УДК 37:001.4; 37(03); 37(075)
Temerbekova A.A., Chugunova I.V, Baigonakova G.A. TECHNOLOGY OF DIAGNOSTICS OF GRAPHIC CULTURE OF THE BEING TRAINED. In this work concept «the graphic culture» is considered as a component of improvement of process of perception of educational information.
Key words: graphic culture, graphic language, educational process.
А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected];
И.В. Чугунова, канд пед. наук, доц.. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected];
Г.А. Байгонакова, ассистент, аспирант, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected].
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ*
В данной работе понятие «графическая культура» рассматривается как компонент улучшения процесса восприятия учебной информации.
Ключевые слова: графическая культура, графический язык, образовательный процесс.
Анализ изучения трудов Г.А. Владимирского, В.В. Добровольского, Е.В. Кондратьевой, Е.И. Корзиновой, А.А. Павловой,
В.Ю. Приходова, И.Б. Сафонова, Н.Ф. Четверухина, И.Ф. Ша-рыгина и других российский ученых позволил выявить, что основными средствами процесса формирования графической культуры обучающихся являются компьютерная графика, учебная наглядность (чертежи, графики и др.), графический язык (международный язык общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передаче и хранении разнообразной информации), материалы межпредметного характера, содержание учебных предметов (графика, геометрия, черчение и др.) [1].
Формирование графической культуры обучающихся в образовательной практике находится на достаточно низком уровне, что требует необходимости проведения организационно-педагогических мероприятий по ее формированию.
Под формированием графической культуры обучающихся понимается специально организованный педагогический процесс, направленный на приобретение обучающимися совокупности личностных достижений в области освоения и применения графических методов и способов преобразования информации. К таковым относятся:
- оперирование терминологией в процессе перехода от словесного описания к графическим объектам и наоборот;
- владение современными информационными технологиями при построении графических изображений;
- применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации;
- владение алгоритмами построения графических объектов и составлением обобщенных алгоритмов;
- развитие пространственного мышления, пространственного воображения и пространственного представления;
- владение техникой построения и чтения графических преобразований информации.
В качестве основополагающих определены следующие принципы формирования графической культуры обучающихся: принцип наглядности, предполагающий улучшение процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала; принцип системности графических знаний, представляющий поэтапный процесс приобретения обучающимися учебной графической информации; компьютеризации обучения, означающий использование персональных компьютеров в процессе формирования графической культуры обучающихся; практической направленности, ориентированный на применение на практике совокупности личных достижений обучающихся в области освоения графических методов и способов преобразования информации, с целью улучшения процесса восприятия учебной информации; принцип индивидуально-творческого подхода, означающий удовлетворение интересов и потребностей каждого обучающегося в индивидуальной и коллективной творческой деятельности по созданию творческих проектов.
Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими формирование графической культуры обучающихся, являются:
- приоритет графической деятельности в учебном процессе, процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменении имеющихся; визуальной деятельности, вида деятельности, направленного на получение информации, воспринимаемой через зрение (схемы, таблицы, чертежи и др.), и понятийно-терминологической деятельности, направленной на формирование у обучающихся понятийно-терминологического словаря, свидетельствующего о достаточно высо-
ком уровне овладения учебным материалом (структурные схемы, чтение чертежей и др.);
- ориентация на творческую деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на создание и преобразование новой графической информации и предполагающая самоорганизацию обучающихся (разработка творческих проектов - самостоятельно созданных обучающимися презентаций по любой учебной дисциплине с обязательным использованием чертежей, схем, таблиц и др.);
- использование информационных и интерактивных технологий в учебном процессе, предполагающее реализацию деятельности по преобразованию информации и применению информационных и интерактивных технологий;
- подготовка преподавателя к формированию графической культуры обучающихся, направленная на повышение квалификации по образовательным программам;
- ресурсное обеспечение процесса формирования графической культуры обучающихся, которое сосредоточено на практической реализации учебно-методического комплекса и направлено на формирование графической культуры обучающихся [2].
Анализ психолого-педагогической литературы (А.Д. Ботвинников, М.В. Лагунова, Б.Ф. Ломов, В.П. Молочков, Н.Ф. Четверу-хин, И.С. Якиманская и др.) позволил определить критерии сфор-мированности графической культуры обучающихся [3]. К ним относятся: оперирование терминологией в процессе перехода от словесного описания к графическим объектам и наоборот; владение современными информационными и интерактивными технологиями при построении графических изображений; применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации; владение алгоритмами построения графических объектов и составлением обобщенных алгоритмов; развитие пространственного мышления, пространственного воображения и пространственного представления; владение техникой построения и чтения графических преобразований информации. Сформированность каждого из критериев оценивается тремя уровнями (низким, средним и высоким). Результативность сформированности графической культуры оценивается также по трем уровням: критическому, допустимому, оптимальному.
Цель и задачи опытно-экспериментальной работы включали проверку правильности предположений о графических методах и способах преобразования информации, обеспечивающих формирование графической культуры обучающихся. Цель опытно-экспериментальной работы заключается в том, чтобы убедиться на практике в эффективности сконструированной модели формирования графической культуры обучающихся и результативности, выявленных в ходе исследования организационнопедагогических условий, которые обеспечивают формирование графической культуры обучающихся. Достижение цели осуществляется с помощью методов анкетирования, тестирования, бесед. Решались следующие задачи: изучение состояния и развития проблемы формирования графической культуры обучающихся в условиях современного образовательного процесса; разработка учебно-методического комплекса для учителей и студентов по формированию графической культуры обучающихся в обучении; исследование содержания учебного материала, направленного на преобразование информации в условиях предлагаемой те методики; проверка эффективности предлагаемой модели по формированию графической культуры обучающихся. Реализация модели формирования графической культуры обучающихся включала в себя четыре этапа: подготови-
тельный, теоретический, практический, аналитический. Подроб- эксперимента по каждому этапу представлено в тексте моно-ное описание видов деятельности участников педагогического графии.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта №12-16-04001. Библиографический список
1. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры обучающихся / А.А. Темербекова, Г.А. Байгонакова, И.В. Чугунова. - Горно-Алтайск, 2012.
2. Чугунова, И.В. Роль графической культуры в профессиональной подготовке студентов / И. В. Чугунова, А. А. Темербекова // Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста: материалы международной конф. / под ред. В.А. Дмитриенко, А.А. Степанова. - Томск, 2004.
3. Чугунова, И.В. Графическая культура как активное средство обучения // Наука. Культура. Образование. - 2004. - № 15-16.
4. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры личности в условиях информационно-коммуникационных технологий // Формирование научной картины мира человека XXI века: материалы международной научно-практич. конф. / под ред. А.В. Петрова. -Горно-Алтайск, 2007.
Bibliography
1. Chugunova, I.V. Formirovanie graficheskoyj kuljturih obuchayuthikhsya / A.A. Temerbekova, G.A. Bayjgonakova, I.V. Chugunova. - Gorno-Altayjsk, 2012.
2. Chugunova, I.V. Rolj graficheskoyj kuljturih v professionaljnoyj podgotovke studentov / I. V. Chugunova, A. A. Temerbekova // Problemih formirovaniya i razvitiya filosofskoyj i pedagogicheskoyj kuljturih specialista: materialih mezhdunarodnoyj konf. / pod red. V.A. Dmitrienko, A.A. Stepanova. - Tomsk, 2004.
3. Chugunova, I.V. Graficheskaya kuljtura kak aktivnoe sredstvo obucheniya // Nauka. Kuljtura. Obrazovanie. - 2004. - № 15-16.
4. Chugunova, I.V. Formirovanie graficheskoyj kuljturih lichnosti v usloviyakh informacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj // Formirovanie nauchnoyj kartinih mira cheloveka XXI veka: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / pod red. A.V. Petrova. - Gorno-Altayjsk, 2007.
Статья поступила в редакцию: 30.08.12
УДК 37:001.4; 37(03); 37(075)
Temerbekova A.A, Chugunova I.V, Baigonakova G.А. INTERACTIVE DIALOGUE: CONCEPTS AND DEFINITIONS. The work deals with the main approaches to the concept of the interactive dialogue in the interim scientific literature, the semantic component of this concept, as well as the resources of a network the Internet, revealing the contents and meaning of the conceptual-terminological base of the investigated phenomenon.
Key words: dialogue, learning, interactivity, communication, information-informational processes, information.
А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected];
И.В. Чугунова, канд пед. наук, доц.. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected];
Г.А. Байгонакова, ассистент, аспирант, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected].
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ: ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ*
В работе рассмотрены основные подходы к понятию интерактивный диалог в современной научной литературе, семантическая составляющая данного понятия, а также ресурсы сети интернет, раскрывающие содержание и смысл понятийнотерминологической базы исследуемого явления.
Ключевые слова: диалог, обучение, интерактивность, коммуникация, информационные процессы, информация.
Согласно группы ресурсов семиологической информационной системы «Визуальный словарь», для каждого слова строится его понятийное окружение, позволяющее как с первого взгляда понять смысл этого слова через определяющие термины, так и быстро перейти на определяющее слово, смысл которого требуется узнать. Таким образом, перемещаясь по семантическому окружению слова, с помощью визуального интерфейса, можно быстро ознакомиться с требуемой предметной областью.
и аппаратных средств, обеспечивающая диалоговый режим взаимодействия пользователя с исполняемой программой.
Множественное рассмотрение понятия диалога с различных точек зрения показало, что нам близка философская точка зрения, которая совпадает с нашей позицией понимания диалога как педагогического явления. Так, философы понимают «диалог» (греч. dialogos - беседа) как взаимодействие между ком-муницирующими сторонами, посредством которого происходит
Разберемся первоначально с тем, что такое диалог. Следует отметить, что семантические связи представленного термина сформированы на базе анализа данных сети Интернет. Так, диалог (dialog) - двусторонний обмен информацией и управляющими сигналами между человеком и компьютером в форме вопросов и ответов в темпе, удобном для человека [1]. Здесь подразумевается диалог компьютеризированный, в котором пользователь ведет диалог с помощью клавиатуры, мыши или микрофона, т.е. программа выводит информацию на экран дисплея. Учитывая, что существуют различные устройства ввода или вывода информации, существуют и разные механизмы организации такого компьютерного диалога. Близко к понятию диалога понятие диалоговой системы (dialog system, conversational system) [2], которая рассматривается как система программ
понимание [3]. Последнее происходит как выбор обеими сторонами совместного ориентира взаимодействия. Ну а если обратиться к истории философского знания, то зарождение философии, развитие ее основных теоретических направлений, напрямую связано с диалогом. И в современном философском знании, для развития современных философских концепций, диалогическое знание, базой которого считаются работы Бердяева, Франка, Бубера и др., не только развивает теорию философии, но и является основополагающим ориентиром для ее практического применения. Недаром в материалах из Википедии - свободной энциклопедии - рассматривает диалог в обыденном и философском аспектах. Так, диалог (греч. ДюЛоуо? первоначальное значение - разговор, беседа двух людей) в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или