Научная статья на тему 'Модель обогащения духовного опыта студента в условиях поликультурной образовательной среды колледжа'

Модель обогащения духовного опыта студента в условиях поликультурной образовательной среды колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБОГАЩЕНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА / STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF ENRICHMENT OF SPIRITUAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гармаза Ирина Владимировна

В статье рассматриваются особенности, подходы, принципы, механизмы, условия и методы обогащения духовного опыта студента средствами поликультурной образовательной среды колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гармаза Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Enrichment of Spiritual Experience of A Student in The Conditions of Polycultural Educational Environment of A College

Features, approaches, principles, mechanisms, conditions, and methods of enrichment of spiritual experience of a student by means of polycultural educational environment of a college are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Модель обогащения духовного опыта студента в условиях поликультурной образовательной среды колледжа»

Литература

1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 1991. — стр. 223 с. (Б-ка учителя иностр. яз.)

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку. ФИПИ от 31.10.14 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413

4. Вайсбурд М.Л. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под. ред. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2012. — 464 с.

5. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей. — Обнинск: Титул, 2001. — 128 с.

6. Шувалова Н.В. Обучение групповому (полилогическому) общению на уроках английского языка: Автореф. дис. ... к. п. н. — М., 1991

7. Полат Е.С. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под. ред. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2012. — 464 с.

8. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. — 3-е изд., испр. и перераб. — Обнинск: Титул, 2014. — 216 с.: ил.

9. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. — 3-е изд., испр. и перераб. — Обнинск: Титул, 2014. — 200 с.: ил.

10. http://www.sharedtalk.com/

11. www.lang-8.com

модель обогащения духовного опыта студента в условиях поликультурной образовательной среды колледжа

Гармаза И.В.

Сложность и многогранность факторов, определяющих процесс обогащения духовного опыта и затрудняющих установление в нем закономерных связей, а, следовательно, препятствующих его успешному переводу из реально существующего в качественно новое состояние, актуализирует необходимость применения структурно-функциональной модели, позволяющей определить характеристики рассматриваемого объекта, процесса или явления с целью их улучшения, реализации способов конструирования либо управления ими.

© Гармаза И.В., 2015

Понятие «модель» (от лат. modulus — мера, образец) в словаре «Профессиональное образование» рассматривается как система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы — оригинала: она является обобщением отражения явления, результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента. В психологии и педагогике известны модели логарифмической функции для описания связи между силой раздражителя и интенсивностью ощущения, модель «кривой забывания» и модель «количественной зависимостью между числом упражнений (или повторений) и объемом (или качеством) усвоения знаний и навыков». Теория матриц и графов является средством, с помощью которого можно анализировать структуру учебного материала, получить представление о взаимных связях между различными его элементами. Предпринимаются попытки представления содержания образования как многоуровневой педагогической модели социального заказа [6; с. 24].

Научное обоснование метода моделирования представлено в трудах Л.М. Архангельского, В.Г. Афанасьева, Б.С. Гершунского, Б.А. Глинского, Ю.А. Конаржевского и других исследователей, акцентирующих внимание на том, что в основе модели заключено определенное подобие (но не тождество) между изучаемым объектом (оригиналом) и его моделью, отмечающих, что модель выступает в роли идеального или рабочего образца для последующего педагогического процесса, а также объекта для сравнения, сопоставления, определения правильности выбранных педагогических форм, методов и средств [2; с. 109].

Разнообразие видов модели вызвало необходимость их классификации. Установлено, что в образовательном процессе наиболее продуктивно построение следующих типов моделей:

— при рассмотрении проблем усовершенствования отдельных компонентов образовательного процесса — математическая, структурно-функциональная;

— при разработке вопросов управления образовательным учреждением — ком-петентностная, организационная модели;

— при изучении процессов воспитания и формирования качеств личности — процессная и структурно-функциональная;

— при изучении проблемы подготовки к тому или иному виду профессиональной деятельности — процессная, структурно-функциональная, компетентностная модели и другие [5; с. 42-43].

Следовательно, для изучения проблемы обогащения духовного опыта студента колледжа необходимо построение структурно-функциональной модели. Ее создание необходимо начинать с выявления структуры изучаемого объекта, то есть определения его компонентов и установления связей между ними. Целостность модели обеспечивается единством выделенных структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (педагогические условия, уровни, показатели). Структурные компоненты модели демонстрируют внутреннюю организацию педагогических условий обогащения духовного опыта студента и отвечают за регулярное взаимодействие между элементами данного процесса.

Структурно-функциональная модель представляет собой целостное образование и включает в себя взаимосвязанные компоненты (блоки), содержательное наполнение которых выглядит следующим образом:

1. Целевой, содержащий требования к конечному уровню сформированности духовного опыта студента колледжа и отражающий заказ государства и общества на профессионально развитую и духовно обогащенную личность.

2. Организационно-деятельностный, позволяющий осуществить обоснованный выбор ключевых подходов, принципов для эффективной организации процесса обогащения духовного опыта; его функция заключается также в обеспечении обогащения духовного опыта с помощью содержания, методов, форм, способствующих формированию духовных качеств.

3. Блок педагогических условий направлен на создание поликультурной образовательной среды, ситуаций, способствующих наиболее эффективной организации педагогического процесса.

4. Результативно-оценочный характеризует уровни сформировнности духовного опыта по обозначенным критериям, выполняет функции обратной связи и позволяет на основе использования специальных процедур оценки определить степень соответствия уровня обогащения духовного опыта студента эталону.

Модель включает в себя и функциональные компоненты, то есть способы организации модели, обеспечивающие функционирование, развитие и совершенствование процесса обогащения духовного опыта студента.

Стратегические направления исследования, обеспечивающие изучение целого ряда проблемных вопросов, определяются теоретико-методологическими основаниями — соответствующими методологическими подходами, так как они, во-первых, ориентированы на изучение качественно различных объектов в определенном аспекте, во-вторых, им свойственны особенности философского и социально-научного знания, вследствие чего ни являются связующим звеном философии с конкретно научными направлениями.

Исследователи И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [4; с. 265-268]. Таким образом, подход отражает, в той или иной мере, оформленную концептуализацию педагогической реальности и представляет базовую ценностную ориентацию педагога-теоретика и педагога-практика, определяющую их позицию во взаимодействии с обучаемым и коллективом. Каждый подход характеризуется своими категориальными координатами, но все они едины в гуманистическом взгляде на человека и в признании значения его совершенствования.

В настоящее время наиболее эффективной при исследовании различных педагогических явлений считается концепция комплексной (взаимодополняющей) разработке подходов, обусловленная многоаспектностью и сложностью определенных явлений, что не позволяет рассматривать их только с одной точки зрения. Следовательно, возникает необходимость использования комплекса методологических подходов, позволяющего получить разноплановые характеристики изучаемых явлений.

В качестве теоретико-методологической стратегии исследования нами выбраны подходы, адекватные цели нашего исследования. Значимым в этом плане является аксиологический подход.

Выбор аксиологического подхода в качестве методологического основания нашей работы обусловлен его целостным характером, позволяющим решать задачи «гуманистически ориентированного образования» (относиться к человеку как субъекту познания, общения и творчества, «освобождать в человеке человеческое», «образовывать» его мысль, волю и чувства), открывающего возможность социально-нравственного выбора и создания ценностей, действительно нужных обществу [8; с. 59-63].

Необходимо заметить, что человек познает себя как общественное существо через культуру; культура задает уровень развития, то, к чему он должен стремиться; ядром культуры является некий центр, жестко фиксирующий определенную систему ценностей, являющуюся эталонной для всех сфер и областей социума.

Значимость тех или иных ценностей, их иерархия на ценностной шкале в разных культурах различна. В своем исследовании мы исходим из того, что освоение личностью духовных ценностей благоприятствует обогащению ее духовного опыта. Наша работа ориентирована на актуализацию ценностей: жизни, истины, семьи, здоровья, красоты, добра, которые составляют, по нашему мнению, духовное ядро личности.

Реализация аксиологического подхода осуществлялась с учетом деятельностного, личностно ориентированного и культурологического подходов.

Основанием применения деятельностного подхода к обогащению духовного опыта студента колледжа в контексте нашего исследования послужили положения Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей о том, что именно в процессе деятельности формируются качества человека, происходит становление его как личности. Деятельность — это форма проявления активности личности, социальной мобилизации, порождаемая потребностями познания и преобразования жизнедеятельности, общения. В процессе деятельности человек воспринимает окружающий мир, приобретает социальный опыт, в том числе и духовный.

Только в деятельности совершается формирование личностных образований, одним из которых является духовный опыт.

Личностно ориентированный подход предполагает целенаправленное формирование системы духовных отношений, формирование самосознания, самооценки, стремление к самоутверждению, самовоспитанию, самоопределению, проявлению инициативы, формированию межличностных взаимоотношений. Данные позиции являются критериями эффективности обогащения духовного опыта студента. Как известно, личность воспитывает личность, и только при личностно-ориентированном подходе личные качества преподавателя, сохраняя свободу студента, могут иметь для него решающее значение в формировании духовных качеств. Нельзя заставить быть духовно обогащенным, но можно показать преимущества такого выбора, поскольку духовность человека проявляется как в его деятельности и поведении в целом, так и в каждом поступке в частности. Духовный опыт невозможно усвоить посредством научного образования: никакая сумма знаний не способна научить любви и состраданию, честности и отзывчивости, трепетному отношению к окружающему миру. Данный подход предполагает

формирование у студента положительной концепции. Для этого необходимо видеть в каждом студенте уникальную личность, уважать ее, понимать; создавать ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности; предоставлять возможность реализовывать себя в положительной деятельности.

На основе личностно ориентированного подхода была определена духовность личности как интегративное качество, выражающееся в отношении к высшим человеческим ценностям как основным мотивационно-смысловым регулятором жизнедеятельности.

Культурологический подход реализуется как процесс интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры. Обогащение духовного опыта студента может стать реальностью только в том случае, если студент будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно-насыщенной жизни колледжа.

Одним из перспективных направлений реализации культурологического подхода можно считать идеи В.С. Библера, представленные в его концепции «Школа диалога культур», основывающегося на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична, и личность свое духовное обогащение осуществляет в условиях диалога культур [3; с. 31-33].

Культурологический подход ориентирует педагогов на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой духовного развития личности.

Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в нашем исследовании выступает как одна из педагогических возможностей поликультурной образовательной среды колледжа, по обогащению опыта студента, исходя из ее многоэтнического и многоконфессионального состава.

Сложность и многогранность процесса обогащения духовного опыта студента колледжа требует его реализации в принципах.

Анализ теории и опыта решения исследуемой проблемы позволил уточнить принципы обогащения духовного опыта студента колледжа: культуросообразности, систематичности, индивидуализации, сотрудничества сотворчества преподавателя и студента в поликультурной образовательной среде, положительного эмоционального фона деятельности студента, рефлексии, преемственности, практической направленности.

Выделение принципов процесса обогащения духовного опыта студента не позволяют в полном объеме осуществлять этот процесс практически, так как важное значение в данном случае имеет выявление механизмов обогащения духовного опыта.

Рассматриваемый нами процесс не осуществляется в один момент, он растянут во времени, поэтому его следует понимать как процесс поэтапного совершенствования всех его составляющих, достижения органической взаимосвязи способов развития каждого из компонентов.

Поэтапное развитие процесса обогащения духовного опыта студента предполагает и свои механизмы. Понятие «механизм» многогранно. При определении этого понятия и введения его в контекст исследования, следует согласиться с точкой зрения И.А. Агеева, согласно которой — это некоторый более элементарный уровень анализа,

к которому не сводима специфика более высокого уровня, но который может выполнять функции «средства» [1; с. 127-129].

По аналогии с предложенной Т.Г. Русаковой классификацией механизмов обретения и закрепления духовного опыта (переживание духовных состояний, установление духовных связей с окружающими, в основе которых — понимание и чуткое отношение к человеку, забота о его благополучии, и рефлексия) [7; с. 165-168], мы определили механизмы, отображающие специфические особенности исследуемого процесса обогащения духовного опыта студента и позволяющие вскрыть связи между компонентами исследуемого процесса:

— механизм создания атмосферы культивирования интереса к обогащению духовного опыта студента;

— механизм создания социокультурных и материальных условий для процесса обогащения духовного опыта студента;

— механизм процессуально-технологического обеспечения процесса обогащения духовного опыта студента колледжа.

В ходе анализа нами выявлены и обоснованы методы духовного обогащения, выполняющие функции организации процесса духовного обогащения личности студента: убеждения, упражнения, поощрения и принуждения, самовоспитания.

Структурно-функциональная модель, как «рабочий образец для последующего педагогического процесса», может успешно функционировать при наличии педагогически комфортной среды, т.е. определенных педагогических условий.

В педагогике условия рассматриваются как компоненты характеристики среды, в которой формируется личность. В.И. Андреев полагает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей».

В своем исследовании мы опираемся на определение Н.М. Борытко, понимающего под педагогическим условием «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом, предполагающее достижение определенного результата» [5; с. 40-41].

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению понятий «условие» и «педагогические условия», в нашем исследовании под педагогическими условиями понимается взаимосвязанная совокупность мер, адаптированная к поликультурной образовательной среде колледжа, способствующая обогащению духовного опыта студента, а именно: росту его духовных потребностей, постижению эмоционально-ценностных смыслов и готовности к выбору в сфере духовной деятельности.

Мы выделяем следующие педагогические условия, эффективно влияющие на процесс обогащения духовного опыта студента колледжа:

— формирование у студентов мотивации к духовному обогащению с опорой на их субъективный опыт;

— включение студента в духовно-значимую деятельность посредством возможностей поликультурной образовательной среды колледжа;

— осуществление педагогического сопровождения процесса обогащения духовного опыта студента колледжа;

— создание позитивной установки на формирование у студента ценностного отношения к миру, развитие рефлексии.

На основании сущности всеобщей взаимозависимости и взаимообусловленности явлений окружающей действительности мы полагаем, что взаимосвязь процесса обогащения духовного опыта студента и педагогического потенциала поликультурной образовательной среды колледжа — это закономерность, которую необходимо учитывать при разработке модели исследуемого процесса.

Структурно-функциональная модель раскрывает взаимозависимость процесса обогащения духовного опыта студента и педагогического потенциала поликультурной образовательной среды колледжа, их логику и динамику согласно цели и принципов; структурных компонентов духовного опыта: ценностно-ориентационного, мотиваци-онно-стимулирующего, деятельностного, связей строения системы взаимоотношений (поликультурная образовательная среда колледжа — студент) с выполняемыми функциями. Познавательная функция определяет отношение к обществу, к субъектам, формирует знаниевую базу в области духовных ценностей. Регулятивная функция раскрывает значимость духовного поведения, направленного на познание и преобразование мира и самого человека. Смыслообразующая функция определяет способность осознанно заниматься различными видами деятельности.

Структурно-функциональная модель является целостным образованием и включает взаимосвязанные компоненты (блоки): целевой, представляющий требования к конечному уровню духовного опыта и содержащий социальный заказ государства и общества на формирование духовно обогащенной личности; организационно-де-ятельностный, позволяющий осуществить обоснованный выбор ключевых подходов, принципов, механизмов для эффективной организации процесса обогащения духовного опыта студента с помощью содержания, методов, форм, способствующих эффективности вышеназванного процесса; блок педагогических условий, направленный на создание поликультурной образовательной среды, способствующей обогащению духовного опыта студента колледжа; результативно-оценочный, характеризующий уровни сформированности духовного опыта по обозначенным критериям, выполняющий функцию обратной связи и позволяющий на основе использования специальных процедур определить степень соответствия духовного опыта студента требованиям современного социума.

Рассмотрев особенности, подходы, принципы, механизмы, условия и методы обогащения духовного опыта студента, мы создали структурно-функциональную модель обогащения духовного опыта студента в условиях поликультурной образовательной среды колледжа.

Разработанная модель представляет собой приближенное, ограниченное отображение структуры и связей функциональных компонентов процесса обогащения духовного опыта студента посредством поликультурной образовательной среды колледжа.

Литература

1. Агеев И.А. Теория активных систем. / И.А. Агеев; под ред. В.Н. Букова, Д.А. Новикова. — М.: ИПУ РАН, 2003. — 137 с.

2. Архангельский Л.М. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М., 1985. — 239 с.

3. Библер В.С. Школа диалога культур. // Сов.педагогика. — 1988. — № 11. — С. 29-34.

4. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. — М.: Наука, 1973. — 271 с.

5. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостная стратегия воспитания / Н.М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2008. № 1. С. 40-44.

6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦСПО, 1999. — 538с.

7. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде: монография / Т.Г. Русакова. — М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 210 с.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогический поиск, 1997. — 78 с.

современные литературные тенденции как фактор использования социокультурного подхода в обучении художественному переводу

Исаева С.М.

В настоящее время, в связи со стремительным развитием технологий и Интернета, общество проявляет огромный интерес к художественным произведениям зарубежной литературы. Ежедневно на прилавках магазинов появляются всё новые и новые произведения, которые непрерывно отслеживают предприимчивые киностудии, чтобы впоследствии приобрести эксклюзивные права на экранизацию. Таким образом, информация о книжных новинках, новых авторах в самых разнообразных жанрах распространяется по миру настолько быстро, насколько полвека назад это невозможно было даже представить.

Россия во все времена отличалась большим интересом к зарубежной литературе, а благодаря исключительной русской коммуникативности и «живости» умов наших соотечественников, иностранные издания крайне быстро приобретают популярность в нашей стране. Стоит какой-либо книге начать стремительно набирать популярность, покоряя читателей одной страны за другой (вспомним подростковую одержимость «Сумеречной Сагой» и «Голодными играми» или скандально известные «Пятьдесят оттенков серого»), пройдёт всего несколько недель — и все российские социальные сети и Интернет в целом, наряду с масс-медиа, начнут горячо её обсуждать. И именно тогда и возникает острая необходимость создания перевода, ибо актуальность и популярность издания гарантируют высокие показатели продаж.

© Исаева С.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.