RUDN Journal of Sociology. ISSN 2313-2272 (print), ISSN 2408-8897 (online) 2024 Vol. 24 No. 1 112-124 Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ httpy/pum^s.ruciri.nj/s^bgy
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-112-124 EDN: UEIKDA
Социолог 4.0: вызовы и риски реформирования профессионального социологического образования*
И.В. Образцов
Московский государственный лингвистический университет,
ул. Остоженка, 38, к. 1, Москва, 119034, Россия
(e-mail: [email protected])
Аннотация. Отечественная система профессионального социологического образования, если за точку ее институционализации принять создание в СССР в 1989 году первых социологических факультетов, функционирует уже более тридцати лет. Но, пожалуй, самый сложный период ее развития предстоит в ближайшие годы в связи с переходом к новой двухуровневой модели высшего образования и разработкой нового федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения. Реализация этих планов имеет определенные издержки (вызовы): 1) лишение социологических направлений подготовки статуса самостоятельной укрупненной группы специальностей (УГСН) и включение социологии в УГСН политологического профиля; 2) введение программы совместного обучения социологов в течение первых двух курсов с представителями политологических направлений и, как следствие, сокращение учебного времени на освоение учебных дисциплин социологического профиля; 3) противоречия между базовым и специализированным уровнями высшего образования, связанные с расширением возможностей выпускников базового уровня по поступлению в аспирантуру. Не урегулированы вопросы определения контрольных цифр приема на УГСН, механизмы их внутреннего распределения между и направлениями подготовки, возможности одновременного освоения «смежных» специальностей. Эти вызовы создают риски для сохранения социологией статуса специальности и направления, а, в конечном счете, угрозу ее самостоятельности, идентичности и дееспособности. В статье обосновываются меры по развитию профессионального социологического образования и по сохранению его статуса в условиях реформирования отечественной системы высшего образования. Прежде всего, это восстановление УГСН по социологии в «Перечне направлений подготовки высшего образования», и тогда новый ФГОС 4 будет ориентирован на родственные направления подготовки, что позволит повысить качество профессионального социологического образования.
Ключевые слова: реформа высшей школы; социологическое образование; федеральный государственный образовательный стандарт; базовое и специализированное высшее образование
*© Образцов И.В., 2024
Статья поступила 08.12.2023 г. Статья принята к публикации 15.02.2024 г.
Проблемы отечественного социологического образования на протяжении всего периода его развития постоянно находились в центре внимания профессионального сообщества [1-20]. Однако впервые система подготовки социологов сталкивается со столь сложными вызовами и рисками полной или частичной утраты своей идентичности и дееспособности, что, прежде всего, связано с новым этапом реформирования системы высшего образования, в ходе которого предусмотрен переход к двухуровневой подготовке специалистов с базовым высшим образованием (со сроком обучения от 4 до 6 лет), а из их числа — кадров со специализированным высшим образованием (от 1 до 3 лет). Как отмечает министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, «в новой системе важно четко развести образовательную ступень и профессиональные квалификации в документах об образовании, соблюсти баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда» (1).
Само по себе реформирование отечественной системы высшего образования в условиях новой геополитической ситуации и введения санкционных ограничений во всех сферах жизнедеятельности государства, в том числе в науке и образовании, представляется мерой вынужденной и необходимой. Отказ от Болонской системы, элементы которой в виде бакалавриата и магистратуры функционируют в настоящее время, поиск и построение национальной модели высшего образования должны осуществляться постепенно, на основе научно обоснованных решений, с привлечением широкой научно-педагогической общественности. Однако, как показывает практика, реформирование планируется и осуществляется в необоснованно короткие сроки и с явными недоработками, которые в будущем могут сказаться как на функционировании всей системы высшего образования, так и на качестве подготовки специалистов.
Нынешнее реформирование началось с реализации пилотного проекта по апробации новых уровней образования в 2023/24, 2024/25 и 2025/26 учебных годах. В нем принимают участие шесть образовательных организаций: ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»; ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»; ФГАУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"»; ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (2). Предполагается, что участники пилотного проекта будут представлять в Правительство России отчеты о ходе его реализации, в том числе предложения по корректировке. С учетом данных пилотного проекта будут определены особенности новой национальной системы высшего образования и возможности ее распространения на все российские университеты. Переход на новую модель высшего
образования запланирован на 1 сентября 2025 года (3). Иными словами, перевод всей системы высшего образования на новую модель планируется осуществить в кратчайшие сроки, еще до завершения пилотного проекта: вузы-экспериментаторы успеют провести набор и обучение студентов по новым образовательным программам только на первых двух курсах, т.е. полноценного опыта подготовки по новым образовательным программам еще не будет, но все вузы уже приступят к их практической реализации, самостоятельно решая возникающие проблемы непосредственно в ходе учебного процесса.
Казалось бы, профессорско-преподавательский состав за последнее десятилетие уже приучен к перестройке «на ходу», о чем, например, свидетельствует перманентный переход с интервалом в 3-4 года на новые варианты федеральных государственных образовательных стандартов ГОС ВО 2, ФГОС 3, ФГОС 3+, ФГОС 3++, что потребовало огромных трудозатрат по кардинальной переработке всей учебно-методической документации, но, по сути, мало что изменило в структуре и содержании учебного процесса. Однако планируемый переход на ФГОС 4, спешно разрабатываемый под новую модель высшего образования, способен обрушить сложившуюся систему профессиональной подготовки социологов. Основные (но не единственные) вызовы для социологического образования в связи с реализацией новой модели высшего образования таковы: изменения в перечне и составе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГСН), при которых социология потеряла статус флагмана и самостоятельной УГСН, оказавшись в одной группе с политическими науками; введение совместного обучения студентов в рамках единой УГСН по разным направлениям подготовки, освоение «смежных» специальностей; противоречия между базовым и специализированным уровнями высшего образования (первый, получая расширенный статус вплоть до предоставления права поступления в аспирантуру, по сути, делает следующий уровень нецелесообразным). Данные вызовы необходимо рассмотреть в контексте возникающих рисков и угроз для сохранения конкурентоспособной отечественной системы подготовки кадров профессиональных социологов.
В объятиях политических наук, или почему социология нуждается в своей УГСН
В реализуемом в настоящее время в системе высшего образования перечне специальностей и направлений подготовки раздел «Науки об обществе» включает: психологические науки (37.00.00); экономику и управление (38.00.00); социологию и социальную работу (39.00.00); юриспруденцию (40.00.00); политические науки и регионоведение (41.00.00); средства массовой информации и информационно-библиотечное дело (42.00.00); сервис и туризм (43.00.00); причем социологический блок включает три направления, а политический — шесть (Табл. 1). Согласно новым требованиям Минобрнауки
России, вводимым в действие с 1 сентября 2024 года, уточненный раздел «Науки об обществе и человеке» включает: экономику, бизнес и управление (№ 12); политику, социологию и международные процессы (№ 13); юриспруденцию (№ 14); психологические науки (№ 15).
Таблица 1
Перечень направлений подготовки высшего образования (4)
Коды Наименования Квалификация
НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
39.00.00 Социология и социальная работа
39.03.01 Социология Бакалавр
39.04.01 Социология Магистр
39.03.02 Социальная работа Бакалавр
39.04.02 Социальная работа Магистр
39.03.03 Организация работы с молодежью Бакалавр
39.04.03 Организация работы с молодежью Магистр
41.00.00 Политические науки и регионоведение
41.03.01 Зарубежное регионоведение Бакалавр
41.04.01 Зарубежное регионоведение Магистр
41.03.02 Регионоведение России Бакалавр
41.04.02 Регионоведение России Магистр
41.03.03 (1) Востоковедение и африканистика Бакалавр
41.04.03 (1) Востоковедение и африканистика Магистр
41.03.04 Политология Бакалавр
41.04.04 Политология Магистр
41.03.05 Международные отношения Бакалавр
41.04.05 Международные отношения Магистр
41.03.06 Публичная политика и социальные науки Бакалавр
41.04.06 Публичная политика Магистр
По неведомым причинам социологическая УГСН потеряла статус самостоятельной: ранее входившие в нее «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью», дополненные «Социотехническим обеспечением национальной безопасности и обороны» (5), перекочевали в раздел «Социальная сфера и сфера услуг», образовав самостоятельную УГСН под номером 43 «Социальная сфера». Видимо, по мысли разработчиков данной классификации, социальная сфера, к «науке об обществе и человеке» в целом и к социо-
логии в частности отношения не имеет, образуя самостоятельный континуум со сферой услуг. Социология же оказалась в объятиях четырех политических направлений подготовки (6) (Табл. 2). Если уж принималось решение о ликвидации социологической УГСН, почему социология попала в объятия политических наук, а не, например, в УГСН 12 «Экономика, бизнес и управление», с которыми у нее гораздо больше точек соприкосновения, начиная с математико-статистической и программно-цифровой подготовки и заканчивая сферой применения в виде маркетинговых исследований? Получается, что теперь ключевыми направлениями/специализациями (профилями) социологических образовательных программ по умолчанию должны стать «Политическая социология/Социология политики» и «Социология международных отношений/Региональная социология». Однако анализ специализаций (профилей) образовательных программ российских вузов, занимающихся подготовкой социологов, показал низкий уровень востребованности политической и региональной социологии. Так, профиль «социология политики» (в том числе «социология политики и политический PR», «социология политики и международных отношений») в общем объеме специализаций занимает менее 2 % в бакалавриате и 5 % — в магистратуре; профиль «социология региона» — также не более 5 % и только в программах магистратуры (в том числе «социология регионального развития», «социология городского и регионального развития»). Доминирующими оказались специализации общесоциологической и экономико-управленческой направленности [13. С. 56-57].
Таблица 2
Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата и магистратуры (7)
Коды Наименования Код квалификации Квалификация
ПОЛИТИКА, СОЦИОЛОГИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ
01 Регионоведение 6.0 Бакалавр регионоведения России
7.1 Магистр зарубежного регионоведения
02 Политология 6.0 Бакалавр политологии
7.1 Магистр политологии
03 Публичная политика 6.0 Бакалавр политологии
7.1 Магистр политологии
04 Международные отношения 6.0 Бакалавр международных отношений
7.1 Магистр политологии
05 Социология 6.0 Бакалавр социологии
7.1 Магистр социологии
С этим можно было бы смириться: находясь в одной УГСН, реализо-вывать свою образовательную программу, не оглядываясь на «смежников», но проблема в том, что по новому проекту предполагается совместное обучение студентов всех направлений подготовки, входящих в одну укрупненную группу. Эта идея лежит в основе разрабатываемых в настоящее время ФГОС 4 (пока подготовка студентов осуществляется по ФГОС 3++): политологическая направленность должна стать приоритетной в образовательных программах социологических факультетов и кафедр (а будет ли тогда в них необходимость, не проще ли создать факультеты и кафедры социально-политического профиля). Значит, нужно будет подстраиваться не под потребности рынка, а под соответствие формальным требованиям, согласно которым социология и политические науки «близнецы-братья».
Поэтому возвращение самостоятельной социологической УГСН в перечень специальностей и направлений подготовки представляется жизненно необходимым для сохранения социологических факультетов и отделений (выпускающих кафедр) в российских вузах. В состав данной УГСН помимо социальной работы, организации работы с молодежью, возможно, социотех-нического обеспечения национальной безопасности, можно было бы включить и демографию — специальность, по объектно-предметной области и методологии исследовательской деятельности близкую социологии.
Совместное обучение в рамках политологической УГСН:
возможные риски
Поскольку разработка ФГОС 4 достигла завершающей стадии (8), с большой долей вероятности можно предположить, что будет реализован вариант совместного обучения социологов и представителей политических наук, что нанесет большой урон подготовке социологов. Во-первых, набор компетенций, помимо характерных для предыдущих вариантов ФГОС 3 универсальных, общепрофессиональных и профессиональных, дополнен семью базовыми компетенциями — от способности «осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке и иностранных языках на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности» (БК-1) до способности «составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности» (БК-7). Из содержания даже этих двух компетенций можно сделать два вывода: базовые компетенции во многом дублируют универсальные; иностранным языкам и делопроизводству в «профессиональной деятельности» обучать совместно, например социологов и международников, нецелесообразно. Прежде всего, в общепрофессиональных компетенциях международников (как и зарубежных регионоведов) предусмотрено обязательное изучение двух иностранных языков в объемах, намного превышающих требования к изучению одного иностранного язы-
ка социологами; документооборот в диппредставительствах и исследовательских компаниях принципиально различается, но требование нового ФГОС — совместное обучение в течение первых двух курсов по единой программе, с одинаковым набором учебных дисциплин и без разделения на направления подготовки. В первые два года студенты единым потоком должны освоить весь набор из 8 универсальных и 7 базовых компетенций. При этом нужно отметить, что в рамках УГСН социологи к разработке базовых компетенций не привлекались.
Во-вторых, поступление абитуриентов не на конкретные специальности и направления, а в УГСН, порождает вопрос о единых вступительных испытаниях. Сейчас для поступления на специальности и направления политологического профиля абитуриенты в большинстве российских вузов предъявляют результаты ЕГЭ по истории (профильный), русскому и иностранному языку, для поступления на социологию — ЕГЭ по обществознанию (профильный), русскому языку, иностранному языку или профильной математики. Можно предположить, что набор вступительных испытаний на новую УГСН будет явно не в пользу обществознания и профильной математики. Возникает вопрос: как после двух лет освоения гуманитарно-политической проблематики студенты смогут (и захотят ли) погрузиться в математические дисциплины социологического профиля?
В-третьих, непонятен механизм выбора студентами профиля обучения после окончания второго курса: кто из них предпочтет социологический профиль, связанный с большими трудозатратами, чем на регионоведческом или политологическом профилях? И, главное, как за два оставшихся года можно освоить специальные социологические дисциплины и связанные с ними профессиональные компетенции с нуля? Остроту последнего вопроса несколько снижает предложение рабочей группы сделать продолжительность обучения на базовом уровне высшего образования по социологии пятилетним, т.е. после в определенном смысле «потерянных» двух лет обучения (вряд ли политологические направления подготовки согласятся на мощный курс высшей математики, программирования и информатики — им такие компетенции не нужны) социологические кафедры должны за три года подготовить профессионального социолога.
Неизбежны и организационно-штатные изменения: по крайней мере, социологические факультеты превратятся в некие рудименты для обучения студентов только на старших курсах, выпускающие социологические кафедры потеряют учебную нагрузку и могут начать функционировать в статусе предметно-методических комиссий и групп в составе кафедр политологического профиля. Что станет с профессорско-преподавательским составом? Он, видимо, должен будет осваивать социально-политическую проблематику. В какой ситуации окажутся студенты 2024 года набора, перешедшие в 2025 году на второй курс — они будут доучиваться по прежним образова-
тельным программам или же в добровольно-принудительном порядке будут интегрированы в новую программу?
Таким образом, совместное обучение на первых двух курсах разнородных специальностей ставит много вопросов, на которые пока нет ответов, и вряд ли они появятся к 2025 году, поскольку вузы пилотного проекта еще не успеют обобщить и распространить свой опыт (а он может быть и неудачным). Скорее всего каждый вуз будет пытаться самостоятельно решать возникающие проблемы, и там, где у социологических подразделений не очень сильные позиции, социологическая «падчерица» рискует остаться изгоем в дружной «семье» политических наук.
Базовое высшее vs специализированное высшее
Министр высшего образования и науки В.Н. Фальков на встрече с ректорами российских вузов 28 ноября 2023 года заявил, что магистратура как уровень образования «не состоялась» из-за недостатка кадровых, инфраструктурных и образовательных ресурсов. При этом число магистерских программ неадекватно высоко: «В 451 из 489 государственных вузов реализуются программы магистратуры. Так не бывает, не может быть такого количества магистерских программ». Что касается специализированного высшего образования, то оно будет двух типов: исследовательское предусмотрено для тех, кто планирует дальнейшую академическую деятельность, а профессиональное — для тех, кому требуются дополнительные углубленные знания в профессии. При этом «исследователей» будет полностью финансировать государство, а «профессионалов», возможно, работодатель (9).
Что это означает для социологии? Прежде всего, что уровень специализированного образования с большой вероятностью исчезнет в большинстве региональных и некоторых столичных вузах, но и там, где уровень специализированного образования сохранится, оно скорее всего будет иметь академическую направленность, так как трудно представить массовую заинтересованность исследовательских компаний в финансировании узкоспециализированных магистратур «под себя». Следовательно, базовое высшее образование, по сути, станет единственным уровнем подготовки профессиональных социологов. И здесь выдвигаются еще аргументы в пользу пятилетнего обучения — расширение возможностей для освоения студентами общепрофессиональных и профессиональных компетенций (после двухлетнего «совместного» обучения), а для профессорско-преподавательского состава социологических кафедры — возможностей для сохранения учебной нагрузки и большей части штатных должностей.
Реформирование высшей школы предполагает повышение статуса и расширение возможностей базового высшего образования вплоть до предоставления его выпускникам права поступления в аспирантуру. Но это в значительной мере снижает востребованность специализированного выс-
шего образования академического профиля, прежде всего, за счет сокращения трека академической карьеры: «базовое высшее образование — аспирантура» (5+3 лет) вместо «базовое — специализированное — аспирантура» (5+2/1+3 лет). А поскольку новая модель обучения не предполагает вариативности — специализированное высшее образование смогут получать только выпускники с профильным базовым образованием, можно предположить низкую востребованность первого в обозримом будущем. Конечно, и в нынешней модели существуют определенные проблемы с рекрутингом в магистратуру социологов из числа выпускников бакалавриата, но они частично решаются за счет выпускников других направлений, решивших сменить или скорректировать профессиональную траекторию, а в новой модели такая возможность не предусмотрена.
Таким образом, переход к новой двухуровневой модели высшего образования содержит в себе серьезные риски для дальнейшего функционирования социологического образования в нашей стране. Видимо, наступило время для того, чтобы социологическое сообщество в лице представителей официальных и общественных (профессиональных ассоциаций и организаций) структур предприняло шаги по внесению в нормативные документы поправок, необходимых для снижения этих рисков и для дальнейшего развития профессионального социологического образования.
Примечания
(1) Фальков В.: В основе любых изменений должна быть простая интегральная характеристика — качество образования. 19.05.2023 // URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-ministerstva/68132.
(2) Указ Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». 12.05.2023 // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/71118.
(3) Правительство определило правила проведения пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования 15.08.2023 // URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-ministerstva/71809/?sphrase_id=7989583.
(4) Сост. по: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования» (Приложения 1-2) // URL: https://rg.ru/documents/2013/11/01/obr-napravlenia-dok.html.
(5) Видимо, речь идет о подготовке специалистов для отделений военно-политической работы в силовых структурах. На сайте regulation.gov.ru 27 октября 2020 года был размещен проект ФГОС ВО «39.05.XX — Социотехническое обеспечение национальной безопасности и обороны» (специалитет) ( URL: https://fgosvo.ru/files/files/ Project_FGOSVO_Soz_ob.pdf). Судя по нумерации, он изначально разрабатывался для включения в УГСН «Социология и социальная работа» и логично сочетался с содержанием деятельности дипломированных специалистов по направлениям подготовки 39.03 (04).02 — социальная работа и 39.03 (04).03 — организация работы с молодежью. Однако использование термина «социотехническое» представляется не вполне корректным, поскольку отсылает к социотехническим исследованиям столетней давности, проводившимся в СССР во второй половине 1920-х годов и по содержанию соответствующим прикладной психологии.
(6) В проекте ФГОС-4 в 13-й УГСН в качестве шестой специальности/направления подготовки рассматривается демография, хотя в перечне она отсутствует.
(7) Сост. по: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 01.02.2022 г. № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» (Приложение) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202203030033.
(8) Проект ФГОС 4-го поколения для социологов был разработан рабочей группой под руководством Л.В. Темновой, созданной при УГСН «Социология и социальная работа» (пока еще действующей по старым нормативным актам — до 31 августа 2024 года). Некоторые наработки группы были представлены на секции «Социологические науки» VI Профессорского форума. Поскольку автор входил в состав группы, он счел возможным использовать в статье некоторые данные проекта, отдавая себе отчет в том, что ФГОС-4 по социологии может быть принят в 2024 года и без учета или с частичным учетом предложений рабочей группы.
(9) Магистрам повысят регистр. Валерий Фальков пригласил ректоров к выходу из Болонской системы. 28.11.2023 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/6364977.
Библиографический список
1. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Профессиональное социологическое образование и обеспечение инновационного прорыва в системе образования // Социология образования. 2012. № 9.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Гутнов Д.А. Социологическое образование в России. М., 2010.
3. Бороноев А.О. Проблемы социологического образования и развития социологической культуры в российском обществе // Социология образования. 2011. № 10.
4. Буланова М.Б. Социологическое образование в России (1960-е годы — настоящее время) // Социологические исследования. 2008. № 12.
5. Буланова М.Б. Социологическое образование в России: история и современность. М., 2011.
6. Буланова М.Б., Медведева Д.М. Социологическое образование в региональных вузах России // Социологические исследования. 2011. № 10.
7. Васильева Е.Н. Отечественное социологическое образование в контексте Болонского процесса // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2008. № 1.
8. Григорьев С.И. Социологическое образование в современной России: кризисные явления и пути их преодоления // Высшее образование в России. 2007. № 1.
9. Зборовский Г.Е. Социологическое знание и образование: проблемы взаимосвязи // Социологические исследования. 2012. № 8.
10. Зырянов В.В., Ладыжец Н.С., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1.
11. Зырянов В.В., Темнова Л.В., Сайко Е.А. Мониторинг основных образовательных программ по направлению «Социология»: проблемы и тенденции // Социологические исследования. 2014. № 5.
12. ОсадчаяГ.И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества // Социологические исследования. 2009. № 2.
13. Проказина Н.В. Социологическое образование в современной России: новые вызовы и перспективы // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. 2020. № 4.
14. Пузиков В.Г. Социологическое образование в вузе: задачи и проблемы // Высшее образование в России. 2008. № 6.
15. Сакович С.М. Некоторые аспекты развития социологии в современной России // Системная психология и социология. 2012. № 5.
16. Силласте Г.Г. Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции // Высшее образование в России. 2007. № 2.
17. Скворцов Н.Г., Асочаков Ю.В. Социолог: образование и профессиональные траектории // Социологические исследования. 2022. № 3.
18. Скворцов Н.Г., Зырянов В.В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7.
19. Федулова А.В. Социологическое образование в высшей школе: проблемы и перспективы // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4.
20. Фетисов В.Я. Судьбы социологического образования в России // Социологические исследования. 2012. № 9.
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-112-124 EDN: UEIKDA
Sociologist 4.0: Challenges and risks for the professional sociological education*
I.V. Obraztsov
Moscow State Linguistic University,
Ostozhenka St., 38-1, Moscow, 119034, Russia
(e-mail: [email protected])
Abstract. The Russian system of the professional sociological education, if we date its institutionalization to the creation of the first sociological faculties in the USSR in 1989, has functioned for more than thirty years. However, in the coming years, this education will have the most difficult period in its development due to the transition to a new two-level model of higher education and to the adoption of the Federal State Educational Standard of the 4th generation (FSES 4). The implementation of these plans creates certain challenges: 1) sociological training would lose the status of an independent enlarged group of specialties (EGS) and would be included into the political sciences EGS; 2) the suggested program of joint training of sociologists with representatives of political sciences in the first two years of study would reduce the study time for mastering sociological academic disciplines; 3) there are certain contradictions between the basic and specialized levels of higher education due to the suggested expanded opportunities for basic-level graduates to enroll in graduate school. Moreover, such issues as the target numbers for the EGS, mechanisms for their distribution between areas of training and possibility of simultaneous training in 'related' specialties have not been resolved. These challenges create risks for sociology of maintaining its status of a specialty, and, ultimately, a threat to its independence and identity. The author suggests some measures to develop the professional sociological education and to maintain its status under the current reform of the national higher education system, which is primarily the
*© I.V Obraztsov, 2024
The article was submitted on 08.12.2023. The article was accepted on 15.02.2024.
restoration of the sociological EGS in the List of Areas of Training in Higher Education, which would make the new FSES 4 focus on the related areas of training and improve the quality of sociological education.
Key words: higher education reform; sociological education; Federal State Educational Standard; basic and specialized higher education
References
1. Gorshkov M.K., Klyucharev G.A. Professionalnoe sotsiologicheskoe obrazovanie i obespechenie innovatsionnogo proryva v sisteme obrazovaniya [Professional sociological education and ensuring an innovative breakthrough in the education system]. Sotsiologiya Obrazovaniya. 2012; 9. (In Russ.).
2. Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I., Gutnov D.A. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii [Sociological Education in Russia]. Moscow; 2010. (In Russ.).
3. Boronoev A.O. Problemy sotsiologicheskogo obrazovaniya i razvitiya sotsiologicheskoy kultury v rossiyskom obshchestve [Problems of sociological education and development of sociological culture in the Russian society]. Sotsiologiya Obrazovaniya. 2011; 10. (In Russ.).
4. Bulanova M.B. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii (1960-e gody—nastoyashchee vremya) [Sociological education in Russia (1960s — present)]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2008; 12. (In Russ.).
5. Bulanova M.B. Sotsiologicheskoe obrazovanie vRossii: istoriya i sovremennost [Sociological Education in Russia: History and the Present Time]. Moscow; 2011. (In Russ.).
6. Bulanova M.B., Medvedeva D.M. Sotsiologicheskoe obrazovanie v regionalnyh vuzah Rossii [Sociological education in Russia's regional universities]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2011; 10. (In Russ.).
7. Vasilieva E.N. Otechestvennoe sotsiologicheskoe obrazovanie v kontekste Bolonskogo protsessa [Russian sociological education in the context of the Bologna process]. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2008; 1. (In Russ.).
8. Grigoriev S.I. Sotsiologicheskoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: krizisnye yavleniya i puti ih preodoleniya [Sociological education in contemporary Russia: Crisis phenomena and ways to overcome them]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2007; 1. (In Russ.).
9. Zborovsky G.E. Sotsiologicheskoe znanie i obrazovanie: problemy vzaimosvyazi [Sociological knowledge and education: Relationship issues]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2012; 8. (In Russ.).
10. Zyryanov V.V., Ladyzhets N.S., Temnova L.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii: itogi 30 let [Sociological education in Russia: The results of 30 years]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 1. (In Russ.).
11. Zyryanov V.V., Temnova L.V., Sayko E.A. Monitoring osnovnyh obrazovatelnyh programm po napravleniyu "Sotsiologiya": problemy i tendentsii [Monitoring of the main educational programs in Sociology]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014; 5. (In Russ.).
12. Osadchaya G.I. Zametki o sotsiologicheskom obrazovanii v Rossii: refleksiya novyh trebovaniy obshchestva [Notes on sociological education in Russia: Reflection on new requirements of the society]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2009; 2. (In Russ.).
13. Prokazina N.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: novye vyzovy i perspektivy [Sociological education in contemporary Russia: New challenges and prospects]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye Nauki. 2020; 4. (In Russ.).
14. Puzikov V.G. Sotsiologicheskoe obrazovanie v vuze: zadachi i problemy [University sociological education: Tasks and problems]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2008; 6. (In Russ.).
15. Sakovich S.M. Nekotorye aspekty razvitiya sotsiologii v sovremennoy Rossii [Some aspects of the development of sociology in contemporary Russia]. Sistemnaya Psikhologiya i Sotsiologiya. 2012; 5. (In Russ.).
16. Sillaste G.G. Sotsiologicheskoe obrazovanie v otraslevom vuze: opyt integratsii [Sociological education in the sectoral university: Integration experience]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2007; 2. (In Russ.).
17. Skvortsov N.G., Asochakov Yu.V. Sotsiolog: obrazovanie i professionalnye traektorii [Sociologist: Education and professional trajectories]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 3. (In Russ.).
18. Skvortsov N.G., Zyryanov V.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie: mezhdu standartami i realiyami [Sociological education: Between standards and realities]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 7. (In Russ.).
19. Fedulova A.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v vysshey shkole: problemy i perspektivy [Sociological education at the university: Problems and prospects]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005; 4. (In Russ.).
20. Fetisov V.Ya. Sudby sotsiologicheskogo obrazovaniya v Rossii [The fate of sociological education in Russia]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2012; 9. (In Russ.).