Научная статья на тему 'Модель оценивания эффективности государственного управления внутренними войсками при введении режима чрезвычайного положения'

Модель оценивания эффективности государственного управления внутренними войсками при введении режима чрезвычайного положения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ / EVALUATION MODEL / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / STATE TROOPS / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / STATE OF EMERGENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасенко Константин Александрович

Возникновение чрезвычайных ситуаций приводит к снижению уровня защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства вследствие увеличения существующих и потенциально возможных явлений и факторов, нарушающих нормальные условия жизни и деятельности людей. Для предотвращения подобных нарушений при возникновении указанных ситуаций на всей территории страны или в ее отдельных местностях может быть временно введен правовой режим чрезвычайного положения. При введении режима чрезвычайного положения вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций социально-политического характера особого внимания государства требуют вопросы обеспечения общественного порядка, охраны жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов людей. Необходимость обеспечения своевременного и качественного государственного управления внутренними войсками при введении чрезвычайного положения с целью преодоления дестабилизирующих обстановку факторов, восстановления правопорядка и создания условий для нормальной жизнедеятельности в обществе обосновывает целесообразность разработки модели оценивания эффективности такого управления. В статье рассмотрены модели оценивания эффективности государственного управления внутренними войсками при введении правового режима чрезвычайного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Протасенко Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model for the Evaluation of the Efficiency of Public Administration’s Management of the Internal Troops in the State of Emergency

Emergencies lead to the decrease in protect ability of the individual’s and the society’s most vital interests due to the increase in both preexisting and potentially possible dangers to the normal way of life. To prevent this in case such an emergency the whole country or parts of it may go to the legal state of emergency. When the state of emergency is implemented due to the socio-political emergencies, the government’s primary concerns should be maintaining public order, assuring the safety of the citizens, their rights and freedoms. Effective control over the state military is vital in the state of emergency, since it allows to quickly confront the destabilizing elements, ensure public safety and return to the normal functioning of the society. The importance of military management validates the necessity of developing a model for its evaluation. The article proposes a model for the evaluation of the effectiveness of military management in the state of emergency.

Текст научной работы на тему «Модель оценивания эффективности государственного управления внутренними войсками при введении режима чрезвычайного положения»

Протасенко К.А.

Модель оценивания эффективности государственного управления внутренними войсками при введении режима чрезвычайного положения

Протасенко Константин Александрович — соискатель, Национальная академия государственного управления при Президенте Украины. E-mail: k.protasenko@bigmir.net

Аннотация

Возникновение чрезвычайных ситуаций приводит к снижению уровня защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства вследствие увеличения существующих и потенциально возможных явлений и факторов, нарушающих нормальные условия жизни и деятельности людей. Для предотвращения подобных нарушений при возникновении указанных ситуаций на всей территории страны или в ее отдельных местностях может быть временно введен правовой режим чрезвычайного положения.

При введении режима чрезвычайного положения вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций социально-политического характера особого внимания государства требуют вопросы обеспечения общественного порядка, охраны жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов людей. Необходимость обеспечения своевременного и качественного государственного управления внутренними войсками при введении чрезвычайного положения с целью преодоления дестабилизирующих обстановку факторов, восстановления правопорядка и создания условий для нормальной жизнедеятельности в обществе обосновывает целесообразность разработки модели оценивания эффективности такого управления.

В статье рассмотрены модели оценивания эффективности государственного управления внутренними войсками при введении правового режима чрезвычайного положения.

Ключевые слова

Модель оценивания, эффективность государственного управления, внутренние войска, чрезвычайное положение.

Увеличение количества разнообразных чрезвычайных ситуаций — объективная реальность и современная общемировая проблема. Такая тенденция будет сохраняться и в будущем вследствие антропогенной деятельности (загрязнение, преобразование и разрушение природных систем, исчерпание природных ресурсов, техногенные процессы, урбанизация и т. п.), глобальных изменений климата (постепенное потепление, повышение уровня мирового океана, сильные засухи, наводнения, штормы, ураганы, землетрясения, вулканизм и т. п.), распространения терроризма, киберпреступности, межнациональных и межконфессионных конфликтов, массовых беспорядков, попыток захвата государственной власти, совершения государственных переворотов (мятежей) и других факторов.

Возникновение чрезвычайных ситуаций приводит к снижению уровня защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства вследствие увеличения существующих и потенциально возможных явлений и факторов, нарушающих нормальные условия жизни и деятельности людей. Для предотвращения

подобных нарушений на всей территории страны или в ее отдельных местностях может быть временно введен правовой режим чрезвычайного положения (ЧП).

В Российской Федерации создан ряд структур, ответственных за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП, в том числе и внутренние войска (ВВ), в задачи которых входит среди прочего обеспечение ЧП, участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции1, а также поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено ЧП, и выезда с нее; охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды; разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций2.

Специфике управления в особых условиях правоохранительными органами посвящены труды российских и зарубежных авторов, среди которых: М. Андерсен3, О. Бандурка4, А. Басов5, Д. Бейли6, М. Богоносов7, П. Деревянко8, В. Довбня9, Г. Дробаха10, Ю. Дубко11, И. Загоруйко12, И. Кириченко13, А. Комзюк14,

1 Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 1997. № 6. Ст. 711.

2 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

3 Anderson M. Policing the European Union: Clarendon Studies in Criminology. New York: Oxford University Press, 1996.

4 Бандурка О.М. Дшльшсть оргашв внутршшх справ у надзвичайних ситуациях. Харьков, 1993.

5 Басов А.В. Адмшстративно-правовий режим надзвичайного стану: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Харьков, 2007.

6 Bayley D.H. Patterns of Policing: A Comparative International Analysis. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1985.

7 Богоносов М.В. Место и роль внутренних войск МВД РФ в реализации политики государства по противодействию терроризму в России: автореферат дис.... канд. полит. наук. М., 2010.

8 Дерев 'янко П. В. Оргашзащя управлшня органами внутршшх справ в умовах, викликаних надзвичайними ситуациями: дис.... канд. юрид. наук. Кив, 2005.

9 Довбня В.В. Мюце i роль внутршшх вшськ МВС Украши при введенш особливих правових режимiв // Честь i закон. 2006. № 2. С. 4-8.

10 Дробаха Г.А., Бабак С.А. Напрямки розвитку шформацшного забезпечення процеав управлшня службово-бойовою дiяльнiстю внутршшх вшськ МВС Украши // Честь i закон. 2006. № 1. С. 28-33.

11 Дубко Ю.В. Система управлшня органами внутршшх справ в особливих умовах // Бюлетень з обм^ досвщом роботи МВС Украши. 2001. № 131. С. 46-49.

12 Загоруйко И.Ю. Внутренние войска и охрана общественного порядка в условиях внутригосударственных конфликтов: дис.... канд. юрид. наук. СПб., 1999.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

В. Криволапчук15, С. Кузниченко16, В. Лаптий17, А. Майдыков18, Р. Меуби19, В. Плишкин20, М. Рыльськая21, Т. Сутюшев22, В. Ухов23, О. Шмаков24 и др. При этом эффективность государственного управления ВВ освещена либо в общих чертах (как правило, в составе органов внутренних дел), либо для конкретных условий, например: при возникновении внутренних вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и т. д.).

Анализ литературных источников свидетельствует об отсутствии стройной системы оценивания эффективности государственного управления ВВ при введении ЧП.

При введении ЧП вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций социально-политического характера особого внимания государства требуют вопросы обеспечения общественного порядка, охраны жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов людей. Значительные место и роль при решении указанных вопросов отводятся ВВ. Необходимость обеспечения своевременного и качественного государственного управления ВВ при введении ЧП с целью преодоления дестабилизирующих обстановку факторов, восстановления правопорядка и создания условий для нормальной жизнедеятельности в обществе обосновывает целесообразность разработки модели оценивания эффективности такого управления.

Эффективность в общем смысле характеризует разнообразные развитые

13 Кириченко 1.О., Полторак С.Т. Методолопчш основи теори оперативного застосування внутршшх вшськ // Честь i закон. 2004. № 3. С. 3-8.

14 Комзюк А. Т. Заходи адмшютративного примусу в правоохороннш дiяльностi мшци: поняття, види та органiзацiйно-правовi питання реалiзацiï / За заг. ред. О.М. Бандурки. Харьков: Нац. ун-т внутр. справ, 2002.

15 Криволапчук В. О., Васшьев А. С. Тактика дш пращвнишв мшци у типових i екстремальних ситуащях шд час виконання службових обов'язшв i3 охорони громадського порядку: навч. поаб. Кшв: ВПЦ МВС Украши, 2006.

16 Кузтченко С. О., Басов А.В. Роль внутршшх вшськ Мшстерства внутршшх справ Украши у забезпеченш адмiнiстративно-правого режиму надзвичайного стану // Честь i закон. 2005. № 4. С. 39-43.

17 Лаптш В.А. Управлшня органами внутршшх справ в особливих умовах: навч. поаб. Кшв: НАВСУ, 2000.

18 Совершенствование системы экстренного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные ситуации: труды Академии / Академия МВД России [ред. кол.: А.Ф. Майдыков (отв. ред.) и др.]. М., 1996.

19 MawbyR.C. Policing Images: Policing, Communication And Legitimacy. Hardcover: Willian Pulishing, 2002.

20 Плшюн В.М. Теорiя управлшня органами внутршшх справ / За ред. Ю.Ф. Кравченка. Киев: НАВСУ, 1999.

21 Рыльская М.А. Внутренний вооруженный конфликт — проблемы урегулирования: организационно -правовой аспект: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2001.

22 Сутюшев ТА. Принципи стратеги внутршньо1 военно1 безпеки держави та оперативно-тактично1 концепци застосування сил i засобiв у внутршньому збройному конфлжп // Честь i закон. 2008. № 2. С. 3-6.

23 Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 2008.

24 Шмаков О.М. Напрямки подальшого розвитку теори службово-бойово1 дiяльностi внутршшх вшськ МВС Украши // Честь i закон. 2005. № 2. С. 3-9.

системы, процессы и явления25.

Эффективность управления — один из основных показателей совершенства управления. Различают несколько видов эффективности: экономическая (затратная), функциональная (результативная), организационная (структурная), социальная (удовлетворение потребностей) и др.

Эффективность государственного управления можно определить как достижение определенной социальной цели в результате деятельности органа власти, его структурного подразделения или отдельного управленца при максимально возможной экономии общественного труда26. То есть это интегрированный показатель социальной эффективности деятельности органа государственной власти, его должностных лиц, отдельных управленческих решений и действий. Этот показатель интегрирует в себе все вышеперечисленные виды эффективности. Оценивание такого показателя, как процедура получения оценки ситуации с целью последующего принятия решения, усложняется:

- неоднозначностью оценивания достигнутых результатов из-за невозможности определения единого показателя для измерения эффективности;

- сложностью однозначного определения конкретного субъекта или вида управления, вследствие которых получены соответствующие результаты;

- получением как непосредственных, так и косвенных результатов, которые к тому же имеют разное значение в политических, экономических, социальных, психологических и других измерениях;

- многофакторностью процесса государственного управления, который предусматривает взаимодействие разных сил (социальных и естественных, объективных и субъективных, индивидуальных и коллективных и т. п.);

- необходимостью учета фактора времени как при принятии управленческого решения (как правило, недостаточность времени), так и при совершении определенных управленческих мероприятий (подбор кадров, их обучение и т. д.), эффект от которых получается через некоторое время;

- зависимостью результатов управления не только от субъектов, но и от

25 АтаманчукГ.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов. М.: Культура, 2006. С. 365.

26 Демократичне врядування в контекст глобальних виклишв та кризових ситуацш: матер. наук.-пр. конф. за мгжн. участю (3 квггня 2009 р., м. Львiв): у 2 ч. / За наук. ред. чл.-кор. НАН Украши В.С. Загорського, доц. А.В. Лшенцева; Львiвський репональний шститут державного управлшня Нацюнально! академи державного управлшня при Президентовi Украши; Державна установа «1нститут економши та прогнозування» Нацюнально! академи наук Украши; Львiвська обласна державна адмшютращя. Львiв: ЛР1ДУ НАДУ, 2009. Ч. 1. С. 133.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

объектов управления (применительно к ВВ — их укомплектованием, подготовкой, обеспечением и др.).

Эффективность государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности можно оценивать по уровню защищенности интересов общества и государства, то есть по успешности решения задач оптимальной защиты жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства.

Оценивание эффективности государственного управления, особенно ВВ, приобретает большое значение в кризисные периоды, среди которых и введение ЧП. Исследовать процессы и явления, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения, целесообразно с помощью метода моделирования. Определение модели для проведения оценивания эффективности государственного управления ВВ при введении ЧП обусловлено возрастающими потребностями поиска эффективных механизмов регулирования деятельности ВВ в условиях сложной современной ситуации увеличения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

При оценивании эффективности государственного управления исторически доминировал подход с использованием экономической эффективности, которая определяется через отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов использованных для этого ресурсов и отображает внутреннее состояние дел в системе государственного управления, ее деятельность27.

Модель оценивания экономической эффективности государственного управления (см. Рисунок 1), построенная на соотношении «вход — выход», характеризует как деятельность системы в целом, так и ее составляющих (органов государственного управления).

На «входе» системы — требования общества (объекта управления), которые обусловливают принятие соответствующих решений. Далее, при легитимности субъекта управления (доверие общества) и привлечении необходимых ресурсов, имеющихся в государстве для реализации возможных решений, на «выходе» получаем очевидные изменения объекта — результаты реализации принятых решений для достижения целей, поставленных субъектом управления.

В середине системной модели «вход — выход» формируются и действуют подсистемы, которые дублируют системную модель, в части анализа эффективности

27 Государствёенное управление: основы теории и организации: ученик. В 2 т. / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М.: Статут, 2002. Т. 1. С. 178-182.

как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства в сравнении с другими органами, так и внешней — в отношении общества или его части. В таком контексте используют понятия «частичная экономическая эффективность» и «полная экономическая эффективность». Первая характеризуется показателями эффективного решения части проблем, отдельных составляющих общей цели, вторая — показателями успешного решения всего комплекса проблем, влияющих на достижение общей конечной цели субъекта управления, при обязательном сравнении полученных результатов управления с затраченными на их достижение ресурсами.

Рисунок 1. Модель оценивания экономической эффективности государственного управления

Однако оценивание эффективности государственного управления через соотношение полученных результатов, выгод, прибыли с затратами на управление не всегда является корректным, потому что результаты управления:

- не всегда измеряются только прибылью (компромисс между справедливостью и эффективностью);

- могут иметь как непосредственный, так и косвенный характер;

- бывают не только экономическими, но и социальными, социально-экономическими, социально-психологическими, политическими и т. п.

Учитывая, что система субъектов государственного управления (государственного аппарата) имеет конкретные результаты своей деятельности, которые должны соотноситься с целями государственного управления и оцениваться на это соответствие и реальность достижения как показателя качества функционирования государственного аппарата28, предложено применение функциональной (результативной) эффективности.

28 Ведунг Э. Оценивания государственной политики и программ / Пер. с англ. В. Шульга. Киев: Всеувито, 2003. С. 290.

При оценивании функциональной эффективности определяется достижение ожидаемого (запланированного) состояния объекта управления, цели управления или степени приближения к ним. В отличие от результативности, характеризирующей степень достижения целей без учета стоимости затрат, достигнутые результаты сравниваются с целями управления и сопоставляются с ресурсами, использованными для получения этих результатов.

Достижение оптимальных результатов управления предполагает принятия таких управленческих решений, выполнение которых переводит объект управления в состояние, приемлемое с точки зрения критериев эффективности. То есть множество текущих значений показателей эффективности Эт, полученных вследствие совершения управленческих воздействий Ву и оцененных посредством множества критериев эффективности Кэ, должно принадлежать множеству желательных состояний показателей эффективности Эж (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Модель оценивания функциональной эффективности государственного управления

Сложность оценивания функциональной эффективности обусловлена следующими факторами:

- наличием основной цели, а также достаточного количества других целей, требующих установления определенной системы критериев оценивания;

- неоднозначностью оценок достигнутых результатов из-за их изменчивости во времени (необходимость учета временного фактора);

- высокой степенью вероятности влияния факторов внешней среды, разнообразием их проявлений;

- адаптивностью внутренних факторов и внешней среды и т. п. Организационная эффективность — это modus operandi (с латинского —

«метод действия») организации, органа государственного управления, которая часто

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

используется в значении «рациональность»29. Основная задача, требующая решения для достижения такой эффективности, состоит в определении типа построения организации — ее структуры (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная и т. п.), при которой организация функционирует наиболее эффективно. При таком подходе наиболее действенными механизмами повышения эффективности функционирования организации считаются распоряжения, приказы, другие административно-нормативные акты, касающиеся рационализации действий персонала, выбор эффективной структуры, сокращение излишних, дублирующих подразделений и должностей и т. д. Именно вследствие «количественной рационализации» оценивание организационной эффективности упрощалось до модели оценивания экономической эффективности, то есть до соотношения затрат и выгод. Однако количественные показатели измерения организационной эффективности, анализ соотношения затрат и выгод, как правило, направляли управленческий процесс к изменениям внутри организации. Роль факторов внешней среды при этом игнорировалась, социальное качество организационных изменений не учитывалась.

При определении организационной эффективности остаются без внимания политический, психологический и социальный аспекты эффективной работы персонала, что приводит к существенной разнице между ожидаемыми и реальными результатами государственного управления.

Современные подходы к оцениванию эффективности государственного управления основываются на более широком обобщенном представлении на структуру социальных отношений. Учитывая, что основным направлением государственного управления является исполнение законов и других актов органов государственной власти для применения разных форм организующего влияния на общественные явления и процессы, а целью — достижение благосостояния членов общества, оценивание социальной эффективности целесообразно проводить с помощью анализа социальных взаимодействий в течение управленческих процессов.

Многоплановость социальных взаимодействий, глубина и масштабы социальных проблем, деформации социальной базы политической стабильности государства повышают вероятность введения ЧП вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. Неординарность процессов во время введения ЧП, динамика их развития в условиях сложной обстановки значительно актуализируют оценивание социальных эффектов

29 Simon H.A., Smithburg D. W., Thompson V.A. Public Administration. New York: Knopf, 1950. Р. 488.

управленческих решений в этот период.

Для оценивания эффективности управления ВВ при введении ЧП уместно использовать моделирование, которое основывается на построении специальной модели, позволяющей получать оценки эффективности не только относительно функций управления, но и связанных с ними процессов.

На первом этапе построения такой модели проводится организационное моделирование: выстраиваются функциональная и структурная модели системы управления ВВ. С помощью функциональной модели определяются функции, которые выполняются составляющими системы управления, а с помощью структурной — какая именно составляющая выполняет определенные функции согласно функциональной модели. Организационная модель раскрывает иерархию и взаимодействие в структуре системы.

На втором этапе функциональная модель трансформируется в модель процесса: отдельные функции представляются в виде последовательных взаимосвязанных процессов, отображающих их причинно-следственный характер, путем установления для каждой функции входных и выходных параметров. При этом структурная модель трансформируется в ролевую модель, определяющую роли, которые составляющие системы выполняют в процессе.

На третьем, заключительном, этапе определяется количественное описание процессов, выстраивается количественная модель.

Поскольку социальная эффективность государственного управления раскрывает результаты функционирования системы управления в соответствии с основными потребностями общества и имеет комплексный характер, особенно в кризисные периоды, то для оценивания эффективности управления ВВ при введении ЧП предлагается использовать комплексную модель (см. Рисунок 3).

Постоянное проведение объективного оценивания эффективности управления позволит определить реальный уровень обеспечения безопасности граждан, адекватность мер, осуществляемых в условиях ЧП, профессионализм личного состава привлеченных структур, в том числе ВВ.

Имея в виду динамичность оперативной обстановки при введении ЧП, постоянное изменение текущих задач и выполняемых мероприятий, необходимость учета факторов внутренней и внешней среды, которые также постоянно меняются, при оценивании эффективности управления ВВ в указанный период необходимо принимать во внимание фактор времени, то есть в процессе оценивания выделять коротко-,

средне- и долгосрочные периоды и, соответственно, немедленные, последующие и перспективные результаты.

Рисунок 3. Комплексная модель оценивания эффективности государственного управления ВВ при введении ЧП

* * *

В настоящее время эффективность обеспечения национальной безопасности зависит не столько от объемов накопленного военного потенциала, сколько от своевременности решения социально-экономических, политических и других противоречий, затрагивающих жизненно важные интересы и потребности личности, общества и государства. Некоторые противоречия трансформируются в социальные конфликты, например: войны и революции, демонстрации и забастовки, терроризм и антиконституционные действия и др. Многие из социальных конфликтов классифицируются как чрезвычайные ситуации социально-политического характера, вследствие возникновения которых, при определенных условиях, может быть введен режим ЧП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная комплексная модель оценивания эффективности государственного управления ВВ при введении ЧП предполагает использование сложных систем показателей. При этом существенного значения приобретает достижение соответствия полученных оценок реальному уровню эффективности.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Несоответствие таких оценок может привести к снижению уровня эффективности управления ВВ при введении ЧП.

В дальнейших исследованиях целесообразно определить коротко-, средне- и долгосрочные периоды оценивания для различных чрезвычайных ситуаций социально-политического характера и методику оценивания результатов введения ЧП.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 1997. № 6. Ст. 711.

2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

3. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов. М.: Культура, 2006.

4. Бандурка О.М. Дiяльнiсть оргашв внутршшх справ у надзвичайних ситуащях. Харьюв, 1993.

5. БасовА.В. Адмшютративно-правовий режим надзвичайного стану: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Харьюв, 2007.

6. Богоносов М.В. Место и роль внутренних войск МВД РФ в реализации политики

государства по противодействию терроризму в России: автореферат дис.... канд. полит.

наук. М., 2010.

7. Ведунг Э. Оценивания государственной политики и программ / Пер. с англ. В. Шульга. Ки'1'в: Всеувито, 2003.

8. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. В 2 т. / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М.: Статут, 2002. Т. 1.

9. Демократичне врядування в контекст глобальних виклиюв та кризових ситуацш: матер. наук.-пр. конф. за мiжн. участю (3 кв^ня 2009 р., м. Львiв): у 2 ч. / За наук. ред. чл.-кор. НАН Украши В.С. Загорського, доц. А.В. Лшенцева; Львiвський регюнальний шститут державного управлшня Нацюнально'1 академп державного управлшня при Президентовi Украши; Державна установа «1нститут економши та прогнозування» Нацюнально'1 академп наук Украши; Львiвська обласна державна адмшютращя. Львiв: ЛР1ДУ НАДУ, 2009. Ч. 1.

10. Дерев'янко П.В. Оргашзащя управлшня органами внутршшх справ в умовах, викликаних надзвичайними ситуащями: дис.... канд. юрид. наук. Ки'в, 2005.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

11. Довбня В.В. Мюце i роль внутршшх вшськ МВС Украши при введенш особливих правових режимiв // Честь i закон. 2006. № 2. С. 4-8.

12. Дробаха Г.А., Бабак С.А. Напрямки розвитку шформацшного забезпечення процеав управлшня службово-бойовою дiяльнiстю внутрiшнiх вiйськ МВС Украши // Честь i закон. 2006. № 1. С. 28-33.

13. Дубко Ю.В. Система управлшня органами внутршшх справ в особливих умовах // Бюлетень з обмшу досвщом роботи МВС Украши. 2001. № 131. С. 46-49.

14. Загоруйко И.Ю. Внутренние войска и охрана общественного порядка в условиях внутригосударственных конфликтов: дис.... канд. юрид. наук. СПб., 1999.

15. Кириченко 1.О., Полторак С.Т. Методолопчш основи теори оперативного застосування внутршшх вшськ // Честь i закон. 2004. № 3. С. 3-8.

16. КомзюкА.Т. Заходи адмшютративного примусу в правоохороннш дiяльностi мшцп: поняття, види та органiзацiйно-правовi питання реалiзацп / За заг. ред. О.М. Бандурки. Харьюв: Нац. ун-т внутр. справ, 2002.

17. Криволапчук В.О., Васильев А.С. Тактика дш пращвниюв мшцп у типових i екстремальних ситуащях тд час виконання службових обов'язюв iз охорони громадського порядку: навч. поаб. Кшв: ВПЦ МВС Украши, 2006.

18. Кузтченко С.О., Басов А.В. Роль внутршшх вшськ Мшютерства внутршшх справ Украши у забезпеченш адмiнiстративно-правого режиму надзвичайного стану // Честь i закон. 2005.№ 4. С. 39-43.

19. Лаптт В.А. Управлшня органами внутршшх справ в особливих умовах: навч. поаб. Кшв: НАВСУ, 2000.

20. Плгшкгн В.М. Теорiя управлiння органами внутршшх справ / За ред. Ю.Ф. Кравченка. Ки1в: НАВСУ, 1999.

21. Рыльская М.А. Внутренний вооруженный конфликт — проблемы урегулирования: организационно-правовой аспект: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2001.

22. Совершенствование системы экстренного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные ситуации: труды Академии / Академия МВД России [ред. кол.: А.Ф. Майдыков (отв. ред.) и др.]. М., 1996.

23. Сутюшев Т.А. Принципи стратеги внутршньо'1' военно'1' безпеки держави та оперативно-тактично'1' концепци застосування сил i засобiв у внутршньому збройному конфлш^ // Честь i закон. 2008. № 2. С. 3-6.

24. Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис.. докт. юрид. наук.

М., 2008.

25. Шмаков О.М. Напрямки подальшого розвитку теорп службово-бойово'1 дiяльностi внутрiшнiх вiйськ МВС Украши // Честь i закон. 2005. № 2. С. 3-9.

26. Anderson M. Policing the European Union: Clarendon Studies in Criminology. New York: Oxford University Press, 1996.

27. Bayley D.H. Patterns of Policing: A Comparative International Analysis. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1985.

28. MawbyR.C. Policing Images: Policing, Communication And Legitimacy. Hardcover: Willian Pulishing, 2002.

29. Simon H.A., Smithburg D.W., Thompson V.A. Public Administration. New York: Knopf, 1950.

Protasenko K.

A Model for the Evaluation of the Efficiency of Public Administration's Management of the Internal Troops in the State of Emergency

Protasenko, Konstantin — postgraduate student, National Academy of Public Administration under the President of Ukraine. E-mail: k.protasenko@bigmir.net

Annotation

Emergencies lead to the decrease in protect ability of the individual's and the society's most vital interests due to the increase in both preexisting and potentially possible dangers to the normal way of life. To prevent this in case such an emergency the whole country or parts of it may go to the legal state of emergency.

When the state of emergency is implemented due to the socio-political emergencies, the government's primary concerns should be maintaining public order, assuring the safety of the citizens, their rights and freedoms. Effective control over the state military is vital in the state of emergency, since it allows to quickly confront the destabilizing elements, ensure public safety and return to the normal functioning of the society. The importance of military management validates the necessity of developing a model for its evaluation. The article proposes a model for the evaluation of the effectiveness of military management in the state of emergency.

Key words

Evaluation model, efficiency of public administration, state troops, state of emergency.

References:

1. Federal'nyj zakon ot 06.02.1997 № 27-FZ «O vnutrennih vojskah Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel 'stva Roscijskoj Federacii (dalee — SZ RF), 1997, 6, st. 711.

2. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30.05.2001 № 3-FKZ «O chrezvychajnom polozhenii». SZ RF, 2001, 23, st. 2277.

3. Atamanchuk G.V. Upravlenie: sushhnost', cennost', jeffektivnost': ucheb. posobie dlja vuzov. Moscow: Kul'tura, 2006.

4. Bandurka O.M. Dijal'nist' organiv vnutrishnih sprav u nadzvichajnih situacijah. Kharkiv, 1993.

5. Basov A.V. Administrativno-pravovij rezhim nadzvichajnogo stanu: avtoref. dis.... kand. jurid. nauk. Kharkiv, 2007.

6. Bogonosov M. V. Mesto i rol' vnutrennih vojsk MVD RF v realizacii politiki gosudarstva po protivodejstviju terrorizmu vRossii: avtoreferat dis.... kand. polit. nauk. Moscow, 2010.

7. Vedung Je. Ocenivanija gosudarstvennoj politiki i programm / Per. s angl. V. Shul'ga. Kyiv: Vseuvito, 2003.

8. Gosudarstvennoe upravlenie: osnovy teorii i organizacii: uchebnik. V 2 t. / Pod red. V.A. Kozbanenko. Izd. 2-e, s izm. i dop. Moscow: Statut, 2002. T. 1.

9. Demokratichne vrjaduvannja v konteksti global'nih viklikiv ta krizovih situacij: mater. nauk.-pr. konf. za mizhn. uchastju (3 kvitnja 2009 r., m. Lviv): u 2 ch. / Za nauk. red. chl.-kor. NAN Ukrainy V.S. Zagors'kogo, doc. A.V. Lipenceva; Lvivs'kij regional'nij institut derzhavnogo upravlinnja Nacional'noi akademii derzhavnogo upravlinnja pri Prezidentovi Ukrainy; Derzhavna ustanova «Institut ekonomiki ta prognozuvannja» Nacional'noi akademii nauk Ukrainy; Lvivs'ka oblasna derzhavna administracija. Lviv: LRIDU NADU, 2009. Ch. 1.

10. Derev'janko P.V. Organizacija upravlinnja organami vnutrishnih sprav v umovah, viklikanih nadzvichajnimi situacijami: dis.... kand. jurid. nauk. Kyiv, 2005.

11. Dovbnja V.V. Misce i rol' vnutrishnih vijs'k MVS Ukrainy pri vvedenni osoblivih pravovih rezhimiv. Chest' i zakon, 2006, 2, pp. 4-8.

12. Drobaha G.A., Babak S.A. Naprjamki rozvitku informacijnogo zabezpechennja procesiv upravlinnja sluzhbovo-bojovoju dijal'nistju vnutrishnih vijs'k MVS Ukrainy. Chest' i zakon, 2006, 1, pp. 28-33.

13. Dubko Ju.V. Sistema upravlinnja organami vnutrishnih sprav v osoblivih umovah. Bjuleten' z obminu dosvidom roboti MVS Ukrainy, 2001, 131, pp. 46-49.

14. Zagorujko I.Ju. Vnutrennie vojska i ohrana obshhestvennogo porjadka v uslovijah vnutrigosudarstvennyh konfliktov: dis.... kand. jurid. nauk. St.Petersburg, 1999.

15. Kirichenko I.O., Poltorak S.T. Metodologichni osnovi teorii operativnogo zastosuvannja vnutrishnih vijs'k.

Chest' i zakon, 2004, 3, pp. 3-8.

16. Komzjuk A.T. Zahodi administrativnogo primusu v pravoohoronnij dijal'nosti mlicii: ponjattja, vidi ta organizacijno-pravovipitannja realizacii / Za zag. red. O.M. Bandurki. Kharkiv: Nac. un-t vnutr. sprav, 2002.

17. Krivolapchuk V.O., Vasil'ev A.S. Taktika dij pracivnikiv milicii u tipovih i ekstremal'nih situacijah pid chas vikonannja sluzhbovih obov'jazkiv iz ohoroni gromads'kogo porjadku: navch. posib. Kyiv: VPC MVS Ukrainy, 2006.

18. Kuznichenko S.O., Basov A.V. Rol' vnutrishnih vijs'k Ministerstva vnutrishnih sprav Ukrainy u zabezpechenni administrativno-pravogo rezhimu nadzvichajnogo stanu. Chest' i zakon, 2005, 4, pp. 39-43.

19. Laptij V.A. Upravlinnja organami vnutrishnih sprav v osoblivih umovah: navch. posib. Kyiv: NAVSU, 2000.

20. Plishkin V.M. Teorija upravlinnja organami vnutrishnih sprav / Za red. Ju.F. Kravchenka. Kyiv: NAVSU, 1999.

21. Ryl'skaja M.A. Vnutrennij vooruzhennyj konflikt — problemy uregulirovanija: organizacionno-pravovoj aspekt: avtoref. dis.. kand. jurid. nauk. M., 2001.

22. Sovershenstvovanie sistemy jekstrennogo reagirovanija organov vnutrennih del i vnutrennih vojsk na chrezvychajnye situacii: trudy Akademii / Akademija MVD Rossii [red. kol.: A.F. Majdykov (otv. red.) i dr.]. Moscow, 1996.

23. Sutjushev T.A. Principi strategii vnutrishn'oi voennoi bezpeki derzhavi ta operativno-taktichnoi koncepcii zastosuvannja sil i zasobiv u vnutrishn'omu zbrojnomu konflikti. Chest' i zakon, 2008, 2, pp. 3-6.

24. Uhov V.Ju. Institut chrezvychajnogo polozhenija v sisteme obespechenija nacional'noj bezopasnosti RossijskojFederacii: avtoref. dis.... dokt. jurid. nauk. Moscow, 2008.

25. Shmakov O.M. Naprjamki podal'shogo rozvitku teorii sluzhbovo-bojovoi dijal'nosti vnutrishnih vijs'k MVS Ukrainy. Chest' i zakon, 2005, 2, pp. 3-9.

26. Anderson M. Policing the European Union: Clarendon Studies in Criminology. New York: Oxford University Press, 1996.

27. Bayley D.H. Patterns of Policing: A Comparative International Analysis. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1985.

28. Mawby R.C. Policing Images: Policing, Communication And Legitimacy. Hardcover: Willian Pulishing, 2002.

29. Simon H.A., Smithburg D.W., Thompson V.A. Public Administration. New York: Knopf, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.