100
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2010
все необходимые теоретические сведения о словосочетании и формируются умения реализовать их в практике речи. Важную роль играет умело подобранная типология упражнений.
Таким образом, диапазон использования различных типов словосочетаний, в том числе субстантивных, адъективных, глагольных и наречных, а также их моделей с учетом
Примечания
программных требований должен расширяться от этапа к этапу, от класса к классу. Работа над словосочетаниями должна носить системный характер и продолжаться в период всего обучения. Более того, словосочетание как языковая единица является основой взаимодействия разных уровней языка, в том числе лексики, морфологии и синтаксиса.
1. Алексеев М. Е., Шейхов Э. М. Виды синтаксической связи в лезгинском и русском языках // Кавказский вестник. Тбилиси, 2000. № 2. 2. Буржунов Г. Г. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе. Махачкала, 2000. 3. Загиров 3. М. Сопоставительная грамматика русского и дагестанских языков. Махачкала, 2002. 4. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1990. 5. Магомедов Г. И. Изучение в лезгинских школах синтаксических связей слов в русском языке. Махачкала, 1993. 6. Ханмагомедов Б. Г.-К. Очерки по синтаксису табасаранского языка. Махачкала, 1970. 7. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в школе. М., 1947.
Статья поступила в редакцию 22.04.2010 г.
УДК 373.1
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
©гою Аракелов С.Р.
Армавирский государственный педагогический университет
В статье представлена модель подготовки учителя технологии к развитию креативности сельских школьников, рассматриваются психологопедагогические аспекты формирования креативности личности, обоснованы этапы и структурные компоненты подготовки учителя технологии к развитию креативности сельских школьников, выявлены принципы и условия реализации модели в условиях профессионального образования.
The author of the article presents the model of a Technology teacher’s training to the development of rural schoolchildren’s creativity. He also considers psychological and pedagogical aspects of the formation of a person’s creativity, proves stages and structural components of a Technology teacher’s training to the development of rural schoolchildren’s creativity, reveals principles and conditions of realization of the model under conditions of the professional training.
Ключевые слова: модель подготовки, учитель технологии и предпринимательства, креативность личности, сельские школьники, интегративная подготовка.
Психолого-педагогические науки
• • •
101
Keywords: training model, Technology and Business teacher, person’s creativity, rural schoolchildren, integrative training.
В процессе профессиональной подготовки происходит становление человека как субъекта учебно-профес-сиональной деятельности, субъектность которого отечественными учеными понимается по-разному. При этом личность рассматривается в качестве ядра структурной организации, свойства которой интегрированы и обусловливают готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта представляет собой совокупность потенциалов, способностей человека [4, 7].
С точки зрения А. А. Реана, центральное место в структуре субъекта занимает интеллект, рассматриваемый как «многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности» [3. С. 26].
По мнению представителей субъектно-деятельностного подхода (И. А. Зимняя, Т. В. Сергиенко и др.), субъект всегда является личностью, а субъектом человек становится в процессе своей профессиональной деятельности и творчества, отражая определенный способ самоорганизации, саморегуляции индивида. Личность характеризуется постоянным движением к субъектности, в качестве критерия которой выступает способность разрешать противоречия, без чего она не становится субъектом или утрачивает этот статус.
По мнению А. В. Брушлинского, субъект, представляя собой гармоничную, самореализующуюся личность, достигшую вершины в иерархическом развитии, характеризуется качественно определенным способом самоорганизации...». При этом указывается, что субъект - это человек на высшем уровне своей активности, целостности (системности),
автономности, и подчеркивается, что субъектом не рождаются, а становятся [приводится по: 4].
Развитие студента как субъекта деятельности выступает сегодня важнейшей целью и задачей высшей школы и рассматривается в качестве ее системообразующего компонента. При этом профессионально ориентированное обучение предполагает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, позитивного отношения к миру, к другим, самостоятельности и автономности, мотивации к самосовершенствованию.
Поскольку в основе понимания субъектности лежат активность, ин-тегративность и социальность, сочетающие в себе взаимосвязанные индивидное, личностное и профессиональное становления, то все три направления в совокупности определяют траекторию развития личности. Серьезное же влияние на индивидуальные сценарии профессионального становления оказывает содержание подготовки и профессиональной деятельности. Учебно-
профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоуважении, должны привести к перестройке профессионального самосознания, оказать влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентации и, в конечном счете, инициировать перестройку всей структуры личности.
Анализ педагогических исследований (С. И. Архангельский, Г. В. Акопов, М. И. Дьяченко, Л. А. Канды-бович, В. А. Якунин и др.) свидетельствует о том, что образовательный процесс в высшей школе наряду с общими закономерностями носит специфические черты, поскольку призван обеспечить формирование личности специалиста с качествами, которые соответствовали бы современным требованиям и гарантирова-
102
Известия ДГПУ, №2, 2010
• • •
ли бы успех в практической деятельности с более ранних этапов ее осуществления. Это предполагает активность студента в обучении, целенаправленность его действий, проявление интереса к знаниям, учебной задаче, направленность на саморазвитие и самообразование.
Проведенный с этих позиций анализ традиционной практики подготовки специалиста в высшей школе показывает, что превалирующим остается интеллектуальное развитие (совокупность полученных знаний), где личностное уходит на второй план. При этом существующая система подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства ни содержанием, ни объемом изучаемых дисциплин в должной мере не отвечает современным требованиям с точки зрения обеспечения уровня готовности к развитию креативности учащейся молодежи, особенно сельской.
Приведенное противоречие может быть
системного подхода в подготовке будущих учителей технологии к развитию креативности сельских школьников. В этих целях нами разработана дидактическая модель непрерывной подготовки в течение всего периода обучения в вузе (рис.).
Предложенная модель наглядно демонстрирует роль профессионального образования в становлении субъектных характеристик личности, исходя из принципа деятельностного опосредования развития психики (С. Л. Рубинштейн), в связи с чем проблемное поле нашего исследования ограничивается анализом дидактической составляющей и определением ее роли в личностном развитии будущего учителя технологии и предпринимательства.
Следует отметить, что обоснованная модель становится адекватной при условии ее реализации с опорой на функции, задаваемые обществом и отражающие внутреннюю структуру профессиональной деятельности.
устранено путем реализации____________________________
Профессиональная деятельность учителя технологии в сельской школе по развитию креативности сельских школьников
Психолого-педагогические науки
• • •
103
Рис. Модель интегративной подготовки учителя технологии к развитию
креативности сельских школьников
Поэтому в основу модели положена система непрерывной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к развитию креативности сельских школьников в педагогическом вузе, с 1 по 5 курсы включительно.
На первом этапе серьезное внимание уделяется развитию у будущих учителей технологии и предпринимательства беглости (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций), гибкости (разнообразие порождаемых идей) и оригинальности (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей) мышления и выработке общеметодологического подхода к анализу процессов психолого-педагогической природы, необходимого на следующем уровне подготовки к развитию креативности сельских школьников. Кроме того, на данном этапе обеспечивается системность использования соответствующих методов получения точной и нужной информации, сбора и обобщения количественной и качественной информации для конкретных действий, интерпретации, анализа в условиях реального времени.
С учетом сказанного адаптационно-интегративный этап обусловливает вхождение будущих учителей в
образовательное пространство по изучению философских основ, педагогических и психологических механизмов развития креативности сельских школьников. На данном этапе изучаются такие предметы, как культурология, философия, экономика, психология, педагогика, теория и методика обучения технологии и предпринимательству с позиций формирования представления о творчестве и творческой активности, о креативности личности и т.д.
Второй этап включает в себя изучение спецкурса «Методика развития креативности личности сельских школьников» и предполагает использование активных форм и методов обучения (тренинги, деловые игры и т.д.) с психологическими механизмами рефлексии, самооценки и саморегуляции, которые развивают креативность самих будущих учителей. Практика показала, что спецкурс как форма организации обеспечивает наиболее оперативное построение в соответствии с требованиями совместной научно-профессиональной деятельности преподавателя и студента. В результате изучения спецкурса у будущих учителей технологии формируется блок умений, среди которых:
104
Известия ДГПУ, №2, 2010
- конструктивные - по созданию моделей незавершенных ситуаций, разработке тренинговых комплексов развития креативности, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, конструированию содержания всего спецкурса, темы, отдельного урока и т.д.;
- организаторские - по управлению учебно-познавательной деятельностью школьников, использованию инновационных технологий, организации индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности в различных условиях;
- коммуникативные - по установлению педагогически целесообразных отношений с обучаемыми, обеспечению доступности для учащихся формулировок, установлению наиболее благоприятных взаимоотношений;
- гностические - по оценке и анализу проведенного урока в школе, занятия в вузе; интереса отдельных групп сельских школьников к креативности в зависимости от видов занятий, уровня их сложности внутри одного вида; перестраиванию работы исходя из объективных требований и т.д.
На втором этапе будущие учителя технологии используют и закрепляют знания в период прохождения педагогической практики, выступая на научно-практических конференциях с докладами по проблемам развития креативности сельских школьников, участвуя в федеральных (региональных) конкурсах на лучшую научноисследовательскую работу студентов. Интегративно-процессуальный этап, охватывая технологические аспекты подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя технологии по развитию креативности сельских школьников, включает изучение курсов «Основы творческо-конструк-торской деятельности и декоративно-прикладного творчества», «Педагогические технологии», «Технологический практикум», спецкурса
«Методика развития креативности личности сельских школьников», а также учебно-практи-ческую и научно-исследовательскую работу, педагогическую практику в образовательном учреждении и т.д.
Окончанием второго этапа подготовки по практическому применению знаний в будущей профессиональной деятельности является выполнение студентами квалификационных (дипломных) работ.
Приведенные этапы обеспечивают функционирование научно обоснованной, развивающейся и совершенствующейся педагогической системы, опирающей на законы обучения, творчество педагогов и динамику изменения его субъектов, внутри которой возникают и действуют органически ей присущие принципы и закономерности. При этом в качестве ведущих принципов реализации модели подготовки учителя технологии и предпринимательства к развитию креативности сельских школьников выступают: социальной обусловленности; единства теории и практики; сознательности и активности; соответствия содержания обучения функциональной деятельности; учета и развития профессиональных потребностей и запросов в повышении квалификации; взаимосвязи творческого обучения и профессиональной практической деятельности; отбора дифференцированного содержания с учетом критериев содержания образования.
Интегративным компонентом, «центрирующим» процесс подготовки будущего учителя технологии к развитию креативности сельских школьников, нами рассматривается спецкурс «Методика развития креативности личности сельских школьников», содержание которого структурировано с точки зрения обеспечения готовности к профессиональной деятельности. В качестве базовых критериев определены: направленность, компетентность и сформи-рованность качества личности бу-
Психолого-педагогические науки
105
• • •
дущего учителя технологии к развитию креативности сельских школьников. Системообразующим фактором выступает профессиональная направленность личности, включающая мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл деятельности, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания, готовность к профессиональному развитию), социально-
профессиональный статус.
Профессиональная компетентность характеризует осведомленность, совокупность знаний, умений, навыков, способов выполнения профессиональной деятельности, основными уровнями которой выступают обученность, профессиональная подготовленность, опыт профессиональной деятельности.
Профессионально важные качества многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свою совокупность этих качеств.
Таким образом, разработанная нами дидактическая модель интегративной подготовки учителей технологии обеспечивает устранение противоречия между требованиями современного общества к подготовке учителя технологии к развитию креативности сельских школьников и уровнем его готовности при опреде-
ленных дидактических условиях, в качестве которых выступают:
- обеспечение профессиональной направленности процесса обучения;
- структурирование и планирование процесса подготовки будущего учителя технологии к развитию креативности сельских школьников;
- наличие материальнотехнической базы;
- создание учебно-педагогических площадок для отработки профессиональных навыков.
Реализация предложенных условий предполагает: активное использование межпредметных связей; объединение теории и практики в профессиональном обучении; обеспечение комплекса активных средств и методов обучения, направленных на формирование субъектно-рефлексивной позиции студента в учебном взаимодействии; использование в обучении методов, способствующих росту профессиональной самостоятельности, прежде всего метода творческих проектов; организацию педагогических практик с элементами профессионального проектирования; ориентацию на творческую самостоятельность, профессиональное саморазвитие субъектов системы; обоснование возможности внесения изменений в содержание образования за счет увеличения профессиональной насыщенности обязательных учебных курсов, введения спецкурсов и т.д.
Примечания
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980. 336 с. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : Изд. ЛГУ, 1969.339 с. 3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. СПб. : Питер, 2000. 416 с. 4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, 2000. 397 с. 5. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л. : ЛГУ, 1961. 79 с. 6. Подласый И. П. Педагогика. М., 1996. 386 с. 7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности. М., 1996. 236 с.
Статья поступила в редакцию 11.05.2010 г.