Научная статья на тему 'Формирование ИКТ-компетентности педагогов в информационной образовательной среде'

Формирование ИКТ-компетентности педагогов в информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / COMPETENCE / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL EXCURSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бачурина Л. А., Гребенникова Н. И., Кремер О. Б., Ярчикова Н. В.

В статье описаны подходы к формированию и развитию ИКТ-компетентности педагогических работников и организация деятельности педагогов в условиях введения ФГОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IT COMPETENCE OF TEACHERS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL SPACE

The paper described approaches to formation and development of IT-competence and the organization of activity of teachers in the new conditions

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ-компетентности педагогов в информационной образовательной среде»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Л.А. Бачурина, Н.И. Гребенникова, О.Б. Кремер, Н.В. Ярчикова

В статье описаны подходы к формированию и развитию ИКТ-компетентности педагогических работников и организация деятельности педагогов в условиях введения ФГОС

Ключевые слова: компетентность, образовательная среда, образовательная экскурсия

Образование призвано научить человека жить в мире, соответствующем времени. Однако мир постоянно изменяется. Изменение окружающего нас мира влечет изменение «всей совокупности убеждений, ценностей,

технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества».

В каждую эпоху складываются свои представления о том, каким должно быть образование граждан. Сегодня наблюдаются существенные, постоянно накапливающиеся изменения характера образования, что позволяет говорить о смене образовательной парадигмы.

Для современного мира характерны большие потоки информации, ускорение во времени многих процессов, вовлечение в процессы большого количества людей, наличие виртуальной реальности.

Общество предъявляет новое понимание того, что такое процесс обучения. Претерпевают значительные изменения способы усвоения учебного материала как в связи с новым пониманием процесса обучения, так и в результате появления информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для успешной реализации поставленных задач необходимы усилия в различных направлениях, основными из них являются формирование современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения и ИКТ-образование педагогических работников.

Существует много различных подходов к определению понятия «информационно-образовательная среда». Например, О.И. Соколова информационную среду вуза определяет как «одну из сторон его деятельности, включающую в себя организационно-методические средства, совокупность

Бачурина Людмила Алексеевна - ВОИПКиПРО, канд. техн. наук, доцент, тел. (473)243-77-18 Гребенникова Наталия Ивановна - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, тел. (473)243-77-18

Кремер Ольга Борисовна - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, тел. (473)243-77-18

Ярчикова Наталия Викторовна - ВГТУ, соискатель, тел. (473)243-77-18

технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации,

обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую

образовательные научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях» [1].

Е.И. Ракитина под информационной средой вуза понимает «одну из сторон его деятельности, включающую в себя организационно-методические средства, совокупность

технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации,

обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую

образовательные научные коммуникации» [2].

Под информационно-образовательной

средой образовательного учреждения системы повышения квалификации (института, академии, факультета вуза) будем понимать совокупность аппаратных и программных средств, образовательных ресурсов, позволяющих организовать процесс повышения квалификации педагогических работников в двух направлениях. Это собственно формирование и развитие ИКТ-компетентности работников, что определено требованиями к квалификационным

характеристикам педагогов, и организация деятельности педагогов в условиях введения в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов.

Процесс формирования и развития ИКТ-компетентности педагогических работников строится в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными

программами повышения квалификации педагогических работников на основе дифференцированного подхода к их формированию, что достигается через модульное построение учебной программы. Выбор определенных модулей осуществляется в соответствии с потребностями и возможностями педагогических работников. Для этого проводится анкетирование (определение потребностей) и тестирование (определение

входного уровня) педагогических работников. На основании анализа результатов анкетирования и тестирования строится профессиональная образовательная программа.

Например, программа курса

«Инновационные направления применения информационных технологий в образовательном процессе» предусматривает возможность освоения следующих направлений:

- организация проектной деятельности учащихся средствами ИКТ;

- цифровые образовательные ресурсы;

- интерактивное взаимодействие в образовательном процессе;

- современные информационные образовательные технологии;

- обзор интерактивных устройств;

Выбор варианта формирования учебного плана позволяет осуществлять личностно ориентированный подход к процессу обучения.

Например, изучение темы «Методические приемы использования интерактивных устройств в образовательном процессе» дает реальный опыт работы по организации дальнейшей деятельности педагогов в образовательном учреждении, причем изучение данной темы проводится только для слушателей, имеющих уверенный уровень использования средств ИКТ.

Напротив, слушатели с начальным уровнем владения компьютером осваивают

информационные технологии, но не изучают на

- методические приемы использования интерактивных устройств в образовательном процессе;

- приемы создания учебных видеофильмов;

- цифровое образовательное пространство современной школы как необходимое условие реализации ФГОС;

- интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса;

- разработка электронных тестирующих средств.

Программа рассчитана на 108 учебных часов, подбор учебных модулей осуществляется в зависимости от результатов анкетирования и тестирования. В таблице представлены возможные варианты построения учебной программы с указанием учебной нагрузки в часах.

первом этапе обучения программные средства разработки образовательных ресурсов.

Задача освоения приемов деятельности педагогов в современной информационной среде решается путем проведения учебных занятий на модели информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Элементами среды в данной модели выступают:

- локальная сеть образовательного учреждения с выделенным сервером;

- персональные компьютеры, планшетные компьютеры для всех участников образовательного процесса;

Уровень владения технологиями обучающихся

Направление обучения Начальный Средний вариант 1 Средний вариант 2 Средний вариант 3 Уверенны й

Цифровое образовательное пространство современной школы как необходимое 12 12 12 12 6

условие реализации ФГОС

Современные информационные образовательные технологии 48 24 24 24 12

Цифровые образовательные ресурсы 18 12 12 12 0

Организация проектной деятельности 18 12 12 12 6

учащихся средствами ИКТ

Интерактивное взаимодействие в образовательном процессе 0 6 6 6 6

Обзор интерактивных устройств в образовании 12 6 6 6 0

Методические приемы использования 0 0 0 0 18

интерактивных устройств в образовательном процессе

Разработка интерактивных презентаций 0 18 0 0 6

Приемы создания учебных видеофильмов 0 18 0 18 18

Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса 0 0 18 18 18

Разработка электронных тестирующих 0 0 18 0 18

средств

Общий объем учебной нагрузки 108 108 108 108 108

- средства, позволяющие учащимся становиться активными участниками

образовательного процесса и самим принимать участие в управлении информационными объектами.

К числу таких средств можно отнести следующее оборудование: переносная или стационарная интерактивная доска или интерактивная приставка (автономная или в составе интерактивного проектора); система интерактивного опроса; сканер; цифровой фотоаппарат; принтер; документ-камера; управляемые компьютером лего-роботы; цифровые естественнонаучные лаборатории; компьютерные классы, которые необходимы для формирования ИКТ-компетентности учащихся, что особым образом подчеркнуто в новых ФГОС.

Все эти устройства являются не только предметом изучения, но и средствами для образования. Для эффективного применения ИКТ-средств в образовательном процессе специальным образом организуется повышение квалификации педагогических работников в рамках дополнительных профессиональных образовательных программ. Это находит выражение в применении в практике обучения взрослых различных активных форм образовательной деятельности.

Одной из таких форм является проведение образовательных экскурсий. Например, для освоения нового оборудования из числа слушателей формируются проектные группы по 2-3 обучающихся и каждая группа получает и выполняет проектное задание по внедрению в образовательный процесс того или иного вида оборудования, программного средства, электронного образовательного ресурса. Тематика проектной работы предлагается преподавателем, а обучающийся имеет возможность сделать свой выбор из

предложенного набора тем.

Далее организуется процесс знакомства с выбранным типом оборудования, определяются основные возможности, специфические требования при использовании данного вида оборудования, готовится развернутый

методический материал и образовательный ресурс для данного вида оборудования.

Завершается данный вид деятельности публичным представлением результатов проектной группы по освоению данного вида оборудования. Такая форма подведения итогов проектной деятельности позволяет не только вести коллективный диалог слушателей, но и дает возможность приращения знаний у каждого участника образовательного процесса.

В дальнейшей профессиональной деятельности обучавшийся работник сможет определять целесообразность использования того или иного вида оборудования, сможет воспроизводить существующие электронные образовательные ресурсы для данного вида оборудования и создавать собственные.

Все это позволяет наиболее эффективно осваивать в процессе обучения новые технологии и инструментальные средства.

Литература

1. Соколова О.И. Основы разработки информационной среды педагогического вуза / Материалы конференции ИТО-2001, http://ito.edu.ru/2001/ito/IV/IV-0-41.html.

2. Ракитина Е.А. Информационные поля в учебной деятельности / Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова // Информатика и образование. 1999, № 1. - С. 19-25.

3. Бачурина Л. А. Многофакторная модель ИКТ-компетентности педагогического работника [Текст] / Л. А. Бачурина, Н. В. Ярчикова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. -Т. 9. - № 3.1. - С. 49-52.

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежский государственный технический университет

FORMATION OF IT COMPETENCE OF TEACHERS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL

SPACE

L.A. Bachurina, N.I. Grebennikova, O.B. Kremer, N.V. Yarchikova

The paper described approaches to formation and development of IT-competence and the organization of activity of teachers in the new conditions

Key words: competence, educational space, educational excursion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.