Научная статья на тему 'Модель подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде'

Модель подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / образовательная среда / педагогические задачи / повышение квалификации / информационные и коммуникационные технологии / pedagogical activity / educational environment / pedagogical problems / improvement of professional skills / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются основная идея и содержание модели подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде, обеспечивающей развитие компетенций, позволяющих преподавателю определять педагогические приоритеты в современной информационной образовательной среде, осуществлять осознанный выбор и применение информационного и коммуникационного инструментария при соблюдении требований к современным результатам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the basic idea and content of the model of teachers" preparation at pedagogical higher education establishment for activity in the modern information environment. It is aimed at the development of competencies allowing a teacher to defi ne pedagogical priorities in the modern information educational environment, to make an informed choice and to apply the information and communication toolkit in observance of requirements to modern results of education.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде»

Т. Б. Павлова

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Работа представлена кафедрой педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Т. Н. Носкова

В статье рассматриваются основная идея и содержание модели подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде, обеспечивающей развитие компетенций, позволяющих преподавателю определять педагогические приоритеты в со-

временной информационной образовательной среде, осуществлять осознанный выбор и применение информационного и коммуникационного инструментария при соблюдении требований к современным результатам образования.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательная среда, педагогические задачи, повышение квалификации, информационные и коммуникационные технологии.

T. Pavlova

MODEL OF TEACHERS’ PREPARATION AT PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT FOR ACTIVITY IN THE MODERN INFORMATION ENVIRON-MENT

The article is dedicated to the basic idea and content of the model of teachers ’preparation at pedagogical higher education establishment for activity in the modern information environment. It is aimed at the development of competencies allowing a teacher to define pedagogical priorities in the modern information educational environment, to make an informed choice and to apply the information and communication toolkit in observance of requirements to modern results of education.

Key words:pedagogical activity, educational environment, pedagogical problems, improvement of professional skills, information and communication technologies.

Ключевые черты развития и модернизации высшего педагогического образования на настоящем этапе связаны с реализацией ком-петентностного, личностно ориентированного подходов и информатизацией процесса образовательного взаимодействия. В соответствии с современной образовательной парадигмой преподаватель должен обеспечивать для студентов «разнообразие путей представления и освоения знания, формирование проектной культуры, создание условий для формирования культуры выбора - выбора стратегий и средств обучения, что подразумевает конструирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута» [1, с. 12]. В образовательной среде, насыщенной информационными и коммуникационными технологиями, преподаватель получает принципиально новые возможности в построении образовательного взаимодействия. Современный социальный заказ требует постоянного совершенствования профессиональной подготовки специалистов в соответствии с изменениями в профессиональной сфере деятельности, в том числе происходящими в процессе информатизации.

При разработке содержания повышения квалификации преподавателей педагогического вуза в области информационных и коммуникационных технологий все большее

значение приобретает не освоение отдельных информационных инструментов, а комплексная поддержка преобразующей педагогической деятельности, нацеленной на личностно-профессиональный рост преподавателя в изменяющейся профессиональной среде. По утверждению Т. Н. Носковой, «новые способы решения профессиональных задач, реализуемые на основе наукоемких компьютерных технологий, программных средств, методов, требуют формирования особого профессионального мышления специалиста, умеющего ставить и решать задачи в опоре на электронные информационные и коммуникационные средства и технологии» [2, с. 8].

Новым требованием к профессиональной компетентности преподавателя является осознание необходимости и активная деятельностная позиция в отношении проектирования, формирования и развития сетевой информационной и коммуникационной среды своей профессиональной деятельности, реализуемой на основе широкого применения информационных и коммуникационных технологий. Данный аспект компетентности, формируемый в процессе курсовой подготовки преподавателей, будем называть «средообразующим». Он проявляется в деятельности по проектированию электронной образовательной среды,

по созданию электронной ресурсной базы образовательного процесса, коммуникативных действий по сопровождению образовательной деятельности обучающихся в электронной среде, действий по взаимодействию с коллегами и профессиональному саморазвитию в современной коммуникационной среде.

Реализация «средообразующего подхода» в ходе научно-исследовательской работы дала основание для разработки компетентностной модели курсовой подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде. Модель ориентирована на развитие компетенций, позволяющих преподавателю определять новые педагогические приоритеты и осуществлять осознанный выбор и применение информационного и коммуникационного инструментария с учетом потребностей всех участников образовательного взаимодействия и при соблюдении требований к современным результатам образования.

Модель развития профессиональной компетентности преподавателя в процессе курсовой подготовки рассматриватся как логически связанная система ценностно-целевого, «средообразующего» и рефлексивного блоков.

Ценностно-целевой блок ориентирован на осмысление профессиональных отношений, установок, позиций, связанных с образовательным взаимодействием в открытой информационной и коммуникационной среде. Он способствует принятию преподавателем в качестве новой цели и объекта деятельности формирование сетевой информационно-ком-муникационнной среды своей профессиональной деятельности.

«Средообразующий» блок разработанной модели состоит из проектировочно-технологического и продуктивного компонентов. Сетевая информационная и коммуникационная среда решения педагогических задач рассматривается как объект проектирования, как динамично и целенаправленно изменяемые условия и как результат профессиональной деятельности.

Проектировочно-технологический компонент подготовки ориентирован на развитие проектировочной компетенции педагога.

Предметом проектирования становится виртуальная среда профессиональной деятельности преподавателя, рассматриваемая как подсистема институциональной сетевой информационной и коммуникационной образовательной среды.

Технологический аспект подготовки ориентирован не столько на освоение отдельных приемов использования компьютерных средств, сколько на создание ориенировочной основы действий для осуществления выбора возможных информационных и коммуникационных инструментов в решении профессиональных задач. Распространение информационных инструментов «нового поколения», которые при богатстве функциональности характеризуются все большим повышением доступности освоения интерфейсов для человека, обладающего навыками уверенного пользователя, позволяют педагогу реализовывать новые алгоритмы информационной деятельности и образовательного взаимодействия. Преподавателю необходимо учитывать, что многие компьютерные технологии прочно вошли в ежедневную жизнь обучающихся, сделав привычным сетевое взаимодействие наряду с традиционным непосредственным.

Продуктивный компонент подготовки связан с формированием новых представлений педагога о результативности педагогической деятельности в профессиональной среде, насыщенной информационными и коммуникационными технологиями. Продуктивность педагогической деятельности анализируется через ее проявление в решении основных групп педагогических задач [3, с. 42]. Преподавателю необходимо определить конкретные новые результаты, которые он сможет получить в своей профессиональной деятельности. Результативность рассматривается как соотношение поставленной цели и достигаемого результата по каждой группе педагогических задач.

Рефлексивный блок подготовки предназначен для осуществления объективного оценивания педагогом своей деятельности в среде, насыщенной информационными и коммуникационными технологиями, как необходимого условия для перспективного

профессионального саморазвития и обновления педагогической деятельности в динамично изменяющихся информационных условиях.

Рассмотрев компоненты разработанной модели, остановимся более подробно на реализации «средообразующего» блока, который отражает изменения в решении педагогических задач в профессиональной среде, насыщенной информационными и коммуникационными технологиями.

В процессе подготовки учитывается, что, создавая среду виртуального образовательного взаимодействия, преподаватель ищет оптимальные пути и способы сочетания сетевых и традиционных аудиторных форм деятельности.

Первая группа задач связана с умениями педагога видеть обучающихся в образовательном процессе. Новые грани умений отражают специфику образовательного взаимодействия, происходящего в ИКТ-насыщенной образовательной среде. От качества решения преподавателем этой задачи зависит полнота возможностей, которые получает обучающийся в виртуальной образовательной среде, чтобы реализовать свой индивидуальный образовательный маршрут.

Кроме привычного межличностного общения, в зоне внимания педагога появляются еще несколько видов образовательных взаимодействий в пространстве телекоммуникаций: интерактивное взаимодействие обучающихся с электронными образовательными ресурсами, диалогическое межличностное сетевое взаимодействие; интраперсональное сетевое взаимодействие; групповое взаимодействие в сети; образовательное взаимодействие, использующее возможности каналов массовой коммуникации. Преподавателю необходимо научиться видеть поведение обучающихся, оценивать процесс достижения образовательных целей опосредованно, с учетом интересов, мотивов, установок в выборе способов действий студентов с электронными средствами, учитывая ограничения и вероятные риски внедрения информационных технологий.

Вторая группа задач связана с умениями преподавателя строить образовательный процесс адекватно новым стандартам профессио-

нальной подготовки специалистов, используя возможности современной информационной образовательной среды. Новым аспектом деятельности преподавателя становится информационно-телекоммуникационное сопровождение учебной деятельности студентов, подчиненное целям индивидуализированного личностного профессионального развития. Изменяются требования к содержанию образования как к вариативной, расширяемой информационной основе образовательного взаимодействия, что требует соответствующих изменений в ресурсном оснащении - применении электронных ресурсов нового поколения. Многообразие возможностей синхронной и асинхронной, диалогической и групповой сетевой коммуникации усиливает коммуни-кативнаую составляющую образовательного взаимодействия. Педагогическое сопровождение в сетевой среде осуществляется на основе сотрудничества с обучающимися, особое значение имеет самоорганизация самостоятельной учебной деятельности студентов.

Третья группа задач требует умений преподавателя устанавливать взаимодействия в современной информационной среде с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения. Использование специализированных информационных систем способствует повышению доступности и прозрачности взаимодействий. Профессиональная интерактивная информационная среда позволяет субъектам не только осуществлять обмен электронными сообщениями, она предоставляет возможность действовать в удобном пространственном и временном режиме, входить для общения в профессиональные сетевые сообщества, свободно формирующиеся в сети, исходя из общих интересов, или общаться с коллегами индивидуально.

Четвертая группа задач - это создание и использование в педагогических целях образовательной среды. Преподавателю необходимо научиться проектировать образовательную среду на базе информационных и коммуникационных технологий, формировать ее электронную ресурсную базу и поле образовательных телекоммуникаций, которые пово-

лят на основе применения соответствующих педагогических технологий организовать активную самостоятельную деятельность студентов.

Пятая группа задач решается в опоре на умения педагога проектировать и осуществлять профессиональное самообразование с опорой на возможности современной образовательной среды в целях наиболее полной реализации ее потенциала в педагогической деятельности. Современная информационная среда позволяет самостоятельно повышать свою квалификацию и одновременно является виртуальной лабораторией для апробации инновационных методических идей. Динамичность развития и обновления функциональности информационных и коммуникационных технологий приводит к тому, что стирается грань между процессом обучения на курсах повышения квалификации и процессом постоянного профессионального саморазвития педагога. Необходимость «запустить» процессы дальнейшего самостоятельного развития в области профессионально-ориентированного использования информационных и коммуникационных технологий во время прохождения курсовой подготовки объясняется тем, что деятельность преподавателя педагогического вуза должна всегда отражать передовые тенденции развития современной образовательной среды.

Экспериментальная работа по внедрению разработанной модели развития профессиональной компетентности преподавателя, реализуемая в ходе курсовой подготовки,

позволила сформировать ключевые содержательные модули, в процессе освоения которых преподаватели выстраивают собственные стратегии включения информационных и коммуникационных технологий в педагогическую деятельность. Результатом обучения является проект сетевой информационно-коммуникационной среды, в котором отражается специфика предметной области и стиля профессиональной деятельности преподавателя.

Данные, полученные автором на разных этапах эксперимента показывают, что преподаватели демонстрируют различную степень готовности к комплексному преобразованию своей деятельности в соответствии с требованиями и возможностями современной информационно-образовательной среды. В обобщенном виде можно констатировать, что преподаватели в первую очередь видят и используют информационные и коммуникационные возможности для расширения своих традиционных функций и в большинстве случаев не ставят целью достижение инновационного результата. Системность этой проблемы подверждают и результаты опроса, проведенного с преподавателями вузов РФ, проходящих обучение по программе вариативного модуля «Дистанционные технологии сопровождения и поддержки образовательной деятельности студентов» направления «Современные технологии обучения» в рамках деятельности РГПУ им. А. И. Герцена как уполномоченного вуза по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, подведомственных Рособразованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О. В. и др. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2. Информационные и коммуникационные технологии в инновационной подготовке специалистов: учебнометодическое пособие / под ред. Т. Н. Носковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

REFERENCES

1. Akulova O. V. i dr. Rossiyskiy vuz v yevropeyskom obrazovatel’nom prostranstve: metodicheskiye rekomendatsii prepodavatelyam vuzov po vkhozhdeniyu v Bolonskiy protsess / pod red. A. P. Tryapitsynoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2006.

2. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v innovatsionnoy podgotovke spetsialistov: uchebno-meto-dicheskoye posobiye / pod red. T. N. Noskovoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007.

3. Kompetentnostny podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya / pod red. prof. V. A. Kozyreva i prof. N. F. Radionovoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.