Научная статья на тему 'Модель оценки качества ключевых процессов строительной организации'

Модель оценки качества ключевых процессов строительной организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / VALUATION MODEL OF QUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Айгужинова Динара Зейнуллаевна

В статье рассмотрены методические вопросы оценки качества процессов в условиях функционирования системы менеджмента качества (СМК). Предложена модель оценки качества процессов, в которую включены группы показателей, характеризующие состояние входящих ресурсов, производственную деятельность и результаты процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Айгужинова Динара Зейнуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF QUALITY ASSESSMENT OF KEY PROCESS OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Methodical issues for evaluating the quality of processes in a functioning quality management system are considered in this article. A model of quality assessment processes, which includes the group of indicators characterizing the state of incoming resources, production activities and results of processes is suggested.

Текст научной работы на тему «Модель оценки качества ключевых процессов строительной организации»

УДК 338.45:69

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КЛЮЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Д. З. Айгужинова

MODEL OF QUALITY ASSESSMENT OF KEY PROCESS OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

D. Z. Ayguzhinova

Аннотация. В статье рассмотрены методические вопросы оценки качества процессов в условиях функционирования системы менеджмента качества (СМК). Предложена модель оценки качества процессов, в которую включены группы показателей, характеризующие состояние входящих ресурсов, производственную деятельность и результаты процессов.

Ключевые слова: система менеджмента качества, модель оценки качества.

Abstract. Methodical issues for evaluating the quality of processes in a functioning quality management system are considered in this article. A model of quality assessment processes, which includes the group of indicators characterizing the state of incoming resources, production activities and results of processes is suggested.

Key words: quality management system, valuation model of quality.

Несмотря на наличие специальной научной и нормативно-методической литературы, рассматривающей общие вопросы создания и внедрения систем качества в строительных организациях, на сегодняшний день недостаточно разработаны и доведены до практики методы и подходы измерения процессов СМК строительно-монтажной организации.

В Казахстане строительные организации все чаще сталкиваются с проблемой оценки качества процессов при функционировании системы менеджмента качества. Проблема состоит в том, что зачастую на практике наблюдаются обстоятельства, когда критерии оценки качества процессов не отражают особенностей строительного производства. В ходе строительства качество работ контролируется, однако полученные данные не группируются, не анализируются и не используются при разработке действенных мероприятий по его повышению, т.е. не соблюдается один из принципов менеджмента качества - системный подход к управлению.

На наш взгляд, на сегодняшний день в области измерения качества остаются нерешенными два вопроса. Первый вопрос - отсутствие единой методики измерения качества процессов строительной организации, ориентированной на технологию строительного производства. Второй вопрос - установление тесной взаимосвязи между измерением показателей качества и их улучшением. На наш взгляд, модель оценки качества ключевых процессов строительной организации должна, с одной стороны, обеспечивать сбор необходимых данных, с другой стороны, представлять объективную информацию о качестве.

Поэтапно действия при разработке модели оценки качества процессов строительной организации могут выглядеть следующим образом:

1) установление группы пользователей моделью оценки качества процессов;

2) определение группы показателей, включаемых в модель оценки качества процессов;

3) определение источников базы данных, необходимых для расчета показателей;

4) определение методов (мер) воздействия пользователей на качество процессов.

В группу пользователей данной модели рекомендуется включить следующих субъектов внешней и внутренней среды организации: заказчика, проектировщика, партнеров, потребителей, высшее руководство организации, руководителя службы качества, руководителей структурных подразделений, коллектив организации.

При разработке системы измерений необходимо установить показатели, характеризующие состояние входящих ресурсов, производственную деятельность и результаты процессов. Для этого приведенные показатели должны быть сгруппированы и систематизированы по этапам процессов организации: «вход», «производство», «выход». На наш взгляд, с опорой на блок-схемы ключевых процессов строительной организации, данные о которых представлены в исследовательской работе [1, с. 90], для их мониторинга и оценки необходим расчет и анализ следующих трех групп показателей. На этапе «вход» рассчитываются показатели первой группы, характеризующие качество входящих ресурсов: коэффициенты качества кадрового обеспечения, инженерной и технологической подготовки. На этапе «производство» рекомендуется определить значения второй группы показателей: коэффициенты качества геодезического и метрологического обеспечения, коэффициент соответствия строительно-монтажных работ технологической документации, коэффициент качества труда, коэффициенты безопасности, информированности и инновацион-ности процессов. На этапе «выход» определяются значения третьей группы показателей, отражающих качество результатов процесса: коэффициент адаптивности и оперативности процессов, коэффициенты ритмичности строительства, превышения сметной стоимости строительства и полноты составления записей качества, интегральный показатель качества ключевых процессов.

Методики расчета отдельных единичных показателей: коэффициентов качества технологической и инженерной подготовки, кадрового, геодезического и метрологического обеспечения, коэффициента качества труда - рассмотрены в исследовательской работе [1, с. 102]. На основе определения единичных показателей рассчитывается интегральный показатель качества ключевых процессов по общепринятой формуле [2].

Диапазон изменения интегрального показателя качества ключевых процессов лежит в пределах 0 < Ккпр > 1. На наш взгляд, значение данного

показателя, равное единице и выше, свидетельствует о высоком качестве ключевых процессов. Значения интегрального показателя качества до 0,9 можно расценивать как хорошее качество процесса, в интервале 0,89-0,8 -как оптимальное, в интервале 0,79-0,65 - как удовлетворительное, в интервале 0,64-0,5 - как неудовлетворительное качество. Значения ниже 0,5 следует оценивать как критический уровень качества.

Согласно стандарту ИСО 9004-2001 эффективность процесса - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами, результативность процесса - способность процесса достигать запланированных результатов [3].

Результативность процесса можно определить по следующей формуле:

Крс

Р =. рс

К

кпр

пр

2

(1)

где Крс - коэффициент ритмичности строительства, в долях единицы; Ккпр - показатель качества ключевых процессов, в долях единицы.

В экономике строительства коэффициент ритмичности представляется отношением фактического и проектного сроков строительства объектов [4, с. 224].

На наш взгляд, при расчете эффективности ключевых процессов важно учесть затраты на устранение несоответствий процесса путем соотношения суммы непроизводительных затрат (связанных с устранением дефектов, простоями, выплатами штрафных санкций и др.) и сметной стоимости строительства объекта. В экономической литературе известны методики расчета коэффициента превышения сметной стоимости строительства [4].

С учетом коэффициента превышения сметной стоимости строительства эффективность процесса можно определить по следующей формуле:

Эп

Р

пр

1 + Кп

(2)

где Рпр - результативность процесса, в долях единицы; Кпс - коэффициент превышения сметной стоимости строительства, в долях единицы.

В данной статье на основании проведенных исследований предложена модель оценки качества ключевых процессов строительной организации (рис. 1).

Рис. 1. Модель оценки качества процессов СМК строительной организации (составлена на основе требований СТ РК ИСО 9004-2001)

Главное предназначение предложенной модели - описание технологии оценки качества ключевых процессов строительной организации, т.е. определение последовательности измерения качества процессов на этапах «вход», «производство», «выход». Данная модель направлена на выявление источников сбора информации, систематизацию показателей качества и установление взаимосвязи между ними, а также выработку рекомендуемых мер воздействия на качество процессов СМК посредством прямых и обратных связей. Внизу схемы изображен блок, представляющий базу данных, которая содержит записи качества и необходима для расчета единичных показателей качества процессов.

В следующих трех блоках представлены единичные показатели качества, которые должны быть рассчитаны в такой последовательности: в первую очередь - показатели качества входящих ресурсов (левый блок), во вторую очередь - показатели качества процесса (средний блок), затем -показатели качества результатов процесса (правый блок). На основе значений единичных показателей качества выводится интегральный показатель качества отдельного процесса. Установив значения интегрального показателя качества отдельного процесса, можно произвести расчет результативности и эффективности процесса.

По нашему мнению, основные направления корректирующих и предупреждающих мер воздействия на качество процессов можно представить в обобщенном виде в разрезе процессов СМК, которые представлены на рис. 2.

Комплекс корректирующих и предупреждающих мер

Вдеичюдсйствнс с участниками иппестнциоино-ормшелшою цикла:

- разработки к илмснские ним л иски н целей и сиднеш качеотпа;

* регулирование экономических отношений с участниками рынка:

- регулирование смоткой стоимости к тавис-ичтоети от квчеепчг.

- СООС(}ШСКС1ВСВ411НС В1;ШМООТИОШСНИЙ с потребителями.

- р.1".рлГм1ткп и рпдемтш прг грамм социального

партнерства;

- усшкиие книнс-рацин с нрое\ шроищик^мн

- страхование грхшнеш откстетвенностн на рынке:

- усчаноплепис н раннине дошоерочиыч нар штреких отношений с поставщиками и субподрядчиками:

- разработка плана по обеспечению качеств

- сГч'р. аНДЛИ-! ДИККЫХ О КД'КСЖС процесса

I ьЧМСТМЧССКОС II ЧС1рИЛО] НЧССКЧС ОООСГШ'НЖНС

- с не г е \ г а т и чее к о: шученне нгриативно-течничеекой документации:

- сшюршекс!вование оснащенное-!и КИП;

- еоисршсичиоинпие методик чтерения (ир^морои продукции и процессов:

- егрогое соблюдение графика поперек пршчцюя

- своевременное с оставление исполнительных схем:

- разработка плана по обеспечению качества:

- сбир лидлил данных о ка'ксюс процесса

Прокшодег п.чзшае процессы;

- исччлнепне »ерническою уровня и камсе<»а С VI14

- совершенствование контроля технологического пронесся и качества СМР:

• систематические изучение н >рмат! 1вно-тсхннчоской лоьуменшпни:

- научная организация строительства и труда.

- р^чранотка или ни но обеспечению качее та:

- еОор, аналш данных о ка чес гае ироиесса.

- рлнюналнищия режимов иеп^лиюпаггии рабочего времени.

- своевременное составление нспол!гителыюй до кл'Агекгапии

Инженерная подготовка пцои5водстеа

• изменение орзанн'сационмой сфуюуры орган нищ на;

- НСрОСМО |р ДС.Б&НШСГНЫХ инструкций:

■ рлглитие тру до ко го пот^гцила коллектива:

• еоас ршснствоаанио мате риал ьно*тсхнкчсского 1ЙИ1.'1к! ченми.

- повышение уропия автоматизации и механизации с iponre.Ti.noio при шкоде та:

- обеспечение ритмичности материагпно»технического снабжения:

■ разработка плана по обеспечению качества;

Технологическая подготовка строительного

Н[ЧН1 ПКМСМ!»

- екетеыатнчмног изучение норматнт.нл-технической документации:

- р;ира&01ка :1рс1рсееи»ш<с ч техиоло! нчееких решений:

- ннедренче МЧИ. IX 1СХИ1УК11 ПН.

- раараГчмка ьчана ш> обеспечению качееI ил:

- обеспечение полноты р^цадботапности ГТПР, технологических карт, операционных «хем;

- сбор*анализ данных о клчееше проиеееа

Кадровое ш^сисчение:

• обучение, нодшшвка и стимулирование персона. 1:1

- поиск и приключение профессионалов;

• развитие партиеипативного подхода к управлению ор1чни;;шм<н.

- 1С здание н поддержка благоприятною 11СЙ.ЧСЛ01 »ЧесКоЮ Клима 1а и «tt.~l.ICK |1№С;

- повышение организационной культу ры предприятия:

- стимулирование резулеигов груда раОснпиков:

• улучшение условий труда.

- % креи.иеиис коричрл ■ иниш о луки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка плана по обеспечению качества;

- обор, а нал и ! данные о качеетпе проце_еа

Рис. 2. Комплекс корректирующих и предупреждающих мер

На основе анализа результатов, полученных в ходе расчета показателей качества процессов, формируется информация о качестве для пользователей. Данная информация может быть представлена в виде отчетов внутри организации и в виде публикаций для внешних пользователей. Пользователи на основе полученной объективной информации о несоответствиях, выявленных проблемах разрабатывают комплекс корректирующих и предупреждающих мер воздействия на качество процессов (см. рис. 1), направленных на устранение отклонений, установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества процессов и продукции. Содержание комплекса корректирующих и предупреждающих мер зависит от стратегических целей организации, ее экономического состояния, особенностей производственной деятельности и ряда других факторов, что предопределяет их специфичность.

Список литературы

1. Айгужинова, Д. З. Менеджмент качества строительно-монтажных работ: проблемы и методические аспекты : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Айгужинова Д. З. - Павлодар : Павлодарский гос. ун-т им. С. Торайгырова, 2010. - С. 150.

2. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции : учеб. для вузов / В. К. Федюкин [и др.]. - М. : Филинъ : Рилант, 2000. - 328 с.

3. СТ РК ИСО 9004-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - Астана : Госстандарт РК, 2001. - 45 с.

4. Бузырев, В. В. Планирование на строительном предприятии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Бузырев. - М. : Академия, 2005. - 336 с.

Айгужинова Динара Зейнуллаевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (Казахстан)

E-mail: [email protected]

Ayguzhinova Dinara Zeynullaevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of finance, Pavlodar State University named after S. Toraigyrov (Kazakhstan)

УДК 338.45:69 Айгужинова, Д. З.

Модель оценки качества ключевых процессов строительной организации /

Д. З. Айгужинова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 1 (5). - С. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.