Саввинов Василий Михайлович,
Северо-Восточный федеральный университет,
проректор по стратегическому развитию, кандидат педагогических наук, vm.savvinov@s-vfu.ru, dagasia@mail.ru
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЕТЕРОГЕННОСТИ СРЕДЫ
Аннотация
В статье обоснована необходимость учета влияния гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем, отказа от унифицированного подхода к оценке управления такими системами, не учитывающего территориального контекста. Раскрывается двухконтурная модель оценки управления развитием территориальных образовательных систем, основанная на учете гетерогенности среды. Ключевые слова:
территориальные образовательные системы (ТОС); гетерогенность среды; управление развитием; оценка.
Массив современных исследований по управлению образованием показывает, что основным источником перемен в образовании становится не сама система образования, а изменения в среде, в которой она развивается: развертывание цифровых технологий и телекоммуникационных систем; сращивание образовательной и технологической среды; трансформация социального окружения (снижение рождаемости, «старение населения», рост миграционных процессов и мобильности населения); внедрение новых стандартов жизни; изменение роли традиционных институтов воспроизводства языков, культуры и образования; появление новых подходов к управлению «капитализацией человека» (формирование национальных и региональных инновационных систем, поддержка предпринимательской активности научных и образовательных организаций и др.); рост числа «низовых» инициатив на местном уровне; появление новых игроков на рынке образования (финансовых и технологических компаний, консалтинговых и тренинговых центров).
Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей по проблемам влияния глобализации на развитие образования позволяет сделать вывод о том, что именно на местном уровне значительно проявляются процессы гетерогенности среды, острее чувствуется динамичность происходящих процессов. Гомогенность даже самих однородных районов весьма относительна как по уровню экономического развития, так и по социальному, национальному и религиозному составу. Каждый из них имеет свои собственные смыслы и ценности, устоявшийся уклад жизни и отношений. Именно поэтому, как отметил Франц Бократ, здесь «действует простое правило: «Различия наиболее заметны там, где и общего больше всего» [4].
Благодаря развитию цифровых технологий, распространению дистанционного обучения образование, с одной стороны, начинает терять «территориальную привязку», но с другой - именно многообразие территорий играет значительную роль в обеспечении высокого уровня образования. В этих условиях актуальным становится поиск и разработка соответствующих инструментов оценки управления развитием образования, учитывающих территориальный контекст.
В 2012-2018 гг. Северо-Восточным федеральным университетом реализован ряд проектов, направленных на оценку развития территориальных образовательных систем:
• проект «Образовательная карта Республики Саха (Якутия). Оценка развития региональной системы образования Республики Саха (Якутия)»;
• проект «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 г.»;
• проект «Организация комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы республики, с проведением комплексной научной экспедиции с участием Российской академии наук»;
• проекты «Комплексная оценка развития региональной системы образования Республики Саха (Якутия)», «Разработка научно-методических оснований для прогноза развития человеческого капитала Республики Саха (Якутия)», в рамках комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы и др.
Результаты проведенной работы позволяют уточнить концептуальные основания оценки управления развитием образовательных систем, которые включают принципы и функции оценки, логику проведения оценки управления развитием ТОС. На основе проведенного в исследовании анализа в качестве комплекса принципов оценки управления развитием ТОС можно определить:
• принцип вариативности - разнообразие методов оценки на основе выделения специфичных особенностей условий среды;
• принцип партисипативности - широкое вовлечение населения в обсуждение вопросов развития образования на той или иной территории, оценку разрабатываемых вариантов и сценариев, «дорожных карт» и анализ хода и результатов управления образованием;
• принцип открытости - информирование населения о задачах, ходе и результатах оценки, на основе которого различные социальные группы могут впоследствии формировать свое видение и принимать решения;
• принцип культуросообразности - учет культурных особенностей, уклада жизни, ценностей, традиций и норм поведения населения;
• принцип прогностичности - направленность оценки на формирование «видения будущего» развития образования.
Весь комплекс принципов направляет деятельность по оценке ТОС на решение педагогических проблем, имеющихся на конкретной территории. Это означает, что при оценке управления развитием образовательных систем ориентация осуществляется, прежде всего, на интересы, потребности, права человека, обеспечение равенства и справедливости в получении образования.
В ходе многолетнего исследования выделены следующие функции оценки:
• информационная - информирование населения о задачах, ходе и результатах оценки, на основе которого различные социальные группы могут впоследствии формировать свое видение и принимать решения;
• развивающая - направленность на развитие ТОС в условиях возрастающего влияния гетерогенности среды и принятие управленческих мер с учетом факторов среды;
• корректирующая - обеспечение адаптации управления к изменениям в образовательном ландшафте;
• прогностическая - анализ возможных изменений в ТОС и в управлении ею в связи с динамичными изменениями в среде;
Логика оценки управления развитием ТОС может быть раскрыта через три группы измерений: проблематизацию, оценку в действии и прогнозирование. Каждое измерение включает соответствующие виды оценки, определяющие смыслы, отношения, тренды развития:
1. Изучение среды, ее влияния на развитие ТОС, исследование ценностей и смыслов, которые преобладают в системе и местном сообществе. Анализ средосообразности управления развитием образовательной системы.
2. Оценка возможных управленческих действий с учетом территориального контекста, разработка вариантов развития ТОС в виде проектов и программ.
3. Оценка вариантов проектов и программ развития образовательной системы, разработанных с участием различных групп социальных акторов, их соответствия ценностям, ожиданиям и интересам местного сообщества.
4. Выбор наиболее реалистичного и соответствующего территориальному контексту проекта программы и оценка механизмов ее реализации.
5. Промежуточная оценка управленческих решений, изменений в территориальной образовательной системе, соответствие ценностям и ожиданиям различных групп местного населения.
6. Оценка влияния управленческих решений: оценка прямого влияния на процессы внутри системы; оценка каталитического эффекта влияния управления на взаимодействие различных социальных групп и объединений и создание новых ценностей; оценка влияния управления на изменения в среде.
7. Прогноз возможных критических ситуаций и рисков, формирование сценариев развития образовательной системы.
Каждый вид оценки предшествует определенному этапу управления развитием ТОС и может быть раскрыт через задачи, методы оценки и ожидаемые результаты (см. таблицу 1). Указанная логика оценки является характерной для прикладного педагогического исследования и обеспечивает три взаимосвязанных процесса: проблематизацию, оценку в действии и прогнозирование. Такая оценка позволяет наиболее полно раскрыть изменения смыслов и характеристик в образовательной системе.
Таблица 1
Задачи и методы оценки управления развитием ТОС__
№ Этап управления развитием ТОС Вид оценки, который предшествует этапу управления Задачи оценки Основные методы оценки Ожидаемые результаты
1 Принятие решения об изменении в управлении ТОС (о разработке стратегии, проекта, программы) Оценка образовательной ситуации и среды - описание тенденций развития образования и гетерогенности среды, которые будут определять развитие ТОС Полевые исследования (наблюдение, опрос, анкетирование), статистический анализ, метод картографирования Перечень ожиданий, интересов и ценностей населения. Карты территориальных и социальных диспропорций
2 Разработка вариантов стратегии, проекта, программы развития ТОС Оценка возможных управленческих действий - выявление возможных механизмов развития ТОС с учетом территориального и социального контекста Изучение документации и аналитических материалов, дискурсивный анализ законодательных актов, нормативных документов, локальных актов, глубинные интервью, фокус-группы Варианты стратегий, проектов, программ развития образования, поддержанные местным сообществом
3 Утверждение стратегии, проекта, программы развития ТОС Оценка вариантов проектов и программ - анализ вариантов программ на предмет их соответствия ценностям, ожиданиям и интересам местного сообщества «Мозговые штурмы», общественные обсуждения и анализ программ, стратегий развития ТОС Стратегия, проект, программа развития образования, учитывающие территориальный и социальный контекст
4 Разработка планов и «дорожных карт» реализации стратегии, проекта, программ Оценка механизмов реализации проекта и/или программы - описание управленческих решений, которые позволят минимизировать риски и максимизировать необходимые эффекты Статистический анализ, опрос, анкетирование, глубинные интервью, фокус-группы Планы и «дорожные карты» реализации стратегии, проекта, программы
5 Реализация стратегии, проекта, программы развития образования Промежуточная оценка - анализ хода реализации проектов и программ развития ТОС Статистический анализ, опрос, анкетирование, глубинные интервью, фокус-группы Отчет (аналитическая справка) о ходе реализации программы
6 Мониторинг и контроль реализации программы Оценка влияния программы на развитие ТОС и среду - анализ изменений в системе Статистический анализ, изучение документации и аналитических материалов, обсуждение Корректировка управленческих воздействий и повышения их эффективности с учетом территориального контекста
7 Корректировка программы развития ТОС Прогностическая оценка Описание возможных рисков и критических ситуаций, которые могут возникнуть в результате изменений в среде Метод Делфи,SWOT-анализ, экспертная оценка, разработка сценариев и «дорожных карт» Перечень возможных критических ситуаций и рисков, сценарии и «дорожные карты» развития ТОС
В условиях роста гетерогенности среды модель оценки выстраивается на доминантах управления развитием ТОС, под которыми рассматриваются основополагающие положения, преобладающие идеи и отличительные особенности управления образованием, характерные на данном этапе его развития [3]. Основной акцент - на связь с процессами, происходящими в образовательной системе вследствие гетерогенности среды. Можно выделить следующие доминанты управления развитием ТОС, учитываемые при оценке:
• снижение территориальных и социальных диспропорций, обеспечение устойчивости и сбалансированности развития ТОС;
• обеспечение равенства образовательных возможностей для различных групп населения, проживающих на территории района;
• согласование позиций и интересов местного населения, что делает его «соавтором» нового будущего в образовании и позволяет учесть особенности среды при его проектировании;
• выделение барьеров развития и условий, способствующих развитию образовательной системы, и выявление рисков, связанных с влиянием гетерогенности на развитие образовательной системы;
• уменьшение жесткости и схематичности планов и программ развития образования, приближение их к реальным условиям территории.
Выстраивание доминант позволяет раскрыть основные направления оценки управления развитием, обосновать методы оценки воздействия управления на развитие образовательной системы, сформулировать соответствующие показатели и критерии.
Успешная реализация конкретных моделей управления развитием территориальных образовательных систем (ТОС) предполагает наличие определенной базовой модели управления ТОС, трансформируемой затем в специфические модели управления развитием конкретных ТОС, которые учитывают как особенности внешних и внутренних условий их развития, так и общие тенденции развития образования в регионе, стране и мире.
В эти годы нами разработана и обоснована модель оценки управления развитием территориальных образовательных систем, которая в условиях возрастающей роли разнообразия как фактора развития образования становится двухконтурной (см. рисунок 1). Инвариантный контур направлен на обеспечение соответствия федеральным и региональным стандартам и требованиям. Вариативный контур ориентирован на учет территориального образовательного ландшафта -ценностей и интересов местного населения, специфику внешней среды - и решение социально-педагогических проблем конкретной территории. Данный контур включает следующие блоки: факторы гетерогенности среды, характеристики территориальной образовательной системы и управления развитием ТОС, этапы, принципы и функции оценки.
Такое построение оценки интегрирует объективную реальность и субъективно воспринимаемые населением ценности изменений в образовании, обеспечивает определенный компромисс между унификацией и специализацией путем сбалансированного применения инвариантных и вариативных методов при сохранении единых принципов оценки.
Территориальная образовательная система
Учраелениер;иентнеи территориальной обраиеэтельяоч системы
инбдриАнчгныикокгур ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЙ РАЗ&ИТМЁМТОС
Обеспечениесоответствия федеральнымирегиональным ета^артам н требованиям
Этапы оценки
П РОБЛ Е Г.1 АТ И ЗА ЦП Я
■ оценка образовательной агтуации и среды.
■ оценка возможны* упранпенчЕсмлхденсгям С учетом территориального и сощ| ап ьнога ко »текста;
■ оценка евриат-д в
п роект эв/гро грам^страгегий. иу соответствия ценностей, ожвданияч н иггересам местного «юфщесгзз
ОЦЕНКА В ДЕНСТВ11И
■ л ро межуточная оценка реализации проектам
л ро праймы/стратегии ;
1 оценка механизмов реалимции проекта/ п ро граммы/стратегии ;
■ suç-ка влияния программы на развитие TOC исцеды
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
• прогноз возможностей, рнапвикритнчешк ситуаций;
' оценка возможных угра ьпенчеаих де Гетвы сучетом
территориального« социального контекста;
* кЛрТирйВЛнне И
с де-1 ирова ние будущего
Принципы оценки
ир^щ«1 бЗрЛЗТ/Вн«™
пгд тд^гз TJI&MJ; ТИ
(ÏTiïtfTKTd
Функции оценки
Развивающая коррелирующая Информационная прогностн ческАА
вари ативнуй контур оценки управления развитием toc
Снижение социальных, л территориально диспропорций, обеспечение условий -п^ полученлп детьми кач»с-ве?МЕГ0 oi рагомния. рг-а.ниац^и ç = потенциала, учет ценностей и н нтерепт местного населеннй
Рис. 1. Модель оценки управления развитием территориальной образовательной системы в условиях гетерогенности среды
Особенностью образования является сложность оценки результативности и эффективности деятельности системы образования, поскольку здесь имеет место «многослойное», разноаспектное переплетение территориальных, социальных и экономических эффектов. В связи с этим в ходе оценки для достижения надежных результатов нами использовался смешанный подход к оценке управления образованием: сочетание количественных (статистические методы, анализ данных мониторинга качества образования, различных диагностических исследований обученности школьников и т.п.) и качественных методов (исследование
конкретных случаев, анкетирование, опрос, глубинное интервью, фокус-группы, метод Делфи, SWOT-анализ и др.). Применение смешанного подхода позволяет выстроить следующую логическую цепочку: этап управления развитием ТОС - вид оценки, который предшествует этапу управления, - задачи оценки - методы оценки - ожидаемые результаты.
Для повышения достоверности статистических данных и данных, полученных от фокус-групп, глубинных интервью и экспертной оценки, обоснования полученных результатов в ходе оценки используется методологическая триангуляция. Первичные данные дополняются анализом данных, полученных из публичных докладов школ и органов управления, аналитических материалов и других источников. Вторичные данные используются в качестве независимого источника для триангуляции с первичными с целью их проверки на согласованность. Как подчеркивает Д. Кэмпбелл, такая триангуляция позволяет преодолеть приверженность исследователя к своей собственной культуре [1].
Выстраивание, апробация, корректировка модели оценки управления развитием территориальных образовательных систем, конкретизация механизмов оценки осуществлялись при реализации проектов по комплексной оценке региональных и территориальных образовательных систем, оценке хода и результатов реализации программ развития образования, мониторинге эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организации независимой оценки качества образования.
Оценка управления развитием территориальных образовательных систем, в силу их открытости и влияния факторов среды, не носит строгой линейности, все этапы оценки находятся в тесной взаимосвязи и взаимопереходах. Реализация базовой модели оценки управления развитием ТОС в условиях Республики Саха (Якутия) позволила выявить специфику такой оценки:
• на уровне целей - ее ориентированность на учет конкретных факторов гетерогенности среды и их влияния на характер управления развитием ТОС;
• на уровне структуры - двухконтурность модели оценки, направленной на обеспечение единого образовательного пространства и учет особенностей конкретного образовательного ландшафта;
• на уровне содержания и инструментария оценки - варьирование методов сбора и анализа данных при сохранении единства принципов исходя из сложившейся образовательной ситуации, особенностей условий среды, этапов и видов оценки;
• на уровне форм участия в оценке - внедрение механизмов оценки в действии через разнообразие взаимодействия с различными социальными группами и местным населением в соответствии с целями, содержанием и избранными методами оценки.
Литература
1. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и
прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 391 с.
2. Республика Саха (Якутия) - 2050: Форсайт-исследование / авт. коллектив: Е.И. Михайлова, В.С. Ефимов, У.С. Борисова и др.; науч. ред.: Е.И. Михайлова, В.С. Ефимов. Якутск: Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2014. 183 с.
3. Саввинов В.М. Доминанты управления территориальными образовательными системами в условиях роста роли гетерогенности среды [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters)/ 2017. №3 (июль). URL: http://www.emissia.org/ offline/ 2017/2502.htm
4. Собственная логика городов. Новые подходы к урбанистике / Х. Беркинг, М. Лев, Ф. Бократ и др.; под отв. ред. Х. Беркинга и М. Лев. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 420 с.
Savvinov Vasiliy Mikhailovich,
North-Eastern Federal University in Yakutsk, the Vice Rector on Strategic Development, Candidate of Pedagogics, vm.savvinov@s-vfu.ru, dagasia@mail.ru
THE EVALUATION MODEL OF THE MANAGEMENT OF TERRITORIAL EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT IN THE FRAMEWORK OF ENVIRONMENT HETEROGENEITY
Annotation
The article substantiates the importance of consideration of the environment heterogeneity influence on the development of territorial education systems, the rejection of a unified approach to the management evaluation of such systems that does not consider the territorial context. A two-loop model of the management evaluation of the territorial education systems development is revealed based on the heterogeneity of the environment. Keywords:
territorial education systems; heterogeneity of environment; development management; evaluation.