Научная статья на тему 'Модель и содержание этапов развития Нижегородского авиастроительного кластера'

Модель и содержание этапов развития Нижегородского авиастроительного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЯДРО / ПОКАЗАТЕЛЬ / МОДЕЛЬ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / NIZHNY NOVGOROD AIRCRAFT-BUILDING CLUSTER / CORE / INDICATOR / MODEL / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исупов Андрей Михайлович

Предложена модель Нижегородского авиастроительного кластера с ядром в виде Открытого акционерного общества «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», а также разработано содержание основных этапов его развития. Подход к данным этапам отличается более ранним началом диверсификации производства, а также наличием дополнительного этапа, характеризующегося выходом на траекторию устойчивого развития территории базирования кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL AND THE CONTENT OF NIZHNY NOVGOROD AIRCRAFT-BUILDING CLUSTER

The model of Nizhny Novgorod aircraft-building cluster with the core of Joint Stock Company “Nizhny Novgorod aircraft building plant Sokol ” is proposed, and also the content of the basic stages of its development is elaborated. The approach to these stages is more attention to earlier beginning of production’s diversification, and presence of the additional stage characterizing by the output on a sustainable development trajectory of the cluster’s deployment territory.

Текст научной работы на тему «Модель и содержание этапов развития Нижегородского авиастроительного кластера»

УДК 338.4

МОДЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

А.М. Исупов

Предложена модель Нижегородского авиастроительного кластера с ядром в виде Открытого акционерного общества «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», а также разработано содержание основных этапов его развития. Подход к данным этапам отличается более ранним началом диверсификации производства, а также наличием дополнительного этапа, характеризующегося выходом на траекторию устойчивого развития территории базирования кластера.

Ключевые слова: Нижегородский авиастроительный кластер, ядро, показатель, модель, этапы развития.

Работа по институциализации Нижегородского авиастроительного кластера началась в сентябре 2012 г., когда между Правительством Нижегородской области, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «НАЗ «Сокол» было подписано соглашение о намерениях по созданию авиационного кластера на территории региона. Современный уровень связей между предприятиями и организациями авиастроения данной территории позволяет сделать вывод о наличии фактически сложившегося, хотя и не структурированного, кластера.

Нижегородская область - место расположения базовой площадки кластера - является одной из наиболее благоприятных для инвестирования территорий Российской Федерации. Выгодное экономико-географическое расположение, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, развитой инфраструктуры, высокого кредитного рейтинга положительно характеризует территорию.

В частности, рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Нижегородской области рейтинг инвестиционной привлекательности «2В»: средний потенциал - умеренный риск» [1]. В апреле 2012 г. рейтинговое агентство «Фитч Рейтингс» (США) повысило прогноз по долгосрочным рейтингам Нижегородской области с «В+» на «BB-», который в сентябре 2013 г. был подтвержден [2]. Согласно рейтингу журнала «Форбс» (США), Нижегородская область занимает шестое место по стране в категории «Лучшие регионы для бизнеса», по инфраструктуре и социальному климату - второе, по деловому климату - пятое [3]. По информации Правительства области, Нижегородская область занимает четвертое место в Российской Федерации по инновационному потенциалу (после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) [4].

По информации Росстата, за 2012 год уровень безработицы, рассчитываемой по методологии Международной организации труда, в Нижегородской области составил 5,4%, т. е. ниже, чем в целом по Российской Федерации (5,5%) [5]. Численность экономически активного населения за 2012 год 1817 тыс. чел., что составляет 55,2% от общей численности населения области. Это выше, чем в ПФО (52,8%) и в целом по РФ (52,7%) [6, с. 78, 116]. Соответственно, Нижегородская область обладает высоким кадровым потенциалом.

В 2011 г. в объеме отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, по обрабатывающим производствам область занимает седьмое место в России, в федеральном округе - первое, что свидетельствует о сравнительно высоком уровне базовой материально-технической и производственной инфраструктуры [7, с. 401].

В целом предлагаемая модель Нижегородского авиастроительного кластера соответствует модели авиастроительного кластера, представленной в работе «К вопросу о сущности и структуре авиастроительных кластеров» [8, с. 27 - 27].

Нижегородский авиастроительный кластер включает следующих основных участников, являющихся производственными организациями: Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (ОАО «НАЗ «Сокол») (ядро кластера), Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова открытое акционерное общество (ОАО «ГЗАС»), Нижегородское открытое акционерное общество «Гидро-маш» (НОАО «Гидромаш») - организации второго уровня.

«ОАО «НАЗ «Сокол» около 50 лет специализируется на выпуске истребителей семейства «МиГ». К наиболее известным в мире самолетам этой марки, поставлявшимся заводом, относятся МиГ-21, МиГ-25, МиГ-29УБ/УБТ, МиГ-31. Всего построено около 13,5 тысячи истребителей марки «МиГ». Эти самолеты находятся на вооружении ВВС РФ и армий ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудничество завода «Сокол» с российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» постоянно расширяется. Планами совместной деятельности предусмотрен запуск в производство новых перспективных самолетов марки «МиГ».

В соответствии с государственным оборонным заказом предприятие осуществляет ремонт и модернизацию самолетов МиГ-31 российских ВВС, доработку самолетов в войсковых частях, направленную на улучшение конструкции и повышение эксплуатационной надежности, изготовление деталей и запчастей к самолетам» [9].

На основании государственного контракта в ОАО «НАЗ «Сокол» было освоено серийное производство учебно-боевого самолета Як-130. В составе экспортной оборонной продукции самолеты МиГ-29УБ/УБТ, мо-

дернизация самолетов МиГ-21БИС, производство запчастей к ранее поставленным самолетам.

ОАО «НАЗ «Сокол» располагает современной производственной базой, собственным конструкторским бюро, а также летно-испытательным комплексом, авиационным учебным центром, центром технического обслуживания и ремонта гражданских самолетов, что позволяет создавать передовую авиационную технику, соответствующую международным требованиям.

«Одним из приоритетов деятельности является качество выпускаемой продукции. Еще в 60-е годы XX века на предприятии была разработана и внедрена собственная система управления качеством КАНАРСПИ (КАчество, НАдежность, Ресурс, С Первых Изделий). В настоящее время система менеджмента качества КАНАРСПИ сертифицирована на соответствие требованиям стандартов: национальных: ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001, ГОСТ РВ15.002-2003, ОСТ 1.02773-2004; международных: ДИН ЕН ИСО 9001:2000, AS9100/EN9100» [9]. С февраля 2006 г. «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» входит в состав ОАО «ОАК».

Поскольку предприятие будет выполнять центральную роль в авиастроительном кластере Нижегородской области, целесообразно рассмотреть основные показатели его работы за несколько лет; представленные в таблице.

Значения и динамика показателей, характеризующих финансовое

состояние ОАО «НАЗ «Сокол»

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012

1 2 3 4 5 6 7

Выручка от продаж в действующих ценах, 3456964 3044574 5517857 3916730 3554474 4976706

тыс. руб.

% к предыдущему году 90,7 88,1 181,2 71,0 90,8 140,0

Среднесписочная численность 6704 6453 6114 5883 5384 4857

работников, чел.

% к предыдущему году 99,5 96,3 94,7 96,2 91,5 90,2

Производительность труда, тыс. руб. на 1 515,7 471,8 932,5 665,8 662,4 1024,6

чел.

% к предыдущему году 91,1 91,5 197,6 71,4 99,5 154,7

Среднемесячная заработная плата 10881 13150 14924 17906 17840 21735

всего персонала, руб.

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7

Затраты на один рубль реализованной продукции, руб. 0,82 0,90 1,10 1,21 1,20 0,96

Коэффициент текущей ликвидности, коэфф. 1,42 1,12 0,74 0,82 1,56 1,83

Коэффициент фин. устойчивости, коэфф. 0,36 0,22 - 0,08 0,18 0,57 0,60

ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» имеет хороший потенциал развития, что подтверждают показатели, приведенные в таблице 2.2. Например, темпы роста выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах, за последние три года увеличивались: в 2010 г. они составили 71,0 %, в 2011 г. - 90,8 %, в 2012 г. - 140,0 %.

Согласно данным годового отчета, по сравнению с предыдущим 2011 г., в 2012 г. предприятие работало более эффективно: показатели рентабельности имеют положительную динамику; производительность труда работников возросла на 8,2%; затраты на 1 рубль реализованной продукции в сравнении с 2011 г. снизились на 20%; среднемесячная заработная плата персонала увеличилась на 21,8%. В 2012 г. выручка от продажи продукции, работ и услуг возросла по сравнению с 2011 г. на 1 422 232 тыс. руб. и составила 140% к уровню прошлого года, или 4 976 706 тыс. руб. За 2012 г. предприятие получило убыток в сумме 1 073 163 тыс. руб., что на 33,7% ниже, чем в 2011 г.

Значение коэффициента текущей ликвидности на конец 2012 г. составило 1,83, т. е. на 17,3% выше аналогичного показателя в 2011 г., что обусловлено опережающим ростом величины оборотных активов над ростом краткосрочных обязательств. Данный показатель имеет значение в пределах нормы (1 - 2) и свидетельствует о способности ОАО «НАЗ «Сокол» полностью покрыть свои краткосрочные обязательства за счет оборотных активов при условии своевременных расчетов с дебиторами, благоприятной реализации готовой продукции и продаже, в случае необходимости, прочих оборотных средств.

Коэффициент финансовой устойчивости на 31.12.2012 г. увеличился и достиг нормативного значения 0,6 за счет опережающего роста величины собственных и долгосрочных заемных средств (на 37%) над ростом валюты баланса (на 31%). Таким образом, 60% активов предприятия сформированы за счет собственных и долгосрочных заемных средств.

За 2012 год, в отличие от 2011 года, получены валовая прибыль и прибыль от продаж в размере соответственно 208,3 млн руб. и 124,9 млн руб. В результате показатели рентабельности характеризуются положительной динамикой и имеют положительные значения.

Показатели оборачиваемости, кроме оборачиваемости дебиторской задолженности, имеют положительную динамику, что свидетельствует об увеличении деловой активности предприятия.

С целью повышения качества выпускаемой продукции на предприятии проводится обучение и аттестация персонала на базе заводского учебного центра, имеющего лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Департаментом образования Нижегородской области. Обучение проводится по утвержденным программам, результаты аттестации оформляются протоколами, аттестованному выдается удостоверение на право допуска к работе. Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала в 2012 году, составила 7 559,5 тыс. руб., было обучено 1237 человек.

Наметившаяся тенденция к укреплению оборонно-промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие РФ на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг, дают возможность ОАО «НАЗ «Сокол» расширять масштаб деятельности и наращивать объемы производства. В частности, на 2014 г. плановые показатели существенно превышают достигнутые в 2012 г.: выручка - 9170 млн руб. (+4193 млн руб.); численность работников -5313 чел. (+ 456 чел.); среднемесячная заработная плата - 28 тыс. руб. (+ 6,0 тыс. руб.).

Влияние на производственную деятельность предприятия оказывают меры Правительства РФ, принимаемые в рамках «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года», Государственной программы вооружений на 2007-2015 годы, государственная поддержка в рамках Федеральных целевых программ и Государственного оборонного заказа.

Открытое акционерное общество Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова в настоящее время обладает широким спектром компетенций «в области производства радиоэлектронных приборов. ОАО «ГЗАС» осуществляет производство, техническое обслуживание, ремонт и модернизацию авиационных и наземных радиостанций СВ и ДКМВ диапазонов мощностью от 50 до 400 Вт, авиационных модулей комплексов радиосвязи, самолетных переговорных устройств, аппаратуры речевого оповещения» [10]. Кроме того, завод успешно работает на рынке автокомпонентов, поставляя на конвейер Горьковского автомобильного завода ряд

датчиков и других управляющих изделий. Будучи многопрофильным промышленным предприятием, завод продолжает осваивать новые рынки, в частности, рынок физиотерапевтических приборов.

Предприятие также имеет положительную динамику показателей деятельности, исходя из последних отчетных данных за 2012 г. За отчетный 2012 г. выручка предприятия составила 518 929 тыс. руб. (увеличение на 24 001 тыс. руб., или на 4,8%).

За 2011 г. прибыль от продаж составила 65 536 тыс. рублей, увеличение по сравнению с 2010 г. на 61 172 тыс. рублей в результате уменьшения накладных расходов. В 2012 г., соответственно, 73 167 тыс. руб. и 7 631 тыс. руб.

Предприятием получена чистая прибыль в размере 7 680 тыс. руб. В результате собственные источники формирования активов ОАО «ГЗАС им. А.С. Попова» за 2011 г. увеличились на 7 680 тыс. руб.

По итогам работы за 2011 год рентабельность продаж составила 13,24 % (за 2010 год - 1,0%).

Основные направления деятельности Открытого акционерного общества НОАО «Гидромаш»: производство и реализация продукции производственно-технического, машиностроительного и специального назначения (узлов и агрегатов шасси, в том числе гидроцилиндров на ВС типов Су-35, Як-130, Су-34, МиГ-29К); разработка, создание и реализация продукции научно-технического назначения; производство и реализация гражданской продукции и непродовольственных товаров народного потребления; внешнеэкономическая деятельность; организация общественного питания.

Предприятие сохраняет лидирующие позиции в производстве взлетно-посадочных устройств в России, обеспечивая около 80% потребностей всех авиазаводов страны в шасси для самолетов и 100% - в шасси для вертолетов, исходя из данных годового отчета за 2011 г.

Важнейшим событием 2011 г. для НОАО «Гидромаш» стало подписание Контракта на разработку и изготовление комплексной системы шасси для нового пассажирского самолета МС-21 (Магистральный самолет XXI века); предприятие активно участвует в новых перспективных проектах по созданию самолетов «Эйрбас А-350» (Франция) и «Бомбардье» серии «Си» (Канада).

В 2011 г. произошло увеличение объемов производства и реализации продукции на 36,4%, выручка за год составила 3 336 231,0 тыс. руб.; прибыль от продаж - 624 812,0 тыс. руб.; чистая прибыль - 500 900,0 тыс. руб.; общая рентабельность (отношение чистой прибыли к себестоимости) - 18,69%. За 2012 г. выручка составила 3 466 270 тыс. руб., рост на 3,9%; прибыль от продаж - 537 578 тыс. руб., снижение на 14% к 2011 г.

Численность промышленно-производственного персонала в 2012 г. по отношению к 2011 г. увеличилась на 68 человек. Выработка в рублях на одного работника в 2012 году составила 1087,1 тыс. руб., что составляет 109,0% к уровню 2011 г. Средняя месячная заработная плата в 2012 г. составила 31 013 руб. (+ 15,3% к 2011 г.). В течение 2011 года 908 работников предприятия повысили квалификацию и прошли профессиональную подготовку, что составляет 27,5% от общей среднесписочной численности персонала.

Организации инфраструктуры кластера, которые должны быть расположены на третьем уровне кластерной структуры, представлены очень широко. Так, из учреждений профессионального образования и научно-исследовательской деятельности следует назвать: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде, ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум», ГБОУ СПО «Колледж», ГБОУ СПО «Выксунский политехнический колледж», НИИ химии и технологии полимеров имени академика В.А. Каргина с опытным бюро.

Роль системного координатора в кластере предлагается выполнять, по примеру Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению «Центр развития Нижегородского авиастроительного кластера». Статус казенного учреждения поставит руководство этой организации под полный контроль областных органов государственной власти, позволит в кратчайшие сроки реализовывать все необходимые меры государственного регулирования.

Кроме того, с целью обеспечения эффективной работы Нижегородского кластера в соответствии с предложенной типовой моделью авиастроительного [8, с. 28] кластера необходимо сформировать Наблюдательный совет, лизинговую компанию либо филиал уже существующей крупной лизинговой компании, а также специализированный сервисный центр по обслуживанию планируемых к производству гражданских воздушных судов. Остальные предпосылки оформления кластера уже сложились.

Этапы развития авиастроительного кластера Нижегородской области разработаны автором в соответствии с методическим подходом Ю.Г. Лавриковой [11, с. 235 - 245], однако отличаются от него, в частности, более ранним началом диверсификации производства, а также наличием дополнительного этапа, характеризующегося выходом на траекторию устойчивого развития территории базирования кластера. Более ранняя диверсификация обусловлена уже сложившимися условиями для ее реализации в Нижегородском авиастроительном кластере. Введение дополнительного этапа представляется целесообразным ввиду необхо-

димости соотнесения результатов работы кластера с необходимостью формирования параметров устойчивого развития территории, на которой он расположен.

I этап (2014 - 2015 гг.) - юридическое оформление кластера в форме ассоциации, формирование Наблюдательного совета, специализированного органа управления кластером. Разработка программы кластера на основе федеральной Стратегии развития авиастроительных кластеров Российской Федерации до 2025 года. Разработка и начало внедрения усовершенствованных программ подготовки кадров для кластера. Обновление основных фондов предприятий и начало модернизации инфраструктурных объектов. Возобновление производства учебно-боевого самолета Як-130. Проведение маркетинговых исследований и подготовка серийного производства самолета малой авиации М-101Т.

II этап (2016 - 2017 гг.) - начало серийного производства самолета малой авиации М-101Т, его поставок на внутренний и - частично - на внешний рынки. Начало диверсификации производства: выпуск продукции смежных производств, в том числе товаров народного потребления. Открытие части объектов социокультурной сферы кластера, в том числе интерактивного музея.

III этап (2018 - 2019 гг.) - выход на прибыльность всех основных участников кластера. Ввод в эксплуатацию всех основных объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Наращивание присутствия продукции кластера на мировом рынке.

IV этап (2020 - 2023 гг.) - расширение сформированных комплексов: ввод новых производственных мощностей; привлечение в кластер новых участников.

V этап (2024 - 2025 гг.) - переход к устойчивому развитию территории базирования кластера. Под устойчивым развитием понимается управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование общества [12, с. 297]. Развитие общественных и экономических, формальных и неформальных, институтов происходит гармонично, с минимальным ущербом окружающей среде. Это означает, что, благодаря внедрению новых технологий производства значительное прогнозируемое увеличение производства авиационной техники в кластере не приведет к росту объемов загрязнений окружающей среды в такой же пропорции.

Целями государственного регулирования Нижегородского авиастроительного кластера могут быть следующие: а) укрепление позиций входящих в состав кластера организаций и предприятий, работающих на общий результат - производство и реализацию военных самолетов (Як-130) и воздушных судов малой авиации (М-101Т), - как на внутреннем, так и на внешнем рынках за счет роста конкурентоспособности выпускае-

мой продукции; б) развитие направлений применения технологий авиационной промышленности в производствах автомобильного кластера на территории Нижегородской области; в) расширение сети участников кластера путем усиления коммуникаций и обмена ресурсами, установления деловых связей с предприятиями и организациями автомобильного, химического и иных кластеров; г) увеличение количества и усиление инновационного потенциала малого и среднего бизнеса, работающего в составе авиастроительного кластера; д) проведение политики устойчивого развития Нижегородской области, использование части прибыли, полученной в ходе развития кластера, для решения проблем окружающей природной среды, в которой функционирует кластер; е) обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики Нижегородской области за счет повышения конкурентоспособности расположенных на ее территории авиастроительных предприятий, поставщиков узлов, агрегатов, услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, научно-исследовательских и образовательных организаций, входящих в состав авиастроительного кластера.

Основными направлениями развития Нижегородского кластера могут быть следующие: обеспечение производства учебно-боевых самолетов; модернизации истребителей; стимулирование производства самолетов малой авиации; стимулирование дальнейшего расширения выпуска узлов и агрегатов для авиационной техники (шасси, радиоэлектронное оборудование).

Список литературы

1. О регионе. Нижегородская область. - URL: http://raexpert.ru/database/regions/nizhny/. Дата обращения: 03.06.2014 г.

2. Нижегородская область. - URL: http://www.fitchratings.ru/ru/rws/ issuer.html?issuerId=83754665#. Дата обращения: 03.06.2014 г.

3. Нижегородская область. - URL: http://www.forbes.ru/profile/ nizhegorodskaya-oblast. Дата обращения: 05.06.2014 г.

4. Экономика. - URL: http://www.government-nnov.ru/?id=1458. Дата обращения: 10.07.2014 г.

5. Уровень безработицы по методологии МОТ (процент). - URL: http://cbsd.gks.ru/#. Дата обращения: 15.06.2014 г.

6. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. -М., 2013. - 717 с.

7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 662 с.

8. Исупов, А.М. К вопросу о сущности и структуре авиастроительных кластеров / А.М. Исупов, Н.М. Тюкавкин // Вестник Самарского госу-

дарственного университета. Серия «Экономика и управление». - 2013. -№10. - С. 25 - 31.

9. Сайт Открытого акционерного общества «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». - URL: http://www.sokolplant.ru. Дата обращения: 22.02.2014 г.

10. Сайт Горьковского завода аппаратуры связи им. А.С. Попова открытое акционерное общество. - URL: http://www.gzas.ru/. Дата обращения: 19.08.2013 г.

11. Лаврикова, Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Ю.Г. Лаврикова. - Екатеринбург, 2009. - 358 с.

12. Мурылева, О.А. Бизнес-кластеры как инструмент формирования устойчивого развития экономики региона / О.А. Мурылева // Terra Eco-nomicus. - 2009. - №4-2. - С. 297 - 299.

Исупов Андрей Михайлович, ассистент кафедры государственного и муниципального управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет», Россия, г. Самара.

THE MODEL AND THE CONTENT OF NIZHNY NOVGOROD AIRCRAFT-BUILDING

CLUSTER

A.M. Isupov

The model of Nizhny Novgorod aircraft-building cluster with the core of Joint Stock Company "Nizhny Novgorod aircraft building plant Sokol" is proposed, and also the content of the basic stages of its development is elaborated. The approach to these stages is more attention to earlier beginning of production's diversification, and presence of the additional stage characterizing by the output on a sustainable development trajectory of the cluster's deployment territory.

Key words: Nizhny Novgorod aircraft-building cluster, core, indicator, model, stages of development.

Isupov Andrey Michaylovich, assistant of the Department of State and Municipal Management, Russia, Samara, Samara State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.