Научная статья на тему 'Вектор на повышение отраслевого кадрового потенциала, как условие развития туризма в России'

Вектор на повышение отраслевого кадрового потенциала, как условие развития туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадры для отрасли / образовательный стандарт / инновационные технологии / туризм / гостеприимство / personnel for the industry / educational standard / innovative technologies / tourism / hospitality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ердакова Виктория Павловна

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров для сферы туризма и индустрии гостеприимства, обсуждаются причины кадрового дефицита и потенциальные возможности для обеспечения кадрами стремительно растущего туристского рынка труда. Приводятся статистические данные по количеству обучающихся на программах высшего образования по направлениям сервис, туризм и гостеприимство в разрезе федеральных округов в динамике за 5лет. Анализируются особенности и возможности образовательных стандартов высшего образования разных поколений, в соответствии с которыми осуществляется подготовка туристских кадров. Описаны особенности проекта нового стандарта высшего образования четвертого поколения (ФГОС ВО 4) для укрупненной группы «Гостеприимство, сервис и оказание услуг», причины, по которым разработчики предлагают установление сроков обучения в сфере туризма по образовательной модели 5+1, а также приводится анализ новых возможностей ФГОС ВО 4 для проектирования образовательных программ, отвечающих требованиям реальной практико-ориентированности и нацеленных на максимальное удовлетворение работодателей качеством подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ердакова Виктория Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vector for increasing the industry’s human resources potential as a condition for the development of tourism in Russia

The article discusses current problems related to the training of qualified personnel for tourism and the hospitality industry, discusses the causes of the personnel shortage and potential opportunities to provide personnel for the rapidly growing tourist labor market. Statistical data on the number of students enrolled in higher education programs in the areas of service, tourism and hospitality in the context of federal districts in dynamics over 5 years are given. The features and possibilities of educational standards of higher education of different generations, according to which the training of tourist personnel is carried out, are analyzed. The features of the project of the new standard of higher education of the fourth generation are described (FGOS VO 4) for the enlarged group "Hospitality, service and rendering of services", the reasons why the developers propose setting the terms of training in the field of tourism according to the educational model 5 + 1, and also provides an analysis of the new possibilities of the FGOS VO 4for designing educational programs that meet the requirements of real practice-oriented and aimed at maximum satisfaction of employers with the quality of training specialists for tourism and hospitality

Текст научной работы на тему «Вектор на повышение отраслевого кадрового потенциала, как условие развития туризма в России»

DOI: 10.18572/2686-858X-2024-21-1-12-23

Вектор на повышение отраслевого кадрового потенциала, как условие развития туризма в России

Vector for increasing the industry's human resources potential as a condition for the development of tourism

in Russia

Ердакова Виктория Павловна,

д.т.н., профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Россия E-mail: victoria.erdakova@yandex.ru

Victoria Erdakova,

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Hotel and Restaurant Business, Sochi State University, Russia

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров для сферы туризма и индустрии гостеприимства, обсуждаются причины кадрового дефицита и потенциальные возможности для обеспечения кадрами стремительно растущего туристского рынка труда. Приводятся статистические данные по количеству обучающихся на программах высшего образования по направлениям сервис, туризм и гостеприимство в разрезе федеральных округов в динамике за 5лет. Анализируются особенности и возможности образовательных стандартов высшего образования разных поколений, в соответствии с которыми осуществляется подготовка туристских кадров. Описаны особенности проекта нового стандарта высшего образования четвертого поколения (ФГОС ВО 4) для укрупненной группы «Гостеприимство, сервис и оказание услуг», причины, по которым разработчики предлагают установление сроков обучения в сфере туризма по образовательной модели 5+1, а также приводится анализ новых возможностей ФГОС ВО 4 для проектирования образовательных программ, отвечающих требованиям реальной практико-ориентированности и нацеленных на максимальное удовлетворение работодателей качеством подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: кадры для отрасли, образовательный стандарт, инновационные технологии, туризм, гостеприимство.

Jel code: L83

Abstract: The article discusses current problems related to the training of qualified personnel for tourism and the hospitality industry, discusses the causes of the personnel shortage and potential opportunities to provide personnel for the rapidly growing tourist labor market. Statistical data on the number of students enrolled in higher education programs in the areas of service, tourism and hospitality in the context offederal districts in dynamics over 5 years are given. The features and possibilities of educational standards of higher education of different generations, according to which the training of tourist personnel is carried out, are analyzed. The features of the project of the new standard of higher education of the fourth generation are described (FGOS VO 4) for the enlarged group "Hospitality, service and rendering of services", the reasons why the developers propose setting the terms of training in the field of tourism according to the educational model 5 + 1, and also provides an analysis of the new possibilities of the FGOS VO 4for designing educational programs that meet the requirements of real practice-oriented and aimed at maximum satisfaction of employers with the quality of training specialists for tourism and hospitality.

Keywords: personnel for the industry, educational standard, innovative technologies, tourism, hospitality.

1. ВВЕДЕНИЕ

Быстро меняющаяся ситуация на внутреннем и въездном туристском рынок и его значительное развитие за последние 2-3 года обострило проблемы рынка труда, усилило и без того острый дефицит профессиональных кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства — объемы выпуска кадров вузами и ссузами не успевают за ростом спроса со стороны работодателя, эксперты отмечают текущий катастрофический разрыв. К 2030 году ожидается увеличение количества рабочих мест в отрасли более чем до 2 млн. Таким образом, потребность в квалифицированном персонале будет возрастать, а кадровое обеспечение становится одним из главных сдерживающих факторов развития отрасли. В настоящее время порядка 74 % работников индустрии не имеют профильного образования, обучаются практическим и теоретическим навыкам через корпоративное образование.

Усложнились и сами задачи, стоящие перед отраслью, сформулированные в Стратегии развития туризма до 2030 года и Национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» [6, 8], изменился их масштаб [9], поэтому отрасль нуждается в высококвалифицированных кадрах, способных к стратегическому планированию, проектированию, управлению и маркетингу туристских территорий. Отрасли необходимы кадры, обладающие совокупностью профессиональных компетенций, мягких (soft skills) компетенций, таких, как: системное мышление, умение работать в команде, умение ком-муницировать с людьми, приобретение навыков проектной деятельности, программирования) и, конечно, цифровых компетенций. Важным является совместная работа вузов и представителей работодателей по разработке образовательных программ, отвечающих региональным потребностям, обладающих инновационными технологиями, позволяющих реализовывать гибкие образовательные траектории под запросы рынка труда.

Для достижения национальных целей и целевых показателей Национального

проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» необходимы инновационные идеи и проекты, креативные специалисты, умеющие их генерировать и воплощать (новые услуги, турпродукты, новые способы их предоставления, креативная реклама и т.д.), развитие малого и среднего предпринимательства в туризме.

Национальные проект «Туризм и индустрия гостеприимства» придает новый импульс взаимоотношениям образования и бизнеса, поскольку этот документ и Стратегия развития туризма, вообще, кардинально меняют отношение к отечественной туристской сфере в современной России. По сути, речь идёт о начале постепенного переноса на неё всё более значительной доли социально-экономических задач, связанных, прежде всего, с сохранением и развитием человеческого потенциала страны. К 2030 году планируется повысить вклад туризма в ВВП страны с 2,6 до 6%.

Качество сервиса неразрывно связано с уровнем подготовленности персонала. Уход с российского туристского рынка международных сетевых гостиничных брендов не остался не замеченным туристами. Отмечается определенный спад уровня и качества обслуживания даже в тех гостиницах, в которых долгие годы работали по международным стандартам и держали высокую сервисную планку.

По-прежнему остро стоит вопрос формирования системы обучения, подготовки и переподготовки кадров для туристской отрасли и индустрии гостеприимства. Необходима трансформация понимания того, что туризм не отдельная отрасль экономики, основанная на туроператорской деятельности, увязанная в основном договорными отношениями с другими видами деятельности, а фактически является саморазвивающимся сектором экономики регионов, охватывающим в настоящее время уже более 50-ти современных отраслей экономики регионов, продукция которых в той или иной степени обеспечивает жизнедеятельность туристов [10].

Таким образом, кадровая подготовка и переподготовка в сфере туризма и гостеприимства уже не может и не должна замыкаться на туроператорской деятельности. Поэтому уже сегодня помимо специалистов, связанных с туроператорской деятельностью, нужны специалисты, способные успешно управлять развитием туристских секторов экономики регионов, сопряжением деятельности десятков отраслей и сфер в процессе воспроизводства региональных турпродуктов, обеспечивая при этом не только должный уровень их конкурентоспособности, но и не допуская при этом рекреационных перегрузок на все системы регионов (транспорт, связь, торговля, ЖКХ и т.д.). Характерно, что в ряде ведущих вузах страны в настоящее время начинает разворачиваться подготовка по новым профилям в сфере туризма и рекреации, обучение по которым ведет к формированию опережающих компетенций и позволит выпускникам получить профессии такие как: «архитектор территорий», «консьерж робототехники», «дизайнер дополненной реальности территорий», «разработчик турнавигаторов», «разработчик интеллектуальных туристических систем», «бренд-менеджер пространств», «режиссёр индивидуальных туров» и др. Ожидается, что выпускники таких программ будут удовлетворять требованиям пространственного развития территорий и формировать устойчивый туризм [10].

Изменение потребностей туристов, их вкусов и предпочтений, а в этой связи и расширение линейки турпродуктов современных видов туризма в мире, обусловливает выделение в рамках направления подготовки «Туризм», а также программ переподготовки кадров, таких профилей, как: «культурно-исторический туризм», «экологический туризм», «образовательный туризм», «молодёжный и патриотический туризм», «охотничий туризм», «экстремальные виды туризма», «событийный туризм», «спортивный туризм», «яхтенный туризм» и т.д. Реализация таких образовательных программ будет

способствовать кадровому обеспечению и развитию туристских территорий.

Развитие индустрии туризма и гостеприимства, задачи, стоящие перед отраслью, создают условия, в которых образовательные организации при разработке образовательных программ обязаны учитывать новые экономические реалии и реагировать на запрос бизнес-сообщества.

В настоящее время для совершенствования системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства мирового уровня необходимо, в первую очередь, провести мониторинги с целью выявления и прогноза количественных и качественных потребностей туристически привлекательных макротерриторий в кадрах, при этом необходимо учесть все основные и сопутствующие сферы, в том числе: услуги средств размещения, включая санаторно-курортные, оздоровительные, спортивные; индустрию питания; индустрию развлечений; туристско-экс-курсионные услуги; коммунальную инфраструктуру территорий; сопутствующие бытовые услуги; транспорт; связь.

Кроме того, немаловажной задачей является разработка совместно с работодателями стандартизированных практи-ко-ориентированных образовательных модулей или программ дополнительного профессионального образования, учитывающих особенности туристских макротерриторий.

2. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

В настоящее время подготовку специалистов с высшим образованием для индустрии туризма и гостеприимства ведут 243 образовательных организации в восьми федеральных округах России.

По всей стране на сервисно-туристских направлениях подготовки обучается более 45 тыс. студентов. За последние 5 лет на 22 % сократилось число вузов, ведущих подготовку кадров для туристской отрасли и, как следствие, снижается количество обучающихся (табл. 1). При этом количество студентов, получающих высшее

Таблица 1

Структура подготовки кадров в сфере туризма, сервиса и гостеприимства, в разрезе Федеральных округов

Федеральный округ 2017 год 2022 год

количество студентов, чел. количество студентов за счет средств субсидии,чел. количество студентов, чел. количество студентов за счет средств субсидии, чел.

1 2 3 4 5

Центральный федеральный округ 14 858 5 049 13966 5591

Приволжский федеральный округ 9 102 2 907 8206 3449

Южный федеральный округ 8 122 3 086 7276 3635

Северо-Западный федеральный округ 5 436 1 849 4720 2423

Сибирский федеральный округ 4 767 2 112 4151 2691

Уральский федеральный округ 3 526 1 132 2870 1701

Северо-Кавказский федеральный округ 3 391 1 837 2695 2415

Дальневосточный федеральный округ 1 775 864 1527 1340

Всего: 50 977 18 836 45 411 23 245

Источник: данные МОНРФ (статистика ВПО-1)

образование за счет бюджетных средств, имеет положительную динамику [5].

Наибольшее количество бюджетных мест выделяется Минобрнауки РФ на направление подготовки «Туризм». Так, в 2022 году на направление «Туризм» было выделено 2450 мест, на направление «Гостиничное дело» — 1227 мест, на направление «Сервис» — 1595 мест. Лидерами по количеству студентов, обучающихся на этих направлениях подготовки, являются три федеральных округа — Центральный, Приволжский и Южный, в том числе и студентов-бюджетников.

Количество обучающихся для сферы туризма и гостеприимства по уровням образования представлено на рисунках 1 и 2.

Структура подготовки кадров в вузах по формам обучения и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу направлений подготовки «Сервис и туризм», представлено на рисунках 3 и 4.

Вузы, обладая большой автономией в вопросах подготовки кадров, выборе образовательных технологий, в значительной степени самостоятельно определяют направленность (профили) образовательных программ, а, значит, и их содержание.

В настоящее время в рамках направлений подготовки сервис, туризм и гостиничное дело вузами России реализуется 111 разнообразных профилей.

Самым большим разнообразием профилей отличается направление Сервис, в рамках него реализуется 61 профиль обучения.

всего, чел. бюджет, контракт, чел. чел.

■ 2019 ■ 2022

Рисунок 1. Динамика количества обучающихся по программам высшего образования — программам бакалавриата

(по состоянию на 01.10.2022)

Источник: данные МОН РФ Формы обучения

■ ОФО ■ ЗФО ОЗФО

Рисунок 3. Структура подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства по формам обучения (высшее образование)

Источник: данные МОН РФ

Наиболее часто встречающиеся профили: Сервис транспортных средств (20 вузов); Сервис в гостиничном и ресторанном бизнесе (8 вузов); Гостиничный сервис и индустрия гостеприимства (6 вузов); Сервис в торговле (5 вузов); Сервис недвижимости (5 вузов); Социально-культурный сервис и туризм (5 вузов); Технология и сервис в индустрии питания (3 вуза); Сервис в сфере туристических

Магистратура

всего, чел. бюджет, контракт.

чел. чел.

■ 2019 я 2022

Рисунок 2. Динамика количества обучающихся по программам высшего образования — программам магистратуры

(по состоянию на 01.10.2022)

Направления подготовки

Сервис ■ Туризм ■ Гостиничное дело

Рисунок 4. Структура подготовки

кадров для индустрии туризма и гостеприимства по направлениям подготовки (высшее образование)

услуг (3 вуза); Сервис в индустрии спорта и рекреации (3 вуза); Геоинформационный сервис (2 вуза); Менеджмент в туризме и гостеприимстве (2 вуза); Организация услуг гостеприимства и общественного питания (2 вуза).

Популярным является безпрофильный Сервис, который реализуется в восьми вузах страны. В рамках направления Сервис также много интересных, эксклюзивных

Бакалавриат 50000 38942 41073

профилей, разработанных вузами, например, Сервис энергетического оборудования и энергоаудит; Сервис в индустрии красоты, здоровья и спорта; Конгрессно-выставочное обслуживание; Менеджмент, маркетинг и дизайн в сервисе; Сервис инженерных систем туристско-гостиничных комплексов и спортивных сооружений; Цифровой маркетинг и бизнес-аналитика и др.

По направлению Туризм вузы реализуют 33 профиля, наиболее популярными являются: Технология и организация туроператорских и турагентских услуг (58 вузов); Технология и организация экскурсионных услуг (20 вузов); Комплексное туристское обслуживание и разработка турпродукта (13 вузов); Туристская деятельность (8 вузов); Организация и управление в индустрии туризма (8 вузов).

Популярной является также безпро-фильная образовательная программа по направлению Туризм, которую реализуют 38 вузов России. Встречаются единичные профили обучения по направлению Туризм, например, Туризм и переводческая деятельность; Туризм на водном транспорте; Организация туристской деятельности со странами Афро-азиатского региона; Историко-культурный туризм; Технология и организация экскурсионных услуг (агротуризм); Инновационные и цифровые технологии в туризме и гостеприимстве и др.

По направлению Гостиничное дело разнообразие профилей минимальное — 17, среди которых самые популярные: Гостиничное дело (50 вузов); Организация и управление в гостиничном и ресторанном бизнесе (16 вузов); Ресторанная деятельность (8 вузов); Управление бизнес-процессами в индустрии гостеприимства (7 вузов); Международный гостиничный бизнес (4 вуза); Индустрия гостеприимства и туризма (3 вуза); Сервис гостинич-но-ресторанных, туристских, спортивных и развлекательных комплексов (3 вуза); Управление гостиничным и санаторно-курортным комплексом (3 вуза); Проектирование комплексного обслуживания в индустрии гостеприимства (2 вуза).

Также встречаются такие единичные профили, как: Технологии и организация деятельности мультифункциональных средств размещения; Санаторно-курортная деятельность; Управление технологическими и бизнес-процессами в гастрономии и др.

Поскольку наименование профилей образовательных программ в настоящее время не регламентируется никакими документами и при их установлении не требуется согласование с профильными ФУМО, то зачастую вузы при определении профиля программы исходят из имеющейся у них лицензии, а не из наименования направления подготовки, в рамках которого определяется профиль и, как следствие, установленных требований федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Безусловно, разнообразие профилей имеет свои преимущества и вселяет надежду на то, что вузы разрабатывают образовательные программы совместно с представителями туриндустрии, а значит, учитываются региональные особенности турбизнеса и потребности в подготовке кадров, обладающих определенными профессиональными компетенциями, которые формируют вузы на основе имеющихся профессиональных стандартов или опыта и отраслевой бизнес-практики, а также запросов конкретных работодателей. В разнообразии есть и свои недостатки — это сложности перевода студентов во время обучения из одного вуза в другой, начиная уже со второго курса.

3. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

За более чем 30-ти летнюю историю развития образования в РФ после распада СССР, система высшего образования претерпела значительные изменения.

За эти годы поступательно менялись подходы к содержанию образовательных программ, требования к условиям реали-

ФГОС-3++ ФГОС-3+ с 2019 г. ФГОС-3 с 2014 г.

ФГОС 4

с 2025 г.

с 2010 г.

ГОС-2

с 2000 г.

гос

с 1994 г.

Рисунок 5. Эволюция образовательных стандартов высшего образования

зации, кадровому составу и результатам освоения образовательных программ, что находило свое отражение в эволюции образовательных стандартов.

За период 1994-2019 гг. было выпущено 3 поколения государственных образовательных стандартов высшего образования (рисунок 5) и в настоящее время готовится к появлению на свет четвертое поколение, которое планируется внедрять в деятельность вузов с 01 сентября 2025 года.

Самым стабильным образовательным стандартом высшего образования оказался ГОС-2 (классический специалитет), он просуществовал десять лет, но именно он претерпел самые существенные изменения. Произошел переход системы образования на двухуровневую систему "бакалавриат-магистратура" и в историю ушла эпоха "глобального специалитета". С этого времени университеты стали активно осваивать компетентностную модель образования, стандарты становились все более рамочными. Таким глобальным изменениям мы обязаны вхождению России в единое образовательное пространство с Европой, подписанием в 2003 году Болонской декларации, принятием Европейской системы гарантий качества образования.

В этой связи, особенно остро встала актуализация таких задач, как: образовательная мобильность, гармонизация образовательных стандартов России и Европейских стран, признание образова-

ния, полученного за рубежом, повышение требований к подготовке выпускников для инновационной экономики страны. Повышалась роль внешнего оценивания качества образования. На повестке дня остро стояли государственная аккредитация, общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

В начале 2000 годов вузы стремительно осваивали требования международных стандартов ИСО серии 9000, строили системы менеджмента качества (СМК) на соответствие этим стандартам, но из-за громоздкости СМК, большого количества процессов, которыми в рамках системы вузов приходилось управлять, специфики образовательной среды данные системы постепенно утратили свое значение, тем более, что их наличие по факту не учитывалось при проведении государственных процедур (лицензирования, государственной аккредитации, контрольно-надзорных проверках). Сейчас сохранили СМК по требованиям ИСО 9001 единицы вузов.

После принятия в 2012 году нового закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), образовательные стандарты третьего поколения были актуализированы и получили свой первый плюс — ФГОС 3 + . Образовательные стандарты третьего поколения устанавливали требования к результатам освоения образовательных программ, включающие

общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в зависимости от вида профессиональной деятельности, на которую была ориентирована образовательная программа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Появлению "второго плюса" у образовательного стандарта система образования обязана появившемуся Федеральному закону «О внесении изменений в трудовой кодекс РФ и в статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, который установил требование к учету профессиональных стандартов соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии) или требований рынка труда при проектировании содержания образовательных программ. ФГОС 3++ стал еще более рамочным, он не содержит профессиональных задач и объектов профессиональной деятельности. Требование к результатам освоения образовательных программ выражено только через универсальные и общепрофессиональные компетенции, профессиональные же компетенции устанавливаются образовательными организациями самостоятельно с учетом требований рынка труда [2, 5].

ФГОС 3++ стал первым образовательным стандартом, который действительно ориентирован на профессиональный рынок труда, требует неформального совместного усилия образовательного и профессионального сообществ в разработке образовательных программ, востребованных в конкретных регионах. Представители отрасли объективно стали больше влиять на содержание образовательных программ и установление требований к результатам их освоения [1, 5].

На начальном этапе такого взаимодействия было высказано много взаимных претензий к качеству подготовки выпускников, часть из которых до сих пор не решена. Работодатели хотят видеть конкурентоспособного выпускника, готового к самостоятельной профессиональной деятельности сразу после завершения университета, экономя свои деньги и время на их «доучивание» и «адаптацию» в профессиональной среде, а вузы требуют

четкого определения — каких специалистов, с какими компетенциями и сколько требуется отрасли.

В целом, появление ФГОС 3++ увеличило свободу вузов при формировании содержания образовательных программ [3-4], позволило формировать разнообразные траектории получения образования, сделало программы практико-ориентированными, за счет увеличения объема практической подготовки, позволило успешно внедрять в свою практику следующие инновационные подходы и технологии:

• сетевое взаимодействие с образовательными и профильными предприятиями;

• интеграция программ подготовки среднего профессионального и высшего образования с позиции образовательных результатов;

• непрерывная практика на профильных предприятиях и раннее трудоустройство;

• внедрение проектного модуля в образовательные программы высшего образования для разработки и решения проектов под запросы профильных предприятий;

• реализация компонентов образовательных программ (лекций, практических занятий, курсовых работ) в форме практической подготовки, что дает возможность компенсировать недостающую в вузах материально-техническую базу и программное обеспечение;

• возможность получения нескольких квалификаций или дополнительные компетенции, без увеличения нормативного срока обучения по образовательным программам высшего образования.

Важным изменением ФГОС 3++ стало включение в стандарт требования о проведении ежегодной внутренней независимой оценки качества образовательных программ. На этом этапе произошло смещение акцента с внешнего контроля на внутренний контроль качества образовательных программ [5]. Так, с 01 марта 2022 года государственная аккредитация образовательных программ стала бес-

срочной, что, безусловно, повышает ответственность вузов перед своими стейк-холдерами за качество образовательных программ и повышает роль внутренней системы оценки качества.

В настоящее время остро стоит вопрос независимой оценки качества подготовки выпускников. Национальное агентство развития квалификаций предлагает совместить независимую оценку квалификации выпускников и государственную итоговую аттестацию, проводимую в вузах, что потребует от сообщества работодателей описать (обновить) квалификации различных квалификационных уровней, создать совместно с образовательным сообществом единые оценочные средства для соответствующих квалификаций. Фактически такое предложение потребует от вузов вести подготовку студентов по стандартизированным образовательным программам, имеющим одинаковые требования к результатам их освоения. При таком подходе целесообразным, вероятно, будет приведение в соответствие наименований профилей (образовательных программ), реализуемых вузами, с наименованиями квалификаций, по которым выпускники будут проходить независимую оценку качества.

3. Образовательные стандарты четвертого поколения для практико-ориенти-

рованной подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства

Стремительное развитие отрасли туризма и индустрии гостеприимства, задачи Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», проблемы рынка труда и нехватка профессиональных кадров, выход России из Болонской системы образования создают предпосылки для дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров в России, сближения образования, науки и практики.

С начала 2023 года Министерством науки и высшего образования РФ запущена разработка нового образовательного стандарта высшего образования 4 поколения, особенностью которого является то, что он разрабатывается один на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки (УГСН) и уровней образования.

Указом Президента РФ 12 мая 2023 года объявлено формирование новой национальной системы высшего образования в Российской Федерации. Новая модель предполагает отмену уровней, принятых в Болонской системе образования — бакалавриат и магистратура. Вместо этого появятся базовое высшее образование со сроком обучения 4-6 лет и специализированное высшее образование со сроком обучения 1-3 года.

Возможность повысить практико-ориентированность образовательных программ (повышение нижней границы объема практики с не менее 30 зет до не менее 60 зет)

Увеличение обязательного блока соцально-гуманитарных дисциплин, в том числе второго иностранного языка, не повлияет на объем профессионального блока дисциплин

Возможность продолжить образовательную траекторию в аспирантуре и, в целом, сократить данную траекторию на 1 год

Возможность трудоустройства выпускников в соответствии с 7 квалификационным уровнем

Повышение образовательных возможностей для качественной реализации программ, приводящих к получению нескольких квалификаций

Сохраняется возможность реализации ускоренного обучения

Рисунок 6. Новые возможности для образовательных программ базового высшего образования с 5-ти летним сроком обучения

Источник: автор

При этом базовый уровень должен обеспечить законченное образование, не требующее дальнейшего углубленного обучения (как сейчас в магистратуре), дающее возможность для качественного трудоустройства (в соответствии с требованиями работодателей) и дальнейшего карьерного развития выпускников в рамках национальной системы квалификаций. Конкретные сроки освоения образовательных программ будут установлены во ФГОС ВО 4 поколения.

В настоящее время рабочей группой Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования (ФУМО ВО) по УГСН 43.00.00 «Сервис и туризм» разработан проект ФГОС ВО 4 поколения для УГН 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг». Разработчики проводили глубокий анализ возможных моделей получения высшего образования по направлениям подготовки, входящим в УГН 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг», и пришли к выводу о целесообразности выбора модели 5+1:

• базовое высшее образование — 5 лет;

• специализированное высшее образование (магистратура) — 1 год.

Существующий проект ФГОС ВО 4 поколения — это результат большой совместной работы образовательного сообщества, реализующего направления подготовки в сфере гостеприимства, и профильных объединений работодателей.

Преимущества выбранной модели приведены на рисунке 6.

Основными аргументами выбора модели 5+1 для направлений подготовки, входящих в УГН 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг», которыми руководствовались разработчики, являются следующие:

1. Возможность построения более практико-ориентированных образовательных программ за счет увеличения объема практической подготовки (повышение нижней границы объема практики с не менее 30 зет до не менее 60 зет). Длинная практика в индустрии гостеприимства — это основное требование

как российского, так и международного бизнеса. Организация длинной практики на профильном предприятии позволит в перспективе повысить трудоустройство выпускников по профилю получаемого образования, за счет установления профессионального контакта между студентом и профильной организацией, решит проблему необходимости «докручивания» профессиональных навыков студентов, позволит повысить интерес студентов к получаемой профессии;

2. Пятилетнее базовое высшее образование позволит построить полноценное завершенное содержание образовательных программ по каждому направлению подготовки. Предложенная компетентностная модель выглядит более логичной, завершенной, имеющей понятные результаты обучения, что позволит повысить качество подготовки специалиста до уровня требований работодателей;

3. Увеличение обязательного блока социально-гуманитарных дисциплин (с 01.09.2023 года увеличится количество часов, в том числе в форме контактной работы, отводимых на изучение таких дисциплин, как: «История России»; «Основы военной подготовки»; «Основы российской государственности»), а также необходимость в увеличении количества часов на языковую подготовку (муль-тиязычность также является одним из важнейших требований отечественного и международного туристского бизнеса), не повлияют на объем профессионального блока дисциплин, связанных с операционной деятельностью предприятий сферы гостеприимства и туризма;

4. В рамках пятилетнего базового высшего образования повышаются образовательные возможности для качественной реализации программ, приводящих к получению нескольких квалификаций. Освоение второй квалификации в период обучения по одной образовательной программе требует дополнительного объёма часов, как правило, 30 зет, что соответствует объему одного семестра;

5. Решение проблемы преемственности программ среднего профессионального и высшего образования в части 6 квалификационного уровня. Квалификационный уровень выпускника, освоившего пятилетнюю программу базового высшего образования, в имеющейся системе установления квалификаций, будет соответствовать 7 квалификационному уровню и выше, что позволит реализовать карьерные возможности выпускника без необходимости продолжения обучения на следующем уровне высшего образования;

6. Профессиональная сфера туризма и гостеприимства получит специалиста, карьерный рост которого не будет ограничен возможностями четырехлетнего высшего образования, а будет определяться его индивидуальными возможностями и потребностями.

7. Пятилетнее высшее образование позволит быстрее осуществить продолжение карьерной научной траектории, откроет возможность поступления в аспирантуру сразу после получения базового высшего образования (5 лет), что, в целом, позволит сократить срок обучения на один год, по сравнению с существующей моделью 4+2;

8. Потребность в расширении, углублении квалификации, полученной на уровне базового высшего образования, выпускник сможет решить на уровне специализированного высшего образования или через систему дополнительного профессионального образования;

9. Специализированное высшее образование (магистратура) со сроком освоения 1 год по направлениям подготовки, входящим в УГН 42, является практи-ко-ориентированным и профильным, позволяющим получить выпускникам, имеющим базовое высшее образование по преемственным направлениям подготовки, определенным проектом ФГОС 4, «уникальные» компетенции». Содержание образовательных программ магистратуры позволит сформировать углубленные, специализированные, научные компетенции, отвечающие опере-

жающим требованиям работодателей и под их заказ.

Целесообразность установления срока обучения 5 лет для образовательных программ базового высшего образования, реализуемых в рамках направлений подготовки, входящих в УГН 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг», продиктована также необходимостью повысить качество подготовки специалистов, в которых нуждается сфера туризма и гостеприимства, в том числе для достижения показателей Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и Стратегии развития туризма.

Вместе с тем, необходимо отметить, что возможным недостатком этой модели будет сложность организации совместных или сетевых международных образовательных программ из-за разницы в сроках обучения. Однако, существующие образовательные технологии (ускорение образовательных программ за счет зачета ранее изученных модулей, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и др.) позволят решить данную проблему.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России, начиная с сентября 2023 года, запущен пилотный проект по применению новой национальной системы образования РФ, описанный выше, в котором принимают участие шесть российских вузов. Следует полагать, что в течение трех лет, пока длится этот эксперимент, в проекты ФГОС ВО 4 поколения будут вноситься корректировки. Однако, с 01 сентября 2025 года вводится в действие новый перечень УГСН [7], в котором также меняется состав укрупненных групп, наименования направлений подготовки и наименования присваиваемых выпускникам квалификаций, поэтому переход системы высшего образования в этот период времени на новые ФГОС ВО 4 поколения также является очень ожидаемым событием в образовательном и профессиональном сообществах.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гриненко С.В. Организационно-образовательная роль ФУМО по направлению 43.00.00 «Сервис и туризм» в процессе перехода на ФГОС 3++ / С.В. Гриненко,

B.П. Ердакова, Е.С. Угрюмов // Туризм и образовательные технологии : материалы V Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 28—29 октября 2019 г.) : сборник научных статей / под редакцией Г.А. Карповой. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 31-39.

2. Галиченко А.Ю. Компетентностный подход при разработке ФГОС с учетом профессиональных стандартов / А.Ю. Галиченко, С.В. Гриненко, В.П. Ердакова // Государственная аккредитация: вчера, сегодня, завтра : сборник научных трудов сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации. Москва : Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2020. С. 109-119.

3. Гриненко С.В. Навыки будущего в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства / С.В. Гриненко, В.П. Ердакова, Е.С. Угрюмов // Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы : материалы по итогам IV Профессорского форума (г. Москва, 27-30 сентября 2021 г.) : сборник научных статей. В 2 томах. Т. 2. Москва : Российское профессорское собрание, 2021. С. 158-172.

4. Гриненко С.В. Формирование компетентностной модели специалиста индустрии туризма и гостеприимства в контексте требований к навыкам будущего /

C.В. Гриненко, В.П. Ердакова, Е.С. Угрюмов // Туризм и образовательные технологии в цифровой экономике : материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2021 г.) : сборник научных статей / под редакцией Г.А. Карповой. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. С. 104-113.

5. Ердакова В.П. Роль методической деятельности федерального учебно-методического объединения в модернизации российского образования в сфере туризма и сервиса / В.П. Ердакова, Г.М. Романова, Е.С. Угрюмов, В.И. Кружалин // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2019. № 3 (3). С. 42-54.

6. Паспорт Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

7. Приказ Минобрнауки РФ от 1 февраля 2022 г. № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2022 № 822).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (с изменениями на 7 февраля 2022 года).

9. Указ Президент России от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года описывает реализацию этих целей.

10. Шарафутдинов В.Н. Актуальные подходы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма / В.Н. Шарафутдинов, Е.В. Онищенко, М.С. Романов // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т. 7. № 2. С. 91-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.