Научная статья на тему 'Модель инновационной деятельности предприятий швейной промышленности России'

Модель инновационной деятельности предприятий швейной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ТОРГОВЫЙ АГЕНТ / РИТЕЙЛЕР / ВЫБОР ПОСТАВЩИКА / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазукина А.О.

Описывается современное состояние инновационной деятельности швейного производства в виде сопряженной модели, приводятся особенности и предпосылки развития отрасли. Предлагается новая интеграционная модель инновационной деятельности, где вводятся понятия торгового агента – ритейлера и проводится интеграция с внешней средой в виде потребителей продукции и поставщиков сырья и материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель инновационной деятельности предприятий швейной промышленности России»

кластерной политики, - каких-либо значимых результатов этой политики в открытых источниках информации не выявлено.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности кластерной политики, проводимой в Алтайском крае. В настоящее время на региональном уровне только начинают формироваться механизмы содействия кластерному развитию, прежде всего это создание инфраструктуры - Центра кластерного развития. Однако недостаток опыта практической деятельности в данной сфере и отсутствие готовых специалистов для работы с кластерами снижают эффективность данных начинаний.

В качестве мероприятия, способного повысить результативность деятельности Алтайского центра кластерного развития, можно рекомендовать объединение региональных организаций инфраструктуры в сети сотрудничества. Это позволит использовать как лучший зарубежный опыт, так и лучшие практики регионов в данной сфере.

Пока кластерная политика в Алтайском крае, как и в целом по России имеет, в основном, декларативный характер. Органы власти объявляют о ее проведении, указывают на наличие определенных кластеров в регионе, иногда формализуют отдельные кластеры с помощью нормативных документов. В настоящее время единственным количественным критерием, по которому можно оценить эффективность кластерной политики, является количество кластеров. Подразумевается, что чем больше их в регионе, тем лучше.

Литература

1. Горетов И.Н. Перспективы реализации кластерных инициатив в регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 12. С. 54-57.

2. Гриценко С.И. Развитие кластеров через призму синергетики: методология развития кластеров // Российское предпринимательство. 2009. № 5, вып. 2. С. 74-80.

3. Мосейко В.О. Выявление региональных кластеров: методологические подходы / В.О. Мосейко, В.В. Фесенко // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7. С. 58-64.

4. Портер М. Конкуренция. - М., 2006.

5. Маршалл А. Основы экономической науки. - М., 2007.

А. О. Лазукина

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Аннотация. Описывается современное состояние инновационной деятельности швейного производства в виде сопряженной модели, приводятся особенности и предпосылки развития отрасли. Предлагается новая интеграционная модель инновационной деятельности, где вводятся понятия торгового агента - ритейлера и проводится интеграция с внешней средой в виде потребителей продукции и поставщиков сырья и материалов.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, швейное производство, интегрированная модель, торговый агент, ритейлер, выбор поставщика, материальное обеспечение.

Общепризнано и не нуждается в дополнительном обосновании утверждение о безальтернативности инновационного пути развития. В условиях рыночных отношений предприятия, чтобы выжить в конкурентной борьбе, стремятся организовать

© А.О. Лазукина, 2013

производство на инновационной основе. Конкурентный рынок является важным позитивным условием мотивации к инновациям у субъектов хозяйствования. Применяя нововведения, предприятия могут снизить издержки производства, что обеспечит им большую долю на рынке и получение дополнительной прибыли; производить новую или улучшенную продукцию, это создает для них возможность получить добавочный доход за счет монопольной позиции на рынке. Инновации способствуют хозяйствующим субъектам сохранить также конкурентные преимущества и не потерять свою долю на рынке [5].

Опираясь на теорию инноваций, исследователи определили несколько моделей инновационного процесса, обусловленных особенностью исторического развития производства и постепенного выделения инновационного процесса из процессов производства.

Для того, чтобы определить этап инновационного развития, на котором находится российская легкая промышленность, а в частности основная масса швейных предприятий, необходимо провести анализ отрасли.

Анализ литературы, посвященной швейной промышленности и опыта хозяйственной деятельности ряда предприятий, позволил выделить ряд особенностей швейного производства [2; 3]:

- широкий ассортимент выпускаемых изделий;

- использование различных основных и прикладных материалов при производстве продукции;

- частая, заранее не запланированная и не зависящая от производственных цехов сменяемость видов изделий, моделей, размеров, величин партий;

- потенциальная высокая скорость изготовления партии изделий (при налаженном производстве и оперативной поставке материалов на швейном предприятии за 5-10 дней можно выпустить партию изделий);

- быстрая и высокая отдача вложенных средств (оборот и возврат затраченных средств, и получение дохода в швейной промышленности занимают 2-3 месяца);

- большой удельный вес материальных и невысокая доля трудовых затрат в стоимости изделия (по данным Скачко Ю.А. [3] материальные затраты занимают около 60%, а оплата труда примерно 20%).

Также ряд особенностей характеризует историю развития швейных предприятий в последние годы.

Крупные швейные фабрики вступили в рыночную экономику с уже сложившейся и устоявшейся структурой производства, специализируясь на изготовлении изделий какой-либо ассортиментной группы и имея рассчитанный на определенную мощность парк оборудования. Перед управленческим персоналом таких фабрик стояла задача - на основе существующей базы организовать выпуск конкурентоспособной продукции с наименьшими производственными затратами.

Руководителям швейных предприятий малого бизнеса при организации своих производств пришлось решать многие вопросы с «нуля». Проведя маркетинговые исследования, они определили ассортимент и объемы выпускаемой продукции, рассчитали необходимые для производства площади и приобрели нужное оборудование.

Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. [4] Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и освоению новых рынков, в том числе и внешних.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции и услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта [6]. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами [4].

Основа развития швейной промышленности - обеспечение развития инновационных процессов как на отдельно взятом предприятии, так и по отрасли в целом. Несмотря на наметившиеся тенденции по улучшению ситуации в последние годы, отрасли пока еще не удалось полностью восстановиться после 1991 г. Отставание по большинству производственным, технологическим и инновационным процессам составляет 10-15 лет.

После распада СССР произошёл развал всей экономики, включая и швейную промышленность. При переходе на рыночную экономику были разорваны связи между производителями и конечными потребителями, предприятия потеряли сбытовую сеть. По предприятиям так же ударила инфляция, оставив многие производства без оборотных средств и вызвав их закрытие или перепрофилирование. Кроме того, на постсоветский (в частности российский) рынок хлынула дешёвая (зачастую некачественная, а иногда и просто опасная для здоровья) продукция из Китая.

Сегодня ситуация понемногу выправляется. Появляются новые предприятия. Т.к. входной барьер в отрасль невелик, а оборачиваемость средств высока, спрос достаточно велик, отрасль становится все более привлекательна для инвесторов.

Все это становится отправным толчком для восстановления инновационных процессов. Однако, ввиду сильного отставания из-за длительного кризисного периода, развитие инновационных процессов в швейной отрасли все еще остается на уровне 70-80-х годов прошлого века, а именно, применима интерактивная, рекрусивная, сопряженная (совмещенная) модель.

Парк оборудования уже обновился, проводятся маркетинговые исследования, учитываются требования рынка, производится мониторинг существующих технологий, но все эти процессы идут пока на «догоняющей» основе и выпрыгнуть на новый уровень возможно будет только при дальнейшем поступательном развитии.

Как ни странно, мировой кризис, который сейчас активно обсуждается международным сообществом, дал толчок развитию российской легкой промышленности, т.к. европейский и турецкий текстиль стал дорог для потребителя на внутреннем рынке, а китайский производитель достаточно сильно подорвал авторитет своей продукции из-за низкого качества используемого сырья и исполнения. Все это заставляет потребителя обращать внимание на швейную продукцию, произведенную на территории СНГ. Еще следует отметить, что таможенные барьеры заставляют китайских и азиатских производителей переносить производство на территорию Российской Федерации, что также не может не сказаться на развитии данной отрасли.

Согласно всему вышесказанному, можно заключить, что в швейной промышленности на данном этапе преобладает сопряженная модель инновационной деятельности [1].

Особенность этой модели заключается в том, что выделяются логически последовательные, функционально обособленные, но не смотря на это взаимодействующие и взаимозависимые этапы. Признание нелинейности нововведений открыло возможность изучить их с точки зрения интегрированности и параллельности стадий, использовать сетевые взаимодействия.

Как и в классической модели остается стадия «генерирование идей», общие процессы мониторинга новых технологий, потребностей общества и рынка исходя из уже имеющегося опыта вывода похожего товара на рынок, этап «маркетинг и продажи». Включены стадии «разработка нового изделия», «отшив опытного образца», «массовое производство», характерные для швейного производства.

Ключевым фактором ускоренного развития отрасли и сокращения морального и технологического отставания на международном уровне может стать оптимизация управления инновационными процессами, как ключевыми в развитии легкой промышленности и швейного производства в частности.

Развитие отрасли в свою очередь ведет к совершенствованию инновационных процессов. Только интенсивные и инновационные пути развития в международной конкурентной среде могут помочь в достижении положительных показателей развития производства, и следующим этапом развития передовых производств должно стать использование интегрированной модели инновационной деятельности.

Для обеспечения конкурентоспособности российских товаров по качеству, затратам на производство и реализацию продукции из стран с низкими издержками производства возникает необходимость более эффективной организации инновационной деятельности, чем может предложить сопряженная модель.

Сегодня, наряду с крупными швейными фабриками (в прошлом принадлежавшими государству), огромное количество предприятий среднего и малого бизнеса, которые занимают немалую долю в общем объеме производимой продукции, предлагают разнообразный ассортимент швейных изделий. В современных условиях швейные предприятия могут выжить, и тем более развиваться только с использованием инноваций в продуктах, технологиях и управленческих процессах.

Основываясь на вышеприведенных особенностях швейного производства и анализируя японский опыт создания интегрированных моделей инновационной деятельности [1], можно построить новую модель создания инновационного продукта в швейном производстве (рис.), которая является более жизнеспособной в современных рыночных условиях.

Важнейшими особенностями четвертой модели, как утверждал Ф. Котлер стали интеграция НИОКР с производством (соединенные системы автоматизированного проектирования и гибкие производственные системы), а также более тесное сотрудничество производителей с поставщиками и передовыми покупателями, создание совместных предприятий, стратегических альянсов (горизонтальное сотрудничество), создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих экономистов, конструкторов, технологов, маркетологов, и других специалистов. Компании еще на ранних стадиях обращаются к потребителям и выясняют их взгляды на новый товар [1].

Поставшнк 1 ПОСТОВШИЕ? 2

Поставщик У

Формулирование

перспективного

спроса

Разработка Подготовка н

образца настройка

тпделдн процесса

оценка

оценка

обработка, информации

Рис. Интегрированная модель инновационной деятельности в швейной промышленности

Помимо этапов и взаимодействий классической модели японского опыта, на рис. приведены две особенности эффективной работы швейных производств в современных условиях Российской действительности:

1. Наличие крупных торговых агентов в виде ритейловых сетей, которые позволяют более эффективно тестировать спрос на новую продукцию и непосредственно берут на себя функцию формирования спроса, что сильно снижает рекламные издержки и другие расходы на продвижение продукции. Однако работа с сетевыми магазинами помимо данных преимуществ накладывает много ограничений по оперативности поставок и выполнения заказов, иначе это может обернуться очень большими штрафными санкциями, указанными в договорах.

2. Наличие большого количество поставщиков оборудования, сырья и материалов, от выбора которых сильно зависят расходы на производство продукции, а также качество выпускаемых изделий и оперативность производственного процесса. Этот факт позволяет обеспечить необходимые сроки производства, что в нынешнее время является одним из ключевых факторов успеха.

Именно выбор поставщика и эффективность процессов материального обеспечения, удовлетворяющего поставленным задачам, играет ключевую роль в инновационных процессах при работе с ритейлерами.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что развитие инноваций может эффективно происходить в швейной отрасли не только при анализе требований рынка и самого производителя, но и учитывая ограничения, которые вводят поставщики сырья и материалов. Данные ограничения не всегда являются тормозящим фактором развития, а в ряде случаев наоборот - могут дать толчок к углублению инновации, созданию более совершенного инновационного продукта. Учитывая этот сегмент внешнего окружения компании, можно получить данные для оптимизации создания нового продукта, снижения издержек и повышения эффективности производства и получить новые конкурентные преимущества.

Литература

1. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: Учебник. - 2-е изд. - М., 2012, 711 с.

2. Басс И. Б., Организация основных производственных процессов на предприятиях легкой промышленности. - М., 1961. - 551 с.

3. Скачко Ю. А. Организационно-экономические аспекты управления затратами на предприятиях швейной промышленности. Диссертация к.э.н. - М., 2004. - 151 с.

4. Твис Б. Управление научно-техническими нововведениями: пер. с англ. - М., 1989, 271 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. -5-е изд. - СПб., 2005. - 151 с.

6. Цыганов В.В. Антикризисное управление. - Спб., 2003 217с.

Н. Т. Лашкул

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. В статье проводится анализ распространения сети Интернет по территории России. Указываются основные проблемы, сдерживающие этот процесс и возможные пути их решения. Оценивается текущее состояние сети Интернет в

© Н.Т. Лашкул, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.