Г.М. Гимашева ORCIDiD: 0000-0002-1630-3650
Башкирский государственный университет, г. уфа, Республика Башкортостан, Россия
УДК 811.512.161.
лингвокультурный анализ концептов
"ОТЕЦ" ("АТА") И "СЫН" ("УЛ") В СОВРЕМЕННОМ БАШКИРСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ (на материале произведения "Салават" Мустая Карима) DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-62-67
Статья посвящена исследованию башкирской лингвокультурологии, которая как новое направление когнитивной лингвистики считается синтезом формирования национального языка и культуры. Именно языковая картина мира в языкознании рассматривает их как духовно-нравственные ценности отдельного народа. В лингвистике ХХ века язык не только единица общения, но и ключ познания культуры каждой нации, инструмент создания культуры, элемент сохранения и передачи из поколения в поколение. Язык развивается наряду с культурой, отразив культурные ценности народа. Такая идея заложена в лингвокультурологии с момента ее формирования. Культурология, в частности, изучает знания в области наук, относящиеся к природе, обществу, истории, искусству и т.д.; знание языка - это и есть отражение языка в разнообразных моделях мировоззрения, сознания определенного народа. Таким образом, целью исследования является лингвокультурный анализ концептов "Отец" ("Ата") и "Сын" ("Ул") в современном башкирском языкознании на материале произведения "Салават" Мустая Карима. На основе анализа можно определить языковую национальную картину мира башкирского народа. Концепт как общекультурный компонент способствует выявлению культурологических языковых средств и лексем башкирской лингвокультурологии. Научная новизна определяется тем, что в башкирском языкознании картина концептуальных значений,определяющая концептосферу башкирского языка, все ещё не сформирована. В этом направлении лингвокультурология и когнитивная лексика в процессе формирования и развития.
Ключевые слова: башкирское языкознание, концепт, семантика, культура, язык, лингвистика, лексема.
введение. При изучении данной тематики следует проанализировать вопросы лингвокультурологии. Итак, лингвокультурология как наука в языковой картине мира изучает отражение культурных понятий на основе национального самосознания, духовно-нравственных ценностей, передаваемых с помощью родного языка. Так как национальные особенности каждого народа выражаются в языковой картине мира, в линвистике особое внимание уделяется семантике отдельных слов и определению культурологического компонента лексем в художественных произведениях.
В современной лингвистике и лингвокультурологии и "языковая картина мира, и концептуальный анализ" являются одними из актуальных направлений исследования текстов фольклора и литературы. Устное народное творчество и современная художественная литература содержат образ восприятия мира духовных ценностей нации, поэтому в процессе определения семантики и концепта слов создается система ценностей народной культуры.
Культурные, ментальные, экономические, философские, религиозные идеи башкирского народа основывались именно на этих источниках и, из поколения в поколение непрерывно передаваясь, сохранились до нашего времени. В итоге формировались башкирские ментальные понятия, характерные только для одной нации, народности, прославленные своей историей и бытом [13, с. 45].
В данной статье рассматривается национальная языковая картина мира в башкирском языкознании. Лингвокультурология башкирского народа отражается в исторических, общественно-политических событиях, и в памяти народа появляются такие святые ценности, как "мать" ("эсэ"), "отец" ("ата"), "родина" ("тыуган ил"), "любовь" ("мехэббэт") и т.д. Славное имя достойного сына башкирского народа Салавата Юлаева (пример смелости, храбрости, мужества) систематизируется в один концепт "Семья". Поэт, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов XVIII века, легендарный герой Салават ставит семейные и духовные ценности на первое место. В произведении описываются события Крестьянской войны, сражения, Салават, реальные личности - его отец Юлай, друзья Канзафар Усаев, Баиш, возлюбленная Гульназира, Екатерина II.
обзор литературы. теоретико-методологические положения. В современном языкознании языковая картина мира обогащается многолетним опытом языковедов. Проблемы развития и исследования в башкирской лингвокультурологии были зафиксированы такими известными лингвистами,
г.м. ГИМАШЕВА
как М.В. Зайнуллин, Л.Х. Саяхова, Г.Х. Бухарова, Р.Р. Замалетдинов, Л.М. Самситова, Р.Р. Саньярова, З.А. Рахматуллина, Г.Р. Ижбаева, А.Г. Сагитова, Л.М. Зайнуллина, Ф.Б. Саньяров и т.д., и ими проанализированы вопросы концептуализации и языковой картины мира в научных трудах.
Проблемы, связанные с изучением художественного текста на примере концепта и языковой картины мира, исследованы в башкирском языкознании с лингвистами Р.Р. Янмурзиной "Языковая картина мира в трилогии З. Биишевой "К свету", З.А. Рахматуллиной "Башкирская языковая картина мира в произведениях Х. Давлетшиной", Г.Г. Кульсариной и Л.М. Салимовой "Языковая картина мира башкирского и русского народов", Л.Х. Самситовой "Национальная специфика культурных концептов в башкирской языковой картине мира (на материале романа Т. Гариповой «Буренушка»)", Г.Р. Ижбаевой "Концептосфера повести М. Карима «Долгое-долгое детство»"и т.д. В этих трудах проблематика языковой личности, языковых особенностей тесно рассматриваются в языковой картине мира, затрагивающей культуру и фольклор. В последние годы в результате антропоцентрической парадигмы языкознания (семантический и функциональный синтаксис, язык коммуникативных услуг, этнопсихолингвисти-ка, связанные с национальной языковой картины) языковая картина писателей обогащается изучаемым материалом художественного текста.
Методы исследования. В современной лингвистике система "язык - культура - личность" анализируется в разных направлениях.Основные методы исследования: концептуальный анализ, метод интепретации, метод категоризации, метод компонентного анализа. Наиболее распространенный метод - это опыт языковой картины мира с помощью единичных концептов изучаемого языка. Известный лингвист Л.В. Щерба предложил подобную идею, общепринятую в когнитивной лингвистике: «Мир, который нам дан в нашем непосредственном опыте, оставаясь везде одним и тем же, постигается различным образом в различных языках, даже в тех, на которых говорят народы, представляющие собой единство с точки зрения культуры.. .Более того, известно, что слова разных языков, даже для более или менее тождественных понятий, часто бывают различны по своим вторичным ассоциациям.. .Даже самые простые слова могут, обозначая один и тот же предмет, быть различными только потому, что они принадлежат к разным языкам, один из которых менее привычен, чем другой» [12, с. 69].
Дискуссия и результаты. Лингвокультурный анализ концептов "Отец" ("Ата") и "Сын" ("Ул") в современном башкирском языкознании (на материале произведения "Салават" Мустая Карима) показывает, что неотъемлем в отличие от национально-специфических ментальных проблем. Концепт "Сын" ("Ул") в ходе событий близок к чувствам отца Юлая Азналина по отношению сына - это и есть понятия гордости, опасений, веры. Характеризуются лексемы как "светлое будущее" ("якты килэсэк"), "наследие" ("аманат"). В языковой картине мира башкирского народа связь между сыном и отцом, смена поколений, борьба за свободу закреплены в общую идею, поэтому концепт "Сын" ("Ул") является истоком семейной ценности. Салават Юлаев в возрасте 24 лет, потерпев поражение, со своим отцом и соратниками попадают в плен и в 1774 году были отправлены на пожизненную каторгу в Рогервикна Балтийском море (ныне эстонский город Палдиски). До последних дней жизни Салават был вместе с отцом. Концепт "Сын" ("Ул") обозначается лексемами "кынмар рух" ("неподимый дух"), "кешелеклелек" ("человечность"), "аманатка тогро калыу" ("верность к наследию"). Примеры:
- Юлай. Выждан газабынды белэм, улым. - Юлай. Яуза, дауза, сыуак ак кендэрзэ h™ бетэбеззэн дэ ертен, елкэн инен. "Кара тендэрзэ лэ шулай булып кал. Рух ныклыгын без эле лэ кинэн кетэбез, кинэ таянабыз;
- Салауат. Максатыбыз, был тиклем ук корбандарИыз хакына торорлокмо Иун, атай? - Юлай. БыныИы-на без яуап бирэ алмайбыз. - Салауат. Э кем яуап бирер? - Юлай. Был тупракка беззэн Иун килгэндэр. -Салауат. Ул яуапты без Ьун нисек белербез? - Юлай. Уны без бер вакытта ла белмэйэсэкбез, улым.;
- Салауат (ашыгып Пугачев алдына бара.) Мин Салауат - Юлай улы булам.; - Салауат (кылыс тоткан кулын кутэрэ). Эсирзэргэ теймэркэ! hyzb^maH hy^f э$эм йэберлэу - хурлык! - Укап. Без элэккэс, хурлыгын-мурлыгын карап тормартар ине эле, тоторзар за колакты кыркырзар ине. - Салауат. Без бит улар тугел - без, Укап дур.
Отец Салавата Юлаева Юлай Азналин был старшиной улуса Шайтан-Кудай и участником многих сражений, поэтому всегда являлся идеальным отцом для сына. Во время Крестьянской войны отец давал ему советы. Салават в плену заступился за отца, перенес жестокое наказание. Концепт "Отец" ("Атай") на основе лексем "глава семьи" ("баш, йэгни гаилэ башлыгы"), "опора семьи" ("гаилэ тоткакы", "гаилэ терэге"), "защитник семьи" ("гаилэ ИаксыЛы"), "идеал, пример для детей" ("балалары есен елге
булырльгк") создает образ не только в семье, но и на родной земле. Именно образ Юлая Азналина помогает раскрыть концепт "Отец" ("Ата") в трагедии "Салават" Мустая Карима. Примеры:
- Салауат. Атай! KYn FYмер?эр кYрешмэнек бит... газабынды кай?ан белэhец hин? - Юлай. Мин бит атай. Бар уй^арым Шндэ. - Салауат. Шиктэремде тарат, атай! - Юлай. Ке?рэтемдэн килмэй, улым. - Салауат. Ни эшлэп? Ьин бит атай. Ьин бит минец атай! - Юлай. Сэскэ. Яны гына тыуган куксэскэ...;
- Укап. Ысынлап, сэскэ... KYпме FYмер Yлэн кыягы ла кургэн юк ине. Кай?ан килде икэн был сабый! Нинэ килде икэн? - Кэнзэфэр. Нинэ булйын? Бе?гэ насип тYгел тормош йэмен хэтерлэтеп, йерэктэргэ эрнеY Ьалыу есен килтергэндэр уны яман рухтар. - Юлай. Юк, Кэнзэфэр, хо?ай рэхмэте был. Ташта сэскэ у^э икэн, тимэк, вмвт бар эле.; Юлай сэскэгэ баш кага...
Мустай Карим в своих произведениях остро описывает исторические события. В башкирской языковой картине мира исторические события помогают исследовать концепт "Семья" ('Таилэ"). Из поколения в поколение "семейные" ценности сохраняются, несмотря на перевороты, их влияние усиливается. Концепты "Отец" ("Ата") и "Сын" ("Ул") раскрываются отчетливо в образах Салавата Юлаева и Юлая Азналина.
Результаты. В результате исследований стоит отметить, что в башкирском языкознании изучение национальной картины мира рассматривается в основном в лингвокультурологическом аспекте. Это естественно, потому что связано с проблемами сохранения культуры и языка малочисленных народов. В настоящее время в русском, тюркском и башкирском языкознаниилингвокультурология как наука на теоретической и методологической основах антропоцентрической парадигмы актуальна, так как возрастает интерес к исследованию языка и культуры.
Библиографический список
1. Бижева З.Х. Язык и культура. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2000. С.46.
2. ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. 416 с.
3. Вишнякова О.Д. Язык и концептуальное пространство. На материале английского языка. М.: Макс Пресс, 2002. 377 с.
4. Воробьев В.В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд-во Российск. ун-та дружбы народов, 1997. 477 с.
5. Зусман В.Г. Концепт в лингвокультурологическом аспекте. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. Н. Новгород: Деком, 2001. 314 с.
6. Ижбаева Г.Р. Концептосфера повести М. Карима «Долгое-долгое детство»: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2014. 209 с.
7. Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. Самара: Изд-во СГУ, 1998. 204 с.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
9. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. М., 2005. 209 с.
10. Пименова М.В. Языковая картина мира. Кемерово: Изд-во КемГУ, 2011. 113 с.
11. Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета. М.: Флинта: Наука, 2010. 328 с.
12. Самситова Л.Х. Национальная специфика культурных концептов в башкирской языковой картине мира (на материале романа Т. Гариповой «Буренушка») // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23). С. 86-91.
13. Саньяров Ф.Б. Эмоциональный концепт "душа" в русской и башкирской лингвокультурологии // Языковые и культурные контакты народов РБ в условиях двуязычия. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 385-388.
14. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. 427 с.
15. Янмурзина Р.Р. Башкирская языковая картина мира в трилогии ЗайнабБиишевой "К свету". Уфа: Гилем, 2015. 144 с.
16. Янмурзина Р.Р. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология: черты и различия // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19, №1. С. 132-135.
17. Alkhatib M., Shaalan K. Natural language processing for Arabic metaphors: A conceptual approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2017. №533. Pp. 170-181.
18. Avraham O., Goldberg Y. The interplay of semantics and morphology in word embeddings // 15th Conference of the European Chapter of the Association for Computational Linguistics Eacl 2017 Proceedings of Conference. 2017. № 2. Pp. 422-426.
Г.М. ГИМАШЕВА
19. Brooks, M.D. "She doesn't have the basic understanding of a language": Using spelling research to challenge deficit conceptualizations of adolescent bilinguals // Journal of Literacy Research. 2017. № 49(3). Pp. 342-370.
20. Croft William, Cruse Alan D. Cognitive Linguistics. New York: Cambridge University Press, 2004. 374 p.
21. Harder Peter. Functional Semantics: A Theory of Meaning, Structure and Tense in English. Mouton de Gruyter, 1996. № XIV. 586 p.
22. Marmaridou Sophia S.A. Pragmatic Meaning and Cognition. Amsterdam - Philadelphia: J. Benjamins Publishing, 2000.
23. Sun S., Luo C., Chen J. A review of natural language processing techniques for opinion mining systems // Information Fusion. 2017. № 36. Pp. 10-25.
24. Syn W.T.W., How B.C., Ibrahim D.H.A. A sentence similarity measure based on conceptual elements // Journal of Telecommunication Electronic and Computer Engineering. 2017. № 9 (3-11). Pp. 73-77.
25. Tulloch S., Kusugak A., Chenier C., (...), Uluqsi G., Walton F. Transformational bilingual learning: Re-engaging marginalized learners through language, culture, community, and identity // Canadian Modern Language Review. 2017. № 73(4). Pp. 438-462.
Гимашева Гульдания Миннигалиевна, аспирант кафедры востоковедения и башкирского языкознания, Башкирскийгосударственныйуниверситет, Республика Башкортостан, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32;e-mail: [email protected].
Для цитирования: Гимашева Г.М. Лингвокультурный анализ концептов "Отец" ("Ата") и "Сын" ("Ул") в современном башкирском языкознании (на материале произведения "Салават" Мустая Карима) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №4 (32). С. 62-67. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-62-67.
THELINGUOCULTURALANALYSISOFCONCEPTS "FATHER" ("ATAM") AND "SON" ("W) IN MODERN BASHKIR LINGUISTICS (On Material of the Literary Work "Salavat" of Mustay Karim) DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-62-67
Guldaniia M. Gimasheva
Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia
The article is devoted to the research of the Bashkir cultural linguistics, which as the new direction of cognitive linguistics is considered synthesis of formation of national language and culture. The language picture of the world in linguistics considers them as spiritual and moral values of the separate nation. In the linguistics of XX century the language not only unit of communication, but also a key of knowledge of culture of each nation, the instrument of creation of culture, an element ofpreservation and transfer from generation to generation. The language develops along with culture, having reflected cultural values of the nation. Such idea is put in cultural linguistics from the moment of its formation. The cultural science, in particular, studies knowledge in the field of sciences relating the nature, society, history, art, etc.; knowledge of language is reflection of language in various models of outlook, consciousness of certain nation. Thus, the objective of research is the linguocultural analysis of concepts "Father" («Ama») and "Son" ("Yn") in modern Bashkir linguistics on material of the literary work "Salavat" of Mustay Karim. On the basis of the analysis it is possible to define the language national picture of the world of the Bashkir nation. The concept as common cultural component helps to reveal culturolog-ical language means and lexemes of the Bashkir cultural linguistics. The scientific novelty is defined by the fact that in the Bashkir linguistics the picture of conceptual values is still not created defining sphere of concepts of Bashkir language. In this direction cultural linguistics and cognitive lexicon in the course of formation and development.
Key words: Bashkir linguistics, concept, semantics, culture, language, linguistics, lexeme.
References
1. Bizheva Z.H. Yazykikul'tura [Language and culture], Nalchik: Kab.-Balk. un-t, 2000, 46 p.
2. Vezhbickaya A. Yazyk. Kul'tura. Poznanie [Language. Culture. Knowledge], Moscow: Russkie slovari, 1996, 416 p.
3. Vishnyakova O.D. Yazyk i konceptual'noe prostranstvo [Language and conceptual space], Na materiale anglijskogo yazyka [On the material of the English language], Moscow: Maks Press, 2002, 377 p.
4. Vorob'ev V.V Lingvokul'turologiya: Teoriyaimetody [Lingvokulturologiya's sparrows: Theory and methods], Moscow: Izd-voRossijsk. un-ta druzhbynarodov, 1997, 477 p.
5. Zusman V.G. Koncept v lingvokul'turologicheskom aspekte [A concept in linguoculturological aspect], Mezhkul'turnaya kommunikaciya: uchebnoe posobie [Cross-cultural communication: Manual], N. Novgorod: Dekom, 2001, 314 p.
6. Izhbaeva G.R. Konceptosfera povesti M. Karima "Dolgoe-dolgoedetstvo" [Sphere of concepts of the story of M. Karim "The long-long childhood"]: dis. ... kand. filol. nauk [Thesis...cand...philol. scienses], Ufa, 2014, 209 p.
7. Ilyuhina N.A. Obraz v leksiko-semanticheskom aspekte [Image in lexical-semantic aspect], Samara: Izd-vo SGU, 1998, 204 p.
8. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse], Volgograd: Peremena, 2002, 477 p.
9. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive linguistics], Moscow, 2005, 209 p.
10. Pimenova M.V. Yazykovaya kartina mira [Language picture of the world], Kemerovo: Izd-vo KemGU, 2011, 113 p.
11. Radbil' T.B. Osnovy izucheniya yazykovogo mentaliteta [Bases of studying of language mentality], Moscow: Flinta: Nauka, 2010, 328 p.
12. Samsitova L.H. Nacional'naya specifika kul'turnyh konceptov v bashkirskoj yazykovoj kartine mira (na materiale romana T. Garipovoj "Burenushka") [National specifics of cultural concepts in the Bashkir language picture of the world (on material of the novel of T. Garipova "Burenushk")], The world of science, culture, knowledge, 2010, no 4 (23), pp. 86-91.
13. San'yarov F.B. Ehmocional'nyjkoncept "dusha" v russkoj i bashkirskoj lingvokul'turologii [Emotional concept of "shower" in the Russian and Bashkir cultural linguistics], Yazykovye ikul'turnye kontakty naro-dov RB v usloviyah dvuyazychiya [Language and cultural contacts of the people of RB in the conditions of bilingualism: materials of int. conference], Ufa: RIC BashGU, 2007, pp. 385-388.
14. Shcherba L.V Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel'nost' [Language system and speech activity], Leningrad, 1974, 427 p.
15. Yanmurzina R.R. Bashkirskaya yazykovaya kartina mira v trilogii Zajnab Biishevoj "K svetu" [Bashkir language picture of the world in the trilogy by Zaynab Biisheva "To light"], Ufa: Gilem, 2015, 144 p.
16. Yanmurzina R.R. Kognitivnaya lingvistika i lingvokul'turologiya: cherty i razlichiya [Cognitive linguistics and cultural linguistics: lines and distinctions], Bulletin of the Bashkir university, 2014, t.19, no 1, pp. 132-135.
17. Alkhatib M., Shaalan K. Natural language processing for Arabic metaphors: A conceptual approach, Advances in Intelligent Systems and Computing, 2017, no 533, pp. 170-181.
18. Avraham O., Goldberg Y. The interplay of semantics and morphology in word embeddings, 15th Conference of the European Chapter of the Association for Computational Linguistics Eacl 2017 Proceedings of Conference, 2017, no 2, pp. 422-426.
19. Brooks M.D. "She doesn't have the basic understanding of a language": Using spelling research to challenge deficit conceptualizations of adolescent bilinguals, Journal of Literacy Research, 2017, no 49(3), pp. 342-370.
20. Croft William, Cruse Alan D. Cognitive Linguistics, New York: Cambridge University Press, 2004, 374 p.
21. Harder Peter. Functional Semantics: A Theory of Meaning, Structure and Tense in English. Mouton de Gruyter, 1996, XIV, 586 p.
22. Marmaridou Sophia S.A. Pragmatic Meaning and Cognition, Amsterdam - Philadelphia: J. Benjamins Publishing, 2000.
23. Sun S., Luo C., Chen J. A review of natural language processing techniques for opinion mining systems, Information Fusion, 2017, no 36, pp. 10-25.
24. Syn W.T.W., How B.C., Ibrahim D.H.A. A sentence similarity measure based on conceptual elements, Journal of Telecommunication Electronic and Computer Engineering, 2017, no 9 (3-11), pp. 73-77.
r.M. rUMAWEBA
25. Tulloch S., Kusugak A., Chenier C., (...), Uluqsi G., Walton F. Transformational bilingual learning: Re-engaging marginalized learners through language, culture, community, and identity, Canadian Modern Language Review, 2017, no 73(4), pp. 438-462.
Guldaniia Minnigaliyevna Gimasheva, post graduate student of Oriental studies and Bashkir linguistics department, Bashkir State University, 32, ZakiValidi Street, 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia; e-mail: [email protected]/
For citation: Gimasheva G.M. (2018).The linguocultural analysis of concepts "Father" ("ATaft") and "Son" ("yji") in modern Bashkir linguistics (on material of the literary work "Salavat" of Mustay Karim). Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 4 (32), pp. 62-67 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-62-67.