Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ «ПОКОЛЕНИЯ Z» С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ РЕСУРСА ЮВЕНИЛЬНЫХ МЕДИА'

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ «ПОКОЛЕНИЯ Z» С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ РЕСУРСА ЮВЕНИЛЬНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНИЛЬНЫЕ МЕДИА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАМАТЕРИАЛА / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Мясникова Диана Игоревна

Введение. Проведенное исследование нацелено на выявление методологических основ, содержания, методов и механизмов организации патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z». Определены сущностные характеристики процессов воспитания и создания ювенильного медиа, обоснована возможность, обозначен потенциал интеграции данных процессов. Теоретический анализ. Научная новизна заключается в разработке и теоретическом обосновании Модели организации патриотического воспитания молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса ювенильных медиа, включающей методологический, целевой, деятельностный, результативный блоки и опирающейся на совокупность гуманистического, личностного, деятельностного, интегративного подходов к процессу воспитания подростков, обеспечивающих целостность и функциональность Модели. Механизмом воспитания выступает педагогическое сопровождение ценностно-смыслового самоопределения молодого человека на каждом этапе работы юного журналиста-медийщика над медиаматериалом. В процессе создания медиаматериала используется цепочка методов воспитания (по З. И. Васильевой): целеполагания - информационно-просветительский - оценочный. Заключение. Проведенное исследование позволило обосновать возможность использования потенциала ювенильных медиа в процессе патриотического воспитания подростков поколения Z: цель, основной механизм, содержание и методы процесса воспитания, структуру и показатели результата патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса ювенильных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CULTIVATING PATRIOTISM IN ADOLESCENTS AND "GENERATION Z" YOUTH USING THE RESOURCE OF JUVENILE MEDIA

Introduction. The conducted research is aimed at identifying the methodological foundations, content, methods and mechanisms for organizing the patriotic education in adolescents and "Z generation" youth. The article defines the essential characteristics of the education processes and creation of juvenile media, and substantiates the possibility and potential of integrating these processes. Theoretical analysis. The scientific novelty lies in the development and theoretical justification of the Model of organizing the patriotic education in the “Generation Z” youth with the involvement of the juvnile media resource, which includes methodological, target-oriented, activity and result blocks, and which is based on a combination of humanistic, personal, activity, and integrative approaches to the process of educating adolescents, allowing to ensure the integrity and functionality of the Model. The mechanism of education is the pedagogical support of the value-semantic self-determination of a young person at each stage of a young media journalist work on media material. In the process of creating media material, a chain of upbringing methods is used (according to Z. I. Vasilyeva): goal-setting - informational and educational - evaluative. Conclusion. As a result of the study, the possibility of using the potential of juvenile media in the process of patriotic education in generation Z teenagers is substantiated: the purpose, the main mechanism, the content and methods of the upbringing process, the structure and indicators of the result of the patriotic upbringing of adolescents and the "Generation Z" youth with the involvement of the juvenile media resource.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ «ПОКОЛЕНИЯ Z» С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ РЕСУРСА ЮВЕНИЛЬНЫХ МЕДИА»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 339-344 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 3, pp. 339-344

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-339-344

Научная статья УДК 070.45(07)

Модель организации патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса ювенильных медиа

Л.А. Косолапова0, Д. И. Мясникова vU-AjL-J

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614068, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15

Косолапова Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, la_kossolapova@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-8458-0847

Мясникова Диана Игоревна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций, kosodi@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7238-7545

Аннотация. Введение. Проведенное исследование нацелено на выявление методологических основ, содержания, методов и механизмов организации патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z». Определены сущностные характеристики процессов воспитания и создания ювенильного медиа, обоснована возможность, обозначен потенциал интеграции данных процессов. Теоретический анализ. Научная новизна заключается в разработке и теоретическом обосновании Модели организации патриотического воспитания молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса ювенильных медиа, включающей методологический, целевой, деятельностный, результативный блоки и опирающейся на совокупность гуманистического, личностного, деятельностного, интегра-тивного подходов к процессу воспитания подростков, обеспечивающих целостность и функциональность Модели. Механизмом воспитания выступает педагогическое сопровождение ценностно-смыслового самоопределения молодого человека на каждом этапе работы юного журналиста-медийщика над медиаматериалом. В процессе создания медиаматериала используется цепочка методов воспитания (по З. И. Васильевой): целеполагания - информационно-просветительский - оценочный. Заключение. Проведенное исследование позволило обосновать возможность использования потенциала ювенильных медиа в процессе патриотического воспитания подростков поколения Z: цель, основной механизм, содержание и методы процесса воспитания, структуру и показатели результата патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса ювенильных медиа. Ключевые слова: ювенильные медиа, воспитательный потенциал медиаматериала, воспитание патриотизма подростков и молодежи, модель организации патриотического воспитания

Благодарности. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, проводимый совместно РФФИ и ЭИСИ, 2021,заявка № 21-011-31793.

Для цитирования: Косолапова Л. А., Мясникова Д. И. Модель организации патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса ювенильных медиа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 339-344. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-339-344 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Model of cultivating patriotism in adolescents and "generation Z" youth using the resource of juvenile media L. А. Kosolapova, D. I. Miasnikova

Perm State University, 15 Bukireva St., Perm 614068, Russia

Larisa А. Kosolapova, la_kossolapova@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-8458-0847 Diana I. Miasnikova, kosodi@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7238-7545

Abstract. Introduction. The conducted research is aimed at identifying the methodological foundations, content, methods and mechanisms for organizing the patriotic education in adolescents and "Z generation" youth. The article defines the essential characteristics of the education processes and creation of juvenile media, and substantiates the possibility and potential of integrating these processes. Theoretical analysis. The scientific novelty lies in the development and theoretical justification of the Model of organizing the patriotic education in the "Generation Z" youth with the involvement of the juvnile media resource, which includes methodological, target-oriented, activity and result blocks, and which is based on a combination of humanistic, personal, activity, and integrative approaches to the process of educating adolescents, allowing to ensure the integrity and functionality of the Model. The mechanism of education is the pedagogical support of the value-semantic self-determination of a

young person at each stage of a young media journalist work on media material. In the process of creating media material, a chain of upbringing methods is used (according to Z. I. Vasilyeva): goal-setting - informational and educational - evaluative. Conclusion. As a result of the study, the possibility of using the potential of juvenile media in the process of patriotic education in generation Z teenagers is substantiated: the purpose, the main mechanism, the content and methods of the upbringing process, the structure and indicators of the result of the patriotic upbringing of adolescents and the "Generation Z" youth with the involvement of the juvenile media resource.

Keywords: juvenile media, educational potential of media material, education of patriotism in adolescents and youth, model of organizing patriotic education

Acknowledgements: The study is supported by the Russian Foundation for Basic Research: Competition for the best scientific projects of fundamental research in the field of socio-political sciences, held jointly by the RFBR and Expert Institute of Social Research (EISR), 2021, application No. 21-011-31793.

For citation: Kosolapova L. A., Miasnikova D. I. Model of cultivating patriotism in adolescents and "generation Z" youth using the resource of juvenile media. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 3, pp. 339-344 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-339-344

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Проблема воспитания патриотизма подростков и молодежи не теряет актуальности на протяжении веков. Интерес к педагогическому обеспечению результативности данного процесса усиливается при смене поколений, поскольку патриотизм как личностная характеристика является условием сохранения национальных культур, целостности и независимости государства, тогда как механизмы, средства воспитания меняются с учетом новых социальных реалий [1].

Цель исследования - выявить методологические основы, содержание, методы и механизмы организации патриотического воспитания молодежи «поколения 2» с привлечением ресурса ювенильных медиа, представив данный процесс в виде модели.

Наше внимание к «ювенильным медиа» -всей совокупности информационных средств и приемов, служащих для оформления и передачи аудитории личностно окрашенного сообщения (печатное слово, видеоматериал, фото, аудиотекст), размещенных как на материальных носителях информации (газета), так и в цифровом формате, - привлек объясняемый многими обстоятельствами всплеск активности подростков и молодежи «поколения 2» в интернет-среде (блоги, персональные сайты).

«Ювенильным» называют самостоятельный тип системы средств массовой коммуникации, в основе которого лежит «коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, переработке и передаче личностно окрашенной информации» [2, с. 12].

Для разработки модели в статье применялись следующие методы исследования: сравнительный анализ; организация двух фокус-групп с участием руководителей объединений юных журналистов и подростков-блогеров; систематизация полученных эмпирических данных, моделирование.

Теоретический анализ

Проведя анализ публикаций, посвященных изучению мира детства, детской и молодежной прессы [3-8], мы убедились в том, что ключевые функции ювенильных медиа, выявленные авторами исследований по журналистике, адекватны сущности педагогического процесса:

образовательная и просветительская - получению знаний об окружающем мире, технологиям создания медиапродуктов, обучению коммуникативным навыкам;

творческая - самовыражению, пространству для творческих проб;

коммуникативная - ювенильное издание выступает площадкой для выражения альтернативного (собственного, формирующегося, находящегося в процессе становления!) мнения;

«информационная / пропагандистская (ювенильные медиа, коммуникаторами которых формально являются дети и подростки, действующие при этом не как самостоятельные субъекты, а по указанию взрослых, определяющих содержание и идейное наполнение);

игровая - как попытка освоения социальных ролей, попытка прикоснуться к взрослой жизни» [2, с. 12-13].

Основой для разработки Модели организации патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса ювенильных медиа послужили личностный, гуманистический, деятельностный, интегратив-ный подходы к процессу воспитания.

Личностный подход предполагает рассмотрение человека в целостности внутренних и социально обусловленных характеристик, как субъекта жизнедеятельности, обладающего самосознанием, готового к изменению себя и окружающего мира, проявляющего себя через когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты структуры личности [9]. Обраще-

ние к личностному подходу определило логику выявления результата патриотического воспитания подростков и молодежи « поколения 2».

В соответствии с гуманистическим подходом воспитание представляет собой создание условий для самоактуализации личности, его ценностно-смыслового самоопределения. Средой раскрытия позитивного личностного потенциала может стать ювенильное медиа. При подготовке пресс-материала ребенок активен. Он знакомится с жизнью и новыми людьми, узнает новые факты и, главное, формирует собственное отношение к ним. Иначе материал не увлечет читателя. Следовательно, в разрабатываемой Модели гуманистический подход определяет цель, логику и основной механизм процесса воспитания: ценностно-смысловое самоопределение подростка в процессе освоения социально-образовательной среды и педагогическое сопровождение данного процесса.

Выбор деятельностного подхода к воспитанию определяется тем, что его реализация обеспечивает не только проявление личности как активного субъекта жизнедеятельности, но и, что важно в нашем случае, становление ценностно-мотивационной сферы личности в процессе деятельности. Человек формируется как личность, когда включается в деятельность: определяет цель, планирует, реализует план, анализирует результаты и рефлексирует по поводу причин успехов и неудач. Особое значение имеет и усложнение собственно деятельности (содержания, формы), и развитие человека в направлении самопознания, самосовершенствования, самоактуализации. Обращение к деятельностному подходу позволяет обосновать методы.

Интегративный подход в образовании отражает процесс и результат становления нового сложного состояния педагогической системы, объединившей ранее автономные социальные и(или) педагогические системы в иное целое, обладающее новыми свойствами. В данном исследовании интегративный подход необходим для обоснования возможности взаимопроникновения и взаимодополнения процессов педагогического и создания медиапродукта как условия организации патриотического воспитания молодежи «поколения 2».

Личностный, гуманистический, деятель-ностный, интегративный подходы к процессу воспитания подростков и молодежи вынесены в методологический блок Модели (рисунок).

В структуре Модели также выделены целевой, деятельностный, результативный блоки. Рассмотрим их подробнее.

В соответствии с нашей Моделью организации патриотического воспитания целью педагогического процесса является ценностно-смысловое самоопределение подростка в аспекте осознания российской гражданской идентичности, ценностного отношения к достижениям Родины, уважения к традициям, историческому и культурному наследию России в процессе создания медиапродукта. Данная формулировка позволяет интегрировать цель воспитания и цель ювенильного медиа.

Эмпирический анализ

Вопрос о характеристиках результата патриотического воспитания, который можно зафиксировать на основе анализа медиамате-риалов - продуктов детского труда, обсуждался в ходе работы фокус-группы с участием 9 экспертов - руководителей объединений юных журналистов, общественных, научных деятелей из разных городов России - Москвы, Вятки и Кировской области, Казани, Перми, Учалы (Республика Башкортостан). Фокус-группа была организована в ходе работы медиа-форума «Бумеранг» во Всероссийском детском центре «Орленок» (2021 г., октябрь). В рамках данного форума была организована работа второй фокус-группы, в которую вошли 12 подрост-ков-блогеров из Белгородской, Мурманской, Челябинской, Ярославской областей; Краснодарского, Ставропольского краев; Республик Адыгея, Башкортостан, Крым; городов Москва и Санкт-Петербург, собравшие (каждый) от 30 000 до 700 000 подписчиков в ТикТоке.

Порадовало то, что, несмотря на отличия в формулировках, и взрослые, и подростки отметили, что патриотизм - это: 1) чувство любви к Родине, ее природе, культуре, гордость за подвиги предков и современников, признание позитивной роли страны в решении сложных международных проблем (эмоциональный компонент); 2) знание конкретных фактов, примеров, связанных с природой, историей, искусством Родины, с поступками конкретных людей («наших людей», в том числе - «представителей власти»), совершенными для жизни, счастья, благополучия других людей (когнитивный компонент); 3) желание, готовность действовать (присоединиться) к описанной деятельности на благо своего города, села, своих людей, природы, государства в целом (мотивационно-деятельностный компонент).

Структура результата патриотического воспитания, включающая эмоциональный, когнитивный, мотивационно-деятельностный компоненты, отражает логику личностного под-

s

<u ц; ? °

S X

h <5

И

fO

£

¥ О

5 Si u <D X S E О с;

0

1

is

_Q

I _

m

s о nj q;

cl о

ф

IS л x

6 S S 8

i I

a) c

я

Ж

a:

is

jo Г-Г

£ |

и x

0 S

1 о

т С

s

c;

ж о

JS

о

CD Ш

s

J

ж a

5

J9 I О

(0 5 5.

tu

CL

Педагогический процесс

Процесс создания медиа продукта

Цель

осознание российской гражданской идентичности, ценностное отношение к достижениям Родины, уважение к традициям, историческому и культурному наследию России

ценностно-смысловое самоопределение подростка

н

создание медиа продукта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание

информационные поводы в масштабе микросреды (природа Родины, история Родины, искусство Родины, современное общество, государственные деятели, обеспечившие прогресс страны, поддержка, защита граждан нашей страны) -детали, эмоционально окрашенные истории, «живые факты», рассказ о событиях, участниками которых они были

Методы

целеполагания - информационно-просветительский - оценочный

Механизм воспитания

педагогическое сопровождение ценностно-смыслового самоопределения .у.о/хдого человека к а ж л о у эгаге работы -.ал медиаматериалом

Мотивационно-деятельностный компонент

желание, готовность действовать/присоединиться к описанной деятельности на благо своего города, села, своих людей, природы, государства

чувство

любеи к Родине: её природе, культуре; гордость за подвиги предков и современников, признание позитивной роли страны в решении сложных международных проблем

Эмоциональный компонент

в целом

знание конкретных фактов, примеров,

связанных с природои, историей, искусством Родины, с поступками конкретных людей («наших людей», в том числе — «представителей власти»), совершенными для жизни, счастья, благополучия других людей

Когнитивный компонент

Модель организации патриотического воспитания подростков и молодежи «поколения Z» с привлечением ресурса

ювенильных медиа

The model of cultivating patriotism in adolescents and the "Generation Z" youth with the involvement of the juvenile

media resource

хода к воспитанию; благодаря выявленным показателям результат может быть зафиксирован путем анализа продуктов деятельности юных журналистов, медийщиков.

Деятельностный блок модели характеризует содержание, методы, позицию педагога в про-

цессе патриотического воспитания молодежи «поколения 2».

На основе анализа публикаций можно сделать вывод, согласно которому ювениль-ные издания - это не столько канал передачи информации, сколько площадка для заявки о

себе, обмена мнениями, своеобразный форум, который важен, главным образом, для детей и их ближайшего окружения. Можно утверждать, что не представление социально значимой, а обмен личностно окрашенной информацией - ключевая задача ювенильного медиа.

Таким образом, характерным, ключевым признаком ювенильных медиа выступает обращение юных журналистов к информационным поводам в масштабе микросреды (природа Родины, история Родины, искусство Родины, современное общество, государственные деятели, обеспечившие прогресс страны, поддержка, защита граждан нашей страны). Выявлено преобладание информационных жанров, субъективности как на уровне стиля, так и на уровне выбора фактов. Это и становится содержанием воспитания в нашей Модели.

Обозначенные особенности сближают процесс создания ювенильного медиа с процессом воспитания, который (в контексте гуманистического подхода) основан на рефлексии подростком собственной деятельности и поведения, направлен на поиск смыслов, ценностное самоопределение. Основным механизмом воспитания выступает педагогическое сопровождение ценностно-смыслового самоопределения молодого человека в процессе работы над медиаматериалом, что определяет приоритетность гуманистической позиции педагога.

Каковы методы, позволяющие оптимально использовать воспитательный потенциал ювенильного медиа? Этот вопрос также был обсужден в ходе работы фокус-группы с участием руководителей объединений юных журналистов, общественных, научных деятелей из разных городов России (октябрь 2021 г.). Эксперты подтвердили, что для юных журналистов важны детали, эмоционально окрашенные истории, «живые факты», рассказ о событиях, участниками которых они были.

Взрослый на начальном этапе деятельности помогает увлечь встречей с интересным собеседником, который становится героем медиа-материала, задает вопросы о развитии событий (помогает сохранить интерес). Дети становятся проводниками социально значимых идей, знакомят со своими открытиями сверстников. На завершающем этапе (по итогам создания медиа-продукта) взрослый выступает в роли модератора рефлексии как автора медиаматериала, так и читателей (зрителей) (потребителей медиа-контента). В данном случае сущность действий медиа-педагога помогает понять классификация методов воспитания, предложенная ещё в 80-е гг. ХХ в. З. И. Васильевой [10].

Опираясь на деятельностный подход, ученый выделяла 5 методов воспитания: 1) це-леполагания (дети сами учатся ставить цель); 2) общения (дети учатся взаимодействовать, понимать друг друга, согласовывать свои планы); 3) ориентационно-деятельностный (дети планируют, работают в команде); 4) информационно-просветительский (дети рассказывают друг другу о важном); 5) оценочный (дети осваивают опыт анализа хода и результатов своих действий, рефлексии своего продвижения).

Заключение

Анализируя высказывания участников фокус-группы, можно сделать вывод, что чаще всего используется цепочка методов воспитания: целеполагания - информационно-просветительский - оценочный. Именно эти методы в наибольшей мере позволяют развивать потенциал подростков поколения Z, готовых работать с информацией, искать свой путь и собственный ответ на возникающие вопросы, рефлексирующих.

Естественность, соответствие особенностям не только возраста, но и характеристикам современного поколения гарантируют результативность предложенной Модели воспитания.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ 154f202810067c03e529dbb9f2e5f76d5174cd48/ (дата обращения: 05.11.2021).

2. Косолапова Д. И. Ювенильная журналистика в России : исторические и функциональные особенности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.

3. Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997. 22 с.

4. Кулакова Н. Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2017. 24 с.

5. Лебедева С. В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014. 24 с.

6. Мид М. Культура и мир детства. М. : Наука, 1983. 134 с.

7. Цымбаленко С. Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2012. 69 с.

8. Gonnet J. Educ ation aux médias : Les controverses fécondés. Paris : CNDP, Hachette. 2001. 144 p.

9. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

10. Васильева З. И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения : учебное пособие к спецкурсу. Л. : Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1981. 82 с.

References

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utverzhdenprika-zom Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federat-sii ot 31 maya 2021 g. № 287) (Federal state educational standard of basic general education). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3895 60/154f202810067c03e529dbb9f2e5f76d5174cd48/ (accessed 5 November 2021) (in Russian).

2. Kosolapova D. I. Juvenile Journalism in Russia: Historical and Functional Features. Thesis Diss. Cand. Sci. (Filol.). Ekaterinburg, 2015. 23 p. (in Russian).

3. Vyatkina L. A. Amateur Juvenile Press in the Mass Media. Thesis Diss. Cand. Sci. (Filol.). Moscow, 1997. 22 p. (in Russian).

4. Kulakova N. L. Children's and Teenage Periodicals in the Structure of Media Holdings. Thesis Diss. Cand. Sci. (Filol.). Ekaterinburg, 2017. 24 p. (in Russian).

5. Lebedeva S. V. School publications as a factor in the development of media education in modern Russia. Thesis Diss. Cand. Sci. (Filol.). Ekaterinburg, 2014. 24 p. (in Russian).

6. Mid M. Kultura i mir detstva [Culture and the World of Childhood]. Moscow, Nauka Publ., 1983. 134 p. (in Russian).

7. Tsymbalenko S. B. Acmeological foundations for the development of the younger generation in the system of information and communication interactions. Thesis Diss. Dr. Sci. (Ped.). Ufa, 2012. 69 p. (in Russian).

8. Gonnet J. Education aux medias: Les controverses fecondes. Paris, CNDP, Hachette, 2001. 144 p.

9. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnosheniy [Relationship Psychology. A. A. Bodalev, ed. by]. Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 1995. 356 p. (in Russian).

10. Vasilyeva Z. I. Vospitaniye ubezhdeniy u shkolnikov v protsesse obucheniya [Education of Beliefs in Schoolchildren in the Learning Process]. Leningrad, Leningrad-skii gosudarstvennyi pedagogicheskii institute imeni A. I. Gertsena Publ., 1981. 82 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 30.01.2022; одобрена после рецензирования 16.02.2022; принята к публикации 22.06.2022 The article was submitted 30.01.2022; approved after reviewing 16.02.2022; accepted for publication 22.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.