Научная статья на тему 'Модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций'

Модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / STUDENT YOUTH / VOLUNTEER ACTIVITY / STRATEGIES OF OVERCOMING DIFFICULT LIFE SITUATIONS / MODELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибальник Алёна Вячеславовна

Статья посвящена важному в теоретическом и практическом отношении вопросу научить будущих специалистов справляться с собственными жизненными трудностями через позитивный опыт активного социально значимого поведения: волонтерское движение. Моделирование рассматривается как оптимальный способ структурирования процесса педагогического исследования. В статье представлено теоретическое обоснование модели обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность, которая представляет собой целостную систему, включающую в себя три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и оценочный. Кроме того, в работе обозначены методологические подходы, на базе которых выстраивались блоки модели: системный, междисциплинарный и деятельностный, а также педагогические условия обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность. В результате исследования сделан вывод о том, что волонтёрская деятельность в период обучения в вузе создает необходимые условия для выбора молодежью широкого спектра эффективных стратегий разрешения жизненных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF TEACHING CONSTRUCTIVE STRATEGIES OF OVERCOMING DIFFICULT LIFE SITUATIONS TO STUDENTS

The article is dedicated to a problem which is important both theoretically and practically teaching future specialists to deal with their life difficulties through a positive experience of active socially significant behavior, namely, volunteer activity. Modelling is considered as an optimal way of structuring the process of pedagogic research. The article presents a theoretic foundation for the model of teaching students to use constructive strategies of overcoming difficult life situations through volunteer activity, which in turn is an integral system including 3 interrelated blocks concerning aims, organization and assessment. Besides, the author describes system, interdisciplinary and activity methodological approaches which served as basis for the 3 model blocks, and pedagogic conditions for teaching students to use constructive strategies of overcoming difficult life situations through volunteer activity. As a result, the author concludes that involvement in volunteer activity during university years creates the necessary conditions for choosing a wide range of efficient strategies of overcoming life problems.

Текст научной работы на тему «Модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций»

УДК 316.346.32-053.6:316.8

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСТРУКТИВНЫМ СТРАТЕГИЯМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

© Кибальник Алёна Вячеславовна

старший преподаватель Иркутский государственный университет Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6 E-mail: kialvch@yandex.ru

Статья посвящена важному в теоретическом и практическом отношении вопросу — научить будущих специалистов справляться с собственными жизненными трудностями через позитивный опыт активного социально значимого поведения: волонтерское движение. Моделирование рассматривается как оптимальный способ структурирования процесса педагогического исследования. В статье представлено теоретическое обоснование модели обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность, которая представляет собой целостную систему, включающую в себя три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и оценочный. Кроме того, в работе обозначены методологические подходы, на базе которых выстраивались блоки модели: системный, междисциплинарный и деятельностный, а также педагогические условия обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность. В результате исследования сделан вывод о том, что волонтёрская деятельность в период обучения в вузе создает необходимые условия для выбора молодежью широкого спектра эффективных стратегий разрешения жизненных проблем. Ключевые слова: студенческая молодёжь, волонтерская деятельность, стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, моделирование.

Введение в проблему. Актуальность проблемы исследования связана с тем, что преобразования, происходящие в самых различных областях общественной жизни, требуют изменения социальных стереотипов, переоценки значимости многих ценностей взаимодействия, формирования толерантного пространства. Возникающие объективные факторы развития общества нередко связаны с возникновением проблем ломки стереотипов, возникновения сложных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются как отдельные личности, так и молодежные группы.

В современных исследованиях широко анализируются проблемы: педагогического сопровождения подростков в процессе преодоления трудных школьных ситуаций (Н. В. Останина); становление эффективных стратегии преодоления студентом психологических барьеров в учебной деятельности (Н. В. Дроздова); преодоления трудных жизненных ситуаций младшими школьниками (Е. Г. Суркова), проводятся исследования студенческой молодёжи как особой социальной группы. В то же время недостаточно исследований, посвященных проблеме обучения студентов таким поведенческим стратегиям, которые позволят эффективно и конструктивно преодолевать трудные жизненные ситуации. На наш взгляд, именно изучение педагогических механизмов, способов и средств, которые позволят молодым людям превращать жизненные трудности в точку роста, заслуживает особого внимания.

Цель и методы исследования. В соответствии с обозначенным представлением актуальности исследования мы поставили цель разработать модель, рассчитанную на последовательное и поэтапное обучение студентов таким стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, которые позволят не только успешно и эффективно преодолевать возникающие трудности, но и увеличат адаптивные возможности личности, сформируют позитивный социальный опыт, повысят успешность социального функционирования. В качестве одного из мотивирующих факторов, способствующих выбору конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций, в нашем исследовании мы будем рассматривать волонтерскую деятельность.

На сегодняшний день, моделирование можно считать достаточно востребованным научным методом. И. В. Непрокина [6] рассматривает моделирование в качестве основы педагогического исследования и выделяет основные достоинства метода: универсальность и широкий спектр возможностей в исследовании и преобразовании социальных процессов.

Существенной для нашего исследования представляется позиция М. В. Яд-ровской, которая отмечает, что любая педагогическая модель должна иметь социальную направленность. Автор видит высокую научную значимость исследований, которые, помимо вклада в педагогическую науку, ориентированы на решение социальных проблем [9].

В. А. Ясвин отмечает, что педагогическое моделирование представляет собой разработку макета, примера, образца педагогического процесса. Педагогическая модель — это комплекс решений, методов, приемов, средств и инструментов, подлежащих экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса [10].

Результаты исследования. Построение модели обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельности производилось, исходя из требований ФГОС ВО. Так, выпускники, освоившие программы бакалавриата по психолого-педагогическому образованию, должны быть готовы решать целый ряд профессиональных задач, таких как создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса. Кроме того, значительное количество профессиональных компетенций, обозначенных во ФГОС ВО, так или иначе связаны с готовностью будущего специалиста организовывать социально полезные виды деятельности обучающихся, развивать социальную инициативу и активность, а также выявлять потребности, проблемы детей и корректировать отклонения в их поведении [7].

Необходимо также обозначить методологические подходы, на базе которых выстраивались блоки модели: системный подход (В. Г. Афанасьев, А. Р. Камале-ева А. Г. Кузнецова), междисциплинарный подход (И. В. Лысак, Э. М. Мирский, Е. И. Снопкова) и деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

А. Г. Кузнецова отмечает, что системный подход дает возможность детально исследовать содержание и эффективность каждого элемента системы в от-

дельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру [3].

Системный подход, позволяет рассматривать и представлять процесс овладения студентами конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций через совокупность ряда подсистем — блоков, отражающих целевые установки модели, её организационно — содержательные элементы, а также рефлексивно-оценочный компонент, позволяющий проанализировать и, при необходимости, скорректировать результат внедрения педагогической модели. Опора на системный подход позволяет нам рассматривать процесс овладения студентами конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность как системный феномен современного образования.

И. В. Лысак, исследуя одну из основных тенденций в современной науке-стремление к синтезу знания, полученного в рамках отдельных научных дисциплин, отмечает, что междисциплинарность позволяет повысить качество исследовательских проектов. Именно проблемная ориентированность междисциплинарного подхода, по мнению автора, позволяет получить принципиально новое знания на стыке отдельных дисциплин [5]. Применение междисциплинарного подхода в нашей работе позволяет актуализировать педагогическую составляющую социальных процессов.

Еще один подход, составляющий методологическое основание нашего исследования — деятельностный. В основе данного подхода лежит идея личностного становления человека как субъекта деятельности, исследованию различных аспектов (в том числе педагогического) которой посвящены работы таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.

А. Н. Леонтьев основное достоинство деятельностного подхода видел в активности обучающегося как субъекта образовательного процесса, что формирует необходимый опыт в получении знаний, их усвоении и дальнейшем применении. По мнению автора, быть субъектом — значит уметь ставить цели, подбирать адекватные средства для их достижения, брать ответственность за результат своих действии и быть готовым проводить работу над устранением возможных ошибок [4].

Педагогическими условиями обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность являются:

- определение критериев и показателей преодоления студентами трудных жизненных ситуаций;

- выявление воспитательного потенциала волонтерской деятельности в вузе, способствующего преодолению трудных жизненных ситуаций студенческой молодёжью;

- организация поэтапного включения студентов в различные виды волонтерской деятельности для преодоления трудных жизненных ситуаций;

- разработка и внедрение модели обучения студентов стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность.

Методологическое основание и обозначенные педагогические условия позволили выделить структурные компоненты (блоки) модели. Модель обучения

студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность представляет собой целостную систему, включающую в себя три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и оценочный [1].

Целевой блок модели отражает педагогический потенциал волонтёрской деятельности в обучении студенческой молодёжи конструктивным стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций.

Данный блок состоит из нескольких взаимодополняющих элементов: целевые установки модели, которые мы воспринимаем как идеальный образец результата; задачи внедрения модели, соотносящиеся с критериями и показателями преодоления студентами трудных жизненных ситуаций.

Цель модели — овладение студенческой молодёжью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций в процессе волонтёрской деятельности.

Обозначенная цель достигается через решение следующих задач:

- мотивация молодых людей к преодолению трудных жизненных ситуаций и овладению конструктивными поведенческими стратегиями;

- развитие адекватной самооценки, мотивации стремления к успеху, социальной активности личности;

- снижение уровня напряженности поведения, а также экстернальности поведения.

Организационно-содержательный блок отображает взаимосвязь задач внедрения модели и педагогических условий обучения студентов стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтёрскую деятельность со средствами преодоления студенческой молодёжью трудных жизненных ситуаций. Также в данном блоке отражены конкретные конструктивные стратегии, овладению которых способствует включение молодых людей в волонтёрскую деятельность [2].

Задачи внедрения модели в рамках организационно-содержательного блока планируется решать в четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: моти-вационный, формирующий, деятельностный и рефлексивный.

Мотивация студентов к участию в социально-значимой деятельности планируется проводить посредством создания Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!» и активного включения студентов в его деятельность.

Обозначим приоритетные направления деятельности Центра:

- обучение молодых людей основам социального проектирования, презентации и реализации социальных проектов и акций;

- организация взаимодействия студенческой молодёжи с социальными центрами и службами по вопросам разработки и реализации социально-ценных мероприятий;

- формирование у студентов способности конструктивно решать собственные жизненные проблемы, развитие социальной активности, мотивации стремления к успеху, становление активной жизненной позиции через реализацию социально-значимой деятельности.

Направления деятельности в рамках формирующего этапа:

- внедрение в образовательный процесс вуза ряда учебных дисциплин: «Практикум волонтёрской деятельности»; «Основы добровольческого движения в молодёжной среде»; «Управление конфликтами в молодёжной среде»; «Практикум по преодолению молодёжью трудных жизненных ситуаций»;

- проведение серии тренинговых занятий;

- разработка и проведение мастер-классов.

По нашему мнению, деятельность в рамках формирующего этапа будет способствовать:

- приобретению студентами базовых знаний, умений и навыков в овладении конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций;

- овладению студенческой молодёжью рядом конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций: оптимизм, протест, позитивная самомотивация, замещение, альтруизм, обращение и ассертивные действия;

- изучению истории возникновения и развития волонтёрского движения в мире; анализу проблем, возникающих в процессе добровольческой деятельности, рассмотрению возможных путей их преодоления;

- знакомству с технологией социального проектирования и приобретению навыков создания собственных социальных проектов.

Деятельностный этап организационно-содержательного блока модели ориентирован на создание условий для применения студентами конструктивных стратегий преодоления в процессе волонтёрской деятельности по двум основным направлениям: социальное проектирование и досуг. В рамках реализации данного этапа раскрываются следующие задачи:

1. Формирование у студентов социальной активности, развитие творческого мышления, становление активной жизненной позиции.

2. Повышение уровня самостоятельности при разрешении проблем, мотивации на достижение успеха, получение навыков умелой самопрезентации, эффективного поиска молодыми людьми социальной поддержки.

3. Включение студенческой молодежи в социально-значимую добровольческую деятельность, направленную на решение проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке.

4. Отработка навыков активного изменения себя (самооценки, мотивации, уровня напряженности поведения и др.), способствующих овладению молодыми людьми конструктивными стратегиями преодоления трудной жизненной ситуации.

5. Отработка социальных навыков (планирование и анализ деятельности, расчет необходимых ресурсов, учет возможных рисков, критическое осмысление проделанной работы).

6. Фиксация опыта командного взаимодействия.

Рефлексивный этап организационно-содержательного блока модели предполагает подведении итогов работы Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!» по всем обозначенным направлениям.

Оценочный блок позволит определить успешность функционирования педагогической модели. В блоке представлена мониторинговая составляющая.

Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме (Е. А. Анненкова, Л. И. Анциферова, Т. Л. Крюкова, Р. Лазарус, С. К. Нартова — Бочавер, И. П. Шкуратова и др.) позволил нам выделить и

обобщить следующие критерии овладения студентами конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: способ реагирования на жизненные проблемы; локус контроля; защитные механизмы личности; самооценка; мотивация достижений; напряженность поведения в трудной жизненной ситуации; социальная активность [8].

Результатом внедрения педагогической модели должно стать овладение студенческой молодёжью конструктивными стратегиями преодоления трудной жизненной ситуации, выражающееся в повышении уровня самостоятельности при разрешении проблем, осуществлении поиска рациональных путей поддержки другими людьми, мотивации на достижение успеха и др.

Заключение. Таким образом, моделирование — оптимальный способ структурировать процесс нашего педагогического, в то же время многоаспектного (междисциплинарного) исследования, которое отражает природу процесса преодоления студентами трудных жизненных ситуаций и педагогические возможности волонтерской деятельности для обучения студентов выбору конструктивных поведенческих стратегий. В ходе анализа теоретических и эмпирических данных мы пришли к выводу, что для использования модели обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций в волонтёрской деятельности имеются все необходимые основания, которые отражаются в основных её компонентах.

Предлагаемая модель позволит в простой и ясной форме увидеть произошедшие изменения через основные, выделенные нами блоки, при необходимости будет проведена соответствующая корректировка в содержании образовательной деятельности. Это обеспечит эффективность образовательного процесса, позволит продолжить обучение студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций.

Литература

1. Кибальник А. В. Волонтерская деятельность и ее роль в личностно-профессиональном развитии будущих социальных педагогов // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. — 2016. — Т. 8, № 1. — С. 74-79.

2. Кибальник А. В. Проблема овладения студенческой молодёжью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: опыт эмпирического исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2015. — № 8 (52). — С. 279-293.

3. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. — Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.

5. Лысак И. В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования (Электронный научный журнал). — 2016. — № 5.

6. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 7. — С. 61-64.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов — URL: http:// http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 03.04.2019).

8. Федосова И. В., Кибальник А. В. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций: социально-педагогическая характеристика понятия // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2017. — № 1. — С. 355-362.

9. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2013. — № 366. — С. 139-143.

10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

A MODEL OF TEACHING CONSTRUCTIVE STRATEGIES OF OVERCOMING DIFFICULT LIFE SITUATIONS TO STUDENTS

Alena V. Kibalnik Senior Lecturer Irkutsk State University

Nizhnyaya Naberezhnaya St., 6, Irkutsk, Russia E-mail: kialvch@yandex.ru

The article is dedicated to a problem which is important both theoretically and practically — teaching future specialists to deal with their life difficulties through a positive experience of active socially significant behavior, namely, volunteer activity. Modelling is considered as an optimal way of structuring the process of pedagogic research. The article presents a theoretic foundation for the model of teaching students to use constructive strategies of overcoming difficult life situations through volunteer activity, which in turn is an integral system including 3 interrelated blocks concerning aims, organization and assessment. Besides, the author describes system, interdisciplinary and activity methodological approaches which served as basis for the 3 model blocks, and pedagogic conditions for teaching students to use constructive strategies of overcoming difficult life situations through volunteer activity. As a result, the author concludes that involvement in volunteer activity during university years creates the necessary conditions for choosing a wide range of efficient strategies of overcoming life problems.

Keywords: student youth, volunteer activity, strategies of overcoming difficult life situations, modelling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.