Библиографический список
1. Социальное партнерство: словарь-справочник / рук. авт. кол. В.П. Киселев, В.Г. Смоль-ков. М., 1999.
2. Васильева Р.М. Социальное партнерство как фактор профилактики девиантного поведения подростков: дис.... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006.
3. Деревцова Е.Н. Модель подготовки студентов педагогического колледжа к социальному партнерству // Вестн. Иркутского гос. техн. ун-та. 2006. Вып. № 4. С. 170-173.
4. НациональнаядоктринаобразованиявРоссийскойФедерациидо 2025 года// Вестн. обра-зованияРоссии. 2011. № 1 (январь). С. 4-14.
5. Правовые основы социального партнерства. М.,2009.
6. Ткаченко Е.В. Социальное партнерство // Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф., Челябинск - Магнитогорск / отв. ред. Е. Матушкин. Челябинск, 2006. С. 3-12.
A.G. Nosov
The Model of Pedagogical Accompaniment to Form Students' Healthy Way of Life
A model of pedagogical accompaniment to organize an efficient formation of a healthy way of life and to trace the dynamics of this process is proposed Basic requirements to the development of the model are identified, objectives, tasks, and principles of models construction are formulated, and stagesofpedagogical accompaniment of a healthy way of life are highlighted
Key words and word-combinations: pedagogical model, pedagogical accompaniment,formationofahealthy way of life.
Предложена модель педагогического сопровождения, позволяющая организовать эффективное становление здорового образа жизни обучающихся и проследить динамику этого процесса. Выявлены основные требования к разработке модели,
сформулированы цели, задачи и принципы построения модели, выделены этапы педагогического сопровождения становления здорового образа жизни.
Ключевые слова и словосочетания: педагогическая модель, педагогическое сопровождение, становление здорового образа жизни.
УДК 371.4:796.01 ББК 74.200+75.1
А.Г. Носов
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
I 1риоритетными направлениями развития отечественного образования в XXI в. являются повышение его качества и сохранение при этом здоровьяобучающихся. Специалисты отмечают, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. главной задачей системы образования объявляется воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью, формирование высокого уровня здоровья во всех его аспектах - духовном, психическом, физическом [1]. Однако, несмотря на обозначенные ориентиры, до сих пор остается высоким уровень какзаболеваемости среди обучающихся, так и наличия у многих из них вредных привычек, о чем свидетельствует статистика [2].
1 1 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
В каждом российском образовательном учреждении ведется работа по сохранению здоровья учащихся, в ходе которой возникает определенное противоречие между целями и результатами педагогическойдеятельности. Проблема здоровьесбережения, на наш взгляд, заключается в том, что образ жизни, являющийся определяющим фактором в процессе сохранения здоровья, навязать человеку практически невозможно. Связано это прежде всего с индивидуальностью каждого человека, с его физическими, психическими особенностями и убеждениями. Идя вразрез с индивидуальностьюи нивелируясьдоусредненно-го значения, здоровый образ жизни может отвергаться и не признаваться человеком из-за непонимания, отсутствия комплексного подхода или неправильно подобранных средств инициаторами такого подхода к организации жизни.
С нашей точки зрения, здоровый образ жизни должен осознаваться личностью как необходимое условие полноценной жизнедеятельности, а его воплощение и реализация должны быть индивидуальнообусловлены. Субъектдеятель-ности, в данном случае - обучающийся, должен проявлять активность и уметь делать сознательный выбор в вопросах здоровьесбережения. Способствовать этому может ряд мероприятий, организованных педагогом в процессе особого метода педагогической деятельности - педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением следует понимать процесс создания педагогом ситуацийдля того, чтобы обучающийся смог сознательно и самостоятельно разработать и реализовать «индивидуальную траекторию становления здорового образажизни». Это становится возможным благодаря адекватному и ответственному выбору собственной стратегиидействий. Данная стратегия реализуется на основе имеющихся и получаемых знаний, а также приобретения умений и навыков во время обучения.
По нашему мнению, в основу методики и организации становления здорового образа жизни обучающихся должна быть положена следующая идея: здоровый образ жизни не должен навязываться насильно или «извне», равно как бытьдля всех одинаковым и обязательным. Процесс его становления должен стимулироваться педагогом с помощью комплекса мер и возникать внутри личностной структуры обучающегося, опираясь при этом на его ведущие мотивы и жизненные цели. Здоровый образ жизни должен стать осознанной необходимостью, при этом не вызывая у обучающегося дискомфорта. Именно эта идея определиладальнейшую стратегию в построении модели.
Становление здорового образа жизни представляет собой организуемый самим субъектом осознанный процесс трансформации «пассивного образажизни» ( нормативно одобренной общественной модели) , управляемогообстоя-тельствами «извне», в активный ( обусловленный индивидуальными качествами субъекта) , направленный на саморазвитие и самоактуализацию. В процессе становления здорового образа жизни у обучающихся формируются три компонента: знаниевый, деятельностный и ценностно-мотивационный. Знаниевый состоит из приобретенных знаний о своем здоровье; овладения способами, его охраняющими и умножающими; осознания ценности здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни дляуспешной самореализации. Деятельностный компонент позволяетсохранять и накапливать здоровье в различныхжиз-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 117
ненных обстоятельствах, способствует росту уверенности в себе, развитию чувства компетентности в здоровьесберегающей деятельности, применению индивидуальной формы накопления здоровьякособенностям конкретного организма. Ценностно-мотивационный компонент выражен в установке на ценность собственного здоровья; в ответственном отношении какксвоему здоровью, так и здоровью окружающих; в стремлении сохранить и приумножить свой природный потенциал; в устойчивой потребности вести здоровый образ жизни.
С учетом выявленных компонентов определяем критерии и показатели становления здорового образа жизни:
- наличие знаний о здоровом образе жизни и умений их применять на практике. Показатели: знания о здоровье и здоровом образежизни, умение их применять; знание собственных отличий и особенностей; физическая подготовленность; субъективное состояние здоровья; общая успеваемость;
- принятие здорового образажизни какиндивидуальнойценности. Показатели: отношение к здоровому образу жизни и здоровью, ориентация ценностей на здоровый образ жизни; система ценностных установок ( мотив и потребность) на постоянное развитие и образование в области здорового образа жизни;
- индивидуальный стиль здорового образажизни. Показатели: организация жизнедеятельности, ориентированная на здоровый образ жизни; целенаправленное использование средств здорового образа жизни на укрепление и сохранение собственного здоровья.
На основании определенных критериев и показателей выделяем три уровня становления здорового образа жизни обучающихся: недостаточный ( низкий) , необходимый ( средний) идостаточный ( высокий) .
Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что педагогическоесопровождение обучающихся в процессе формирования у них перечисленных компонентов способно повысить исходный уровень становления здорового образа жизни. На это направлено моделирование изучаемого процесса.
Модель специально организованного педагогического сопровождения разработана как необходимое условие эффективности становления здорового образа жизни и как возможность проследить динамику этого процесса и его поэтапную реализацию. Предполагается, что такая модель от чисто теоретического понимания ценности здоровья и здорового образа жизни позволит перейти к практическим действиям в конкретныхусловиях образовательного учреждения. Кроме того, ее внедрение в реальный учебный процесс способно не только укрепить его содержательно, путем разработки методических рекомендаций, исходящих из конкретного возраста, индивидуальныхособенностей, физического состояния учащегося, но главное - концептуально оснастить, наладить и организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в образова-тельномучреждении.
Теоретическим обоснованием построения модели послужили научные исследования, раскрывающие разные аспекты педагогического моделирования: важность применения моделирования в учебном процессе ( Б.А. Глинский, А.Н. Дахин, В.И. Загвязинский и др.) [3- 5]; методологию моделирования в
1 1 8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
контексте исследования образовательныхсистем ( В.А. Веников, Р.В. Габдреев, Ю.И. Тарский и др.) [6- 8]; представлениеомодели каксистеме, включающей в себя цели, содержание, способы и средства, а также результаты образователь-ногопроцесса ( Ю.К. Бабанский, М.В. Кларин, В.А. Сластенинидр.) [9- 11]. В своей работе мы исходили из устоявшихся положений, изложенных в специальных научных исследованиях по моделированию сопровождения педагогического процесса ( Л.В. Зудилова, Г.Е. Котькова, Т.Л.Лещинская,А.Л.Уманский, М.В. Шакурова и др.) [12- 16]. Все это позволилоопределитьавторский подход к рассматриваемой проблеме.
Основной целью модели является педагогическое обеспечение становления здорового образа жизни. Данная цель обусловливает выполнение комплекса мероприятий, направленных на информационное обеспечение познавательной деятельности обучающихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, обогащение деятельности по здоровьесбережению, поддержку в формировании и становлении индивидуальной системы здорового образажизни.
На наш взгляд, моделирование педагогического сопровождения должно опираться на личностно-ориентированный подход, в основе котороголежат принципы самоактуализации, субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, а также принцип доверия и поддержки. Помимо общих принципов педагогики, следуетучитывать принципы поддерживающейдеятельности [17].
Проанализировав и сравнив изложенные в педагогической литературе принципы, можно отметить, что содержание их схоже и порой синонимично. Обусловленоэто отражением в различных аспектахотдельных сторон и закономерностей единого процесса. Синергизм используемых педагогических прин-циповдаст возможность обеспечиватьуспешность педагогического сопровождения становления здорового образа жизни.
Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни - процесс длительный и сложный. При его моделировании целесообразно выделить следующие этапы: организационно-подготовительный, практический и диагностический.
Организационно-подготовительныйэтап включает изучение характеристик обучающихся и их семей, знания основ здорового образа жизни ( рациональное питание, физическая активность, общая гигиенаорганизма, закаливание, отказ от вредных привычек) и реализацию их на практике, сбор начальныхданных личностного становления, выявление интересов и склонностей; анализ получен-ныхвходедиагностики данных, который позволяетоценить уровень образования, отношениекздоровомуобразужизни и дает возможность составить обобщенный «портрет» коллектива обучающихся в аспекте здоровья, образа жизни, отношения кфизической культуре. На основе полученных данных осуществляется целенаправленное, личностно-ориентированное педагогическое сопровож-дениестановления здоровогообраза жизни.
Практическийэтап представляетсобой набор практическихдействий, раскрывающих конкретное содержание педагогического сопровождения становления здорового образа жизни учащихся, формы, методы и средства реализации этого содержания и обеспечивающихустойчивое чувство комфорта и удовлет-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 119
воренности от результатов взаимодействия всехучастников ( обучающиеся, педагоги, администрация и т.д.) , от атмосферы образовательного учреждения. На этом этапе реализуется разработанный комплексобразовательныхоздоро-вительных программ и мероприятий, направленных на увеличение двигательной активности, формирование личной гигиены, духовно-нравственной культуры, а также действуют разнообразные системы контроля физического и психического здоровья.
Диагностический этап состоит из ожидаемых результатов, полученных в ходеспециально организованной педагогическойдеятельности. Кроме того, он определяетуровень становления и отражает изменения компонентов здорового образа жизни. Полученные данные устанавливают эффективность разработанной модели педагогического сопровождения становления здорового образа жизни.
Этапы моделируемого нами процесса своей динамикой обусловливают последовательный выбор тактики педагогического сопровождения ( наставничество, помощь, поддержка и собственно само сопровождение) .
На организационно-подготовительном этапе уместно использовать наставничество. В рамках этой тактики педагог инструктирует обучающихся по ходу действий, направленных на создание первоначального шаблона индивидуальной траектории. Обучающийся, получая указания по работе с информацией и ведению своих записей, узнает, какую часть работы необходимо провести самостоятельно что делать при возникающих трудностях.
На практическом этапе логично действовать согласно тактике помощи и поддержки. Помощь педагога заключается в организованном консультировании обучающихся по вопросам самостоятельного выбора форм и средств здорового образа жизни. Основная задача преподавателя состоит в одновременном содействии при возникших затруднениях и стимулировании самостоятельной работы обучающихся. Создание учителем эмоционального комфорта в процессе становления здорового образа жизни способствует активизации творческих способностей и заложенного потенциалаобучающегося.
Выбирая тактику поддержки, педагогдолжен вовремя среагировать на воз-никающиеуобучающегося в процессе самостоятельной работы проблемы, дать совет, подбодрить его, настроить на успех. Обучающийся же должен самостоятельно нести ответственность за свои поступки, но одновременно ощущать «чувство плеча» педагога. Данный эффект позволяет обеспечивать положительную мотивацию педагогического процесса, а значит, способствовать успешному решению поставленных задач.
Тактика сопровождения подразумеваетдистанционное наблюдение за дея-тельностьюобучающегося по реализации индивидуальной траектории становления здорового образа жизни. Обмен информацией и общение с обучающимся в рамках педагогического процесса создадут условия для необходимой и дозированной коррекции процесса реализации индивидуальной траектории. Педагог должен помнить, что в рамках данной тактики важно делать акцент именно на самостоятельность выбора обучающимся собственной стратегии поведения в процессе образовательной деятельности.
В результате организованного педагогического сопровождения процесса ста-
1 2 0 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
новления здорового образа жизни мы планируем получить повышение исходного уровня трех его компонентов.
Модель педагогического сопровождения становления здорового образа жизни должна содержать четыре блока: целевой, включающий постановку основной цели и задач моделирования педагогического сопровождения; содержательны/й, определяющий концепцию, подходы и принципы, реализуемые нами в исследовании; технологический, содержащий педагогическиеусловия и этапы педагогического сопровождения совместной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса; результативный, показывающий эффективность разработанной модели через уровни, критерии и показатели становления здорового образа жизни обучающихся.
Считаем, что разработанная нами модельдолжна быть испытана путем внедрения в педагогический процесс образовательныхучреждений.
Библиографический список
1. ЗвереваЕЛ. Развитие физическойкультуры старшеклассников-спортсменов какфактора формирования здорового образа жизни. Воронеж, 2012.
2. Зоренко Н.Н., Солоненко Р.А. Заболеваемость студентов и школьников как социальнопедагогическая проблема. иИЬ: http://www.istu.edu/structure/49/2798/
3. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ) / Б.А. Глинский [и др.] М., 1965.
4. ДахинА.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. 2003. № 4.
5. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем: мат-лы регион. науч.-практ. конф. Пермь, 2004.
6. Веников В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопросы философии. 1964. № 11.
7. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательнойдеятельности студентов. Казань, 1983.
8. Тарский Ю.И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем // Моделирование социально-педагогических систем: мат-лы регион. науч.-практ. конф. Пермь, 2004.
9. БабанскийЮ.К. Оптимизацияпроцессаобучения: общедидактическийаспект. М., 1997.
10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
11. СластенинВ.А, ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационнаядеятельность. М., 1997.
12. ЗудиловаЛ.В. Моделирование педагогического сопровождения социализациистудентов// Среднее профессиональное образование. 2009. № 2.
13. КотьковаГ.Е. На пути к адаптивной школе: моделирование системы комплексного сопровождения // Школаироссийское общество. 2008. № 2.
14. Лещинская ТЛ. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения: мат-лы респуб. науч.-практ. семинара. Минск, 2005.
15. УманскийА.Л. Педагогическоесопровождениедетскоголидерства. Кострома, 2004.
16. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис.... д-ра пед. наук. М., 2007.
17. АлександроваЕ.А. Педагогическое сопровождение развития индивидуальностиустар-шеклассников. М., 2009.
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 121