ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377.4 (14.37.27)
О. В. Тумашева, И. В. Турова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Представлена модель формирования информационной компетентности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Описаны принципы организации процесса формирования и условия их реализации. Охарактеризованы блоки, выделенные в исследуемом процессе. Представлены критерии определения уровней сформированности информационной компетентности, на основе которых описаны три уровня.
Ключевые слова: старший воспитатель, информационная компетентность, информационные компе-
тенции, формирование, модель формирования, условия онной компетентности.
В современном российском обществе происходят преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования - первой ступени в системе российского образования. В настоящее время определены новые стратегические ориентиры в системе развития дошкольного образования, требующие модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Руководителем последнего обозначенного направления является старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - специалист, осуществляющий методическую работу, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовывать инновационную и экспериментальную работу в ДОУ, отвечающий за координацию деятельности всех специалистов ДОУ
На сегодняшний день к старшим воспитателям ДОУ предъявляются особенно высокие требования. Одной из ключевых профессиональных характеристик старшего воспитателя в современных условиях развития дошкольного образования согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 № 593) становится информационная компетентность. Это обусловлено прежде всего спецификой его профессиональной деятельности, качество которой напрямую зависит от информированности и умения эффективно работать с большим массивом разнородной информации, способности отобрать достоверные и качественные, с точки зрения представленной на них информации, ин-
формирования, уровни сформированности информаци-
формационные ресурсы и т. д. Однако, как показали результаты исследования, проведенного в дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска, большинство старших воспитателей имеют недостаточный для эффективной реализации профессиональной деятельности уровень сформи-рованности информационной компетентности. Это послужило основанием для разработки и внедрения специально организованных мероприятий по ее формированию и развитию, что, в свою очередь, потребовало наличия научно обоснованной модели формирования информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ Цель статьи состоит в разработке указанной модели.
В последнее время достаточно большое количество научных исследований посвящено информационной компетентности специалиста и различным аспектам ее формирования (Г. К. Селевко [1], И. А. Зимняя [2], С. В. Тришина, А. В. Хуторской [3], О. А. Кизик [4] и др.), однако проблема формирования информационной компетентности старших воспитателей ДОУ достаточно мало изучена. В связи с этим первым шагом при разработке модели будет определение ключевых понятий:
- под информационной компетентностью старшего воспитателя ДОУ будем понимать интегративное качество личности, включающее в себя владение компетенциями, обеспечивающими квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, позволяющую успешно решать профессиональные задачи, опыт проявления обозначенных компетенций, осознание необходимости их владением на достаточно высоком уровне, а также стремление и готовность к постоянному
самосовершенствованию в овладении информационными компетенциями;
- информационные компетенции рассматриваются как совокупность знаний, умений и навыков поиска, структурирования, адаптации информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, использование компьютерных и мультимедийных технологий в образовательном процессе и для решения профессиональных задач;
- формирование информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ представляется нам как специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования информационной компетентности как приоритетного направления профессионального роста старшего воспитателя.
Анализ образовательной практики показал, что для формирования информационной компетентности специалистов различного профиля, в том числе специалистов в области образования, исключающего стихийность и малую эффективность этого процесса, потенциальными возможностями обладает система повышения квалификации. В связи с этим важно определить основные принципы, которым необходимо следовать при организации процесса формирования информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ в условиях системы повышения квалификации.
Выделяя принципы, необходимо опираться на основные положения андрагогики, учитывая особенности взрослых обучающихся, кем и являются старшие воспитатели ДОУ [5]. Взрослый человек имеет опыт работы с информацией, применяя ее для решения профессиональных задач, он может быть как положительным, так и отрицательным. Это дает возможность решать профессиональные задачи с разных позиций, обобщать имеющийся опыт и обмениваться им, находить слабые и сильные стороны полученной информации и возможности ее использования в собственной профессиональной деятельности, на основе этого формировать новые знания и корректировать имеющиеся представления о работе с информацией в своей профессиональной деятельности. Поэтому в процессе формирования информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ целесообразно выделить принцип опоры на имеющийся профессиональный опыт работы с информацией и использовать его в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний.
Следует также отметить, что для взрослого человека обучение становится одним из способов са-
мореализации как в профессии, так и в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему знать именно этот материал. Взрослые обучающиеся стремятся к применению приобретаемых знаний и умений в реальной практике параллельно с их освоением и с большей эффективностью осваивают лишь тот материал, который помогает им в решении актуальных для них в конкретный временной период профессиональных задач. Вследствие этого овладение основными компонентами информационной компетентности, такими как структурирование, адаптация информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами и т. д., будет осуществляться эффективней, если это позволит обучающимся решать актуальные для них профессиональные проблемы. В связи с этим следующий выделяемый принцип - принцип востребованности основных компонентов информационной компетентности в профессиональной деятельности.
Обеспечению высоких результатов в формировании информационной компетентности будет способствовать учет индивидуальных особенностей обучающихся, среди которых особое место занимает индивидуальный стиль учебной деятельности. В основе всех теорий индивидуального стиля лежит единая предпосылка - все индивидуумы воспринимают, обрабатывают и представляют информацию по-разному. Поэтому учет индивидуального стиля учебной деятельности в формировании информационной компетентности позволяет использовать сильные стороны обучающегося и спланировать его деятельность по овладению основными компонентами информационной компетентности так, чтобы скорректировать слабые стороны, тем самым обеспечить мобильность обучающегося по окончании обучения. В связи с этим следующий выделяемый авторами принцип -принцип учета индивидуального стиля учебной деятельности.
Следует учитывать также и то, что взрослый человек осваивает опыт человечества, воплощенный в знаниях, на основе принципиально иной жизненной позиции по сравнению с ребенком или даже юношей - как социально и психологически зрелая личность, ответственная перед социумом и самим собой за свой выбор и деятельность, саморегули-руемая и самоуправляемая и т. п. [6]. Такая позиция определяет и мотивацию познания взрослого человека, и регуляцию им этого процесса, и его оценки эффективности осуществленной деятельности. В рассматриваемом контексте речь идет о специально организованной, целенаправленной деятельности старшего воспитателя в системе по-
вышения квалификации по овладению основными компонентами информационной компетентности. Задача преподавателя сводится в конечном счете к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого человека, оказывать помощь в определении параметров обучения, тем самым обеспечить актуализацию субъектной позиции обучающегося в процессе формирования информационной компетентности, что составляет следующий выделенный авторами принцип.
Последний по списку, но не по значимости принцип - принцип рефлексивности. Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Информация, пропущенная через себя, намного лучше усваивается и осознается обучающимся. Рефлексия позволяет личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью, сделать ее предметом анализа, осознанного регулирования и контроля, способствует накоплению и творческому переосмыслению приобретаемого опыта в работе с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, в использовании компьютерных и мультимедийных технологий в образовательном процессе и т. д.
Реализация выделенных принципов становится возможной при создании в процессе формирования информационной компетентности определенных условий.
Организация информационно-образовательного пространства является важнейшим условием, без которого невозможно формирование и развитие информационной компетентности специалиста в любой области. Это обусловлено прежде всего тем, что обладатель достаточно высокого уровня сфор-мированности информационной компетентности должен, с одной стороны, свободно ориентироваться в этом пространстве, с другой - уметь его создавать. Умения самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск информации, анализировать информацию, структурировать ее, аргументированно высказывать свою точку зрения становятся актуальными требованиями к личным и профессиональным качествам современного специалиста, в том числе и старшего воспитателя [7]. Правильно организованное информационно-образовательное пространство, которое включает в себя информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационную инфраструктуру, позволяет обучающимся получать самую новую информацию по изучаемой проблеме, используя при этом различные информационные ресурсы; обеспечивает своевременную помощь обучающимся в процессе самостоятельной работы; способствует формирова-
нию умений пользоваться различными программно-техническими средствами для решения учебных (а затем и профессиональных) задач.
Выявление индивидуального стиля обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Человек учится гораздо успешнее и легче, если у него сформирован свой индивидуальный стиль учебной деятельности, соответствующий его природным данным [8]. Сложности возникают в том случае, если преподаватель пренебрегает особенностями индивидуальности обучающегося, требует от него практически «копирование» своих действий. В отдельном случае это может быть малопродуктивным, но хуже, если обучающийся все-таки усвоит стиль, который не соответствует его личностным особенностям, что будет в дальнейшем вызывать дискомфорт, снижать эффективность и результативность деятельности. Для того чтобы этого не произошло, следует на начальном этапе обучения выделить индивидуальный стиль деятельности обучающихся, уровень сформированности информационной компетентности и индивидуальные особенности работы с информацией и на их основе, а также с учетом профессиональных интересов и устремлений помочь обучающимся выявить актуальные дефициты, испытываемые при работе с информацией и информационными технологиями, выстроить индивидуальные образовательные траектории по овладению основными компонентами информационной компетентности.
Организация микрогрупп с учетом выявленных дефицитов в области информационной компетентности способствует актуализации педагогического опыта в информационно насыщенной среде, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, формированию критической самооценки собственной практики работы с информацией. Работая в микрогруппе, участники держатся более свободно, уверенно, при этом снимаются психологические барьеры в обучении, мнение каждого принимается и ценится группой, устанавливается тесный психологический контакт. Каждый обучающийся становится импульсом развития друг друга. Кроме того, учет дефицитов обеспечивает высокую активность участников группы, обусловленную наличием единой цели и общей мотивацией в приобретении опыта.
Применение метода мозгового штурма для обобщения имеющегося опыта работы с информацией и его использования для решения общих профессиональных задач направлено на получение решения проблемы как продукта коллективного творчества, в основе которого лежит генерирование
новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса и анализ, оценка выдвинутых идей. Использование данного метода помогает высвободить творческую энергию обучающихся, включив их в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску информации, необходимой для решения поставленной проблемы, ее обработку, передачу, доработку совместными усилиями, презентации выдвинутых идей, что является частью информационной компетентности.
Проектирование собственной информационной деятельности при решении профессиональных задач обеспечивает перенос полученных знаний о видах и источниках информации, способах получения, хранения, переработки и передачи информации в реальную профессиональную деятельность, обновление собственной образовательной практики. В ходе проектирования информационной деятельности обучающиеся учатся четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы. Формируются навыки сбора и обработки информации, материалов. Обучающиеся учатся выбирать подходящую информацию и правильно ее использовать; учатся критически оценивать имеющуюся информацию и нестандартно (с учетом полученных знаний) решать поставленную учебную (позднее и профессиональную) задачу. Также обучающиеся учатся составлять план работы, презентовать информацию и правильно оформлять.
В процессе формирования информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ можно выделить четыре взаимосвязанных блока: мотивационно-ценностный, когнитивный, профессионально-деятельностный и рефлексивный.
Мотивационно-ценностный блок обеспечивает преодоление у старших воспитателей ДОУ стереотипов относительно необходимого уровня сформи-рованности информационной компетентности в условиях современной системы дошкольного образования, а также осознание необходимости проектирования индивидуальной образовательной траектории по овладению основными компонентами информационной компетентности. Данный блок отвечает за формирование у обучающихся мотивов деятельности, направленной на овладение информационными компетенциями, осознание социальных и личных потребностей в овладении приемами работы с информационными ресурсами с целью использования их в профессиональной деятельности, осознание значимости, важности овладения информационными компетенциями для эффективной реализации профессиональной деятельности.
Когнитивный блок обеспечивает овладение комплексом знаний об информационных процес-
сах в природе и обществе, позволяющих создать внутреннюю информационную картину мира и определить свое место в этом мире; формирование способности управлять образовательной деятельностью ДОУ, используя универсальные средства получения, преобразования и использования информации; овладение способами действий, приемами поиска, преобразование и использование информации различного характера.
Профессионально-деятельностный блок обеспечивает формирование и развитие у старших воспитателей ДОУ разнообразных способов информационной деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности: критическую оценку имеющегося опыта реализации информационной деятельности, планирование профессиональной деятельности с учетом полученных знаний о способах поиска и преобразование информации, применение этих знаний на практике.
Рефлексивный блок обеспечивает рефлексию результатов процесса работы с информацией, взаимодействие при передаче информации, коррекцию профессиональной информации, осознание и критический анализ информационной деятельности.
Определение результата, который должен быть достигнут при создании описанных выше условий в процессе реализации всех четырех блоков, осуществляется с помощью мониторинга, предметом которого выступает уровень сформированности информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ В качестве критериев определения уровня выделены аксиологический (осознание ценности работы с информацией, ее переработки, хранения, передачи и получения; осознание важности применения компьютерных и мультимедийных технологий в профессиональной деятельности и т. д.); когнитивный (знание различных видов и источников информации; знание форм и методов работы с информацией и т. д.), деятельностный (умение организовывать информационное пространство; умение использовать различные виды и источники информации; умение использовать формы и методы работы с информацией и т. д.). Выделенные критерии позволили описать три уровня сформирован-ности информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ.
Для старшего воспитателя, обладающего низким уровнем сформированности информационной компетентности, характерны низкая степень ориентации в информационном пространстве; ситуативное знание видов и источников информации, форм и методов работы с информацией, способов получения, хранения, переработки и передачи информации, правил получения и передачи информации; отсутствие готовности использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний и
применять компьютерные и мультимедийные технологии в профессиональной деятельности; отсутствие стремления к самообразованию и др.
Средний уровень сформированности отличается готовностью использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний и потребностью в работе с информацией, используя правила получения, передачи, хранения и переработки информации в профессиональной деятельности, умением работать с различными источниками, видами информации и отсутствием стремления к повышению имеющегося уровня.
Обладатели высокого уровня характеризуются высокой степенью ориентации в информационном пространстве; наличием знаний видов и источников информации, форм и методов работы с инфор-
мацией, способов и правил получения, хранения, переработки и передачи информации и готовностью использовать их в своей профессиональной деятельности; осознанием важности применения компьютерных и мультимедийных технологий в профессиональной деятельности; осознанием важности использования информационных ресурсов в качестве источника самообразования.
Приведенные уровни, по существу, составляют иерархию уровней от первого до третьего, в процессе достижения которых формируется новое информационное мышление и, как результат, информационная компетентность.
Описанная модель формирования информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ представлена на рисунке.
Социальный заказ
£
Цель - сформировать информационную компетентность старшего воспитателя ДОУ
Основные принципы формирования:
-опоры на имеющийся профессиональный опыт и использования его в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний;
- рефлексивности;
- востребованности результатов обучения в профессиональной деятельности обучающегося;
- индивидуализации процесса обучения; -актуализации субъектной позиции обучающегося; -системности обучения
Основные условия формирования:
-организация информационно-образовательного пространства;
- выявление индивидуального стиля обучения и построение индивидуальной образовательной траектории;
- организация микрогрупп с учетом профессионального запроса;
- использование метода мозгового штурма для обобщения имеющегося опыта, направленного на решение общей профессиональной задачи;
- проектирование собственной профессиональной деятельности
Структурные компоненты процесса формирования информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ
Мотивационно-ценностный
блок
■ р
I
Когнитивный блок
Профессионально-деятельностный
блок
г
Мониторинг
......I.......
У
Критерии и показатели эффективности информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ
1
Аксиологический
т
Когнитивный
Уровни сформированное™ информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ
Результат: сформированность информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ
Модель формирования информационной компетентности старшего воспитателя ДОУ
Разработанная модель формирования инфор- ское значение. На ее основе могут быть разрабо-
мационной компетентности старшего воспитате- таны образовательные программы курсов повы-
ля ДОУ представляет собой целостную систему, шения квалификации, ориентированные на фор-
включающую в себя цель, результат, принципы, мирование и развитие информационной компе-
условия, структурные компоненты, а также мони- тентности старшего воспитателя ДОУ Данная
торинга сформированности информационной модель может быть также положена в основу
компетентности на основе выделенных критериев разработки соответствующей методической сии показателей, а также имеет большое практиче- стемы.
Список литературы
1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
3. Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования. URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (дата обращения: 18.11.2012).
4. Кизик О. А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея. Петрозаводск, 2004. 159 с.
5. Колесникова И. А. Основы андрагогики. М., 2007. 167 с.
6. Тумашева О. В. Методическая подготовка будущих учителей математики на основе компетентностного подхода. Красноярск, 2009. 212 с.
7. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 210-213.
8. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АСВ, 2004. 224 с.
Тумашева О. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: [email protected]
Турова И. В., аспирант.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.01.2014.
O. V Tumasheva, I. V Turova
THE MODEL OF FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF THE SENIOR EDUCATOR OF PRESCHOOL
EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
The article presents the model of formation of informational competence of the senior educator of preschool educational establishment It describes the principles of organization of the process of formation and conditions of their implementation. The blocks which were allocated in the studied process are characterized. The article presents the criteria for determining the level of development of information competence, which are described on the basis of three levels.
Key words: senior educator, informational competence; informational competencies; formation; the model of formation; formation conditions; levels offormation of information competence.
References
1. Selevko G. K. Pedagogical technologies on the basis of information and communication means. Moscow, NII school technologies, 2005. 208 p. (in Russian).
2. Zimnyaya I. A. Key competence as a productive and target basis of competence-based approach in education. Moscow, Research center of problems of quality of training of specialists Publ., 2004. 42 p. (in Russian).
3. Trishina S. V., Khutorskoy A. V. Information competence specialist in system of additional professional education. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2004/0622-09.htm (Accessed: 18 November 2012) (in Russian).
4. Kizik O. A. Formation of information competence of pupils in educational process of professional lyceum. Petrozavodsk, 2004. 159 p. (in Russian).
5. Kolesnikova I. A. Basics andragogy. Moscow, 2007. 167 p. (in Russian).
6. Tumasheva O. V. Methodical preparation of future mathematics teachers on the basis of competence approach. Krasnoyarsk, 2009. 212 p. (in
Russian).
7. Osetrin K. E., Pyanykh E. G. Information technology in the organization of students' independent work. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 210-213 (in Russian).
8. Ishkov A. D. Educational activity of the student: psychological factors of success. Moscow, ASV Publ., 2004. 224 p. (in Russian).
Tumasheva O. V.
Krasnoyarsk State Pedagogical University them named after V. P. Astafyev.
Ul. Ady Lebedevoj, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: [email protected]
I. V. Turova
Krasnoyarsk State Pedagogical University them named after V. P. Astafyev.
Ul. Ady Lebedevoj, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: [email protected]