Научная статья на тему 'Модель информационной компетентности студента в сегменте высшего медицинского образования'

Модель информационной компетентности студента в сегменте высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА / КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ / МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INFORMATIONAL COMPETENCE / CONTENT OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF THE STUDENT / COMPONENTS OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF THE STUDENT / CRITERIA OF INFORMATIONAL COMPETENCE / INDICATORS / MODEL OF INFORMATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова О.А., Скородулина Е.Ю.

На сегодняшний день актуальны продолжающиеся исследования в области информационной компетентности. В данной статье рассматриваются вопросы содержания, структуры и основные критерии информационной компетентности студентов в высшем медицинском образовании. Сформулированы показатели, определяющие критерии информационной компетентности будущего врача. И по результатам исследования построена модель информационной компетентности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова О.А., Скородулина Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INFORMATION COMPETENCE OF THE STUDENT IN THE SEGMENT OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

To date, ongoing research in the field of information competence is relevant. This article discusses the content, structure and basic criteria of students ‘ information competence in higher medical education. Indicators defining criteria of information competence of the student are formulated. And based on the results of the study, a model of information competence of the student was built.

Текст научной работы на тему «Модель информационной компетентности студента в сегменте высшего медицинского образования»

УДК 378

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА В СЕГМЕНТЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Фролова О.А., Скородулина Е.Ю.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. Резюме: На сегодняшний день актуальны продолжающиеся исследования в области информационной компетентности. В данной статье рассматриваются вопросы содержания, структуры и основные критерии информационной компетентности студентов в высшем медицинском образовании. Сформулированы показатели, определяющие критерии информационной компетентности будущего врача. И по результатам исследования построена модель информационной компетентности студента.

Ключевые слова: информационная компетентность, содержание информационной компетентности будущего врача, компоненты информационной компетентности студента, критерии информационной компетентности, показатели, модель информационной компетентности.

MODEL OF INFORMATION COMPETENCE OF THE STUDENT IN THE SEGMENT OF HIGHER MEDICAL EDUCATION Frolova O.A. Skorodulina E.Y.,

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28.

Summary: to date, ongoing research in the field of information competence is relevant. This article discusses the content, structure and basic criteria of students ' information competence in higher medical education. Indicators defining criteria of information competence of the student are formulated. And based on the results of the study, a model of information competence of the student was built.

Keywords: informational competence, content of informational competence of the student, components of informational competence of the student, criteria of informational competence, indicators, model of informational competence.

Современный период развития системы высшего образования в Российской Федерации характеризуется обновлением всех аспектов образования, тесно связанного с изменениями в культуре, науке и технике, с достижениями в информатизации общества и развитии наукоемких технологий. Интеграция образования, науки и производства, как и интеграция научных исследований с образовательным процессом, становятся все более очевидными. Реформы в сфере высшего образования отражают интеграцию России в мировое образовательное пространство и направлены на создание оптимальных условий для формирования компетентного специалиста не только в своей профессиональной сфере, но и в смежных областях знаний. Междисциплинарная парадигма становится основой формирования интегративных компетенций студентов многих вузов. Комплексное применение знаний, их синтез, владение методологией научной деятельности являются основой творчества - требования к профессиональной компетенции специалиста в современных условиях. Обучение таким умениям будущего профессионала - актуальная социальная задача высшей школы, диктуемая

тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью междисциплинарных связей.

Многие специалисты справедливо полагают, что компьютер может обеспечить качественный рывок в системе профильного образования, которое в той или иной степени представлено в каждом высшем учебном заведении. Одной из профильных линий являются отрасли современной медицины. Очевидно, что использование новых информационных технологий для повышения качества подготовки будущих медиков, вне зависимости от области их специализации, вдвойне оправданно, поскольку от степени профессиональной подготовки медперсонала зависит здоровье и благополучие нации. К сожалению, несмотря на активное проникновение средств информатизации в практическую медицину, внедрение компьютерных технологий в обучение студентов-медиков оставляет желать лучшего. Реальная картина происходящего такова, что кроме традиционных финансовых проблем, формирование полноценного электронного здравоохранения на всей территории России сдерживается целым рядом причин. Так, необходимость

ведения записей о приеме пациентов и выписки рецептов в бумажном виде практически сводит на нет все преимущества внедрения электронной медицинской карты. Вместо инструмента, облегчающего работу врача, она становится очередной рутинной операцией, на которую приходится тратить время, отведенное на общение с пациентом. Эта проблема усугубляется еще и тем, что значительное число врачей, особенно в регионах России, не обладает достаточными навыками работы с компьютером. Таким образом, на внесение необходимых записей в электронную медицинскую карту пациента у них уходит значительное время. По-прежнему вручную заполняются многочисленные формы статистической отчетности, данные в которых часто дублируют друг друга. Предусмотренная в медицинских информационных системах возможность делать это автоматически остается невостребованной. Таким образом, основное противоречие в том, что многие работающие врачи не способны внедриться в процесс всеобщей информатизации в силу отсутствия обычных навыков в сфере информационных технологий. Поэтому задача высшего медицинского образования - обеспечить общество необходимыми врачами-специалистами, обучить будущего врача навыкам работы в сфере информационных технологий [1].

В этих условиях целью высшего образования становится формирование компетентной личности будущего врача, обладающей, в том числе, и высоким уровнем информационной компетентности. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, например, по направлению подготовки «Лечебное дело» выпускник с квалификацией «врач-лечебник» должен обладать как общекультурными, так и профессиональными компетенциями. В связи с этим современное образование использует компетентностный подход, в основе которого лежит формирование ключевых компетентно-стей, в числе которых находится информационная компетентность.

Содержанием информационной деятельности будущих врачей выступают информационные знания и умения. Их усвоение совершается в ходе информационной деятельности студента, и в то же время формирует его информационную деятельность.

В учебной деятельности студенты воспроизводят реальный процесс создания людьми

понятий, образов, ценностей и норм. Информационная деятельность реализуется посредством выполнения соответствующих информационных действий. В логике нашего исследования исследовательская активность будущего врача является основой формирования информационной компетентности. Особое значение исследовательская активность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. В данном аспекте сущность и содержание информационной компетентности студентов, будущих врачей в научных исследованиях представлена недостаточно.

По нашему мнению информационная компетентность студента - это совокупность знаний, умений и навыков работы с информацией, проявляющаяся в способности личности будущего врача творчески применять их в профессиональной и исследовательской деятельности с целью самосовершенствования в современном обществе.

В научных исследованиях структуру категории «информационная компетентность» представляют как многокомпонентную.

Опираясь на теорию организации содержания образования, С.В. Тришина в составе информационной компетентности выделяет пять элементов: когнитивный, ценностно-мотиваци-онный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный [2].

Анализ компонентного состава информационной компетентности в рамках различных педагогических и психологических исследований позволяет нам выделить в структуре информационной компетентности студента когнитивный, мотивационный и исследовательский компоненты.

1) Когнитивный компонент предполагает усвоение будущими врачами системы информационно-познавательных знаний, а также готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями. В данный компонент

мы включили знания о составе, функциях и возможностях использования информационных и телекоммуникационных технологий в информационной деятельности; аппаратных и программных средствах, необходимых для реализации образовательного процесса; алгоритмы поиска, обработки и хранения информации; алгоритмы освоения пакетов прикладных программ. При этом под системой информационно-познавательных знаний понимается целостность взаимосвязанных элементов знаний информационно-познавательной направленности, способных образовывать новое интегративное знание и позволяющих адекватно действовать в стандартных и нестандартных учебных ситуациях.

2) Мотивационный компонент связан с пониманием студентом-медиком роли информационных технологий в различных областях человеческой деятельности, в сфере здравоохранения в том числе; формированием у него ценностного отношения и познавательного интереса к информационной деятельности; стремлением к приобретению информационно-познавательных знаний, умений и навыков. Определяет уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде, и уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в информационной деятельности.

Этот компонент заключается в создании условий, которые способствуют вхождению студента в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориен-таций, характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение личности будущего врача к работе и жизни в целом; выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности.

Развитие информационной компетентности происходит в результате того, что человек постоянно проявляет интерес к тем или иным проблемам, которые построены на некоторой информации, вызывают внутреннее напряжение, захватывают своей необычностью и новизной, заставляют думать и действовать, отвечать на них своим отношением и поведением.

3) Исследовательский компонент предусматривает овладение студентами основными алгоритмами работы с информацией, использование их в информационной, профессиональной деятельности; умение создавать новые алгоритмы решения нестандартных задач при работе с информацией; развитие самостоятельности и исследовательской активности. Будущий врач должен уметь осуществлять поиск и обработку информации, применять компьютерные и телекоммуникационные средства в своей профессиональной и исследовательской деятельности. Данный компонент отражает понимание принципов работы; возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологический этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий). Проявляется в умении устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, овладевать средствами вербального и невербального общения. Включает в себя социальные и этические нормы поведения людей в информационном пространстве.

Проблема измерения информационной компетентности связана с проблемой выявления критериев и уровней ее сформированно-сти.

Основные требования к критериям могут быть сформулированы следующим образом: они должны быть объективными; включать самые существенные, основные моменты исследуемого явления; охватывать типичные стороны явления; формулироваться ясно, коротко, точно; измерять именно то, что хочет проверить исследователь.

В определении критериев информационной компетентности исходят из системного понимания компетентности, выделения ее структурных и функциональных компонентов, понимания компетентности как состояния, как процесса и как результата.

Выделяют критерии, по которым можно оценить уровень развития информационной компетентности личности будущего врача. Каждый критерий характеризуется совокупностью нескольких показателей. Степень их развития у конкретной личности и будет определять ее компетентность.

Рассматривая структуру информационной компетентности студента-медика как единство ее компонентов, можно оценить степень ее сформированности по следующим критериям: рефлексивный, личностно-смысловой, де-ятельностно-алгоритмический. Каждый критерий формируется следующими показателями:

1. Рефлексивный:

а) рефлексия информационной деятельности, раскрывающая уровень владения студентами способами самоконтроля, самоанализа, самооценки, а также оценки и анализа своей информационной, профессиональной деятельности и ее результатов;

б) включение в информационную деятельность посредством исследовательской активности.

2. Личностно-смысловой:

а) интенсивность исследовательской активности;

б) интерес к информационно-образовательной деятельности, определяющий моти-вационно-ценностное отношение к овладению информационной компетентностью.

3. Деятельностно-алгоритмический:

а) владение алгоритмами получения, хранения, обработки и передачи информации;

б) владение творческими инновационными приемами и методами информационно-образовательной деятельности;

в) умение пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий;

г) критичность мышления, характеризующая степень владения анализом предъявляемой информации, ориентированным на понимание скрытой составляющей информации.

Одним из основных параметров, по которым судят о степени сформированности информационной компетентности, является це-

лостность структуры, а именно наличие всех структурных элементов. Степень развития этих показателей у конкретного студента, будущего врача и будет определять его компетентность.

Приведенные критерии и показатели сфор-мированности информационной компетентности служат исходными данными для определения уровней развития этого качества у студентов медицинских специальностей. Опираясь на результаты исследований ученых и собственный опыт, мы выделяем три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности будущих врачей: репродуктивный, конструктивный и исследовательский.

Репродуктивный уровень сформирован-ности информационной компетентности отличается слабо выраженными степенью исследовательской активности в информационно-образовательной, профессиональной деятельности и интересом к информационной деятельности, знания характеризуются поверхностью, действенность знаний отличается низкой степенью мобильности, критическое мышление сформировано частично, наблюдается неосознанный уровень рефлексии деятельности.

Информационная компетентность студента медицинской специальности сформирована на конструктивном уровне, если фиксируется средняя степень интереса к информационно-образовательной, профессиональной деятельности, исследовательская активность носит стихийный характер, проявляющийся на уровне любознательности, степень полноты знаний - частичная, действенность знаний характеризуется проявлением элементов самостоятельного поиска алгоритмов информационной деятельности, критичность мышления проявляется в отдельных ситуациях, рефлексия деятельности отличается частичным уровнем осознанности.

Для исследовательского уровня сформи-рованности информационной компетентности студента характерны сильно выраженная степень исследовательской активности в информационно-образовательной, профессиональной деятельности и интереса к ней, высокая степень полноты и действенности знаний, характеризующаяся проявлением полной самостоятельности в информационной деятельности, критичность мышления,

рефлексия деятельности на уровне управления ситуацией.

Следует сказать, что информационная компетентность развивается, переходя от одного уровня к другому. При этом каждый раз ее состояние можно диагностировать, исходя из соответствия структуры и содержания информационных знаний и умений определенному

уровню развития. По мере продвижения студента от уровня к уровню формируется новое мышление и как результат - информационная компетентность будущего врача. Таким образом, мы представляем графическую модель структуры информационной компетентности будущего медицинского сотрудника, будущего врача (Рис.1).

Рис.1. Модель информационной компетентности будущего врача

компоненты информационной компетентности будущего врача

критерии сформированности информационной компетентности

уровни сформированности информационной компетентности будущего врача

Предложенная модель реализуется на каждом этапе формирования информационной компетентности студента-медика и предполагает подбор содержания

ЛИТЕРАТУРА

педагогического воздействия на протяжении всего образовательного процесса в соответствии с изменением уровня его информационной компетентности.

1. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

2. Тришина С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С.В. Тришина, А.В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал/ - 2004. - 22 июня, - [Режим доступа]: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.