Б.А.КОБРИНСКИЙ, Н.В.МАТВЕЕВ, В.Н.БОДРОВ, Т.Ю.БОДРОВА,
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава России
ПРАКТИКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий в России позволило к 90-м годам XX века перейти на принципиально новый уровень в дистанционном консультировании больных. Технологический прорыв создал основу для интерактивного аудиовизуального диалога лечащего врача и консультанта, которые получили возможность совместно анализировать весь комплекс первичных данных пациента.
Первые регулярные видеоконференции в консультативных целях в практике российского здравоохранения относятся к 1995 году, а к 1997 году относится начало функционирования проекта «Москва - регионы России» [1], в рамках которого в настоящее время обеспечивается регулярное проведение телеконсультаций и дистанционного обучения для ЛПУ почти 30 субъектов Российской Федерации. С 2000 г. начала функционировать телемедицинская сеть, объединившая железнодорожные больницы [2].
Принципиально важным моментом для развития российской телемедицины явилась реализация региональных проектов - создание территориальных сетей в Республиках Карелия и Мордовия, Алтайском крае, Архангельской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Самарской областях и других регионах, что является крайне важным аспектом приближения квалифицированной помощи для больных, проживающих в районных центрах. Можно уже с уверенностью гово-
© Б.А.Кобринский, Н.В.Матвеев, 2005 г. © В.Н.Бодров, Т.Ю.Бодрова, 2005 г.
рить, что телеконсультации, обеспечивающие качественно новый уровень доступа населения к специализированной медицинской помощи, становятся более доступными независимо от места проживания больного.
В настоящее время телемедицинские технологии в России позволяют обеспечить:
♦ консультации больных в целях диагностики, лечения, восстановительной терапии (в том числе на постгоспитальном этапе) или решения вопросов перевода (направления) в другие лечебные учреждения;
♦ мониторинг и анализ данных функциональных, инструментальных, лабораторных (включая цитологические/гистологические) исследований (в том числе в домашних условиях);
♦ теленаставничество при проведении сложных исследований и операций, к чему примыкает собственно телехирургия;
♦ предварительный анализ контингентов при планировании работы выездных медицинских бригад для целенаправленного формирования их определенными специалистами (данное направление находится пока в периоде становления);
♦ медико-генетическое консультирование по прогнозу потомства (при угрозе рождения детей с наследственными заболеваниями);
♦ обучение и повышение квалификации врачей, включая освоение новых методов диагностики и лечения.
>
W-ЩШШ kJH
и информационные
технологии
ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ
Чрезвычайно важна организация телемедицинской консультативной помощи в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний, диагностика, лечение и прогноз течения которых представляют значительные трудности и могут сопровождаться ошибками. Система видеоконференций позволяет консультанту просматривать и обсуждать с лечащим врачом весь комплекс медицинских данных пациента, включая результаты инструментальных и функциональных исследований: эхографии, рентгенографии, эндоскопии и других. Использование «White Board» -своего рода «общего стола» - позволяет лечащему врачу и консультанту отмечать (выделять) вызывающие у них беспокойство области, размещая разноцветные метки поверх анализируемых материалов. Видеоконференция способствует более полному выяснению поставленных вопросов и пониманию сделанного консультантом заключения, который может показать и объяснить патологические изменения, наблюдаемые им в представленных графических материалах пациента. Таким образом, каждый участник получает условия для отображения своего мнения в визуальной форме, отмечая на ЭКГ, эхограммах, рентгенограммах и других векторных и растровых изображениях важные, с их точки зрения, изменения (работа с документами больного в «White Board» важна и в плане вопроса об аутентичности обсуждаемых документов). Детальный дистанционный анализ именно исходной визуальной информации (а не заключений по результатам исследований) позволяет максимально использовать опыт «узких» специалистов. Всем этим объясняется особое внимание к развитию видеоконференц-связи [3].
Возможность консультаций в режиме реального времени позволила, наряду с плановыми сеансами, проводить экстренные консультации непосредственно в момент обращения в телемедицинский
центр, что особенно важно при неотложных состояниях, в том числе в чрезвычайных ситуациях. В отдельных случаях консультант помогает советами непосредственно в процессе проведения обследования или операции, осуществляя теленаставничество.
При плановых консультациях, используя программное обеспечение специализированного автоматизированного рабочего места, консультант может провести более детальный анализ медицинских изображений, применяя, например, методы контрастирования, измерения, а при повторных обращениях получить представление о динамике патологического процесса, осуществляя сравнение с данными предыдущих консультаций. В Московском НИИ педиатрии и детской хирургии (МНИИПиДХ) в этих целях используется радиологическая система, разработанная сотрудниками МГУ, которая позволяет обеспечить передачу данных в международном стандарте DICOM 3 (преобразование осуществляется программным способом) и дистанционную работу с изображениями путем обмена фрагментами/командами [4].
Заочное консультирование, то есть передача данных по электронной почте, широко используется в качестве первого шага в организации телемедицинских контактов или при отсутствии необходимых телекоммуникационных каналов, необходимых для организации видеоконференций. Несомненно, у этого способа есть и своя область применения.
Рассмотрим в качестве примера работу телемедицинского центра (ТМЦ) Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, функционирующего с 1998 года, когда началось проведение видеоконференций в целях консультирования больных детей и дистанционное чтение лекций студентам и врачам. Основным видом деятельности, которому уделяется наибольшее внимание, являются телеконсультации при необходимости с приглашением специалистов профильных НИИ. В отдельных случаях у экрана дисплея в телемедицинском цент-
ре Института собирается врачебный консилиум. Следует отметить рост консультаций по особо сложным случаям, требующим коллегиального решения, то есть телеконсилиумов, в которых принимали участие два-три и более специалистов. В 2004 г. телеконсилиумы составили 12,9% от общего числа консультаций в МНИИПиДХ.
Рассмотрим в качестве примера видеоконсилиум, проведенный ТМЦ МНИИПиДХ в 2005 г. для уточнения диагноза ребенку из Пензы.
Больной Р., 12 мес, направляющий диагноз: Последствия натальной травмы шейного отдела позвоночника (нестабильность в атланто-осевом сочленении). Церебральная ишемия. Спастический тетрапарез. Двухсторонняя очаговая пневмония, среднетяжелая форма, ДН 0-1, протекающая на фоне тимомегалии 1 ст. Врожденный стридор. Врожденный порок сердца - стеноз легочной артерии. Вторичный иммунодефицит. С целью установления характера стридора (появлявшегося лишь во сне) была произведена видеозапись во время сна ребенка, которая была переслана по электронной почте. Первичная видеоконсультация была проведена психоневрологом в соответствии с полученной заявкой, а впоследствии организован телеконсилиум (психоневролог, пульмонолог, гастроэнтеролог).
Заключение: Трахеомаляция? Синдром маль-абсорбции. Задержка психомоторного развития, синдром вегетативной дисфункции вследствие ги-поксически-ишемической энцефалопатии.
Таким образом, применение видеосъемки и передачи видеоизображения удаленным консультантам позволило высказать обоснованное предположение о генезе стридора (ранее лечащими врачами предполагался центральный генез), для решения вопроса об оперативной коррекции была рекомендована консультация торакального хирурга. Кроме того, было рекомендовано изменение диеты ребенка в связи с впервые выставленным диагнозом мальабсорбции. Был скорректирован также характер лечения неврологической патологии. Иными словами, в процессе одного видео-
консилиума был решен весь комплекс вопросов в отношении лечения ребенка.
Подавляющее большинство проводимых телеконсультаций составляют плановые, то есть отсроченные с фиксированным временем проведения видеоконференции, которые осуществляются в интервале 24-48 часов с момента поступления заявки, или заочные - с использованием электронной почты. Экстренные консультации (от 9 до почти 13% в 2002-2004 гг.) требуют особой четкости в их организации, так как предусматривают всего 10-15-минутный интервал до начала видеоконференции, необходимый для вызова консультанта. За это время происходит передача необходимых медицинских документов. Телемедицинские консультации проводятся не только для лечебно-профилактических учреждений России (в настоящее время почти 40 городов), но и других стран (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Латвия, Эстония).
Обратимся к структуре телемедицинских консультаций в МНИИПиДХ. Рассмотрим ситуацию за последние годы. С 2002 года на первое место вышли нервно-психические заболевания (среди которых лидирует эпилепсия), число консультаций по которым составило более 40%. Такое положение отражает сложившуюся ситуацию в отношении трудности диагностики и лечения этих больных при не всегда высоком уровне профессиональной подготовки детских неврологов или при их отсутствии. Второе-третье места по числу консультаций (10-13%) занимали в последние годы аллергические, нефрологические и пульмонологические заболевания. При этом необходимо отметить, что постоянно происходит расширение спектра направлений, по которым производится телемедицинское консультирование сотрудниками Института; соответственно все большее число подразделений МНИИ педиатрии и детской хирургии участвует в консультациях. Так, в 2004 г. в телеконсультациях участвовали сотрудники 22 подразделений Института (что на 60% больше, чем в 2003 г.)
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
Для уточнения диагноза или выбора метода лечения нередко бывает достаточно однократного (или повторного) обсуждения клинических проявлений болезни лечащим врачом со специалистами-коллегами. При этом решаются вопросы проведения дополнительных исследований, тактики лечения и месте его проведения (в ЛПУ по месту жительства или в учреждении более высокого уровня).
В случае видеоконсультации присутствует и элемент обучения «на клинических примерах» анализа данных консультантом, что способствует повышению квалификации и приобретению новых знаний врачами. Это становится заметно в процессе повторных видеоконсультаций с одним и тем же врачом.
Очевидный и важный побочный образовательный эффект телеконсультаций отмечают и зарубежные специалисты в области телемедицины [5, 6].
География телеконсультаций МНИИПиДХ довольно обширна.
Для примера можно назвать: Анадырь (Чукотский АО), Барнаул (Алтайский край), Белгород, Воронеж, Ереван (Республика Армения), Иркутск, Нижний Новгород, Озерск (Челябинской обл.), Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск (Республика Мордовия), Смоленск, Ставрополь, Сыктывкар (Республика Коми), Тюмень, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Усть-Ла-бинск (Краснодарский край), Южно-Сахалинск, Элиста (Республика Калмыкия), Якутск (Республика Саха).
Как видно, наряду с ЛПУ регионального уровня, за телеконсультациями обращаются и медицинские учреждения других уровней. Однако интенсивность консультирования пациентов с разных территорий имеет значительные различия.
В 2004 г. большую часть консультируемых (около половины) составили дети из регионов Сибири и Дальнего Востока (Алтай, Бурятия, Сахалин, Тюмень, Хабаровск).
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕКОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Ряд областей телемедицины имеют свою специфику. К ним относятся телепатология, телехирургия, телепсихиатрия, телеофтальмология, теледерматология и др. Среди них можно назвать и телеперинатологию. Так, в Италии уже давно анализ данных ультразвуковых исследований плодов осуществляется только в двух специализированных региональных телемедицинских центрах. В России это направление развивается в рамках территориальных телемедицинских систем в Алтайском крае, в Самарской области, в Ханты-Мансийском автономном округе.
Отдельный аспект - аутентичность (в смысле соответствия подлиннику) информации, полученной по каналам связи консультантом. Это относится, в частности, к теледерматологии, где особое значение для диагностики имеет, по нашим данным, цветопередача цифровых фотокамер, используемых для фотографирования изменений кожи (список рекомендуемых камер из 140 моделей приведен на веб-сайте Института: www.pedklin.ru/TeleMed/DigitPhoto.rar). Для цветокоррекции изображений кожи сотрудниками Института разработана компьютерная программа TransImage, применение которой, по оценке использовавших данную программу дерматологов, позволяет увеличить достоверность телемедицинской диагностики дерматозов с 56 до 81% [7].
В последние годы обращено внимание на эффективность видеоконференций в психиатрии, которые, с одной стороны, обеспечивают связи между пациентами, психиатрами, врачами общей практики и облегчают контакты для социальных работников; с другой стороны, позволяют контролировать состояние и оказывать помощь некоторым пациентам на дому в процессе виртуального посещения, а также поддерживать дистанционный контакт с пациентами частных закрытых больниц и тюрем [6].
В настоящий период в мировой телемедицинской практике все шире начинают применяться спе-
F4I
www.idmz.ru hil
2005,
циализированные медицинские видеокамеры для офтальмологии, отоларингологии, стоматологии, гинекологии и другие. Именно с этим следует во многом связывать процесс дифференциации телемедицины на отдельные направления.
ТЕЛЕМЕДИЦИНА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В 2001-2002 гг. Московским НИИ педиатрии и детской хирургии была обеспечена поддержка телемедицинских консультаций в полевом педиатрическом госпитале (ППГ) в Гудермесском районе Чеченской республики [8]. Для этого специалисты МНИИПиДХ и российской компании «Вэб Медиа Сервисез» («ВМС») проработали систему экономичного телекоммуникационного взаимодействия, реализованную в сотрудничестве с Всероссийским центром медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» и Государственным Центральным аэромобильным спасательным отрядом «Цен-троспас» МЧС РФ (принципы ее технической реализации изложены в следующем разделе). Интерактивное взаимодействие лечащих врачей и консультантов осуществлялось, как и в случаях обычных телеконсультаций, в режиме NetMeeting с использованием общей доски White Board. Это позволяло совместно наблюдать любые материалы (ЭКГ, рентгенограммы и др.), нанося поверх них цветные метки диагностической или лечебной направленности для маркировки наблюдаемых патологических явлений или в процессе обсуждения планируемых операций. Госпитализации из ППГ в Институт составила 53,8% от общего числа обращений по поводу консультаций, то есть в 46,2% сложных случаев пострадавшие и больные, которые обычно переводились в стационарные медицинские учреждения, лечились после телеконсультаций в условиях полевого госпиталя. Оперативно рассматривались не только диагностически сложные случаи (проведены десятки телеконсультаций пострадавших и больных детей), но также лечебно-эвакуационные и другие медико-тактические вопросы. Аналогичные вопросы, хотя и не
в полевых условиях, решала система медицинской поддержки для миротворцев в Боснии в рамках проекта Primetime III, когда консультации пациентов, находящихся в госпиталях Германии и Венгрии, проводились специалистами из медицинских центров в США.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
Расширение телеконсультативной помощи поставило вопрос введения фиксированного режима их подготовки и проведения. Опыт работы показал необходимость определенных требований к представляемым на больного материалам и наличия регламента, который предопределяет порядок действий дежурных операторов и консультантов, а также сроки проведения плановых и экстренных видеоконсультаций. В связи с этим в МНИИПиДХ был утвержден документ, определяющий совместную работу как телемедицинского центра Института, так и заявляющего консультацию медицинского учреждения.
Регламент, введенный в МНИИПиДХ, предусматривает определенный порядок действий сотрудников ТМЦ и консультантов и сроки их выполнения. В соответствии с этим определены требования к обмену медицинской информацией с заявляющим ТМЦ или телемедицинским пунктом (ТМП), которые предполагают стандартный вид заявок, единую структуру данных направляемых документов, соблюдение определенных требований к графическим и видеоматериалам. Соответственно этому в Институте разработана «телемедицинская карта», включающая три блока: заявка, служебная информация ТМЦ и консультация. Заявка включает сведения об ЛПУ, виде консультации (срочная, плановая, первичная, повторная), предполагаемом варианте связи (видеоконференция по ISDN/IP, электронная почта), желаемой дате и времени проведения консультации, Ф.И.О. и возрасте больного, направляющем диагнозе и цели консультации, специальности консультанта
>
W-ЩШШ kJH
и информационные
технологии
и вопросах к нему. К заявке прилагаются электронная выписка из истории болезни, графические и видеоматериалы. Указывается Ф.И.О. лечащего врача. Служебная информация содержит дату и время поступления заявки дежурному ТМЦ, сведения о возможности выполнения заявки (при невозможности указывается причина), предполагаемый консультант (отдел МНИИПиДХ/другой институт, Ф.И.О.) и планируемая дата и время проведения консультации. Блок «Консультация», заполняемый при ее проведении, включает дату и время проведения, Ф.И.О. консультанта, отделение/учреждение, диагноз, рекомендации и подпись консультанта. Наряду с устным изложением в процессе видеоконференции, заключение и рекомендации с собственноручной подписью консультанта подвергаются сканированию и по электронной почте направляются в ЛПУ, из которого поступила заявка. Так называемая служебная информация позволяет контролировать прохождение и реализацию заявок. Наибольшие организационные сложности вызывают телеконсультации с участием двух-трех специалистов, то есть обеспечение телеконсилиума, в особенности при участии консультантов из различных медицинских учреждений. Схема (алгоритм) проведения телемедицинских консультаций представлена на рис.1.
Неэффективность или заведомая невозможность лечения на месте
Вызов больного на лечение
Рис. 1. Алгоритм проведения телемедицинских консультаций
Телеконсультативная служба МНИИПиДХ предусматривает протоколизацию видеоконсультаций путем записи на видеомагнитофон с последующим архивированием данных на CD-дисках.
Информация об условиях проведения телеконсультаций в МНИИПиДХ размещена на Web-сервере Института (http:// www.pedklin.ru/telemed/telemed.html), адрес для переписки: telemed@pedklin.ru.
Системы для видеоконференций находятся в активном режиме все рабочие дни с 10 до 18 часов (по московскому времени), организовано дежурство инженерно-технического персонала и выделены дежурные консультанты для экстренных случаев.
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Телеконсультации не только эффективны, но и оправданы экономически. Как показал наш 7-летний опыт телеконсультативной работы с субъектами Российской Федерации, необходимость направления больных для госпитализации в московские или другие федеральные медицинские центры имеет место, по результатам дистанционной диагностики, максимум в 22-37% в зависимости от преобладающей патологии.
В значительной части вызов больных определяется необходимостью проведения специальных обследований, которые нельзя сделать по месту жительства пациентов. В других случаях больные продолжали лечение в соответствии с рекомендациями (в том числе повторными) по месту жительства. Стоимость же поездки больного (с сопровождающим лицом) на консультацию в ведущие медицинские центры Москвы превышает стоимость сеанса видеоконференции (1,5-2 тыс. рублей, имея в виду расходы обеих сторон) в среднем в 6-10 раз (для Дальневосточного региона - до 20 раз).
На региональном уровне анализ дистанционной помощи, проведенный в Пензенской области, показал, что 43% ее осуществляется без необходимости выезда/вылета врача на место, а 12% консультаций могли быть отсрочены на 12 и более часов [9]. Внедрение в Архангельской области проекта «Телемедицина на Северо-Западе России» оправдалось при минимуме пациентов, так как телеконсультации заменили использование дорогостоящей авиации [10]. По сравнению с выездами специалистов в районы
Нижегородской области и самостоятельными поездками кардиологических больных из отдаленных районов в областной или федеральный медицинский центр дистанционные консультации требуют, соответственно, в 2,5 или 3,2 или 9,1 раза меньших затрат [11].
Телемедицинские консультации могут быть также полезны на этапе, предшествующем применению дорогостоящих видов лечения. Они могут явиться одним из возможных аспектов повышения эффективности в условиях квотирования высоких технологий, когда отбор пациентов на местах не всегда поддерживается последующим положительным решением в отношении целесообразности госпитализации в данный момент больного в федеральное медицинское учреждение.
ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации реализуется ряд общероссийских и региональных телемедицинских проектов, использующих разнообразные технические решения. В этом плане необходимо отметить, что видеоконференции возможны только при обеспечении гарантированной полосы пропускания. Для этого требуется надежный двусторонний (дуплексный) канал связи, обеспечивающий достаточно высокую гарантированную скорость обмена данными (от 128 кбит/с при работе со статическими изображениями до не менее 384 кбит/с для реального видео). В настоящее время это в основном цифровые линии ISDN на основе стандарта H.320, позволяющие осуществлять прямое соединение «точка-точка» или «точ-ка-многоточка» со скоростью 128-384 кбит/с и выше, что достаточно для передачи звука и видеофрагментов с разрешением 352-288 точек и частотой 10-30 кадров/с. Наблюдающееся в настоящее время преимущественное использование ISDN-соединений объясняется тем, что провайдеры Интернет, работающие в рассматриваемом случае по протоколу TCP/IP в стандарте H.323, за пределами своей зоны ответственности не име-
и информационные
технологии
>
0,5+1,0 МЬр;
Эмулятор удаленной точки
Приемник
Дуплексный спутниковый терминал
Эмулятор
тмппмг
ТМЦ МГШИПДХ |
Рис.2. Схема организации телемедицинских консультаций с каналом запросов на базе асимметричного дуплексного терминала в ППГ в Чеченской республике
ют возможности гарантированно обеспечить скорость передачи данных, достаточную для поддержания необходимого качества видеоконференции. А виртуальные наложенные сети, которые могли бы обеспечить необходимые параметры QoS как средства обеспечения фиксированной канальной емкости для приоритетных пользователей, практически не используются. Кроме того, такое решение отличается сравнительно высокой стоимостью. Исключение составляют корпоративные 1Р-сети и региональные телемедицинские системы на этой основе ввиду малой загруженности внутри-территориальных сетей.
Для отсроченных заочных консультаций широко используется электронная почта, предусматривающая пакетный режим передачи данных, при
котором не имеет принципиального значения скорость передачи информации.
Асимметричный характер обмена информацией в медицине (значительно больший объем информации во время консультаций и лекций, направляемый на лечебные учреждения, тогда как обратный поток вопросов к консультантам/лекторам значительно меньше) явился основой для использования спутниковой системы комбинированного доступа. Этот подход был впервые реализован для описанной выше системы телемедицины катастроф в ППГ в Чеченской республике [8]. Эта система включала модемное 1Р-соединение со стороны ППГ и прямой симплексный спутниковый канал из Москвы до Гудермеса на скорости до 2 Мбит/с (рис.2).
Телемедицинский центр МНИИПиДХ осуществляет консультации и телеобучение с использованием как цифровых ISDN-линий связи (Е-канал), так и оптоволоконного 1Р-соединения (2 Мбит/с), а также прием на спутниковую антенну, ориентированную на работу в сети «НеНоэ^Ь»
ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ
С клинической точки зрения, ближайшие перспективы телемедицины будут определяться решением следующих вопросов:
♦ внедрение специализированных систем для телеконсультаций, что обеспечит повышение качества дистанционно получаемых данных;
♦ телеконсультации с использованием мобильных систем в трудно доступных районах и в условиях чрезвычайных ситуаций при выборе способов оказания помощи и оценке целесообразности транспортировки больного в ближайшее или специализированное медицинское учреждение;
♦ телеконсилиумы, то есть одновременное обсуждение «трудного» больного группой специалистов, находящихся в телемедицинских центрах разных федеральных и межрегиональных медицинских учреждений (то есть многоточечные видеоконференции).
Для решения этих вопросов, наряду с развитием технической базы, в первую очередь необходимы организационно-методические мероприятия и нормативные решения:
♦ утверждение Положения о телемедицинском центре (пункте), включая его структуру и штаты;
♦ выработка требований(нормативов) кданным консультируемых больных (включая оцифровку, компрессию, передачу медицинских изображений и подтверждение одинакового качества передаваемых/получаемых материалов);
♦ единые требования к обеспечению конфиденциальности и защиты информации при телемедицинских консультациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно с уверенностью говорить, что телемедицинские технологии являются основой для обеспечения доступности высококвалифицированных медицинских услуг и постоянного повышения квалификации (обучения) на областном и районном уровнях. Это движение в направлении сближения стандартов помощи для жителей различных регионов, в том числе труднодоступных и удаленных от медицинских центров. Для России с ее сложными климато-географическими условиями данная технология имеет особое социально-экономическое значение, в особенности для жителей Заполярья, горных районов Сибири и Дальнего Востока, а также при оказании помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.
Телемедицинские услуги экономически обоснованы, их применение позволяет значительно уменьшить использование санитарной авиации и сократить потребность в транспортировке больных в федеральные, межрегиональные и региональные медицинские учреждения.
Таким образом, телемедицина представляет собой основу для принципиально новой организации специализированной медицинской помощи населению России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Столяр В., Тимин Е., Сельков А.. Видеоконференции в российских клиниках//Открытые системы. - 1998. - №2 (28). - С. 77-80.
2. Виноградов Б. Видеоконференции поверх железных дорог//Сетевой журнал. - 2001. -№1. - С.67-69.
>
и информационные
технологии
Кобринский Б.А. Телемедицина в системе практического здравоохранения. - М.: МЦФЭР, if 2002.
'4. Гаврилов А.В., Зайцев П.В., Куликов И.В., Парусников А.В. Автоматизация службы лучевой диагностики ЛПУ//Мед. алфавит. - 2004. - №2. - С. 12-13.
5. Clarke M, Jones R.W., Lioupis D. The AIDMAN project: a practical investigation of some of the challenges in telemedicine//Brit. J. Healthcare Comput. & Info. Manage. - 2000. - Vol.17. - № 5. - С.24-26.
6. Jardine l. Telemedicine and telecare: addressing the real healthcare issues//Brit. J. Healthcare Comput. & Info. Manage. - 2000. - Vol.17. - №5. - P.28-30.
7. Matveev N.V., Kobrinsky B.A. A possible way for improvement of color reproduction of digital skin images in teledermatology//A book of abstracts. Med-e Tel conference, Luxembourg, April 6-8, 2005. - С. 44-45.
8. Кобринский Б.А., Розинов В.М., Эрлих А.И. и др. Телемедицина в условиях чрезвычайных ситуаций//Медицина катастроф. - 2002. - №2 (38). - С.26-29.
9. Васильков В.Г., Сафронов А.И., Щукин В.С. Телемедицинские аспекты неотложной медицинской помощи//Тез. докл. Междунар. симпоз. «Телемедицина-98». - М., 1998. - С.34-37.
10. Джеджелава Е.И. Экономическое исследование проекта «Телемедицина на Северо-Западе России»//Телемедицина и проблемы передачи изображений: Тез. докл. 3-го Ежегодного Москов. Междунар. симпоз. по телемедицине. - М., 2000. - С.20-21.
11. Леванов В.М. Организационные и медико-социальные аспекты применения телемедицинских технологий в системе медицинского обеспечения населения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Рязань, 2003.
ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ**ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ**ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ**ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИТ К ГОССЛУЖАЩИМ
Начиная с 2006 г. процесс обучения всех государственных служащих и процесс сдачи ими квалификационных требований приобретет необратимый и индустриальный характер, - заявил Олег Бяхов, директор Департамента стратегии построения электронного общества Мининформсвязи РФ, выступая на 1Т-Summit'2005 в Санкт-Петербурге. - Этому способствует введенный в действие с февраля 2005 года закон о государственной гражданской службе, согласно которому с госслужащими подписывается контракт».
Однако в настоящее время в этих контрактах не отражены квалификационные требования в
сфере ИТ, но, как заверил г-н О.Бяхов, это будет сделано.
Ранее, в конце марта 2005 года, на заседании межведомственного совета по информатизации образования Мининформсвязи РФ совместно с Мин-обрнауки РФ представили разработанные в рамках ФЦП «Электронная Россия» квалификационные требования к государственным служащим, которые содержат стандарты в сфере ИТ. В настоящее время, по словам Олега Бяхова, в результате консультаций с аппаратом правительства РФ достигнуто понимание о решении, которым будут утверждены этих квалификационные требования.
Источник: CNews.ru