Научная статья на тему 'Анализ мотивации профессионального саморазвития педагога по использованию интерактивных технологий'

Анализ мотивации профессионального саморазвития педагога по использованию интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
95
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГ / САМОРАЗВИТИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATION / MOTIVATION / TEACHER / SELF-DEVELOPMENT / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / AND EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгонакова Галия Аманболдыновна, Темербекова Альбина Алексеевна

Рассматривается вопрос мотивации профессионального саморазвития педагога по использованию интерактивных технологий, раскрывается система подготовки педагога к использованию интерактивного диалога в учебной деятельности, обобщается опыт работы Горно-Алтайского государственного университета по активизации учебного процесса вуза через профессиональную переподготовку преподавателя.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгонакова Галия Аманболдыновна, Темербекова Альбина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ANALYSIS OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The article examines the question of motivation of professional self-development of teachers in the use of interactive technologies, disclosed the system of preparation of the teacher for the use of the interactive dialogue in training activities, summarize the experience of Gorno-Altaisk State University on activization of educational process of the University through training of teachers.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивации профессионального саморазвития педагога по использованию интерактивных технологий»

УДК 37:002

Г. А. Байгонакова, А. А. Темербекова

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

по использованию интерактивных технологий

Рассматривается вопрос мотивации профессионального саморазвития педагога по использованию интерактивных технологий, раскрывается система подготовки педагога к использованию интерактивного диалога в учебной деятельности, обобщается опыт работы Горно-Алтайского государственного университета по активизации учебного процесса вуза через профессиональную переподготовку преподавателя.

Ключевые слова: образование, обучение, мотивация, педагог, саморазвитие, интерактивные технологии, образовательные ресурсы.

Перед вузами стоит задача подготовки педагогов для работы в условиях решения задач модернизации российского образования, поиска оптимального сочетания в содержании образования фундаментальных научных знаний в своей и смежных областях, использования новейших образовательных технологий с формированием компетентного, ответственного, конкурентоспособного и высококультурного педагога, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1, с. 21].

В современном информационном мире важна ориентация молодежи на социальные запросы современности, оперативная реакция на изменения, способность принимать эффективные решения в системе профессионально ориентированных задач, важен «способ ориентировки в быстро меняющемся мире: на что обратить внимание в первую очередь; что наиболее востребовано в данной обстановке применительно к данному моменту; как приобрести опыт усвоения нового содержания и проверить его практически в реальной обстановке, ориентируясь на возраст, интересы личности, не разрушая, а способствуя развитию общественной целостности коллективного “организма”. Это возможно только в диалоге, коммуникации, с полным осознанием этого взаимодействия» [2, с. 153].

Информатизация процесса образования является приоритетным направлением его развития. Сегодня этот процесс приобретает междисциплинарный характер [3, с. 215]. Вошедшие в нашу жизнь такие понятия, как «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ), «новые информационные технологии обучения» (НИТ), «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД) и др., существенным образом изменили методику проведения учебных занятий в вузе. Интерактивная доска является сегодня одним из последних современных цифровых устройств класса ИКТ. Она способствует насыщению учебного материала, проста в использовании и обладает возможностью мультимедийных приложений к учебным материалам. При работе с ней преподава-

тель получает ряд дополнительных методических возможностей, таких как неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущему, что позволяет более экономично конструировать занятие, открывает широкий диапазон для педагогического поиска и моделирования проблемных учебных ситуаций.

Важно еще и то, что ИД («Умное перо») работает со множеством компьютерных программ, которые в большинстве своем преподаватель вуза уже усвоил:

- программы Microsoft Office: Microsoft Word. Microsoft Excel, PowerPoint и др.;

- графические редакторы: CorelDraw, Corel Grafigo, Microsoft Paint;

- презентационные программы: PowerPoint и другие.

С целью выяснения мотивации профессионального саморазвития педагога и уровня его подготовленности к использованию интерактивных технологий, а именно интерактивной доски в профессиональной деятельности, в 2011-2012 учебном году было проведено анкетирование, в котором участвовали преподаватели исторического, сельскохозяйственного, факультетов, преподаватели сельскохозяйственного колледжа, института повышения квалификации работников образования. Контингент опрашиваемых (47 респондентов) включал 13 % педагогов, имеющих степень кандидата наук. На начальном этапе слушателям было предложено определить уровень знаний в работе с новыми информационными технологиями. В совокупности ответы показали следующее: СХК: низкий - 45 %, средний - 36 % и высокий - 18 %; ИПКРО: низкий - 39 %, средний - 61 %; ИФ: низкий - 50 %, средний - 50 %; СХФ: низкий - 33 %, средний -50 % и высокий - 17 %.

В основе профессиональной деятельности преподавателя лежит его умение на компетентностном уровне оперировать актуальной образовательной информацией. В ФГОС третьего поколения все содержание образования строится с учетом влияния каждой темы учебного курса на формируемые ком-

петенции, которые классифицируются на две группы: общие и профессиональные.

Информационная компетентность современного специалиста прослеживается в целом ряде компетенций по соответствующим направлениям подготовки в системе высшего профессионального образования. Слушателям было предложено дать определение понятия «информационная компетентность». 53 % опрошенных затруднились дать ответ на этот вопрос. Наблюдались ответы: «умение находить информацию в любых ресурсах и использовать эту информацию», «сумма теоретических знаний и практических умений по информационным технологиям», «владение информационными технологиями», «умение работать с информацией различного уровня», «умение использовать ИКТ в работе». «умение применять знания современных информационных технологий в практике профессиональной деятельности», «способность работать в образовательной среде» и др. Однако никто из ответивших не указывает самообразование и саморазвитие как мотив работы с интерактивными технологиями, а информационную компетентность - как необходимую составляющую саморазвивающейся деятельности, лежащей в основе профессионализма.

Следует отметить, что не все педагоги могут обозначить и назвать психолого-педагогические условия, способствующие использованию информационных технологий в учебном процессе. Большинство опрашиваемых затруднились ответить на этот вопрос. Из тех, кто ответил на этот вопрос, выделяют: «отсутствие страха перед НИТ и боязни всего нового, мобильного», «способность объяснять с использованием интерактивных технологий», «владение технологиями», «информационная компетентность преподавателя», «умение передавать знания» и т. д.

На вопрос «Используете ли Вы информационно-коммуникативные технологий в своей профессиональной деятельности?» получены следующие ответы: 68 % преподавателей вуза используют ИКТ при подготовке к занятиям, они же (68 %), по всей вероятности, используют их на учебных занятиях, и лишь 40 % опрошенных применяют в самообразовательной деятельности. В нашем понимании самообразовательная деятельность является основной неартикулируемой (непроговариваемой, недемонстрируемой) частью деятельности педагога, лежащей в основе его профессионализма.

В качестве средств интерактивных компьютерных технологий преподаватели называют: интерактивную доску - 19 %; электронные учебники -30 %; электронные презентации - 89 %; мультимедийные диски - 53 %; специализированные программы (не указывают, какие) - 26 %; интернет -72 % опрошенных нами преподавателей. В связи с

самым низким процентом нас заинтересовал вопрос, что понимают преподаватели вуза под интерактивной доской. Как оказалось, 41 % опрошенных не смогли ответить, а остальные давали следующие ответы: интерактивная доска - это «монитор, доска, компьютер, на которой можно писать карандашом», «электронный доступ к различным информационным ресурсам в виде экранного изображения», «интересная, функциональная, наглядная работа», «проекция с ноутбука или компьютера», «средство информационных технологий (компьютер увеличенного масштаба», «электронная доска с широкими демонстрационными возможностями», «мультимедийное, многофункциональное устройство для обучения аудитории на основе информационных технологий», «компьютерный экран с большими размерами», «техническое средство обучения, позволяющее разнообразить учебный процесс», «проекция с ноутбука» и др.). В целом из ответов наблюдается вполне правильная общая позиция: интерактивная доска - это лишь средство обучения, а не панацея от всех педагогических проблем.

Как оказалось, лишь 23 % респондентов имеют опыт работы с интерактивной доской, а каждый третий (31 %) совсем не работал либо имеет небольшую практику ее применения в профессиональной деятельности.

У любого нового явления есть свои сторонники и противники, что напрямую зависит от его преимуществ и недостатков. На вопрос о преимуществах и недостатках использования интерактивной доски 41 % опрошенных затруднились ответить. Почти половина (44 %) из ответивших в качестве преимуществ использования интерактивной доски указывают: наглядность, информативность, интерактивность, мобильность, развитие личности, включение студентов в активную работу, возможность импровизаций, возможность более полного представления наглядного материала, чистые от мела руки, занимательность занятия, возможность быстро изменять наглядность, эффективное и качественное проведение занятий. В качестве недостатков выделяют: временные затраты, слабый контакт (неточное попадание), возможность технического сбоя в работе и др.

На вопрос, касающийся регулярности использования интерактивной доски в своей работе, лишь 23 % (почти каждый пятый педагог) используют интерактивную доску ежедневно в трех ключевых направлениях ее применения: а) при презентации, демонстрациях и моделировании; б) с целью повышения активности обучающихся на учебных занятиях; в) для увеличения темпа учебного занятия. Большинство (36 %) преподавателей используют интерактивную доску всего лишь 1-2 раза в месяц.

Одним из вопросов анкеты с преподавателями был вопрос о связи между их самообразовательной деятельностью и использованием интерактивных технологий в профессиональной деятельности. При ответе на вопрос «Какую роль в самообразовательной деятельности играет, на ваш взгляд, использование интерактивных технологий в учебном процессе?» 23 % опрошенных не нашли никакой связи. 31 % респондентов обозначили достаточно большую связь между самообразованием педагога и последующим учебным процессом в образовательном учреждении, более того, 13 % определили ее как «первостепенную».

Результаты проведенного анкетирования легли в основу деятельности вуза по организации обучения преподавателя. В Горно-Алтайском государственном университете проблема подготовки преподавателя к использованию в образовательном процессе вуза интерактивной доски решается путем проведения курсов повышения квалификации. Учебные занятия, организованные Научно-исследовательской лабораторией «Инновационные образовательные технологии» (НИЛ ИОТ) при поддержке Управления информатизации, были проведены комплексно, одновременно для четырех групп слушателей.

В программу курсов повышения квалификации были включены теоретические и практические занятия по темам: «Этапы информатизации высшего образования»; «Основы информационной культуры преподавателя вуза»; «Smart-технологии в системе образования»; «Интерактивное оборудование и его виды»; «Интерактивная доска и ее возможности в учебном процессе»; «Программное обеспечение для работы с ИД»; «Работа в программе Smart Notebook 10»; «Работа с интерактивными объектами»; «Технологии подготовки и разработки образовательных электронных материалов с использованием ИД»; «Технология разработки, сбор-

ка и отладка учебно-методических материалов для ИД»; «Психолого-педагогические основы использования ИД в образовательном процессе»; «Методы оценки качества учебных материалов с использованием ИД»; «Проектирование образовательной деятельности и учебного занятия с использованием ИД»; «Электронные образовательные ресурсы и их применение в учебном процессе вуза: ресурсная база по интерактивной доске и возможности ее поиска в сети Интернет».

Слушатели познакомились с основными принципами и приемами работы на интерактивной доске, алгоритмами проектирования учебных занятий с использованием интерактивной доски, научились разрабатывать проекты и использовать готовые электронные учебные материалы для создания интерактивных презентаций. Они научились также анализировать и проводить экспертизу программно-педагогических средств учебного назначения по соответствующим критериям и показателям.

В рамках проектной деятельности слушателями созданы учебные проекты по преподаваемым предметным дисциплинам, что естественным образом пополнит методическую копилку образовательного учреждения и поможет педагогу адаптироваться к новым образовательным технологиям. Вместе с профессиональным опытом преподаватели получили информационную базу предметных приложений, которые будут использовать в профессиональной деятельности и в целях дальнейшего самообразования и самосовершенствования педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В федеральных образовательных стандартах третьего поколения прописана новая компетен-тностная парадигма, которая предполагает не только передачу глубоких знаний, но и формирование таких умений и навыков личности, потребность в которых порождается именно информационным обществом [4, с. 41].

Список литературы

1. Серякова С . Б . Развитие конкурентоспособности высшего образования // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'12: сб . науч . тр . № 4 (12) . Горно-Алтайск: РИО ГАГУ . 2012 . С . 18-21.

2 . Темербекова А. А ., Вторушина Е . В . Междисциплинарный характер процесса саморазвития личности // XII Сатпаевские чтения: матери-

алы Междунар . науч . конф . молодых ученых, студентов и школьников . Павлодар . 2012 . Т . 17 . С . 214-216 .

3 . Лященко Ю . А. Возможности новой образовательной парадигмы в информационном обществе . Информация и образование: границы

коммуникаций INFO'12: сб. науч . тр . № 4 (12) . Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. 2012 . С . 41-43 .

4 . Люрья Н . А. Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk

State Pedagogical University Bulletin) . Вып . 13 (115) . 2011. С . 151-155 .

Байгонакова Г. А., аспирант.

Горно-Алтайский государственный университет.

Ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Республика Алтай, Россия, 649000.

Темербекова А. А., доктор педагогических наук, профессор.

Горно-Алтайский государственный университет.

Ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Республика Алтай, Россия, 649000.

E-mail: tealbina@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 14.09.2012.

G. A. Baigonakova, A A Temerbekova

THE ANALYSIS OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE USE OF INTERACTIVE

TECHNOLOGIES

The article examines the question of motivation of professional self-development of teachers in the use of interactive technologies, disclosed the system of preparation of the teacher for the use of the interactive dialogue in training activities, summarize the experience of Gorno-Altaisk State University on activization of educational process of the University through training of teachers.

Key words: education, motivation, teacher, self-development, interactive technologies, and educational resources.

Baigonakova G. A.

Gorno-Altaisk State University.

Ul. Lenkina, 1, Gorno-Altaisk, Altai Republic, Russia, 649000.

Temerbekova A. A.

Gorno-Altaisk State University.

Ul. Lenkina, 1, Gorno-Altaisk, Altai Republic, Russia, 649000.

E-mail: tealbina@yandex.ru.