Научная статья на тему 'Модель объективной оценки студентов в российских вузах и проблемы внедрения'

Модель объективной оценки студентов в российских вузах и проблемы внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМЫ / МОДЕЛЬ / ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТУДЕНТОВ / ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Т.В.

В статье рассматривается сложность происходящих перемен в образовании, указывается на необходимость инновационного образования, рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с постоянно меняющимися ФГОС ВО в РФ, анализируется структура модели объективной оценки студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель объективной оценки студентов в российских вузах и проблемы внедрения»

128 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

5.7. ШСМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в каждом отдельном случае.

5.8. В случае если в ходе медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.9. Копия примирительного договора предоставляется в администрацию образовательного учреждения только по согласию сторон.

5.10. Деятельность ШСМ фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы, и доступ к которым имеет только руководитель ШСМ.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы!р://минобрнауки.рф/0/(Ьо%В40/(С0%ВЕ0/(С0% BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B 5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/938 (дата обращения: 21.12.2015).

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=148723&req=doc (дата обращения: 21.12.15).

3. «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://273 -фз.рф/akty_minobmauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407 (дата обращения: 21.12.2015).

МОДЕЛЬ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

© Суворова Т.В.*

Г осударственный университет «Дубна», г. Дубна

В статье рассматривается сложность происходящих перемен в образовании, указывается на необходимость инновационного образования, рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с постоянно меняющимися ФГОС ВО в РФ, анализируется структура модели объективной оценки студентов в вузе.

Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, проблемы, модель, объективная оценка студентов, формализованный подход, методология.

Доцент, заместитель заведующего кафедрой Менеджмента, кандидат педагогических наук.

Инновации в науке и образовании

129

По справедливому замечанию Г.Б. Клейнера [1], сегодня мы живем в «эпоху (или период) трансформационных институциональных изменений», которые концептуально меняют подходы к образованию, меняется взгляд на образовательный процесс с учетом болонских принципов.

Вспомним некоторые вехи модернизации российского образования:

- 2012 год - вступление в силу ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»;

- 2013 год - введение нового Перечня направлений подготовки высшего образования (включая направления среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, специалитета, подготовки кадров высшей квалификации) [5];

- 2014 год - введение новых редакций (не нового поколения) ФГОС ВО (ФГОС 3+), причем введение происходит через отмену старых ФГОС ВПО (без переходного периода);

- январь 2015 года - началось обновление ФГОС 3+ под выходящие профессиональные стандарты (с чем уже связаны серьезные проблемы сопряжения), проектируются подходы по переходу на ФГОС-4;

- 2015 год - утверждена только часть ФГОС 3+ (специалитетет - нет, магистратура - частично, бакалавриат - частично);

- июль 2015 редакция ФЗ № 273 «Об образовании» [4].

Курс на модернизацию существенно меняет на современном этапе условия реализации ОПОП ВО. Эти условия:

1) на основе ФГОС ВО (государственное регулирование содержания образования);

2) с учетом утвержденных профессиональных стандартов (отдельных обобщенных трудовых функций и трудовых функций в соответствии с уровнями квалификаций);

3) с учетом Примерных основных образовательных программ (ПООП);

4) с учетом требований к структуре программ дисциплин, практик и ФОС порядка реализации;

5) с учетом реализации инклюзивного образования.

Возможная ли модель объективной оценки студентов и ее реализация, которую активно предлагают реализовывать в сфере российского образования, поскольку любые оценочные средства носят субъективный характер? Мы видим следующие проблемы и пока не разрешенные вопросы, сопряженные с выделением этой модели как таковой, а также с ее трансплантацией и внедрением в российскую систему высшего, к примеру, образования. Модель формируется из карты компетенций, матрицы этапов формирования компетенций, сквозных этапов формирования компетенций, оценки уровня сформированности компетенции(й), включения оценки этого уровня в приложение (матрикулу) к диплому. Итак, проблемы и вопросы:

1. Возможна модель именно объективной оценки студентов?

2. Как ее внедрять, только лишь формализовано?

130 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

3. Как вложить в сознание преподавателей позитивное отношение к огромному массиву документов, с которыми нужно работать при написании рабочей программы дисциплины?

4. Как все-таки растолковывается парадигма компетентность? Компетентность - показатель нового, качественного образования?

5. Почему, зачем, и для кого нужно дробить компетенцию (и делать непосредственно «карту компетенций» как некий алгоритм формирования компетенции) в рабочей программе дисциплины?

6. За структурированными документами изменится ли традиционный подход к образованию на инновационный?

Следуя современным тенденциям, для преподавателя рабочая программа дисциплины теперь - поэтапный план инновационного обучения с формированием и воспитанием компетентного бакалавра, магистра или специалиста.

Наглядный пример как добросовестный автор в мае 2015 года изменил старую структуру программу дисциплины на новую (кстати, структуру нужно снова менять в связи с потерей актуальности). Примерно вот что получилось: название дисциплины «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» (Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент Академическая магистратура, Магистерская программа «Инновационный менеджмент» Квалификация (степень) выпускника Магистр). 2. Вид практики - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (тип производственной практики). Формы проведения практики - выездная. Практика проводится в организации по выбору обучающегося или по рекомендации работодателя. Организация проведения практики осуществляется университетом на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе. Выбор места прохождения практики - организации (предприятия) и его структурного подразделения определяется темой магистерской диссертации. Производственная практика может также проводиться в структурных подразделениях университета. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практики должен учитывать состояния здоровья и требования по доступности. 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. В результате освоения данного вида практики выпускник должен обладать следующими компетенциями: ОК-2; ОПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13 (смотрю учебный план данного профиля).

Опуская объемы, содержание практики, остановимся на формах отчетности: отчеты по практикам являются специфической формой письменных работ, позволяющей студенту обобщить свои знания, умения и навыки, при-

Инновации в науке и образовании

131

обретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик. Правильно сформулированные требования к содержанию, оформлению и защите научно -учебных отчетов по практикам могут дать хороший образец нового «интегрального» или системного подхода к оценке уровня приобретенных студентом умений, навыков, универсальных и профессиональных компетенций. Могут контролироваться следующие компетенции: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способностью к аналитической деятельности; способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада; способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой. Цель каждого отчета по практике - осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Для кафедры менеджмента отчеты студентов по практикам позволяют создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в учебные и научные процессы.

Далее самое сложное: компетентностный (он же компонентный) состав практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Покажем объем работы на этапах формирования только трех компетенций:

1) готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) дробим на: знать принципы и алгоритм принятия решений в нестандартных ситуациях. Уметь: критически воспринимать, анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию. Владеть: методами самоконтроля; навыками поиска организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях.

2) готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) и способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3) дробим на: Знать: риторические аспекты устной и письменной коммуникации на русском языке. Иметь представление о качествах хорошей речи на русском языке. Уметь: анализировать языковой материал текстов на русском языке в нормативном аспекте и вносить необходимые исправления нормативного характера. Уметь: производить редакторскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи

132 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

на русском языке. Владеть: навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности. Владеть иностранным языком на уровне В1. Владеть: навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности с использованием риторических приемов. Владеть иностранным языком на уровне В2;

3) продолжаем работу над дроблением всех закрепленных компетенций на знания, умения, владения.

Итак, проделанная работа и есть часть модели или сугубо формализованный подход отдельного преподавателя к формированию этапов сформи-рованности компетенций с учетом директивных ФГОС?

Полагаем, что переход к компетентностному образованию не должен быть прагматическим, административным, а должен «опираться на развитую и признанную образовательным сообществом психолого-педагогическую теорию» [2]; следует выработать методологический подход и к созданию и апробации экспериментального внедрения модели объективной оценки студентов сначала в исследовательских вузах по аналогией с выработанной методологией управления персоналом в организациях на основе компетенций [3].

На наш взгляд, этот вопрос остается открытым и злободневным.

Список литературы:

1. Клейнер Г.Б. Эффективность экономических реформ в России // Программа первой научно-практической конференции «Природа, общество, человек», 23-25 ноября 2015. - Изд-во «Университет Дубна», 2015.

2. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Электронный ресурс]: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 328 с. - ЭБС «Знани-ум». - Режим доступа: http://znanium.com/book/468261 (дата обращения: 17.11.2015), ограниченный по логину и паролю.

3. Управление персоналом на основе компетенций: [Электронный ресурс]: монография / О.Л. Чуланова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 122 с. -ЭБС «Знаниум». - Режим доступа: www.http://znanium.com/book/458273 (дата обращения: 19.11.2015), ограниченный по логину и паролю.

4. ФЗ № 273 «Об образовании» в последней редакции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/, свободный (дата обращения: 22.11.2015).

5. Приказ МОН № 1061 от 12.09.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/, свободный (дата обращения: 22.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.