Научная статья на тему 'Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения'

Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / федеральный государственный образовательный стандарт / социологическое образование / профессиональная подготовка / реформирование системы образования / пилотный проект / higher education / federal state educational standard / sociological education / professional training / reform of the education system / pilot project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л В. Темнова

В настоящее время в России происходит формирование новой уровневой системы высшего образования. Существенные изменения вносятся с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах общественной жизни. Предполагается, что новая система вберет в себя наработки советской модели образования и опыт последних десятилетий. Цель статьи — рассмотреть новую версию подготовки социолога в свете реформирования системы высшего образования и разработки Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) четвертого поколения. Одна из центральных идей, положенных в основу новой системы, — предоставление студенту возможности выбора направления подготовки не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения, что повысит осознанность профессионального выбора, поможет более успешному встраиванию выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы и обеспечит гибкость образовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом, первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее — специализированная (социологическая). Однако предлагаемый Министерством образования и науки (Минобрнауки) макет нового стандарта, основанный на обновленных, укрупненных группах направлений, не будет способствовать повышению профессионального уровня выпускников-социологов. Обязательное выделение общей части для входящих в группу направлений и потому неизбежное сокращение профессиональной подготовки лишает высшее социологическое образование связи с практикой, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросам общества и рынка труда, целям социально-экономического развития страны. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда; не определены механизмы распределения контрольных цифр приема между направлениями внутри группы, финансового обеспечения увеличенного периода обучения (удорожание на 20 %–40 %) и педагогической нагрузки. Проводимый сегодня пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенных в него идей: обучающиеся даже не закончат базовый уровень высшего образования. Поэтому целесообразно вернуться к разработке ФГОС по каждому направлению подготовки, провести дополнительную работу по нормативному и правовому обеспечению перехода от Болонской системы с ориентацией на ценности и цели российской высшей школы, провести широкое общественно-профессиональное обсуждение актуальных проблем планируемых реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л В. Темнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of sociology training introduced by the fourth-generation Federal State Educational Standard

Today a new level-system of higher education is formed in Russia through significant changes that meet the new requirements for specialists in economics, social sectors, and all spheres of public life. The new system is to incorporate the developments of the Soviet educational model and the experience of recent decades. The article considers a new model of sociological training implied in the reform of the higher education system and in the fourth-generation Federal State Educational Standard (FSES). One of the central ideas of the new system is to provide students with the opportunity to choose a field of study not upon entering a university, but at the third year of study, which would increase the awareness of professional choice, help graduates to more successfully integrate into the labor market due to a broader educational base and ensure the flexibility of educational programs, preserving the “fundamental core” in each. Thus, the first two years are for general (for the enlarged group of areas) training, and then specialized (sociological) training starts. However, the draft of the new standard proposed by the Ministry of Education and Science, which is based on updated, enlarged groups of areas, would not improve the professional training of sociologists. The mandatory general part for all areas in the group would inevitably reduce the professional part of training, thus, depriving the higher sociological education of connections with practice and destroying the focused training of specialists, which contradicts the demands of society and the labor market, and the goals of the country’s social-economic development. There are also other problems: an unpredictable extension of the time to enter the labor market; not identified mechanisms for distributing student quotas between areas within the group, for funding an extended period of study (20 %–40 % increase in cost) and an increased teaching load. The current pilot project designed for three years would not allow to make valid conclusions about the suggested changes as students will not even complete the basic level of higher education. Therefore, it is necessary to return to the FSES for each area of training, to further develop regulatory and legal grounds for the transition from the Bologna system with a focus on the values and goals of the Russian higher education, and to ensure a broad public-professional discussion about the planned reforms.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения»

RUDN Journal of Sociology. ISSN 2313-2272 (print), ISSN 2408-8897 (online) 2024 Vol. 24 No. 1 87-100 Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ httpy/pum^s.ruciri.nj/s^bbgy

DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-87-100 EDN: SIEHTI

Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения*

Л.В. Темнова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Ленинские Горы, 1, Москва, 119991, Россия

(e-mail: [email protected])

Аннотация. В настоящее время в России происходит формирование новой уровневой системы высшего образования. Существенные изменения вносятся с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах общественной жизни. Предполагается, что новая система вберет в себя наработки советской модели образования и опыт последних десятилетий. Цель статьи — рассмотреть новую версию подготовки социолога в свете реформирования системы высшего образования и разработки Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) четвертого поколения. Одна из центральных идей, положенных в основу новой системы, — предоставление студенту возможности выбора направления подготовки не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения, что повысит осознанность профессионального выбора, поможет более успешному встраиванию выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы и обеспечит гибкость образовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом, первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее — специализированная (социологическая). Однако предлагаемый Министерством образования и науки (Минобрнауки) макет нового стандарта, основанный на обновленных, укрупненных группах направлений, не будет способствовать повышению профессионального уровня выпускников-социологов. Обязательное выделение общей части для входящих в группу направлений и потому неизбежное сокращение профессиональной подготовки лишает высшее социологическое образование связи с практикой, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросам общества и рынка труда, целям социально-экономического развития страны. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда; не определены механизмы распределения контрольных цифр приема между направлениями внутри группы, финансового обеспечения увеличенного периода обучения (удорожание на 20 %-40 %) и педагогической нагрузки. Проводимый сегодня пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенных в него идей: обучающиеся даже не закончат базовый уровень высшего образования. Поэтому целесообразно вернуться к разработке ФГОС по каждому направлению подготовки, провести дополнительную работу по нормативному и правовому обеспечению перехода от Болонской

* © Темнова Л.В., 2024

Статья поступила 12.12.2023 г. Статья принята к публикации 26.01.2024 г.

системы с ориентацией на ценности и цели российской высшей школы, провести широкое общественно-профессиональное обсуждение актуальных проблем планируемых реформ.

Ключевые слова: высшее образование; федеральный государственный образовательный стандарт; социологическое образование; профессиональная подготовка; реформирование системы образования; пилотный проект

Сегодня российская система высшего образования находится на очередном этапе реформирования. В январе 2020 года Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию сформулировал задачу: «Предусмотреть для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования, возможность выбора направления подготовки начиная с третьего года» [15], т.е. возможность выбирать направление подготовки или программу обучения, включая смежные профессии, не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения, чтобы обеспечить более осмысленный профессиональный выбор абитуриентов и более гибкое встраивание выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы.

Если обратиться к истории развития советского и российского высшего образования, то окажется, что подобная модель реализовывалась и ранее, например, в МФТИ традиционно на 1-2 курсах углубленно изучались фундаментальные основы физики студентами всех специальностей, а уже на 3-6 курсах проходила специализация обучающихся на базовых кафедрах. И сегодня крупнейшие российские вузы, осуществляющие подготовку инженеров, придерживаются идеи единой подготовки студентов по укрупненной группе направлений подготовки (УГН) на 1-2/3 курсах обучения [20]. Однако руководители Московской школы управления «Сколково» считают, что определение направления подготовки после окончания второго курса, а не при поступлении, и возможность смены вуза после первой «двойки» лет — инновация для российского высшего образования [12].

Конкретизация высказанной в 2020 году идеи нашла отражение в Послании Президента Федеральному Собранию в феврале 2023 года, когда было предложено вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием: сроки обучения в вузах будут варьировать от четырех до шести лет в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда [16]. В Указе Президента «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12 мая 2023 года [23] декларируется, что Россия отказывается от Болонской системы, к которой присоединилась в 2003 году (к Декларации «Зона европейского высшего образования», или Болонской декларации 1999 года): с 2011 года в нашей стране повсеместно действовала двухуровневая система подготовки бакалавриат-магистратура. В апреле 2022 года Болонская группа объявила о прекращении представительства России и Беларуси во всех структурах Болонского процесса [9],

а в июне 2022 года Государственная Дума приняла решение о выходе России из Болонской системы образования [5].

Нормативная база для реализации новой уровневой системы высшего образования формировалась в течение последних лет. В частности, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ (ст. 10. п. 7); отмечено, что ФГОСы разрабатываются по уровням образования или по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки (ст. 11. п. 5); в перечне прав обучающихся указана возможность одновременного освоения нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций (ст. 34) [4]. В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры» написано, что образовательная организация может предоставить студенту после второго года обучения в бакалавриате возможность перевода на обучение по другой образовательной программе (п. 29) [14]. Кроме того, был разработан новый «Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2025 года), в котором содержится новая структура укрупненных групп направлений подготовки. Если сегодня, согласно действующему Перечню, социология входит в УГСН 39.00.00 «Социология и социальная работа», то в новом Перечне она перейдет в УГН 13 «Политика, социология и международные процессы», куда входят также политология, международные процессы, регионоведение, публичная политика и демография.

Одним из структурных компонентов реформирования системы высшего образования является новый Федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС 4. Этот стандарт разрабатывается не по направлению подготовки (как все предшествующие стандарты), а по УГН. Основой для объединения содержания образования в укрупненной группе выступают базовые (новые для образовательных стандартов) компетенции — общие результаты обучения студентов на шести направлениях подготовки. Очевидно, что этим шести направлениям необходимо согласовать содержание образования и цели подготовки, чтобы вписать их в единый образовательный стандарт. Это довольно непросто, учитывая разнородность профессиональных задач и областей, несмотря на общий для всех объект — общество.

С такой трудностью столкнулась рабочая группа, сформированная в рамках Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по социологии и социальной работе для подготовки проекта ФГОС 4 по социологии. В нее вошли представители семи вузов: ВШЭ, ГАУГН, МГЛУ, МГУ, РГГУ, Финансового университета и Удмуртского госуниверситета. В соответствии

с проектом макета ФГОС (так и не утвержденным Минобрнауки), в данный документ, помимо общей части, входят разделы, раскрывающие требования к содержанию и структуре подготовки, кадровому и материально-техническому обеспечению по всем шести направлениям. Другой особенностью ФГОС 4 является то, что он разрабатывается для двух уровней высшего образования — базового и специализированного, и общепрофессиональные компетенции формулируются на основе принципа преемственности — для обоих уровней.

Остановимся кратко на новых содержательных аспектах ФГОС 4 в разделе «Направление подготовки 05 Социология». В нем значительно расширены области и сферы деятельности, к которым будут готовиться выпускники. Во ФГОС 3++ это была одна сфера — 01 Образование и наука (в сфере научных исследований) — для бакалавриата и магистратуры. Во ФГОС 4 предлагается расширить области и сферы деятельности до пяти: 01 Образование и наука; 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии; 07 Административно-управленческая и офисная деятельность; 08 Финансы и экономика; 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия. Расширен и изменен перечень видов профессиональной деятельности, к которым идет подготовка социологов: добавлены экспертно-аналитическая и информационно-коммуникационная деятельность, вместо социально-технологической введена консультативная, а обязательные — научно-исследовательская, проектная и экспертно-аналитическая. Образовательная организация имеет право выбрать, кроме обязательных, другие виды деятельности из предложенного списка. Сформулированы и предложения по содержанию базовых компетенций, которые бы в максимально обобщенном виде отражали подготовку по шести входящим в группу направлениям (Табл. 1).

Таблица 1

Базовые компетенции для двух уровней высшего образования

Индекс Базовое высшее образование Специализированное высшее образование

БК- -1 Способен использовать принципы работы современных информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни, в образовательных и профессиональных целях Способен к подготовке информационных и информационно-аналитических материалов

БК- -2 Способен осуществлять коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности Способен организовывать и осуществлять международную, региональную и межведомственную коммуникацию с партнерами из числа научно-исследовательских, образовательных, экспертных, общественных и иных организаций по профилю деятельности

БК- -3 Способен к междисциплинарному мышлению Способен к проведению междисциплинарных исследований

Также определены общепрофессиональные компетенции для обоих уровней подготовки будущих социологов — базового и специализированного (Табл. 2).

Таблица 2

Общепрофессиональные компетенции для двух уровней высшего образования

Индекс Базовое высшее образование Специализированное высшее образование

ОПК- -1 Цифровая компетентность и культура работы с данными при решении профессиональных задач

Способен понимать принципы работы современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых инструментов и использовать их для решения задач профессиональной деятельности и осуществления взаимодействия в цифровом пространстве Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии и цифровые продукты для решения профессиональных задач и оптимизации командных взаимодействий в цифровом пространстве

ОПК- -2 Проектирование и проведение социологических исследований

Способен разрабатывать и реализовывать программу социологического исследования в рамках заданных моделей, подходов и методов Способен проектировать и проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования

ОПК- -3 Оформление и представление результатов исследования

Способен оформлять результаты социологического исследования и представлять их в соответствии с заданными требованиями Способен формировать информационно-аналитические материалы и профессиональные публикации по результатам фундаментального и прикладного социологического исследования и представлять их различным аудиториям

ОПК-4 Анализ, объяснение и прогнозирование социальных явлений и процессов

Способен анализировать, объяснять Способен прогнозировать социальные

социальные явления и процессы, явления и процессы, формулировать

выявлять социально значимые рекомендации/пути решения

проблемы и способы их решения социально значимых проблем

ОПК-5 Коммуникация в профессиональной сфере

Способен осуществлять коммуникации с научно-исследовательскими, образовательными, рекрутинговыми, консалтинговыми и маркетинговыми организациями в рамках поставленных задач

ОПК-6 Экспертиза и консалтинг

Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы проектов, стратегий, социальных программ, управленческих решений

При разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) вуз самостоятельно устанавливает направленность/профиль программ, а не выбирает из списка, разработанного ФУМО (как было ранее). Рабочая группа отталкивалась от идеи дать максимальную свободу региональным вузам в определении и направленности/профиля программ, и срока получения базового (4-5 лет) и специализированного (1-2 года) высшего образования. Мы исходили из возможности учета традиций вуза, специфики развития региона и его рынка труда, сохранения конкурентоспособности выпускников. Кроме того, мы придерживаемся позиции максимального расширения числа направлений подготовки, после которых выпускник мог бы продолжить обучение на специализированном уровне высшего образования после базового.

Работа над проектом ФГОС 4 и анализ нормативной базы и выступлений чиновников различного уровня актуализирует целый ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается научно-педагогическое социологическое сообщество на пороге введения новой системы высшего образования. Во-первых, это общая стратегия реформы. Новая уровневая система подготовки анонсирована Минобрнауки как замена Болонской системы, но сохраняет [17] значительную долю характеристик прежней: базовый уровень образования (соответствует нынешнему бакалавриату), специализированный (соответствует магистратуре) и профессиональный (аспирантуре); компетентностный подход; структура макета ФГОС 4; структура часов и зачетных единиц и т.д.

Начиная с первых лет подготовки и реализации Болонской системы в России в профессиональном научно-педагогическом сообществе велись бурные дискуссии (преимущественно в критическом ключе) о ее возможностях, ограничениях и рисках [7; 8; 11; 19]: «если прежде знание, наука опирались на просветительскую картину и рассматривались в основном как абсолютная, безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие "полезного знания", т.е. знания ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую отдачу [13. С. 148]. «Возобладавший в обучении прагматический подход обусловил выдвижение компетентностей в качестве основой цели профессионального социологического образования. При этом необходимо иметь в виду существенное различие между обладанием знаниями и навыками, с одной стороны, и способностью их успешно применять в различных ситуациях — с другой. По сути, компетентностный подход понадобился для того, чтобы оценить эффективность образования на практике, в условиях реальной жизни и круга повседневных задач» [2]. Но принципы оценки эффективности образовательной деятельности не могут быть положены в основу ее организации и содержания. Соглашаясь в целом с неизбежностью трансформации системы образования, подчеркнем, что прежде всего необходимо концептуальное обоснование как самой реформы, так и ее составляющих и этапов.

Во-вторых, несмотря на то, что большая часть ФУМО в соответствии с письмом Минобрнауки от 2 мая 2023 года или уже разработали, или находятся в стадии разработки новых образовательных стандартов, макет ФГОС не содержит указания на утверждающий документ Минобрнауки, который настаивает на разработке образовательных стандартов нового поколения по неутвержденному макету, и часть ФУМО, считая это указание нелегитимным, игнорируют его. Есть основания надеяться, что Минобрнауки сформирует свою позицию в ходе начавшего с сентября 2023 года пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования [17], участниками которого стали шесть вузов: БФУ им. И. Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, Горный университет (СПГУ) и ТГУ. В ходе проекта вузы вносят предложения по образовательным стандартам базового и специализированного высшего образования, требованиям к программам аспирантуры и срокам обучения. В этом учебном году прием абитуриентов уже проводился по новым требованиям, для чего вносились изменения в правила набора. На программы в рамках пилотного проекта в 2023 году принято 4044 человека [10]. Однако пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенных в него идей в силу того, что обучающиеся даже не закончат первый — базовый — уровень высшего образования, срок обучения по которому составляет 4-6 лет.

В-третьих, согласно новому подходу студенту предоставляется возможность выбирать направление подготовки не на этапе поступления, а с третьего года обучения («отложенный выбор»), что должно повысить осознанность профессионального выбора и успешность выхода на рынок труда за счет широкой образовательной базы, обеспечить гибкость образовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом, первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее — специализированная, социологическая. При таком подходе обеспечить качество подготовки выпускников затруднительно: общая двухлетняя программа не только не позволит, например, освоить социологам двухлетнюю программу по высшей математике — основу для большинства последующих профильных дисциплин, но и существенно снизит мотивацию. Такой подход лишает высшее образование связи с профессиональной деятельностью, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросам общества, рынка труда и целям социально-экономического развития страны.

В-четвертых, необходимо проработать нормативные основы определения срока обучения на базовом уровне: 4-5-6 лет. Например, опрос руководителей образовательных программ по социологии показал, что интересы региональных и федеральных вузов не всегда совпадают в силу разнородности рынка труда и рынка образовательных услуг. Считаем целесообразным делегировать решение этого вопроса ФУМО: с одной стороны, увеличение

периода обучения (с 4 до 5-6 лет) соответствует требованию качественной подготовки специалистов, с другой стороны, означает увеличение педагогической нагрузки и удорожание обучения на 20 %-40 %. За счет каких механизмов будут увеличены расходы на высшее образование, нигде не уточнено. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда (в связи с вариативными сроками обучения по направлению).

Кроме того, в предыдущих макетах ФГОС (второго и третьего поколения) было указано, какую квалификацию получают выпускники: бакалавр, специалист, магистр. В проекте нового макета это указание отсутствует, а чиновники разного уровня говорят о «возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций». О каких квалификациях идет речь — основных или дополнительных — Минобрнауки не уточняет. Также непонятны инструменты обеспечения качества подготовки специалистов в случае одновременного получения двух квалификаций, т.е. полноценного освоения двух образовательных программ, если первые два года обучения будут полностью отданы базовой (общей для УГН) подготовке.

В-пятых, сама идея разработки ФГОС 4 не на направление, а на укрупненную группу не бесспорна. В новом Перечне объединяются в одну группу слишком разнородные направления, и согласовать содержание образования и структуру учебных планов с учетом отличий их предметного поля представляется крайне сложным.

В-шестых, не определено, как будут учитываться бюджетные места, если контрольные цифры приема распределяются по направлениям подготовки/специальностям, особенно в случае перехода студентов с одного направления подготовки на другое. Вероятно, эта процедура должна быть делегирована вузам. В контексте планируемой реформы отсутствует и понимание того, останется ли у вузов возможность самостоятельно определять порядок приема на направление подготовки или будет реализован только вариант приема в рамках УГН. Прогнозируются организационные и содержательные трудности при приеме на УГН в рамках существующей структуры вузов (факультет/институт — кафедры/департаменты — образовательная программа), поскольку обучение по разным направлениям подготовки ведут, как правило, разные структурные подразделения. Или обратная ситуация: если в вузе ведется подготовка только по одному из шести направлений, например по социологии, как будет формироваться учебный план: с учетом содержания других пяти направлений или без. Будет ли образовательная организация должна готовить студентов к нереализуемым направлениям только потому, что такая возможность предусмотрена в проекте ФГОС? В таком случае студенты, получившие диплом по одному направлению, будут заведомо иметь разную подготовку и, следовательно, разный уровень конкурентоспособности.

Переход на новую систему может стать существенным барьером в межгосударственных обменах в сфере образования, в привлечении иностранных студентов, в горизонтальной образовательной мобильности. Сегодня Болонская система реализуется в большинстве зарубежных стран, с которыми Россия сотрудничает, и студенты которых приезжают к нам на обучение.

В целом непрерывное реформирование системы высшего образования с начала 2000-х годов продолжает дестабилизацию профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава [1]: непрекращающееся «бумаготворчество» [6] и снижение социально-профессионального статуса преподавателя вуза препятствуют полноценному его включению в научные исследования [21], что оказывает разрушающее влияние на подготовку специалистов с высшим образованием. Ситуация неопределенности профессиональной деятельности преподавателя вуза приводит к ее постоянной оперативной корректировке в соответствии с новыми требованиями и к формальному принятию изменений, ведущих к скрытому воспроизводству прежних стереотипов работы и сопротивлению изменениям [26. С. 11].

Наблюдается ряд противоречий между запросами социальной практики и предлагаемым макетом нового ФГОС, между современными требованиями к квалификации социолога и возможностью их реализации в образовательном процессе. Необходимо не только обновление методологических и методических основ социологии как учебной дисциплины, но и ее глубокая интеграция с социологической наукой. Отечественная социология становится сегодня основой для общего профессионального образования и подготовки кадров. Социологическое образование, помимо подготовки профессионалов-экспертов, должно способствовать формированию социологического мышления и социологической культуры российского общества. Социологическая культура подразумевает признание бесконечной сложности и многообразия общества во всех его проявлениях, взаимосвязь и обусловленность всех его элементов и уровней [2. С. 200-205]. В то же время очевидно снижение значимости содержательного поля социологии в образовательных стандартах высшего образования. Если в ГОС ВПО 1993-1999 годов [22] и ГОС ВПО 2000 года [3] социология была включена в качестве обязательной дисциплины, то в ФГОСах, начиная с 2010 года, в базовую/обязательную часть гуманитарного, социального и экономического цикла социология как учебная дисциплина не входит [24; 25].

Подводя итоги, хотелось бы предложить, пока идет пилотный проект, продолжить доработку проекта ФГОС 4, в частности, вернуться к стандарту по каждому направлению подготовки, и провести широкое общественно-профессиональное обсуждение нового Перечня специальностей и направлений подготовки, подходов к распределению бюджетных мест

по образовательным программам, порядка приема в вузы. Без широкого включения научного-педагогического сообщества в процесс реформирования системы высшего образования трудно гарантировать успех преобразований.

Библиографический список

1. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5.

2. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в современном контексте. М., 2017.

3. ГОС ВПО. Направление 510100 Математика // URL: https://www.fgosvo.ru/archivegosvpo/ index/5?parent=575&edutype=5

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // URL: https://zakonobobrazovanii.ru.

5. Замглавы Минобрнауки Афанасьев заявил об исключении российских вузов из Болонской системы // URL: https://lenta.ru/news/2022/06/07/afanasiv

6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Типологии аномалий в высшем образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3.

7. Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4.

8. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровне-вой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2.

9. Минобрнауки сообщило об исключении российских вузов из Болонской системы // URL: https://www.rbc.ru/politics/06/06/2022/629dec299a7947a0e3d5426f

10. Минобрнауки: Новая система высшего образования будет внедрена с 1 сентября 2025 года // URL: https://rg.ru/2023/10/04/2655919.html

11. Муравьева А.А., Аксенова, Н.М., Ватолкина Н.Ш. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3.

12. Назайкинская О. Новая схема высшего образования «2+2+2»: чего ждать и к чему готовиться // URL: https://mel.fm/blog/olga-nazaykinskaya/84190-novaya-skhema-vysshego-obrazovaniya-222-chego-zhdat-i-k-chemu-gotovitsya

13. Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4.

14. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202108160022

15. Послание Президента Федеральному собранию 15 января 2020 года // URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/62582

16. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года // URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/70565

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2023 № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308140015

18. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033.

19. Рубан Л.С. Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2.

20. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4.

21. Темнова Л.В. Приспособительные технологии научной деятельности преподавателя вуза в условиях реформирования высшего образования // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте. М., 2020.

22. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 522100 Агроэкономика // URL: https://www.fgosvo.ru/archivegosvpo/ index/2?parent=19&edutype=2

23. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/49210

24. ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология // URL: https://www.fgosvo. ru/uploadfiles/fgos/29/20111115114810.pdf

25. ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование // URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/29/20110317112502.pdf

26. Шманцарь М.В. Профессиональные риски преподавателей вузов в условиях трансформации российского образования. Дисс. к.с.н. Екатеринбург, 2019.

DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-87-100 EDN: SIEHTI

Model of sociology training introduced by the fourth-generation Federal State Educational Standard*

L.V. Temnova

Lomonosov Moscow State University,

Leninskie Gory, 1, Moscow, 119991, Russia

(e-mail: [email protected])

Abstract. Today a new level-system of higher education is formed in Russia through significant changes that meet the new requirements for specialists in economics, social sectors, and all spheres of public life. The new system is to incorporate the developments of the Soviet educational model and the experience of recent decades. The article considers a new model of sociological training implied in the reform of the higher education system and in the fourth-generation Federal State Educational Standard (FSES). One of the central ideas of the new system is to provide students with the opportunity to choose a field of study not upon entering a university, but at the third year of study, which would increase the awareness of professional choice, help graduates to more successfully integrate into the labor market due to a broader educational base and ensure the flexibility of educational programs, preserving the "fundamental core" in each. Thus, the first two years are for general (for the enlarged group of areas) training, and then specialized (sociological) training starts. However, the draft of the new standard

* © L.V. Temnova, 2024

The article was submitted on 15.03.2023. The article was accepted on 15.06.2023.

proposed by the Ministry of Education and Science, which is based on updated, enlarged groups of areas, would not improve the professional training of sociologists. The mandatory general part for all areas in the group would inevitably reduce the professional part of training, thus, depriving the higher sociological education of connections with practice and destroying the focused training of specialists, which contradicts the demands of society and the labor market, and the goals of the country's social-economic development. There are also other problems: an unpredictable extension of the time to enter the labor market; not identified mechanisms for distributing student quotas between areas within the group, for funding an extended period of study (20 %-40 % increase in cost) and an increased teaching load. The current pilot project designed for three years would not allow to make valid conclusions about the suggested changes as students will not even complete the basic level of higher education. Therefore, it is necessary to return to the FSES for each area of training, to further develop regulatory and legal grounds for the transition from the Bologna system with a focus on the values and goals of the Russian higher education, and to ensure a broad public-professional discussion about the planned reforms.

Key words: higher education; federal state educational standard; sociological education; professional training; reform of the education system; pilot project

References

1. Ambarova P. A., Zborovsky G.E. Imitatsii v vysshem obrazovanii kak sotsialnaya problema [Imitation in higher education as a social problem]. Vyssheye Obrazovanie v Rossii. 2021. 30 (5). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gorshkov M.K., Klyucharev G.A. Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennom kontekste [Continuing Education in the Contemporary Context]. Moscow; 2017. (In Russ.).

3. GOS VPO. Napravlenie 510100 Matematika [State Educational Standard of Higher Professional Education. Direction 510100 Mathematics]. URL: https://www.fgosvo.ru/ archivegosvpo/index/5?parent=575&edutype=5. (In Russ.).

4. Zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoy Federatsii" [Law on Education in the Russian Federation]. URL: https://zakonobobrazovanii.ru. (In Russ.).

5. Zamglavy Minobrnauki Afanasyev zajavil ob iskljuchenii rossijskih vuzov iz Bolonskoj sistemy [Deputy Head of the Ministry of Education and Science Afanasyev announced the exclusion of Russian universities from the Bologna system]. URL: https://lenta.ru/ news/2022/06/07/afanasiv/. (In Russ.).

6. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Tipologii anomaliy v vysshem obrazovanii [Typology of anomalies in higher education]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).

7. Klyucharev G.A., Tyurina I.O. Bolonsky protsess: uspekhi i somneniya [Bologna process: Successes and doubts]. Sotsiologicheskie Issledovaniia. 2023; 4. (In Russ.).

8. Konstantinova L.V., Petrov A.M., Shtykhno D.A. Pereosmyslenie podkhodov k urovnevoy sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii v usloviyah vykhoda iz Bolonskogo protsessa [Rethinking approaches to the level system of higher education in Russia in the context of exit from the Bologna process]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2023; 32 (22). (In Russ.).

9. Minobrnauki soobshhilo ob iskljuchenii rossijskih vuzov iz Bolonskoj sistemy [The Ministry of Education and Science announced the exclusion of Russian universities from the Bologna system]. URL: https://www.rbc.ru/politics/06/06/2022/629dec299a7947a0e3d5426f. (In Russ.).

10. Minobrnauki: Novaja sistema vysshego obrazovanija budet vnedrena s 1 sentjabrja 2025 goda [Ministry of Education and Science: The new system of higher education will come into force from September 1, 2025]. URL: https://rg.ru/2023/10/04/2655919.html. (In Russ.).

11. Muravieva A.A., Aksenova, N.M., Vatolkina N.Sh. Bolonsky protsess: prostranstvo razvitiya ili neoliberalny proekt? [Bologna process: Space for development or neoliberal project?]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2019; 23 (3). (In Russ.).

12. Nazajkinskaja O. Novaja schema vysshego obrazovanija "2+2+2": chego zhdat i k chemu gotovitsja [New scheme of higher education "2+2+2": What to expect and what to prepare for]. URL: https://mel.fm/blog/olga-nazaykinskaya/84190-novaya-skhema-vysshego-obrazovaniya-222-chego-zhdat-i-k-chemu-gotovitsya. (In Russ.).

13. Pokrovsky N.E. Pobochny produkt globalizatsii: universitety pered litsom radikalnyh izmeneniy [A by-product of globalization: Universities in the face of radical changes]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost. 2005; 4. (In Russ.).

14. Porjadok organizatsii i osushchestvlenija obrazovatelnoj dejatelnosti po obrazovatelnym programmam vysshego obrazovanija—programmambakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury [Procedure for Organizing and Carrying out Educational Activities in Higher Education — Bachelor's Programs, Specialty Programs, Master's Programs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022. (In Russ.).

15. Poslanie Prezidenta Federalnomu sobraniju 15 janvarja 2020 goda [Presidential Address to the Federal Assembly on January 15, 2020]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/62582. (In Russ.).

16. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniju 21 fevralja 2023 goda [Presidential Address to the Federal Assembly on February 21, 2023]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/70565. (In Russ.).

17. Рostanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 09.08.2023 No. 1302 "O realizatsii pilotnogo proekta, napravlennogo na izmenenie urovnej professionalnogo obrazovanija" [Decree of the Government of the Russian Federation of August 9, 2023 No. 1302 "On the Implementation of the Pilot Project for Changing Levels of Professional Education"]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202308140015. (In Russ.).

18. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federatsii ot 01.02.2022 No. 89 "Ob utverzhdenii perechnja spetsialnostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovanija po programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury, programmam ordinatury i programmam assistentury-stazhirovki" [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of February 1, 2022 No. 89 "On the Approval of the List of Specialties and Training Areas in Higher Education for Bachelor's, Specialty, Master's, Residency and Assistantship-Internship Programs"]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033. (In Russ.).

19. Ruban L.S. Komparativny analiz rossiyskoy i zapadnoy sistemy obrazovaniya i podgotovki nauchnyh kadrov [Comparative analysis of the Russian and Western systems of education and training of scientific personnel]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (2). (In Russ.).

20. Rudskoy A.I., Borovkov A.I., Romanov P.I. Kontseptsiya FGOS VO chetvertogo pokoleniya dlya inzhenernoy oblasti obrazovaniya v kontekste vypolneniya porucheniy Prezidenta Rossii [Concept of the fourth-generation Federal State Educational Standard for Higher Education for engineers in the context of carrying out the instructions of the Russian President]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 30 (4). (In Russ.).

21. Temnova L.V. Prisposobitelnye tekhnologii nauchnoj dejatelnosti prepodavatelja vuza v uslovijah reformirovanija vysshego obrazovanija [Adaptive technologies for the scientific work of the university teacher under the reform of higher education]. Fundamentalnye i prikladnye problemy pedagogiki i psikhologii v obrazovatelnom i sotsialnom kontekste. Moscow; 2020. (In Russ.).

22. Trebovanija k objazatelnomu minimumu soderzhanija i urovnju podgotovki bakalavra po napravleniju 522100 Agroekonomika [Requirements for the Mandatory Minimum Content and Level of Bachelor's Training in 522100 Agricultural Economics]. URL: https://www. fgosvo.ru/archivegosvpo/index/2?parent=19&edutype=2. (In Russ.).

23. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 12.05.2023 No. 343 "O nekotoryh voprosah sovershenstvovanija sistemy vysshego obrazovanija" [Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2023 No. 343 "On Some Issues in Improving the Higher Education System"]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49210. (In Russ.).

24. FGOS VPO po napravleniju podgotovki 020400 Biologija [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for 020400 Biology]. URL: https://www.fgosvo. ru/uploadfiles/fgos/29/20111115114810.pdf. (In Russ.).

25. FGOS VPO po napravleniju podgotovki 022000 Ekologija i prirodopolzovanie [Federal State Educational Standard ofHigher Professional Education for022000 Ecology and Environmental Management]. URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/29/20110317112502.pdf. (In Russ.).

26. Shmantsar M.V. Professionalnye riski prepodavatelej vuzov v uslovijah transformatsii rossijskogo obrazovanija [Professional Risks of University Teachers under the Transformation of the Russian Education System: Thesis]. Ekaterinburg; 2019. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.