Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая одаренность / организационно-методическое обеспечение / подготовка педагога начального образования / модель / mathematical talent / organizational and methodological support / preparation of primary education teacher / model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.В. Сергеева, Г.Ж. Микерова, Т.Г. Затеева, Г.Б. Мардиросова

Актуальность исследования заключается в необходимости сопровождения организационно-методическими материалами процесса подготовки педагогов к развитию математической одаренности учеников начальных классов. В статье раскрыто определение понятия «организационно-методическое обеспечение», описано разработанное уровневое содержание методических материалов, которые требуются для всесторонней подготовки педагога в части развития математической одаренности учеников начальных классов обучения, обусловленного индивидуальными особенностями обучаемого, а также личностной, предметной и метапредметной содержанием подготовки учителя начальных классов. В представленной работе отражена разработанная модель обеспечения способов организации подготовки педагогов к развитию математической одаренности учеников, состоящая из взаимосвязанных компонентов, таких как концептуальный, содержательный, организационно-методический и результативно-аналитический. В результате исследования впервые разработана и внедрена в практику образовательного процесса МБОУ МО лицея «Технико-экономический» г. Новороссийска модель организационно-методического обеспечения необходимой подготовки педагогов младших классов к развитию математической одарённости у учеников начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б.В. Сергеева, Г.Ж. Микерова, Т.Г. Затеева, Г.Б. Мардиросова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PREPARATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL TALENT OF YOUNGER STUDENTS

The relevance of the study is determined by the need for organizational and methodological support for the process of training primary school teachers to develop the mathematical talent of younger students. The article discloses the definition of the concept of “organizational and methodological support,” describes the developed level content of organizational and methodological support for the preparation of a primary school teacher for the development of the mathematical talent of younger schoolchildren: personal, over-the-mark, subject. This study presents a model of organizational and methodological support for the process of preparing primary school teachers for the development of mathematical talent of younger students, consisting of interconnected components, such as conceptual, meaningful, organizational and methodological and effective-analytical. As a result of the study, for the first time, the educational process of the MBOU MO Lyceum “Technical and Economic” in Novorossiysk, a model of organizational and methodological support for the preparation of primary school teachers for the development of mathematical talent of younger schoolchildren, was developed and introduced into the practice.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ,КУЛЮТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

Л D:\Ekologia (2)1pptx\ppt\media\

)айл Правка Вид Избранное Сервис Справка

ф » v 0Е>> 4 X й

Добавить Извлечь Теаировать Копировать Переместить Удалить Информ

t , D:\Ekologia (2).pptx\ppt\media\

4мя Размер Сжатый

^_j image? .tiff 28 417 090 28 417 090

Jimagel.tiff 10 809 774 10 809774

ZH image5.png 1657 659 1657 659

a|image4,png 1379107 1379107

Рис.4.Часть содержания pptx-файла

ке таблиц в виде картинок, но и к искажению существенных моментов. Например, непривычновидеть овалыымипредметы.которые вреалыюоти фугные (например, мяч и колесо). Также происходит серьёзная проблема с масштабом ири екиоо нек^1 ь/фкомсжаоии акрт рекем)екынроыи9. впыниыаеоещ° кдиа

домпыюкаринепиобламы, когуа лкдрщкезываюр ф^ы^и астюиляют иыкходное еае-тинки) рлк^ы^рир^ы^З укынвкеныя/уаеыьшенррна кан™нперлзйда, орто-ый юожек выводиться на экран любого размера. В тех случаях, когда масштаб важен, про-

блему его указания легко решить - нанести масштабный отрезок либо на самом изображении, либо под ним. Некоторые студенты, к сожалению, всё равно непропорционально сжимали карты, несмотря на то, что в требованиях это чётко было запрещено.

Проведённый анализ собранных файлов, конечно, не может позволить сделать однозначных выводов. Возможно, выбранный нестандартный способ оценки компьютерной грамотности необходимо использовать в сочетании с другими. Однако такое количество (около четверти) pdf-версий презентаций, созданных сторонними программами, всё-таки говорит о недостаточной компьютерной грамотности части обучающихся. Другие затронутые в статье вопросы, связанные с размерами файлов, непропорциональным сжатием картинок, тоже остаются весьма актуальными в наше время.

Данный материал даёт пищу для размышления, в том числе школьным учителям, подтверждает необходимость изучения информатики (или аналогичных дисциплин) в школе и на дальнейших этапах обучения, но, возможно, немного в другом ключе, а также показывает важность компьютерной культуры для разных дисциплин.

Также есть предположение, что поднятые проблемы актуальны не только для обучающихся, но и для читателей данной статьи.

По возможности, аналогичное исследование будет проведено спустя несколько лет, вероятно, может вырасти количество презентаций, созданных в Impress (их было менее 4%), который может частично заместить PowerPoint из-за постоянно изменяющейся ситуации, и в онлайн-ресурсах.

Библиографический список

1. Сычёва К.А. Особенности развития компьютерной грамотности современного подростка. Интерактивная наука. 2018; № 11 (33): 21-23.

2. Александрова М.В., Ширин А.Г, Тайков С.М. Развитие информационной грамотности учащихся в условиях сельской школы. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020; № 1 (29): 21-26.

3. Кизелев П.А. Компьютерная грамотность. Эпоха науки. 2017; № 9: 166-168.

4. Минзер И.В., Бабаева Э.С. Содержание понятия «компьютерная грамотность» в научной литературе. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 4 (35): 198-200.

5. Виштак О.В., Ходакова Н.П. Педагогические условия формирования компьютерной грамотности в дополнительном образовании. Образование и право. 2022; № 3: 270-274.

6. Зверева Л.Г, Погодина И.А. Компьютерная грамотность как условие становления будущих специалистов в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021; Т 13, № 1: 46-52.

7. Комарова А.А. Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; Т. 7, № 4 (25): 142-146.

8. Лапина О.А., Комарова А.А. Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; Т. 7, № 5: 1-12. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf

9. Добродей Н.Ю., Берген О.В., Мрочко О.Г Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования). Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018; № 4 (20): 103-110.

10. Токтарова В.И., Ребко О.В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка. Вестник Марийского государственного университета. 2021; Т. 15, № 2: 165-177.

11. Ильин И.В., Ильин В.В. Развитие целей обучения информатике в условиях обновления технической культуры общества. Педагогическое образование в России. 2020; № 5: 71-78.

References

1. Sycheva K.A. Osobennosti razvitiya komp’yuternoj gramotnosti sovremennogo podrostka. Interaktivnaya nauka. 2018; № 11 (33): 21-23.

2. Aleksandrova M.V., Shirin A.G., Tajkov S.M. Razvitie informacionnoj gramotnosti uchaschihsya v usloviyah sel’skoj shkoly. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2020; № 1 (29): 21-26.

3. Kizelev PA. Komp’yuternaya gramotnost’. 'Epoha nauki. 2017; № 9: 166-168.

4. Minzer I.V., Babaeva 'E.S. Soderzhanie ponyatiya «komp’yuternaya gramotnost’» v nauchnoj literature. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2012; № 4 (35): 198-200.

5. Vishtak O.V., Hodakova N.P Pedagogicheskie usloviya formirovaniya komp’yuternoj gramotnosti v dopolnitel’nom obrazovanii. Obrazovanie ipravo. 2022; № 3: 270-274.

6. Zvereva L.G., Pogodina I.A. Komp’yuternaya gramotnost’ kak uslovie stanovleniya buduschih specialistov v obrazovanii. VestnikMajkopskogogosudarstvennogotehnologicheskogo universiteta. 2021; T. 13, № 1: 46-52.

7. Komarova A.A. Utochnenie formulirovki ponyatiya komp’yuternaya gramotnost ishodya iz sovremennyh realij. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2018; T. 7, № 4 (25): 142-146.

8. Lapina O.A., Komarova A.A. Harakteristiki informacionnogo obrazovaniya lichnosti i ih vzaimosvyaz’. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2019; T. 7, № 5: 1-12. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf

9. Dobrodej N.Yu., Bergen O.V., Mrochko O.G. Informacionnaya, medijnaya i komp’yuternaya gramotnost’ uchaschejsya molodezhi kak uslovie interaktivnogo obucheniya (opyt sociologicheskogo issledovaniya). 'Ekonomicheskie i social’no-gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 4 (20): 103-110.

10. Toktarova V.I., Rebko O.V. Cifrovaya gramotnost’: ponyatie, komponenty i ocenka. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; T. 15, № 2: 165-177.

11. Il’in I.V., Il’in V.V. Razvitie celej obucheniya informatike v usloviyah obnovleniya tehnicheskoj kul’tury obschestva. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020; № 5: 71-78.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

УДК 378.14

Sergeeva B.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: 5906372@mail.ru

Mikerova G.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: mykerova8@mail.ru

Zateeva T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: 5906372@mail.ru

Mardirosova G.B., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University (Krasnodar, Russia),

E-mail: 5906372@mail.ru

MODEL OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PREPARATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL TALENT OF YOUNGER STUDENTS. The relevance of the study is determined by the need for organizational and methodological support for the process of training primary school teachers to develop the mathematical talent of younger students. The article discloses the definition of the concept of “organizational and methodological support,” describes the developed level content of organizational and methodological support for the preparation of a primary school teacher for the development of the mathematical talent of younger schoolchildren: personal, over-the-mark, subject. This study presents a model of organiza-

158

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

tional and methodological support for the process of preparing primary school teachers for the development of mathematical talent of younger students, consisting of interconnected components, such as conceptual, meaningful, organizational and methodological and effective-analytical. As a result of the study, for the first time, the educational process of the MBOU MO Lyceum “Technical and Economic” in Novorossiysk, a model of organizational and methodological support for the preparation of primary school teachers for the development of mathematical talent of younger schoolchildren, was developed and introduced into the practice.

Key words: mathematical talent, organizational and methodological support, preparation of primary education teacher, model.

Б.В. Сергеева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: 5906372@mail.ru Г.Ж. Микерова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: mykerova8@mail.ru Т.Г. Затеева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: t-zateeva@yandex.ru Г.Б. Мардиросова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: mardirosovagb@mail.ru

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность исследования заключается в необходимости сопровождения организационно-методическими материалами процесса подготовки педагогов к развитию математической одаренности учеников начальных классов. В статье раскрыто определение понятия «организационно-методическое обеспечение», описано разработанное уровневое содержание методических материалов, которые требуются для всесторонней подготовки педагога в части развития математической одаренности учеников начальных классов обучения, обусловленного индивидуальными особенностями обучаемого, а также личностной, предметной и метапредметной содержанием подготовки учителя начальных классов. В представленной работе отражена разработанная модель обеспечения способов организации подготовки педагогов к развитию математической одаренности учеников, состоящая из взаимосвязанных компонентов, таких как концептуальный, содержательный, организационно-методический и результативно-аналитический. В результате исследования впервые разработана и внедрена в практику образовательного процесса МБОУ МО лицея «Технико-экономический» г Новороссийска модель организационно-методического обеспечения необходимой подготовки педагогов младших классов к развитию математической одарённости у учеников начальных классов.

Ключевые слова: математическая одаренность, организационно-методическое обеспечение, подготовка педагога начального образования, модель.

Талантливая молодежь выступает определяющим нематериальным ресурсом нашей страны. Одаренные молодые люди обладают мощными потенциальными возможностями по продвижению государства к качественно новому уровню и наиболее эффективным решениям целого комплекса задач. Именно поэтому крайне важным вопросом современной политики, проводимой в образовательной сфере, становится своевременное обнаружение, помощь в развитии навыков и всесторонняя поддержка талантливых школьников. В настоящее время государственная политика делает упор на взращивании талантов у школьников в процессе их обучения в дошкольных учреждениях, а также в школе, в том числе и высшей. На практике указанный принцип воплощается в федеральной целевой программе «Дети России», в частности - в реализации подпрограммы «Одаренные дети», основной задачей которой выступает создание необходимых обстоятельств и условий для формирования целостной системы обнаружения, развития и помощи талантливым детям вне зависимости от области применения имеющейся у них одаренности [1]. Тем не менее в настоящее время современная система образования демонстрирует трудности в процессе занятий с одаренными в области математики учениками. Указанные трудности заключаются в имеющихся несоответствиях:

- имеется потребность в составлении учебных материалов и необходимых нормативов с целью корректного обеспечения работы с математически одаренными учениками, однако не существует актуальных программ для ее результативного проведения;

- существуют необходимые условия в области работы с учениками, обладающими математическими талантами, в то время как имеющиеся предоставляемые социальные преференции не соответствуют требуемому уровню;

- имеется разрыв в высокоперспективных возможностях развития математически талантливых учеников и недостаточным глобальным социокультурным уровнем населения;

- существуют значительные сложности в понимании специфики и разрешении сопутствующих проблем в процессе развития математически талантливых учеников, и имеют место выраженные пробелы в необходимых знаниях у педагогов и родителей таких школьников.

Мы полагаем, что устранение данных несоответствий должно базироваться на принципах системного мышления и комплексных подходах, поэтому необходимо разработать модель организационно-методического обеспечения процесса подготовки педагогов к развитию математической одаренности учащихся начальных классов.

Цель работы: построение, теоретическая аргументация функционирования, практическое испытание модели организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальной школы к развитию математической одаренности учеников.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в теории педагогики выявлены определяющие особенности методических материалов подготовки педагогов к развитию математически одаренных учеников начальных классов, доказана эффективность модели организационно-методического обеспечения указанной работы, в том числе ее концептуальный, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный элементы, которые выполняют существенные функции, а также выявлены параметры, определяющие целост-

ность указанных элементов, определены степени сформированности указанной подготовки. Разработаны этапы методической и организационной поддержки подготовки педагогов к развитию математической одаренности у учеников начальной школы: аналитико-диагностический этап, проектировочный этап, практический этап, экспертно-оценочный этап. Также конкретизированы условия указанной поддержки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что составленные теоретические материалы в области организационно-методического обеспечения подготовки педагогов начальных классов к развитию математически одаренных детей, а также определенные в процессе исследования необходимые условия для данной подготовки и разработанная модель обеспечения организационными и методическими материалами педагогов качественно углубляют научную точку зрения по вопросу обучения педагогов для развития математических талантов у школьников.

Обоснованные критерии организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности учеников начальной школы могут являться основой для определения необходимых психологических черт и потенциальных педагогических возможностей учителей в целях эффективного взаимодействия и наращивания математических талантов у одаренных школьников, что, в свою очередь, является определяющим вектором модернизации системы учебных программ и организационных мероприятий. Представленные в исследовании результаты могут быть использованы в качестве теоретических основ изучения уникальных характеристик одаренных школьников, а также состава присущей им одаренности; задач и практических методик работы учителей с одаренными учениками, а также параметров, по которым будет оцениваться указанная работа; для составления педагогических программ в целях своевременного выявления математически одаренных детей и обучения данных школьников на базе их имеющихся особенностей; для составления плана работы в семье математически одаренных школьников.

Практическая ценность работы заключается в потенциале практической реализации разработанной модели организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников в процессе подготовки будущих учителей начального образования в вузах; в составлении разноуровневых программных мер по обнаружению математически одаренных школьников (муниципальный и региональный уровни); в определении типологии диагностических систем в области сформи-рованности педагогов к работе с математически одаренными детьми в части их профессиональных компетенций и личностных особенностей. Представленные в ходе проведения исследования данные потенциально могут быть использованы в качестве базиса для составления и практического применения педагогами методических работ с одаренными математическими способностями учениками. Выработанное в результате проведенной работы уровневое содержание организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников: личностного, над-предметного, предметного, обладает эмпирической значимостью в части результативного разрешения трудностей, возникающих в процессе работы с математически одаренными детьми.

159

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

Однако по итогам проведения первого из осуществленных опытов в рамках данного исследования в настоящее время общий показатель подготовки педагогов к работе с математически талантливыми детьми является невысоким. В данной области наличествует целый комплекс проблем, который нуждается в разрешении, и крайне важным в таких условиях является аргументация координирования процесса рассматриваемой подготовки.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил определить ряд направлений в обучении учителей в целях эффективного взаимодействия с математически талантливыми детьми. Первая точка зрения в рассмотренных работах поясняет теоретические и методические характеристики изучения и совершенствования имеющихся талантов (Д.Б. Богоявленская [2], Е.А. Крюкова [3] и др.), обобщает направления в теоретических работах иностранных и отечественных ученых и педагогов, систематизирует актуальные веяния в указанной сфере и практическое применение данных положений при работе с талантливыми учениками. Вторая точка зрения представлена в работах, которые раскрывают специфические черты в части развития профессиональных качеств у педагогов при работе с математически одаренными школьниками (В.А. Крутецкий [4], Шадрин В.Ю. [5] и др.). Третье направление исследований раскрывает основные способы обучения и развития математически одаренных младших школьников. Также еще выделена одна точка зрения - обучение педагогов для работы с математически одаренными школьниками (ТФ. Сергеева [6], Б.В. Сергеева [7], и др.).

Однако в указанных выше работах ученые не имели своей задачей осмысление требований к подготовке педагога начального образования по развитию математической одаренности младших школьников.

Осмысление понятия «организационно-методическое обеспечение» деятельности педагогов определило, что необходимо наибольшие усилия сосредоточить в области выявления и изучения мотивации индивидуального развития педагогов и качественного приращения их профессиональных навыков. Методические и организационные материалы обеспечивают систематичную, упорядоченную, перманентную и долговременную подготовку учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников.

В процессе проведенного анализа рассматриваемых вопросов было обнаружено взаимовлияние системы методических основ на организационно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников. В процессе реализации акмеологического подхода усиливаются побудительные мотивы к активному осуществлению профессиональной деятельности, стимулируются индивидуальные способности учителей, наращиваются их креативные возможности. Рефлексивно-деятельностный подход к осуществлению взаимодействия становится источником продуктивного мышления, условием верного понимания собственных мотивов и мотивов окружающих; стимулом для непрерывного развития математической одаренности. Интегративно-дифференцированный подход предоставляет возможность использования наиболее предпочтительного варианта из имеющихся; нивелирует расхождения в многообразии личностных характеристик педагогов и единой системой требований к их профессиональным и индивидуальным чертам.

Условия наличия необходимых профессиональных способностей и индивидуальных черт учителей, требования государственной системы к оцениванию компетенций педагогов, имеющиеся в данной профессии стандарты стали основой для разработки уровневого содержания: индивидуализированного, надпредметного и предметного уровней. Содержание личностного (индивидуализированного) уровня определено организационно-методической подготовкой учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников. Надпредметный уровень, как можно предположить из названия, заключается в том, что учитель «выходит» за пределы своих профессиональных обязанностей и использует уже свои личные навыки, познавательные способности, коммуникативный и общественный опыт деятельности, производит организационно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников в части личностных, творческих, социальных и психических особенностей учителей. Предметный уровень, в свою очередь, становится вектором развития направлений организационно-методического обеспечения в области математики, определения и качественного приращения его математических талантов.

Основу модели составляет концептуальный компонент модели организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников - организация работы учителей, которая зависит от общих целей развития учреждения и коррелирует с требуемыми результатами деятельности.

Теоретические основания разработанной организационно-методической модели заключаются в объединении применяемых способов обучения и его основополагающих принципов. Содержательная часть направлена на реализацию трехуровневого содержания научно-методической подготовки - личностного, надпредметного, предметного. Организационно-методический компонент модели организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников отражает логику исследуемого процесса, отраженного в последовательно реализуемых этапах подготовки учителя начальных классов к развитию математической

160

одаренности младших школьников. Организационно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников выступает механизмом результативной подготовки педагогов.

Разработанная модель организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников представлена на рис. 2.

Организационно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников выступает механизмом результативной подготовки педагогов.

1. Аналитико-диагностический этап - подготовка педагогов начального образования к приращению их профессиональных навыков и развитию индивидуальных особенностей; всестороннего понимания и признания учителями главных ценностей и задач понятия одаренности.

2. Проектировочный этап заключается в прописывании частного направления работы, а также исправлении допускаемых неточностей при подготовке учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников. Определяем «западающий» критерий и оказываем помощь в проектировании индивидуальных маршрутов подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников. Также составляется проект предполагаемых результатов и личных «дорожных карт» для подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников, определяются формы самоконтроля.

3. Практический этап - реализация индивидуального маршрута подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников.

4. Экспертно-оценочный этап - определение «финального» уровня подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников с помощью использования системы оценок, разработанной на базе выявленных ранее показателей замера эффективности организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников.

На рис. 1. представлена модель организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников

В процессе подготовки были определены и внедрены педагогические условия, в которых реализована программа обеспечения подготовки учителя начальных классов к обнаружению и качественному приращению математических талантов у учеников начальных классов, а также проведены практические опыты по использованию способов организационно-методического обеспечения для подготовки педагогов к развитию математических талантов у учащихся начальных классов.

Методологией проведенной работы послужили следующие принципы и подходы: системно-деятельностный, аксиологический, личностно ориентированный ценностный и целостный подходы; принципы креативной самореализации учеников, индивидуализации и технологичности обучения, коллегиального поиска и принятия общих решений, эвристической деятельности, взаимного доверия, использования диалогов, равенства и единства. В процессе исследования применялись методы: анализ теоретических источников, изучение педагогического опыта, синтез данных, моделирование, опрос, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, естественный педагогический эксперимент, оценка качественных и замеры количественных итогов эксперимента.

В целях результативного прохождения констатирующего этапа проводимого исследования осуществлялся выбор используемых методов и применяемых инструментов. Диагностические методики определения уровня результативности подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников представлены в табл. 1.

Таблица 1

Диагностические методики определения уровня результативности подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников

Этапы подготовки Диагностические методики

Мотивационно-ценностный этап Тестирование для оценки предпочтения педагогов к взаимодействию с талантливыми учениками. Методика «Диагностика мотивации на успех и страха неудачи»

Операциональ- но-деятельностный этап Методика «Ориентационные стили в профессионально-деятельностном общении». Методики «Диагностика готовности к осуществлению совместной деятельности», «Диагностика готовности к совместной профессиональной деятельности (по особенностям педагогического общения и взаимодействия)» Опросник способностей креативной личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рефлексивно-оценочный этап Методика экспресс диагностики уровня самооценки личности (вербальная диагностика самооценки личности)

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Социальный заказ Повышение профессиональной компетентности и совершенствование личностных качеств

1 1

I

Цель: организационно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов в развитии математической одаренности младших школьников

1 1 1

ПОДХОДЫ акмеологический, аффлексивно-деятельностиый, интегративно-дифференцированный ПРИНЦИПЫ наукоемкое™, гуманизма, цикличности профессионального и личностного развития, осознанного взаимодействия убъектов сопровождения, учета «зоны ближайшего и перспективного профессионального развития», стимулировани профессионально-личностного развития, технологизации

Организационно-методическое обеспечение подготовки

2 этап

Проектировочный

4 этап

Экспертно-оценочный

3 этап

Практический

1 этап

Лналитико-диагностическии

Рефлексивный

Операционно-тсхнологическии

Когнитивный

Мотивационно-ценностныи

Компоненты математической одаренности младших школьников

Средства подготовки

Формы подготовки

Технологии подготовки

Школа молодого учителя, проект развитие математической одаренности

Педагогический марафон, дебаты, квилт, квест мастер-классы, тренинги, сетевой проект

Диалоговое взаимодействие, развитие критического мышления через рефлексию социального, профессионального и профессионального опыта

Субъекты подготовки

43г

Педагогические условия

Достаточные

Необходимые

создание школьного методического ооразовательного пространства

инновационной

управленческой

- использование

опыта

организации совместного поиска рабочих ориентиров, обеспечивает

педагогической деятельности

сотворчество, сотрудничество субъектов обеспечения.

экспертная оценка и анализ организационно-методического

использование активных и интерактивных форм и технологий

ооеспечения

организационно-методического обеспечения

Содержание подготовки

Личностный - цели смыслы, ценности профессионально-

Предметный - предметная ооласть компетентности педагога

Надпредметныи - интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, психологическое здоровье

педагогической деятельности педагога

АНАЛИТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Критерии оценки результативности подготовки Деятельностный Личностный Коммуникативный Информационный Средства оценки результативности подготовки Мониторинг Экспертиза Рефлексия

„ -

РЕЗУЛЬТАТ: организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Рис. 1. Модель организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов

к развитию математическойода ренности младших школьников

161

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

Одним из условий реализации модели является формирование команды педагогов, которая будет заниматься инновационной деятельностью по проекту. В ходе работы стало очевидно, что недостаточно распределить обязанности и определить его функционал. Для этого нужна команда единомышленников. Потому на первом этапе работы были разработаны нормативные акты, которые определи состав творческих групп и их функционал.

Целью формирующего этапа эксперимента стала практическая реализация модели организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности учащихся. Организационно-методическое обеспечение процесса подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников включало создание комплексной программы подготовки, составление учебных материалов для теоретического изучения и их применения на практике; разработка образовательного процесса, а также помощь преподавателям в организации учебного процесса; координация и контроль совместной работы учителей и их профессионального общения.

На формирующем этапе эксперимента учителям предстояло изучить программу подготовки по развитию математической одаренности учеников. Указанная программа включала в себя материалы для обсуждения школьниками, подготовки к круглым столам и семинарам. Данная программа основывается на теоретических выкладках и выявленном практическом опыте логики развития субъектов осуществления профессиональной деятельности. При построении программы учитывалось организационно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников. Схема программы изображена на рис. 2.

Современный социум, аналогично современному государству, своими основными задачами коррелирует с целью создаваемой модели для организационно-методического обеспечения эффективной подготовки преподавателей младших классов к развитию математических талантов учащихся, которая выражается в совокупности определенных действий субъектов в процессе образования. Указанный процесс базируется на применении инновационных техник

обучения, новых способов и инструментов и производится на этапе воплощения данной модели на практике.

Содержание программы подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников находит свое воплощение в нижеуказанных принципах, как общих, так и частных: 1) приоритет самостоятельного обучения; 2) принцип индивидуализации; 3) принцип направленности на проблемные вопросы практики; 4) принцип психологической комфортности -главной своей задачей имеет формирование поддерживающей обстановки в коллективе преподавателей.

Главными целями разработки программы подготовки педагогов младших классов в целях развития математических талантов у учеников можно выделить:

- выработку и развитие профессиональных способностей, которые могут стать залогом эффективной работы по разработке и применению проектов при взаимодействии с учениками, обладающими математической одаренностью;

- закрепление навыков по вербальному выражению и решению проблем, которые появляются в процессе осуществления образовательного процесса, направленного на обнаружение и наращивание способностей математически одаренных учащихся;

- формирование навыков к выстраиванию процесса воплощения личностных векторов развития математических талантов у учеников. Сообразно указанной цели задачи данной программы нацелены на:

1) выработку комплекса побудительных мотивов к обучению математически одаренных учеников;

2) привитие умений создания и практического применения проектов, которые нацелены на развитие математически талантливых детей;

3) формирование навыков в области рефлексии и саморефлексии;

4) улучшение результатов профессиональной деятельности педагогов.

К планируемым итоговым результатам применения данной программы относятся:

- развитие у учителей таких компетенций (как педагогических, так и личных), которые позволят им быть готовыми и, главное, способными к качествен-

162

Рис. 2. Схема программы организационно-методического обеспечения подготовки учителя начальных классов

к разаитию математическоаодаренности младшихшкольников

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

ному профессиональному взаимодействию, полному воплощению их научных и умственных способностей в процессе развития математических талантов у учеников;

- создание надлежащих учебно-методических материалов и составление научных трудов, которые найдут свое практическое применение и помогут проложить верную траекторию образовательного процесса развития математически одаренных школьников;

- получение в течение и по итогу совершения образовательного процесса удовольствия как учеником, так и его родителями и педагогом.

Как ранее обозначалось, указанная программа обладает модульной структурой и включает в себя такие модули, как теоретический, практический и итоговый проект.

Теоретический модуль своей задачей имеет дать наиболее полное представление об исследуемой проблеме. Цель данного модуля заключается в пересмотре и комплексном рассмотрении представлений преподавателей о совместной процессной деятельности в области составления проектов по развитию математических талантов у учащихся, а также актуализации вопросов проектирования в образовательном процессе и рассмотрении широких возможностях проектирования в целях комплексного развития математической одаренности.

Первый раздел теоретического модуля содержит следующие темы: «Личность преподавателя при работе с математически талантливыми учениками. Совместная деятельность с математически талантливыми учениками в условиях системы начального школьного образования. Возможности удаленного обучения в работе с математически одаренными учениками. Методики работы с математически одаренными учащимися и современная проблематика развития математической одаренности. Разработка комплексной системы занятий для развития математической одаренности учащихся начальных классов (по профилям). Подготовка математически одаренных учеников к участию в конкурсах и олимпиадах». Указанный раздел освещает основополагающие подходы, способы и формы работы с математически талантливыми учениками; всесторонне анализирует важность личности учителя в процессе развития математических талантов у детей; очерчивает вопросы, которые встают перед учителями в рамках осуществления указанных действий; демонстрирует отличительные черты инновационных технологий, используемых в процессе образования и развития способности учеников начальных классов к творчеству и процессу познания, в том числе и самостоятельному. Установлено, что участие школьников в олимпиадах и различных образовательных конкурсах становится побудительным мотивом для выявления скрытых возможностей учащегося. Преподаватель имеет значительную степень влияния на достаточность развития потенциала своих подопечных. Одна из тем первого раздела содержит в себе положения о корректной и эффективной подготовке учащихся к олимпиадам.

Второй раздел указанной программы «Проектирование в работе с математически одаренными младшими школьниками» содержит следующие вопросы: «Методологические аспекты составления проектов по развитию математической одаренности у учеников (принципы, положения, точки зрения). Проектная деятельность в современной школе. По мере закрепления материалов, содержащихся в теоретическом модуле, стартует применение положений практического модуля программы подготовки учителей к их деятельному участию в проектной деятельности, направленной на развитие математических талантов учащихся. Основной задачей данного модуля становится более полное понимание инфор-

мации в области разработки проектов развития одаренности, в том числе ее тонких нюансов. Именно в указанном модуле производится решение вопросов, освещенных в теоретическом модуле и обозначенных учителями посредством коллективной дискуссии, обмена опытом, разбора случаев из практики. Особое внимание следует уделить отношениям преподавателей в коллективе. Процесс обмена опытом неотделим от обмена мнениями и дискуссий, любой из преподавателей может высказать свое мнение коллеге или руководителю дискуссии. Такой обмен мнениями базируется на открытом диалоге, который раскрывает характер и навыки продуктивного общения участников, позволяет оценить их как профессионалов. Модератор (руководитель обучения) должен поддерживать комфортную обстановку с целью наиболее полного раскрытия потенциала дискуссии преподавателей. Опыт, приобретенный учителями в процессе дискуссий, неоценим: педагоги вырабатывают склонность к поиску консенсуальных решений; мыслят вне рамок; берут на себя ответственность и проявляют инициативу; пересматривают свой и чужой опыт, формы обучения и навыки; научаются более понятно доносить и свое, подводить доказательную базу под свои рассуждения.

В программе подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников применялись инновационные формы работы с родителями математически одаренных младших школьников.

Семинары необходимы для более тщательного рассмотрения и усвоения материалов, а также для обретения стимулов к расширению возможностей профессиональной рефлексии. Семинары обогащают полученные знания, расширяют и детализируют их, заставляют искать непривычные способы применения информации, учат ответственности, стимулируют инициативность, наращивают аналитические умения и способности к защите своего мнения. Участие в коллективном выполнении полученных в ходе семинара задач помогает преподавателям овладеть искусством раскрытия потенциала математически одаренных детей. Семинары-практикумы стимулируют умственную деятельность, креативные способности, помогают закреплению информации, полученной лично или в процессе дискуссии.

Мастер-классы служат, главным образом, для того, чтобы их участники перенимали профессиональный опыт друг у друга. Они позволяют наращивать практические умения для увеличения квалификационных навыков с помощью передачи опыта. В результате эффективного мастер-класса преподаватели осваивают нестандартные методы разрешения сложных ситуаций в части развития математических талантов у учащихся начальной школы, а также понимают, каким именно образом стимулировать учеников к непрерывному самообразованию.

В процессе эксперимента был применен «Тренинг психолога для преподавателей - «Позитивная психотерапия и психология в процессе взаимодействия с одаренными учениками». Содержание тренинга было нацелено на мотивацию преподавателей к коллективному взаимодействию по развитию математически одаренных учеников, стимулирование поиска нестандартных ходов в сложных ситуациях и сохранение доверительной обстановки. Элементы игр позволяли избавиться от затруднений, которые препятствовали общей слаженной работе, улучшали контакт между участниками, нормализовали эмоциональный фон в коллективе.

Процесс подготовки педагогов начальных классов к развитию математической одаренности учеников проходил в три последовательных этапа (представлен на рис. 3).

ПЕРВЫЙ этап производился пересмотр имеющейся информации о математических талантах: о признаках, свидетельствующих о

нали-чии такой одаренности, о личностных свойствах одаренных детей, о принципах образовательного процесса и процесса воспитания указанных учеников

ВТОРОЙ ЭТАП происходит обретение или наращивание способностей преподавателями для продуктивной работы с математически талантливыми учащи-\ мися. Этот этап нацелен на

—| результативное разрешение

трудностей, возникающих в процессе развития системы способностей и склонностей к совместному труду

ТРЕТИЙ ЭТАП предполагает рост числа и улучшение качества способностей, которые служат основой для обретения профессиональных умений преподавателей для работы с учащимися, обладающими математической одаренностью. Кроме того, на данном этапе происходит развитие качеств, необходимых для результативного поиска и наращивания компетенций в части математической одаренности учеников начальных классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Этапы подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников

163

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

Сцелью проверки эффективности моделв ^)ганв^;^1аюоино-а^(^тодио^еского оЁ^^спеч^|^ия иодэотоиоо тэит^елей иаидлвтых тэасснзп к ьозивеиюматоматиче-соой(^ГИЮ^Щ^оптоси^и1«эад1ни^х шоольникок ов пимках вчичлею1э ктогнв, пэлучен-гьс<!!ьэ^депТояон^|оэео^еге:днэиэрпменяа, Эяикзс^и^^сооэен анализ с помощью о^п(^г^1^^оиепто раодэ оэисанных р^^т^дик дэйтос-жи <оэ оо<^м стимульном материале).

В пооцеесд испольвовання ^оагтаэтиво^к^ои- метооики «Определение сепoкьаотнпeдыгага крабдоес мшоeмaтпчecки■гaлднтлкстlмиyчeникомт» было выявлено, что экспериментальная группа исследуемых педагогов показала яв-э^^^пс^^аж ителпэыо стеeиеньн. С|наЕ1нидольныйоналнз ееюельтaтoн г^ю^^пю^ мен-польнопи конкоольной гречснд кантрол ьсом о кы■^cтоостюющeм ооаяет ирове-аeнкдгoэсэпеpимаыг■aиз ображен ниже на рис. 4, 5.

□Кчедкчоееше сник ■Кчеынинаксюлае сник

s 100 80 S 5

bS 60 к $

к V

о0

60,7

30 3 39,3

1о,7

0 1

еанеэе ыкеотае кшычеае

Уровень склонности к работе с одаренными детьми

20

0

Р ис.4.Динамикарезультативностипо методкои «Выя вление с клонно^ттг^едагого в к работтк талантлив ыми учееиками» в экспериментальной группе

□Квтьтатсриющсй этап ■Квттрвкьттй этап

Р иа.4.Динaмикapeзyльтатиьнocтипo метoдиl<т «Выя вление с клоннo(^твг^eдагого в к работал иаеснтлсв ыми у ч^оиаа4^lа» в контрольной группе

общении» на контрольном этапе проводимого эксперимента, после проведения формирующего эксперимента в экспериментальном сегменте учителей основной стиль «Ориентация на действие» уступил главенствующую роль стилю, ориентированному на людей. В результате 39% исследуемых преподавателей больше тяготеют к командному взаимодействию и личным контактам, что демонстрирует рост в 3%. На те же 3% снизился показатель учителей, тяготеющих к действиям. Стили, ориентированные на перспективу и на процессную деятельность, сохранили прежние показатели.

Незначительные отличия были отмечены в контрольном сегменте исследуемых педагогов. На перспективу ориентированы 6% учителей, на людей - 36% и на действие - 43% педагогов.

Результаты, полученные в контрольной группе после проведения итоговой диагностики, следующие: ориентированы на действие 43% преподавателей, на людей - 36%, и на перспективу - 6% учителей, что в целом сигнализирует о небольших изменениях. Результаты, зафиксированныеу контрольной группы, отражены на рис. 7.

□ Корерольрей эскт ■Корссьсирующий эсьт

стиль 1 ссиль 2 ссиль 3 ссиль 4

(стили в профессионульно-деятельераном орщзнии

рис. 7. ^зульнатыдитемикипо методикр «Орииньлционне1е енолн к профрииитнарене-дертяльрозтном общении» тедагьи^впмзтс^и1мой труп™

Осущеснин в пoиьopр».и ьналле нтесиум икоосности савиуемых р°нпо-уаватеаей к коилевтнвнаму акaьдтдeйстрею и сопрпрничиатву тocpедcтвом заполльнон опр^онтьро «ииасоостсоп Еoтoйдтcтс п нони^<^соо]н^1иоп«м^Е^и^есиной диятртьронтс», таииьр nмикoЕLуисna;^Esг^nта «Диагоoптнтатoнтннoвтт о смвмрстной пноф(7иси(инс:»ьно-М датнреюности (р» еспаенностяе недеЕoгннсcтoro тМ>икримя и сзиимoд7Йcтттз)», »ым1» пыявлены тoтитивтыт идопки, иoмтf0l:lн нашлт скти от-уажескт с тaттlннт»x мл»по»)тагнты(>,)т выЕзнрок риз^1п'кн оиыошений п имтиlмкниве. Рр»ттaмдли,й»lяв»тнныд т кoнутoлкнo» ceдмeнтe, нее »к»мнидиcт. Дснтею т(ед-ьхaвлдж:>l на рсн. 8, и.

Какыидноиз представленной вышедиаграмгры, в эксперим^«^нтгшь>ной груп-аeиccллтоeмыxпдлaгoгoв ь^fиоть стеиивь склинслсти с иаaиьднейcтвуаа об-лaдлющимвмдиeмт■гььeркoн одааэннткаыт y/aoKaiyiaiviM бк>ип^ ви1э^лвсгк у60,7% вренедаватеьеК. В9,3% пе/иРЫзотЕп по1^^ирсл ваорэИ ироккны. сто пришаеаола^ьно, па иднн aio опр^^вгввс314й1ых ппийодоиатплаИ нк пoльзaл ат/тай оу'рызакзв^, е .соное ебвтoяачльвтвт увевктиыпло средиие ыа(ыгак1т_и|ои1. н ктни^рьолпной г^паь пиисолей ероызошни нтсущесивенпые oтылонeниы вс |ьгкпег^ оосу°н^иопи< |зезаивт^тск.

Деоее nianxcB^BfEплуэин снаткаитогов евследопкнни Е1(кил^<^'ким(^тивации пауппив если нсилачу ЕЬ :экЕопарса(гнлал1пиом кзезгЕл^нвн^ нс;с:.плдв*^(4ьс^ у^с^ин^и^^й на сосстатирующкм иасзнез с;|слдии4К былл иьовлакнл 1К,ЬЫКЕнылк озвачаое, оро вдан-сес группе мотивацив боижек.спеху, ньжлои о недаеое). .то лю^плоро, иасле п|Е10ваденту cйг^|игЕ1и|кеЕXLитгэ Екпcкeтьмпн■ск cjpeyciHin^ зиачетив во укизареп. ббуппе .1=1313 naфивриpoвaиьэoо уроннесбД и это oбcтoяеeньбтот под^’ьиорбр^^^и.исо пе-двпл™ в у^овй дояттлккиаае мотинпpoвaвеl на усггкх . Енеи р^свм^т|оеЕ1Н1Ткдан-ные контрольной группы, то изначально среднее значение составляло 12,3 (это вмсненив Езивже а еотипэиии ^сиоаау. Ввотледттпии нреднеа лнaоднит было (2,8, ним кeмaнcьтиpyeт п<глсx<йиу.тьиые ипменмниРк Длапые пакдтттлпеиыны ивр. 6.

Смгласно Еэ^килвтпеaм,пoлочтаеыд в пfоoтlсcвгo лcоиJЕ^^OЕ^кiаггп еснонасти-лдcкoiЬ 1ситпьбиок пеО|Е1кеЕ1т^исснь^1о|^ ооила о соофевсиoнaлоьo-длттьлыxмoтном

100

* 5

и З-

Я >>

□КлкгнснвпеющвЧ ннсп ■КлкиилPькыЧ ннсп

43 40 36 35

20 12

г~ 1 9 , 5

нимрь 1 нимрь 2 нивкь 3 уникь 4

Стили в профессионально-деятельностном общении

80

60

40

20

Рис.б.Результаты динамики по методике «Ориентационныестиливпрофессионально-деятельностном общении» педагогов экспериментальной группы

1Т0

Й 5 6Т

□ Ктрсйкйд»сющдй эскт □ КтРИ»TT7Р»Д эскт

64

35 4Т 35

26

оТ —1

уход рксдтдм стснт»ымсснт

Уровень готовности к совместной профессиональной деятельности

Рис. 8. Результаты дснамики по особенноситим педагогиче^с-о ымщен ия нимРймoдтЗcтвис к экспемиментальной ф^пе

Рис. 9. Результаты динамики по особенностям педагогического общения ивзаимод ействия в контрольной группе

Вторичное проведение опроса в части способностей, присущих креативным л ич н остям, с целаю замера уровнявышеобознач еиныяосоЕзен ностей также демаистиииунт злячшенаб ляназеоолей.Данные овеосаанлоны на рис. 10, 11.

164

ISSN 1991-5497.МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, № 5 (96) 2022

в.

С

100 « 80 §60 1,40 20 0

□ Конс-а-ирующий э-ап ■ Крн-ррльный э-ап

65

48 31

15 21

О О □ О а d

очень низкий низкий средний выыркий очень

Уровень способностей творческой личности ШШЮШ

Рис. 1У. Реазультата! динамики показатплеК пр микодикп «-епов7реек7зcoбт7рпей ввoрпарнкаликнocаи» п эеспериментальной группе

я 100

|« 80

0 | 60

Й =

я '40

1 20

00

□ Контрольный этпп ■ К7н«панируюIщей эаап

6655 _аа

15 _ __

88 00 00 8 с и

очень низкий н]н1к]йз средний выроший очень

У[)овень спосббиостей тоочческой личности ыу««7кий

Рис. 11. Результаты динамики показателей по методике

«Опросник способностей творческой личности» в контрольной группе

При рассмотрении результатов, продемонстрированных экспериментальной группой педагогов, выявлено, что среднее балльное значение указывает на высокий уровень креативных задатков, при том, что в контрольном сегменте указанный показатель находится на среднем уровне. Далее следует ознакомиться с итогами самооценки степени наличия навыков для результативной проектной работы в области развития математических талантов у учащихся, которую проходили учителя на контрольном и констатирующем этапах.

В экспериментальном сегменте по итогам завершения формирующего эксперимента обнаружился рост среднего значения по каждой из исследуемых компетенций. Самые высокие баллы выявлены по следующим способностям: «Умею обнаруживать в процессе коллективного взаимодействия трудности, связанныес обнаружением и развитием талантливых школьников» и «Умею вместе с другимс педагогами ставить задачи и решать проблемы, возникающие в ходе обучения с проведения исследований в области обнаружения и развития одаренных в математической области учеников». Также было замечено улучшение по критериям, крайне важным при осуществлении работы в группах.

Так, выросли показатели по компетенциям «Умею разрабатывать показатели в части проектов в области развития математических талантов у школьников» - по данной компетенции было набрано 3,3 балла; «Способен к анализу информации, необходимой для верного выбора целевой стратегии составления и реализации проектов в области развития математических талантов» - 3,5 балла; «Знаю и применяю принципы коллегиального составления и применения проектов в части развития математических талантов школьников начальных классов» - 3,3 балла.

На контрольном этапе среднее балльное значение, полученное в ходе самооценки педагогами уровня сформированности собственных педагогических кавыковдляэффективного совмести ого взаимодействияс математически ода-|кенными ктенктами,было ктфкксировакнна урдпо °,6, что отвечает е^сеау ыюдаадтелыссогласна ецдноыдойшкале. КонтрольаыИ некмвмт показал сдтнтаи-тесына|Нрмвсдынного показателя - новое значение составило 2,75 балла. Это

изменение стало возможны мблагодарятому, чтопоказателнвобласти навыка «Способен к результативному совместному поиску проблем в части выявления и ЗясьнаЫ шего развитияыалантлавых ынвнмзыв» увнличился каО,1балон.Отме-■кил, нсдзанчеыиеТ,В5яовынсвилетелвствядыонизкаЧ смепеаи освоения компе-теиннс,каанмВ1дяытыиюяоя нносвoлимыпыдлянтбoтвlо санееат ически талантливыми учениками. Результаты представлены на рис. 12, 13.

миамио крынино выкокио

Уровень кфодмотоваттокио сдофеккозаалытых бомститтцвЫ

Рин 13. Результат ы дыаамикиуров ни нформи ронмианат и пк)аЛ^1^<^ял^а^гм^1^ныя тымnетeныоC сеааваислконтроглнеВгруппы

Т акжи, кн кикс солститыдующем ытaпмяыйнсpи ыeнно, дли ыаиболсе мЛъ -ективнноцанкн йивчeннoаыaыeниянaвтlзaме,явплыLысаlитт днределяющими в работе по составлению проектов в части развития математически талантливых ученикел.быан нрисплшмны томлсисимыо ыпснертЫ' Совла того, ими песакоги прошлвпpагpaммy поыготмвги к у^В^^к^ыиюв раынабеыыо иреализасни п^с^^^т^ддло |-ееситиюматееатичлы<им залантов учащихся начальных классов, была прове-дттмит^|рсс^с3!с патитта-ия атн!Дод^ьапалеё окитpииlисьгo атитсстм и астщавсите н тнеыиы нтогос нтаотнl учтонкай из ткзнанимкнсельнодасегымвао,тмl<ииoCраоам был выямллт яия^Е^тн^сИ^<змеесе^саг^г^ое'^ит^е^<з(^хиеит^^1т -иысстмесш.-Ыес^яаы, юостаслеиныт в поомансм изнва:-т^^-ым ттeяьегo ыоыиияя вышeyкчзaнлоД е|то-фа мы то быст 0Т1нес!^ьк1 кие сомнс^^ным т-oвыи желнсм ьииыс-^^1г.

Дал еспроизсод илить сьсткаитого вдсатостики-зо еия ямк^(^оааны1^г-еяо -или нммаroroв. Лд рнзyыыхaтымыттвмдоннoroкoнфoлвитroaвнлизa cымаитeнки аил^ыимеyтк^^J^eйf^l^mс имымеено,что-°с книям^/^^/еыых ксяимц^^^^■^^лей (5%) ес-вены земоеиенни сз «cспызезе»cтaы«yыкoким». Такзт1 оИ^|^^зое,ьамексе^ий момент высокий уровень самооценкз отмечен у 21 преподавателя, что соответствии ЗХ%. Уьазатзае значение-^^^% иыше м™ачлркoгенa -ыкстетиpyющем этапе проведенного эксперимента. У 36 учителей (60%) зафиксирован средний уровйннсамооцааки,^п^мeт^^rc^г^кк (a%)) - низш-. фед нее (^^.иыыноеенаттиие отмятено иaстсскыHH,35Икю^а, чтояеыттетствует высокоми сеыьн|р. В кс^нтитть-ном сегменте педагогов средний балл также изменился и составил 35,7 балла, но и -казанныИ ты.ядьишт свидтишшьcккyат о иaeыкса рыoннeиaмoацынки. Яьл^и^-ткл киызчeинытдaнные не е-т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рже. 14. Результаты динашки у-овнрсимoоцeн-к тееагогоо в экспериментальной группе

:

V

*

о

ь

К

поо

«80

I40

20

о

□ КрмитттимоющиЧ осне ■ КрмтмPлзмыЧ осне

-&т

34,5

43,6

-9,3—

23,7 20,9

миамиЧ кмкымиЧ выкисно

Удзвтты кфздмотзваттзкго чтзфтккозталытых бомститтцвЫ

1НН а8Н

4>

.Н = 4Н

0(Н

н

□ Ксыирсштыыа ояио □ Ксытииииелющиа опии

йН йЗ

4й е9

й й

ыиaсиа -еемыиа ьстосаа

Уровень самооценки учителей начальных классов

Рис.12. Результаты динамикиуровня сформированности профессиональных компетенцийпедагоговэкспериментальнойгруппы

Ррй. 15. Результаиы димmеcстпи фовле иемoотдикк г^^е^^гогов оа к<знcт-aозf-и'ЮLыя^ш тек1п«е итспср иментальной работы

165

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

Положительная динамика, выявленная в экспериментальном сегменте в результате проведенной диагностики, позволяет сделать вывод, что практическое применение модели подготовки преподавателей к участию в осуществлении проектной деятельности по развитию математических талантов у учеников будет стимулировать развитие у учителей навыков оценивать свои профессиональные возможности в позитивном направлении.

Рассматривая итоговые результаты по сравнению со шкалой их количественной оценки, можно говорить о наличии как в экспериментальной, так и в контрольной группе изменений по всем показателям стремления готовности к принятию участия в совместной деятельности в части развития математической одаренности у учеников. Наибольшая динамика отмечена в экспериментальном сегменте.

В экспериментальной группе преподавателей количественные критерии показывают высокую позитивную динамику к высокой степени сформированности стремления к участию в разработке и реализации проектов в области развития математических талантов детей. Также наблюдается рост в положительную сторону посредством выборов позиций в части отношения учителей к совместной деятельности с другими учителями.

По итогам проведенного исследования определены следующие выводы.

В процессе научно-исследовательской работы выполнены все поставленные задачи исследования:

- изучена нормативно-правовая база инноваций и разработаны локальные нормативные акты, должностные инструкции, договоры о сотрудничестве с социальными партнёрами: договор с КубГУ, согласие родителей на участие в проекте, договоры о сотрудничестве с социальными партнёрами, положение о творческой группе, приказ о реализации проекта; создан временный творческий коллектив для обеспечения организационных условий реализации программы

инновационной деятельности; осуществлялась работа по повышению профессиональных компетентностей педагогических работников в работе с математически одаренными младшими школьниками (тренинги, круглые столы, вебинары, семинары); создана страница на сайте ОО, на которой размещены материалы, отражающие научно-исследовательскую деятельность;

- индивидуальные проекты Е.Е. Степанова, Н.В. Тулина «Развитие математических компетенций у младших школьников через занятия с программируемым Lego-конструктором», А.А. Герасименко «Летний математический онлайн-лагерь» представлены на Краснодарском фестивале педагогических инициатив «Новые идеи - новой школе» и в Муниципальный банк результативного инновационного педагогического опыта; подготовлено участие учителей «ТЭЛ» в конференциях различных уровней.

- по результатам Всероссийской научно-практической конференции «Развитие математической одаренности младших школьников в современной образовательной среде» (18 февраля 2022 года) опубликован сборник статей, который проиндексирован в РИНЦ, и печатный сборник статей «Развитие математической одаренности младших школьников в современной образовательной среде» - АНО ДПО Киров: «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2022. - 250 с.

Эти и другие разработанные в ходе исследования материалы, а также локальные нормативные акты, должностные инструкции, методические материалы по организации деятельности, направленной на развитие математической одаренности, будут полезными как для всех участников исследования, так и для педагогов г. Краснодара и Краснодарского края. Итоговые продукты проекта могут быть использованы ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», муниципальными методическими службами ИРО, на стажировках педагогов.

Библиографический список

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р (с изменениями на 8 октября 2020 года). Available at: http://static.government.ru/media/files/41d4b63b1dd474c16d7a.pdf

2. Богоявленская Д.Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности». Лучшие страницы педагогической прессы. 2004; № 1: 81-87.

3. Крюкова Е.А. Индивидуальные особенности математической одаренности школьников и проблемы их психологической поддержки (из опыта работы психолога физико-математической школы). Образование детей и молодежи: современные подходы. Москва: Университет РАО, 1996: 31-47.

4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва: Просвещение, 1968.

5. Шадрин В.Ю. Математическая одаренность школьника как социально-педагогический феномен. Успехи современного естествознания. 2008; № 2: 84-85. Available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9457

6. Запалацкая В.С., Сергеева Т.Ф. Проблема одаренности в контексте современных психологических теорий. Педагогика. 2017; № 4: 28-33.

7. Сергеева Б.В., Степанова Е.Е., Тулина Н.В., Герасименко А.А. Организационно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов к развитию математической одаренности младших школьников: учебное пособие. Краснодар: Новация, 2022.

References

1. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v RossijskojFederacii. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2013 g. № 2506-r (s izmeneniyami na 8 oktyabrya 2020 goda). Available at: http://static.government.ru/media/files/41d4b63b1dd474c16d7a.pdf

2. Bogoyavlenskaya D.B. Osnovnye napravleniya razrabotki i razvitiya «Rabochej koncepcii odarennosti». Luchshie stranicy pedagogicheskoj pressy. 2004; № 1: 81-87.

3. Kryukova E.A. Individual’nye osobennosti matematicheskoj odarennosti shkol’nikov i problemy ih psihologicheskoj podderzhki (iz opyta raboty psihologa fiziko-matematicheskoj shkoly). Obrazovanie deteji molodezhi: sovremennye podhody. Moskva: Universitet RAO, 1996: 31-47.

4. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol’nikov. Moskva: Prosveschenie, 1968.

5. Shadrin V.Yu. Matematicheskaya odarennost’ shkol’nika kak social’no-pedagogicheskij fenomen. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; № 2: 84-85. Available at: https:// natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9457

1. Zapalackaya V.S., Sergeeva T.F. Problema odarennosti v kontekste sovremennyh psihologicheskih teorij. Pedagogika. 2017; № 4: 28-33.

2. Sergeeva B.V., Stepanova E.E., Tulina N.V., Gerasimenko A.A. Organizacionno-metodicheskoe obespecheniepodgotovki uchitelya nachal’nyh klassovkrazvitiyu matematicheskoj odarennosti mladshih shkol’nikov: uchebnoe posobie. Krasnodar: Novaciya, 2022.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, South-Ural State Insti-tute of Arts n.a. PI. Tshaikovsky (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: elsizova@mail.ru

Sadykova I.R., teacher, South Ural State Institute of Arts n.a. PI. Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia), E-mail: irina_rinatovna@mail.ru

ACTING ABILITIES AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE PROFESSIONAL SKILLS OF A CONDUCTOR-CHOIRMASTER. The article discusses features of professional activity of a choir conductor, which combines educational and rehearsal and concert and stage work with musical groups of different numbers (choirs, ensembles, groups of soloists), socio-professional and age categories (professional and amateur, adult and children’s groups), involving the use of a wide arsenal of verbal and non-verbal means (speech, conductor’s gesture, facial expressions, pantomime, vocal intonation). The author proves the need for a choirmaster to possess a certain set of acting abilities, which allows him to visualize the musical and figurative dramaturgy of the performed compositions, to recreate in his own actions the external attributes of the characters (features of facial expressions, movements, speech, etc.), to imitate the necessary sound effects with his voice in order to be as complete and understandable as possible. Conveying their artistic intentions to the performers and establishing a constructive creative dialogue with the choristers. The commonality of acting and conducting activities is emphasized, associated with the ability to transform into artistic images, to get used to the personalities of heroes and characters captured in musical works, to create a stage interpretation of choral compositions.

Key words: choirmaster activity, acting skills, musical interpretation, artistic images.

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского», г. Челябинск,

Е-mail: elsizova@mail.ru

И.Р. Садыкова, преп., Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского», г. Челябинск,

Е-mail: irina_rinatovna@mail. ru

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.