Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ РСЧС ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ В АКВАТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ РСЧС ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ В АКВАТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / ПСР / информационное взаимодействие / РСЧС / модель / management / RPS / information exchange / RSChS / model

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Колеров Дмитрий Алексеевич, Скрипник Игорь Леонидович, Каверзнева Татьяна Тимофеевна, Балабанов Валерий Александрович

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) осуществляет реагирование на происшествия в акватории города. Функция управления силами и средствами (СиС) РСЧС возложена на Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главного управления (ГУ) МЧС России по г. Санкт-Петербургу. Однако оперативно-дежурная смена (ОДС) ЦУКС выполняет в процессе повседневной деятельности множество разнородных задач, в том числе в условиях риска и неопределенности, что снижает их когнитивные способности и влечѐт за собой ошибки при принятии решений. Зачастую принятие решения о выборе СиС для реагирования на конкретное происшествие осуществляет оперативный дежурный (ОД) поисково-спасательной службы (ПСС) Санкт-Петербурга, который имеет большее представление о текущей обстановке в акватории города и имеющихся на вооружении ПСС СиС, а также экспертный опыт проведения поисково-спасательных работ (ПСР). Исходя из этого, возникает актуальная научная проблема, связанная с необходимостью автоматизации процесса принятия управленческих решений о выборе СиС, необходимых для проведения ПСР и совершенствования межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС с целью повышения достоверности принимаемых решений. В статье рассмотрена существующая модель межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС при управлении ПСР в акватории Санкт-Петербурга, анализ которой выявил недостатки информационного взаимодействия. Для их устранения предложена усовершенствованная модель, позволяющая повысить оперативность управления привлекаемыми СиС, а значит, и сохранение большего количества жизней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Колеров Дмитрий Алексеевич, Скрипник Игорь Леонидович, Каверзнева Татьяна Тимофеевна, Балабанов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTERDEPARTMENTAL INFORMATION INTERACTION OF RSCHS AUTHORITIES WHEN MANAGING SEARCH AND RESCUE IN THE WATER AREA OF ST. PETERSBURG

The Unified State System for the Prevention and Elimination of Emergency Situations (RSChS) responds to incidents in the water area of the city. The function of managing forces and means (SiS) of the RSChS is assigned to the Crisis Management Center (TsUKS) of the Main Directorate (GU) of the EMERCOM of Russia for the city of St. Petersburg. However, the operational duty shift (ODS) of the CCMS performs many diverse tasks in the course of daily activities, including under conditions of risk and uncertainty, which reduces their cognitive abilities and leads to errors in decision-making. Often, the decision on the choice of SIS for responding to a specific incident is made by the operational duty officer (OD) of the search and rescue service (PSS) of St. search and rescue operations (RPS). Proceeding from this, an urgent scientific problem arises related to the need to automate the process of making managerial decisions on the choice of the S&S necessary for conducting the RPS and improving the interdepartmental information interaction of the RSChS bodies in order to increase the reliability of the decisions made. The article considers the existing model of interdepartmental information interaction of the RSChS bodies in the management of the RPS in the waters of St. Petersburg, the analysis of which revealed the shortcomings of information interaction. To eliminate them, an improved model has been proposed, which makes it possible to increase the efficiency of managing the involved S&S, and therefore save more lives.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ РСЧС ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ В АКВАТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

УДК 355/359.07

МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ РСЧС ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

В АКВАТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Д. А. КОЛЕРОВ, И. Л. СКРИПНИК, Т. Т. КАВЕРЗНЕВА*, В. А. БАЛОБАНОВ*

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, *Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург E-mail: dima11rus@inbox.ru.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) осуществляет реагирование на происшествия в акватории города. Функция управления силами и средствами (СиС) РСЧС возложена на Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главного управления (ГУ) МЧС России по г. Санкт-Петербургу. Однако оперативно-дежурная смена (ОДС) ЦУКС выполняет в процессе повседневной деятельности множество разнородных задач, в том числе в условиях риска и неопределенности, что снижает их когнитивные способности и влечёт за собой ошибки при принятии решений. Зачастую принятие решения о выборе СиС для реагирования на конкретное происшествие осуществляет оперативный дежурный (ОД) поисково-спасательной службы (ПСС) Санкт-Петербурга, который имеет большее представление о текущей обстановке в акватории города и имеющихся на вооружении ПСС СиС, а также экспертный опыт проведения поисково-спасательных работ (ПСР). Исходя из этого, возникает актуальная научная проблема, связанная с необходимостью автоматизации процесса принятия управленческих решений о выборе СиС, необходимых для проведения ПСР и совершенствования межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС с целью повышения достоверности принимаемых решений.

В статье рассмотрена существующая модель межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС при управлении ПСР в акватории Санкт-Петербурга, анализ которой выявил недостатки информационного взаимодействия. Для их устранения предложена усовершенствованная модель, позволяющая повысить оперативность управления привлекаемыми СиС, а значит, и сохранение большего количества жизней.

Ключевые слова: управление, ПСР, информационное взаимодействие, РСЧС, модель.

MODEL OF INTERDEPARTMENTAL INFORMATION INTERACTION OF RSCHS AUTHORITIES WHEN MANAGING SEARCH AND RESCUE IN THE WATER AREA OF ST. PETERSBURG

D. A. KOLEROV, I. L. SKRIPNIK, T. T. KAVERZNEVA*, V. A. BALABANOV*

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva, *Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russian Federation, Saint-Petersburg E-mail: dima11rus@inbox.ru.

The Unified State System for the Prevention and Elimination of Emergency Situations (RSChS) responds to incidents in the water area of the city. The function of managing forces and means (SiS) of the RSChS is assigned to the Crisis Management Center (TsUKS) of the Main Directorate (GU) of the EMERCOM of Russia for the city of St. Petersburg. However, the operational duty shift (ODS) of the CCMS performs many diverse tasks in the course of daily activities, including under conditions of risk and uncertainty, which reduces their cognitive abilities and leads to errors in decision-making. Often, the decision on the choice of SIS for responding to a specific incident is made by the operational duty officer (OD) of the search and rescue service (PSS) of St. search and rescue operations (RPS). Proceeding from this, an urgent scientific problem arises related to the need to automate the process of making managerial decisions on the choice of the S&S necessary for conducting the RPS and improving the interdepartmental information interaction of the RSChS bodies in order to increase the reliability of the decisions made.

The article considers the existing model of interdepartmental information interaction of the RSChS bodies in the management of the RPS in the waters of St. Petersburg, the analysis of which revealed the shortcomings of information interaction. To eliminate them, an improved model has been proposed, which makes it possible to increase the efficiency of managing the involved S&S, and therefore save more lives.

Key words: management, RPS, information exchange, RSChS, model.

Согласно данным официальных источников в России ежегодно происходит порядка 50000 происшествий на водных объектах, из которых подавляющее большинство составляют происшествия с маломерными судами в летний период (14.08.2022 на реке Ждановка

катер Yamaha врезался в береговое ограждение, рис. 1), а так же происшествия, связанные с проваливанием людей под лёд в зимний период или отрывом льдин с рыбаками (28.02.2023 эвакуация трех групп рыбаков с оторвавшихся льдин, рис. 2).

Рис. 1. Происшествие с катером

Рис. 2. Спасение рыбаков с льдин

Основными причинами большого количества происшествий на водных объектах являются:

- популяризация водного туризма в летний период;

- удешевление технологий производства маломерных судов, что делает их более доступными;

- общие тенденции глобального потепления, влекущие уменьшение толщины ледового покрова в зимний период.

В акватории Санкт-Петербурга происходит большая часть происшествий на водных объектах, зарегистрированных в РФ, что обусловлено её географическими особенностями, а также совокупностью других обстоятельств, к которым относятся:

- значительное число водных объектов в субъекте;

- высокий уровень развития водного туризма (экскурсии по рекам и каналам);

- большое количество населения и туристов, особенно в летний период, а также близость Финского залива к городу [1].

Ежегодно в акватории Санкт-Петербурга происходит порядка 10000 происшествий, на которые осуществляют реагирование СиС ПСС Санкт-Петербурга и МЧС России (рис. 3) [2].

Так же остаётся высоким уровень гибели людей в акватории Санкт-Петербурга (рис. 4). Кроме того, средний показатель гибели на 100 тыс. населения составляет 1,9-2,0. Это значение намного больше показателей некоторых стран мира [1].

14000

12000

ä 10000

§ 8000

£ 01

1 6000

о

р

§

4000

2000

д

> /\

> у

У г

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

ГОД

Рис. 3. Количество

выездов для проведения ПСР

в акватории Санкт-Петербурга

за период с 2009 по 2022 годы

140 А

1 А V

s 3 1 100 5 С

/V А

В и Ф Л i Л

§ * 40

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Гс 2016 >Д 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 4. Количество погибших в акватории Санкт-Петербурга с 2009 по 2022 годы

Обработав статистические данные, можно сказать, что количество выездов на происшествия снижается, но в то же время намечается тенденция к увеличению числа погибших.

Однако, в дальнейшем следует учесть, что количество выездов и погибших должно с течением времени сокращаться. Для достижения этого необходимо произвести:

- совершенствование системы управления РСЧС, а именно оптимизацию существующих моделей и алгоритмов и разработать новые;

- оптимизацию процесса информационного обмена органов РСЧС при проведении ПСР;

- алгоритмизацию процесса принятия решений по управлению СиС при проведении ПСР;

- интеллектуализацию деятельности должностных лиц, принимающих управленческие решения;

- повышение сознательности людей в результате проведения пропагандистской работы по недопущению подобных действий.

Географическое расположение Санкт-Петербурга имеет важное значение для экономики нашей страны, так как он расположен на берегу Финского залива, и через его порты проходит грузооборот, равный 2 % ВВП страны. Балтийское море накладывает отпечаток на климатические особенности региона, что приводит к появлению сильных ветров и меняющейся ледовой обстановки в зимний период. Уникальное расположение города и историческая архитектура делает его самым популярным морским городом нашей страны. Это неизбежно приводит к увеличению общей численности людей на водных объектах и, как следствие, большому количеству происшествий.

14 государственных учреждений, взаимодействуя между собой, осуществляют безопасность людей на водных объектах (рис. 5) [1]. Все они являются компонентами РСЧС и осуществляют тесное взаимодействие между собой для оперативного реагирования на происшествия и обеспечения безопасности мероприятий, проводимых вблизи акватории (рождественские купания, массовые заплывы).

«Бассейновый план» «План взаимодействия сил и средств»

Отдел регионального государственного надзора в области ЧС КВЗПБ

ГИМГ МЧС России но Ca н к 1 - П етс рбу р гу

I У МВД России но Санкт-Петербургу н Ленинградской области

ФСО России

Национальная Гвардия

Комитет по вопросам

иьошюсти. правопорядка

и безопасности

Управление организации мероприятий I ражданской laiiiuibi и пожарной безопасности К'ВЗПЬ

ГУ МЧС России но Санк-1 -Пегербургу

ФСБ России по Саша Петербургу и Л О

Большой iiopi Санкт-Петербурга

СПБ ГКУ «Помсковб-сиасагсльнам служба Саш-Пе i ербурга»

I остехнадзор Санкт-Петербурга

Администрации районов Санкт-Петсрбу pi а

Рис. 5. Схема взаимодействия подразделений для безопасности людей на воде

Согласно требованиям нормативных документов юридическая ответственность за управление СиС возложена на ЦУКС ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу. Однако, старший ОД ЦУКС, принимающий решение о составе и количестве привлекаемых СиС для проведения ПСР в акватории Санкт-Петербурга, должен учесть большое количество факторов, оказывающих влияние на сложившуюся обстановку. Использую когнитивные способности полностью их учесть невозможно. В связи с этим, при принятии решения ОД может выбрать СиС, которые физически не смогут прибыть к месту проведения ПСР в силу природных катаклизмов (большой волны, вы-

соких торосов) или других факторов (малой глубины фарватера, низкого пролёта моста, рис. 6). В случае низкого пролёта моста и высокого уровня воды в акватории (в момент, когда закрыты шлюзы на дамбе, в восточной части акватории Санкт-Петербурга происходит подъём уровня воды до 1,5 метров) не вся высланная техника сможет своевременно прибыть к месту происшествия. Таким образом, ответственность за принятие решения об отправке необходимой группировки СиС для оказания помощи пострадавшим на водном объекте с учётом тактико-технических характеристик техники и маршрутов следования лежит на ОД ПСС [3].

Номер моста (пролёта)

Рис. 6. Высота пролётов мостов, находящихся в акватории Санкт-Петербурга

Любое межведомственное информационное взаимодействие органов РСЧС при управлении ПСР начинается с заявки о происшествии, которая поступает в систему обработки вызовов 01. Далее формируется карточка вызова и автоматически отправляется заявка на выезд скорой помощи к месту происшествия. Старший ОД ЦУКС, получив информацию о происшествии, принимает решение об отправке СиС. Для принятия оптимального управленческого решения ему также необходима дополнительная информация, полученная от других ведомств, очевидцев или изображений с камер видеонаблюдения. После подготовки управленческого решения формируется заявка. В системе ГИС ЕДДС 01 указываются службы, которым необходимо осуще-

ствить реагирование. Информация о происшествии может быть получена не только от ЦУКС, а также от инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам, спасателей ПСС, осуществляющих патрулирование акватории и обнаруживших происшествие. В случае с ПСС СиС могут не указываться, так как решение о выборе конкретного состава СиС осуществит ОД ПСС.

Исходя из сложившейся обстановки, оценив характеристику акватории, имеющиеся на вооружении СиС, ОД ПСС принимает решение о том, какие СиС будут задействованы, а также с какой ПСС будет осуществляться их выезд. После того как решение принято ОД ПСС посредством радиосвязи даёт сигнал на выезд СиС к месту проведения ПСР.

О ходе проведения ПСР ОД и спасатели ПСС осуществляют доклад в ЦУКС. В случае необходимости наращивания группировки СиС в месте происшествия старший ОД имеет право привлечь дополнительные СиС к проведению ПСР. Однако для этого ему необходима информация от ПСС, которая зачастую поступает несвоевременно, так как отсутствуют четкие временные требования. ОД ПСС стремится ограничиться силами ПСС и не может привлечь другие ведомства к проведению ПСР. В то же время ЦУКС наделен такими функциями и может привлечь СиС Регионального поисково-спасательного отряда, МЧС России или СевероЗападного авиационно-спасательного центра.

На рис. 7 изображена существующая модель межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС при управлении ПСР в акватории Санкт-Петербурга. Ана-

лиз функционирования данной модели показал, что она имеет некоторые несовершенства, а именно, ОД ПСС имеет право использовать только СиС, находящиеся на вооружении ПСС. Дополнительные СиС может привлекать только старший ОД ЦУКС.

Поэтому для устранения выявленных недостатков разработана усовершенствованная модель межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС при управлении ПСР в акватории Санкт-Петербурга (рис. 8), которая позволяет ОД ПСС привлекать СиС других ведомств для проведения ПСР. Такой подход основан на том, что ОД ПСС является наиболее компетентным лицом, который владеет спецификой акватории Санкт-Петербурга и может точнее принять решение о привлекаемых СиС.

Рис. 7. Существующая модель межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС

при управлении ПСР в акватории Санкт-Петербурга

Рис. 8. Усовершенствованная модель межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС при управлении ПСР в акватории Санкт-Петербурга

Таким образом, в статье рассмотрена существующая модель межведомственного информационного взаимодействия органов РСЧС при управлении ПСР в акватории Санкт-Петербурга и вскрыты её проблемные вопросы. Для их решения предложена усовершенствованная модель, позволяющая ОД ПСС привлекать к проведению ПСР СиС других ведомств.

Дальнейшие исследования необходимо проводить в направлении формализации

информации, которой обмениваются органы РСЧС при проведении ПСР, алгоритмизации процесса принятия управленческих решений при проведении ПСР в акватории Санкт-Петербурга и процесса выбора количества и состава СиС, необходимых для проведения ПСР. Кроме того, интеллектуализация процесса позволит существенно снизить вероятность допущения ошибок при принятии управленческих решений [4, 5].

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О необходимости разработки концепции развития системы обеспечения безопасности на водных объектах Санкт-Петербурга / О. И. Аришина, Ю. Л. Данчук, Л. А. Промыслов [и др.] // Морской вестник. 2019. № 4. С. 115-120.

2. Колеров Д. А., Потапов А. И., Уткин О. В. Комплексный анализ причин возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2022. № 3. С. 38-46.

3. Куватов В. И., Заводсков Г. Н., Колеров Д. А. Оценка эффективности управления безопасностью на объектах водного транспорта // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2022. № 4. С. 81-90.

4. Куватов В. И., Горбунов А. А., Колеров Д. А. Метод интеллектуальной поддержки управленческих решений с помощью ассоциативных связей при прогнозировании чрезвычайных ситуаций // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2022. № 2. С. 116-124.

5. Матвеев А. В., Колеров Д. А. Перспективы применения искусственного интеллекта при реагировании на ЧС // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Мониторинг, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. С. 726-730.

References

1. O neobhodimosti razrabotki koncepcii razvitiya sistemy obespecheniya bezopasnosti na vodnyh ob»ektah Sankt-Peterburga [On the need to develop a concept for the development of a security system for water facilities in St. Petersburg] / O. I. Arishina, Yu. L. Danchuk, L. A. Promyslov [et al.]. Morskoy vestnik, 2019, issue 4, pp. 115-120.

2. Kolerov D. A., Potapov A. I., Utkin O. V. Kompleksnyj analiz prichin vozniknoveniya chrezvychajnyh situacij na transporte [Comprehensive analysis of the causes of emergencies in transport]. Prirodnyye i tekhnogennyye riski (fiziko-matematicheskiye i prikladnyye aspekty, 2022, issue 3, pp. 38-46.

3. Kuvatov V. I., Zavodskov G. N., Kolerov D. A. Ocenka effektivnosti upravleniya bezopasnost'yu na ob»ektah vodnogo transporta [Evaluation of the effectiveness of safety management at water transport facilities]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal «Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MCHS Rossii», 2022, issue 4, pp. 81 -90.

4. Kuvatov V. I., Gorbunov A. A., Kolerov D. A. Metod intellektual'noj podderzhki upravlencheskih reshenij s pomoshch'yu associativnyh svyazej pri prognozirovanii chrezvychajnyh situacij [The method of intellectual support for management decisions using associative links in predicting emergency situations]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal «Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy proti-vopozharnoy sluzhby MCHS Rossii», 2022. issue 2, pp. 116-124.

5. Matveev A. V., Kolerov D. A. Perspektivy primeneniya iskusstvennogo intellekta pri reagirovanii na CHS [Prospects for the use of artificial intelligence in response to emergencies]. Servis bezopasnosti v Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Monitoring, predotvrashcheniye i likvidatsiya chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera: materialy mezhduna-rodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii.

Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby Ministerstva Rossiyskoy Federatsii po delam

grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy, 2021, pp. 726-730.

Колеров Дмитрий Алексеевич

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России

им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева,

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

Начальник кабинета

E-mail: dima11rus@inbox.ru

Kolerov Dmitry Alekseevich

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia

named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva,

Russian Federation, Saint-Petersburg

Head of Cabinet

E-mail: dima11rus@inbox.ru

Скрипник Игорь Леонидович

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России

им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева,

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры

E-mail: ig.skripnick2011 @yandex.ru

Skripnik Igor Leonidovich

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva, Russian Federation, Saint-Petersburg

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department E-mail: ig.skripnick2011 @yandex.ru

Каверзнева Татьяна Тимофеевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

кандидат технических наук, доцент, доцент Высшей школы техносферной безопасности

E-mail: kaverztt@mail.ru

Kaverzneva Tatyana Timofeevna

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great,

Russian Federation, St. Petersburg

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Higher School of Technosphere Safety E-mail: kaverztt@mail.ru

Балабанов Валерий Александрович

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

кандидат медицинских наук, доцент Высшей школы техносферной безопасности

E-mail: val-balabanov@yandex.ru

Balabanov Valery Alexandrovich

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great,

Russian Federation, St. Petersburg

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Higher School of Technosphere Safety E-mail: val-balabanov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.