучения. Показано, что использование тренингов в учебном процессе обеспечивает постоянную обратную связь учащихся с руководителем, давая возможность оперативной коррекции практической деятельности, и значительно повышает эффективность прохождения студентами бакалавриата практик в различных образовательных учреждениях.
Научная новизна. Дополнено содержание понятия «педагогический тренинг», определены цели и задачи таких тренингов. Обосновано применение в ходе педагогического тренинга SWOT-анализа - метода стратегического планирования, заключающегося в выявлении внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организации.
Практическая значимость. Внедрение в учебный процесс вуза описанной в публикации авторской методики проведения педагогической практики на основе тренинговых занятий позволяет не только более качественно формировать, но и диагностировать общекультурные и профессиональные компетенции будущих специалистов.
Ключевые слова: педагогическая практика студентов, педагогический тренинг, типология педагогических тренингов, SWOT-анализ.
Isaeva Taisiya A.
Post-Graduate, Vocational Pedagogy Department, Izhevsk State Technical University, Izhevsk. Е-mail: 89124609106@mail.ru
Shikhova Olga F.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vocational Pedagogy Department, Izhevsk State Technical University, Izhevsk. E-mail: olgashihova18@mail.ru
TRAINING COURSE AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF STUDENTS' TEACHING INTERNSHIP
Abstract. The research objective is to analyze the introduction of interactive educational technologies and methods during the teaching internship. The authors consider that a pedagogical concept «teaching internship» as an interactive form of the educational organization for students can be a useful possibility. This form is aimed at the development of students' personal qualities for their future professional and pedagogical activities. The paper presents the types of internship training focused on the development of students' personal qualities and willingness for future vocation and teaching, such as professional teaching, research, educational-projecting and integrated types.
The methods. The teaching professional training methodology involves SWOT-analysis to help students to gain the experience in the analysis of real pedagogical situations which are relevant for a particular educational organization and for education in general. On the basis of the group expert assessment method and the pedagogical aims arrangement by B. Bloom, the authors have worked out their own specific taxonomic model for reasoned training course tasks' development; and the readiness level diagnostics of students involved in teaching internship.
The results. The authors reveal new approaches to teaching internship organization for incoming vocational education teachers. It is specially noted that the training organization on the stages of teaching practice of bachelors provides not only constant feedback with the teaching internship head or tutor allowing to correct a practical activity but significantly increases students' willingness to complete it in various educational institutions as well.
Scientific novelty. The authors not only introduce the concept of «pedagogical training» but also supplement it, defining its aims and objectives. It is proved that SWOT-analysis usage as the strategic planning method during teaching course provides internal and external factors identifying relevant to organization activities.
Practical significance. The research findings can be used while teaching internship. The authors suggest their own new practice organization approaches for forming and determining general- cultural and professional abilities that allows preparing the student for future professional and educational activities.
Keywords: teaching practice of students, teaching internship, teacher training typology, competency, SWOT-analysis.
Подготовка в системе высшего профессионально-педагогического образования квалифицированного, конкурентоспособного выпускника-специалиста требует применения инновационных педагогических методик и технологий, направленных на развитие профессиональной компетентности и важных в современной жизни личностных качеств учащихся: мобильности, активности, готовности к самосовершенствованию [4, 16].
Анализ научно-педагогической литературы и диссертационных исследований показал, что в последнее время большую популярность в учебном процессее подготовки будущих педагогов приобрели различного рода тренинги (от англ. train, training - «обучение», «тренировка», «профессиональная подготовка») [17, 18].
Проблеме организации и эффективности социально-психологических тренингов посвящены публикации И. В. Вачкова, С. А. Глады-шева, Л. А. Петровской, Е. В. Сидоренко, А. В. Щербакова и других исследователей [1, 3, 9, 10, 13]. В их работах внимание акцентируется
на интенсивном групповом взаимодействии студентов, повышающем компетентность в сфере общения [4, 9], а также на формировании навыков самопознания и саморазвития [5, 16, 17].
На наш взгляд, относительно подготовки будущих педагогов профессионального обучения правомерно использовать такое понятие, как «педагогический тренинг». В научной литературе им обозначают, как правило, социально-психологические тренинги, организующиеся для действующих педагогов с целью совершенствоваия их личностных профессиональных качеств посредством специально организованных упражнений [1, 4, 10], либо тренинги, задачей которых является индивидуализация профессионально-педагогического образования, требующаяся при возрастании учебной нагрузки, когда студенты нуждаются в рефлексивной оценке результатов своих достижений [5, 13].
С нашей точки зрения, педагогический тренинг следует применять и для усиления эффекта педагогической практики как интерактивную форму организации квазипрофессиональной учебной деятельности студентов, развивающей их личностные качества и повышающей их готовность к будущей профессионально-педагогической деятельности: учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной [6, 7]. Эти виды деятельности указаны в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Профессиональное обучение» и определяют предлагаемую нами типологию педагогических тренингов (табл. 1).
Данная типология позволяет более аргументированно выстраивать процесс подготовки студентов к педагогической практике и осуществлять ее организацию. В табл. 1 приводятся задачи, которые решались в ходе педагогического тренинга определенного типа на различных этапах проведения практики у будущих педагогов профессионального обучения в Ижевском государственном техническом университете им. М. Т. Калашникова (ИжГТУ).
Основная цель рассматриваемых тренингов в образовательном процессе вуза - системная подготовка студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности. Для каждого вида практики, представленного в учебном плане направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), предлагается конкретный тип педагогического тренинга.
Таблица 1
Типология и задачи педагогических тренингов в период практики
Тип педагогического тренинга Этап практики Задачи тренинга
Учебно-про-фессиональ-ный Подготовительный (2 семестр) Знакомство с трудовыми функциями педагога профессионального обучения и нормативно-правовыми документами в сфере образования. Решение и анализ типовых профессионально-педагогических ситуаций
Научно-ис-следовательский Педагогическая 1-я (4 семестр) Формирование базовых научно-исследовательских умений: определение и формулирование проблемы исследования; постановка цели, задач; выбор методов; моделирование научно-исследовательской деятельности. Знакомство с технологиями формирования креативных способностей обучающихся, выполнение творческих заданий
Образова-тельно-про-ектировоч-ный Педагогическая 2-я (6 семестр) Развитие навыков конструирования содержания учебного материала; проектирования комплекса учебно-профессиналь-ных целей и задач; прогнозирования результатов профессионально-педагогической деятельности; разработки, анализа и корректировки учебно-программной документации; проектирования, адаптации и применения индивидуализированных, деятель-ностно- и личностно-ориентированных технологий и методик обучения, комплекса дидактических средств
Интегратив-ный (сочетает все виды деятельности) Заключительный (после прохождения практики) Разбор и анализ конкретных профессионально-педагогических ситуаций, возникших в период практики. Формирование компетенций самооценки, саморазвития, самоопределения, готовности к рефлексии
Так, на этапе подготовки к практике проводится учебно-профессиональный тренинг с использованием SWOT-анализа - одного из популярных методов детального разбора ситуаций и оценки ресурсов организации, применяемых при разработке стратегий фирм и учреждений [8].
Название данного метода складывается из первых букв английских слов: Strengths - сильные стороны или ресурсы организации; Weaknesses - слабые стороны или имеющиеся проблемы; Opportunities - возможности для развития, которые существуют вне организации; Threats - угрозы (трудности) для благополучия организации, имеющиеся во внешней среде.
С помощью SWOT-анализа осуществляется структурированное описание ситуации, на основе которого принимается какое-либо стратегическое решение. При этом выводы, сделанные в результате данного анализа, не содержат обязательных рекомендаций и расставляют приоритеты.
На наш взгляд, данный метод вполне приемлем и для решения вопросов, связанных с образовательной политикой как на федеральном уровне, так и на уровнях региона, города или конкретного образовательного учреждения. В последнем случае с опорой на SWOT-ана-лиз исследуются факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность образовательной организации (школы, техникума, вуза и т. п.).
При SWOT-анализе функционирования образовательной организации под сильной стороной (Strengths) понимаются ее возможности, ценные организационные ресурсы, достижения, т. е. все то, что дает ей преимущества перед другими подобными учреждениями. К слабым сторонам (Weaknesses) относятся, например, низкая квалификация преподавателей, устаревшие образовательные программы, слабое техническое оснащение учебного процесса и т. п.
Возможности и трудности - это не только внутренние (как предполагает метод SWOT-анализа), но и, на наш взгляд, внешние вероятные факторы, реализация которых может улучшить или ухудшить деятельность образовательной организации, повысить или понизить ее эффективность и престиж.
В табл. 2 в качестве примера размещены фрагменты оценочного листа по SWOT-анализу, выполненному одним из студентов ИжГТУ при разборе ситуаций, касающихся внедрения в вузах Федеральных государственных образовательных стандартов и широкого применения в учебном процессе информационных средств и технологий.
Таблица 2
Оценочный лист SWOT-анализа в образовании
Анализируемая ситуация Сильные стороны Слабые стороны Возможности Трудности
Внедрение в образовательный процесс высшей школы Федеральных государственных образовательных стандартов Акцент на результатах образования, наличие базы оценки качества подготовки студентов и выпускников Обобщенность в формулировках компетенций, отсутствие методических материалов для преподавателей Вариативность содержания: предоставление преподавателю относительной свободы в выборе содержания образования Низкий уровень подготовленности абитуриентов; неготовность основной части преподавательского состава к работе в условиях компетентнос-тного подхода
Наличие информационных ресурсов, использование их при взаимодействии в образовательном процессе Доступность информации, в том числе и из зарубежных источников Опосредованное взаимодействие между обучающимся и преподавателем Общение посредством интернет-техно-логий с потенциальными работодателями и другими образовательны-ми организациями; возможности обмена информацией между студентами и преподавателями, дистанционного консультирования преподавателя Получение дистанционного образования в крупнейших вузах; снижение авторитета (рейтинга) региональных университетов; свободный доступ к различным источникам информации, повышающий процент плагиата в научных изданиях и разработках
Обучаясь проведению SWOT-анализа, студенты могут самостоятельно формулировать сильные и слабые стороны каждой рассматриваемой ситуации, возможности ее развития (внедрения/использования каких-либо новаций, предполагаемые трудности/угрозы/вред от их реализации). Однако в случае затруднений или ввиду ограниченного времени аудиторных занятий преподаватель может предложить учащимся выбрать наиболее существенные, на их взгляд, факторы, влияющие на организацию образовательного процесса, из заранее подготовленного перечня.
После осуществления индивидуального (проделанного каждым студентом) анализа проводится совместное обсуждение сначала в ми-нигруппах по 3-5 человек (в зависимости от общего числа учащихся), затем в группе участников тренинга в целом. Опыт показывает, что при выполнении этого задания в аудитории часто возникают дискуссии, свидетельствующие об актуальности обсуждаемых проблем.
Методом «мозгового штурма» можно определить наиболее оптимальные, с точки зрения студентов, варианты решения конкретной профессионально-педагогической ситуации. Для детализации этих вариантов каждой минигруппе предлагается разработать проектную идею, оформленную в виде проектной заявки (табл. 3) по реализации целей и задач, поставленных во время выполнения предыдущих заданий.
Таблица 3
Основные разделы проектной заявки
Проектная идея
Главная цель: основное изменение, которое должно произойти в результате внедрения проекта
Актуальность: описание текущей ситуации и доказательство того, что поставленная цель действительно отражает приоритеты образовательной организации или общества
Задачи: конкретные шаги, которыми это изменение будет достигаться
Основные мероприятия
Ожидаемые результаты
Будущее проекта
Важно, чтобы участники тренинга могли познакомиться с результатами работы всех членов группы. В ИжГТУ для этой цели проводятся презентации проектов, в ходе которых минигруппы представляют свои проекты в устной и наглядной (графической) форме. Все присутствующие в данном случае могут задавать вопросы, высказывать свои предложения, дополнения и замечания.
В табл. 4 приводятся примеры заданий, предлагаемых студентам-практикантам в ходе учебно-профессионального тренинга «Моя будущая профессионально-педагогическая деятельность». Здесь же демонстрируются задачи, которые учащимся нужно решить в ходе тренинга, и формируемые с их помощью компетенции.
Таблица 4
Примеры упражнений учебно-профессионального тренинга «Моя будущая профессионально-педагогическая деятельность»
Формируемые компетенции Упражнения Задачи тренинга
1 2 3
Способность развивать профессионально важные качества личности будущего рабочего (специалиста). Способность обосновать профессионально-педагогические действия Проект «Педагог - кто он?» или «Мои профессионально важные качества». Работа в группах. Обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя. Представление проекта. Выделение профессионально значимых качеств педагога Знакомство с педагогической профессией. Определение профессионально-значимых качеств педагогического работника. Формирование навыков само- и взаимооценки
Способность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) Защита проектов путем самопрезентации личных профессионально-значимых качеств. Оценка методом SWOT-анализа профессионально-значимых качеств выступающего Оценивание и прогнозирование сформированности профессиональных качеств личности с помощью SWOT-ана-лиза
Готовность к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых Круглый стол ««Проблемы современной молодежи». Ведущий задает участникам тренинга вопросы: «Какие наиболее острые проблемы существуют сегодня у молодежи в возрасте 16-18 лет?»; «Какие законодательные акты позволяют регулировать взаимоотношения в обществе?»; «Какие профилактические меры возможны при работе с молодежью?» Мини-лекция «Как организовать учебно-воспитательное мероприятие?» Ведущий определяет понятия «мероприятие», «цель», «задача», «проблема». Особое внимание необходимо уделить целям в учебно-воспитательном процессе (обучающей, развивающей, воспитательной). Знакомство участников тренинга с законодательством РФ в сфере молодежной политики. Знакомство с понятием «мероприятие»; формулирование целей и задач в рамках организации деятельности. Проектирование сценариев учебно-воспитательной работы на примере социальной профилактики
1 2 3
Затем по одной из поднятых ранее проблем предлагается сформулировать цели и задачи мероприятия, подготовить его краткий сценарий
Способность анализировать професси-онально-педагоги-ческие ситуации Ведущий выносит на обсуждение различные проблемные педагогические ситуации. Например: «Преподаватель колледжа на занятии, рассуждая о современном обществе, ценности жизни человека, затронул проблему эвтаназии, затем решил поинтересоваться об отношении к ней аудитории. Ответы учащихся «ошеломили» преподавателя: аудитория единогласно была за проведение такой процедуры. Проанализируйте ситуацию и оцените возможность выбора для нее общих методов воспитания» Формирование профессионально-педагогической позиции по отношению к различным ситуациям. Воспитание будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений
Следует отметить, что в отличие от контекстного обучения [2], основной единицей которого выступает проблемная ситуация, имитирующая профессионально-педагогическую деятельность, педагогический тренинг предполагает и прямое включение студентов в такую деятельность. Это чтение ими самими лекций, проведение практических занятий, проверка рефератов, их обсуждение и оценивание по установленным в ходе тренингов критериям. Лекция и практические занятия в таком формате обучения требуют от студентов владения не только содержанием учебной темы, но и речевой формой ее изложения. Однако это возможно лишь при постоянной тренировке, поэтому в ходе тренингов должны повторяться различные формы занятий, но на различном предметном материале.
Учитывая, что система профессионально-педагогического образования интегрирует педагогическую и специальную (в нашем случае - инженерную) составляющие, следует предусмотреть последовательное включение в структуру педагогического тренинга как общетехнических и естественно-научных дисциплин («Коцепции современ-
ного образования», «Физические основы современных технологий» и др.), так и дисциплин направления подготовки («Общая и профессиональная педагогика», «Методика профессионального обучения» и др.). Таким образом, будущий педагог профессионального обучения приобретает опыт самостоятельного освоения новой предметной области и проектирования методики ее преподавания.
Учебные занятия, которые проводят сами студенты-практиканты в процессе педагогического тренинга, проходят преимущественно в их учебной группе. Это позволяет не только обменяться начальным опытом профессиональной деятельности, но и благодаря психологическому комфорту лучше отработать ту или иную методику проведения занятий. В табл. 5 представлены основные этапы одного из тренингов образовательно-проектировочного типа. Тренинг предусматривает две ступени - подготовку студента к педагогической практике и самостоятельное проведение занятий согласно целям и задачам практики.
Для обоснованного проектирования тренинговых заданий и упражнений, а также для диагностики уровня сформированности компетенций студентов-практикантов нами была разработана таксономическая модель, основанная на классификации педагогических целей B. Bloom. Данная модель, созданная методом групповых экспертных оценок [11, 12], включает три уровня:
• базовый (знание, понимание, применение);
• системный (анализ, синтез);
• профессиональный (оценка, прогноз).
Базовый уровень предполагает владение понятийно-терминологическим аппаратом профессионально-педагогической деятельности, знание современных методик и технологий обучения, умение поэтапного планирования учебных занятий и т. п.
Системный уровень требует способности к анализу педагогических ситуаций по заданным критериям, разработке педагогических контрольных материалов, в том числе компетентностно-ориентиро-ванных и др.
Профессиональный уровень предусматривает владение методами педагогического проектирования, способность к модернизации и оптимизации известных педагогических технологий, готовность к прогнозированию и предупреждению возможных ошибок учащихся при выполнении заданий и т. п.
Таблица 5
Этапы образовательно-проектировочного тренинга
№ п/п Этапы тренинга Содержание этапа
Первая ступень тренинга
1 Подготовительный: постановка целей и задач педагогической практики Ведущий знакомит студентов с целями и задачами педагогической практики, совместно с группой определяет и обсуждает цели и задачи тренинга
2 Технологический: Я - лектор Ведущий представляет группе участников различные типы лекций: информационная, проблемная, лекция-диалог. Совместно с группой отбирает критерии их оценки. Будущим практикантам предлагается подготовить мини-лекцию того или иного типа по определенному печатному тексту. Каждый студент, выступая в роли преподавателя, представляет свою мини-лекцию, остальная аудитория оценивает ее
3 Рефлексивный: анализ и оценивание мини-лекций На основе SWOT-анализа оформляется экспертное заключение, в котором обозначаются сильные и слабые стороны мини-лекции, отмечаются затруднения лектора и рекомендации по их устранению
Вторая ступень тренинга
4 Организационный: Моя первая лекция Самостоятельное проведение лекции того или иного типа по конкретной дисциплине
5 Рефлексивный: анализ и оценивание лекции Анализ проведенной лекции на основе выдвинутых ранее критериев и SWOT-анализа. Самооценка и взаимооценка лекции. Каждый в аудитории в качестве эксперта должен обозначить сильные и слабые стороны проведения лекции
Необходимо соблюдать принцип «вложенности» уровней: каждый последующий уровень должен включать в себя предыдущие. Обратим внимание также на то, что описания уровней сформированное™ компетенций студентов должны отражать виды и задачи их будущей профессиональной деятельности - это позволит более аргументированно отбирать задания и упражнения для педагогических тренингов, привлекая для этой цели квалифицированных экспертов [7, 11, 12].
Первый опыт применения педагогических тренингов для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000.62 Профес-
сиональное обучение (по отраслям), показал их заинтересованность в такой форме организации педагогической практики, поскольку тре-нинговые занятия более, чем другие, ориентированы на развитие творческих способностей обучающихся и оказание им адресной помощи по разрешению конкретных профессионально-педагогических ситуаций.
Таким образом, при компетентностном подходе в профессиональном образовании педагогический тренинг как интерактивная форма педагогической практики студентов бакалавриата позволяет не только формировать, но и диагностировать общекультурные и профессиональные компетенции будущих специалистов.
Статьярекомендована к публикации д-ром филол. наук, проф. О. Б. Акимовой
Литература
1. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. С.-Петербург: Речь, 2004. 272 с.
2. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-35.
3. Гладышев С. А. Как вести себя на тренинге? / / Обучение и карьера. 2005. № 35. С. 70.
4. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и перспективы развития российского образования / / Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 14-20.
5. Ибрагимова Е. В. Тренинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 185 с.
6. Исаева Т. А., Шихов Ю. А. Педагогическая практика студентов бакалавриата / / Сборник научных трудов SWorld: материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании - 2013». Вып. 2, т. 15. Одесса: Куприенко. С. 90-94.
7. Исаева Т. А., Шихов Ю. А. Организация педагогической практики студентов бакалавриата по напралению 050500.62 (Технологическое образование) / / Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова. 2013. № 4 (60). С. 162-165.
8. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. № 1 (21). С. 151-157.
9. Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг. Москва: Смысл, 2007. 688 с.
10. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга: от замысла к результату. С.-Петербург: Речь, 2007. 336 с.
11. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013. № 4. С. 40-57.
12. Шихова О. Ф., Габдуллина Л. А. Критерии для оценки объективизи-рованности педагогических контрольных материалов // Образование и наука. 2000. № 3. С. 82-85.
13. Щербаков А. В. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 181 с.
14. Gibbs G., Coffey M. The impact of training of university teachers on their teaching skills, their approach to teaching and the approach to learning of their students // Learning in higher education, 2004. № 5 (1). Р. 87-100.
15. Leblanc R. Good teaching: the top ten requirements // The Teaching Professor. 1998. Vol. 12. № 6. Available at: http://www.biz.colostate.edu/mti/ tips/pages/GoodTeaching.aspx. (Дата обращения 07.03.2014)
16. Smith M. K. What is pedagogy? The encyclopaedia of informal education. Available at: http://infed.org/mobi/what-is-pedagogy/. (Дата обращения 25.02.2014)
References
1. Vachkov I. V., Deryabo S. D. Okna v mir treninga: metodologicheskie os-novy subektnogo podhoda k gruppovoj rabote. [A window to the training courses world: methodological foundation of group work approaches]. St.-Petersburg: Rech' [Rech], 2004. 272 p. (In Russian)
2. Verbickij A. A. Context-competence approach to modernizing education. Vy'sshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia]. 2010. Vol. 5. Р. 3235. (In Russian)
3. Glady'shev S. A. Kak vesti sebya na treninge? [The rules of training courses conduct. Education and career]. Obuchenie i karera. [Education and Career]. 2005. Vol. 35. P. 70. (In Russian)
4. Zagvyazinskij V. I. Sovremennaya obrazovatelnaya situaciya i perspektivy razvitiya rossijskogo obrazovaniya [Modern educational situation and prospects of development of Russian education]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. [Tyumen State University Herald]. 2011. Vol. 9. Р. 14 - 20. (In Russian)
5. Ibragimova E. V. Trening kak pedagogicheskaya podderzhka lichnost-nogo samoopredeleniya studentov vuza. Kand. Diss. [Training as pedagogical support for university students' personal self-assessment. Cand. Diss.]. Orenburg, 2007. 185 p. (In Russian)
6. Isaeva T. A., Shikhov Yu. A. Pedagogicheskaya praktika studentov bakalavriata [Bachelor Teaching Internship]. Sbornik nauchny'x trudov SWorld. Materialy' mezhdunarodnoj nauchno.prakticheskoj konferencii «Sovremenny'e problemy' i puti ix resheniya v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii '2013». [Materials of the international scientific-practical conference «Modern
problems and their solutions in the science, transportation, manufacturing and education '2013']. Vol. 2. № 15. Odessa: Kuprienko. P. 90-94. (In Russian)
7. Isaeva T. A. Shikhov Yu. A. Organizaciya pedagogicheskoj praktiki stu-dentov bakalavriata po napravleniyu 050500.62 [Organization of teaching practice of undergraduates, major 050500.62] [«Technological Education»]. Vestnik Iz-hevskogo gosudarstvennogo tehn. un-ta imeni M. T. Kalashnikova. [Bulletin of the Izhevsk State Technical University]. 2013. Vol. 4 (60). P. 162-165. (In Russian)
8. Majsak O. S. SWOT-analiz: ob'ekt, faktory, strategii. problema poiska svyazej mezhdu faktorami [SWOT - analys: The difficulty of searching for link between factors]. Prikaspiyskiy zhurnal: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii. [Caspian journal: Management and High Technologies]. 2013. Vol. 1 (21). P. 151-157. (In Russian)
9. Petrovskaya L. A. Obshhenie kompetentnost trening. Izbrannye trudy [Communication. Competence. Training]. Moscow: Smysl. 2007. 688 p. (In Russian)
10. Sidorenko E. V. Texnologii sozdaniya treninga. Ot zamysla k rezultatu. [Create training technology. From concept to results]. St.-Petersburg: Rech'. 2007. 336 p. (In Russian)
11. Shikhova O. F., Shikhov Yu. A. Kvalimetricheskij podxod k diagnostike kompetencij vypusknikov vysshej shkoly [Qualimetrical approach to the diagnostic skills of graduates of higher education.] Obrazovanie i nauka. [Education and Science]. 2013. Vol. 4. P. 40-57. (In Russian)
12. Shikhova O. F., Gabdullina L. A. Kriterii dlya ocenki obektivirovannosti pedagogicheskix kontrolnyx materialov [Criteria for the objectification pedagogies control materials evaluation]. Obrazovanie i nauka. [Education and Science]. 2000. Vol. 3. P. 82-85. (In Russian)
13. Shherbakov A. V. Pedagogicheskij trening v individualizacii podgotovki studentov k vospitatelnoj rabote v shkole. Kand. Diss. [Pedagogical training through the students preparation individualization for vocational work in schools. Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 2000. 181 p. (In Russian).
14. Gibbs G., Coffey M. The impact of training of university teachers on their teaching skills, their approach to teaching and the approach to learning of their students. Learning in higher education. 2004. Vol. 5 (1). P. 87-100
15. Leblanc R. Good teaching: the top ten requirements. The Teaching Professor. Vol. 12. № 6. 1998. Available at: http://www.biz.colostate.edu/mti/tips/ pages / GoodTeaching. aspx.
16. Smith M. K. What is pedagogy? The encyclopaedia of informal education. Available at: http://infed.org/mobi/what-is-pedagogy.