венно регистрируются меииигеальные и лихорадочные формы инфекции, что, вероятно связано с циркулирующими геновидами вируса в данном регионе.
миссивный путь передачи инфекции. Однако, на наш взгляд, это не исключает возможность алиментарного пути передачи инфекции в данной природно-очаговой зоне. Среди больных преобладают городские жители. В регионе преимущест-
EPIDEMIOLOGICAL AND SOME CLINICAL ASPECTS OF TICK-BORNE ENCEPHALITIS IN
EAST SIBERIA
V.I. Zlobin, I.V. Malov, K.A. Aitov, V.A. Borisov
(Irkutsk State Medical University; Scientific Research Institute of Epidemiology and Microbiology SC ME ESSC SB RAMS (Irkutsk); Clinic of infectious diseases (Irkutsk)
From 1974 till 2001 4214 cases of tick-borne encephalitis were registered in Irkutsk region. Men fall sick more often, than women. The virus is transmitted by infected ticks. Among the patients city dwellers prevail. In the region the meningitis and feverish forms of the infection are mainly recorded.
The deterioration of the epidemic situation on tick-borne encephalitis in the region is. probably, connected with rising activity of the natural centers, deterioration of the ecological situation, down stroke of the population immunity, rising the general number of ticks, the number of infected ticks and also genetic variability of the virus.
Литература
1. Ботвинкин А.Д., Мельникова O.B., Куликова Е.В. и
др. Динамика вирусофорности и численности таежных клещей в рекреационной Иркутска на фоне циклических изменений уровня заболеваемости клещевым энцефалитом // Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф.: "Природно-очаговые инфекции в России: современная эпидемиология, диагностика, тактика защиты населения". - Омск, 1998.-С.60-61. •
2. Злобин В.И., Горин 0.3. Клещевой энцефалит: Этиология, эпидемиология и профилактика в Сибири - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 177 с.
3. Злобин В.И. Природно-очаговые трансмиссивные инфекции Сибири и Дальнего Востока // Журнал инфекционной патологии. - Иркутск, 1998. - Т.5, №2-3. - С.3-8.
4. Матушенко А.А., В.К. Ястребов. Эпидемиологическая ситуация по природно-очаговым инфекциям в Российской Федерации // Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф.: "Природно-очаговыеинфекции в России: современная эпидемиология, диагностика, тактика защиты населения". - Омск, 1998. -С.3-6.
5. Мельникова Е.И Весенне-летний клещевой энцефалит в Восточной Сибири // Сб. науч. трудов Иркутского мединститута: "Инфекционные и токсические заболевания нервной системы". - Иркутск, 1954. -С.25-43.
6. Руководство по инфекционным болезням / Под ред. -член-корреспондента РАМН проф. Ю.В. Лобзина -СПб.: "Издательство Фолиант", 2000. - 936 с.
7. Шаповал А.Н. Клещевой энцефаломиелит. - Л.: Медицина, 1980. - 256 с.
8. Ястребов В.К. Основные черты сравнительной эпидемиологии рблигатно-трансмиссивных природно-очаговых инфекций, переносимых иксодо-выми клешами, в Сибири и на Дальнем Востоке // ЖМЭИ, 1995. -№ 1. - С.94-94.
9. Ястребов В.К. Современные тенденции эпидемического процесса трансмиссивных природноочаговых инфекций в Сибири и на Дальнем Востоке // Тез. докл. науч. конф.: "Проблемы инфекционной патологии в регионах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера". -Новосибирск,
С.5-6.
Здоровье, вопросы практического здравоохранения
О ПИВЕНЬ Д.В. -УДК 616-082:621.397.13
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
Д.В. Пивепъ.
(Иркутский институт усовершенствования врачей, ректор - член-корр. РАМН, д.м.н., проф. А. А. Дзи-зинский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - доцент Л.В. Селиверстова)
Резюме. Предлагается комплекс организационных решений для реализации телемедицинского проекта в регионе.
Последние годы характеризуются интенсивным развитием телекоммуникационных технологий и внедрением их в практическое здравоохранение [1,2]. Развитие телемедицины особенно важно для регионов Сибири, имеющих, как правило, большую территорию и находящихся на значительном удалении от центральных лечебных баз. Основным документом, координирующим развитие телемедицины в стране, является Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации, утвержденная приказом Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 г. №344/76. В соответствии с указанной Концепцией определены следующие основные задачи телемедицины:
- оказание нуждающимся больным плановой и экстренной консультативной помощи;
- оперативное решение вопросов, связанных с ликвидацией медицинских последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф;
- повышение квалификации медицинских работников;
совершенствование системы управления здравоохранением.
Для того, чтобы внедрение телемедицинских технологий в практическое здравоохранение проходило системно, с наименьшими временными и ресурсными затратами, необходим алгоритм организационных мероприятий проведения этой работы на региональном уровне [3.4]. С этой целью целесообразно сформировать перечень указанных мероприятий и определить последовательность их реализации.
В настоящее время в Иркутской области отрабатывается организационная модель развития телемедицины на региональном уровне.
Необходимость создания и развития телемедицинской сети Иркутской области обусловлена, прежде всего, необходимостью удовлетворения потребности населения области в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Иркутская область это 37 муниципальных образований общей площадью 768 тыс. кв. км и населением 2,7 млн. человек. Многие муниципальные образования находятся на значительном удалении от крупных лечебных учреждений и имеют слабую материально-техническую и кадровую базу собственного здравоохранения.
С 1998 года на территории области реализуется программа создания единой компьютерной сети здравоохранения. Создана уникальная оптоволоконная информационная сеть, охватывающая даже отдаленные северные территории. Данная сеть обеспечила стартовые возможности здравоохранению для осуществления прорыва в мировое информационное пространство. В этой связи развитие телемедицины в Иркутской области явилось интегрирующим фактором внедрения и использования высоких технологий в здравоохранении.
В 2000 году началась работа но организации телемедицинского терминала на базе Иркутского
областного диагностического центра. В течение 1,5 лет данный терминал был оснащен самым современным оборудованием, что позволило здравоохранению области но каналам телекоммуникационной связи принять участие в крупных медицинских симпозиумах и конференциях. С этого же времени началась работа ио телеконсультированию нуждающихся больных в ведущих клиниках страны и зарубежья.
Работа ио созданию телемедицинской сети Иркутской области регламентирована постановлениями губернатора области от 05.10.2001 г. №8/473-и "О развитии телемедицины" и от 09.04.2002 г. №246-и "О Концепции развития телемедицины в Иркутской области на 2002-2005 годы". В указанных документах сформирована методология построения и организации областной телемедицинской сети, определены основные принципы и этаиность данной работы.
В настоящее время проводится оснащение телемедицинского терминала в областной клинической больнице, подготовлен технический проект ио созданию телемедицинской сети, включающей в себя областную детскую клиническую больницу, областной онкологический диспансер, а также ЛПУ в городах области: гг. Ангарске, Усолье-Сибирском, Слюдянке, Саянске, Тайшете, Братске.
Одним из важнейших направлений в работе ио развитию телемедицины в Иркутской области является организация телеконсультаций нуждающихся больных в ведущих клиниках страны и зарубежья. Об актуальности этой работы говорит тот факт, что ежегодно в ведущие клиники страны комитетом здравоохранения области направляется около 250 больных. На протяжении последних двух лет регулярно проводятся телеконсультации больных из Иркутска с центральными клиниками. Только в 2002 году проконсультировано 111 больных с различной патологией, из них 78 (70%) в режиме реального времени (on line), 33 (30%) в режиме отложенной доставки (offline).
Проведение в 2002 году указанных телеконсультаций позволило:
- в оптимальные сроки провести 24 больным лечение в соответствующих федеральных клиниках;
- уточнить диагноз и своевременно скорректировать лечение 87 больным, находящимся на лечении в лечебно-профилактических учреждениях Иркутской области;
- повысить эффективность использования федеральных квот для Иркутской области;
- получить специалистам областных лечебнопрофилактических учреждений важную информацию о лечении и диагностике сложных заболеваний;
- обеспечить экономию средств для бюджета Иркутской области в сумме 3,7 млн. рублей при затратах на телеконсультации 652 тыс. рублей. Указанная экономия сложилась из экономии средств на транспортных расходах и дополнительно привлеченных средств федерального бюд-
жета для лечения больных из Иркутской области в соответствующих федеральных клиниках.
Необходимо отметить, что уже при проведении 10-15 телеконсультаций в месяц, затраты на оснащение телемедицинского терминала в диагностическом центре окупятся до середины 2003 года.
В настоящее время в соответствии с приказом комитета здравоохранения администрации Иркутской области все больные, в ходе лечения и обследования которых возникает необходимость в направлении за пределы области, проходят предварительное телеконсультирование.
На основании вышеизложенного можно представить организационную модель внедрения телемедицины в деятельность практического здравоохранения региона (табл.).
Безусловно, предлагаемая этаиность работ но созданию региональной телемедицинской сети должна носить индивидуальный характер для конкретного региона но объемам, времени и последовательности реализации каждого этана. Однако ряд организационных мероприятий при внедрении телемедицины в практическое здравоохранение региона должен быть выполнен обязательно. Остановимся на некоторых из них.
Одним из таких мероприятий является разработка собственной Концепции развития телемедицины. Указанная Концепция необходима, прежде всего, для формирования единой методологии и единых подходов органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, технических организаций при создании достаточно сложной в организационном и техническом плане телемедицинской сети. Кроме того, именно в Концепции должно быть дано обоснование необходимости создания телемедицинской сети, определены источники финансирования, цели, задачи, сроки и этапы этой работы, с учетом имеющихся региональных особенностей: геогра-
фического положения территории, социальной и экономической инфраструктуры, потребности населения в специализированной медицинской помощи. Для подготовки региональной Концепции необходимо создать при соответствующем органе управления здравоохранением рабочую группу, в которую должны войти организаторы здравоохранения, специалисты в области информационных систем и технологии связи. Целесообразно привлекать специалистов из других регионов уже имеющих опыт данной работы.
Разработка и реализация технического проекта - так же обязательный этан при создании телемедицинской сети региона. Необходимо отметить, что данные мероприятия могут быть реализованы при выделении целевого финансирования в бюджете субъекта федерации или в рамках отдельной целевой программы.
При определении последовательности работ но организации телемедицинских терминалов, в первую очередь, необходимо отдавать предпочтение медицинским учреждениям областного подчинения, т.к. именно в этих учреждениях концентрируются больные с наиболее сложной патологией. С одной стороны, данные ЛПУ чаще всего оказывают помощь здравоохранению муниципальных образований в решении сложных клинических задач, с другой, направление больных в лечебные учреждения федерального подчинения также осуществляются через них.
Лечебно-профилактические учреждения, выполняющие роль межрайонных центров лечения и диагностики должны оснащаться телемедицинскими терминалами или одновременно с медицинскими учреждениями областного подчинения или сразу после них.
Работу ио проведению регулярных телемедицинских консультаций больных необходимо начать после организации терминала на базе одного из ЛПУ областного подчинения. Для выполнения
Таблица
Модель организационных мероприятий по созданию региональной телемедицинской сети
№ и/и Этапы Мероприятия
1 Подготовительный Реализация программ (проектов) ио развитию информационных технологий в здравоохранении. Проведение ознакомительных мероприятий для главных врачей ЛПУ, главных специалистов региона, руководителей муниципального здравоохранения ио использованию телемедицины в практической деятельности.
2 Формирования региональной нормативной базы Подготовка и принятие на уровне руководителя исполнительной власти региона документов, регламентирующих развитие телемедицины
3 Технической реализации Разработка технического проекта создания телемедицинской сети и начало его реализации
4 Организации телеконсультаций Регламентация работы ио телеконсультированию соответствующими приказами регионального органа управления здравоохранением. Проведение телеконсультаций.
5 Дальнейшего развития телемедицины Организация телемедицинских терминалов в регионе, в соответствии с техническим проектом. Увеличение объемов телеконсультаций. Активное использование телемедицины для повышения квалификации медицинских кадров, решения управленческих задач.
этой задачи должно быть предусмотрено соответствующее финансирование либо в рамках целевой программы или проекта по созданию телемедицинской сети, либо в пределах средств, выделяемых на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи. Не противоречит действующим нормативным документам и привлечение средств обязательного медицинского страхования для оплаты консультантам. Кроме того, порядок проведения телемедицинских консультаций должен быть регламентирован соответствующим приказом органа управления здравоохранением субъекта федерации. В указном приказе определяется график, ответственные, форма отчетности за
же предусмотреть мониторинг клиническои и экономической эффективности телеконсультаций.
В дальнейшем работа по организации новых терминалов, увеличению количества и повышению качества телемедицинских консультаций должна проводиться параллельно.
В настоящее время предложенная модель организационных мероприятий по созданию региональной телемедицинской сети реализуется в Читинской и Омской областях. С целью оптимизации внедрения телемедицины в деятельность практического здравоохранения необходимо проведение дополнительных исследований в области организации медицинской помощи населению.
проведенные телеконсультации. Необходимо так-
MODEL OF ORGANIZATION MEASURES ON AN INTRUSION OF TELEMEDICINE,
IN THE PRACTICAL PUBLIC HEALTH SERVICES IN THE REGION
D.V. Piven
(Irkutsk Institute for Medical Advanced Studies)
The complex of the organization solutions for implementation of the telemedical project in the region is suggested.
Литература
1. Бокерия Л.А. Об итогах научно-исследовательских работ за 2001 год / Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. - 2002. - №Ю. - С.62-63.
2. Стуколова Т.Н., Венедиктов Д.Д., Путин М.Е. Современное состояние и перспективы развития телемедицины в России / "Экономика здравоохранения". -2002. - №3. - С.19-22.
3. Орлов О.И. Стратегическое управление телемедицинским проектом / "Практическая телемедицина". - 2002. - Вып.2. - С.6-20.
4. Орлов О.И. Телемедицина в системе организации здравоохранения / "Практическая телемедицина". -2002. -Вып.З. - С. 15-21.
© ПЛАСТИНИНА Л.И., ПОЛЕТАЕВА Т.Э., БРОВИНА Ф.Я.-УДК 616-082:616.379-008.64(571.53)
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В ИРКУТСКОИ ОБЛАСТИ
П.И. Пластинина, Т.Э. Полетаева, Ф.Я. Бровина.
(Областной эндокринологический диспансер, г. Иркутск, гл. врач - засл. врач РФ, к.м.н. Ф.Я. Бровина)
Резюме. В результате комплексного подхода нам удалось уменьшить длительность пребывания больных в госпитале с 13,6 дней до 11,1 и одновременно улучшить состояние компенсации сахарного диабета (СД) при выписке. Так в 83% случаев больные имели состояние субкомпенсации СД и в 14,5% - компенсации. Это позволило оказать квалифицированную помощь 495 больным, используя 20 коек, то есть на 10,9% больше, чем тот же показатель за 2001 год. На ранней стадии осложнения были обнаружены у 152 больных, что позволило назначить надлежащее лечение в амбулаторных условиях в различных регионах Иркутской области. Таким образом, реорганизация специализированной помощи больным, страдающим диабетом, в Иркутском региональном эндокринологическом диспансере в результате комплексного подхода к диагностике и лечению позволило снизить среднее пребывание больного в госпитале с достижением оптимальных показателей контроля углеводного метаболизма, что позволило оказать высококвалифицированную помощь значительно большему числу больных, страдающих диабетом.
Сахарный диабет является одной из актуальных проблем здравоохранения. В Российской Федерации зарегистрировано более 2 млн. больных, однако истинное количество должно составлять 68 млн. В Иркутской области на 1 января 2003г. зарегистрировано 29000 больных сахарным диабетом, заболеваемость ежегодно увеличивается на 5-8%. Большая социальная значимость диабета состоит в том, что он приводит к ранней инвали-
дизации и летальности, которая обусловлена наличием поздних сосудистых осложнений. Сахарный диабет - тяжёлое бремя для здравоохранения. Так, R.J. Rubin и соавт. (1994) указывают рост затрат в США на СД с 14 млрд. (1984 г) до 105,2 млрд. (1992 г). Прямые расходы, связанные с диабетом в России, в 1999 г. должны были составить 7491,7 млн. $; прямые расходы на детей с I типом диабета составили - 25,7 млн. $ в год, на подрост-