128 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
5.7. ШСМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в каждом отдельном случае.
5.8. В случае если в ходе медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.9. Копия примирительного договора предоставляется в администрацию образовательного учреждения только по согласию сторон.
5.10. Деятельность ШСМ фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы, и доступ к которым имеет только руководитель ШСМ.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы!р://минобрнауки.рф/0/(Ьо%В40/(С0%ВЕ0/(С0% BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B 5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/938 (дата обращения: 21.12.2015).
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=148723&req=doc (дата обращения: 21.12.15).
3. «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://273 -фз.рф/akty_minobmauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407 (дата обращения: 21.12.2015).
МОДЕЛЬ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
© Суворова Т.В.*
Г осударственный университет «Дубна», г. Дубна
В статье рассматривается сложность происходящих перемен в образовании, указывается на необходимость инновационного образования, рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с постоянно меняющимися ФГОС ВО в РФ, анализируется структура модели объективной оценки студентов в вузе.
Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, проблемы, модель, объективная оценка студентов, формализованный подход, методология.
Доцент, заместитель заведующего кафедрой Менеджмента, кандидат педагогических наук.
Инновации в науке и образовании
129
По справедливому замечанию Г.Б. Клейнера [1], сегодня мы живем в «эпоху (или период) трансформационных институциональных изменений», которые концептуально меняют подходы к образованию, меняется взгляд на образовательный процесс с учетом болонских принципов.
Вспомним некоторые вехи модернизации российского образования:
- 2012 год - вступление в силу ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»;
- 2013 год - введение нового Перечня направлений подготовки высшего образования (включая направления среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, специалитета, подготовки кадров высшей квалификации) [5];
- 2014 год - введение новых редакций (не нового поколения) ФГОС ВО (ФГОС 3+), причем введение происходит через отмену старых ФГОС ВПО (без переходного периода);
- январь 2015 года - началось обновление ФГОС 3+ под выходящие профессиональные стандарты (с чем уже связаны серьезные проблемы сопряжения), проектируются подходы по переходу на ФГОС-4;
- 2015 год - утверждена только часть ФГОС 3+ (специалитетет - нет, магистратура - частично, бакалавриат - частично);
- июль 2015 редакция ФЗ № 273 «Об образовании» [4].
Курс на модернизацию существенно меняет на современном этапе условия реализации ОПОП ВО. Эти условия:
1) на основе ФГОС ВО (государственное регулирование содержания образования);
2) с учетом утвержденных профессиональных стандартов (отдельных обобщенных трудовых функций и трудовых функций в соответствии с уровнями квалификаций);
3) с учетом Примерных основных образовательных программ (ПООП);
4) с учетом требований к структуре программ дисциплин, практик и ФОС порядка реализации;
5) с учетом реализации инклюзивного образования.
Возможная ли модель объективной оценки студентов и ее реализация, которую активно предлагают реализовывать в сфере российского образования, поскольку любые оценочные средства носят субъективный характер? Мы видим следующие проблемы и пока не разрешенные вопросы, сопряженные с выделением этой модели как таковой, а также с ее трансплантацией и внедрением в российскую систему высшего, к примеру, образования. Модель формируется из карты компетенций, матрицы этапов формирования компетенций, сквозных этапов формирования компетенций, оценки уровня сформированности компетенции(й), включения оценки этого уровня в приложение (матрикулу) к диплому. Итак, проблемы и вопросы:
1. Возможна модель именно объективной оценки студентов?
2. Как ее внедрять, только лишь формализовано?
130 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
3. Как вложить в сознание преподавателей позитивное отношение к огромному массиву документов, с которыми нужно работать при написании рабочей программы дисциплины?
4. Как все-таки растолковывается парадигма компетентность? Компетентность - показатель нового, качественного образования?
5. Почему, зачем, и для кого нужно дробить компетенцию (и делать непосредственно «карту компетенций» как некий алгоритм формирования компетенции) в рабочей программе дисциплины?
6. За структурированными документами изменится ли традиционный подход к образованию на инновационный?
Следуя современным тенденциям, для преподавателя рабочая программа дисциплины теперь - поэтапный план инновационного обучения с формированием и воспитанием компетентного бакалавра, магистра или специалиста.
Наглядный пример как добросовестный автор в мае 2015 года изменил старую структуру программу дисциплины на новую (кстати, структуру нужно снова менять в связи с потерей актуальности). Примерно вот что получилось: название дисциплины «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» (Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент Академическая магистратура, Магистерская программа «Инновационный менеджмент» Квалификация (степень) выпускника Магистр). 2. Вид практики - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (тип производственной практики). Формы проведения практики - выездная. Практика проводится в организации по выбору обучающегося или по рекомендации работодателя. Организация проведения практики осуществляется университетом на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе. Выбор места прохождения практики - организации (предприятия) и его структурного подразделения определяется темой магистерской диссертации. Производственная практика может также проводиться в структурных подразделениях университета. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практики должен учитывать состояния здоровья и требования по доступности. 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. В результате освоения данного вида практики выпускник должен обладать следующими компетенциями: ОК-2; ОПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13 (смотрю учебный план данного профиля).
Опуская объемы, содержание практики, остановимся на формах отчетности: отчеты по практикам являются специфической формой письменных работ, позволяющей студенту обобщить свои знания, умения и навыки, при-
Инновации в науке и образовании
131
обретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик. Правильно сформулированные требования к содержанию, оформлению и защите научно -учебных отчетов по практикам могут дать хороший образец нового «интегрального» или системного подхода к оценке уровня приобретенных студентом умений, навыков, универсальных и профессиональных компетенций. Могут контролироваться следующие компетенции: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способностью к аналитической деятельности; способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада; способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой. Цель каждого отчета по практике - осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Для кафедры менеджмента отчеты студентов по практикам позволяют создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в учебные и научные процессы.
Далее самое сложное: компетентностный (он же компонентный) состав практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Покажем объем работы на этапах формирования только трех компетенций:
1) готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) дробим на: знать принципы и алгоритм принятия решений в нестандартных ситуациях. Уметь: критически воспринимать, анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию. Владеть: методами самоконтроля; навыками поиска организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях.
2) готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) и способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3) дробим на: Знать: риторические аспекты устной и письменной коммуникации на русском языке. Иметь представление о качествах хорошей речи на русском языке. Уметь: анализировать языковой материал текстов на русском языке в нормативном аспекте и вносить необходимые исправления нормативного характера. Уметь: производить редакторскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи
132 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
на русском языке. Владеть: навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности. Владеть иностранным языком на уровне В1. Владеть: навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности с использованием риторических приемов. Владеть иностранным языком на уровне В2;
3) продолжаем работу над дроблением всех закрепленных компетенций на знания, умения, владения.
Итак, проделанная работа и есть часть модели или сугубо формализованный подход отдельного преподавателя к формированию этапов сформи-рованности компетенций с учетом директивных ФГОС?
Полагаем, что переход к компетентностному образованию не должен быть прагматическим, административным, а должен «опираться на развитую и признанную образовательным сообществом психолого-педагогическую теорию» [2]; следует выработать методологический подход и к созданию и апробации экспериментального внедрения модели объективной оценки студентов сначала в исследовательских вузах по аналогией с выработанной методологией управления персоналом в организациях на основе компетенций [3].
На наш взгляд, этот вопрос остается открытым и злободневным.
Список литературы:
1. Клейнер Г.Б. Эффективность экономических реформ в России // Программа первой научно-практической конференции «Природа, общество, человек», 23-25 ноября 2015. - Изд-во «Университет Дубна», 2015.
2. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Электронный ресурс]: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 328 с. - ЭБС «Знани-ум». - Режим доступа: http://znanium.com/book/468261 (дата обращения: 17.11.2015), ограниченный по логину и паролю.
3. Управление персоналом на основе компетенций: [Электронный ресурс]: монография / О.Л. Чуланова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 122 с. -ЭБС «Знаниум». - Режим доступа: www.http://znanium.com/book/458273 (дата обращения: 19.11.2015), ограниченный по логину и паролю.
4. ФЗ № 273 «Об образовании» в последней редакции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/, свободный (дата обращения: 22.11.2015).
5. Приказ МОН № 1061 от 12.09.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/, свободный (дата обращения: 22.11.2015).