Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ: КАК ВЫЯВИТЬ, ИЗМЕРИТЬ, ОЦЕНИТЬ ВКЛАД ЮВЕНИЛЬНЫХ МЕДИА'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ: КАК ВЫЯВИТЬ, ИЗМЕРИТЬ, ОЦЕНИТЬ ВКЛАД ЮВЕНИЛЬНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕНИЛЬНЫЕ МЕДИА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАМАТЕРИАЛА / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Мясникова Диана Игоревна

Цель исследования - выявить показатели, характеризующие и позволяющие оценить потенциал медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, для воспитания патриотизма подростков и молодежи. В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия "патриотизм" в историческом и современном контекстах; уточнено определение термина "ювенильные медиа" и охарактеризован их потенциал для решения воспитательных задач; выявлено содержание и стиль медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, обладающего потенциалом для воспитания патриотизма подростков и молодежи. Научная новизна заключается в выявлении критериев и показателей оценки вклада ювенильных медиа в воспитания патриотизма подростков и молодежи. В результате выявлены теоретические основания для разработки карты экспертной оценки ювенильного медиаматериала с точки зрения его эффективности в аспекте патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING THE PATRIOTISM OF ADOLESCENTS AND YOUTH: HOW TO IDENTIFY, MEASURE, AND EVALUATE THE CONTRIBUTION OF JUVENILE MEDIA

The purpose of the study is to identify indicators that characterize and allow assessing the potential of media material posted in juvenile media for fostering patriotism in adolescents and youth. The article examines the essential characteristics of the concept of "patriotism" in the historical and contemporary contexts; clarified the definition of the term "juvenile media" and characterized their potential for solving educational problems; revealed the content and style of media material posted in juvenile media, which has the potential to foster patriotism in adolescents and youth. The scientific novelty lies in identifying criteria and indicators for assessing the contribution of juvenile media to the upbringing of patriotism in adolescents and youth. As a result, the theoretical foundations for the development of a map of expert assessment of juvenile media material from the point of view of its effectiveness in the aspect of patriotic education were identified.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ: КАК ВЫЯВИТЬ, ИЗМЕРИТЬ, ОЦЕНИТЬ ВКЛАД ЮВЕНИЛЬНЫХ МЕДИА»

ъс >

<

UJ

S ъс о ш =г

< а

ш

266

FOSTERING THE PATRIOTISM OF ADOLESCENTS AND YOUTH: HOW TO IDENTIFY, MEASURE, AND EVALUATE THE CONTRIBUTION OF JUVENILE MEDIA *

Kosolapova Larisa Aleksandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Pedagogy Miasnikova Diana Igorevna, PhD of Philological sciences, Senior Lecturer, Department of Journalism and Mass Communication

Perm State National Research University, Perm

The purpose of the study is to identify indicators that characterize and allow assessing the potential of media material posted in juvenile media for fostering patriotism in adolescents and youth. The article examines the essential characteristics of the concept of "patriotism" in the historical and contemporary contexts; clarified the definition of the term "juvenile media" and characterized their potential for solving educational problems; revealed the content and style of media materia! posted in juvenile media, which has the potential to foster patriotism in adolescents and youth. The scientific novelty lies in identifying criteria and indicators for assessing the contribution of juvenile media to the upbringing of patriotism in adolescents and youth. As a result, the theoretical foundations for the development of a map of expert assessment of juvenile media material from the point of view of its effectiveness in the aspect of patriotic education were identified.

Keywords:juvenile media; educational potential of media material; patriotism; education of patriotism of adolescents and youth.

DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.48

УДК 070.45(07) ВАК РФ 13.00.01

© Косолапова Л.А., 2021 © МясниковаД.И., 2021

ВОСПИТАНИЕ ПА ТРИОТИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ: КАК ВЫЯВИТЬ, ИЗМЕРИТЬ, ОЦЕНИТЬ ВКЛАД ЮВЕНИЛЬНЫХ МЕДИА **

Цель исследования - выявить показатели, характеризующие и позволяющие оценить потенциал медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, для воспитания патриотизма подростков и молодежи. В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия "патриотизм" в историческом и современном контекстах;уточнено определение термина "ювенильные медиа" и охарактеризован их потенциал для решения воспитательных задач; выявлено содержание и стиль медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, обладающего потенциалом для воспитания патриотизма подростков и молодежи. Научная новизна заклю чае тся в выявлении критериев и показа тел ей оценки вклада ювенильных медиа в воспитания патриотизма подростков и молодежи. В результате выявлены теоретические основания для разработки карты экспертной оценки ювенильного медиаматериала с точки зрения его эффективности в аспекте патриотического воспитания.

Ключевые слова: ювенильные медиа; воспитательный потенциал медиамате-

КОСОЛАПОВА Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики

МЯСНИКОВА Диана Игоревна, кандидат филологических наук, старший преподава тель, кафедра Журналистики и массовых коммуникаций

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

Введение

Воспитание патриотизма - одна из педагогических целей, не теряющая свою актуальность на протяжении столетий. Зачастую, выявленные в предыдущие временные периоды способы формирования данной личностной характеристики оказываются недостаточно эффективными в условиях динамично меняющегося мира.

Как осуществлять воспитательную работу с "поколением Т\ представители которого отлично работают с любой информацией (находят, передают, создают); рано задумываются о глобальных проблемах; распределяют внимание, но не утруждают себя запоминанием как фактов, так и закономерностей; не стремятся взять на себя ответственность; хотят быстро получить результат и не склоны к долгой кропотливой работе; скорее погружены в себя, уважают личное

*The research is carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research: Competition for the best scientific projects of fundamental research in the field of socio-political sciences, conducted jointly by the Russian Foundation for Basic Research and El SI, 2021, application No 21-011-31793.

** Исследование проводится при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, проводимый совместно РФФИ иЭИСИ, 2021, заявка № 21-011-31793.

пространство других людей, ищут свои путь, свой ответ на возникающие вопросы?

В начале второго десятилетия XXI века очевидно, что 1) воспитание обеспечивается не только социальными институтами (школа, семья, общественные организации и проч.), но и посредством целенаправленного влияния на личность социально-культурного и информационного пространства;

2) молодое поколение оказалась в трудной ситуации, так как история (исторический факт) - основа гражданско-патриотического воспитания - стала оцениваться специалистами по-разному. Отсутствие навигатора в информационном пространстве во многом стало причиной дезориентации молодых людей в главных ценностях;

3) значимым каналом формирования ценностей выступает собственная (в том числе -рефлексивная) активность человека, которую не всегда готовы поддержать традиционные воспитательные институты.

Выступая автором медиа-материала (юным журналистом) молодой человек, в первую очередь, осмысливает собственную позицию, выявляет аргументы и сталкивается с контраргументами; учится гармонизировать рацио- и эмоцио- в собственном мировосприятии.

Термин "ювенильный" (лат. "juvenilia" юношеский) восходит к литературной традиции, обозначает ранние ("пробные") произведения автора, созданные им в детские и юношеские годы. Допуская существование самостоятельной "культуры детства" [8], следует признать наличие принципиально отличающейся от "взрослой" журналистики "ювенильной", "самодеятельной прессы", а также ювенильных медиа, создателями и потребителями информационного контента в которых выступают дети и подростки [1; 3].

Отсутствие ответа на вопрос: "Какова роль средств массовой информации (СМИ) и, в первую очередь, ювенильных медиа в процессе развития патриотизма молодежи?" определяет актуальность представленного в статье исследования.

Цель исследования - выявить показатели, характеризующие и позволяющие оценить потенциал медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, для воспитания патриотизма подростков и молодежи. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач. 1) определить сущностные характеристики понятия "патриотизм" в контексте взглядов деятелей культуры и образования России за последних сто лет; 2) охарактеризовать

сущностные признаки понятия патриотизм в современном контексте; 3) уточнить определение термина "ювенильные медиа" и охарактеризовать их потенциал для решения воспитательных задач; 4) выявить содержание и стиль медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, обладающего потенциалом для воспитания патриотизма подростков и молодежи.

Для осмысления потенциала ювенильных медиа для воспитания патриотизма подростков и молодежи в статье применяются следующие методы исследования, анализ научных публикаций по педагогике и журналистике; организация фокус-групп с участием экспертов (руководителей объединений юных журналистов, общественных, научных деятелей) и подростков-ярких представителей медиа-сфе-ры; обобщение, систематизация полученных эмпирических данных.

Теоретической базой исследования послужили публикации по проблеме формирования патриотизма (у детей, подростков, молодежи; с привлечением потенциала разных видов деятельности, включая волонтерство, культурно-досуговую, музейную деятельности), а также исследования в области медиаобразования, детской журналистики, ювенильных медиа.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании теоретических основ для разработки карты экспертной оценки ювенильного медиаматериала сточки зрения его эффективности в аспекте патриотического воспитания.

Основная часть

Проблема формирования патриотизма постоянно находится в центре внимания общественно-политических деятелей, представителей культуры, исследователей образования. Патриотизм как одна из характеристик личности, в разные исторические периоды имел различную смысловую нагрузку.

В период XIX - начала XX века патриотизм -характеристика зрелой нравственной личности (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Капте-рев, П.Ф. Лесгафт, В.И. Чарнолусский и др.), формировать которую можно, создавая условия для саморазвития, в котором и заключается сущность всего воспитания.

В период от 1917 года - первая половина

ветской Родины. Так, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский были сторонниками воспитания достойного гражданина, ответственного за свои поступки, политически грамотного, умеющего жить и трудиться в коллек-

тиве, отдавая все силы на благо Родины. Источником формирования этих качеств служили политика, мораль, труд на благо общества.

В 60-80-е годы прошлого столетия в качестве самостоятельного направления выделялось гражданско-патриотическое воспитание - грань всестороннего развития личности. В "Примерном содержание воспитания школьников" (И.С. Марьенко и др.) "осознанная любовь к социалистической Родине" было определено как проявление "коммунистической нравственности", а "понимание конституционных прав и обязанностей советских граждан, правил социалистического общежития,... осознание недопустимости антиобщественных поступков и неотвратимости ответственности, наказание за совершенное правонарушение' являлось показателем результативности процесса "формирования правосознания и воспитания гражданской ответственности" [10, 77].

В 90-е годы XX века в самостоятельное направление стали выделять гражданское образование. Педагогическое значение этого направления определялось включением его участников в процессы осмысления сущности, моделирования, становления гражданского общества. Патриотическое воспитание несколько затушевывалось, сохранялось в аспекте любви к малой родине, "своим корням".

В начале XXI века патриотизм формат проявления собственной позиции, ценностно-смысловой установки, характеристика индивидуальности.

Появлениями патриотизма как личностной характеристики большинство исследователей данной проблемы считают:

- любовь к Родине, вера в успехи Великой России;

- создание позитивного пространства, направленного на улучшение имиджа города, края, страны;

- формирование ответственной позиции в отношении собственного государства;

- готовность выполнить общественный долг; подготовка к защите Отечества и службе в Армии.

Важность формирования патриотизма у подрастающего поколения определяется нормативными документами последнего десятилетия: Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", Указ Президента РФ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьни-

ков", ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию и др.

В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2021) патриотическое воспитание направлено на "осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране" [14,35]. Документ ориентирует педагогическое сообщество на формирование ценностно-мотивационной сферы личности подростка. Патриотическое воспитание, в соответствии с данным документом, выступает одним из направлений воспитательной деятельности, обеспечивающим достижение личностных результатов освоения программы основного общего образования и должно отражать готовность обучающихся руководствоваться системой ценностных ориентаций и обеспечивать расширение опыта деятельности подростка.

Как показал проведенный анализ, проблеме воспитания патриотизма в последние два десятилетия посвящено немало исследований.

Чаще всего это соотносят со студенческим, подростковым возрастом, реже опираются на особенности дошкольного и младшего школьного возраста, при этом цель воспитания конкретизируется: воспитание любви к родному краю, ценностного отношения к культурным традициям своего народа и истории своей семьи, гордости за подвиги предков.

Нередко внимание исследователей привлекают воспитательные возможности целостного педагогического процесса образовательной организации - общеобразовательной школы, вуза [7; 11].

В последние годы все чаще внимание исследователей привлекает ресурс открытого образовательного пространства.

Так, потенциаломдля патриотического воспитания становится взаимодействие с социумом, в частности, волонтерская деятельность [2; 16].

В последнее десятилетие активно исследуется потенциал дополнительного образования [12], народного творчества и культурно-досу-

говой деятельности [13], а также музейной педагогики [6; 9].

Также в период 2010-2020 гг. происходит осмысление педагогических возможностей детских (ювенильных) медиа, в большей мере в исследованиях в области филологии [3; 4; 5; 15; 17].

стоятельный тип системы средств массовой коммуникации и может быть определена как коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, переработке и передаче личностно окрашенной информации" [3, 12].

Если в XX веке речь шла, главным образом, о ювенильной прессе, то в настоящее время уместно использовать более широкое понятие "ювенильные медиа", включающее всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для оформления и передачи аудитории личностно окрашенного сообщения: печатное слово, видеоматериал, фото, аудиотекст - размещенные как на материальных носителях информации (газета), так и в Интернет-формате (социальные сети, блоги, персональные сайты).

Основные функции ювенильных медиа, выделяемые в исследованиях по журналистике, созвучны сущности педагогического процесса:

- образовательная и просветительская -получение знаний об окружающем мире, о технологиях создания медиапродуктов, обучение коммуникативным навыкам (медиапродукты неформальных сообществ, юнкоровских объединений на базеучебных заведений,дополнительного образования, взрослых СМИ);

- творческая функция - пространство для самовыражения и творческих проб;

- коммуникативная функция - площадка для выражения альтернативного (собственного, формирующегося, находящегося в процессе становления!) мнения;

- информационная / пропагандистская (ювенильные медиа, коммуникаторами которых формально являются дети и подростки, действующие при этом не как самостоятельные субъекты, а по указанию взрослых, определяющих содержание и идейное наполнение);

- игровая как попытка освоения социальных ролей, попытка прикоснуться к взрослой жизни [3,12-13].

Проведенный анализ публикаций подтвердил гипотезу о значительном воспитательном потенциале ювенильной журналистики и юве-

нильных медиа как источнике ценностно окрашенного контента.

Для того, чтобы выявить содержание и стиль медиаматериала, размещенного в юве-нильном СМИ, обладающего потенциалом для воспитания патриотизма подростков и молодежи, а также уточнить, на кого в большей мере влияет ювенильное издание - на журналиста или читателя, - были проведены две фокус-группы. В первом случае экспертами выступали руководители объединений юных журналистов, общественные и научные деятели из разных городов России, собравшиеся на меди-афоруме "Бумеранг" в ВДЦ "Орленок":

1. Акилов Максим Александрович, телережиссер, педагог дополнительного образования высшей категории Центра внешкольной работы "На Сумском" города Москвы

2. Кузьмина Маргарита Витальевна, преподаватель кафедры журналистики и медиаком-муникаций ВятГУ, доцент ИРО Кировской области, председатель Лиги юных журналистов Кировской области.

3. Малышева Елена Петровна, заместитель начальника Департамента управления президента Российской Федерации по общественным проектам.

4. Мирошник Татьяна Владимировна, сценарист и режиссер (город Москва).

5. Моисеева Римма Максимовна, ведущая проекта "День Российского государственного архива кинофотодокументов", заместитель генерального директора Российского государственного архива кинофотодокументов.

6. Молев Виталий Анатольевич, медиапеда-гог, куратор телевизионного направления XVI Всероссийского открытого фестиваля-форума детского и юношеского Экранного творчества "Бумеранг" (город Москва).

7. Михайлова Маргарита Сергеевна, медиа-педагог, куратор SMM-направления XVI Всероссийского открытого фестиваля-форума детского и юношеского Экранного творчества "Бумеранг" (Казань, Республика Татарстан).

8. Цымбаленко Сергей Борисович, Президент РОО ТО "ЮНПРЕСС", доктор педагогических наук.

9. Шихова Зульфия Габитовна, руководитель детской телестудии "Пионер" МАУ ДО "Дворец творчества" (Учалы, Республика Башкортостан).

Экспертами во второй фокус-группе были 12 подростков-блогеров из Белгородской, Мурманской, Челябинской,Ярославской областей; Краснодарского,Ставропольского краев: Республик Адыгея, Башкирия, Крым; городов

Москва и Санкт-Петербург яркие представители медиасферы, собравшие 30 ООО до 700000 подписчиков в ТикТоке.

Участники фокус-групп высказали свое мнение по поводу следующих вопросов: что такое патриотизм; как он проявляется; какие медиаматериалы способствуют его формированию, какие - нейтральны или вызывают обратную реакцию. Также была проведена экс-

1,2,4,7,11,12,15,16,17,18,19,20 за 2021 год) с целью проверки и корректировки показателей, позволяющих оценить потенциал медиа-материала, размещенного в ювенильном СМИ, для воспитания патриотизма подростков и молодежи.

Представители обеих групп согласились, что ювенильные медиа могут способствовать воспитанию патриотизма.

Входе обмена мнениями о содержании ме-д иаматериала, обладающего потенциалом для воспитания патриотизма подростков и молодежи, участники подчеркнули, в первую очередь, роль ключевых исторических событий (P.M. Моисеева, В.А. Молев) и фактов из истории своей семьи (З.Г. Шихова), которые не просто описаны, а сопровождаются оценочными сужениями автора статьи, т.е. прочувствованы, пережиты, признаны значимыми. В основе медиаматериала может лежать встреча юного журналиста с участниками событий (М.А. Аки-лов), с конкретными артефактами и фотодокументами (З.Г. Шихова); с художественными произведениями, например -фильмами различных исторических периодов, разных жанров (Т.В. Ми-рошник).

Вместе с тем, пробудить гордость за свою Родину (и малую, и большую) могут материалы о природе, туризме, путешествиях; о впечатлениях от встречи с историческими и природными памятниками; о героях, которые рядом; о "наших" изобретателях, представителях науки, культуры, государственных деятелях. Важны детали, сдержанная/ непоказная эмоциональность

того, кто сообщает факт; если критика, то без издевки, самолюбования автора материала, демонстрация желания изменить ситуацию к лучшему.

Одной из граней патриотизма можно считать проявление любви к своему государству (общество неорганизованным быть не может, государство - форма организации общества; патриотизм - корпоративная культура общества); способствовать воспитанию патриотизма могут положительные образы власти, примеры готовности людей пожертвоватьличным ради чего-то большего (Е.П. Малышева). Патриотизм, в целом, - это ответственность каждого перед предками и потомками за духовное, культурное наследие, за страну в целом (С.Б. Цымбаленко).

Обоснование признаков, по которым тот или иной материал может быть оценен как потенциально эффективный в плане воспитания патриотизма, было осуществлено при анализе номеров газеты "Пионерская правда". Данный "практический этап" позволил уточнить аспекты, способствующие воспитанию патриотизма, конкретизировать форму их проявления.

Отметим, что, несмотря на отличия в формулировках, и взрослые, и подростки сошлись во мнении, что патриотизм - это 1) чувство

Таблица - Карта экспертной оценки "Эффективность ювен ильного медиаматериала в аспекте патриотического воспитания"

Содержание медиаматериала Аспекты, способствующие воспитанию патриотизма

Природа Родины 1. Любимые уголки родного края

2. Мощь природы нашей страны

3. Растения, животные - символы родного края

История Родины 4. Яркие события, совершенные «на пределе сил»

5. Ветераны (судьбы, подвиг)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Традиции

7. Яркие люди: ученые, общественные деятели

8. Моя семья в истории страны

9. Россия - страна, обеспечившая прогресс, сохранившая мир и т.д.

Искусство Родины 10. Люди: поэты, писатели, художники, музыканты, артисты нашей страны

11. Архитектура нашей страны (конкретный факт, пример) 12. Музыка нашей страны (конкретный факт, пример)

13. Живопись, скульптура нашей страны (конкретный факт, пример)

14. Народные традиции, предания, песни, танцы, декоративно-прикладное творчество (конкретный факт, пример)

Современное общество 15. Герои, которые рядом

16. «Мелкобытовой» героизм

17. Профессии - на благо родины

18. Россия в наши дни - страна, определяющая прогресс, гарант мира и т.п.

Государство, его структуры, функционал (права и обязанности) 19. Государственные деятели, обеспечившие прогресс страны

20. Поддержка, защита граждан нашей страны

любви к Родине: её природе, культуре; гордость за подвиги предков и современников, признание позитивной роли страны в решении сложных международных проблем (эмоциональны компонент); 2) знание конкретных фактов, примеров, связанных с природой, историей, искусством Родины, с поступками конкретных людей ("наших людей", в том числе - "представителей власти"), совершенными для жизни, счастья, благополучия других людей (когнитивный компонент); 3) желание, готовность действовать/ присоединиться к описанной деятельности на благо своего города, села, своих людей, природы, государства в целом (моти-вационно-деятельностный компонент).

Следовательно, патриотизм - целостная характеристика, затрагивающая все компоненты личности: когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Патриотизм, по мнению экспертов, - это состояние личности, когда знаешь, любишь и хочешь сохранить для потомков свою Родину (во всех её гранях); это "негромкое чувство", "мелкобытовой" героизм; это не высокопарные слова (которые могут вызвать обратную реакцию) и не смакование проблем, когда материал подготовлен (иногда очень остроумно) не для их решения, а "ради хай па".

Обобщение полученной информации позволило подготовить Карту экспертной оценки "Эффективность ювенильного медиамате-риала в аспекте патриотического воспитания"

(табл.).

Данная Карта экспертной оценки позволяет проанализировать массив ювенильных изданий, имеющихся в архивах "ЮНПРЕСС'и проверить гипотезу о влиянии ювенильных медиа на воспитание патриотизма подростков и молодежи.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Ювенильные медиа, создателями и потребителями информационного контента в которых выступают дети и подростки, обладает существенным потенциалом для воспитания патриотизма "поколения Т\ способного быстро работать с потоком информации, искать собственные ответы на сложные вопросы, но не склонного к принятию на себя ответственности.

Именно ювенильные медиа могут стать эффективным средством воспитания значимых личностных характеристик современно молодежи.

Содержанием медиаматериала, способствующего воспитанию патриотизма, выступают: природа Родины; история Родины; искусство Родины; современное общество; государство, его структуры, функционал (права и обязанности).

2. Теоретической основой для разработки Карты экспертной оценки ювенильного медиаматериала с точки зрения его эффективности в аспекте патриотического воспитания выступает психологическая структура личности в совокупности когнитивного, эмоционального, деятельностного компонентов.

3. Целостной характеристикой патриотизма в восприятии "поколения Z" является состояние личности, которая знает, любит и хочет сохранить для потомков свою Родину (во всех её гранях).

4. Влияние на эмоциональный компонент проявляется через описание природы, культуры, пронизанное любовью к Родине; через возникающее в процессе создания и знакомство с медиаматериалом чувство гордости за подвиги предков и современников, ту позитивную роль, которую выполняет страна в решении сложных международных проблем.

Формирование когнитивного компонента патриотизма обеспечивается знакомством с конкретными фактами, связанными с природой, историей, искусством Родины, с поступками конкретных людей ("наших людей", в том числе - "представителей власти"), совершенными для жизни, счастья, благополучия других людей.

Деятельностный компонент личностной характеристики "патриотизм" проявляется в отраженном в медиаматериале желании автора действовать и потенциальной готовности читателя присоединиться к описанной деятельности на благо своего города, села, своих людей, природы, государства в целом.

Проведенное исследование может быть использовано для организации научно обоснованной экспертизы потенциала конкретного мадиаресурса в аспекте воспитания патриотизма, а также продолжено в направлении создания модели патриотического воспитания подростков и молодежи средствами ювенильных медиа.

Литература:

1. Вяткина Л.А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации : ав-тореф. дис.... канд.. филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1997. - 22 с.

2, Горбунов B.C. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы об-

разования: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2007. - 23 с.

3. Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.10.

- Екатеринбург, 2015. - 23 с.

4. Кулакова Н.Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.10. - Екатеринбург, 2017. 24с.

5. Лебедева C.B. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России: дис.... канд. филол.наук: 10.01.10.- Екатеринбург, 2014,-176 с.

6. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.

- Новокузнецк, 2010. - 24 с.

7. Матвеева C.B. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе: автореф.дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2006. - 22 с.

8. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1983.-134 с.

9. Полищук И.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образователь-ной среде: автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. -М„ 2013.-23 с.

10.Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по орг. системы воспит. работы общеобразоват. шк. / И.С. Марьенко, С.Е. Хозе, О.С. Богданова и др.; под ред. И.С.Марьенко. - 5-е

и., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1984. -144 с.

П.Руденко В.И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2005. - 24 с.

12.Рыманова Е.Н. Воспитание патриотических качеств школьников в детских объединениях Северного региона: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.

13.Тимакова Н.Г. Социально-педагогияческие условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. -Казань, 2012.-24 с.

14.Федеральный государственный образователь-

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) U RL: http://www.cons ultant.ru/docurnent/ cons_doc_LAW_389560/154f202810067с03е529 dbb9f2e5f76d5174cd48/ (дата обращения 05.11. 2021).

15.Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: автореф.дис. ... докт. педаг. наук: 19.00.1 З.Уфа, 2012.-69 с.

16.Якупов К.А. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума: автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2009. - 22 с.

17.Gonnet J. Education aux medias: Les controversies fecondes. Paris: CNDP, Hachette. 2001,144 p.

SOC/O-PEDA GOG/CA L ASPECT OF THE RUSSIAN CIVIUZATiONAL IDENTITY Lukash Sergey Nikolaevich, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor Epoeva Knara Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University, Armavir

The purpose of the study is to analyze various approaches to the processes of formation of the Russian civilizational identity in the context of modern Russian nation-building and modernization of education. The article substantiates the relevance of the growing civilizational paradigm of Russian education in accordance with the value orientations of the updated Constitution of the Russian Federation, the foundation of which is the course of positioning Russia as one of the civilizational poles of multipolar world development. An important condition for the construction of the Russian civilizational identity is the dissemination of ideas about Russia as a state-civilization in the socio-pedagogical space. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that the modern model of national and civilizational identity should be built as a multi-level education, in which the Russian civilizational identity is complemented by the image of Russia as a Eurasian civilization, it is this image that can act as a certain supra-civilizational level, acceptable in other civilizational formations, which logically fits into the modern geopolitical vector of Russia, aimed at the formation of socio-economic, political and military institutions in the Eurasian space.

Keywords: civilizational identity; modernization of education; Russian civilization; the image of Russia as a Russian-Eurasian civilization; multipolarity.

DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.49

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Цель исследования - проанализировать различные подходы к процессам формирования российской цивилизационной идентичности в контексте современного российского нациестроительства и модернизации образования. В статье обосновывается актуальность возрастания цивилизационной парадигмы российского образования в соответствии с ценностными ориентирами

УДК 37.014 ВАК РФ 13.00.01

©ЛукашС.Н., 2021 © Эпоева К.В,, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.