Научная статья на тему 'Воспитание духовно-нравственных качеств личности младших подростков как условие преодоления агрессивности в их поведении'

Воспитание духовно-нравственных качеств личности младших подростков как условие преодоления агрессивности в их поведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / ПРЕОДОЛЕНИЕ / OVERCOMING / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / YOUNG TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерзлякова Ж.В.

Одна из основных задач нашего исследования найти способ преодоления агрессивности младших подростков. Как свидетельствуют проведенные нами исследования, 20% младших подростков в поведении демонстрируют высокий уровень агрессивности, 60% детей этого возраста склонны к проявлению агрессии в поведении. В связи с этим на школу возлагается ответственность за сохранение моральных основ общества. Этому может содействовать духовно-нравственное воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNGER TEENAGERS MORAL EDUCATION AS A CONDITION OF OVERCOMING THEIR AGGRESSIVENESS

One of the major objectives of our research was to find a way of overcoming younger teenagers aggression. According to the results of our reseach, 20 percent of younger teenagers demonstrate a high level of aggression in their behaviour, whereas 60 percent of children of this age are inclined to display aggression in their behaviour. In this connection the school is responsible for maintaining the moral foundations of society. This can be done by moral education

Текст научной работы на тему «Воспитание духовно-нравственных качеств личности младших подростков как условие преодоления агрессивности в их поведении»

воспитание духовно-нравственных качеств личности младших подростков как условие преодоления агрессивности в их поведении

YOUNGER TEENAGERS' MORAL EDUCATION AS A CONDITION OF OVERCOMING THEIR AGGRESSIVENESS

Ж. В. Мерзлякова

Одна из основных задач нашего исследования - найти способ преодоления агрессивности младших подростков. Как свидетельствуют проведенные нами исследования, 20% младших подростков в поведении демонстрируют высокий уровень агрессивности, 60% детей этого возраста склонны к проявлению агрессии в поведении. В связи с этим на школу возлагается ответственность за сохранение моральных основ общества. Этому может содействовать духовно-нравственное воспитание.

Ключевые слова: агрессивность, преодоление, младшие подростки, духовность, нравственность.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 10 до 16 лет), в нем закладываются основы социального поведения, вырисовываются общая направленность в формировании духовно-нравственных представлений и социальных установок.

Одной из задач нашего исследования являлось уточнение понятия «преодоление агрессивности в поведении» применительно к возрасту младших подростков. В толковом словаре С. И. Ожегова преодолеть означает «пересилить, справиться с чем-нибудь». Исходя из этого, преодоление подразумевает включение в процесс воспитания собственных усилий подростка как субъекта управления своей психикой и саморегуляция поведения. Именно это обусловило употребление в тексте исследования понятия «преодоление», а не близких ему «снятие», «снижение», «уменьшение» и т. п.

Ученые пришли к выводу, что ключевыми направлениями преодоления агрессивности в поведении подростков являются: расширение их самосознания, развитие способности к самоосмыслению, обучению навыкам саморегуляции, самоконтролю, управлению своим эмоциональным состоянием и поведением (А. А. Березников, Е. Е. Копченова, Е. И. Овсеева, Н. Н. Павлова, Т. М. Титаева, И. А. Фурланов и др.).

Анализ литературы позволил уточнить понятие «преодоление агрессивности в поведении младших подростков»: это педагогический процесс самовоспитания, направленный на осознанное управление младшим подростком своим эмоционально-волевым состоянием. Наше уточнение заключается в рассмотрении преодоления агрессивности как процесса, направленного, в первую

Z. V. Merzlyakova

One of the major objectives of our research was to find a way of overcoming younger teenagers' aggression. According to the results of our reseach, 20 percent of younger teenagers demonstrate a high level of aggression in their behaviour, whereas 60 percent of children of this age are inclined to display aggression in their behaviour. In this connection the school is responsible for maintaining the moral foundations of society. This can be done by moral education.

Keywords: aggression, overcoming, young teenagers, spirituality, morality.

очередь, не на формирование и исправление поведения младшего подростка, а на развитие и актуализацию внутренних регуляторов его поведения.

С точки зрения современной педагогической науки (О. С. Газман, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.), одним из оптимальных путей развития позитивных ориентаций младшего подростка является учебный процесс, который может дать ориентиры - цели, сообщить направление движения личности, обеспечить творческое осмысление и присвоение ценностей.

Это позволяет заключить, что создание в образовательном процессе школы педагогических условий для развития позитивных ценностных ориентаций подростков будет являться одним из главных условий повышения эффективности исследуемого процесса.

Как свидетельствуют проведенные нами исследования, 20% младших подростков в поведении демонстрируют высокий уровень агрессивности, 60% детей этого возраста склонны к проявлению агрессии в поведении. В связи с этим школа должна помочь обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому может способствовать духовно-нравственное воспитание, являющееся важнейшей стороной образовательного процесса.

Проблема духовности человека по существу относится к «вечным» вопросам, занимавшим и занимающим умы не одно поколения исследователей. Именно извечная неразрешенного этого вопроса заставляет мыслителей каждый раз искать современные ответы, критически переосмысливать уже когда-то найденные решения.

В нашем исследовании под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогическая деятельность,

направленная на формирование духовно-нравственных качеств личности младших подростков. Механизм формирования духовно-нравственных качеств личности состоит в переходе от внешних действий субъекта к внутренним, отражающим иерархию связей субъекта с миром, подчинения и переподчинения его мотивов.

Поскольку субъект-субъектное взаимодействие выступает «сущностной характеристикой воспитательного процесса», считаем целесообразным выделить его основные положения: субъектная позиция, принципы, единство внешних и внутренних условий общения. Установлено, что субъект-субъектное взаимодействие предполагает наличие субъектной позиции как одной из сторон развития личности, которая отражает определенную точку зрения на объекты или действия и активное отношение к ним [2, с. 138]. Активность личности ведет к неизбежному преобразованию и обогащению ее опыта. Согласимся с мнением А. К. Осинского о том, что субъектная позиция определяет направленность и интенсивность переструктурирования опыта, поскольку эта позиция человека активного, целенаправленного, рефлексирующего, готового к преобразовательной деятельности [3]. В нашем исследовании мы будем опираться на уточнение О. Ю. Елькиной, что системообразующим компонентом субъектной позиции личности выступают ценностные ориентации [4].

Н. А. Коваль, определяя духовность как целостное и динамическое явление, формирующееся через активный поиск истины, добра и красоты в процессе самореализации личности, выделяет критерии духовного развития личности:

- отношение к другому как самоценности, что выражено в таких качествах, как эмпатия, сострадание, сочувствие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистичность в оценке ситуации, самоотдача и др.;

- творческий целенаправленный характер жизнедеятельности, проявляющийся в таких качествах, как миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, соучастие, организация микросреды общения, целеустремленность, высокая сенситивность, открытость, коллективное творчество и др.;

- духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают воля, высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, потребность в позитивной свободе и др.

Опираясь на исследования Н. А. Коваль, нами были выделены духовно-нравственные качества личности, воспитание которых способствует преодолению агрессивности младших подростков (эмпатия, сострадание, сочувствие, отзывчивость, умение владеть собой, душевность, деятельная помощь окружающим, соучастие, ответственность перед собой и другими, потребность в позитивной свободе). Развитие этих качеств способствует раскрытию духовного и творческого потенциала

младшего подростка, помогает развитию интеллекта, памяти, мышления, восприятия, фантазии, способствует самовоспитанию; обогащает внутренний мир через усвоение духовно-нравственных ценностей. Данные качества личности младшего подростка взаимосвязаны между собой и предопределяют при соответствующих благоприятных условиях духовный рост личности и накопление его духовного опыта.

На основании наших экспериментальных данных установлено, что младшие подростки имеют поверхностное представление об общечеловеческих ценностях (68%); испытывают желание быть лучше других (18%) и избежать наказания (18%); активным полезным трудом хотят заниматься только 6% детей. Среди младших подростков преобладает завышенная самооценка таких нравственных качеств, как ответственность, терпимость, взаимопомощь, отзывчивость (67%).

В ситуации учебного выбора младшие подростки предпочитают выполнять задания, не вызывающие затруднений, при этом претендуют на максимальную отметку за труд; начатое дело не всегда доводят до конца (43%); стараются переложить груз ответственности на плечи другого, могут «подставить» одноклассника, обмануть, схитрить, спровоцировать на неадекватное поведение (оскорбление, применение физической силы). При этом отсутствует рефлексия собственного поведения (83%).

Из числа младших подростков, обучающихся на «хорошо» и «отлично», половина безынициативны, не умеют применять полученные знания в жизни на благо других. Предпочитают «пассивные» виды занятий по интересам: игры на компьютере, прогулки, просмотр телепередач, прослушивание музыки. К передачам о литературе, искусстве, духовности они безразличны. Приоритетными ценностями в жизни считают деньги, богатство, власть и славу. В речи младших подростков обычными стали фразы: «имею право», «это твои проблемы», которые ограничивают личность в нравственном развитии, в обретении духовности «как особого изменения личностного бытия» (В. Франкл).

В ходе анализа результатов нашей экспериментальной работы выявлены причины низкого уровня духовно-нравственной воспитанности младших подростков: отстраненность школьников от социально значимой деятельности, отсутствие включенности в личностное взаимодействие на основе гуманных отношений и ценностных ориентаций; недостаток опыта личностного осмысления, оценки, переживания результатов коллективной и индивидуальной деятельности; неблагоприятные условия семейного воспитания.

Исходя из выявленных причин низкого уровня воспитанности, определены условия воспитания духовно-нравственных качеств личности младших подростков: создание воспитательного пространства школы, способствующего формированию ответственной, самостоятельной, нравственной, творческой личности; включенность младших подростков в социально значимую дея-

тельность, направленную на осознание общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и личностного опыта, на совершение полезных дел для других, на высокий уровень самоорганизации, выражающийся в потребности познавать мир, себя, творить добро, изменяться самому.

Нами была разработана программа духовно-нравственного воспитания для младших подростков «Жизнь без агрессивности». В процессе ее реализации расширяются нравственные представления младших подростков, формируются ценностные ориентации. Полученные знания и представления переходят во внутренний план личности, становится ее нормой в действии и поведении (Л. С. Выготский). Разработанная программа способствует развитию способности школьников к самовоспитанию. Включение младших подростков в социально значимую деятельность и рефлексию своих поступков делает результативной работу по воспитанию духовно-нравственных качеств как совокупности всех социально обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее

устойчивое поведение в социальной среде и проявление

в нем нравственной самостоятельности.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овсеева Е. Н. Предупреждение агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2004. - 220 с.

2. Овчинников Д. А. Формирование у учащихся субъектного позиционирования в учебном процессе гимназии // Школьные технологии. -2002. - № 6. - С.138-146.

3. Осинский А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дис. . канд. психол. наук. - М., 2001. - 370 с.

4. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младшего школьника: состояние и перспективы развития: Книга для учителя: Моногр. - М.: ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. - 160 с.

особенности педагогической поддержки для помощи школьнику в учебной адаптации

PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN SCHOOLCHILDRENS'EDUCATIONAL ADAPTATION

Е. А. Микшис

Статья посвящена актуальным вопросам учебной адаптации нового школьника в классе. Нами выделены условия и показан способ их реализации в учебном процессе. Особенностью этих условий является то, что в них заранее учтены необходимые в конкретных ситуациях формы организации учебного материала и способ развития межличностных отношений. В случае если новые школьники принимают такую образовательную ситуацию, то их учебная адаптация проходит успешно.

E. A. Mikshis

The article is devoted to the pressing questions of educational adaptation of a new student in a class. We single out certain conditions and show the way of their implementation in the educational process. A peculiar feature of these conditions is that they take into account in advance the forms of organizing teaching material and ways of developing interpersonal relations necessary in specific situations. If new students accept such educational situation, their educational adaptation will be successful.

Ключевые слова: новый ученик, учебная адаптация, этапы проектной деятельности, направления педагогической поддержки.

Keywords: new student, educational adaptation, stages of project work, areas of pedagogical support.

Проблема адаптации ребенка к среде учебного заведения, формам и способам содержания обучения встает перед ним периодически. Это переход в профильные классы, из класса в класс, в другие школы и др.

На сегодняшний день в сфере образования наметилась проблема появления новых учеников в классах, происходящая из-за частого изменения в школах состава учащихся.

Причин этому множество и все они разного характера: миграция населения из стран ближнего зарубежья, создание профильных классов, внедрение инклюзивного образования и т. д. По нашим наблюдениям, учителя городских школ отмечают, что, как правило, в течение года в классе появляется от одного до четырех и более новых учеников.

Новые школьники либо ведут себя демонстративно, либо замыкаются в себе. При этом большинству из них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.