Научная статья на тему 'Модель инновационного колледжа'

Модель инновационного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель инновационного колледжа»

Редакционная почта

165

дились индивидуальные консультации, при необходимости — повторные контрольные работы.

Эксперимент включал письменную контрольную работу по всем разделам программы и устный экзамен. Результаты обучающего эксперимента оценивались также при проведении опроса руководителей педагогической практикой (методиста и учителей).

По результатам педагогической практики средний балл по группе испытуемых составил 4,9 при незначительном разбросе. Руководителями отмечалось, что у студентов сформированы основные знания, умения и навыки в области развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, заинтересованное, творческое отношение к практической работе.

И. СЛЕПЦОВА, соискатель Педагогическая академия последипломного образования

Успех модернизации образования в регионе в значительной степени определяется кадровым потенциалом муниципальной системы образования. В этом контексте выделяется роль среднего профессионального образования (СПО), которое, в отличие от общего и высшего, развивается в тесном взаимодействии со сферой труда и направлено на подготовку специалистов-практиков.

Одинцовский филиал Московского областного педколледжа является показательным образовательным учреждением СПО в районе и регионе, целенаправленно реализующим социальный заказ на подготовку специалистов. Мы считаем, что целесообразно провести реорганизацию филиала в самостоятельное образовательное учреждение среднего профессионального образования — «Одинцовский муниципальный педагогический колледж», способный эффективно осуществлять подготовку кадровых ресурсов на базе системы мониторинга текущих и перспективных потребностей региона в квалифицированных педагогических кадрах.

Одинцовский муниципальный педагогический колледж в соответствии с организационно-правовым статусом должен представлять собой самостоятельное образова-

Модель

инновационного

колледжа

тельное учреждение СПО повышенного уровня (или структурное подразделение муниципального университета), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров и обеспечивающее студентам повышенный уровень квалификации.

Его деятельность должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать организационноправовому статусу колледжа, выпускать специалистов высокой квалификации, ориентированных на практическую деятельность и успешную профессиональную карьеру в муниципальных образовательных учреждениях района;

2) осуществлять инновационную деятельность по основным направлениям воспитательно-образовательной работы, апробацию новых идей, инноваций по различным аспектам деятельности системы СПО;

3) стать структурным звеном открытой сетевой организации профильного обучения, получить статус экспериментальной площадки для проведения инновационной деятельности и стать одним из опорных учреждений в процессе модернизации образования в районе.

166 Высшее образование в России • № 10, 2006

Основная цель деятельности колледжа состоит в формировании личности педагога, отличающейся инновационным стилем мышления и современным уровнем профессиональной компетентности, способной осваивать и транслировать новейшие педагогические технологии, мотивированной на личное профессиональное совершенствование и успешную карьеру в муниципальных образовательных учреждениях района.

Выпускник колледжа должен быть ориентирован на реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, а также на использование новейших информационных технологий при взаимодействии с ребенком.

Муниципальный педагогический колледж призван осуществлять инновационную деятельность по широкому спектру проблем развития профессионального образования в области:

• методологии формирования содержания образования. Предусматривается определение стратегии проектирования содержания образования при подготовке специалиста, основанной на деятельностном, системном и личностном подходах;

• воспитательно-образовательной работы. Модернизация традиционной модели предполагается в двух направлениях: 1) формирование профессиональной компетентности специалиста (внедрение передовых педагогических технологий обучения); 2) формирование личностных качеств специалиста, его эмоциональной отзывчивости, педагогического оптимизма и этики, чувства профессионального достоинства и социальной ответственности за качество своего труда (тренинги личностного роста, ролевые игры, диспуты, направленные на формирование личностной и социальной компетентностей).

При условии интеграции колледжа в муниципальный университет следует разработать такую модель организации образовательной работы, при которой усилились

бы положительные стороны двух уровней профессионального образования, а именно: следует сохранить практическую направленность подготовки специалиста, присущую колледжу, и в то же время обеспечить фундаментальную теоретическую подготовку, присущую вузу;

• организационно-экономических механизмов. Инновационная деятельность предусматривает разработку вариативной схемы многоканально-многоуровневого финансирования, осуществление перехода к новым схемам подушевого, грантового, страхового и кредитного финансирования, разработку проекта контрактной подготовки специалистов.

Ключевым моментом является определение организационно-правового статуса колледжа. Реализация проекта предусматривает два варианта.

1. Согласно первому варианту (ассоциативному), колледж представляет собой самостоятельное образовательное учреждение СПО со статусом юридического лица. Взаимодействие с университетом строится на основе общности интересов по подготовке специалистов. Колледж при этом сохраняет административную и методологическую автономию.

2. Согласно второму варианту (организационному), колледж встраивается в структуру университета, теряя при этом административную автономию, но получая возможность подготовки специалиста по инновационному информационно-технологическому пути, суть которого заключается в сохранении приоритетов каждого уровня образования — как среднего, так и высшего.

Педагогический колледж должен стать структурным звеном открытой сетевой организации профильного обучения, получить статус экспериментальной площадки для проведения инновационной деятельности и выступить одним из опорных учреждений в процессе модернизации образования в районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.