УДК 378.14
WEB-ПОРТАЛ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Л.А. Бачурина, С.Л. Подвальный, Н.В. Ярчикова
В статье представлены требования к дистанционным образовательным проектам и представлена структура ^^Ь-портала поддержки таких проектов
Ключевые слова: информационная система, портал, дистанционный проект
Одной из задач системы образования в современном обществе выступает обеспечение каждому человеку свободного и открытого доступа к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом интересов, способностей и потребностей.
Для современного мира характерны наличие реальной и виртуальной реальности (Интернет), большие потоки информации, ускорение во времени многих процессов, вовлечение в процессы большего количества людей, что предъявляет к человеку новые требования:
- смещение приоритета от знаний к компетентностям;
- умение работать с большими объемами информации;
- умение коммуницировать, зачастую невизуально, с разными людьми.
Все эти требования трудно выполнить только в рамках традиционной системы образования. Но новые реальности дают и новые возможности для обучения - дистанционные образовательные проекты.
Термин проект долгое время преобладал в бизнесе. Клиффорд Ф. Грей предлагает такое определение: «Проект - это комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика». Под проектом в образовании понимают процесс достижения определенной образовательной цели, ограниченный по времени, ресурсам, числу участников.
Сегодня управление образовательным проектом - непременная составляющая деятельности директора, методиста, менеджера образования.
Информационная система управления проектом - организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом. В частности, выделяют персональные компьютерные системы, распределенные интегрированные системы и интернет/интранет технологии.
Бачурина Людмила Алексеевна - ВОИПКиПРО, канд. техн. наук, доцент, тел. (4732) 35-23-06 Подвальный Семен Леонидович - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732) 43-77-18
Ярчикова Наталия Викторовна - ВОИПКиПРО, ст. преподаватель, тел. (4732) 35-23-06
Средством, позволяющим объединить участников проекта и управлять их деятельностью над проектом выступает образовательный web-портал. Портал - один из наиболее популярных терминов в сегодняшнем Интернете. Портал представляет собой систематическое многоуровневое объединение разнообразных тематических разделов и сервисов. Порталы общего назначения, ориентированные на охват массовой Интернет-аудитории, получили название горизонтальных порталов. Порталы, направленные на удовлетворение потребностей некоторого конкретного Интернет-сообщества, выделенного, например, по профессиональному признаку, относят к типу вертикальных порталов [1].
Основная цель вертикального портала - собрать вокруг специализированного Интернет-центра заинтересованную аудиторию пользователей, работающих в одной области или близких областях. Успех портала во многом зависит от точности построения модели пользователя: изучения интересов аудитории, анализа мотивов обращения пользователей к материалам портала. Помимо концентрации информационных ресурсов, отвечающих интересам пользователей, разработчики портала обязаны уделять внимание проблеме удержания пользователей, формированию постоянной Интернет-аудитории. Создание специализированных вертикальных Интернет-порталов является наиболее перспективным направлением развития ресурсной базы интернета.
В данном направлении развивается портал поддержки образовательных проектов кафедры информационных технологий в образовании ВОИП-КиПРО, размещенный по адресу www.online-festival.ru. Портал специально разработан для поддержки дистанционных региональных и межрегиональных проектов образовательного назначения.
Дистанционный проект - проект, в котором участники разделены расстоянием. Дистанционный проект отличается следующими особенностями:
- позволяет участвовать в нем заинтересованным учителям и учащимся из разных образовательных учреждений;
- меняет характер и содержание взаимодействия основных субъектов педагогического процесса, позволяет включать новые субъекты;
- открыт для участия и позволяет транслировать опыт и полученные результаты большому числу людей;
- предполагает разный уровень взаимодействия участников проекта.
К дистанционному проекту предъявляются следующие требования:
1. Широкий спектр участников.
2. Достаточно высокий темп и напряженность процесса, смена заданий и видов деятельности.
3. Подбор содержания конкурсных заданий. Высокий уровень сложности предлагаемых заданий.
4. Обязательное оценивание результатов, привлечение профессионалов для оценивания, возможность сравнить свои результаты с результатами других участников, привлечение самих участников к оценке работ. Уважительное отношение к созданным участниками проекта продуктам. Открытое и честное оценивание.
5. Соблюдение правил сетевого общения.
6. Доброжелательная атмосфера, возможность выяснить неясные моменты, получить поддержку.
7. Возможность получить новые знания, особенно у авторитетных специалистов в данной области.
8. Моделирование ситуаций, с которыми участникам придется встретиться в реальной жизни, в частности, в профессиональной деятельности.
Средством, позволяющим объединить участников проекта в современных условиях, служит web-портал проекта.
Структура web-портала поддержки дистанционных проектов имеет модульный характер, в ней могут быть выделены модули, обеспечивающие работу организаторов, участников, экспертов, наблюдателей из интернет-аудитории. На рисунке представлена модульная структура web-портала поддержки дистанционных проектов.
Модульная структура web-портала поддержки дистанционных проектов.
Обычно информация располагается на web-сервере организаторов или на любом другом сервере, который удовлетворяет следующим условиям:
- возможность постоянного доступа для всех участников проекта в течение всего времени проведения проекта;
- достаточный для задач проекта объем дисковой памяти, выделяемый на сервере, где он размещен;
- предоставление фирмой-провайдером возможностей для организации всех необходимых видов интерактивного взаимодействия.
Бесперебойное функционирование портала зависит от качества предоставляемых провайдером услуг. Удачным сочетанием интересов образовательного и бизнес-сообществ при проведении проекта выступает заинтересованность провайдера в успешном выполнении проекта, поэтому в структуре портала существенен модуль, отражающий работу провайдера. Материалы портала представлены пользователю в виде отдельных web-страниц, что позволяет легко ориентироваться в интерфейсе.
Сайт проекта должен предоставлять участникам проекта следующие возможности:
- размещение информации о проекте:
1. регламентирующие документы о проведении проекта (положение, условия оценивания конкурсов и т.п.);
2. новости;
3. учебная информация (мастер-классы, ссылки на полезные ресурсы, тесты, упражнения и т. п.);
- размещение готовых работ (хранилище файлов);
- высказывание замечаний по ходу проведения проекта (гостевая книга);
- оценивание работ (голосование);
- тематическое общение (форумы);
- опросы.
Новое содержание проекту может придать привлечение к участию педагогов и учащихся других регионов, что легко реализуется технически через web-портал. Межрегиональный характер проек-
та дает ряд существенных результатов, способствующих развитию системы образования региона:
- расширение границ педагогического и ученического сообществ;
- знакомство с опытом работы педагогов других территорий и, как следствие, включение новых подходов в профессиональную деятельность.
Актуальность проведения проектов с использованием информационных технологий подтверждается следующими положениями:
- тенденция информатизации общества - одна из ведущих мировых тенденций;
- соответствие направленности проекта с федеральной и региональной программами развития образовательной информационной среды;
- проект отвечает образовательным потребностям учителей, учащихся и образовательному заказу родителей (наиболее востребованными являются для родителей обучение иностранным языкам и информационным технологиям).
Результаты, полученные за последние годы, говорят о значительном росте ИКТ-компетентности современного учителя, о его желании и умении применять в своей профессиональной деятельности вычислительную технику, электронные ресурсы [2].
Активное участие учителей и их учащихся в проектной деятельности свидетельствует об умении применять полученные знания в действительности, самостоятельно находить полезную информацию, пользоваться сетевыми возможностями, что позволяет сделать вывод о происходящих качественных изменениях в структуре профессиональной деятельности педагога.
Литература
1. Полилова Т.А. Инфраструктура регионального образовательного Интернет-пространства//Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. физ.-мат. н. - М.: Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша, 2000. - 32 с.
2. Бачурина Л.А. Информационно-образовательный портал как среда непрерывного повышения квалификации работников образования // Информатика как педагогическая задача. Материалы второй региональной научнометодической конференции (14-15.02.02). - Воронеж: ВГУ, 2002. - С.16-19.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежский государственный технический университет
CONTROLS OF THE REMOTE EDUCATIONAL PROJECT WITH THE WEB-PORTAL
L.A. Bachurina, S.L. Podvalny, N.V. Yarchikova
In article requirements to remote educational projects are presented and the structure of a web-portal of support of such projects is presented
Key words: information system, portal, distance project