СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
Т. А. Уварова
К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассматривается актуальный вопрос социализации, воспитания, индивидуализации и самовоспитания студентов по подготовке их к семейной жизни в процессе обучения в вузе с позиции инновационной педагогики на основе педагогической поддержки и педагогического сопровождения при выполнении педагогом поддерживающей и сопровождающей функций. Итогом работы является авторская разработка модели педагогической поддержки и педагогического сопровождения подготовки студентов к семейной жизни в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, модель, педагогическая модель, подготовка студента к семейной жизни, педагогическая инноватика.
This article is about the actual question of socialization, upbringing, individualization and self-upbringing of students of the training of students to family life in the process of education in the institute from the position ofpedagogical innovation on the basis of increasing of pedagogical support and pedagogical accompaniment with the help of supportive and accompanying functions which are carried out by a teacher. In the end of the work we consider the author working out «The model of pedagogical support and pedagogical accompaniment of the training of students to family life in the process of education in the institute».
Key words: pedagogical support, pedagogical accompaniment, model, pedagogical model, the training of a student to family life, pedagogical innovation.
Социально-экономические, духовно-нравственные и демографические изменения, которые происходят в России в начале XXI в., ставшей на путь постиндустриального развития и осуществляющей демократизацию общественного строя, актуализируют проблемы адаптации российской семьи к изменившимся условиям жизни. Особенно важна эта проблема в период мирового финансово-экономического кризиса. Кризис с особой силой ударил по институту семьи, поскольку именно она, как структурообразующая система общественной жизни, остро и глубоко фиксирует все изменения в обществе.
Институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества, потому что именно семья служит связующим звеном между человеком и обществом. «Однако в современных условиях семья претерпевает серьезные трансформации, а именно, отличается нестабильностью, конфликтностью брачных отношений. В последние десятилетия растет число незарегистрированных браков и упрощается структура семьи, снижается значимость традиционных семейных функций - рождение и воспитание детей, решение бытовых во-
просов. Изменяются требования супругов к психологической основе брака и межличностным отношениям в семье» [10, с. 3].
В этих условиях возникла реальная опасность деформации семейных устоев, наследования культурно-исторического семейного опыта. «Современная превентивная проблема, - пишет Л. Б. Шнейдер -требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем, стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и развитие подлинных достижений культуры, прекращение ее деградации выходит на первый план» [12, с. 140].
В особенно трудном положении оказались молодые семьи, еще не успевшие ни психологически, ни экономически, ни социально-культурно приспособиться к реалиям семейной жизни в конкретноисторических новых условиях современной России. Актуальность создания молодой крепкой, счастливой семьи, воплотившей в себе лучшие традиции и новые черты семейной жизни, присущие нашему времени, - вот выход из нравственного кризиса и
116
кризиса семейной жизни. Любовь и семья - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека и всего человеческого сообщества, «...пресечение всех мировых сил, которые происходят в обществе. И чтобы по-настоящему понять, что происходит в любви и в семье, надо, наверное, понять, что движется в устоях цивилизации, в глубинах социальной жизни, личные судьбы можно понять только через планетарные призмы» [8, с. 8]. Учитывая, что сложившаяся ситуация кризиса социального института семьи в стране повлекла за собой катастрофическую демографическую ситуацию, государство объявило решение проблемы семьи общенациональной задачей, обусловленной объективной потребностью общественной жизни перед всеми социальными институтами страны. И в первую очередь перед системой образования поставлен социальный заказ преодоления в молодежной среде негативных тенденций по отношению к семье и браку, созданию научно-продуманной системы непрерывной подготовки молодежи к формированию семейных отношений и созданию будущей семьи. Профессионально-образовательный путь молодежи является важнейшим средством ее социального развития, способом приобщения к социальному опыту. Именно в системе профессионального образования педагоги-теоретики и педагоги-практики все чаще говорят о системном подходе к организации воспитательной работы как теоретической, концептуальной модели социально-педагогического явления, которое объединяет воспитательные ресурсы в виде деятельности, форм общения, опыта эмоциональноценностных переживаний субъектов воспитания в некоторую структурную целостность, осуществляющую становление личности в единстве процессов воспитания, социализации, индивидуализации и самовоспитания.
В учебно-воспитательном процессе вуза проблема социально-профессионально-личностного становления студента, его подготовки к семейной жизни является одной из наименее разработанных. Изучая тему педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов к семейной жизни в процессе обучения в вузе, как один из аспектов этого исследования мы предлагаем модель педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов в подготовке к семейной жизни в процессе обучения в вузе. Данная модель - не дань моде в исследованиях последних лет по педагогике. Это теоретико-методологический подход к решению сложной и актуальной, интегративной, комплекс-
ной проблемы воспитания личности будущего семьянина. К тому же, по мнению В. М. Розина, «у методологии есть две основные ориентации: кри-тически-аналитическая и проектно-конструктивная» [7, с. 146].
Наиболее известное определение методологии педагогики дано В. В. Краевским: это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний, обоснование программы, логики, методов, критериев оценки качества исследовательской работы [5, с. 9].
Как видим, в определении подчеркнут аспект методологии, связанный как со знанием, с теорией познавательной деятельности, так и с самой этой деятельностью. Еще более четко двоякая миссия методологии педагогики раскрыта З. В. Никоновой: «В настоящее время именно методология педагогики формирует предписание практике, приспосабливает свой инструментарий для решения прикладных задач образования. Без разработки методологического аппарата невозможно решение не только научных, но и сколько-нибудь значительных практических задач в области образования и воспитания. Пользуясь методологией педагогики, преподаватель способен создавать собственные, неповторимые авторские модели образования и воспитания, придавать личностный смысл педагогическим феноменам» [6, с. 44].
Педагогические исследования, как сугубо теоретические, так и теоретико-практические, прежде всего проектируются. Проектирование включает в себя три этапа: прогнозирование, моделирование и реализацию модели. Прогнозирование начинается с осмысления сути исследуемой проблемы, с выяснения основных ее дефиниций. Итак, сначала мы обратимся к анализу понятий педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение и модель.
Педагогическая поддержка - это деятельность профессионалов-представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим.
117
Согласие Опора на Совмест- Конфи- Добро- Безопас- Реализа- Вера в Рефлек-
студента на личные ное со- денциаль- жела- ность, защи- ция прин- свои сивно-
принятие силы и по- трудниче- ность, тель- та здоровья, ципа «не возмож- аналити-
помощи и тенциаль- ство, со- довери- ность нрав, чело- навреди» ности ческпй
поддержки ные возможности студента действие тельность веческого достоинства подход
Основные направления педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов по подготовке к семейной жизни
Нахождение выхода на проблемы студента как точки отчуждения его от любых педагогических воздействий, которые направлены на него и обусловлены целями подготовки к семейной жизни
Помощь студенту в преобразовании этих точек в самообразовательную ситуацию, в разработку и реализацию индивидуальных траекторий подготовки к семейной жизни
Интеграция на основе осознанной сути педагогической помощи и педагогического сопровождения всех членов сообщества для достижения цели педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов в их подготовке к семейной жизни
Оказание помощи и поддержки каждому студенту в выработке своих взглядов, убеждений, поведения, идеалов семьи и семейных отношений, которые для него будет значимы и необходимы
Этапы совместной деятельности педагогического сообщества по оказанию педагогической поддержки и ________________педагогического сопровождения в подготовке студентов к семейной жизни________________________
диагностический поисковый проектировочный деятельностный рефлексивный
Предполагает обсуждение проблем, осознание желания их разрешить Совместный со студентами поиск причин и методов решения возникших проблем Построение договорных отношений между молодыми людьми и педагогами с целью решения проблем Взаимодополняющая деятельность педагога и студентов по решению проблем подготовки к семейной жизни Анализ совместной деятельности по разрешению проблем подготовки к семейной жизни, обсуждение и анализ результатов
__________________________I___________________________
Основные формы и методы педагогической поддержки
Ф о р м ы М е т о д ы
Педагогическая поддержка, сопровождение, содействие Наставничество, защита, опека, забота, помощь, совет, консультация, диалог, консилиум по совместному решению нестандартных ситуаций, коррекция, интерпретация
4
овн
РЕЗУЛЬТАТ: воспитание готовности студентов к семейной жизни
Рис 1. Модель педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов в подготовке к семейной жизни в процессе обучения в вузе
Педагогическое сопровождение - это педагогическая деятельность, суть которой - помощь в разработке и реализации студентом индивидуальной образовательной траектории, в самостоятельном решении проблемных ситуаций и перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт студента и/или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии [1].
Модель (фр. Model - ‘мера’) - образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр, схема, макет чего-либо.
С общенаучной точки зрения педагогическое моделирование понимается как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью [13, с. 123]. Среди педагогических моделей различают множество разновидностей. Мы ведем речь о процессной модели. В самом общем виде процессом называют ход развития какого-нибудь явления, последовательную систему состояний чего-нибудь. Отличительная черта процессных моделей - представление перехода исследуемого явления из одного состояния в другое. Как правило, для характеристики педагогического процесса вводят соответствующую программу, реализация которой отражает основные этапы его развертывания [13, с. 127-147].
Все компоненты нашей модели (см. рис. 1) по отдельности были описаны педагогами-учеными (А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко, Т. В. Анохина, С. А. Ку -личкова, Б. Г. Ананьев, О. С. Газман, Е. А. Александрова, Н. Н. Лебедева и др.). Однако в целом такой модели в научной литературе по педагогике и методам воспитания еще не было.
Значение данной модели заключается, во-первых, в выработке обобщенных требований к цели, содержанию, принципам, функциям, основным направлениям, этапам, основным формам и методам работы педагогического вузовского сообщества по оказанию педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов в их подготовке к семейной жизни, во-вторых, в разработке каждым педагогом своей личной программы работы в соответствии с данной моделью; в-третьих, модель дает четкое представление о том, что и как надо делать, оказывая как коллективную, так и индивидуальную педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение студентам в их подготовке к семейной жизни, обеспечивая при этом полную возможность самоопределения студентов в этих архисложных и архитрудных сугубо личностных проблемах.
Практическое значение модели педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов в подготовке к семейной жизни в процессе обучения в вузе достаточно велико. Мы уже констатировали отсутствие концепции и программы семейного воспитания в вузах как одного из видов воспитания, в силу этого педагогическое сообщество слабо знакомо с его сутью и почти не имеет представления о его теоретической основе, особенно в условиях инновационной педагогики и практики. А ведь педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение - это нововведение.
Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субьектов образования, а также обеспечивающая связь традиций с проектированием будущего образования [11, с. 18].
«Изменения, происходившие в системе образования в начале XXI в. обусловили, - отмечает Н. Ю. Звягинцева, - необходимость развития новых педагогических функций педагога. Общество все больше нуждается в специалисте, не только имеющем функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и способным к инновационной деятельности» [4 , с. 15].
В силу значимости и новизны данной проблемы весь педагогический коллектив принял участие в методологическом семинаре «Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение как фактор, условие и средство подготовки студентов к семейной жизни в процессе обучения в вузе» (Белгородского государственного института культуры и искусств). Итогом семинара стала предложенная ведущими специалистами вуза, совместно разработанная модель как руководство к действию, как квинтэссенция основных теоретико-методологических положений по этой инновационной педагогической проблеме.
В педагогическом процессе О. С. Газманом наряду с обучением и воспитанием была выделена самостоятельная область - педагогическая поддержка обучающегося. Е. А. Александрова обосновала концепцию педагогического сопровождения, которая и отвечала интересам и потребностям решения нашей проблемы исследования - подготовки студентов к семейной жизни в процессе обучения в вузе.
Таким образом, разработанная нами модель педагогической поддержки и педагогического сопровождения студентов в подготовке к семейной жизни в процессе обучения в вузе может быть использована и в
119
других вузах, где проблему подготовки студентов к семейной жизни считают актуальной проблемой реформирования и модернизации образования.
тических умений его в области семьи и брака, семейных отношений, традиций, норм и правил семейной жизни, основанной на любви, уважении, понимании и взаимопомощи, на общепринятых семейнобытовых, духовных и материальных ценностях.
Подготовка студента к семейной жизни - это процесс формирования теоретических знаний и прак-
1. Александрова, Е. А. Педагогические сопровождения старшеклассников в процессе разработки индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. А. Александрова. - Тюмень, 2006.
2. Белый, В. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / В. С. Белый, Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург: Изд-во УрГТУ, 2005.
3. Газман, О. С. Новые ценности в образовании / О. С. Газман // Новые ценности в образовании. - 1995. - № 33.
4. Звягинцева, Н. Ю. Инновационные процессы в современном российском образовательном пространстве /
Н. Ю. Звягинцева // Изв. Юж. федерал. ун-та. - 2010. - № 2.
5. Краевский, В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В. В. Краевский // Педагогика. - № 1. - 2002.
6. Никонова, З. В. Методологическая компетентность субъекта послевузовского образования в контексте проблем методологии педагогики / З. В. Никонова // Культурная жизнь юга России. - 2010. - № 1.
7. Розин, В. М. Методология и философия осмысления современной ситуации / В. М. Розин // Философ. науки. -1991. - № 3.
8. Рюриков, Ю. Б. Мед и яд любви / Ю. Б. Рюриков. - М., 1989.
9. Симоненко, В. Д. Общая профессиональная педагогика / В. Д. Симоненко. - М.: Вентана Граф, 2006.
10. Федорова, Т. А. Педагогическое содействие формированию готовности студентов к семейной жизни / Т. А. Федорова. - Челябинск, 2009.
11. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2008.
12. Шнейдер, А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. - Москва; Воронеж, 2010.
13. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. Ю. Яковлева. -М.: Владос, 2006.
120