Научная статья на тему 'Интерактивный диалог: понятия и определения'

Интерактивный диалог: понятия и определения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИЯ / DIALOGUE / LEARNING / INTERACTIVITY / COMMUNICATION / INFORMATION-INFORMATIONAL PROCESSES / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А. А., Чугунова И. В., Байгонакова Г. А.

В работе рассмотрены основные подходы к понятию интерактивный диалог в современной научной литературе, семантическая составляющая данного понятия, а также ресурсы сети интернет, раскрывающие содержание и смысл понятийнотерминологической базы исследуемого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE DIALOGUE: CONCEPTS AND DEFINITIONS

The work deals with the main approaches to the concept of the interactive dialogue in the interim scientific literature, the semantic component of this concept, as well as the resources of a network the Internet, revealing the contents and meaning of the conceptual-terminological base of the investigated phenomenon.

Текст научной работы на тему «Интерактивный диалог: понятия и определения»

тельный, теоретический, практический, аналитический. Подроб- эксперимента по каждому этапу представлено в тексте моно-ное описание видов деятельности участников педагогического графии.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта №12-16-04001. Библиографический список

1. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры обучающихся / А.А. Темербекова, Г.А. Байгонакова, И.В. Чугунова. - Горно-Алтайск, 2012.

2. Чугунова, И.В. Роль графической культуры в профессиональной подготовке студентов / И. В. Чугунова, А. А. Темербекова // Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста: материалы международной конф. / под ред. В.А. Дмитриенко, А.А. Степанова. - Томск, 2004.

3. Чугунова, И.В. Графическая культура как активное средство обучения // Наука. Культура. Образование. - 2004. - № 15-16.

4. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры личности в условиях информационно-коммуникационных технологий // Формирование научной картины мира человека XXI века: материалы международной научно-практич. конф. / под ред. А.В. Петрова. -Горно-Алтайск, 2007.

Bibliography

1. Chugunova, I.V. Formirovanie graficheskoyj kuljturih obuchayuthikhsya / A.A. Temerbekova, G.A. Bayjgonakova, I.V. Chugunova. - Gorno-Altayjsk, 2012.

2. Chugunova, I.V. Rolj graficheskoyj kuljturih v professionaljnoyj podgotovke studentov / I. V. Chugunova, A. A. Temerbekova // Problemih formirovaniya i razvitiya filosofskoyj i pedagogicheskoyj kuljturih specialista: materialih mezhdunarodnoyj konf. / pod red. V.A. Dmitrienko, A.A. Stepanova. - Tomsk, 2004.

3. Chugunova, I.V. Graficheskaya kuljtura kak aktivnoe sredstvo obucheniya // Nauka. Kuljtura. Obrazovanie. - 2004. - № 15-16.

4. Chugunova, I.V. Formirovanie graficheskoyj kuljturih lichnosti v usloviyakh informacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj // Formirovanie nauchnoyj kartinih mira cheloveka XXI veka: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / pod red. A.V. Petrova. - Gorno-Altayjsk, 2007.

Статья поступила в редакцию: 30.08.12

УДК 37:001.4; 37(03); 37(075)

Temerbekova A.A, Chugunova I.V, Baigonakova G.A. INTERACTIVE DIALOGUE: CONCEPTS AND DEFINITIONS. The work deals with the main approaches to the concept of the interactive dialogue in the interim scientific literature, the semantic component of this concept, as well as the resources of a network the Internet, revealing the contents and meaning of the conceptual-terminological base of the investigated phenomenon.

Key words: dialogue, learning, interactivity, communication, information-informational processes, information.

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru; И.В. Чугунова, канд пед. наук, доц.. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: chugirina@yandex.ru;

Г.А. Байгонакова, ассистент, аспирант, г. Горно-Алтайск, E-mail: galyaab@mail.ru.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ: ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ*

В работе рассмотрены основные подходы к понятию интерактивный диалог в современной научной литературе, семантическая составляющая данного понятия, а также ресурсы сети интернет, раскрывающие содержание и смысл понятийнотерминологической базы исследуемого явления.

Ключевые слова: диалог, обучение, интерактивность, коммуникация, информационные процессы, информация.

Согласно группы ресурсов семиологической информационной системы «Визуальный словарь», для каждого слова строится его понятийное окружение, позволяющее как с первого взгляда понять смысл этого слова через определяющие термины, так и быстро перейти на определяющее слово, смысл которого требуется узнать. Таким образом, перемещаясь по семантическому окружению слова, с помощью визуального интерфейса, можно быстро ознакомиться с требуемой предметной областью.

и аппаратных средств, обеспечивающая диалоговый режим взаимодействия пользователя с исполняемой программой.

Множественное рассмотрение понятия диалога с различных точек зрения показало, что нам близка философская точка зрения, которая совпадает с нашей позицией понимания диалога как педагогического явления. Так, философы понимают «диалог» (греч. dialogos - беседа) как взаимодействие между ком-муницирующими сторонами, посредством которого происходит

Разберемся первоначально с тем, что такое диалог. Следует отметить, что семантические связи представленного термина сформированы на базе анализа данных сети Интернет. Так, диалог (dialog) - двусторонний обмен информацией и управляющими сигналами между человеком и компьютером в форме вопросов и ответов в темпе, удобном для человека [1]. Здесь подразумевается диалог компьютеризированный, в котором пользователь ведет диалог с помощью клавиатуры, мыши или микрофона, т.е. программа выводит информацию на экран дисплея. Учитывая, что существуют различные устройства ввода или вывода информации, существуют и разные механизмы организации такого компьютерного диалога. Близко к понятию диалога понятие диалоговой системы (dialog system, conversational system) [2], которая рассматривается как система программ

понимание [3]. Последнее происходит как выбор обеими сторонами совместного ориентира взаимодействия. Ну а если обратиться к истории философского знания, то зарождение философии, развитие ее основных теоретических направлений, напрямую связано с диалогом. И в современном философском знании, для развития современных философских концепций, диалогическое знание, базой которого считаются работы Бердяева, Франка, Бубера и др., не только развивает теорию философии, но и является основополагающим ориентиром для ее практического применения. Недаром в материалах из Википедии - свободной энциклопедии - рассматривает диалог в обыденном и философском аспектах. Так, диалог (греч. ДюЛоуо? первоначальное значение - разговор, беседа двух людей) в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или

письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации. Причем, традиционно противопоставляется монологу. Так, диалог - философское понятие, имеющее значение для социальных и гуманитарных наук, тип коммуникации. Он часто используется в классической греческой и индийской литературе. Кроме того, диалог иногда используется в художественных целях, например, мы встречаем их при передаче философских идей, например, диалоги Платона.

Рассмотрим педагогический аспект диалога. В современном мире, с приходом в образовательную сферу информационных технологий часто используют словосочетание «интерактивный диалог». Существуют специальные диалоговые системы, позволяющие настроить диалог на потребности и стиль работы конкретного пользователя. При участии в диалоге опытного пользователя он управляется преимущественно человеком, в противном случае управление берет на себя компьютер.

Прежде всего, следует сказать, что первоначальное понимание интерактивного диалога не связано с компьютерными технологиями обучения. Ранее под интерактивным диалогом понималось диалог, в котором происходит активный обмен информацией, в процессе которого происходит активное изучение учебного материала по предмету. Так, например, «интерактивный диалог» рассматривают как способ взаимодействия обучающегося с программой обучения [4]. Поясняется, что в отличие от диалога, который предполагает заранее планируемые ответы на текстовые команды, при интерактивном диалоге предусматриваются возможности реализации программы в произвольной форме, в результате чего обеспечивается выбор вариантов ответа и режима работы.

Характеристика педагогического смысла интерактивного диалога показывает, что встречается словосочетание «интерактивное обучение» (от англ. ^ега^оп - взаимодействие). Оно представляет собой обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением либо образовательной средой, которая служит областью осваиваемого учебного опыта. В этом смысле обучающийся становится полноправным участником учебного процесса, а учитель не даёт готовых знаний, а побуждает участников к самостоятельному поиску, в результате чего в сравнении с традиционным обучением интерактивное обучение раскрывает новые позиции учебного процесса. Педа-

гог здесь выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации [5].

С другой стороны, понятие «интерактивный диалог» в семиологической информационной системе «Визуальный словарь» рассматривается как взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся, в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы [6].

К понятию диалога близко понятие коммуникации. Коммуникация (от лат. соттитса^о - сообщение, передача и от «соттитсаге» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Под коммуникацией понимают научную дисциплину (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная наука и даже - коммуни-кология (И.П. Яковлев), коммуникативистика или коммуникати-ка, а также метадискурс (Р. Крэйг), о процессе коммуникации или, как говорят иначе, - взаимодействия. Коммуникацию понимают в качестве первоосновы для любых процессов жизни человека и общества, а также сам этот процесс и его результаты [6]. Согласно С.В. Борисневу, под коммуникацией понимается социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения с помощью разных коммуникативных средств [7]. Еще одним важным понятием является понятие интерактивности, здесь понимается диалог юзера с Интернетом, где на каждую команду следует моментальный ответ. Иначе это можно рассматривать как взаимодействие человека и чего-либо (или кого-либо) посредством Интернета. Интерактивность имеет такую характеристику как степень, иначе - показатель того, как быстро юзер может добиться своей цели в Интернете. Степень интерактивности характеризует также комфортность использования тех или иных служб (почты, форума и т.д.). В данном случае степень интерактивности это аналог такого понятия как «удобство интерфейса». Элементами интерактивности в этом случае выступают все функции сайта, которые обеспечивают взаимодействие конкретного человека с сайтом или другими людьми [8].

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта №12-16-04001. Библиографический список

1. Диалог // Визуальный словарь [Э/р]. - Р/д: http://vslovar.ru/comp/274.html

2. Диалоговая система // Визуальный словарь [Э/р]. - Р/д: http://vslovar.ru/comp/275.html

3. Интерактивное обучение [Э/р]. - Р/д: http://vslovar.ru/fil/372.html

4. Интерактивный диалог [Э/р]. - Р/д: http://www.elective.ru/lit/index.phtml

5. Интерактивное обучение [Э/р]. - Р/д: http://www.ped.vslovar.ru/762.html

6. Интерактивный диалог [Э/р]. - Р/д: attachment:/447/763.html

7. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации. - СПб., 2011.

8. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

Bibliography

1. Dialog // Vizualjnihyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://vslovar.ru/comp/274.html

2. Dialogovaya sistema // Vizualjnihyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://vslovar.ru/comp/275.html

3. Interaktivnoe obuchenie [Eh/r]. - R/d: http://vslovar.ru/fil/372.html

4. Interaktivnihyj dialog [Eh/r]. - R/d: http://www.elective.ru/lit/index.phtml

5. Interaktivnoe obuchenie [Eh/r]. - R/d: http://www.ped.vslovar.ru/762.html

6. Interaktivnihyj dialog [Eh/r]. - R/d: attachment:/447/763.html

7. Gavra, D.P Osnovih teorii kommunikacii. - SPb., 2011.

8. Borisnyov, S.V. Sociologiya kommunikacii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию: 30.08.12

УДК 159.922.72

Trotsenko S.N. EVEL ANALYSIS OF THE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT. The article presents the results of studying the level of the formation of the components of the educational activity of younger schoolchildren with delay of mental development. Carried out the diagnostics of the components of the training activities: educational-cognitive interests, goal-setting, training actions, monitoring and evaluation.

Key words: younger school age, a delay of mental development, training activities, the components of educational activities, educational-cognitive interest, goal setting, training actions, monitoring, evaluation.

С.Н. Троценко, аспирант каф. коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского гос. педагогического института, заместитель директора по воспитательной работе МОУ Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга», г. Шадринск, E-mail: julija-trc@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.