Научная статья на тему 'Модель индивидуально-авторской концептосферы (на материале повести М. Карима «Долгое-долгое детство»)'

Модель индивидуально-авторской концептосферы (на материале повести М. Карима «Долгое-долгое детство») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТОСФЕРА / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / CONCEPT SPHERE / COGNITIVE LINGUISTICS / CULTURAL LINGUISTICS / LITERARY TEXT / CONCEPT / MODELING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самситова Л.Х., Ижбаева Г.Р.

В статье предпринята попытка выявить, проанализировать и систематизировать художественную концептосферу повести М. Карима «Долгое-дологое детство». Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач в работе используется комплексный подход к исследованию структуры концептосферы повести, метод когнитивного и лингвокультурного моделирования. Значительное место уделено анализу лексических единиц и семантических факторов, способствующих формированию концептосферы повести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Самситова Л.Х., Ижбаева Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AUTHOR’S CONCEPT SPHERE MODEL (BASED ON STORY “THE LONG-LONG CHILDHOOD” BY M. KARIM)

An attempt is made to identify, analyze and organize concept sphere of story “The long-long childhood” by M. Karim. To achieve this goal and to meet defined objectives, the comprehensive approach to the study of the structure of the novel concept sphere and the method of cognitive and linguocultural modeling were used. Considerable part of the work is devoted to the analysis of lexical items and semantic factors contributing to the formation of concept sphere story. Artistic text is described in terms of a functional system determined by its relationship with the cognitive structure and culture of the people. The text is used to determine the keyword, which plays a major role in the accumulation of the national idea. National idea in a literary text, through the prism of the author's attitude and artistic vision of the world, transformed into a picture of the world. Artistic picture of the world is a system of artistic concepts that represents on the basis of artistic associativity reflected author's individuality through the complex concepts, ideas, feelings and emotions. System of concepts forms the concept sphere, which is the basis for creating a model for cognitive and linguocultural background analysis. The study has formed the cognitive and linguocultural technique for novel concept sphere modeling. Modeling of concept sphere is a schematic representation of a semantic network of the story. For the novel of M. Karim associative-free principle of construction of autobiographical text is typical. In the analysis of the text, key themes corresponding to the key concepts were defined. Concept of “childhood” stands in close connection with the concept of “love”, “elder mother”, “family”, “conscience”, “happiness”, “time”, “good and evil”, “hope and dream”, “life and death”, “war and peace”. Covered concepts implemented in the story by M. Karim memories are interrelated and collectively reflect the beliefs of the writer, his system of values. It can be stated that the model of story “The long-long childhood” by M. Karim embodies the essence of “self-image” of the author which is defined by the semantic multiplicity with a stress made on the distance separating the past and present.

Текст научной работы на тему «Модель индивидуально-авторской концептосферы (на материале повести М. Карима «Долгое-долгое детство»)»

УДК 821.512.141.09

МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ М. КАРИМА «ДОЛГОЕ-ДОЛГОЕ ДЕТСТВО»)

© Л. Х. Самситова, Г. Р. Ижбаева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: + 7 (34 7) 273 1 7 40; факс: + 7 (347) 272 99 40.

E-mail: luiza_sam@mail.ru

В статье предпринята попытка выявить, проанализировать и систематизировать художественную концептосферу повести М. Карима «Долгое-дологое детство». Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач в работе используется комплексный подход к исследованию структуры концептосферы повести, метод когнитивного и лин-гвокультурного моделирования. Значительное место уделено анализу лексических единиц и семантических факторов, способствующих формированию концептосферы повести.

Ключевые слова: концептосфера, когнитивная лингвистика, лингвокультурология, художественный текст, концепт, моделирование.

Настоящая статья посвящана моделированию концептосферы повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство».

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения концептуальной парадигмы повести М. Карима «Долгое-долгое детство», т.к. повесть является ценностью, которая сформировала ядро национального сознания через призму видения языковой личности и трансформации культурных ценностей в сознании создателя.

Опыт исследования концептов и концептосфер в языкознании в коммуникативно-прагматическом аспекте накоплен такими учеными, как Н. Ф. Алиферен-ко, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, Н. Н. Болдырев, Н. С. Болотнева, С. Г. Воркачев, В. З. Демьян-ков, В. И. Карасик, Н. А. Красавский, Е. С. Кубря-кова, Д. С. Лихачев, М. В. Пименова, З. Д. Попова, А. Н. Приходько, Ю. Е. Прохоров, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов и др.

Термин «концептосфера» был введен академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению Д. С. Лихачева, представляется как совокупность концептов нации, которая образована всеми потенциями концептов носителей языка. Концепто-сфера народа шире, чем семантическая сфера, представленная значениями слов языка [1].

По мнению Ю. Е. Прохорова, концептосфера может быть и у языка, и у отдельной лексемы; она может быть связана с конкретным жанром, с конкретным аспектом человеческого бытия и с конкретным жанром, с конкретным наименованием некоторого социального статуса; концепт может быть представлен в языковом сознании и в языковой картине мира, в художественной картине мира и в отдельном литературном жанре; концептом может быть и понятие, и некоторая каузальность, и некоторая эмоция и т.д. [2].

В. А. Маслова считает, что лингвистическая наука в данный период своего становления определяет три основных подхода к пониманию концепта.

Ю. С. Степанов, представитель первого подхода, при исследовании концепта большое внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними.

Второй подход базируется на когнитивной лингвистике. Основу подхода формирует концепция Н. Ф. Алиференко, который так же, как Н. Д. Арутюнова и ее школа, Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев и др. постулирует семантический подход к концепту, понимая его как единицу когнитивной семантики.

Третий подход представлен концепциями таких лингвистов, как Д. С. Лихачев, Е. С. Кубрякова и др., которые считают, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения значения слов с личным и народным опытом человека, т.е. концепт является посредником между словами и действительностью [3].

В нашем исследовании мы обратились к концепции исследователей для определения роли концептов и их взаимодействия в формировании кон-цептосферы произведения.

На современном этапе развития научной мысли отечественная и зарубежная лингвистика переходят на когнитивно-ориентированное объяснение текстового материала, где определяются новые подходы к анализу текста. Немаловажную роль играет метод моделирования языковых единиц.

В языке художественного произведения олицетворяются мысль и чувство писателя, его мировосприятие и оценка действительности [4]. Текст в таком случае предстает как функциональная система, т. е. «система, элементы которой объединяются в организационное целое для определенной цели, каковой является реализация авторского замысла, и для достижения этой цели каждый элемент (в нашем случае - слово) выполняет ту или иную функцию» [5].

Выделение ключевого слова «ведет к догадке (гипотезе) о смысле определенного отрезка текста», т. е. выполняет функцию «точки контакта» потока речи - текста - с субъективной системой знаний

* Автор, ответственный за переписку

адресата (читателя). Ключевые слова, воспринимаемые индивидом, «направляют ход его мыслей, управляют ассоциативными образами, возникающими в индивидуальном сознании» [6]. Поэтому текст, подтекст, контекст, затекст и замысел всех произведений формируются на основании не только «истории и культуры народа» [7], но и системой интерпретации языковой личности.

Художественный текст отображает содержание человеческого бытия и показывает систему индивидуальной авторской картины мира. Художественный текст определяется как «истинный хранитель культуры» [8], т.е. создается художественная картина мира.

«Художественный текст функционирует в культуре в трех ипостасях:

1. как носитель и источник информации о мире, который определяется сквозь призму национальной культуры (текст - сгусток национальной культуры);

2. как носитель эстетической информации (текст -произведение искусства, т. е. факт национальной культуры);

3. как источник собственно языковой информации (текст - материал для исследования поведения языковых единиц, т. е. форма фиксации национальной культуры)» [9]. Национальная культура через процессы и

формы мышления создателя художественных произведений трансформируется в художественную картину мира, т.е. происходит концептуальное осмысление категорий культуры в речи.

Художественная картина мира занимает определенное место в системе речевых реализаций художественного концепта, который воспринимается как определенная форма сознания поэта или писателя, приобретающая свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражающая индивидуально-авторское понимание сущности предметов или явлений [10].

Художественные концепты по своей природе индивидуальны, личностны, размыты и психологически сложны; представляют собой комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающих на основе художественной ассоциативности [9]. Художественные концепты определенного произведения предстают как фиксированные варианты индивидуально-авторского концепта, который аккумулируется в смысловую конфигурацию концептосферы художественного произведения.

Изучение концептосферы текста является необходимым условием ее когнитивного и лингво-культурного моделирования, которое заключается в понимании механизмов сопряжения категорий языковой реальности с коррелирующими когнитивными категориями как следствием интерпретирующего освоения мира языковым сознанием автора.

Моделирование концептосферы - это схематическое представление номинативного поля языковых образований, вербализующих когнитивные структуры в составе концептосферы художественного произведения.

Посредством концептуального анализа была определена структура индивидуально-авторской концептосферы на материале повести, иерархия и взаимосвязь составляющих ее элементов. Все компоненты, формирующие концептосферу повести, семантически взаимосвязаны и концептуально значимы.

Модель индивидуально-авторской концепто-сферы можно представить как растущую семантическую сеть. Это пространственная структура. В качестве узлов модели выступают различные представления о мире (понятия, образы, концепты). Каждый узел представляет собой некоторое понятие, а линия - отношения между этими понятиями. В семантических сетях заложена иерархия понятий. Семантическая сеть есть набор элементов, представляющих понятия слов и словосочетаний, которые связаны между собой ассоциативными связями, также эта сеть является интегральным представлением смысла. В семантическую сеть включены не все слова текста, а лишь наиболее значимые, несущие основную смысловую нагрузку. Содержание анализируемых контекстов предстает в смысловом портрете. Модель является информационным феноменом, где указаны поток событий внешней среды, действующих на языковую личность, и поток событий от его внутреннего мира.

В процессе исследования повести М. Карима «Долгое-долгое детство» нами была создана двух-этапная методика лингвокогнитивного и лингво-культурологического моделирования, применение которой позволяет показать содержание концепто-сферы повести М. Карима.

Первый этап моделирования концептосферы повести.

1.1. Изучить текст повести, выделить основные идеи автора, которые в совокупности создают комплексную картину по исследуемой тематике.

1.2. Изучить структурный состав и семантику предложений в текстах повести.

1.3. Рассмотреть основные идеи и выявить значимые для исследования концепты.

1.4. Сгруппировать концепты по частотности их употребления в повести и акцентировать дальнейшее исследование на более частотных.

1.5. Выделить ключевое слово репрезентант повести.

1.6. Расположить концепты на основе связи с ключевым словом репрезентантом.

1.7. Смоделировать графически номинативное поле изучаемой концептосферы, расположив концепты по степени связи между собой и основным концептом произведения.

1.8. Выделить в структуре каждого концепта субконцепты, составить их перечень.

Второй этап моделирования концептосферы.

2.1. Установить когнитивную и лингвокуль-турную структуры (статичные, динамичные), в которых функционируют когнитивные и лингвокуль-турные образования изучаемой концептосферы.

2.2. Изучить план выражения и план содержания языковых и речевых структур, вербализующих выявленные когнитивные и лингвокультурные структуры.

2.3. Смоделировать когнитивную структуру.

2.4. Охарактеризовать полученную модель.

2.5. Сделать выводы о значимости полученной модели для объяснения авторского идиостиля.

Для повести М. Карима характерен ассоциативно-свободный принцип построения автобиографического текста, композиционные части его многомерны и по объему представленной в них информации, и по охвату времени. В основе повести «Долгое-долгое детство» - взаимодействие двух жанров: автобиографии и воспоминаний - и с их образными формулами.

Детство - является основным ключевым словом репрзентантом повести М. Карима «Долгое-долгое детство». Понятие детство прорастает сквозь все другие концепты, разветвляясь на множество подтем и сюжетов, придает повести свое особое раскрытие. Повесть наполнена детскими образами, воспоминаниями о первых жизненных впечатлениях, проникнута тонким наблюдением автора за внутренним миром ребенка - миром простым и одновременно сложным для восприятия взрослого человека.

Итак, при анализе текста определились ключевые темы, которым соответствуют ключевые концепты. Концепт «детство» выступает в тесной связи с концептами «любовь», «Старшая мать», «семья», «совесть», «счастье», «время», «добро и зло», «надежда и мечта», «жизнь и смерть», «война и мир». Рассматриваемые концепты, реализованные в повести М. Карима путем воспоминаний, взаимосвязаны и в своей совокупности отражают основные ориентиры писателя, его ценностные приоритеты, репрезентируют индивидуально-авторское осмысление ключевых тем произведения.

Рассмотрим некоторые исследуемые концепты повести и выделим их индивидуально-речевой и концептуальный уровень в языковой картине мира автора.

Ключевое слово репрезентант «детство» репрезентируется через дерево чудес, которое исполняет желания. Реализация его семантического радиуса способствует реальности описываемых событий, выраженной множественными лексическими единицами и структурами, глагольными конструкциями: тылсымлы, сэскэ атПан, сэскэне вПвп влгврэ алнац, ете твн, рухПа эйлэнэ-ец, ПолдарПы азат итэм, Пара сэстэремде йылдар -оро квлгэ эйлэндереп бвткэн заманда, сэскэ атасагына ышандым, ъшанасаПмын.

В следующем высказывании через описание характера Старшей матери раскрыт концепт «Старшая мать», выявлены ее наиболее значимые социально-психологические черты, которые исторически вырабатывались у нации под воздействием условий проживания, образа жизни, социально-экономического строя и др. Национальный образ жизни народа сформировал в ней доброжелательное отношение, сострадание, уважение к окружающим, стремление помочь в трудную минуту: Оло инэйем Талиптыц арПанынан ПаПты: Хафаланма, туганПайым, бурыслы булып ПалмаПныц, нинец Пурага ла берэй заман Пот керер эле.

Содержание концепта «семья» в обыденном сознании носителей башкирской этнокультуры обладает положительной эмотивно-оценочной коннотацией и метафоричностью, характеризуется возрастной дифференциацией. Лексема атай (отец) ассоциируется с хозяином дома, главой семьи, к которому нужно проявлять уважение, например: Мозайын, уП Пороноц тур башында ултырырга кунеккэн горур зат влкэнерэк дэрэжэле сит ПорПоц ишек твбвнэ твшвргэ телэмэгэндер. Был хаОта мин хэОер, уОем балалар ата-ы булгас, шулай уйлайым. Бер тапПыр эргэмэ атайым инеп сыПты. У л ми.э теклэп Оарап тор О о ла квр-внэ биреп Оуй □ ы:

- Ярай, ныгыраП булырныц... - тине, бвтэ йыуатыуы шул булды.

В следующем исследуемом контексте определен концепт «счастье» как понятие морального сознания, его понятийный потенциал обозначает состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения: Эммэ бындай уйынсаОлыО уга «бер семтем бэхет всвн анау саОлы газап йвктэре йвкмэп йврвгэн» кешегэ килешмэй ине. Гвльямал кисергэн бэхеттец сиге юО.

Концепт «мир» играет исключительно важную роль в жизни человека и общества. Автор, прошедший войну, показывает человеческую сплоченность, которая выражена глаголом множественного числа в I лице йэшэй башланыО и глаголом единственного числа в III лице тупланы: Яу Оырынан иОэн ОайтОандарыбыО, бала саОтагы кеуек яОынайып, уОмашыбыраО йэшэй башланыП. Улем менэн йэшэу аранындагы берОэн-бер куперОэн алып сыООан уртаО яОмыш беО Ое тагы берусаО эргэ-енэ тупланы.

Основным приемом актуализации содержания концепта «мечта» является концентрация смысла, для осуществления которой автор пользуется глаголами в будущем времени. Семантическая организация глаголов представляет собой образные связи, ассоциации, например: ... БеО ургэ, гел ургэ менэсэкбеО. Баш особоООа вОлвк-вО Ооштар

-айрап торасаО, алдыбыООа пырылдап аО кубэлэктэр осоп, беОгэ юл кур-этеп барасаО. БеООец Оыуанысты куреп, сэскэлэр баш эйэсэк, йыландар - ояларына, бурелэр вцдэренэ ОасасаО.

В следующем контексте отображается изменение поведения человека перед жизненными испытаниями, что в окружающих людях рождает надежду на лучшее. Отражен скрытый образ быстротечного мига, обладающий общими смысловыми компонентами, подчеркивается течение времени и линейное развитие истории отдельного человека. Ядро концепта «надежда», выраженное лексической единицей вмвт, раскрывается периферией данного концепта, выраженной фразеологической единицей эскэ йылы инеп китте: Ьин белмэ-эц, мин белэм. Хвквм сы О О ан. Фарман юлда. Сэгэтен генэ квтэм. - Оло-о - кесе-е Оаршы-ында гел инсаф-лы, кундэм, йыуаш Талиптыц эжэле алдында ошо-лай О ыр О ыу, О ыры О -вйлэшеуе гэжэберэк тойо-лодо. Шул уО ваОытта эскэ йылы инеп китте. Былай йоОроО твйнэп, мвртэттэн -алдырып, дин э-елен рисуай иткэн ирОэн вмвт вПвргэ иртэрэк эле. Кврсвккэ килеп терэлмэгэн эле был.

Человек формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной, эстетической и культурной деятельности, т.е. формирование внутренних структур человеческой психики происходит путем усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, что раскрывается в исторически сложившихся семейных отношениях. При анализе следующего примера стоит задуматься над умением родственников поддерживать оставшегося в беде родственника. Глаголы ташламабыО, мэхрум итмэбеО, помимо базовых значений по словарю, имеющих сему не оставим, в качестве фразовых глаголов употребляются с лексическими единицами иОэн--ау саОта, ярОамдан, что трансформирует значение этой конструкции в сему помощь. Соотнесение их с событиями и образами героев позволяет повысить уровень языковой зоркости и аналитического мышления:

— ИОэн--ау саОта ташламабыО, балдыО. Оулдан килгэн ярОамдан мэхрум итмэбеО баларыцды. Хэсрэтецде ецелэйтерлек бутэн -уО таба алмайым - упкэлэмэ. Эйткэн вэгэОэм - иман. Ьин мине белэ-ец, балдыО.

Автор философски осмысливает категорию времени и наделяет ее определенными смыслами и коннотациями. Семантика лексем называет фазу космологического цикла, который много раз реализуется в природе и жизни человека. Например: Оояш сыгыуга, беООец ОапОа твбвндэ мэхшэр Оайнай ине; Бына шулай, купме ташОындар, эйлэнмэлэр, вйврмэлэр утеп, АОйондоО уОенец ярына килеп сыОты; БеО Оайтып ингэндэ, ныгытып Оарацгы твшкэйне. АОна утте, ай утте. Тургай менэн ала Оарганан башОа Оош Оалманы ауылда, йунлерэктэре йылы яООа ыцгайланы.

Процесс воспоминания определяется, с одной стороны, как взгляд в прошлое, с другой - как воссоздание прошлого жизненного опыта путем воспоминания и познания в нем тайны внутреннего мира человека. Совмещение воспоминаний и представлений, возникающих в настоящем повествователя, определяет семантическую сложность изучаемых концептов повести и уникальность его образов.

Совмещение временных пространств определяет многомерность глагольных времен, в автобиографическом повествовании Мустая Карима членение временного континуума носит субъективный характер и связано с воспоминаниями, сменяющими друг друга в определенной последовательности. Автор, анализируя события, раскрывает и моделирует связь прошлого и настоящего, хранящихся в памяти, но не утрачивающих своей реальности. Текст строится на взаимопереходах - от форм прошедшего времени к формам настоящего, при этом значение последних усложняется, а функции обогащаются. Своеобразие повести Мустая Карима определяется тем, что его персонажи даны в разных ипостасях, связаны с разными пространственно-временными измерениями. Поразительное лексическое богатство определяет сложность и многомерность художественных образов. Смысловую плотность текста раскрывают совмещение разных пространственных и временных планов, нелинейность которых обусловливается ассоциативностью повествования, мозаичностью композиции, которая проявляется в умении автора представить «я-образ» в прошлом и настоящем.

Изучение взаимосвязи и взаимообусловленности типов концептов и реализующих их языковых структур в концептосфере художественного произведения позволило определить модель языкового мира автора, отражающую сущность языковой личности на стыке культуры, которая иллюстрирует взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов содержательного и формального уровней вербализованного сегмента концептосферы, что создало предпосылки для моделирования концептосферы.

Посредством концептуального анализа были выявлены структура индивидуально-авторской концеп-тосферы на материале повести, иерархия и взаимосвязь составляющих ее элементов. Все компоненты, формирующие концептосферу повести, семантически взаимосвязаны и концептуально значимы.

Анализ семантических структур лексем-репрезентантов доминантных концептуальных оппозиций, а также контекстов их употребления в повести позволил заключить, что все морально-этические смыслы прочно ассоциировались друг с другом в сознании автора.

Указанные приемы позволяют получить богатый языковой материал, который представляет собой набор когнитивных признаков, исследуемых концептов, дают возможность построить семанти-

ческую структуру слова, служат ценным материалом для изучения лексических эквивалентов семантических полей и вскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов. Информационное содержание концептов сходно со словарной дефиницией ключевого слова концепта, в него входят паремиологический, фразеологический материалы, социально-культурное содержание лексических единиц.

Следует заметить, что моделирование концеп-тосферы повести - это модель осознаваемой понятийной системы автора, переведенная в семантическую систему. Как справедливо отмечают З. Д. Попова, И. А. Стернин, «концепт - явление сознания, и исследователь в любом случае моделирует концепт по косвенным признакам его проявления. Любая модель концепта - это лишь исследовательская модель» [11]. Таким образом, полученные результаты в своей совокупности помогают составить представление о том, какие смыслы лежат за исследуемым концептом в художественном тексте для языковой личности.

Объединенные признаки имеют показатель яркости, который позволяет непротиворечиво расположить их в итоговой полевой модели концепто-сферы.

Таким образом, можно констатировать, что модель концептосферы повести М. Карима «Долгое-долгое детство» воплотила приемы построения текста автобиографического произведения, которые

обусловливаются семантической множественностью, где делается акцент на временной дистанции, разделяющей его прошлое и настоящее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслова В. А. Введение в когнивную лингвистику: учебное пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008. 296 с.

2. Лихачев Д. С. Русская словесность // От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.

3. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2009. 176 с.

4. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб.: изд-во СпбГУ, 1997. С. 264.

5. Чурилина Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М., 2006. 239 с.

6. Чурилина Л. Н. Лексическая структура художественного текста (коммуникативный и антропоцентрический аспекты): учебное пособие. Магнитогорск, 2000. 102 с.

7. Верещагин Е. М., Костоморов В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Под ред. и послесл. академика Ю. С. Степанова. М.: Индрик, 2005. 1040 с.

8. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.

9. Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004. 256 с.

10. Бельчиков Ю. А. Языковая личность в контексте духовной культуры России на рубеже XIX-XX вв. // Вестник МГУ Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2. С. 179-183.

11. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.

Поступила в редакцию 05.02.2014 г.

ISSN 1998-4812

BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №1

163

INDIVIDUAL AUTHOR'S CONCEPT SPHERE MODEL (BASED ON STORY "THE LONG-LONG CHILDHOOD" BY M. KARIM)

© L. H. Samsitova*, G. R. Izhbaeva

Bashkir State Pedagogical University by M. Akmullah 3a Octyabrskoy Revolutsii St., 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone.: + 7 (34 7) 273 1 7 40.

E-mail: luiza_sam@mail.ru

An attempt is made to identify, analyze and organize concept sphere of story "The long-long childhood" by M. Karim. To achieve this goal and to meet defined objectives, the comprehensive approach to the study of the structure of the novel concept sphere and the method of cognitive and linguocultural modeling were used. Considerable part of the work is devoted to the analysis of lexical items and semantic factors contributing to the formation of concept sphere story. Artistic text is described in terms of a functional system determined by its relationship with the cognitive structure and culture of the people. The text is used to determine the keyword, which plays a major role in the accumulation of the national idea. National idea in a literary text, through the prism of the author's attitude and artistic vision of the world, transformed into a picture of the world. Artistic picture of the world is a system of artistic concepts that represents on the basis of artistic associativity reflected author's individuality through the complex concepts, ideas, feelings and emotions. System of concepts forms the concept sphere, which is the basis for creating a model for cognitive and linguocultural background analysis. The study has formed the cognitive and linguocultural technique for novel concept sphere modeling. Modeling of concept sphere is a schematic representation of a semantic network of the story. For the novel of M. Karim associative-free principle of construction of autobiographical text is typical. In the analysis of the text, key themes corresponding to the key concepts were defined. Concept of "childhood" stands in close connection with the concept of "love", "elder mother", "family", "conscience", "happiness", "time", "good and evil", "hope and dream", "life and death", "war and peace". Covered concepts implemented in the story by M. Karim memories are interrelated and collectively reflect the beliefs of the writer, his system of values. It can be stated that the model of story "The long-long childhood" by M. Karim embodies the essence of "self-image" of the author which is defined by the semantic multiplicity with a stress made on the distance separating the past and present.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: concept sphere, cognitive linguistics, cultural linguistics, literary text, concept, modeling.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Maslova V. A. Vvedenie v kognivnuyu lingvistiku: uchebnoe posobie [Introduction to Cognitive Linguistics: Textbook]. 4-e izd. Moscow: Flinta: Nauka, 2008.

2. Likhachev D. S. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta: Antologiya. Ed. V. P. Neroznak. Moscow: Academia, 1997. Pp. 267-279.

3. Prokhorov Yu. E. V poiskakh kontsepta [In Search for Concept]. Moscow: Flinta: Nauka, 2009.

4. Potsepnya D. M. Obraz mira v slove pisatelya [Image of the World in the Word of Writer]. Saint Petersburg: izd-vo SpbGU, 1997. Pp. 264.

5. Churilina L. N. "Yazykovaya lichnost'" v khudozhestvennom tekste ["Linguistic Personality" in a Literary Text]. Moscow, 2006.

6. Churilina L. N. Leksicheskaya struktura khudozhestvennogo teksta (kommunikativnyi i antropotsentricheskii aspekty): uchebnoe posobie [Lexical Structure of a Literary Text (Communicative and Anthropocentric Aspects): Textbook]. Magnitogorsk, 2000.

7. Vereshchagin E. Moscow, Kostomorov V. G. Yazyk i kul'tura. Tri lingvostranovedcheskie kontseptsii: leksicheskogo fona, reche-povedencheskikh taktik i sapientemy. Ed. Yu. S. Stepanov. Moscow: Indrik, 2005.

8. Maslova V. A. Lingvokul'turologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Cultural Linguistics: Textbook for High School Students]. Moscow: Akademiya, 2001.

9. Maslova V. A. Poet i kul'tura: kontseptosfera Mariny Tsvetaevoi: uchebnoe posobie [Poet and Culture: Concept Sphere of Marina Tsvetaeva: Textbook]. Moscow: Flinta: Nauka, 2004.

10. Bel'chikov Yu. A. Vestnik MGU. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2003. No. 2. Pp. 179-183.

11. Popova Z. D., Sternin I. A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics]. AST: Vostok - Zapad, 2007.

Received 05.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.