УДК 378.14
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Н.В. Ярчикова
В статье описана модель образовательной среды формирования ИКТ-компетентности специалиста Ключевые слова: модель, компетентность, образовательная среда
ИКТ-компетентный специалист, то есть специалист, который эффективно использует информационные технологии в профессиональной деятельности - ключевая фигура современной экономики.
Средством управления формированием и развитием ИКТ-компетентности специалиста является создание сложной социотехнической системы, функционирование которой приводит к требуемому результату - увеличению значений показателей, выделенных в модели информационно-коммуникационной компе-
тентности специалиста как существенные. Будем называть эту систему информационнообразовательной средой.
Выделим следующие компоненты инфор-мационной-образовательной среды:
1) целевая (цель, условия и ограничения, накладываемые на систему);
2) субъектная (участники процесса);
3) объектная (информационные массивы, создаваемые и преобразуемые в ходе процесса обучения);
4) техническая (используемые технические и программные средства);
5) оценивания результатов (способы оценки результатов);
6) взаимодействия (взаимодействие субъектов посредством создания или преобразования информационных массивов);
7) функциональная организация процесса и составляющих его подпроцессов, обеспечивающих функционирование системы).
Целевая компонента. Цель создания информационно-образовательной среды -
организация условий для формирования и развития информационно-коммуникационной
компетентности специалиста, дающая возможности:
обучения специалиста в процессе деятельности, самостоятельного создания им информационных объектов, имеющих ценность для его профессиональной деятельности;
Ярчикова Наталия Викторовна - ВГТУ, соискатель, e-mail: [email protected]
организации совместной работы специалистов и обмена опытом, в том числе возможность просмотра результатов всех выполняемых в ходе обучения заданий и их оценок экспертами всеми участниками;
выбора индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения;
совмещения обучения и работы; одновременного обучения большого количества специалистов;
получение поддержки в процессе обучения от признанных экспертов;
Ограничения, накладываемые на систему: система должна легко интегрироваться, как подсистема, в существующие организационные системы, занимающиеся повышением квалификации специалистов.
Требования, предъявляемые к образовательной среде, позволяют реализовать эту среду только при помощи Интернет, с использованием интернет-портала обучения.
Субъектная компонента. Субъектами среды, исходя из требований к ней, являются: руководитель проекта, эксперты, администраторы сайта (методист, программист), обучающийся специалист. Их функции определяются следующим образом.
Руководитель проекта осуществляет общее руководство проектом, подбирает членов проектной команды,определяет схему взаимодействия и предоставление необходимой информации членам команды,определяет систему мотивации участников проекта; в том числе определяет временные рамки и финансовый бюджет проекта; организует мониторинг проекта на всех его этапах, организует сбор, накопление и использование информации на всех этапах проекта, в случае необходимости принимает решение о корректировке, готовит техническое задание на создание интернет-портала.
Эксперт анализирует существующие технологии и потребность во владении ими в определённой профессиональной сфере, формулирует задачи и определяет их связь с формируемыми компетентностями и критерии
оценок, оценивает качество и при необходимости корректирует материалы для обучения, оценивает результаты выполнения творческих заданий; дает необходимые пояснения по поводу выставленных оценок.
Программист осуществляет выбор среды для разработки интернет-портала, языков программирования, необходимого программного обеспечения, создает сайт на основе технического задания, дорабатывает модули сайта при необходимости; осуществляет антивирусную защиту, администрирование сайта, распределение прав доступа пользователей сайта.
Методист осуществляет подбор и подготовку учебного материала, наполнение сайта контентом, модерирование форумов, создает и размещает графические объекты для сайта, организует прохождение обучения конкретным специалистом, создает и выкладывает новости.
Руководитель проекта, методист и программист обычно выбираются из числа работников учреждения, на базе которого проходит обучение. Подбор экспертов проводится руководителем проекта из числа наиболее авторитетных в данной области специалистов. В качестве критериев отбора рассматриваются оценки кандидатов в эксперты на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности или коллективные оценки кандидатов в эксперты.
Объектная компонента. Объектная
компонента образовательной среды - информационные массивы, создаваемые и преобразуемые в процессе обучения. К информационным массивам обучающего пространства относятся задачи, результаты выполнения задач, специальным образом оформленная информация для обучения, так называемые «учебные материалы», необходимые для решения задач (инструкции или «мастер-классы» - опыт передовых педагогов по внедрению информационных технологий), новости - информация для управления обучением во времени. Остановимся более подробно на задачах и результатах их выполнения, как ключевом объекте среды.
Компетенции (владение видами деятельности) формируются в ходе решения специальным образом подобранных учебных задач.
Пусть 2^... Ъп - задачи, предлагаемые в ходе обучения. Каждая из задач формирует одну или несколько составляющих технологи-
ческой, профессионально-предметной, коммуникативной, аналитико-стратегической компетентности, по типу может быть индивидуальной, предназначенной для решения одним участником (возможно, при помощи обращения к эксперту) и групповой, то есть выполняемой совместно.
Определим следующие типы задач с учетом реализуемых видов деятельности:
1. Технологические (формируют технологическую компетентность) - задачи, связанные с изучением какой-либо программы, технологии, прибора. Это задания индивидуального типа.
2. Предметные 2Р (формируют профессионально-предметную компетентность) - задачи творческого типа, направленные на создание информационного продукта для профессиональной деятельности, выполняемые индивидуально.
3. Коммуникативные 2К (формируют коммуникативную компетентность) - задачи, соответствующие реализации видов коммуникативных деятельности. Это задачи, предполагающие работу участников на форуме, включая, организацию, модерирование и т.д. Задачи по типу является групповым, но не предполагает создание специальных групп, выбор и организация форумов осуществляется по желанию участников.
Для выполнения предметных или коммуникативных задач, возможно, требуется наличие дополнительных технологических знаний, т. е. возможны случаи, когда этим типам заданий обязательно предшествуют технологические задачи.
4. Предметно-коммуникативные 2РК
(формируют профессионально-предметную и коммуникативную компетенции) - задачи
творческого типа, направленные на создание информационного продукта для профессиональной деятельности, выполняемые в группе.
5. Аналитические задачи 2А (формируют аналитическую компетентность) - задачи, соответствующие реализации аналитических видов деятельности, решаемые индивидуально.
6. Аналитико-коммуникативные: 2АК -
аналитические задачи для групповой работы.
Результатом решения задачи может быть набор ответов на вопросы теста, информационный ресурс, посты участника на форумах. Характеристики разных типов задач описаны в таблице:
Какие типы компетенции формируются Что является результатом решения Потребность в создании группы
Задачи О В о О 3 | Предметные Коммуникативные Аналитические Ответы на тест Информационный ресурс Посты на форуме Групповое Индивидуальное
г*,- + - - + - - +
- + - - - + - - +
їк - - + - “ + + “
їрк - + + - + + + -
- - - + - + - - +
ZAK - - + + - + + + -
Учитывая, что решению предметных, предметно-коммуникативных задач предшествует решение технологических задач, а сами эти задачи предшествуют решению аналитических и аналитико-коммуникативных задач, получим следующую схему:
ъ
Ър
Ък
ъ
рк
Ъа
ъ
АК
--------------------->
t
Т ехническая компонента. Т ехническу-юсоставляющую образовательного пространства составляют: сеть интернет, индивидуальные средства доступа в сеть интернет участниками проекта - компьютерами, ноутбуками, или планшетными компьютерами с программным обеспечением, необходимым для решения задач обучения, а также приборы и устройства, работающие под управлением компьютера, изучаемые в процессе обучения (желательно их наличие на рабочем месте обучающегося), сервер, содержащий базу (базы) данных с информацией для участников, доступ к которой осуществляется через web-интерфейс и зависит от роли участника и средство визуализации дан-
ных, представляющее собой web-портал обучения.
Для организации работы используется технология клиент-сервер.
Компонента оценивания. В процессе обучения рассматриваются начальный КОМм и текущий КОМЕ уровень ИКТ-компетентности специалиста.
Для начальной оценки уровня ИКТ-компетентности КОМм используется: входное тестирование и портфолио - информация о результатах профессиональной деятельности, связанной с использованием средств ИКТ (набор информационных продуктов, созданных специалистом ранее, информация об участии в различных проектах, предполагающих совместную работу, участие в форумах на первом этапе работы).
Для оценки текущего КОМЕ уровня ИКТ-компетентности специалиста исследуется деятельность специалиста в процессе обучения.
Предлагается двухкомпонентная система оценивания - тестирование и экспертная оценка решения задач.
Компонента взаимодействия. Компонента взаимодействия описывает связи, возникающие между субъектами.
Введем обозначения объектов: Э- эксперт, У - специалист, участник обучения, М -методист, П - программист и субъектов: З -задачи, Р -решения задач, О - оценки, М -материалы, Н - новости, К -комментарии.
Определим взаимодействие между субъектами:
___ через форум или электронную почту или
внутреннюю почту портала;
--- через доступ к определенным страницам
портала.
Функциональная компонента. Функциональная компонента - комплекс взаимосвязанных работ, необходимых для достижения поставленных целей.
Виды работ, связанные с этапами планирования и реализации проекта в информационно-образовательной среде, показаны на схеме.
планирование
л
Построенная таким образом информационно-образовательная среда дает возможность для организации процесса формирования и развития ИКТ-компетентности специалиста, предоставляя для этого все необходимые условия.
Литература
1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. - М.: Синтег, 1999. - 128 с.
2. Подвальный, С. Л. Разработка автоматизированной системы мониторинга результатов применения специальных программных средств [Текст] / С. Л. Подвальный, О. Б. Кремер // Вестник Воронежского государственного технического университета, - 2009. - Т. 5. -№ 2. - С. 11-14.
3. Кремер, О. Б. Создание программно-
методического комплекса для поддержки принятия решений о траектории индивидуализированного обучения [Текст] / О. Б. Кремер, С. Л. Подвальный // Вестник Воронежского государственного технического университета - 2007. - Т. 3. - № 5. - С. 103-106.
Воронежский государственный технический университет
MODEL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF THE SPECIALISTS
N.V. Yarchikova
In article the model of the educational environment of formation of the information competence of the specialists is described
Key words: model, competence, educational environment