Научная статья на тему 'Основы самообразовательной деятельности личности в контексте исторических форм развития науки'

Основы самообразовательной деятельности личности в контексте исторических форм развития науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ГЕНЕЗИС ФОРМ РАЗВИТИЯ НАУКИ / SELF-EDUCATION / THE GENESIS OF SCIENCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова Альбина Алексеевна, Алькова Людмила Александровна

Описываются результаты комплексного анализа сущностных характеристик самообразования в различные периоды развития науки, в том числе и в рамках информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темербекова Альбина Алексеевна, Алькова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS OF PERSONALITY INDEPENDENT EDUCATION IN THE CONTEXT OF HISTORICAL FORMS OF SCIENCE

This paper describes the results of the comprehensive analysis of the essential characteristics of self-education in various periods of development of science, including in the information society.

Текст научной работы на тему «Основы самообразовательной деятельности личности в контексте исторических форм развития науки»

УДК 371.1

А. А. Темербекова, Л. А. Алькова

ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Описываются результаты комплексного анализа сущностных характеристик самообразования в различные периоды развития науки, в том числе и в рамках информационного общества.

Ключевые слова: самообразование, генезис форм развития науки.

В современном мире высокая скорость развития науки, особенно в области новых информационных технологий, делает знания, полученные специалистами в вузе, быстро устаревающими, что ориентирует на острую необходимость формирования самообразовательной компетентности. С одной стороны, вхождение России в Болонский процесс актуализировало подготовку компетентных специалистов. В связи с чем усилилась роль самообразовательной компетентности студентов вуза, так как акценты переносятся из области репродуктивного образования в область самостоятельной познавательной активности. С другой стороны, работодатели хотят видеть на производстве специалистов, способных самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, при необходимости приобретая недостающие знания, умения и навыки без отрыва от производства. Таким образом, необходимость исследования самообразовательной компетентности диктуется сегодня как внутренними (профессионально-педагогическими, социально-педагогическими и др.), так и внешними (экономическими, социокультурными и др.) к сфере образования требованиями. В данной статье раскроем историко-философский аспект понятия самообразовательной компетентности и ее сущность в контексте исторических форм развития науки.

Следует отметить, что понятие «самообразовательная компетентность» стало использоваться в образовании в 1970-х гг. в США (Массачусетский университет) в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике [1].

Исторический анализ понятия «самообразование» позволил рассмотреть его в разных качествах. В научной теории выделяют шесть стадий развития науки: древняя преднаука (Вавилон, Шумеры, Др. Египет), античная (VII в. до н. э. - III в. н. э.), средневековая (IV-XVI вв.), классическая (XVII-Х!Х вв.), неклассическая (нач. XX в. - 1970-е гг.) и постнеклассическая наука (1970-е гг. - настоящее время) [2].

На этапе древней преднауки познавательная деятельность развивалась в русле практической направленности. В этой связи можно говорить лишь

об элементах самообразования, которые проявлялись в процессе вырабатывания знаний с помощью популярных индуктивных обобщений и непосредственного практического опыта. В дальнейшем знания передавались по принципу наследственного профессионализма (от младшего к старшему внутри касты) в виде правил и способов решения конкретных задач.

Античная наука была персонифицирована. Выделяют три первые научные программы: демокри-товская, платоновская и аристотелевская [3]. Рассмотрим наиболее ярких представителей. С процессом познания самого себя, построением своего нравственного облика связывал понятие «самообразование» Сократ (469-399 гг. до н. э.). В этом ему виделась основа самосовершенствования личности и источник человеческого счастья [4]. Применяемый Сократом метод «эвристической беседы», иначе сократический метод, способствовал познанию самого себя, развитию критического мышления и познавательной активности личности, что является фундаментальной базой самообразовательной деятельности. Ученик Сократа Платон (427347 гг. до н. э.) также делал акцент на внутреннем мире человека. В диалоге «Федон» он развивает идею о том, что задача человека состоит в освобождении души от всего телесного, для этого необходимо сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным [5]. Связь самообразования со становлением личности человека видел Демокрит (460-370 гг. до н. э.), утверждая, что ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться, акцентируя тем самым внимание на особой роли самообразования. И наконец, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) признавал смысл жизни в работе, направленной на достижение основ мироздания и творческое самосовершенствование личности.

Анализ позиций ученых Античности на предмет самообразования позволяет сделать выводы, что античная наука стала научным фундаментом и оказала существенное влияние на развитие самообразования человека, связывая самообразование с процессом познания самого себя, нравственного самосовершенствования, самовоспитания, поиском истины и новых знаний.

Дальнейшее изучение обозначенного выше феномена показало, что в Средние века самообразование было тесно связано с христианской религией. Первоначально необходимо было познать Бога, затем познать себя и только на третьем месте познание природы путем изучения уже данного человечеству священного писания. Таким образом, средневековое самообразование было направлено на прояснение и истолкование уже данной людям божественной истины. Однако, наряду с религиозной самообразовательной деятельностью личности, существовало и светское самообразование посредством книжной и письменной культуры, а также межличностной коммуникации. Появление книг в этот период способствовало зарождению самообучающейся деятельности.

В XI в. в Болонье был открыт первый университет, а к концу XV в. их в Европе насчитывалось 86. Ускоренными темпами начала развиваться система образования. В обществе формировался высокий статус образованности, что повлияло и на развитие самообразовательной деятельности. Самообразование становилось неоднородным и зависело от статуса личности, характера труда и вида экономической деятельности. На этом этапе самообразование исследовалось в контексте общих вопросов обучения и воспитания.

Пьер Абеляр (1079-1142) пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования и самообразования, утверждая, что знание - это результат самостоятельной работы, вдохновлял учеников на творчество.

М. Э. Монтень (1533-1592) определил задачу образования и самообразования как постоянное совершенствование «внутренне умственных сил», выработку устойчивых навыков самостоятельного мышления. Он считал, что обучающийся сам выносит свои суждения и выводы об истинности доставляемых чувствами и ощущениями знаний, основываясь на критическом анализе. «Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносит... ученик же, если это будет ему по силам, пусть сделает выбор самостоятельно или, по крайней мере, останется при сомнении» [6, с. 122]. В работе «Опыты» М. Э. Мон-тень написал главу «О книгах», где проанализировал наиболее важные и значимые, на его взгляд, литературные произведения, которые он считал эффективным способом «развивать свои мысли и понятия» [там же, с. 228]. В этом прослеживается качественно новое понимание самообразования: оно стало рассматриваться как самосозидательная деятельность человека.

Т. Мор (1478-1535) провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образова-

ния для мужчин и женщин, говорил о широкой организации самообразования, разностороннем развитии личности и просвещении взрослых. В «Утопии» ярко выделяются мысли об отношении человека к наукам и учению, постоянном добровольном самообразовании граждан независимо от рода их основных занятий. По мнению Мора, все мужчины и женщины до начала шестичасового рабочего дня должны посещать различные лекции и занятия, после которых поощряются различные дополнительные занятия, дающие возможность совершенствоваться в различных науках и искусствах [7]. Таким образом, автор отдает должное самообразованию, хоть и ставит ученость на второе место после добродетели в плеяде общечеловеческих ценностей.

Можно говорить о том, что педагоги-гуманисты этого времени утверждали право человека на создание самого себя, уделяли большое внимание стимулированию интереса обучающихся к знаниям, сознательному их усвоению, развитию творческой активности, самообразования личности. Быстрое развитие в этот период теоретического знания способствовало повышению статуса самообразования.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что эпоха Нового времени (XVII-XIX вв.) характеризуется интенсивным развитием гносеологии, формированием и развитием новых социально-мировоззренческих оснований: секуляризация (отделение светской жизни от религии, церкви), антропоцентризм, возвеличивание познавательных возможностей человека - все это положило основу для дальнейшего развития и распространения самообразования. Значительный вклад в исследование деятельности человека в целом, познавательной и самообразовательной деятельности в частности внесла немецкая классическая философия.

Среди педагогов Я. А. Коменский (1598-1670) привлекает внимание к самообразовательной деятельности человека, подчеркивая, что нужно, чтобы каждый ученик все изучал сам собственными чувствами и применял знания на практике. Кроме того, в трудах Я. А. Коменского прослеживаются идеи непрерывного образования: «. воспитание и образование человека не заканчиваются после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию» [8, с. 79].

Дж. Локк (1632-1704) считал, что образованием и самообразованием обучающиеся должны заниматься с удовольствием, играючи, что обучение должно базироваться на интересе и любознательности - это способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) говорил о необходимости развития у ребенка самодеятельности, сообра-

зительности, умения наблюдать. В его работе «Эмиль, или О воспитании» мы прослеживаем связь самообразования с особой методикой получения знаний, основанной на самостоятельном исследовании различных явлений. Эмиль представляется нам как исследователь, самостоятельно открывающий научные истины [9].

Философ-просветитель Ж. Кондорсе (1743-1794) на идее всеобщего образования и самообразования построил проект программы французского народного образования: «. образование должно быть всеобщим, т. е. простираться на всех граждан. .Оно должно на протяжении всех своих различных ступеней охватить всю систему человеческих знаний в целом и обеспечить людям всех возрастов легкое сохранение своих знаний и приобретение новых» [8, с. 270].

Важную роль в развитии теории самообразования сыграли педагоги Ф. В. Дистервег (1790-1866) и И. Г Песталоцци (1746-1827), считавшие высшей задачей образования и самообразования развитие ребенка, его памяти, мышления, внимания. Именно в ребенке они видели огромный потенциал развития и саморазвития. Утверждалось существование врожденных интеллектуальных, физических и нравственных задатков, направленных на развитие личности, а целью образования и самообразования являлось «.правильное всестороннее и гармоническое развитие. задатков человека. » [8, с. 288]. В педагогической системе Песталоцци ярко выражены идеи «самостоятельности» и «приро-досообразности». Он считал, что природа развивает и формирует наши силы, а образование должно исходить из самого ребенка и получать стимул и сферу приложения «в силах самого ребенка и его инстинктивном стремлении к их развитию» [там же, с. 297]. Тем самым И. Г. Песталоцци стал родоначальником идеи самовоспитания и самообразования.

В России ярким представителем рассматриваемого периода, оказавшим значительное влияние на развитие идеи самообразования, был М. В. Ломоносов (1711-1765), который добился многого в своей жизни именно благодаря самообразованию. Работы М. В. Ломоносова призывают осваивать науку, самостоятельно совершенствоваться в своих знаниях, использовать книгу для обогащения ума. Его краткое руководство к красноречию «Риторика» стало одной из первых отечественных книг для чтения и самообразования. Дальнейшая разработка проблем самообразования в России связана с такими именами, как К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев, М. Л. Песковский и др., они заложили основы теории самообразования.

Неклассический этап (кон. ХК в. - 1970-е гг.) развития науки усилил ее социальную базу. В этот

период происходит становление науки в качестве самостоятельной области культуры, укрепляются связи науки с производством, возникают новые фундаментальные теории, расширяются и идеи самообразования.

Появление в дореволюционной России небольшого числа библиотек, массовых научно-популярных изданий, программ систематического чтения, кружков в молодежных клубах оказало значительное влияние на дальнейшее развитие в стране самообразования. Проблемы самообразования разрабатывались П. Ф. Каптеревым, В. П. Вахтеровым,

Н. И. Кареевым и др.

В советский период идею самообразования развивала Н. К. Крупская. В своей работе «Организация самообразования» она выделила следующие источники самообразования: книги, разговоры со специалистом по его специальности, экскурсии, курсы. Однако считала, что «основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение» [9, с. 690]. Издавались «Советы начинающим заниматься самообразованием», брошюры «Как самостоятельно работать с книгой». С этого момента самостоятельная познавательная деятельность стала входить в школьную работу в виде разнообразных школьных предметных кружков и внеклассного чтения, причем особое внимание уделялось политическому самообразованию.

В условиях научно-технической революции, с увеличением числа школ, техникумов и вузов, широкое развитие получило самообразование взрослых и повышение квалификации. Самообразование стало способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.

В постнеклассический период наука превращается в решающую силу общественного развития, она компьютеризируется, глобализируется, становится важнейшим объектом государственной политики развитых стран. Основными познавательными идеями становятся новые ее научные отрасли, такие как синергетика, аксиология. Широко применяются философские методы, в образовании вводятся понятия «компетенция» и «компетентность». Сказались названные изменения и на педагогике высшей школы.

В связи с общей глобализацией в высшем образовании начался процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения (подписано 19 июня 1999 г.) с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Усилилась роль самообразовательной компетентности студентов вуза, так как акценты переносятся из области репродуктивного образования в область самостоятельной познавательной активности. В последние го-

ды исследованию самообразовательной компетентности с различных точек зрения посвящены кандидатские диссертации «Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компе-тентностного подхода» (Баликаева М. Б., 2007), «Формирование самообразовательной компетентности студентов художественно-графических специальностей» (Преображенская И. Н., 2008), «Формирование самообразовательной компетенции при обучении иностранным языкам на основе латинского языка» (Дроздова Д. В., 2009) и др. Р. Р. Сагитова

в своей работе «Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин» [10] определила этапы становления и развития исследований по самообразованию, которые частично перекликаются с рассмотренными нами этапами в свете исторических стадий развития науки [11].

Мы выявили основные сущностные характеристики самообразования и классифицировали их в контексте исторических форм развития науки -результат представлен в таблице.

Генезис сущностных характеристик самообразования в различные периоды развития науки

Стадии Сущность самообразования

Древняя преднаука Элементы самообразования проявлялись в процессе вырабатывания знаний

Античная наука Познание самого себя, нравственное самосовершенствование, ориентировка на поиск истины и новых знаний, воспитание и самовоспитание личности

Средневековая наука Религиозный тип самообразования, направленный на прояснение божественной истины, светское самообразование, направленное на развитие творческой самостоятельности, создание самого себя, сознательное усвоение знаний

Классическая наука Применение активных методов обучения с опорой на личный опыт обучающегося, учет возрастных особенностей, творческая активность обучающегося, саморазвитие и самосовершенствование личности, умение самостоятельно работать над усвоением учебного материала, ставить знания на службу интересов общества, коллектива, семьи

Неклассическая наука Самостоятельное углубление и расширение знаний, стимулирование познавательной активности, развитие способности самостоятельно формулировать и решать проблемы, самообразование посредством составления программ для чтения с указанием литературы

Постнеклассическая наука Систематизация накопленного опыта теории самообразования, глобализация и компьютеризация идей самообразования, компетентностный подход

Таким образом, нами установлена следующая альных факторов, характеризующих определен-связь: сущность и формы самообразования име- ный исторический период в развитии общества, ют исторический характер, они зависят от исто- и определяются логикой развития образования в

рических, экономических, политических и соци- целом.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос. 2006. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm

2. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Либроком, 2012. 568 с.

4. Новогородцев П. И. Сократ и Платон. М.: Директ-Медиа, 2011. 101 с.

5. Платон. Федон. М.: Директ-Медиа, 2004. 154 с.

6. Монтень М. Опыты. Избранные главы / пер. с фр. М.: Правда, 1991. 656 с.

7. Мор Т. Утопия. М.: Академия наук СССР, 1953. 295 с.

8. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. 528 с.

9. Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1957. 707 с.

10. Сагитова Р. Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 215 с.

11. Липатникова И. Г., Ванеева Т. Б. Понятийный аппарат познавательного потенциала студентов высших учебных заведений // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 5-10.

Темербекова А. А., доктор педагогических наук, профессор.

Горно-Алтайский государственный университет.

Ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Республика Алтай, 649000.

E-mail: tealbina@yandex.ru

Алькова Л. А., аспирант.

Горно-Алтайский государственный университет.

Ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Республика Алтай, 649000.

E-mail: ala@gasu.ru

Материал поступил в редакцию 12.05.2012.

A. A. Temerbekova, L. A. Alkova

BASICS OF PERSONALITY INDEPENDENT EDUCATION IN THE CONTEXT OF HISTORICAL FORMS OF SCIENCE

This paper describes the results of the comprehensive analysis of the essential characteristics of self-education in various periods of development of science, including in the information society.

Key words: self-education, the genesis of science development.

Temerbekova A.A.

Gorno-Altaysk State University.

Ul. Lenkina, 1, Gorno-Altaysk, Altay Republic, 649000.

E-mail: tealbina@yandex.ru

Alkova L. A.

Gorno-Altaysk State University.

Ul. Lenkina, 1, Gorno-Altaysk, Altay Republic, 649000.

E-mail: ala@gasu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.