Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
УДК 669.713.7
А. С. Шинкарёва Научный руководитель - А. И. Осипов Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Самара
МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГРАММЫ КАЧЕСТВА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПРОДУКЦИИ
Состояние современного мира требует производство качественной продукции по низким ценам. Это достигается с помощью планирования качества продукции - структурированного метода определения и установления шагов, необходимых для обеспечения удовлетворенности потребителя продукцией. Состояние современного мира требует производство качественной продукции по низким ценам. Данная модель планирования помогает разработать программу качества с точки зрения классического подхода к моделированию в управлении.
Планирование качества перспективной продукции и разработка программы качества производятся в настоящее время в соответствии с методом Advanced Product Quality Planning and Control Plan (APQP) [1]. Существует много различных методик и программ, входящих в APQP, например, FMEA, PPAP, которые в большинстве своём являются только вербальными моделями и лишены математической составляющей, что делает их непонятными для большинства менеджеров.
Чтобы сделать метод управления качеством более понятным, мы перевели его в математическую модель, наложив шаблон [2], этапы которого являются классическими и уместными для любой вербальной модели.
Цель нашей работы заключается в выявлении соответствия программы планирования качества перспективной продукции APQP общему подходу к математическому моделированию, являющемуся универсальным и применимым для различных процессов. Перевод вербальной программы в математическую модель приведёт к пониманию ее этапов и процессов, что облегчит планирование качества продукции на любом предприятии.
Планирование качества перспективной продукции и программа качества (APQP) состоит из этапов:
1. Планирование.
2. Проектирование и разработка продукции.
3. Проектирование и разработка процессов.
4. Обратная связь, оценка и корректирующие действия.
5. Производство.
Все эти этапы связаны между собой и образуют единый процесс производства качественной продукции, разработанный Целевой группой компаний Крайслер, Форд и Дженерал Моторс [1].
Предлагаемая модель представляет собой классическую агрегированную математическую модель, которая используется повсеместно во всех сферах человеческой деятельности, а также в теории принятия решений. Состоит данная модель из 6 главных этапов, которые могут служить шаблоном для других методов:
1. Формулировка проблемы.
2. Выбор модели.
3. Определение решения.
4. Тестирование решения.
5. Организация контроля.
6. Создание режима благоприятствования.
Программа обеспечения качества ЛРрР практически совпадает с классическим подходом к построению модели сложной системы менеджмента качества. Между этапами моделирования и стадиями ЛРрР можно установить полное соответствие. Это говорит о том, что заокеанские автомобильные корпорации априори или в соответствии с теорией сложных систем разработали совершенное представление о менеджменте качества. Так, например, первый этап метода ЛРрР «планирование» соответствует первому этапу классической математической модели «формулировка проблемы», так как планирование - это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем, что является с своём роде формулировкой проблемы.
Сопоставив математическую модель и программу ЛРрР, мы обнаружили соответствие между всеми этапами и стадиями этих моделей. Следовательно, классические этапы математической модели можно применить к любым процессам. Это очень важно, ведь, чтобы понять какую-либо методику, необходимо преодолеть математическую, методологическую и языковую разобщенности, только это даёт возможность, с одной стороны, как можно точнее отразить в создаваемой модели реальные процессы, а с другой - создать модель, простую настолько, чтобы можно было надеяться решить задачу до конца и получить обозримые и уже этим полезные результаты.
Библиографические ссылки
1. Планирование качества продукции и программа качества. APQP. Перевод с англ. Н. Новгород. АО «НИЦКД» ; СМЦ «Приоритет», 1997.
2. Шикин Е. В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М. : Дело, 2002.
© Шинкарёва А. С., Осипов А. И., 2010