А. БОГОМОЛОВ, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова
В информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) сегодня видят основу для реализации современной концепции образования, базирующейся на личностно-ориентированном проблемном подходе, инструментарий для разработки и внедрения новых педагогических технологий.
С развитием и распространением ИКТ в целом изменились требования к современному преподавателю. Обращение к его про-фессиограмме [1] позволяет увидеть, что в профессиональную модель педагога теперь включаются не только ряд личностных качеств, педагогических и предметных зна-ний-умений-навыков, всесторонняя готовность к педагогической деятельности, но и высокий уровень информационной культуры, свободное владение современными информационно-коммуникационными технологиями, среди которых все большее место занимают средства, способные расширить пространственные и временные границы традиционного обучения: теле-, аудио- и видеоконференции, чаты, форумы, электронная почта, ICQ, голосовая почта, IP-технологии и т.п.
В расчете на высокий уровень информационной культуры преподавателя в последнее время много говорят о необходимости создания электронных структурированных сред обучения различным дисциплинам. Таковые мыслятся как симбиоз комплексов компьютерных обучающих программ и различных электронных образовательных, прикладных и инструментальных средств, в том числе коммуникационных, позволяющих организовать учебное взаимодействие как постоянно контактирующих, так и разделенных пространством и временем субъектов обучения. Очевидно, что в любом случае - в очных формах обучения или дистанционных - педагогическая деятельность в подобном ИКТ-насыщенном ин-
Профессиональный портрет преподавателя в системе ДО
формационно-образовательном пространстве окажется комфортной далеко не для каждого педагога.
В данной статье сформулирована точка зрения на ряд теоретических вопросов, связанных с деятельностью преподавателя в системе ДО. Поскольку автор является преподавателем русского языка в иностранной аудитории и имеет значительный опыт организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному (РКИ), в профессиональном портрете преподавателя ДО естественным образом превалирует специфика именно этой предметной области.
Прежде всего отметим, что терминологический аппарат ДО находится в стадии формирования, в связи с чем в настоящее время не существует общепринятого понимания места и роли преподавателя в системе ДО, не произведена функциональная классификация профессионалов, задей-ствованныхв этой форме обучения. Вместе с тем уже существуют различные перечни требований к ним, разработанные специалистами РАО, ЛИНК, МИЭП, МЭСИ, СГА, ТПУ. На наш взгляд, эти перечни грешат противоречивостью и неполнотой.
Одни авторы относят к преподавателям ДО только сетевых преподавателей (тьюторов), осуществляющих дистанционное обучение различным дисциплинам, другие видят в них преподавателей очных и дистанционных форм обучения, третьи включают в эту категорию разработчиков, дизайнеров, консультантов и сетевых преподавателей.
Так, например, авторы «Концепции создания и развития информационно-образовательной среды системы открытого образования России » называют преподавателя ДО обобщенным термином «тьютор» и выделяют три категории участвующих в про-
ONLINE EDUCA
107
цессе дистанционного обучения: «авторы-редакторы - преподаватели, разрабатывающие электронные учебно-методические пособия; преподаватели-тьюторы - преподаватели базового учебного заведения, имеющие право вести занятия с учащимися в форме дистанционного обучения; преподаватели-консультанты - преподаватели, аттестованные базовым учебным заведением, имеющие право вести занятия в одном из региональных учебно-методических центров или филиалов базового учебного заведения, консультируя обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным этим базовым учебным заведением » [2].
Такая трактовка не может не вызывать возражений, так как термин «тьютор» (англ. tutor) в прямом переводе означает «индивидуальный преподаватель-консультант, инструктор».
Говоря об алгоритме действий «дистанционного преподавателя», некоторые исследователи включают в него следующие формы деятельности: перевод используемых им учебных материалов (лекций, авторских курсов, материалов для подготовки к зачетам и экзаменам) в электронную форму, размещение их на сайте вуза и проведение семинарских занятий в виде Интернет-форумов или других форм учебной коммуникации с использованием ИКТ, а также организацию зачетных и экзаменационных сессий как в очной, так и дистанционной формах обучения [3].
По нашему мнению, такое понимание роли преподавателя ДО не универсально. Оно соответствует лишь решению задач обучения теоретическим дисциплинам в рамках базового профессионального образования или в системе поствузовского повышения квалификации. При организации же дистанционного обучения дисциплинам практическим, например иностранным языкам, где на первый план выходит не лекция, а семинарское занятие, следует исходить из специфики учебной дисциплины, которая в нашем случае заключается в коммуникативно-деятельностном подходе к
формированию не только языковой, но и речевой компетенций учащихся.
Опыт показывает, что для успешного функционирования дистанционной формы обучения иностранному языку (ДО ИЯ) требуется не один, а целая группа преподавателей, которые выполняют разные функции в соответствии с такими этапами учебного процесса, как создание учебных материалов, обучение с их использованием и контроль. Исходя из этого, следует выделять как минимум три категории преподавателей ДО: методисты, разрабатывающие электронные учебные материалы; преподаватели, организующие процесс обучения как в группе, так и в индивидуальном режиме; преподаватели, осуществляющие контроль сформированности речевых навыков и умений.
Это предполагает дифференцированный подходк определению категорий преподавателей иностранного языка в системе ДО. Предложим их функциональную классификацию.
1. Девелопер (от англ. developer - разработчик) - методист-разработчик электронного обучающего языкового ресурса. Совместно с группой разработчиков программного обеспечения (в идеале включающей программиста, видеоинженера, звукорежиссера и художника) специалист в области преподавания иностранных языков создает концепцию электронного средства обучения для системы ДО ИЯ, определяет структуру и формирует учебно-методический контент виртуальной языковой обучающей среды дистанционного ресурса, осуществляет его постоянное обновление, консультирует преподавателей, ведущих обучение с его использованием.
2. Тьютор - это индивидуальный сетевой преподаватель-консультант (инструктор, наставник, куратор), организующий и осуществляющий учебное взаимодействие с учащимся в виртуальной языковой среде обучения по специально разработанной индивидуальной учебной программе. В состав компетенций тьютора также входит
умение управлять и стимулировать самостоятельную познавательную активность индивидуального сетевого учащегося.
3. Фасилитатор (от англ. to facilitate -облегчать деятельность, помогать в чем-либо, способствовать чему-либо) - сетевой преподаватель-координатор коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, занимающихся дистанционно в виртуальной учебной группе. В компетенцию фасилитатора входит умение организовать сотрудничество виртуальных учащихся между собой внутри сетевой учебной группы, стимулировать познавательную активность как каждого учащегося в отдельности, так и всей группы в целом. Являясь по сути координатором, фасилитатор организует сетевое общение учащихся в форуме, в рамках аудио-, видео- и телеконференций.
4. Инвигилятор (от англ. to invigilate -наблюдать за экзаменующимся во время экзамена и контролировать его деятельность) - педагог, специалист по методам контроля за результатами ДО ИЯ.
Система ДО в настоящее время еще только формируется, работа преподавателя здесь во многом носит экспериментальный, инновационный характер, поэтому наша градация в известном смысле условна. Практика показывает, что преподаватель в системе ДО часто совмещает все вышеназванные функции: он одновременно является и методистом-разработчиком дистанционного ресурса, и сетевым индивидуальным консультантом, и координатором виртуальной учебной группы, и сетевым контролером/тестологом. Именно так мы и предлагаем именовать всех описанных выше участников процесса дистанционного обучения. Думается, англоязычные термины в данном случае не совсем уместны и не способны точно передать стоящие за ними значения.
Комплексный характер работы преподавателя ДО предполагает наличие определенного списка профессиональных компетенций, своего рода профессиограммы спе-
циалиста в области электронного обучения. Используя результаты отечественных исследований и свой собственный опыт, назовем основные квалификационные характеристики преподавателя иностранного языка в системе ДО, которые составят в первом приближении его профессиональный портрет [4].
Основные компетенции в области использования ИКТ
В области информационных технологий:
а) пользование компьютером на продвинутом уровне: свободное владение современными прикладными программами и компьютерным инструментарием общего назначения (текстовыми, гипертекстовыми и табличными редакторами, редакторами мультимедийных презентаций, редактором веб-страниц и др.); умения в использовании готовых инструментальных программ-оболочек и иных средств создания тренажеров и практикумов с различными видами заданий;
б) ориентация в существующих электронных обучающих ресурсах по ИЯ на базе кейс-технологий (среди них - разнообразные мультимедийные издания учебного, общеобразовательного и культурного назначения на CD-ROM и DVD) и готовность их использовать в практике преподавания;
в) обладание общими представлениями о технологических основах создания электронных дистанционных средств обучения (на базе кейс-технологий, Интернет-техно-гий, интерактивного телевидения).
В области сетевых (телекоммуникационных) технологий:
а) владение основными средствами сети Интернет (web-браузерами MS Explorer, программами электронной почты MS Outlook Express, основными информационно-поисковыми службами и др.);
б) умение пользоваться различными коммуникационными услугами Интернета (чатами, сетевыми дневниками - онлайновыми журналами, телеконференциями -
ONLINE EDUCA
109
форумами) и применять их в учебном процессе;
в) владение телекоммуникационным этикетом;
г) владение методами и способами информационной деятельности (поиск информации, ее извлечение, отбор, систематизация, хранение, трансформация, представление для дальнейшей передачи и др.);
д) умение использовать сетевые инструментальные оболочки, программы-оболочки для создания сетевых средств дистанционного обучения иностранным языкам (online course software);
е) ориентация в существующих сетевых электронных обучающих ресурсах по ИЯ и умение использовать их в учебном процессе;
ж) ориентация в основных электронных ресурсах, необходимых для поддержки профессиональной деятельности;
з) общие представления о принципах создания и функционирования персональных веб-страниц, владение функциональными возможностями программ, с помощью которых создаются персональные веб-страницы.
Основные компетенции в области организации учебного процесса
■ Знание специфики дистанционного обучения иностранным языкам.
■ Владение методикой использования Интернет-ресурсов различного типа в преподавании иностранных языков.
■ Владение приемами дистанционного управления индивидуальным и групповым учебным процессом в виртуальной языковой среде обучения.
■ Готовность стимулировать учебную деятельность учащихся посредством применения новых педагогических технологий (обучение в сотрудничестве через двустороннюю коммуникацию, сотрудничество в форме взаимовыгодного информационного обмена / обмена идеями, эвристическое обучение, метод проектов, метод виртуальных дискуссий, исследовательский метод и др.).
■ Умение сочетать очные и заочные формы обучения при организации и проведении ДО.
■ Умение составлять индивидуальные учебные программы для сетевых обучающихся, учитывающие их коммуникативные потребности, языковую подготовку и сроки обучения.
■ Умение отбирать необходимые электронные обучающие ресурсы в соответствии с потребностями конкретных учащихся/ групп учащихся; оценивать их по общеметодическим, лингвометодическим, техническим и эргономическим параметрам с целью их последующего использования в учебном процессе.
■ Умение осуществлять различные формы контроля учебной деятельности учащихся при ДО - телетестинг.
Психолого-педагогические компетенции в области ДО
♦ Знание особенностей представления и восприятия информации с использованием ИКТ.
♦ Знание психологических особенностей взаимодействия участников ДО, факторов, определяющих учебную активность студентов, особенностей процесса усвоения знаний.
♦ Умение выявлять индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности учащихся для последующей разработки индивидуальных траекторий обучения.
♦ Умение оказывать психологическую поддержку учащимся на начальных этапах учебной деятельности.
♦ Умение оценивать и поддерживать благоприятный психологический климат в виртуальной группе, стимулировать учебную деятельность учащихся, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие в условиях Интернет-коммуникации.
Таким образом, преподаватель ДО в системе обучения иностранным языкам может быть квалифицирован как специалист-пред-метникс высоким уровнем информационнокоммуникационной компетенции, знающий психолого-педагогическую специфику дис-
танционной формы обучения данной дисциплине, способный производить отбор, давать экспертную оценку и осуществлять разработку соответствующих электронных учебных материалов и обладающий готовностью к организации учебного процесса по практическому овладению языком на расстоянии с привлечением комплекса средств ИКТ.
Литература
1. Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетен-
ция преподавателя иностранного языка. - Новосибирск, 2005.
2. Российский портал открытого образова-
ния: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В.И. Солдаткин. - М., 2003.
3. Теория и практика дистанционного обуче-
ния / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2004.
4. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанци-
онное обучение русскому языку как иностранному: обзор отечественных и зарубежных технологий и методик. - М., 2004; Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Рус ский язык за рубежом. -2006. - №178.
Н. ДНЕПРОВСКАЯ, доцент Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Интенсивное развитие компьютерных и коммуникационных технологий во второй половине XX в. позволило человечеству накапливать и распространять практически весь объем документированной информации в электронном виде. По оценкам экспертов в области информатики, в настоящее время удвоение общей суммы знаний происходит каждые 2-3 года [!]• Это можно было бы рассматривать как безусловно позитивную тенденцию, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что стремительное ускорение темпов роста информации приводит человечество к информационному кризису [2], который заключается в том, что объемы информации, хранимой в мировых информационных ресурсах и ресурсах знаний, все расширяются, а степень удовлетворенности информационных потребностей пользователя полнотой и адекватностью выдаваемой информации все ухудшается.
Основным требованием информационного общества к подготовке специалиста становится знание и умение работать с информацией в условиях единого информационного пространства. Современный специалист должен владеть информационны-
Стандарты информационной грамотности
ми компетенциями, которые позволят ему получать пользу от доступа к ресурсам знаний и включать опыт других в свое образование [3].
Не прошедшие соответствующее обучение не могут эффективно использовать возможности доступа к информационным ресурсам. Это подтверждено рядом исследований в данной области. В результате были выявлены основные трудности, с которыми пользователи сталкиваются при работе с информационными ресурсами:
■ неправильное формулирование информационной потребности, в результате чего пользователь не может определить наиболее предпочтительные информационные ресурсы для решения поставленной задачи;
■ применение ограниченного набора информационных ресурсов (как правило, пользователи используют только хорошо им знакомые);
■ неэффективное построение поискового запроса при полнотекстовом поиске (не используются возможности поисковых программ, такие как индексация текстов и язык запросов);
■ неадекватная оценка достоверности информации.