Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ'

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермякова Анна Васильевна

В статье рассмотрены вопросы выявления и развития одаренности детей в Республике Саха (Якутия), составления базы данных, основанной на анализе журнала наблюдения, и программы развития способностей ребенка с учётом данных от родителей; создание системы работы для раскрытия и развития одаренности каждого ребенка путем реализации образования по пяти направлениям; моделирования образовательной среды для развития общей одаренности, формирования научно-методической базы для эффективной реализации проектов, инновационных программ.Выделены условия обеспечивающие развитие способностей и одаренности у детей в разные возрастные периоды.Рассмотрены результаты внедрения эффективных инструментов раннего развития детей с учетом особенностей социокультурной, образовательной экосистемы Республики Саха (Якутия); создания открытых доступных и качественно новых для родителей, детей и педагогов систем помощи в развитии интеллектуально-творческого потенциала детей с использованием разработанных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS: REGIONAL EXPERIENCE

The article discusses the issues of identifying and developing the giftedness of children in the Republic of Sakha (Yakutia), compiling a database based on the analysis of the observation log, and a program for developing the child's abilities, taking into account data from the parents; creation of a work system for the disclosure and development of the giftedness of each child through the implementation of education in five areas; modeling the educational environment for the development of general giftedness, the formation of a scientific and methodological base for the effective implementation of projects, innovative programs. The conditions providing the development of abilities and giftedness in children at different age periods are highlighted. The author studies results of the introduction of effective tools for the early development of children, taking into account the peculiarities of the socio-cultural, educational ecosystem of the Republic of Sakha (Yakutia); creation of open systems, accessible and qualitatively new for parents, children and teachers, systems of assistance in the development of the intellectual and creative potential of children using the developed programs.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

Выявление и развитие детской одаренности: региональный опыт

Пермякова Анна Васильевна

Младший научный сотрудник, Академия наук Республики Саха (Якутия) Российская Федерация, Якутск

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы выявления и развития одаренности детей в Республике Саха (Якутия), составления базы данных, основанной на анализе журнала наблюдения, и программы развития способностей ребенка с учётом данных от родителей; создание системы работы для раскрытия и развития одаренности каждого ребенка путем реализации образования по пяти направлениям; моделирования образовательной среды для развития общей одаренности, формирования научно-методической базы для эффективной реализации проектов, инновационных программ.Выделены условия обеспечивающие развитие способностей и одаренности у детей в разные возрастные периоды.Рассмотрены результаты внедрения эффективных инструментов раннего развития детей с учетом особенностей социокультурной, образовательной экосистемы Республики Саха (Якутия); создания открытых доступных и качественно новых для родителей, детей и педагогов систем помощи в развитии интеллектуально-творческого потенциала детей с использованием разработанных программ.

Ключевые слова: одаренность, способность, выявление и развитие одаренности, модель образовательной среды, эффективная реализация проектов, инновационные программы, Концепция одаренности

Ссылка для цитирования:

Пермякова А. В. Выявление и развитие детской одаренности: региональный опыт // Человек и образование URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018650-0-1 (дата обращения: 16.02.2022).

1 Введение. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) говорится, что «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [1].

2 Государству нужны конкурентоспособные и талантливые специалисты, в связи с этим необходимо сосредоточиться на развитии одаренности детей. Общество, государство заинтересовано в формировании творческих личностей, поэтому нужно создавать условия, чтобы все дети имели возможность развивать свои способности.

3 Процесс развития способностей сложен и достаточно длителен, поэтому способности и одаренность можно и нужно развивать и выявлять как можно раньше.

4 О таланте и одаренности говорили еще в античном мире и в 14-15 веках (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, И.Г. Песталоцци и т.д.). Отечественный педагог К.Д. Ушинский много работал над развитием теории способностей,- в фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания» описал строение каждого органа чувств и раскрыл функции каждого из них. Ф.Фрёбель, первый в мире, педагогическую деятельность посвятил воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. (Воспитание человека и Детский сад) Великие педагоги, учёные пришли к выводу, что способности нужно не только выявлять, но и

развивать, начиная с раннего детства.

5 В 20-21 веке был сделан рывок в исследовании одаренности. Фундаментальные работы зарубежных и отечественных ученых (В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.Г. Ковалёва, А.М. Матюшина, А.И. Савенкова, Н.И. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы и др.) определили компоненты одаренности и способностей детей по разным направлениям от рождения и до окончания школы. В отечественной психологии применительно к детям дошкольного возраста разработкой модели детской одаренности занимались Л.А.Венгер и его сотрудники.

6 Традиционно выделяют следующие виды одаренности: когнитивная, академическая, коммуникативная, социальная, эмоциональная, физическая, творческая, музыкальная и лидерская.

7 Механизмов выявления одаренности, разработанных зарубежными учёными, множество, но каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. При выявлении одаренности детей педагогам надо помнить, что любые отборы условны, особенно конкурсы и тесты. В статье описан эксперимент по развитию одарённых детей в Республике Саха (Якутия).

8 Результаты. В Республике Саха (Якутия) коллективом авторов И.И. Комаровой и О.Н. Степановой разработана Концепция выявления одаренности, основанная на совокупности данных педагогического наблюдения, включающих педагогический мониторинг, сведения о родителях и предках, а также графическое тестирование [2].

9 Исследование призвано координировать деятельность педагогов в нескольких направлениях: развивающее содержание образования в пилотных организациях; мониторинг выявления задатков и развития способностей детей, фиксирование результатов, информирование родителей; система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО и школы по вопросам раннего выявления и развития детской одаренности [2].

10 Работа по образовательной технологии авторов заключается в том, что на каждого ребёнка заводится Журнал сопровождения детской одаренности и выявления задатков (далее Журнал), составляется основанная на их анализе и на данных родителей программа развития способностей ребенка. Работа по журналу помогает коллективу организации сформировать базу данных детей образовательного учреждения по направлениям одаренности, её анализ помогает увидеть перспективы развития в целом по организации, выстроить правильные образовательные отношения между ребёнком и взрослыми его окружения.

11 По следующим направлениям ведется системное наблюдение за детьми во время образовательных ситуаций и режимных моментов: творческие, интеллектуальные, академические, логико-математические, технические, двигательные, музыкальные, художественно-изобразительные, коммуникативные, лидерско-организационные, вербальные. У каждого ребёнка на основе систематических наблюдений педагогов и родителей появляется индивидуальный маршрут развития интеллектуально-творческого потенциала, т.е. одаренности, с младшего дошкольного возраста и до завершения начальной школы.

12 Информированность родителей и ребёнка о сильных сторонах его личности через Журнал помогает родителям и каждому ребёнку найти наиболее оптимальную траекторию индивидуального образовательного лифта для его развития, определить своё направление в профилированных классах основной школы, осуществить осознанный выбор будущей профессии и получить образование. Базу данных дошкольников и младших классов применяют в ГАУ ДО «Малая академия наук РС(Я)» и в других дополнительных образовательных учреждениях.

13 Проведенные исследования показали возможность формирования ряда черт у детей пятого, шестого, седьмого года жизни в процессе изобразительной, конструктивной и проектной деятельности по развитию способностей и одаренности.

14 В республике с 2020 года реализуются проекты «Ранняя помощь», «Растем с Россией», «Экосистема развития детской одаренности», цель которых - разработка и внедрение научно обоснованных и эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в Республике Саха (Якутия). В проекте «Экосистема развития детской одаренности» участвуют дети от 3 лет и молодежь до 18 лет образовательных организаций Республики Саха (Якутия), особой группой являются обучающиеся начальных классов 7-10 лет.

15 Целью проектов является создание системы работы для раскрытия и развития одаренности каждого ребенка путем реализации по пяти направлениям образования. В задачи проекта входят разработка модели образовательной среды для развития общей одаренности детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарного обучения, формирование научно-методической базы для эффективной реализации проектов развития детской одаренности с раннего детства, реализация инновационных программ развития детской одаренности с раннего детства в Республике Саха (Якутия).

16 Пилотными (экспериментальными) школами являются: МБОУ «Амгинский лицей им. Л.В. Киренского», МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова», МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова», ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского. В этих образовательных учреждениях будет уделено внимание разработке региональной модели образовательной среды для развития одаренности детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарного обучения. Исследование позволит формировать устойчивую познавательную мотивацию учащихся, поднимать уровень интеллектуальных, исследовательских и творческих способностей для становления личностных качеств, обуславливающих развитие одаренности на следующем возрастном этапе (исследовательская позиция, устойчивость к стрессу, настойчивость в достижении цели, саморегуляция); изменить основные функции учителя от транслирующей к проектирующей, которая способствует саморазвитию ученика.

17 На основе исследования разрабатываются: образовательные программы региональной модели на основе междисциплинарного обучения по предметам: математика, русский язык, чтение, природоведение; система критериев эффективной деятельности педагога; форма подготовки педагогических кадров, обеспечивающих становление учителя, способного к проектированию и созданию новой образовательной среды.

18 Для выявления и развития одаренности ребенка в республике работает пять проектов по направлениям образования:

• «Музыка для всех» - обеспечение доступности и полноценности передового музыкального образования для всех детей и подростков Республики Саха (Якутия);

• «Рисуем все» - повышение качества образования посредством усиления роли изобразительного искусства в воспитании и развитии творческой и креативной личности;

• «Все в спорт» - разработка образовательных программ, учебных и методических пособий, обучение кадров в целях совершенствования системы развития физического здоровья детей и подростков;

• «Шахматы детям» - когнитивное, интеллектуальное развитие детей;

• «Три языка - три основы» - направлен на знание многоязычия и потенциальное применение большого количества языков.

19 Благодаря этим проектам, исследованиям разработаны и внедрены методические, учебные комплексы и изменится качество работы педагогов в дошкольных, общеобразовательных учреждениях. Ожидается внедрение эффективных инструментов раннего развития детей через усовершенствование методов выявления и развития задатков и способностей каждого ребенка с учетом особенностей социокультурной, образовательной экосистемы Республики Саха (Якутия); создание открытых доступных и качественно новых для родителей, детей и педагогов систем помощи в развитии интеллектуально-творческого потенциала детей с использованием специально разработанного программного обеспечения.

В конечном итоге проект будет способствовать формированию экосистемы развития одаренности каждого ребенка в различных условиях городской и сельской местности.

20 Заключение. Согласно нашей региональной модели, умственно одаренный ребёнок - это не тот, который быстро переходит к обучению по школьным программам, а тот, который обладает наиболее выраженными специфическими способностями и интересом к познавательной деятельности. Одаренный ребёнок - в наиболее полной мере проживающий свой возраст, реализующий свои способности в разных видах деятельности.

21 Важнейшими условиями, обеспечивающими развитие способностей и одаренности у детей в разные возрастные периоды, являются: бережное, уважительное отношение к детям, проявляющим более высокий уровень развития интереса к тому или иному направлению деятельности, области знания; поощрение любознательности детей, поиск ответов на возникающие у детей вопросы; индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей в приоритетном для каждого направлении в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования; включение родителей в совместную работу по развитию одаренности и способностей; повышение квалификации педагогов всех уровней образования в направлении работы по выявлению одаренных детей и формированию способностей у детей от рождения и на всем протяжении обучения.

Библиография:

1. 1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827). [Электронный ресурс]. URL:

https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemyvyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 07.06.2021).

2. Степанова О.Н., Комарова И.И., Прокопьева М.Л., Семенов Ю.И. и др. Модель открытого образовательного пространства детского сада «Прометейчик» / под ред. О.Н. Степановой, М.Л. Прокопьевой. Якутск: СМИК, 2019. 304с.

3. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Просвещение, 2006. 239 с.

4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. 207 с.

5. Макарова И.А., Розанова А.С. Особенности обучения и воспитания одаренных детей // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». Июль 2019. №3 (62).

6. Каракчиева И.В., Комарова И.И. Действующая общенациональная система выявления и развития молодых талантов и дошкольники // https://sdo-journal.ru/journalpril/iv-karakchieva-ii-komarova-dejstvuyushhaya-obshhenacionalnaya-sistema-vyyavleniya-i-razvitiya-molodyh-talantov-i-doshkolniki.html.

7. Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкарева Е.В. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.284 с.

8. Смаглий Т.И., Бикбулатов Р.Р. Психолого-педагогические основы развития интеллектуально одаренных школьников. Кастанай: КГПИ, 2017. 174 с.

Identification and development of children's giftedness: regional experience

Anna Permyakova

Junior researcher, Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia) Russian Federation, Yakutsk

Abstract

The article discusses the issues of identifying and developing the giftedness of children in the Republic of Sakha (Yakutia), compiling a database based on the analysis of the observation log, and a program for developing the child's abilities, taking into account data from the parents; creation of a work system for the disclosure and development of the giftedness of each child through the implementation of education in five areas; modeling the educational environment for the development of general giftedness, the formation of a scientific and methodological base for the effective implementation of projects, innovative programs. The conditions providing the development of abilities and giftedness in children at different age periods are highlighted. The author studies results of the introduction of effective tools for the early development of children, taking into account the peculiarities of the socio-cultural, educational ecosystem of the Republic of Sakha (Yakutia); creation of open systems, accessible and qualitatively new for parents, children and teachers, systems of assistance in the development of the intellectual and creative potential of children using the developed programs.

Keywords: giftedness, ability, identification and development of giftedness, model of the educational environment, effective implementation of projects, innovative programs, Concept of giftedness

Publication date: 16.02.2022 Citation link:

Permyakova A. Identification and development of children's giftedness: regional experience // Man and Education - . - [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018650-0-1 (circulation date: 16.02.2022).

Код пользователя: 37967; Дата выгрузки: 16.02.2022; URL - http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018650-0-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.