Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание подростков: социокультурный аспект'

Духовно-нравственное воспитание подростков: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
243
49
Поделиться
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Фахрутдинов Шамиль Абдрахманович, Литвак Римма Алексеевна

В статье актуализируется проблема духовно-нравственного воспитания подростков, рассматривается её социокультурный аспект; интегрируется этимология основных понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»; выделяются основные закономерности, определяющие процесс духовно-нравственного воспитания; делаются выводы о направлениях реализации духовно-нравственного воспитания подростков

Inner-Moral Upbringing of Teenagers: Social-Cultural Aspect

The article deals with the problem of actualization of teenagers' inner-moral upbringing and its social-cultural aspect. The etymology of basic concepts such as inner-world, morality, inner-moral upbringing is integrated. Principal patterns defining inner-moral upbringing process are noted. Some conclusions on the directions of teenagers' inner-moral upbringing are drawn.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подростков: социокультурный аспект»

УДК 74.843 ББК 48

Фахрутдинов Шамиль Абдрахманович соискатель г. Костанай Fahrutdinov Shamil Abdrahmanovich

Post-graduate Kostanai Литвак Римма Алексеевна доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Litvak Rimma Alekseevna Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Chelyabinsk

Духовно-нравственное воспитание подростков: социокультурный аспект Inner-Moral Upbringing of Teenagers: Socio-Cultural Aspect

В статье актуализируется проблема духовно-нравственного воспитания подростков, рассматривается её социокультурный аспект; интегрируется этимология основных понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»; выделяются основные закономерности, определяющие процесс духовно-нравственного воспитания; делаются выводы о направлениях реализации духовно-нравственного воспитания подростков.

The article deals with the problem actualization of teenager's inner-moral upbringing and it's socio-cultural aspect. The etymology of basic concepts such as «inner-world», «morality», «inner-moral upbringing» is integrated. Principal patterns defining inner-moral upbringing process are noted. Some conclusions on the directions of teenager's inner-moral upbringing are drawn.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, социокультурный аспект.

Key words: inner-world, morality, inner-moral upbringing, socio-cultural aspect.

В настоящий период уровень развития общества определяется несколькими показателями: исторический путь, развитие промышленности, мировой товарооборот и участие в культурной жизни мира. Однако по-прежнему одним из важнейших показателей высокого развития государства, народа, нации выступает высокая культура и нравственность личности.

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема духовно-нравственного воспитания подростков является одной из приоритетных. Наследие традиционной российской педагогики, основной целью которой являлось воспитание целостной духовно-нравственной личности, нашло свое отражение в ст. 44, п. 3. Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия», что ориентирует на формирование соответствующей государственной политики, на создание соответствующих механизмов и технологий, в том числе в сфере образования. Законы РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» нацеливают государственную систему образования на защиту национальной духовности и культуры.

Категория «духовно-нравственное воспитание» прочно вошла в тезаурус современной отечественной педагогической теории и практики. Данной проблеме в профессиональном образовании посвящены труды В. А. Беляевой, Л. В. Вершининой, Л. А. Волович, В. Г. Воронцовой, Н. А. Коваль, В. Ш. Масленниковой и др.; в воспитании школьников - В. В. Абраменковой, Т. И. Власовой, В. В. Медушевского, В. М. Меньшикова, Т. И. Петраковой, Л. Л. Шевченко и др. В работах М. И. Воловиковой, С. Л. Рубинштейна говорится, что необходимы не только знания о прошлом, а освоение живых образцов действия, идеалов, ценностей предыдущих поколений.

В области воспитания гуманистическая идея развития внутренних побуж-

дений нравственного поведения обоснована в философо-педагогических концепциях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци. В отечественной философии вопросы нравственного воспитания рассматривали философы-гуманисты Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский и др.

Понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет точного толкования, так как существуют различные подходы к определению природы самой духовности.

В последнее время духовность употребляется в обозначении мировоззренческих, жизнеориентирующих мотивов поведения личности. Духовная среда заключается в том, что в сознании человека присутствует определенное представление об идеале личности, отношении человека к человеку, человека к власти, об идеальной модели совершенного общества или государства.

Выделение «нравственности» как самостоятельной категории этики, как утверждает О. Г. Дробницкий, сводится к правилам, определяющим поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Историко-критический анализ различных этических воззрений делает А. Ф. Шишкин в своем труде «Человеческая природа и нравственность». Он приходит к выводу о том, что нравственные ценности представляют наиболее общие принципы, выражают мораль определенного общества.

Согласно А. П. Скрипнику, нравственное воспитание предполагает овладение более примитивными внеморальными побудительными силами поведения, которые объединяются в качественно новую систему. Мораль регулирует отношения между личностью и обществом. Она осуждает отступление от норм и терпима к проявлениям человеческой индивидуальности. А. П. Скрипник, как и А. А. Гусейнов, определяет регулирующую функцию морали в нравственном воспитании в соответствии с «золотым правилом» нравственности.

А. А. Гусейнов определяет разновидности «золотого правила», в соответствии с которыми следует осуществлять нравственное воспитание: правило

чувства и сопереживания (ставить себя на место другого, делать по отношению к нему те действия, которые вызывают приятные ощущения); правило долга (руководствоваться правилами, которые мы предъявляем к другим); правило взаимоуподобления (поступать по отношению к другим так, как желаем, чтобы поступали с нами). Нравственность определяется философом как свойство реальных общественных отношений, которые получают отражение в сознании в виде оценочных шаблонов и правил поведения.

Подобного мнения придерживаются философы-этики В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырпина. Они определяют целью нравственного воспитания нравственное поведение личности на основе «сочетания общественных и личных интересов», что способствует «преодолению противоречий во всех сферах общественной жизни».

А. И. Титаренко, Ю. В. Согомонов полагают, что процесс нравственного воспитания осуществляется в социальных взаимоотношениях, в силу этого «принятие нравственных ценностей является результатом личности творчества каждого человека». Рост гуманистических начал в сознании и состоянии стимулировать и направлять деятельность личности. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия также полагали, что социальные условия глубоко трансформируют человека, развивая целый ряд новых форм и приемов поведения. Объектом педагогического «воздействия» должен быть не ребенок, его качества и поведения, а условия, в которых он существует.

Общечеловеческие нравственные ценности как цели воспитания на всех исторических этапах определил Р. С. Немов, при этом нравственное воспитание понимается как социализация ребенка, приобретение им жизненного опыта, развития и формирования личности, обладающей полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Воспитание должно вести за собой развитие, иначе выпадает спонтанность личного роста воспитуемого. Чтобы этого не произошло, нужно непосредственное взаимодействие личности с окружающей средой, в результате которого он занимает определенную личностную позицию.

Мы согласны с И. С. Гессеном, что нравственное воспитание заключается в сообщении новому поколению того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.

А. П. Кондратюк определяет нравственное воспитание как организованную и целенаправленную деятельность по формированию нравственного сознания, чувств, навыков и привычек поведения. В результате личность приобщается к моральным ценностям, учится выстраивать отношения с окружающей действительностью на основе нравственных правил и норм.

На тот факт, что положительный результат в процессе нравственного воспитания можно получить только в практической деятельности, указывает И. В. Бестужева-Лада. Вследствие такой деятельности воспитание осуществляется как нравственное самовоспитание, важным стимулом которого является личный пример нравственного поведения старших.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации» духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленный процесс содействия формированию у подрастающего поколения новой российской гражданственности, патриотизма, действенной системы идеалов и гуманистических ценностей на традициях Христианства. В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой концепция выделяет три направления и уровня духовно-нравственного воспитания: светское (культурологическое) в государственных муниципальных образовательных учреждениях, церковное (религиозное) в конфессиональных образовательных учреждениях и семейное с присущими им специфическими задачами.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание выступает продуктом общественных отношений, основы нравственного сознания формируются в лоне этики, религии, исторической традиции, развитии искусства и культуры.

Исходя их вышеизложенного, а также на основании анализа работ Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Торховой, Б. Д. Эльконина, Э. Эриксона и др., мы считаем сензитивным периодом для духовно-нравственного воспитания именно подростковый возраст.

Мы будем понимать под духовно-нравственным воспитанием подростков целенаправленное формирование сознательной, духовно развитой, гармоничной личности, имеющей стойкий морально-нравственный облик, способной к восприятию и воспроизводству духовно-нравственных ценностей на основе стремления к самосовершенствованию.

На наш взгляд, проблему духовно-нравственного воспитания учащихся сегодня возможно решить через передачу духовного опыта человечества, через возрастание ценности стремления к самосовершенствованию. Это один из путей духовно-нравственного воспитания подростков - включение их в творческую деятельность.

Духовно-нравственное воспитание должно быть ориентировано на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру); благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям); гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе); целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям); трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду); экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы); патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).

На основе анализа работ Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова, А. А. Раду-гина, И. П. Подласого, Н. Е. Щурковой и др., основными закономерностями, определяющими процесс духовно-нравственного воспитания, мы считаем:

1) воспитание ученика совершается только на основе активности самого учащегося во взаимодействии его с окружающей средой;

2) единство обучения и воспитания направлено на формирование общей нравственной культуры человека;

3) целостность воспитательных влияний, предъявляемых к ученику всеми субъектами воспитания, так как в равной мере касается как объекта, так и субъекта воспитания.

Учитывая особенности процесса духовно-нравственного воспитания, его

закономерности, мы выделяем следующие направления их реализации, в основе которых положен аксилогический подход:

1) обеспечение отношения к ребенку как к субъекту жизни, способному к ценностному саморазвитию;

2) формирование отношения к педагогу как посреднику между ребенком и обществом, способному ввести его в мир общечеловеческих и культурных ценностей;

3) реализация отношения к воспитанию как целостному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей духовно-нравственного саморазвития;

4) создание целостного духовно-нравственного образовательного пространства;

5) оказание помощи и поддержки каждой детской личности в её индивидуальном самоопределении в мире человеческих ценностей.

Перечисленные направления определяют педагогические условия воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы, направленной на формирование сознательной, духовно развитой, гармоничной личности, имеющей стойкий морально-нравственный облик, способной к самосовершенствованию.

Библиографический список

1. Духовно-нравственное воспитание : от методологии к педагогической деятельности [Текст] : сб. науч. и метод. тр. / Рос. акад. образования. Юж. отд-ние, Волгогр. гос. пед. ун-т, Волгогр. гос. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Науч.-исслед. центр соврем. проблем воспитания ; [сост. И. А. Соловцова]. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 95 с.

2. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России: история и современность [Текст] / Н. В. Котряхов // International higher education research. - Sapporo, 2003. - Vol. 6. - Р. 135-148.

3. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации [Текст] : глин. чтения / Ин-т общ. образования, Ист.-патриот. о-во «Наследники Александра Невского». - М. : Самшит-издат, 2002. - 176 с.

4. Животворящие святыни [Текст] : комплекс. программа духов.-нравств. и социокультур. воспитания : [духов.-просвет. центр «Сев. Фиваида», г. Волог-

да] / Т. Кириллова, М. Проворова, Е. Смирнова, Н. Тихомирова // Духовно-нравственное воспитание : науч.-просвет. журн. - 2005. - № 4. - C. 62-74.

5. Сергеева, О. Ю. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Ю. Сергеева. - Чебоксары, 2007. - 21 с.

Bibliography

1. Inner-moral Upbringing : from Methodology to Educational Work [Text] : Col. of Research and Methodical Works / Rus. Acad. of Education. South Division, Volgogr. St. Ped. Univ, Volgogr. St. In-t of Qualification Raising and Educational Workers Retraining, Scientific-research Centre of Modern Educational Problems ; [Compiler I. A. Solovtsova]. - Volgograd : VSIQR EW, 2005. - 95 p.

2. Inner-moral Upbringing of Youth in Russia : History and the Present [Text] / N. V. Kotryahov // International higher education research. - Sapporo, 2003. -Vol. 6. - P. 135-148.

3. Inner-moral Upbringing in the Educational System of Russian Federation [Text] : Readings / Public Education Institute, Hist.-Patriot. Society «Alexander Nevski Successors». - M. : Samshit-publishing, 2002. - 176 p.

4. Vivifying relics [Text] : Complex Program of Inner-moral and Socio-Cultural Upbringing : [Inner-enlightening Centre of «Sev. Fivaida», Vologda] / T. Kirillova, M. Provorova, E. Smirnova, N. Tihomirova // Inner-moral Upbringing : scientific-instructive magazine. - 2005. - № 4. - P. 62-74.

5. Sergeeva, O. U. Inner-moral Upbringing of Senior Pupils in Complementary Education [Text] : Abstract ... Ped. Sciences Cand. / O. U. Sergeeva. - Cheboksary, 2007. - 21 p.