Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ'

АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оповещение / оповещение населения / алгоритм / поддержка принятия решений / повышение эффективности / alert / public alert / algorithm / decision support / efficiency improvement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колеров Дмитрий Алексеевич, Куватов Валерий Ильич

В статье рассмотрена задача принятия управленческого решения (ПУР) по повышению показателей оповещения населения (ОН) в регионе, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) для достижения нормативных требований по 100 %-му охвату территории. Кроме того, необходимость выполнения данных требований актуальна для каждого субъекта нашей страны. Поэтому задача повышения показателей ОН является весьма перспективной. Для её решения был разработан алгоритм поддержки принятия управленческих решений по повышению показателей ОН, позволяющий разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленной задачи. В работе описан ряд проблемных вопросов ОН в Российской Федерации, проведѐн анализ существующих научных работ, направленных на их решение. Сделан вывод, что достижение 100 %-го показателя ОН сложная задача, на которую оказывает влияние множество факторов. Для её решения требуется с одной стороны применение научных методов, а с другой — принятие грамотных и стратегически выверенных управленческих решений. Предложен ряд направлений, позволяющих достичь 100 %-го охвата ОН, исходя из анализа особенностей ЯНАО. Обоснована целесообразность разработки алгоритма на основе методов сетевого планирования и управления. Даны рекомендации по применению разработанного алгоритма с целью повышения достоверности принимаемых управленческих решений по повышению показателей ОН в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колеров Дмитрий Алексеевич, Куватов Валерий Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT ALGORITHM FOR MANAGEMENT DECISION-MAKING TO INCREASE INDICATORS OF ALERTING THE POPULATION IN THE REGION

The article examines the task of making a management decision (MPD) to increase public warning indicators (PA) in the region, in particular in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (Yamalo-Nenets Autonomous Okrug) to achieve regulatory requirements for 100 % coverage of the territory. In addition, the need to fulfill these requirements is relevant for every subject of our country. Therefore, the task of increasing OH indicators is very promising. To solve this problem, an algorithm was developed to support management decisionmaking to improve OH indicators, which allows us to develop and implement a set of measures aimed at achieving the goal. The work reveals a number of problematic issues of ES in the Russian Federation, and analyzes existing scientific works aimed at solving them. It is concluded that achieving 100 % of the OH indicator is a complex task, which is influenced by many factors. Solving it requires, on the one hand, the use of scientific methods, and on the other, the adoption of competent and strategically verified management decisions. A number of directions have been proposed to achieve 100 % ES coverage, based on an analysis of the characteristics of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug. The feasibility of developing an algorithm based on network planning and management methods is substantiated. Recommendations are given for the use of the developed algorithm in order to increase the reliability of management decisions made to improve ES indicators in the region.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ»

УДК 355/359.07

АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Д. А. КОЛЕРОВ, В. И. КУВАТОВ

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, E-mail: dima11rus@inbox.ru.

В статье рассмотрена задача принятия управленческого решения (ПУР) по повышению показателей оповещения населения (ОН) в регионе, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) для достижения нормативных требований по 100 %-му охвату территории. Кроме того, необходимость выполнения данных требований актуальна для каждого субъекта нашей страны. Поэтому задача повышения показателей ОН является весьма перспективной. Для её решения был разработан алгоритм поддержки принятия управленческих решений по повышению показателей ОН, позволяющий разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленной задачи.

В работе описан ряд проблемных вопросов ОН в Российской Федерации, проведён анализ существующих научных работ, направленных на их решение. Сделан вывод, что достижение 100 %-го показателя ОН сложная задача, на которую оказывает влияние множество факторов. Для её решения требуется с одной стороны применение научных методов, а с другой — принятие грамотных и стратегически выверенных управленческих решений. Предложен ряд направлений, позволяющих достичь 100 %-го охвата ОН, исходя из анализа особенностей ЯНАО.

Обоснована целесообразность разработки алгоритма на основе методов сетевого планирования и управления. Даны рекомендации по применению разработанного алгоритма с целью повышения достоверности принимаемых управленческих решений по повышению показателей ОН в регионе.

Ключевые слова: оповещение, оповещение населения, алгоритм, поддержка принятия решений, повышение эффективности.

SUPPORT ALGORITHM FOR MANAGEMENT DECISION-MAKING TO INCREASE INDICATORS OF ALERTING THE POPULATION IN THE REGION

D. A. KOLEROV, V. I. KYVATOV

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva, E-mail: dima11rus@inbox.ru.

The article examines the task of making a management decision (MPD) to increase public warning indicators (PA) in the region, in particular in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (Yamalo-Nenets Autonomous Okrug) to achieve regulatory requirements for 100 % coverage of the territory. In addition, the need to fulfill these requirements is relevant for every subject of our country. Therefore, the task of increasing OH indicators is very promising. To solve this problem, an algorithm was developed to support management decision-making to improve OH indicators, which allows us to develop and implement a set of measures aimed at achieving the goal.

The work reveals a number of problematic issues of ES in the Russian Federation, and analyzes existing scientific works aimed at solving them. It is concluded that achieving 100 % of the OH indicator is a complex task, which is influenced by many factors. Solving it requires, on the one hand, the use of scientific methods, and on the other, the adoption of competent and strategically verified management decisions. A number of directions have been proposed to achieve 100 % ES coverage, based on an analysis of the characteristics of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug.

The feasibility of developing an algorithm based on network planning and management methods is substantiated. Recommendations are given for the use of the developed algorithm in order to increase the reliability of management decisions made to improve ES indicators in the region.

Key words: alert, public alert, algorithm, decision support, efficiency improvement.

© Колеров Д. А., Куватов В. И., 2023

Введение

ОН является одним из ключевых компонентов обеспечения безопасности на территории Российской Федерации (РФ), так как от его своевременности будет зависеть жизнь и здоровье людей. На территории России ОН при чрезвычайных ситуациях (ЧС) возложено на Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). В настоящее время ОКСИОН не в полной мере удовлетворяет предъявляемым требованиям по оперативности и степени охвата населения. Поэтому необходимо разрабатывать и реализо-вывать комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленных требований, в связи с этим тема статьи является актуальной.

Научная новизна статьи заключается в разработке методики и алгоритма, позволяющих учитывать возможности линий таксофонной связи и умных домофонов в интересах повышения эффективности ОН.

Анализ последних исследований и публикаций в данной области показал, что в настоящее время вопросам повышения эффективности ОН посвящены многие работы. В подавляющем большинстве которых, предложены направления развития технических средств ОН [1, 2], в том числе с использованием сети Интернет [3, 4]. Отдельным направлением является использование СМС-сообщений [5, 6] для своевременного информирования населения о ЧС.

В вопросах автоматизации процессов ОН и минимизации влияния человеческого фактора в работе [7] предлагается повышение оперативности действий систем ОН, а в работе [8] осуществлена разработка функциональной модели управления учётом заявок на ОН в субъекте РФ. На основе функциональной модели, описанной в работе [8] предлагается создать соответствующую информационную систему [9]. В статье [10] проведён анализ организации систем ОН при ЧС в России и США. В работе [11] отмечается, что развитие систем экстренного оповещения населения актуально в зонах быстроразвивающихся ЧС. Однако обеспечить в полном объеме готовность систем ОН на всей территории страны затрудняют проблемы правового, финансового, организационного и технического характера [12]. Следует отметить, что в ряде работ рассматриваются сразу несколько направлений для повышения показателей ОН. Работ, в которых в прямой постановке ставилась и решалась бы задача повышения эффективности системы ОН за счет включения в ее состав линий таксофонной связи и умных домофонов нет.

В Великобритании используется система ОН по мобильным телефонам и предназначена для оповещения при крупных авариях и ЧС. В США используется трёхуровневая система ОН, которая состоит из: беспроводной системы передачи данных для ОН с использованием СМС-оповещения и антенн мобильной связи; аварийной системы оповещения, использующей каналы: радио, спутникового и кабельного телевидения и т.д. и сети радиостанций, непрерывно вещающих об опасных погодных явлениях. Но даже в США и Великобритании случаются сбои в системе ОН.

При поступлении заявки на ОН практически все подготовительные этапы на текущий момент осуществляются в ручном режиме, с использованием средств автоматизации. Такой подход требует больших временных затрат на его осуществление. В работе [8] предложен вариант решения данной задачи, однако полная автоматизация позволит достичь лучших временных интервалов по прохождению сигнала от поступления заявки до ОН. Поэтому при дальнейшем проектировании системы оповещения населения и выборе оборудования следует стремиться к её полной автоматизации.

Таким образом, очевидна необходимость совершенствования и модернизации систем ОП при ЧС, для своевременного и гарантированного доведения достоверной информации до населения.

Цель настоящей статьи заключается в разработке алгоритма поддержки ПУР в интересах повышения показателей ОН в регионе. В качестве метода исследования выбран системный анализ, теория сетевого планирования и управления. Показано, что алгоритм поддержки ПУР целесообразно разрабатывать на основе данного метода, поскольку он позволяет сократить до минимума время реализации необходимых мероприятий, направленных для достижения нормативных требований по 100 % охвату территории. Для достижения цели необходимо решить ряд задач, а именно: провести анализ предметной области; исследовать природно-климатические особенности региона; разработать предложения организационно-технического характера по развитию ОКСИОН. Решение поставленных задач позволит достичь 100 %-ого охвата территории по ОН в регионе за счёт: принятия оптимальных управленческих решений, своевременного проведения монтажных и пуско-наладочных работ необходимого оборудования, исходя из существующих объёмов финансирования.

Анализ предметной области

РФ является крупнейшим государством в мире по площади занимаемой территории и охватывает 8 природно-климатических зон. Плотность жителей России не превышает 9 человек на квадратный километр, что усложняет процесс ОН, так как большое количество населения живёт в труднодоступных местах.

Из графика следует, что увеличивается процент охвата территории в субъектах РФ, что свидетельствует о проводимых работах в данном направлении. Следует отметить, что уровень ОН менее 40 % наблюдается в субъектах, которые совсем недавно вошли в состав РФ, а именно Донецкая и Луганская Народные Республики и Херсонская и Запорожская области. На вновь присоединенных территориях ведутся активные работы по развёртыванию ОКСИОН, однако они затруднены по ряду объективных причин.

Основными причинами достаточно низкого уровня ОН являются:

- большая площадь территории страны

в мире;

- разнородность природно-климатических зон;

- низкая плотность населения и его нахождение в труднодоступных районах.

В других субъектах нашей страны имеются различные особенности регионов, которые так же затрудняют процесс ОН. В частности в регионах, где проходят Кавказские горы часть населения проживает в условиях высокогорья, которым присущи большие перепады высот, что

Согласно официальным статистическим данным охват территории России по ОН составляет порядка 60 % (рис. 1). Особенно остро вопрос экстренного ОН стоит в районах крайнего Севера, Сибири и дальнего востока в виду природно-климатических особенностей данных территорий.

затрудняет прохождения сигнала для ОН. В условиях Сибири и крайнего Севера в зимнее время года наблюдаются низкие уровни температур, что приводит к выходу из строя технических средств ОН, что недопустимо.

Задача достижения 100 %-го показателя охвата ОН на территории нашей страны представляет собой сложную научную задачу, требующую для её решения использования научных методов и учитывание множества параметров, таких как природно-климатические особенности субъекта, существующей структуры ОКСИОН и объём финансового обеспечения.

Предложения организационно-технического характера по развитию ОКСИОН

Решение задачи достижения 100 %-го показателя охвата ОН будет рассматриваться на примере ЯНАО, так как данный субъект расположен на севере и является одним из наиболее сложных для достижения данного показателя. Кроме того, на текущий момент охват территории ЯНАО средствами ОН составляет 85 %, следовательно, существует большой потенциал его увеличения, достиже-

% охвата территории субъектов РФ по оповещению населения

0

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5

% охвата территории

Рис. 1. Статистические данные охвата территории субъектов РФ по ОН

ние которого позволит сохранить большее количество жизней и здоровье людей.

На текущий момент на территории ЯНАО для ОН региона имеются 46 электросирен, 251 уличный громкоговоритель, 33 студии радио и 26 студий телевизионного вещания, передающие сигналы подготовленными речевыми сообщениями на магнитных носителях. Всё оборудование работает в автономном режиме.

Пульты управления муниципальными сегментами Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) установлены в каждой Единой дежурной диспетчерской службе (ЕДДС) муниципального образования.

На текущий момент на территории ЯНАО не развёрнута полноценная ОКСИОН,

имеется лишь Комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН), запуск которой на региональном уровне осуществляется оперативным дежурным отдела центра обработки вызовов системы 112, на муниципальном уровне - оперативным дежурным ЕДДС. В субъекте управление ОКСИОН возложено на центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главного управления (ГУ) МЧС России по субъекту. Общее управление на территории страны возложено на Национальный ЦУКС (НЦУКС). Промежуточным звеном между НЦУКС и ЦУКС субъекта является ЦУКС, на который возложены функции ликвидированных региональных центров, а именно головные ГУ (ГГУ). Организационная структура КСЭОН в РФ отображена на рис. 2.

Рис. 2. Организационная структура КСЭОН в РФ, где: ВЦМП - Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования; ФП РСЧС-ЦУНАМИ - Функциональная подсистема предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; ДСС - дежурные силы и средства; ПОО - потенциально опасный объект; СОУЭ - Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

В 2022 году дополнительно введены сегменты системы оповещения в 4-х МО (Пу-ровском, Ямальском районе и г. Ноябрьск, г. Муравленко). Осуществлены мероприятия в целях поддержания систем ОН в готовности к применению путем заключения контрактов на оказание услуг связи и техническую поддержку. Таким образом, общий охват территории составил 85 %, что не соответствует требуемым значениям. Согласно требованиям нормативных документов на территории ЯНАО должно быть 100 % территории оснащены средствами ОН.

На территории ЯНАО располагается ряд районов, население которых представляет собой крайне малочисленные группы, оборудование полноценной системой оповещения в жестких климатических условиях влечет за собой большие материальные затраты, в связи с чем представляется возможным применить уже установленное таксофонное оборудование

и линии связи с целью доведения сигналов экстренного ОН. Схема использования таксофонной сети заключается в использовании уже проложенных проводных линий связи телефонной сети общего пользования для подключения к электронному блоку оповещения платформы КСЭОН.

Применение подобной схемы передачи экстренной информации позволяет обеспечить: занятие линии по команде от диспетчерского центра; передачу команды (РТМР-код) на отключение линии от таксофона и подключение ее к терминалу; передачу команды на трансляцию стандартного сообщения, записанного в терминале, или передачу голосового сообщения от диспетчера ЕДДС; передачу команды на отключение терминала от линии и подключение ее к таксофону; централизацию управлением системы. Архитектура решения КСЭОН с применением таксофонной сети представлена на рис. 3.

Таксофонная сеть Рис. 3. Архитектура решения КСЭОН

Так же в больших городах, таких как Салехард, Ноябрьск, Новый Уренгой и т.д., где присутствуют высотные жилые строения, оборудованные домофонами, представляется возможным осуществлять оповещение через

данные устройства путем установки специального блока управления, а конечные устройства уже установлены практически в каждой квартире, что позволит существенно сэкономить на установке оборудования. В условиях низких

температур, возникает воздействие на само оборудование, а так же в квартирах наблюдается значительное утепление оконных проемов, что блокирует проникновение звуков, следовательно, население в зоне оповещения так же не сможет получить сигнал, тогда как звук из домофона всегда будет слышен.

Использование домофонов позволяет квитировать доставку сообщений, обеспечивать двустороннюю связь и доводить сигнал до конечного абонента в случае выхода из строя части оборудования. Применение подобной системы заключается в передаче сигнала диспетчера на устройство домофона по средствам сети интернет. Кроме того, на выбор технических средств для ОН оказывает влияние объём выделения финансирования для реализации данных мероприятий. В связи с этим целесо-

образно осуществить расчёт экономической эффективности предлагаемых решений.

Расчёт экономической эффективности

Объем финансирования, выделенного в 2022 году на развитие и эксплуатацию систем оповещения окружного и муниципального бюджетов составил 11 790 368 руб.

Для дальнейшего развития и эксплуатации систем оповещения населения из средств окружного и муниципальных бюджетов на 2023 год выделено 21 540 468 руб.

Проведём оценку внедрения предлагаемых изменений. На текущий момент не охвачены системами ОН 31 населённый пункт, однако в них установлены таксофоны. Работу по внедрению предлагаемых рекомендаций целесообразно осуществлять поэтапно (рис. 4).

Рис. 4. Этапы развертывания ОКСИОН

Проведём сравнительную оценку стоимости развертывания на регион с учетом таксофонной сети. Для её развертывания необходимо учесть следующие единовременные расходы на приобретение товаров и услуг: стоимость программно-аппаратного комплекса; приобретение управляющего оборудования; установка и настройка программно-аппаратного комплекса (включая АРМ ЦУКС, ПУ/ЗПУ, ЕДДС); установка и настройка управляющего оборудования; подключение каналов связи; интеграция с действующей системой ОН.

Для расчёта стоимости конечного оборудования, необходимого для дооснащения таксофонов, были сделаны запросы в коммерческие и государственные организации. На основе 4-х полученных коммерческих предложений стоимость 1 комплекта оборудования составила: 298 000; 302 000; 308 000 и 320 000 рублей. На основе данных значений была рассчитана начальная максимальная цена контракта (НМЦК):

298000 + 302000 + 308000 + 320000 НМЦК = 31 *---= 9517000 руб.

Приобретение программно-аппаратного комплекса будет осуществляться у компании Ростелеком, так как в их собственности находятся установленные таксофоны. Остальной комплекс работ предлагается проводить силами сотрудников и работников ГУ МЧС России по ЯНАО с целью экономии бюджета. В случае, если выполнение того или иного этапа окажется невозможным имеющимися силами, то эту услугу так же предлагается купить у компании Ростелеком.

В результате расчётов всего перечня работ по закупке оборудования, его установке и наладке была сформирована табл. 1, в которой отражена стоимость каждого этапа работ.

Помимо вышеуказанных расходов будут осуществляться и периодические расходы. Исходя из расчётов стоимости внедрения классического варианта РАСЦО на территории субъекта, включающего прокладку тысяч километров кабелей, закупки и установки полного комплекса оборудования и т.д. были получены следующие значения (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная оценка стоимости развертывания системы ОН на территории ЯНАО с учетом таксофонной сети и РАСЦО

Стоимость

Статья расходов предлагаемого решения РАСЦО

Единовременные расходы

Стоимость ПАК 812 000 20 262 000

Приобретение управляющего оборудования 9 517 000 95 505 000

Установка и настройка ПАК (включая АРМ ЦУКС, ПУ/ЗПУ, ЕДДС) 200 000 2 394 600

Установка и настройка управляющего оборудования 300 000 25 668 800

Подключение каналов связи 300 000 42 635 600

Интеграция с ОКСИОН, П-166 200 000 972 000

ИТОГО 11 329 000 197 438 000

Периодические расходы

Аренда каналов связи и комплекса технических ресурсов 802 280 1 515 200

Техническая поддержка оборудования 401 879 11 441 000

ИТОГО ЗА ГОД 1 204 159 12 956 200

ИТОГО ЗА 5 ЛЕТ 14 140 675 197 502 780

Исходя из проведённых расчётов стоимость внедрения предлагаемых изменений почти в 14 раз меньше традиционного способа развертки оборудования ОН. Однако следует понимать, что предлагаемое решение позволяет достичь выполнения нормативных показателей для охвата 100% населения территории ЯНАО, но будет иметь ограниченный функционал. Данное решение является оптимальным, в случае дефицита бюджета и позволяет удовлетворять всем требованиям нормативных документов, с наименьшими затратами.

Вторым направлением развития ОН населения является ОН в городах при помощи домофонов. Для этого к домофону необходимо

подключить блок управления, его в свою очередь подключить к сети Интернет и интегрировать его в существующую систему ОН.

Для расчёта стоимости закупки блоков управления, необходимых для дооснащения домофонов так же были сделаны запросы в коммерческие и государственные организации. На основе 3-х полученных коммерческих предложений стоимость 1 комплекта оборудования составила: 2100; 2300 и 2530 рублей. Примерная численность домофонов, которые необходимо оснастить блоками управления ОН составляет 5 000. На основе данных значений была рассчитана начальная максимальная цена контракта (НМЦК):

2100 + 2300 + 2500 НМЦК = 5000 *---= 11550000 руб.

Ежегодные затраты на обслуживание и аренду каналов связи данного вида оповещения составят порядка 200 рублей на один домофон, тогда сумма ежегодных трат составит 1 млн. рублей.

Таким образом, для выполнения показателей по 100 %-му охвату территории ЯНАО по ОН единоразово необходимо потратить: 11 329 000 + 11 550 000 = 22 879 000 млн. рублей. И ежегодно тратить порядка

2 204 159 млн. рублей на их обслуживание, что приблизительно в 14 раз меньше затрат на полноценное развертывание РАСЦО в регионе. Но стоит помнить, что предлагаемые решения имеют ограниченный функционал.

Результаты исследования и их обсуждение

После того, как проведено экономическое обоснование принимаемых решений и доказана их эффективность, начинается процесс реализации разработанных предложений. Для контроля и своевременности реализации основных этапов целесообразно использовать

После определения основных этапов, их необходимо реализовать в среде Microsoft Project. Итоговой визуализацией плана будет сетевой и календарный график, на котором будут отображены основные этапы работ, их длительность и даты проведения. Для этого необходимо выполнить следующие настройки в программе: все дни необходимо сделать рабочими, так как реализация разработанных предложений будет осуществляться постоянно, без выходных; время выполнения каждой

программные приложения, реализующие методы сетевого планирования и управления. В настоящей работе для этих целей применено приложение Microsoft Project. С его помощью руководитель выполнения работ может отслеживать выполнение текущих задач, управлять распределением ресурсов и анализировать объём выполненных работ.

С целью визуализации этапов выполнения проекта используется диаграмма Ганта. Основой для её построения служит табл. 2, в которой отражены основные задачи (этапы), их длительность и сроки их исполнения.

задачи, определяется исходя из реальных условий, при необходимости можно предусмотреть небольшой временной запас; все этапы идут последовательно один за одним. В силу специфики внедрения предлагаемых решений нельзя выполнять несколько этапов одновременно. Когда все необходимые надстройки выполнены, осуществляется разработка сетевого и календарного плана в среде Microsoft Project (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Основные этапы реализации задач и сроки их выполнения

Название задачи Длительность Начало Окончание Предшественники

Анализ нормативно-правовых актов

Разработка предложений 30 дней Пн 03.07.23 Пт 11.08.23

Антикоррупционная экспертиза 14 дней Пн 14.08.23 Чт 31.08.23 1

Общественное обсуждение 30 дней Пт 01.09.23 Чт 12.10.23 2

Принятие изменений 14 дней Пт 13.10.23 Ср 01.11.23 3

Внесение изменений 14 дней Чт 02.11.23 Вт 21.11.23 4

Выполнение требований по охвату 100% территории

Выявление неохваченных зон 14 дней Ср 22.11.23 Пн 11.12.23 5

Анализ температурного режима неохваченных зон 7 дней Вт 12.12.23 Ср 20.12.23 6

Анализ ландшафтных характеристик неохваченных зон 4 дней Чт 21.12.23 Вт 26.12.23 7

Разработка предложений по технической реализации 7 дней Ср 27.12.23 Чт 04.01.24 8

Реализация разработанных предложений 30 дней Пт 05.01.24 Чт 15.02.24 9

Анализ оборудования

Выявление устаревшего оборудования 14 дней Пт 16.02.24 Ср 06.03.24 10

Подготовка предложений по модернизации 14 дней Чт 07.03.24 Вт 26.03.24 11

Экономическое обоснование 14 дней Ср 27.03.24 Пн 15.04.24 12

Реализация проекта по модернизации 14 дней Вт 16.04.24 Пт 03.05.24 13

Промежуточный контроль и подведение итогов 14 дней Пн 06.05.24 Чт 23.05.24 14

Редактирование плана 10 дней Пт 24.05.24 Чт 06.06.24 15

Нюл '23 Авг '23 Сен '23 Ост '23 Ноя '23 Дек 23 Янв '24 Фев '24

> 26 03 10 17 24 31 07 14 21 28 04 11 18 2S 02 09 16 23 30 06 13 20 27 04 11 18 25 01 08 15 22 29 05 1

Рис. 5. Вид календарного плана в среде Microsoft Project

Таким образом, разработка сетевого и календарного плана позволяет: систематизировать процесс подготовки разработки и внедрения предложений; своевременно вносить поправки в план, без повторного его редактирования и учитывать меняющуюся обстановку и, исходя из неё, корректировать сроки.

Для поддержки принятия управленческих решений по повышению показателей ОН в различных регионах нашей страны целесообразно составить соответствующий алгоритм (рис. 6).

Шаг 1. Начало работы алгоритма.

Шаг 2. Поступление требований по модернизации системы ОН и существующей инфраструктуре ОКСИОН в регионе.

Шаг 3. Обобщение поступившей информации и проведение анализа особенностей субъекта.

Шаг 4. Разработка предложений по развертыванию/модернизации системы ОН. Выбор технических средств для достижения поставленной задачи.

Шаг 5. Сопоставление выполнения разработанных предложений достижения поставленных требований. Если выявлено расхождение, то происходит возвращение к шагу 2, если нет, то осуществляется переход к шагу 6.

Шаг 6. Анализ имеющегося оборудования ОН в регионе и предлагаемых решений. На данном этапе определяется совместимость оборудования и соответствие фактических параметров требуемым. Если выявлены несоответствия, то происходит возвращение к шагу 4, если всё соответствует, то выполняется шаг 7.

Шаг 7. Разработка сетевого и календарного плана.

Шаг 8. Анализ соответствия фактического времени реализации шага 7 требуемым временным интервалам. Если время превышает допустимое, то осуществляется возвращение к шагу 3.

Шаг 9. Реализация плана, разработанного на шаге 7.

Шаг 10. Конец алгоритма.

Рис. 6. Алгоритм поддержки принятия управленческих решений по повышению показателей оповещения населения в различных регионах нашей страны

Представленный в работе алгоритм позволяет разрабатывать оптимальные управленческие решения, однако их содержание зависит от множества факторов и требует детального исследования характеристик конкретного региона. В статье основное внимание уделено предложениям организационно-техни-

ческого характера, с учётом особенностей региона и их планомерного внедрения с использованием методов сетевого планирования и управления, для чего разработан соответствующий алгоритм. Методы теории сетевого планирования и управления позволяют осуществить графическое моделирование планиру-

емого комплекса работ и оптимизировать модель по двум критериям: минимизации стоимости и времени выполнения проекта. В данном случае существует вариативность выбора для лица, принимающего решения и выбор определенного критерия будет зависеть от условий сложившейся обстановки.

Во многих статьях, посвященных повышению показателей ОН, указываются проблемы: технические [1, 2, 4], социальные [3, 5, 6] и финансовые [12]. Работы [7-9] направлены на автоматизацию процессов ОН и минимизацию влияния человеческого фактора. В других источниках [2, 10, 11] не учитываются природно-климатические и географические особенности регионов.

Следует отметить, что полученные результаты особо актуальны и при воздушных атаках в юго-западной части нашей страны, в виду сложившейся политической обстановки, так как существует высокая вероятность нанесения значительного материального и социального ущерба нашей стране.

Достоверность алгоритма поддержки ПУР по повышению показателей оповещения населения в регионе, подтверждается корректностью использования апробированных методов теории сетевого планирования и управления и практикой применения аналогичных алгоритмов в других предметных областях.

Выводы

ОН является ключевым элементом в обеспечении безопасности населения, однако на текущий момент в подавляющем большинстве регионов нашей страны охват населения

составляет менее 100 %, что приводит к большим человеческим и финансовым потерям при ЧС, так как отсутствует возможность заблаговременного ОН.

Для достижения необходимых показателей по охвату ОН был разработан ряд предложений организационно-технического характера. На конкретном субъекте был проведён анализ системы ОН на территории ЯНАО и выявлен ряд проблемных вопросов, а именно: на сегодняшний день не достигнута зона охвата 100 %; не закреплена на законодательном уровне обязательность исполнения всех установленных требований; устаревание оборудования.

Реализация разработанных предложений по развитию системы ОН на территории ЯНАО отражена в разработанном сетевом и календарном графике, отражающем временные затраты и порядок их реализации. Так же проведено экономическое обоснование проведения мероприятий с целью достижения 100 %-го охвата оповещения на территории ЯНАО. Разработан алгоритм поддержки принятия управленческих решений по повышению показателей ОН в различных регионах на основании методов теории сетевого планирования и управления, с учетом предложенных ранее организационно-технических мероприятий. Даны рекомендации по применению разработанного алгоритма с целью принятия оптимальных управленческих решений по повышению показателей ОН в регионе. В дальнейшем предполагается разработать модель, оценивающую эффективность предложенных решений организационно-технического характера.

Список литературы

1. Леонова А. Н., Леонов Е. М. Актуализированные требования к техническим средствам оповещения населения - основной инструмент развития и совершенствования систем оповещения населения // Столыпинский вестник. 2023. № 1. С. 565-573. EDN: BZQDJL.

2. Леонова А. Н., Леонов Е. М. Современные тенденции развития систем оповещения населения // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. С. 98-103. EDN: UJUSZW.

3. Басыня Е. А. Распределенная система информирования и экстренного оповещения населения с применением беспроводной передачи данных // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2019. С. 3747. EDN: PIBSJQ.

4. Sharma S., Sebastian S. IoT based car accident detection and notification algorithm for

general road accidents. International Journal of Electrical & Computer Engineering (2088-8708).

2019, vol. 9, issue 5, pp. 4020-4026.

5. Лизунсян Ю. Р., Яценко Е. С. Оценка актуальности и эффективности СМС-сооб-щений в процессе организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях // Техносферная безопасность.

2020. С. 82-88. EDN: XRTCKN.

6. Zhang L., Li H., Chen K. Effective risk communication for public health emergency: reflection on the COVID-19 (2019-nCoV) outbreak in Wuhan, China. Healthcare, MDPI, 2020, pp. 64.

7. Панюшкин Д. О., Калач Е. В. Федеральная система оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. С. 1052-1055. EDN: YQIJHV.

8. Функциональная модель управления учётом заявок на оповещение и информирование населения в субъекте РФ / Д. А. Колеров,

Г. Н. Заводсков, И. Л. Скрипник [и др.] // Современные проблемы гражданской защиты. 2023. № 1(46). С. 29-37. EDN OHQNDJ.

9. Колеров Д. А., Балобанов А. А., Скрипка А. В. Модель информационной системы по управлению учётом заявок на оповещение и информирование населения в субъекте РФ // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2023. № 3 (30). С. 88-97. EDN: CFAFJO.

10.Дюпин Д. Е., Якимова Н. В. Анализ организации систем оповещения населения при ЧС в России и США // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 123-126. EDN: XSLVTV.

11.Мошков В. Б., Леонова Е. М. Один из подходов к дальнейшему развитию комплексных систем экстренного оповещения населения // Технологии гражданской безопасности. 2022. № 1(71). С. 28-30. EDN: VIIICG.

12.Шепелев О. Ю. Проблемы, влияющие на модернизацию системы оповещения населения при чрезвычайных ситуациях // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований.

2018. Т. 1. С. 263-270. EDN: VUKCSS.

References

1. Leonova A. N., Leonov E. M. Aktualizirovannyye trebovaniya k tekhnicheskim sredstvam opoveshcheniya naseleniya — osnovnoy instrument razvitiya i sovershenstvovaniya sistem opoveshcheniya naseleniya [Updated requirements for technical means of warning the population - the main tool for the development and improvement of public warning systems]. Stolypinskiy vestnik, 2023, issue 1. pp. 565-573. EDN: BZQDJL.

2. Leonova A. N., Leonov E. M. Sovremennyye tendentsii razvitiya sistem opoveshcheniya naseleniya [Modern trends in the development of public warning systems]. Tekhnologii grazhdanskoy bezopasnosti, 2021, vol. 18, pp. 98-103. EDN: UJUSZW.

3. Basynya E. A. Raspredelennaya sistema informirovaniya i ekstrennogo opoveshcheniya naseleniya s primeneniyem besprovodnoy peredachi dannykh [Distributed system of information and emergency notification of the population using wireless data transmission]. Vestnik komp'yuternykh i informatsionnykh tekhnologiy, 2019, pp. 37-47. EDN: PIBSJQ.

4. Sharma S., Sebastian S. IoT based car accident detection and notification algorithm for general road accidents. International Journal of Electrical & Computer Engineering (2088-8708).

2019, vol. 9, issue 5, pp. 4020-4026.

5. Lizunsyan Yu. R., Yatsenko E. S. Otsenka aktual'nosti i effektivnosti SMS-soobshcheniy v protsesse organizatsii opoveshche-niya i informirovaniya naseleniya o chrezvy-chaynykh situatsiyakh [Assessing the relevance and effectiveness of SMS messages in the process of organizing alerts and informing the population about emergency situations]. Tekhnosfernaya, 2020, pp. 82-88. EDN: XRTCKN.

6. Zhang L., Li H., Chen K. Effective risk communication for public health emergency: reflection on the COVID-19 (2019-nCoV) outbreak in Wuhan, China. Healthcare, MDPI, 2020, pp. 64.

7. Panyushkin D. O., Kalach E. V. Federal'naya sistema opoveshcheniya i informirovaniya naseleniya pri chrezvychaynykh situatsiyakh [Federal system of warning and informing the population in emergency situations]. Pozharnaya bezopasnost': problemy i perspektivy, 2018, pp. 1052-1055. EDN: YQIJHV.

8. Funktsional'naya model' upravleniya uchotom zayavok na opoveshcheniye i informirovaniye naseleniya v sub"yekte RF [Functional model for managing the accounting of requests for notification and informing the population in a constituent entity of the Russian Federation] D. A. Kolerov, G. N. Zavodskov, I. L. Skripnik [et al.]. Sovremennyye problemy grazhdanskoy zashchity, 2023, vol. 1 (46), pp. 29-37. EDN: OHQNDJ.

9. Kolerov D. A., Balobanov A. A., Skripka A. V. Model' informatsionnoy sistemy po upravleniyu uchotom zayavok na opoveshcheniye i informirovaniye naseleniya v sub"yekte RF [Model of an information system for managing the accounting of requests for notification and informing the population in a constituent entity of the Russian Federation]. Sibirskiy pozharno-spasatel'nyy vestnik, 2023, vol. 3 (30), pp. 88-97. EDN: CFAFJO.

10.Dyupin D. E., Yakimova N. V. Analiz organizatsii sistem opoveshcheniya naseleniya pri CHS v Rossii i SSHA [Analysis of the organization of public warning systems during emergencies in Russia and the USA]. Sovremennyye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoy oborony i likvidatsii posledstviy chrezvychaynykh situatsiy, 2018, vol. 1 (9), pp. 123-126. EDN: XSLVTV.

11.Moshkov V. B., Leonova E. M. Odin iz podkhodov k dal'neyshemu razvitiyu kompleksnykh sistem ekstrennogo opoveshcheniya naseleniya [One of the approaches to the further development of complex emergency warning systems for the population]. Tekhnologii grazhdanskoy bezopasnosti, 2022, vol. 1 (71), pp. 28-30. EDN: VIIICG.

12.Shepelev O. Yu. Problemy, vliyayu-shchiye na modernizatsiyu sistemy opoveshcheniya naseleniya pri chrezvychaynykh

situatsiyakh [Problems affecting the modernization of the public warning system in emergency situations]. Sovremennoye obshchestvo: voprosy

teorii, metodologii, metody sotsial'nykh issledovaniy, 2018, vol. 1, pp. 263-270. EDN: VUKCSS.

Колеров Дмитрий Алексеевич

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России

им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева,

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

преподаватель

E-mail: dima11rus@inbox.ru

Kolerov Dmitry Alekseevich

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva, Russian Federation, Saint-Petersburg Lecturer

E-mail: dima11rus@inbox.ru Куватов Валерий Ильич

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

доктор технических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ E-mail: kyb.valery@yandex.ru Kuvatov Valery Ilyich

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva, Russian Federation, Saint-Petersburg

Doctor of Technical Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation E-mail: kyb.valery@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.