Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области'

Организационно-экономический механизм государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исупов А. М.

Предпринята попытка анализа организационно-экономического механизма государственного регулирования кластера авиационной промышленности Самарской области; рассмотрены основные направления поддержки гражданского авиастроения в регионе со стороны областных органов власти; разработана общая схема механизма государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области. Произведена оценка финансового положения основных предприятий самарского авиастроительного кластера; доказан проблемный характер современного финансового состояния ядра авиастроительного кластера региона — ОАО «Авиакор — авиационный завод».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF STATE REGULATION OF SAMARA REGION AIRCRAFT-BUILDING CLUSTER

The attempt of analysis of organizational and economic mechanism of state regulation of Samara region aircraft industry cluster is made, the basic directions of support of civil aviation industry on the part of regional authorities are reviewed; the general scheme of the mechanism of state regulation of Samara Region aircraft-building cluster is elaborated. An assessment of financial position of main enterprises of Samara aircraft-building cluster is performed; problematic nature of modern financial condition of kernel of aircraft-building cluster of the region — JSC «Aviacor — aircraft plant» is proved.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области»

УДК 338.246

А.М. Исупов* ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Предпринята попытка анализа организационно-экономического механизма государственного регулирования кластера авиационной промышленности Самарской области; рассмотрены основные направления поддержки гражданского авиастроения в регионе со стороны областных органов власти; разработана общая схема механизма государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области. Произведена оценка финансового положения основных предприятий самарского авиастроительного кластера; доказан проблемный характер современного финансового состояния ядра авиастроительного кластера региона — ОАО «Авиакор — авиационный завод».

Ключевые слова: авиационная промышленность, авиастроительный кластер, государственное регулирование, рейтинговая оценка, рентабельность хозяйственной деятельности, ликвидность активов, финансовая устойчивость, деловая активность.

Авиастроительный кластер Самарской области является составной частью авиационно-космического кластера. В свою очередь, авиационно-космический кластер Самарской области — это система, включающая в себя предприятия и организации по разработке, производству, испытаниям летательных аппаратов, их эксплуатации, а также научные и образовательные учреждения [22, с. 124].

Внутренняя структура авиационно-космического кластера Самарской области весьма сложна; она состоит из трех крупных блоков (подкластеров): 1) ракетно-космического; 2) авиастроительного;

3) двигателестроения и агрегатостроения. При этом основными участниками авиастроительного кластера являются открытые акционерные общества «Авиакор — авиационный завод», «Гидроавтоматика» и «Авиаагрегат».

Проанализируем организационно -экономиче -ский механизм государственного регулирования кластера авиационной промышленности Самарской области в его нынешнем виде.

Поскольку авиастроение, в том числе гражданское, традиционно относится к производствам изделий оборонно-промышленного комплекса, а также двойного назначения, то и основы, многочисленные детали регулирования авиастроительной отрасли определяются федеральными органами государственной власти. Прежде всего, хотелось бы отметить, что на кластер Самарской области распространяется действие таких федеральных документов, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиа-

ции» от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем государственного регулирования авиационной промышленности Самарской области является тот факт, что развитию промышленных предприятий авиастроительного кластера до сих пор не уделяется достаточного внимания со стороны федеральных органов государственной власти. Согласно Указу Президента РФ от 20 февраля 2006 г. № 140, ОАО «Авиакор — авиационный завод» не вошло в список предприятий, из которых было сформировано пользующееся серьезной финансовой поддержкой государства открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). В настоящее время руководство Самарской области ориентирует самарские предприятия авиастроительного комплекса на тесное сотрудничество с ОАО «ОАК». Так, ОАО «Авиакор — авиационный завод» уже провело полную технологическую проработку предложений на изготовление деталей и агрегатов по кооперации с предприятиями, входящими в ОАК: ОАО «Воронежское самолетостроительное общество», ЗАО «Авиастар — СП» (г. Ульяновск) и др. Еще одна проблема заключается в том, что перспективный для ОАО «Авиакор — авиационный завод» проект дальнейшего выпуска самолета Ан-140 не входит в число приоритетов ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», хотя данная федеральная целевая программа предусматривает выпуск другого регионального самолета, разработанного ГП «Антонов» (Украина) — Ан-148.

* © Исупов А.М., 2012

Исупов Андрей Михайлович ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

В сфере таможенно-тарифного регулирования на авиастроительный кластер Самарской области распространяется протекционистская мера, введенная решением Таможенного союза, в соответствии с которым в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, включены гражданские пассажирские самолеты, классифицируемые кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) SSG2 4G GG2 2, за исключением воздушных судов с максимальным количеством посадочных мест, указанным в схеме размещения пассажиров (LOPA) — свыше 3G и менее 111 мест и свыше 16G мест и менее 219 мест, в случае заключения участниками внешнеэкономической деятельности государств — членов Таможенного союза договоров и помещения самолетов под процедуру временного ввоза до 31 декабря 2G13 г. и на срок, превышающий указанную дату не более чем на 3 лет [13]. Таким образом, нулевая ставка будет действовать для самолетов, ввозимых на срок до конца 2G1S г. по контрактам, заключенным до 2G14 г. Кроме того, не позднее июля 2G13 г. стороны рассмотрят вопрос о продлении сроков действия нулевых ставок. Однако по-прежнему сохраняется 2G %-ная ставка на ввозимые самолеты вместимостью от 3G до 111 кресел и вместимостью от 16G до 219 кресел. Данная мера принята в качестве защиты отечественного рынка региональных и ближнемагистральных гражданских самолетов, к которым относится производимый в Самаре Ан- 14G (32 места).

В 2G11 г. ОАО «Авиакор — авиационный завод» подписало контракт на строительство девяти самолетов Ан- 14G-1GG (модификация Ан- 14G) для нужд Министерства обороны РФ. Самолеты будут изготовлены и переданы заказчику последовательно в течение трех лет. Руководство предприятия справедливо считает заключение контракта с Министерством обороны стратегически важным этапом развития ОАО «Авиакор — авиационный завод» [1; 3]. Первую поставку самарское предприятие произвело уже в 2G11 г. К сожалению, приходится констатировать, что данный государственный заказ пока является единичным, не носит системного характера, и это — обычное явление на протяжении 2G лет.

Основополагающим государственным документом областного уровня, определяющим функционирование авиастроительного кластера Самарской области, является Стратегия социально-экономического развития до 2G2G г. Инновационный вариант стратегии основан на дирижистской модели кластерной экономической политики и ориентирован на развитие наиболее перспективных секторов экономики Самарской области, способных оказать мультипликативный эффект в смежных

производствах. Авиационное машиностроение относится к приоритетным направлениям устойчивого развития Самарской области. На развитие авиастроительного подкластера Самарской области как части авиационно-космического кластера, по мнению авторов Стратегии, должно повлиять создание в перспективе системы технологического прогнозирования и реализации прорывных технологических проектов [19, п. 2.2.2.2]. К стратегическим проектам Самарской области отнесено развитие технопарка Самарской области, однако непосредственное упоминание производства авиационной техники как вида деятельности в связи с технопарком отсутствует. Все это говорит о необходимости совершенствования текста Стратегии. По нашему мнению, в текст Стратегии социально-экономического развития Самарской области необходимо внести положения о технопарке как о территории, предназначенной для развития инновационных организаций и организаций инфраструктуры, увеличения объемов высокотехнологичной продукции, повышения конкурентоспособности продукции авиастроительного кластера Самарской области, а также о разработке комплексных программ развития авиастроительного кластера (так же как и других кластеров территории). Комплексная программа развития кластера Самарской области может стать одним из инструментов кластерной политики, который пока не используется.

Поскольку до сих пор ОАО «Авиакор — авиационный завод» является частным предприятием, не входящим в состав ОАО «ОАК», органы власти всех уровней серьезно ограничены в применении по отношению к нему административных методов государственного регулирования. Что же касается других методов, то здесь можно выделить по крайней мере четыре направления поддержки гражданского авиастроения в Самарской области со стороны областных органов власти.

1) Бюджетно-налоговая политика, в том числе: а) списание задолженности по пеням и штрафам, подлежащим уплате в областной бюджет;

б) реструктуризация задолженности по налогам и сборам, подлежащим уплате в бюджет Самарской области; в) выдача льготных бюджетных кредитов из бюджета Самарской области; г) льготы по региональным налогам и сборам. Так, в 2001 г. предусматривалось выделение организациям авиационной промышленности кредита из областного бюджета в пределах 25 млн рублей с уплатой процентов за пользование кредитом в размере одной четвертой части действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В том же году на содержание авиационноспортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) выделялось 13,3 млн руб. В 2005 г. предполага-

лось реструктуризировать образовавшуюся на 1 ноября 2005 г. задолженность перед областным бюджетом по налогам и сборам (за исключением задолженности по налогу на доходы физических лиц), а также по начисленным пеням и штрафам организаций авиационной промышленности Самарской области, в 2006—2009 гг. списание указанной задолженности продолжилось [6—11].

Согласно Закону Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (ст. 4 п. 13), «организации, производящие летательные аппараты, включая космические, и входящие в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности в группу 35.30», освобождены от уплаты налога на имущество организаций, а также имеют право на применение пониженной ставки налога на прибыль в соответствии с законом Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет». Для организаций, производящих летательные аппараты, включая космические, и входящие в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности в группу 35.30, установлена ставка налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, в размере 13,5 %, в то время как для большинства других организаций — 18 % [4; 5].

2) Разработка и реализация областных целевых программ, направленных на развитие авиастроения. Единственным в данном случае примером является областная целевая программа «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области» на 2001—2008 гг., утвержденная законом Самарской области от 16 ноября 2001 г. □ 79-ГД. Эта программа стала первым в России комплексным документом, направленным на развитие малой авиации и ее использование в интересах региона [17, с. 43—44].

Целью областной целевой программы «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области» на 2001—2008 гг. являлось создание отрасли малой авиации как составляющей экономического развития области. По мнению ее разработчиков, создание отрасли малой авиации, помимо прочего, позволило бы:

а) расширить рынок услуг малой авиации;

б) удовлетворить запросы нуждающихся в авиауслугах отраслей народного хозяйства области;

в) создать новые рабочие места [12, п. 1].

Указанная программа финансировалась из областного бюджета (в 2005 г. — 5, 575 млн руб., в 2006 г. — 7, 675 млн руб.), однако в 2007 г. финансирование программы было приостановлено и в 2008 г. не возобновлялось.

Несмотря на определенные результаты реализации областной целевой программы «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в

Самарской области» на 2001—2008 гг., среди которых: организация и проведение четырех авиасалонов малой авиации (2002, 2004, 2006 и 2008 гг.), а также начало строительства на территории Самарской области комплекса объектов, в который должны были войти завод по производству самолетов-амфибий ЛА-8, гостиница, аэроклуб, аэродром и технические корпуса, — цель программы так и не была достигнута, в основном по причине финансового кризиса 2008— 009 гг. [2, с. 23]

3) Элементы кластерной политики. Кластерная инициатива в отношении авиастроительного кластера проявилась в том, что в 2012 г. аэрокосмический кластер Самарской области получил юридический статус — условие получения поддержки из федерального бюджета. Однако поскольку это событие произошло недавно, никакой конкретной государственной поддержки авиастроительному кластеру Самарской области пока не оказывается. К такому инструменту кластерной политики, как «Образовательные и консультационные мероприятия», относится проводимый с 2007 г. экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики», главным организатором которого является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Четвертый форум, который проходил в 2010 г., стал площадкой для обсуждения проблем авиационной и космической промышленности. Данное мероприятие, где происходит обмен мнениями между ведущими учеными и государственными деятелями с целью принятия тактических (в том числе антикризисных) и стратегических управленческих решений, необходимо проводить и в дальнейшем.

4) Маркетинговый метод. Этот метод может использоваться в продвижении продукции авиационной промышленности на рынках при участии популярных политиков, государственных деятелей. Одним из наиболее ярких примеров такого рода является показательный полет бывшего губернатора Самарской области К.А. Титова на самолете Ан-140, произведенном в Самаре, из Самары в Лондон для участия в международном авиасалоне «Фарнборо-2006». По словам губернатора, «мы хотим показать уникальную машину нашего самарского авиазавода и надеемся, что на нее будут заказы и покупатели... А если губернатор на ней из Самары в Лондон прилетел, то это означает, что машина надежная, качественно сделана и на ней можно летать и перевозить пассажиров» [16, с. 2]. Уже во время прохождения авиасалона в Фарнборо «Авиакор» заключил соглашение на производство, поставку и техническое сопровождение самолетов Ан-140 с одной из крупнейших лизинговых компаний России «Ильюшин Финанс Ко.» Документом предусматривалось из-

готовление 25 самолетов в течение пяти лет [18, с. 1]. Правда, впоследствии это соглашение так и не переросло в реальный контракт, что было, по нашему мнению, обусловлено сменившимися приоритетами лизинговой компании, которые связа-

ны с продукцией предприятий, работающих под контролем ОАК. Общая схема механизма государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области в его нынешнем виде показана на рис. 1.

Рйс. 1. Механизм государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области на современном этапе

Итак, подводя итог анализу современного состояния государственного регулирования авиастроительного кластера Самарской области, приходится констатировать, что оно нуждается в совершенствовании, причем в наиболее сжатые сроки. Чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис, мы провели анализ и оценку финансового положения предприятий авиастроительного кластера Самарской области: ОАО «Авиакор — авиационный завод», ОАО «Гидроавтоматика» и ОАО «Авиаагре-

гат». В основе анализа лежит рейтинговая система — метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий отрасли, региона или конкурентов по определенной системе показателей, отражающих их финансовое состояние.

Используемая система показателей для рейтинговой оценки довольно разнообразная по составу; те показатели, которые находят применение чаще всего, объединяются в четыре группы [20, с. 86— 105; 21] (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели, характеризующие финансовое состояние промышленных предприятий

Показатель Экономическое содержание Формула расчета / обозначение

1. Показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности

Рентабельность активов Показывает, насколько эффективно предприятие использует активы, общую доходность вложенного в производство капитала, как собственного, так и заемного Ра = % * 100%, (1) где Пч - прибыль чистая; Ка - средняя величина валюты баланса за определенный отчетный период

1.2 Рентабельность собственного капитала Показывает эффективность собственного капитала „ Пч -100% Рск = , (2) Кск где Кск - средняя величина собственного капитала за определенный отчетный период (стр. 490 + стр. 640 -- стр. 252 - стр. 244 - стр. 450)

Продолжение таблицы 1

1.3 Рентабельность текущих активов Показывает эффективность использования оборотных средств „ Пч -100% Рта = , (3) Кта где Кта - средняя величина текущих активов (оборотных средств) за определенный отчетный период (стр. 290)

1.4 Рентабельность производственных фондов Показывает эффективность использования основных и оборотных производственных фондов ПЧ Рпрф = + Кобф -100%, (4) Косф где Косф - средняя величина основных производственных фондов за определенный отчетный период (стр. 120); Кобф - средняя величина оборотных производственных фондов (стр. 210)

1.5 Рентабельность производства Характеризует доходность основной деятельности предприятия „ Пч -100% Рпр = , (5) Спол где Спол - полная себестоимость продукции

Рентабельность продаж (оборота) Показывает взаимосвязь между ценами, количеством реализованной продукции и величиной издержек производства и реализации „ Пр -100% Ро = — , (6а) В „ Пч -100% или Ро = , (6 б) В где Пр - прибыль от реализации продукции; В - выручка от реализации продукции без налогов, включаемых в стоимость продукции

2. Показатели оценки ликвидности активов

2.1 Коэф. абсолютной ликвидности Характеризует возможность предприятия немедленно погасить свои краткосрочные обязательства за счет денежных средств и легко реализуемых краткосрочных финансовых вложений. Рекомендуемое значение от 0,2 до 0,5 А1 Кал = + П 2, (7) П1 где А1 - наиболее ликвидные активы: денежные средства (наличные и на счетах) и краткосрочные финансовые вложения (А1= стр. 250 + стр. 260); П1 - наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (П1 = стр. 620 + стр. 660); П2 - краткосрочные пассивы: заемные средства из раздела «Краткосрочные обязательства» (П2 = стр. 610)

2.2 Коэф. быстрой (критической) ликвидности Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств, средств краткосрочных финансовых вложений, а также поступлений по расчетам с клиентами. Оптимальное значение от 0,8 до 1 А2 Кбл = А1 + + П 2, (8) П1 где А2 - быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность, срок погашения которой меньше 12 месяцев, готовая продукция, товары отгруженные и прочие оборотные активы (А2 = стр. 240 + стр. 270 + стр. 214+ + стр. 215)

Продолжение таблицы І

2.3 Коэф. текущей ликвидности Показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими активами, т. е. сколько денежных единиц текущих активов приходится на 1 денежную единицу текущих обязательств. Оптимально - больше 1 А3 Ктл = А1 + А2 + — + П 2, (9) П1 где А3 - медленно реализуемые активы: запасы, за исключением статей «Расходы будущих периодов», «Готовая продукция», «Товары отгруженные», а также дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через 12 месяцев (стр. 230 + стр. 210 + +стр. 220 - стр. 214 - стр. 215)

2.4 Коэф. общей ликвидности С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Показатель применяется также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности А3 Кобщл = А1 + 0,5 • А2 + 0,3 + п П1 (10) + 0,5 • П 2 + 0,3 • П 3

3. Показатели финансовой устойчивости

3.1 Коэф. финансовой независимости Рекомендуемое значение 0,5. Превышение указывает на укрепление финансовой независимости предприятия от внешних источников Т.. Ксоб Кфн = , (П) Вбал где Ксоб - собственный капитал, 3 раздел баланса «Капитал и резервы» (стр. 490); Вбал - валюта баланса

3.2 Коэф. задолженности Показывает, сколько заемных средств привлечено на рубль собственных и насколько каждый рубль долга подкреплен собственностью. Рост коэффициента больше 1, т. е. критической точки, свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних источников, об утере финансовой устойчивости . Кзаем Кзадол = , (12) Ксоб где Кзаем - заемный капитал = долгосрочные обязательства + текущие пассивы, т. е. итоги 4 и5 разделов пассива баланса, за исключением строк 640 и 650

3.3 Коэф. финансовой напряженности Определяет долю заемных средств в валюте баланса. Значение не должно быть больше 0,5. Превышение свидетельствует о высокой зависимости от внешних финансовых источников т., Кзаем Кфн = (13) Вбал

3.4 Коэф. имущества производственного назначения Определяет долю имущества производственного назначения в активах предприятия. Показывает уровень производственного потенциала, обеспеченность производственного процесса средствами производства. Рекомендуемое значение более или равное 0,5 З Ким = Авнеоб + , (14) Вбал где Авнеоб - внеоборотные активы; З -запасы

Коэф. маневренности Характеризует степень мобилизации собственного капитала. Рекомендуемое значение от 0,2 до 0,5. Чем выше, тем больше финансовых возможностей для маневра т. Соб Км = , (15) Ксоб где Соб - собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал): разность собственного капитала и внеоборотных активов (стр. 490 - стр. 190)

3.6 Коэфф. обеспеченности собств. оборотными средствами Показывает долю собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) в оборотных активах. Рекомендуемое значение больше или равно 0,1, т. е. чтобы оборотные средства пополнялись хотя бы на 10% Соб Ко = , (16) Аоб где Аоб - оборотные активы

бЗ

Окончание таблицы 1

3.7 Коэф. обеспеченности мат. запасов собственным оборотным капиталом Если фактические запасы превышают нормальные потребности производства, то собственные оборотные средства не могут покрыть их полностью и Кобес меньше 1. При недостатке производственных запасов Кобес больше 1, но это не будет свидетельствовать об устойчивости финансового состояния Т. - Соб Кобес = , (17) Зматер где Зматер = материальные запасы (стр. 210+ стр. 220)

4. Показатели деловой активности

4.1 Коэф. Оборачиваемости активов Определяет скорость оборота, т. е. количество совершенных активами оборотов за период, характеризует эффективность использования ресурсов предприятия В Кобора = а , (18) где А - средняя стоимость активов за рассматриваемый период

4.2 Длит. периода оборота Средний срок, за который возвращаются в хозяйственную деятельность денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы Прасч По = — , (19) Кобора где Прасч - длительность расчетного периода, дней

Используя приведенные в таблице 1 формулы расчета показателей и данные бухгалтерской отчетности по предприятиям (бухгалтерский баланс — форма № 1 и отчет о прибы-

лях и убытках — форма №2), рассчитаем значения этих показателей за 2007—2010 гг., а также их средние значения за четыре года (см. табл. 2).

Таблица 2

Значения и динамика показателей, характеризующих финансовое состояние промышленных предприятий авиастроительного кластера Самарской области

Годы Наименование предприятия

«Авиакор» «Гидроавтоматика» «Авиаагрегат»

1. Показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности

1.1 Рентабельность активов - Ра, %

2007 - 20,7 12,3 8,4

2008 - 12,2 8,9 3,9

2009 14,6 2,4 7,9

2010 - 6,3 4,2 3,4

Среднее значение - 6,2 7,0 5,9

1.2 Рентабельность собственного капитала - Рск, %

2007 - 199,8 20,9 30,7

2008 - 128,2 18,6 15,3

2009 111,8 5,4 29,4

2010 - 40,3 9,2 13,8

Среднее значение - 64,1 13,5 22,3

1.3 Рентабельность текущих активов - Рта,%

2007 - 33,0 - 10,9

2008 - 24,7 11,5 5,1

2009 23,3 3,2 10,5

2010 - 8,7 5,8 4,8

Среднее значение - 10,8 6,8 7,8

Продолжение таблицы 2

1.4 Рентабельность производственных фондов - Рпрф, %

2007 - 35,5 - 10,7

2008 - 18,0 20,0 5,0

2009 24,5 6,2 12,4

2010 - 12,3 10,6 4,7

Среднее значение - 10,3 12,3 8,2

1.5 Рентабельность производства - Рпр, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 - 36,3 10,2 6,8

2008 - 50,8 8,5 3,5

2009 57,4 3,2 6,2

2010 - 37,2 4,7 3,3

Среднее значение - 16,8 6,7 5,0

1.6 Рентабельность продаж (оборота) - Ро,%

2007 - 47,6 8,9 6,1

2008 - 104,3 7,4 3,2

2009 79,5 2,9 5,6

2010 - 61,8 4,3 3,0

Среднее значение - 33,6 5,9 4,5

2. Показатели оценки ликвидности активов

2.1 Коэффициент абсолютной ликвидности

2007 0,17 0,82 0,03

2008 0,22 0,52 0,04

2009 0,18 0,40 0,04

2010 0,11 0,43 0,03

Среднее значение 0,17 0,54 0,04

2.2 Коэффициент быстрой (критической) ликвидности - Кбл

2007 0,22 1,03 0,26

2008 0,40 1,13 0,28

2009 0,18 1,09 0,29

2010 0,10 1,14 0,28

Среднее значение 0,23 1,1 0,28

2.3 Коэффициент текущей ликвидности - Ктл

2007 2,15 1,91 1,35

2008 1,96 1,52 1,05

2009 2,01 1,35 0,93

2010 1,75 1,34 1,06

Среднее значение 1,97 1,53 1,1

2.4 Коэффициент общей ликвидности - Кобщ л

2007 0,54 - 0,44

2008 0,49 1,35 0,40

2009 0,61 1,18 0,38

2010 0,67 1,10 0,39

Среднее значение 0,58 1,21 0,40

Продолжение таблицы 2

3. Показатели финансовой устойчивости

3.1 Коэффициент финансовой независимости - Кфн

2007 0,10 0,37 0,27

2008 0,09 0,48 0,25

2009 0,13 0,44 0,27

2010 0,16 0,45 0,25

Среднее значение 0,12 0,46 0,26

3.2 Коэффициент задолженности - Кзадол

2007 8,67 0,7 2,67

2008 9,55 1,08 2,97

2009 6,73 1,26 2,70

2010 5,39 1,21 3,04

Среднее значение 7,59 1,06 2,84

3.3 Коэффициент ( жнансовой напряженности - Кфн

2007 0,90 - 0,73

2008 0,90 0,52 0,75

2009 0,87 0,56 0,73

2010 0,84 0,55 0,75

Среднее значение 0,88 0,54 0,74

3.4 Коэффициент имущества производственного назначения - Ким

2007 0,73 - 0,78

2008 0,81 0,5 0,80

2009 0,65 0,47 0,69

2010 0,52 0,46 0,83

Среднее значение 0,68 0,48 0,78

3.5 Коэффициент маневренности - Км

2007 - 2,6 - 0,14

2008 - 4,3 0,51 0,03

2009 - 1,9 0,41 0,09

2010 - 0,75 0,38 - 0,13

Среднее значение - 2,39 0,43 0,03

3.6 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - Ко

2007 - 0,43 0,37 0,05

2008 - 0,82 0,32 0,01

2009 - 0,39 0,25 0,03

2010 - 0,16 0,24 - 0,04

Среднее значение - 0,45 0,29 0,01

3.7 Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственным оборотным капиталом - Кобес

2007 - 0,74 - 0,06

2008 - 1,31 0,93 0,01

2009 - 0,88 0,87 0,03

2010 - 0,48 0,93 - 0,06

Среднее значение - 0,85 0,91 0,01

Окончание таблицы 2

4. Показатели деловой активности

4.1 Коэффициент оборачиваемости активов - Кобор а

2007 0,61 - 1,78

2008 0,32 1,56 1,59

2009 0,31 1,10 1,89

2010 0,16 1,37 1,57

Среднее значение 0,35 1,34 1,71

4.2 Длительность периода оборота - По

2007 598 - 205

2008 1141 234 229

2009 1177 332 193

2010 2281 266 232

Среднее значение 1299 277 215

Далее, каждому из четырех групп показателей по степени их снижения присвоим количество баллов от трех до одного. В результате получим у ОАО «Авиакор — авиационный завод» — 26 баллов; ОАО «Гидроавтоматика» — 51 балл; ОАО «Авиаагрегат» — 37 баллов. Наиболее высокий рейтинг — у ОАО «Гидроавтоматика», т. к. по количеству баллов оно превосходит ОАО «Авиакор — авиационный завод» и ОАО «Авиаагрегат». Поскольку расчет нескольких показателей был связан с выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и чистой прибылью, то важно проследить изменение этих показателей.

По предприятию ОАО «Авиакор — авиационный завод» показатель «Выручка от продажи продукции» резко изменятся по годам, например, в 2009 г. она составляла 151,6 % к 2008 г., а в 2010 г. — 64,5 % к 2009 г. Показатель «Чистая прибыль» имеет отрицательное значение, кроме 2009 г., когда за счет внереализационных доходов был получен положительный результат. Показатель «Прибыль от продаж» стабильно отрицательный. Основными негативными факторами, повлиявшими на прибыльность производства, являлись: снижение платежеспособного спроса на самолетную продукцию, резкий спад производства на российских предприятиях, единичный характер заказов. Соответственно, предприятие не достигает зоны безубыточности. ОАО «Авиакор — авиационный завод» участвует в проекте «Ан-140» совместно с предприятиями Украины, однако перспектива данного проекта во многом зависит от политики России в области гражданского самолетостроения, уровня государственной поддержки предприятий авиапрома.

Более стабильной можно назвать работу предприятия ОАО «Авиаагрегат»: по показателям выручки и прибыли оно имело положительный ре-

зультат и динамику. В 2010 г. произошло снижение этих показателей к 2009 г. и составило соответственно 94 и 51 %. Поскольку предприятие в течение многих лет находилось в значительной зависимости от политики государства в сфере самолетостроения, то менеджмент завода принял решение, помимо производства шасси для самолетов, осваивать производство других изделий, в частности газовьх амортизаторов и вязко-стньх муфт для автомобилей УАЗ, ГАЗ, запас-ньх частей к комбайнам, частей железнодорож-ньх вагонов.

Самый высокий рейтинг из анализируемых предприятий у ОАО «Гидроавтоматика», которое имело стабильные показатели выручки и прибыли за 2007—2010 гг. Например, 2010 г. к уровню 2009 г. составил по выручке 123,2%, по прибыли — 181,5%. По этому предприятию финансовые показатели (см. табл. 2) в наибольшей степени соответствуют рекомендуемым значениям. Увеличение доли экспортируемой продукции, реализация Государственной программы вооружений на 2011— 2020 гг. дают некоторые перспективы стабильной работы ОАО «Гидроавтоматика» по удовлетворению заказов крупнейших авиастроительных предприятий на ближайшее десятилетие в агрегатах топливной, гидравлической, пневматической систем, систем управления, пожаротушения и проч. Вместе с тем можно с уверенностью говорить, что на вторичном рынке объем закупок комплектующих существенно снизится в связи с интенсивным списанием воздушных судов, выпущенных более 20 лет назад, не соответствующих международным стандартам, а также с закупкой ведущими авиакомпаниями иностранной техники.

По итогам оценки финансового положения предприятий авиастроительного кластера Самарской области можно сделать следующий вывод:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в наиболее выгодном положении находятся предприятия авиационной промышленности, производящие продукцию для разных отраслей экономики, т. е. диверсифицирующие производство, а также получающие государственный заказ. Гражданское самолетостроение нуждается в поддержке государства, отсутствие собственных оборот -ных средств не позволяет предприятиям в должной мере выполнять имеющиеся заказы/контракты. Емкость рынка авиационной продукции зависит от экономического состояния авиасборочных и авиаремонтных предприятий РФ, заключенных внутренних и экспортных контрактов, политики Правительства РФ, проводимой в отношении поддержки авиационной промышленности. Государство уже начало концентрировать ресурсы на тех стратегически важных направлениях, где потенциал роста еще сохранился. Это относится и к авиационной промышленности. Однако ОАО «Авиакор — авиационный завод», ядро авиастроительного кластера Самарской области, остается без системной государственной поддержки [15], т. к. не входит в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Между тем такая поддержка необходима в силу, с одной стороны, сложного финансового положения предприятия, вызванного объективными причинами, а с другой стороны, востребованности со стороны рынка продукции, выпускаемой ОАО «Авиакор — авиационный завод» [14].

Библиографический список

1. «^виакор» получил заказ на партию самолетов Aн-140-100 для Министерства обороны РФ || ОAО <^виакор — авиационный завод». URL: http: 11 www.aviacor.m|content|view|157|37| (дата обращения: 20.07.2012).

2. Галицкая В. Воздух подождет || Самарское обозрение. 2009. 23 апреля.

3. Еще одна версия самолета A^140 будет создана под требования Минобороны РФ || Центр анализа мировой торговли оружием. URL: http:||armstrade.org| indudes|periQdiGs| news |2011|0728|10409017| detail. shtml (дата обращения: 20.07.2012).

4. О налоге на имущество организаций на территории Самарской области: закон Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (региональный выпуск).

5. О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет: закон Самарской области от 7 ноября 2005 года № 187-ГД. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

6. Об областном бюджете на 2001 год: закон Самарской области от 28 декабря 2000 г. №55-ГД. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

7. Об областном бюджете на 2005 год: закон Самарской области от 25 декабря 2004 г. № 166-ГД. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

8. Об областном бюджете на 2006 год: закон Самарской области от 27 декабря 2005 г. №228-ГД. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

9. Об областном бюджете на 2007 год: закон Самарской области от 7 декабря 2006 г. №165-ГД. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

10. Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 — 2010 годов: закон Самарской области от 29 ноября 2007 г. №134-ГД. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

11. Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010—2011 годов: закон Самарской области от 27 ноября 2008 г. №131-ГД. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс» (региональный выпуск).

12. Об утверждении областной целевой программы «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области» на 2001—2008 годы: закон Самарской области от 16 ноября 2001 года № 79-ГД. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

13. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки: решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (региональный выпуск).

14. Потребность только российского рынка в самолетах типа Ан-140 на сегодняшний день составляет около 200 единиц // Отраслевое агентство «Авиапорт». иЯЬ: http://www.aviaport.ru/digest/2011/12/20/ 227006.html (дата обращения: 20.07.2012).

15. Производство самолетов может позволить себе только сильное государство // Отраслевое агентство «Авиапорт». ИЯЬ: http://www.aviaport.ru/digest/2011/12/ 20/227006.Мт1 (дата обращения: 20.07.2012).

16. Рубцова Ю. Из Самары в Лондон на Ан-140 // Волжская коммуна. 2006. 15 июля.

17. Свешников Н. У авиации общего назначения — хорошие перспективы // Волга-бизнес. 2006. № 7.

18. Соглашение в Фарнборо // Волжская коммуна. 2006. 19 июля.

19. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. // Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. ИЯЬ: http://economy.samregion.ru/ strategy_programm/socia1_no_ekonomicheskoe_razvi/ (дата обращения: 20.07.2012).

20. Тюкавкин Н.М. Финансы предприятий: учеб. пособие для вузов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. 183 с.

21. Тюкавкин Н.М., Сорочайкин А.Н. Экономический анализ: учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 136 с.

22. Экономическая энциклопедия регионов России. Приволжский федеральный округ. Самарская область / Антимонов Ю.Н. [и др.]; редкол.: Хасаев Г.Р. (гл. ред.) и [др.]. М.: Экономика, 2007. 396 с.

A.M. Isupov* ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF STATE REGULATION OF SAMARA REGION AIRCRAFT-BUILDING CLUSTER

The attempt of analysis of organizational and economic mechanism of state regulation of Samara region aircraft industry cluster is made, the basic directions of support of civil aviation industry on the part of regional authorities are reviewed; the general scheme of the mechanism of state regulation of Samara Region aircraft-building cluster is elaborated.

An assessment of financial position of main enterprises of Samara aircraft-building cluster is performed; problematic nature of modern financial condition of kernel of aircraft-building cluster of the region — JSC «Aviacor — aircraft plant» is proved.

Key words: aircraft industry, aircraft-building cluster, state regulation, rating assessment, profitability of economic activity, liquidity of assets, financial stability, business activity.

* Isupov Andrey Mihailovich ([email protected]), the Dept. of State and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.