Модель оценивания и прогнозирования затрат на выведение космического аппарата в заданную область космического пространства
Волженина Екатерина Анатольевна,
ассистент кафедры 101, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» E-mail: [email protected]
При проведении технико-экономических исследований по обоснованию планов развития вооружения наряду с показателями эффективности и качества вооружения и военной техники используется стоимостной показатель, учитывающий в денежной форме все затраты Государственного оборонного заказа, связанные с созданием и функционированием спутниковых систем как одного из образцов вооружения и военной техники. В качестве такого стоимостного показателя выступают так называемые полные затраты, под которыми понимаются совокупные затраты Государственного оборонного заказа на всем протяжении жизненного цикла образца вооружения и военной техники (комплекса, системы), а также обеспечивающих их функционирование систем (в данном случае космодромы, арсеналы, пункты управления, учебные заведения и др.). В статье рассмотрены стадии жизненного цикла объекта вооружения и военной техники и проведен анализ методов оценки затрат на них. Схематично представлены основные технологические этапы жизненного цикла космического аппарата, а также денежный поток доходов и расходов.
Ключевые слова: вооружение и военная техника, ракета-носитель, космический аппарат, баллистическая структура.
Стадии жизненного цикла и особенности финансирования разработок ВВТ
Жизненный цикл образца вооружения и военной техники (ВВТ) представляет собой отрезок времени от разработки тактико-технического задания на создание ВВТ до момента снятия с эксплуатации и утилизации последнего образца ВВТ [1] и охватывает несколько типовых стадий: исследования и обоснование разработки, опытно-конструкторская разработка, серийное производство образцов ВВТ (включая его подготовку), капитальное строительство, эксплуатация ВВТ (включая капитальный ремонт) и утилизация.
Полные затраты заказчика на развитие вооружения складываются из:
- затрат на исследования и обоснование разработки;
- затрат на опытно-конструкторские работы;
- затрат на серийное производство (включая его подготовку);
- затрат на капитальное строительство;
- затрат на эксплуатацию образцов ВВТ (включая капитальный ремонт);
- затрат на утилизацию образцов ВВТ.
В свою очередь стадии жизненного цикла делятся на виды работ (этапы видов работ). В соответствии с этим делением определяются затраты на реализацию каждой стадии жизненного цикла [1].
Затраты на исследования и обоснование разработки складываются из:
- затрат на разработку тактико-технического задания и формирование исходных данных;
- затрат на проведение научно-исследовательских работ;
- затрат на разработку аванпроекта (технических предложений).
В рамках разработки аванпроекта осуществляется обоснование необходимости разработки, проводятся теоретические и экспериментальные исследования [2].
Затраты на опытно-конструкторские работы складываются из:
- затрат на разработку эскизного проекта, технического проекта и рабочей конструкторской документации соответственно;
- затрат заказчика на оплату изготовления опытных образцов и составляющих их элементов для проведения всех видов испытаний;
- затрат заказчика на подготовку и проведение испытаний;
- затрат заказчика на оплату работ исполнителя по корректировке рабочей конструкторской документации и доработке опытного образца.
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
Затраты на серийное производство определяются как произведение средней цены единичного серийно изготовленного образца ВВТ на общее количество образцов ВВТ, планируемых к закупке.
Это является определенным допущением, поскольку цена образца меняется в зависимости от объема серии (чем больше объем серийного производства, тем в общем случае меньше цена образца).
Затраты на капитальное строительство учитывают расходы на строительство сооружений (объектов) и инженерных коммуникаций (дорог, линий связи, электроснабжения, управления и др.).
Затраты на эксплуатацию образцов вВт включают в себя расходы на ввод в эксплуатацию, поддержание в готовности и использование по назначению, хранение, капитальный ремонт и снятие с эксплуатации.
Затраты на утилизацию отделяемых частей ракет-носителей (и экологические расходы), учитывают все расходы на реализацию комплекса организационно-технических, экономических, научных, экологических и других мероприятий, технологических процессов, обеспечивающих демилитаризацию, диверсификацию и переработку сокращаемых по международным договорам, снятых с вооружения и выработавших свой ресурс морально и физически устаревших образцов ВВТ.
При расчетах полных затрат, проводимых в интересах сравнения различных вариантов развертывания спутниковых систем следует иметь в виду, что составляющие полных затрат, относящиеся к отдельным стадиям (этапам) жизненного цикла, имеют разновременный характер. Поэтому для обеспечения их сопоставимости они должны быть приведены к единому моменту времени. Для этого могут быть использованы индексы-дефляторы, публикуемые в статистических справочниках Госкомстата России, а также прогноз социально-экономического развития России, разрабатываемый Минэкономразвития России.
При прогнозировании затрат на отдельные стадии (этапы) жизненного цикла необходимо учитывать [1], что каждый из них характеризуется своими специфическими особенностями, которые, в свою очередь, определяют принципы, методы и точностные возможности прогнозирования затрат.
Процесс прогнозирования полных затрат на развертывание спутниковых систем можно охарактеризовать как поэтапную процедуру оценки ожидаемых затрат на основе накапливаемой (по объему) [2], детализируемой (по мере дезагрегирования баллистической структуры, ракеты-носителя (РН), космического аппарата (КА) и уточ-= няемой (по мере уменьшения неопределенности е облика перспективного образца КА (РН) в про-^ цессе его разработки) исходной информации с ис-° пользованием все более обоснованных методов ^ прогнозирования(определения).
Анализ методов оценки затрат этапы жизненного цикла образцов ВВТ
К наиболее часто применяемым для оценки затрат на отдельные стадии (этапы) жизненного цикла образца КА (РН) методам относятся:
1) Аналоговый метод. Этот метод использует данные о сравнении тактико-технических характеристик нового образца и его аналога.
2) Метод регрессионного анализа.
Метод позволяет оценивать затраты на реализацию стадий (этапы) жизненного цикла образца КА (РН) в зависимости от его тактико-технических характеристик, используя найденные с применением аппарата регрессионного анализа эмпирические формулы.
3) Метод удельных экономических нормативов. Этот метод заключается в использовании удельных затрат на единицу основной тактико-технической характеристики:
С = вуд ■ G ,
где Руд - удельная стоимость единицы основной тактико-технической характеристики образца КА (РН); G - значение основной тактико-технической характеристики образца КА (РН).
4) Агрегатный метод формирования цены. Данный метод применяется, когда перспективный образец КА (РН) состоит из совокупности т разнородных конструктивных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены которых известны:
т
С = £с -(1+ К),
!=1
где С - затраты на создание перспективного образца КА (РН);
С - затраты на создание 1-го конструктивного элемента перспективного образца КА (РН);
К - коэффициент, учитывающий затраты на отладку и комплексирование 1-го конструктивного элемента перспективного образца КА (РН).
5) Калькуляционный метод оценки затрат. Метод основан на расчете и последующем суммировании конкретных статей затрат (сырье и материалы, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, возмещение износа основных средств, специальные расходы, накладные, прочие и непроизводственные расходы.
Расчет величин перечисленных статей затрат производится на основании норм расходов материальных и трудовых ресурсов, необходимых для производства изделия.
Практика проведения военно-экономических исследований показала, что на ранних этапах проработки облика перспективного образца КА (РН), как правило, применяются аналоговый метод [3], методы регрессионного анализа и удельных экономических нормативов, использующих данные по уже созданным образцам-аналогам.
Калькуляционный и агрегатный методы оценивания затрат применяются на завершающем этапе
разработки образца КА, когда детально известны конструктивно-компоновочные решения и применяемые материалы, а также технология изготовления образца КА, состав и количество расходуемого сырья и материалов, а также трудоемкость работ.
Для анализа затрат на развертывание спутниковой системы предлагается использовать схему жизненного цикла запуска РН с пакетом КА, представленную на рисунке 1. При этом на рисунке 2 показан концептуальный вид потока расходов, связанных с установкой одного КА в заданную область космического пространства, при агрегатном методе оценивания
Проектирование и Транспортировка
сборка PI I РН на ТП
- варианты НПО- - варианты путей
изготовителей подвоза
Проектирование и Транспортировка
сборка КЛ КА на ТГ1
варианты НПО- - варианты путей
изгагавителей подвоза
количества
подвозимых КА
I Ожидал не окна старта _
Хранение на ТП
Хранение на ТП
{варианты количества 3-5 КЛ)
¡ Проектирование и~~j ¡ Транспортировка I сборка РЬ I I РБ на ТП
i i
^ Хранение на ТП !
I II I
J - варианты НПО- | | - варианты путей | I изготовителей _| у_подвоза
_______
Сборка РКП
Транс
порти ровка на CK
Пуск РКН
^Фазирование на I исходной орбите
ГПерелет в I ячейку ЬС
Периодическая корректировка положения в ячейке БС
. J
Штатная эксплуатация CK (штатная интенсивность использования)
Восстановление готовности CK
Время
Рис. 1. Схема основных технологических этапов жизненного цикла обслуживания ячейки системы КА
Рис. 2. Поток расходов, связанных с установкой одного КА в заданную область космического пространства
На рисунках 1 и 2 приняты следующие сокращения:
БС - баллистическая структура;
КРТ - компоненты ракетного топлива;
НКИ - наземная космическая инфраструктура;
НПО - научно-производственное объединение;
РКН - ракета космического назначения; СК -стартовый комплекс; ТП - техническая позиция.
Заключение
Для выработки объективных решений в рамках ГОЗ необходимы меры как организационной, так и программно-методической поддержки решения задачи планирования затрат в целях реализации программ создания орбитальных систем КА военного назначения.
Литература
1.
2.
3.
Барзилович Е.Ю. Об эксплуатационной экономике / Барзилович Е.Ю., Буланцева О.В., Жарова И.В., Силин С.В., Чупраков А.А. // Инже-нер-но-физические проблемы авиационной и космической техники: сб. Мате-риалов Четвертой Междунар. научно-техн. конф., Егорьевск: ЕАТК, 2002. - 326 с. Виленский П. Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. - М.: Дело, 2004. -888 с.
Количественные методы в экономических исследованиях / Под ред. М.В. Грачевой и др. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 791 с.
MODEL FOR ESTIMATING AND PREDICTING THE COST OF LAUNCHING A SPACECRAFT INTO A GIVEN AREA OF OUTER SPACE
Volzhenina E.A.
Moscow Aviation Institute (National Research University)
When conducting feasibility studies to justify plans for the development of weapons, along with indicators of the effectiveness and quality of weapons and military equipment, a cost indicator is used that takes into account in monetary form all the costs of the State Defense Order associated with the creation and operation of satellite systems as one of the models of weapons and military equipment. Such a cost indicator is the so-called total costs, which are understood as the total costs of the State defense order throughout the life cycle of a sample of weapons and military equipment (complex, system), as well as systems that ensure their functioning (in this case, cosmodromes, arsenals, points management, educational institutions, etc.). The article examines the stages of the life cycle of an object of weapons and military equipment and analyzes the methods for assessing the costs of them. The main technological stages of the spacecraft life cycle, as well as the cash flow of income and expenses, are schematically presented.
Keywords: weapons and military equipment, launch vehicle, spacecraft, ballistic structure.
References
1. Barzilovich E. Yu. On the operational economy / Barzilovich E. Yu., Bulantseva O.V., Zharova I.V., Silin S.V., Chuprak-ov A.A. // Engineering-physical problems of aviation and space technology: Sat. Materials of the Fourth Intern. scientific and technical Conf., Yegoryevsk: EATK, 2002. - 326 p.
2. Vilensky P.L., Livshits V.N., Smolyak S.A. Assessment of the efficiency of investment projects. Theory and practice. - M.: Delo, 2004. - 888 p.
3. Quantitative Methods in Economic Research / Ed. M.V. Grache-va and others - M.: UNITI-DANA, 2004. - 791 p.
о о со от m Р
от
от А X