МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Виталий Евгеньевич МИТИН,
аспирант кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: Vit-s-mit@yandex. ru
Статья посвящена обоснованию, разработке и процессу создания автором теоретической модели нравственного воспитания подростков в хореографических коллективах в учреждениях культуры на основе ценностно-ориентированного подхода. Основываясь на систематизированных им четырех стадиях целенаправленного и организованного образовательно-воспитательного процесса, автор останавливается на таких положениях, как нравственная чувствительность, нравственное суждение, нравственный фокус и нравственное действие. Хореографы-педагоги содействуют нравственной чувствительности подростков в специфической среде обучения, способствующей развитию нравственности. Нравственное суждение формируется в этой среде, а нравственный фокус рассматривается в виде мотивации нравственного действия. Автор показывает в основных результатах те факты, при которых сам процесс нравственного воспитания состоит из трех основных элементов, а именно из сформированного нравственного чувства, привычки и манеры самого нравственного поведения, а также нравственного представления о «добре» и «зле» как о явлениях жизнедеятельности современного российского общества.
Ключевые слова: воспитание, качества нравственности, коллектив, нравственность, подросток, принципы, хореография.
THE MODEL OF MORAL EDUCATION OF TEENAGERS IN CHOREOGRAPHIC COLLECTIVES IN CULTURAL INSTITUTIONS
V. E. Mitin, doctoral student of Department of cultural
and leisure activities of the Moscow state Institute of culture, Moscow, Russia e-mail: Vit-s-mit@yandex. ru
This article is devoted to the substantiation, development and process of creating the theoretical model of moral education of teenagers of a choreographic collective in cultural institutions on the basis of a value-oriented approach. Based on the four stages of a purposeful and organized educational process systematized by him, the author, characterizing them, dwells on such positions as: moral sensitivity, moral judgment, moral focus and moral action. Choreographers-teachers contribute to the moral sensitivity of adolescents in a specific learning environment conducive to the development of morality. Moral judgment is formed in this environment, and the moral focus is seen as the motivation of moral action. As a result, the author shows in the main results those facts in which the process of moral education itself consists of three
basic elements, namely: from the formed moral sense, habit and manner of the most moral behavior, and also - the moral concept of «good» and «evil» as phenomena of vital activity of modern Russian society.
Key words: upbringing, morality, collective, morality, adolescent, principles, choreography.
Прежде всего необходимо отметить, что самой главной целью в целенаправленном процессе воспитания каких-либо значимых качеств развивающейся личности подростка на современном этапе трансформации российской культуры и образования является его моделирование, которое, в свою очередь, представляет собой «катализатор» деятельности социальных институтов. В нашем случае это - процесс воспитания подростков - участников хореографического коллектива, который работает на основе авторской Программы и входящей в нее модели с применением ценностно-ориентированного подхода. Категория «ценность» предстает как качественная характеристика в контексте общенаучной и общечеловеческой составляющей картины всего мира как внутреннего, так и внешнего, особенно с точки зрения подрастающего поколения. Главными содержательными элементами дефиниции «ценностно-ориентированный подход» предстают понятия личности, аксиологии и ценностных (аксиологических) направлений индивида. Для данной статьи особенно важны педагогические системообразующие аксиологические (ценностные) направления в организации и реализации процесса нравственного воспитания, которые систематически охарактеризованы в трудах А. В. Кирьяковой [4, с. 1180-1184].
Как показывает практика образовательного процесса, в целом именно этот подход и дает основания для позитивного роста показателей сформированности нравственных качеств участников хореографического коллектива.
Нравственное воспитание представляет собой воздействие на обучающегося, которое оказывается на него в процессе образовательной и бытовой жизнедеятельности подростка в форме нравственных взаимодействий, а именно:
- создание нравственного мировоззрения;
- формирование элементов нравственного мышления;
- совершение сознательного и обоснованного нравственного выбора в различных жизненных ситуациях [5, с. 55-60].
Далее необходимо отметить, что «сама критериальная сущность нравственности, нравов поведенческих ролей с самого первого мгновения появления человека в нашем мире приобретают содержательную наполняемость: так, исходным (внешним) критериальным основанием нравственного поведения предстает совокупность исполнения определенных установок конкретного сообщества, производным (внутренним) критерием предстает такое понятие как "совесть", то есть чувство, которое привносит в саму личность человека либо ощущение нравственной правильности поступка, либо - негативное состояние и нравственные сожаления» [1].
Нравственное воспитание подростков, как показывают и теория, и практика педагогической науки, нераздельно переплетено с другими направлениями воспитательного процесса, которые также взаимосвязаны друг с другом, их равноценное и гармоничное развитие и представляет собой сам результат воспитания, а именно - полноценную и общественно значимую личность члена соответствующего общества. Рассматривая нравственное воспитание подростков в хореографических коллективах, автор данной статьи считает, что оно содержит в себе четыре этапа.
Этап 1 - формирование у членов хореографического коллектива и его отдельных участников нравственной чувствительности.
Этап 2 - развитие комплекса умений и навыков формулирования нравственных суждений в контексте различных ситуаций.
Этап 3 - приобретение растущей и развивающейся личностью подростка так называемого нравственного «профиля».
Этап 4 - приобретение опыта нравственных действий как самой личности, так и всего коллектива [9, с. 24-29].
В данной статье автором определены цели нравственного воспитания в хореографических коллективах, которые он систематизирует в контексте четырех групп, характеризуя их следующим образом.
Группа 1: понимание эмоциональной экспрессии, умение видеть перспективы других, навыки социализации и общения; быстрая адаптация к трансформациям; умение интерпретировать сложные обыденные и профессиональные ситуации; понимание нравственных проблем как личностных, так и системных; определение и формулировка самого критерия суждения, а также умение рассуждать критически и делать нравственные умозаключения.
Группа 2: понимание последствий принятия неправильных нравственных решений, размышление об их процессах и особенно итогах; обладание устойчивыми и неизменными нравственными убеждениями; проявление повышенного внимания к изменениям в нравственной сфере и осуществление адекватных им действий.
Группа 3: проявление уважения к своей личности и личности других, развитие чувства «совести» и применение ее во взаимопомощи как умения работы в «команде»; навыки и умения находить смысл нравственных действий как своей личности, так и товарищей по профессиональным занятиям в контексте сохранения и приумножения обычаев и традиций титульной культуры и субкультур.
Группа 4: развитие нравственной идентичности и целостности при формировании собственной личности у подростка, умение и навыки в решении конфликтных ситуаций в проблемных обстоятельствах; проявление умений и навыков нравственной оценки как себя, так и товарищей, обладание инициативностью и лидерскими качествами, которым способствует упорный труд и само трудолюбие в целом [2].
На последнем этапе исследования, указанного в данной статье, автор обосновывает и представляет «Теоретическую модель процесса нравственного воспитания в хореографических коллективах на основе ценностно-ориентированного подхода». Также нужно отметить, что сама эта теоретическая модель нравственного воспитания подростков в танцевальном коллективе состоит из трех этапов: подготовительного, нравственного обучения и самовоспитания (см. рис.1).
Рассматривая представленную модель более подробно, необходимо отметить, что характеристики выявленных этапов данной модели обладают следующими качествами.
На первом этапе происходит установление связи «педагог - ученик» и создание благоприятной атмосферы для формирования основных качеств нравственности учеников-подростков, которые составляют хореографический коллектив.
На втором этапе огромное значение имеет формируемая система трансляции подростку-ученику основных общечеловеческих ценностей и, главное, его приятие данных ценностей и осознание их в контексте своего поведения.
статика передачи ученику основных общечеловеческих ценностей и их
усиление связи «педагог-ученик», создание благоприятной атмосферы дня дальнейшего
Рис. 1. Теоретическая модель нравственного воспитания подростков -участников хореографических коллективов в учреждениях культуры
Третий этап характеризуется формированием нравственных привычек, активным участием подростков в диалоге, стимулированием учеников к самоуправлению и саморегулированию внутри хореографического коллектива в контексте интегра-тивного развития в группе в целом [5, с. 885-887].
Исходя из представленного выше теоретического материала, обратимся к его практическому воплощению. В КЦ (культурном центре) «Зеленоград», учреждении, подведомственном Департаменту культуры города Москвы, работает ведущий творческий коллектив города Москвы под руководством автора статьи. Данный коллектив носит несколько романтическое название, а именно: «Студия исторических бальных танцев "Зеленоградский бал"». Но так и должно быть, ибо в его деятельности проявляются и юношеская блистательность, и вдохновение, и любовь к бережно сохраняемым традициям русской культуры.
Коллектив состоит из девушек и юношей в возрасте от 15 до 18 лет и, часто выступая на площадках Зеленограда и Москвы, демонстрирует высокое мастерство, хорошую балетную технику, прекрасно подобранный музыкальный материал, великолепные костюмы, а главное, отражает дух, нравы, мораль «времен минувших и нынешних», ибо не только в прошлом задавались балы всех социальных уровней, но и сегодня они вносят свою лепту в культурную жизнь нашей Родины [3].
В заключение сформулируем следующие выводы.
- Основной задачей процесса нравственного воспитания подростка является, на современном этапе организации образовательного процесса, его моделирование, которое и придает ему качественное позитивное «ускорение».
- Понятие «ценность» является общенаучной и общечеловеческой категорией мира человека, содержанием которой предстает совокупность дефиниций: личность, аксиология и аксиологические векторы направленности подростка.
- Нравственное воспитание есть множественный конгломерат видов нравственных взаимодействий «педагог - ученик», «ученик - ученик», а именно: форми-
рование сознания с высоконравственной составляющей; развитие у подростка компонентов мышления в нравственном аспекте и развитие умений и навыков осознанного нравственного выбора в различных жизненных ситуациях.
- Нравственное воспитание подростков в хореографических коллективах состоит из четырех этапов.
- Автор представляет теоретическую модель процесса нравственного воспитания в хореографических коллективах на основе ценностно-ориентированного подхода, состоящую, по его мнению, из трех этапов: подготовительного, нравственного обучения и самовоспитания.
И как показывает практика, реализация модели нравственного воспитания подростков хореографического коллектива в учреждениях культуры, разработанная и внедренная автором статьи, проходит вполне успешно и выявляет тенденции к ее дальнейшему эффективному развитию.
Литература
1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.- Москва: НМЦ СПО, 1999.- 538 с.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / [отв. ред. и сост. П. В. Алексеев].- Москва: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
3. Захарова О. Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика.- Москва: Центрополиграф, 2011.- 448 с.
4. Кирьякова А., Олховая Т., Мясникова Т. Европейская наука и техника: материалы международной научно-практической конференции, 31 января 2012 г., Висбаден, Германия.- Висбаден: Bildungszentrum Rodnik e. V., 2012.
5. Костючков С. К. Гражданское общество: ориентация на общечеловеческие и национальные ценности в контексте гармонизации социальных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов.- 2010.- № 2.- С. 55-60.
6. Курчина И. А., Дементьева Н. Я., Андрющенко К. А., Заричанова О. А. Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве // Молодой ученый.- 2016.- № 12.- С. 885-887.
7. Просто Новости: быстро и бесплатно: [сайт]. URL: http://plainnews. ru/video-channel-143894. html (дата обращения: 11.09.2018).
8. Электронный вестник Государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Культурный центр «Зеленоград»: [сайт]. URL: https://dkzelenograd. ru/ kollektivi/tanets/Sudiya-iSoricheskih-balnih-tantsev-zelenogradskiy-bal (дата обращения: 11.09.2018).
9. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель.- 2003.- № 4.- С. 24-29.