Научная статья на тему 'Модель организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии'

Модель организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель профессиональной ориентации / процесс обучения географии / мероприятия профессионального выбора / professional orientation model / geography learning process / professional choice activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалина Юлия Сергеевна, Калашникова Светлана Станиславовна

В статье рассматривается проблема организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии через представление модели данного процесса как специально созданной формы объекта. Модель организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии состоит из целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов. Анализ нормативных документов свидетельствует о том, что учебный предмет «география» имеет мощный потенциал для организации профориентационной деятельности. В работе обосновывается необходимость организации профессиональной ориентации школьников, раскрывается потенциал учебного предмета «география». Осуществление теоретической модели организации профессиональной ориентации учеников в рамках учебного предмета «география» характеризуется особой важностью. Процесс осуществляется в определенных условиях, в том числе в урочной или внеурочной деятельности. При необходимости процесс организуется совместно с родителями (законными представителями), в обязанности которых также входит создание определенной среды, влияющей на результат процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качалина Юлия Сергеевна, Калашникова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN IN TEACHING GEOGRAPHY

The article deals with the problem of organizing the professional orientation of schoolchildren in teaching geography through the representation of a model of this process as a specially created form of an object. The model of the organization of professional orientation of schoolchildren in teaching geography consists of targeted, meaningful, operational – activity and evaluative – effective blocks. The analysis of regulatory documents indicates that the subject “geography” has a powerful potential for the organization of career guidance activities. The paper substantiates the need for the organization of professional orientation of schoolchildren, reveals the potential of the educational subject “geography”. The implementation of the model of organizing the professional orientation of schoolchildren in teaching geography can occur in specific situations of organizing lessons, extracurricular, educational activities, in interaction with parents (legal representatives), on which the necessary conditions are purposefully created that determine the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «Модель организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии»

Модель организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии

Качалина Юлия Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «География», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет E-mail: kachalina.iuliya@yandex.ru

Калашникова Светлана Станиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет

E-mail: svtk168@gmail.com

В статье рассматривается проблема организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии через представление модели данного процесса как специально созданной формы объекта. Модель организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии состоит из целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов. Анализ нормативных документов свидетельствует о том, что учебный предмет «география» имеет мощный потенциал для организации профориентационной деятельности. В работе обосновывается необходимость организации профессиональной ориентации школьников, раскрывается потенциал учебного предмета «география». Осуществление теоретической модели организации профессиональной ориентации учеников в рамках учебного предмета «география» характеризуется особой важностью. Процесс осуществляется в определенных условиях, в том числе в урочной или внеурочной деятельности. При необходимости процесс организуется совместно с родителями (законными представителями), в обязанности которых также входит создание определенной среды, влияющей на результат процесса.

Ключевые слова: модель профессиональной ориентации, процесс обучения географии, мероприятия профессионального выбора.

о

U

со

см

см

Z

392

В мире профессий происходят постоянные изменения. Некоторые профессии возникают в связи с общественным запросом, а некоторые - становятся ненужными, следовательно, исчезают. Ученики различных образовательных учреждений должны быть ознакомлены с актуальными профессиями. Информация должна подаваться разносторонне, при необходимости должны уточняться те аспекты профессии, которые интересуют детей. Квалифицированная поддержка педагога в начале профессионального становления является залогом разностороннего развития личности.

В планируемых (личностных) результатах освоения учебного предмета «география» обозначено формирование стремления ученика попробовать на практике выполнение некоторых профессиональных обязанностей. Это поможет детям адекватно оценить свои способности и профессиональные задатки. Отдельное внимание педагог должен уделить осознанию необходимости постоянного профессионального развития, что позволит сотруднику оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Ребенок вправе делать осознанный профессиональный выбор самостоятельно, не стоит навязывать ему ту или иную профессию. Оптимально, если личностные и социальные интересы (потребности) совпадут [9, 10].

Профессиональная ориентация представляет собой целенаправленный процесс развития личности, который предусматривает последующее профессиональное самоопределение. Выбор осуществляется на базе личного набора качеств, способностей, факторов здоровья, социальных интересов. Профессиональная ориентация строится на комплексном подходе в различных видах деятельности [3].

Система профессиональной ориентации состоит из нескольких компонентов. К ним относятся: предоставление требуемой информации о профессии, профессиональная идентификация, ответы на вопросы о конкретной профессии, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. [8].

Изначально стоит рассмотреть профессиональное информирование. Оно проводится для сообщения ребенку конкретных знаний в профессиональном спектре обязанностей. Педагог подробно рассказывает, какие требования профессии предъявляются к соискателю. Профессиональное просвещение становится базовым этапом информирования ученика.

Стоит обратить внимание и на такой структурный компонент, как профессиональная диагно-

стика. Она проводится экспертами с определенной личностью на базе многочисленных методик. В рамках профессиональной диагностики исследуется специфика работы ЦНС при выполнении возложенных на сотрудника обязанностей, факторы здоровья, интересы, мотивационная сфера и многие другие аспекты.

Затронем тему профессиональной консультации. Процесс предусматривает помощь, в том числе информационную, с целью получения полного спектра знаний о предстоящих профессиональных обязанностях работника.

Основной целью профессионального отбора становится предоставление ребенку права выбора. На основании своих предпочтений и способностей он обязан определиться с профессией. Профессиональный отбор входит в компетенцию высших и средних специальных учебных заведений. Они устанавливают определенные требования к поступающим. Профессиональный отбор устраивают организации, которые принимают человека на работу.

Под профессиональной адаптацией подразумевают процедуру вовлечения молодого человека в профессиональную деятельность. В течение некоторого времени он приспосабливается к новой системе производственного процесса, трудовому коллективу, факторам трудовой деятельности, специфике профессии.

Анализ содержания федеральной рабочей программы базового образования и федеральной рабочей программы среднего общего образования по географии показывает широкие возможности для реализации профориентационной деятельности.

С опорой на вышеизложенное, обратимся к ресурсу использования технологии системного моделирования как возможности решения задач научно-практического исследования.

С точки зрения способа научного изучения вопроса используется метод моделирования. Он актуализируется в педагогике и психологии, предоставляя возможность консолидировать эмпирическое и творческое начало, получить определенно высокие результаты в структуре постановки и решения задач профессионально-педагогической деятельности.

Моделирование рассматривается в работах С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, В.В. Краев-ского, И.Б. Новика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, И.Т. Фролова, В.А. Штоффа и других.

В.В. Краевский в своей работе «Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя» отмечает, что в рамках педагогической науки моделирование характеризуется особой важностью. Моделирование как метод тесно взаимодействует с абстрагированием и идеализацией. В результате осуществляется идентификация компонентов моделируемых предметов, которые реализуются в модели [2].

С точки зрения И.Б. Новика, моделирование представляет собой метод, который характеризует объект с практической и теоретической позиции. В рамках этого метода происходит непосредственно изучение не объекта, а дополнительной системы. Она предполагает объективное соотношение с исследуемым феноменом и позволяет в рамках изучения добыть требуемые сведения о моделируемом объекте [4].

Таблица 1. Модель организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии

Целевой блок Цель: организация профессиональной ориентации школьников в обучении географии

Принципы организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии

Системности Субъектной Индивидуализации

Структурно-функциональная целостность организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии Инициирование активности школьников, их самоорганизации в профессиональном самоопределении Профессиональная ориентация школьников при обучении географии организуется с учетом их индивидуально-психологических особенностей

Задачи: - формирование интереса обучающихся к практическому изучению профессий на основе применения географических знаний; - обеспечение методической и психолого-педагогической поддержки школьников в процессе организации профессиональной ориентации в обучении географии.

Содержательный блок - Федеральная рабочая программа по географии основного общего и среднего общего образования; - Программы/Планы воспитательной работы; - Программа внеурочной деятельности по географии; - План работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

Методы организации профессиональной ориентации школьников Форматы организации профессиональной ориентации

Операционно- деятельностный блок - просветительские методы; - профессионально-психологические; - морально-эмоциональной поддержки; - оказание помощи в конкретном выборе или принятии решения. - Урочная деятельность; - Внеурочная деятельность; - Воспитательная работа; - Дополнительное образование; - Профильные предпрофессиональные классы.

Окончание

Оценочно-

результативный

блок

Критерии и показатели организации профессиональной ориентации школьников

Когнитивный

- знание индивидуальных склонностей и способностей школьников при организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии;

- способность к оценке и прогнозированию своей методической и психолого-педагогической готовности к организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии.

Мотивационный

- осознание значения организации профессиональной ориентации школьников в их дальнейшем профессиональном становлении;

- профессиональная установка на

эффективность организации профориентации школьников в обучении географии.

Деятельностный

- готовность к выполнению намеченного плана организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии;

- умение планировать и согласовывать действия в организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии.

Уровни организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии

Начальный (неполный)

- знание индивидуальных склонностей и способностей школьников отсутствует или недостаточны;

- способность к оценке и прогнозированию своей методической и психолого-педагогической готовности к организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии проявляется недостаточно;

- затруднение в определении значения организации профессиональной ориентации школьников в их дальнейшем профессиональном становлении;

- отсутствует или недостаточно проявляется профессиональная установка на эффективность организации профориентации школьников в обучении географии;

- не готов к выполнению намеченного плана организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии;

- слабо проявляются умения планировать и согласовывать действия в организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии.

Базовый (стандартизованный) Оптимальный (продуктивный)

- знание индивидуальных склонностей и способностей школьников при организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии используются не системно;

- как правило,стабильное проявление способности к оценке и прогнозированию своей методической и психолого-педагогической готовности к организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии;

- признается значимость организации профессиональной ориентации школьников в их дальнейшем профессиональном становлении;

- профессиональная установка на эффективную организацию профориентации школьников в обучении географии не всегда реализуется в практике;

- ситуативная готовность к выполнению намеченного плана организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии;

- допускаются недочеты, действие по образцу в умении планировать и согласовывать действия в организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии.

- демонстрируется системное знание индивидуальных склонностей и способностей школьников при организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии;

- способность к оценке и прогнозированию своей методической и психолого-педагогической готовности к организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии проявляется адекватно и стабильно;

- четкое и устойчивое осознание значения организации профессиональной ориентации школьников в их дальнейшем профессиональном становлении;

- профессиональная установка на эффективность организации профориентации школьников

в обучении географии успешно реализуется в практике;

- полная готовность к выполнению намеченного плана организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии;

- уверенное, свободное, грамотное, творческое применение умений планировать и согласовывать действия в организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии.

Результат: эффективная организация профессиональной ориентации школьников в обучении географии с учетом их индивидуальных склонностей и способностей, психологических особенностей, на основе осознанной готовности учителя к практическому применению комплекса методических и психолого-педагогических средств, методов и форм.

О

с

и

со

В итоге, моделирование является методом, базирующимся на интерпретации объекта (феномена) на основании его копии. Подобие объекта позволяет получить более детальную информацию.

Термин «модель» выступает в качестве основного при моделировании.

В научно-исследовательской среде термин «модель» применяется в многочисленных интер-

претациях. Модель представляет собой итоговую систему, вне зависимости от факта существования в окружающей среде или фантазиях. Модель является неизменно конкретной структурой, которая предусматривает конкретное действие (набор действий) [11].

В. В. Краевский подразумевает под моделью вспомогательный объект, который идентифицируется личность с познавательной направленностью. В результате о новом объекте становится доступной новая информация [2]. По мнению Л.И. Новиковой, термин «модель» можно рассматривать в качестве описания будущей системы. Ее стремятся сформировать учителя, школьники, родители. Она может быть как целостной, так и трансформируемой [5].

Для нас близка позиция С. И. Архангельского. Учёный подразумевает под моделью сформированную форму предмета или феномена для ознакомления с его характеристиками. Данная модель требует познания [1].

Разработанная модель (Таблица 1) рассматривается с точки зрения интерпретации стратегии, тактики, логики профессиональной деятельности учителя географии по организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии.

При идентификации блоков модели упор был сделан на структурные элементы педагогического процесса, разработанные и сформулированные Ю. К. Бабанским [6].

Рассмотрим содержательный аспект модели. Он включает несколько блоков: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный.

Целевой блок включает цель, принципы, задачи организации профориентации ученика в рамках овладения учебным предметом «география». Под целью подразумевают идеальный образ, формируемый в мыслительной деятельности. Цель представляет собой организацию профессиональной ориентации школьников в обучении географии. Как мы уже указывали ранее, учебный предмет «география» обладает значительными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению в рамках комплексного подхода в образовательной, воспитательной сферах деятельности.

К задачам организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии мы относим: формирование интереса обучающихся к практическому изучению профессий; обеспечение методической и психолого-педагогической поддержки школьников в процессе организации профессиональной ориентации в обучении географии; формирование готовности школьников к осознанному, свободному выбору сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями.

Эффективность организации профессиональной ориентации школьников может быть достигнута при условии реализации ряда принципов.

Принцип системности предполагает обеспечение структурно-функциональной целостности организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии, что подразумевает взаимосвязь как самих компонентов системы организации профессиональной ориентации школьников, так и их направленность на функциональное единство. Инициирование активности школьников, их самоорганизация в профессиональном самоопределении определяется принципом субъ-ектности, как личного свойства человека, определяющегося способностью к самостоятельному действию: самоопределению, самоорганизации, самореализации, самооценке. Принцип индивидуализации определяет в нашей модели учёт индивидуально-психологических особенностей школьников при организации их профессиональной ориентации в обучении географии.

Следующий блок модели - содержательный. Он отражает основные программные документы в области образования и воспитания школьников в рамках учебного предмета «география», планы организации воспитательной работы со школьниками, родителями (законными представителями) обучающихся.

В таблице 2 представлены содержательные элементы федеральной рабочей программы по географии [9, 10], имеющие профориентационную направленность.

Таблица 2. Содержательные элементы федеральной рабочей программы по географии, имеющие профориентационную направленность

Класс Тема Профессия

5 Планы местности Профессия топограф

Географические карты Профессия картограф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литосфера - каменная оболочка Земли Профессии сейсмолог и вулканолог

6 Гидросфера - водная Профессия океанолог

оболочка Земли Профессия гидролог

Профессия гляциолог

Атмосфера - воздушная Профессия метеоролог

оболочка Земли Профессия климатолог

Биосфера - оболочка жизни Биогеограф и геоэколог

7 Страны и народы мира Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод

1011 Географическая культура Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии.

В операционно-деятельностный блок модели входят методы и форматы организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии. На сегодняшний день существуют различные методы работы со школьниками,

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

имеющие профориентационный потенциал. Одни из них информируют о профессиях: беседы, экскурсии, встречи с представителями тех, или иных профессий. Есть методы, помогающие определиться с необходимыми и имеющимися профессиональными характеристиками.

Основываясь на научно-исследовательской деятельности Н.С. Пряжникова [7], идентифицируем четыре категории методов. Они органично подходят для реализации задачи организации профессиональной ориентации учеников: просветительские методы (справочная литература, информационно-поисковые системы, экскурсии на предприятия, учебные заведения); профессионально-психологические; оказание помощи в конкретном выборе или принятии решения (построение «цепочки» основных ходов, использование схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов).

Согласно методическим рекомендациям по реализации профориентационного минимума [3] профессиональную ориентацию школьников в обучении географии целесообразно проводить в следующих форматах:

1. Урочная деятельность (профориентационное содержание уроков по географии, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности).

2. Внеурочная деятельность (профориентацион-ные уроки; проектная деятельность; профори-ентационные программы; классные часы и др.).

3. Воспитательная работа (экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО и др.).

4. Дополнительное образование.

5. Профессиональное обучение.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями).

7. Профильные предпрофессиональные классы. Из всех названных перечисленных выше форматов в процессе обучения географии, с большей эффективностью, могут быть реализованы следующие: урочная деятельность, внеурочная деятельность, воспитательная работа, взаимодействие с родителями (законными представителями).

В 5-7 классах происходит выявление способностей и интереса к профессиональной деятельности. На этом этапе возможна организация приобретения первоначального профессионального опыта. Например, организация наблюдений за погодой (профессия метеоролог), глазомерная съёмка местности (профессия топограф), разработка туристического маршрута (менеджер в сфере туризма) и другие. В 8-9 классах у обучающихся формируется представление о дальнейшем образовании, на этом этапе важно помочь школьникам развить необходимые умения, соотнести возможен ности с требованиями профессии. Для этого учи" тель географии организует профессиональные § пробы.

^ Профессиональная проба представляет собой £ мероприятие, проводимое по определенной схе-

ме и состоящее из нескольких компонентов профессиональной деятельности. Обозначенные элементы предусматривают интерпретацию практики непосредственно субъектом и педагогом. Это способствует принятию сознательного вектора в рамках профессионального определения. Например, определение горных пород и минералов (профессия геолог), изучение почвенного профиля (почвовед) и другие.

Оценочно-результативный блок включает факторы, индикаторы и уровни, которые отражают качество организации профессиональной ориентации школьников в рамках учебного предмета «география». Нами были предложены следующие критерии и показатели:

1. Когнитивный, включающий: знание индивидуальных склонностей и способностей при организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии; способность учителя к оценке и прогнозированию своей методической и психолого-педагогической готовности к организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии.

2. Мотивационный, предполагающий: осознание учителем значения организации профессиональной ориентации школьников в их дальнейшем профессиональном становлении; профессиональную установку на эффективность организации профориентации школьников в обучении географии.

3. Деятельностный, включающий: готовность к выполнению намеченного плана организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии; умение планировать и согласовывать действия в организации профессиональной ориентации.

Обозначенные критерии и показатели позволили определить уровни организации профессиональной ориентации школьников в обучении географии: начальный (неполный), когда показатели организации проявляются слабо, неполно, со значительными затруднениями. На базовом (стандартизованном) уровне все показатели проявляются с некоторыми недочётами. Оптимальный (продуктивный) уровень выражается в системном, стабильном проявлении всех показателей по данной группе критериев.

В результате мы планируем получить эффективную организацию профессиональной ориентации школьников в обучении географии с учётом их индивидуальных склонностей и способностей, психологических особенностей, на основе осознанной готовности учителя к практическому применению комплекса методических и психолого-педагогических инструментов.

Осуществление теоретической модели организации профессиональной ориентации учеников в рамках учебного предмета «география» характеризуется особой важностью. Процесс осуществляется в определенных условиях, в том числе в урочной или внеурочной деятельности. При необходимости процесс организуется совместно с родите-

лями (законными представителями), в обязанности которых также входит создание определенной

среды, влияющей на результат процесса.

Литература

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие [Текст] / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-тво СамГПИ, 1994. 165 с.

3. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Москва 2023. https://docs.edu.gov.ru/ document/id/3715 (дата обращения 15.10.2023)

4. Новик, И.Б. О моделировании сложных систем [Текст]. - М.: Мысль, 1965. - 335 с.

5. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст]: Вопросы теории / Л.И. Новикова. -М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

6. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанско-го. - М.: Просвещение, 1988. - 608 с.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика [Текст]. - М.: «Академия», 2007 г. - 503 с.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002-576 с.

9. Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5-9 классов образовательных организаций). Москва - 2022.

10. Федеральная рабочая программа среднего общего образования. География (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций). Москва - 2022.

11. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.:-Л.: Наука, 1966. 302 с.

MODEL OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN IN TEACHING GEOGRAPHY

Kachalina Yu.S., Kalashnikova S.S.

Penza State University

The article deals with the problem of organizing the professional orientation of schoolchildren in teaching geography through the representation of a model of this process as a specially created form of an object. The model of the organization of professional orientation of schoolchildren in teaching geography consists of targeted, meaningful, operational - activity and evaluative - effective blocks. The analysis of regulatory documents indicates that the subject "geography" has a powerful potential for the organization of career guidance activities. The paper substantiates the need for the organization of professional orientation of schoolchildren, reveals the potential of the educational subject "geography". The implementation of the model of organizing the professional orientation of schoolchildren in teaching geography can occur in specific situations of organizing lessons, extracurricular, educational activities, in interaction with parents (legal representatives), on which the necessary conditions are purposefully created that determine the effectiveness of this process.

Keywords: professional orientation model, geography learning process, professional choice activities.

References

1. Arkhangelsk S.I. The educational process in higher school, its natural foundations and methods: an educational and methodical manual [Text] / S.I. Arkhangelsk. - M.: Higher School, 1980. - 368 p.

2. Kraevsky V.V. Methodology of pedagogical research: a manual for a teacher- researcher. - Samara: Publishing House of SamGPI, 1994. 165 p.

3. Methodological recommendations for the implementation of the career guidance minimum for educational organizations of the Russian Federation implementing educational programs of basic general and secondary general education. Moscow 2023 https://docs.edu.gov.ru/document/id/3715 (accessed 15.10.2023).

4. Novik, I.B. On modeling of complex systems [Text]. - M.: Mysl, 1965. - 335 p.

5. Novikova, L. I. Pedagogy of the children's collective [Text]: Questions of theory / L.I. Novikova. - M.: Pedagogy, 1978. - 144 p.

6. Pedagogy [Text] / Edited by Yu.K. Babansky. - M.: Enlightenment, 1988. - 608 p.

7. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice [Text]. - M.: "Academy", 2007-503 p.

8. Slastenin V.A. et al. Pedagogy: Textbook for students. higher. ped. studies. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shi-yanov; Edited by V.A. Slastenin. - M.: Publishing Center "Academy", 2002-576 p.

9. Federal work program of basic general education. Geography (for grades 5-9 of educational organizations). Moscow - 2022.

10. Federal work program of secondary general education. Geography (basic level) (for grades 10-11 of educational organizations). Moscow - 2022.

11. Shtoff V.A. Modeling and philosophy. M.:-L.: Nauka, 1966. 302 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.