Научная статья на тему 'Модель государственно-общественного управления муниципальным образованием'

Модель государственно-общественного управления муниципальным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкина Г. Т.

The report maintains the concept of the strategic role of education in the development of the state. The government is putting a high priority on educational reforms. It is intended that the realization of the regional project «Education» in Kazan correlates with the conceptual idea of state and social developing of municipal education management. The report views the positive changes in the development of education of the region as well as it highlights the need to provide high quality of it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and social developing of municipal education management

The report maintains the concept of the strategic role of education in the development of the state. The government is putting a high priority on educational reforms. It is intended that the realization of the regional project «Education» in Kazan correlates with the conceptual idea of state and social developing of municipal education management. The report views the positive changes in the development of education of the region as well as it highlights the need to provide high quality of it.

Текст научной работы на тему «Модель государственно-общественного управления муниципальным образованием»

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Г.Т.Минкина, к.п.н.

Модернизация общественных отношений в России происходит в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и в мировое хозяйство. Провозглашение приоритета образования - это не только отказ от остаточного принципа финансирования и изменения цифр в бюджете. Прежде всего - это создание новых общественных отношений в системе образования, которые предлагают и основывают педагоги, учащиеся и их родители в своем детско-взрослом сообществе; органы управления образованием; органы государственной и муниципальной власти; коммерческие и общественные организации. На практике - это проявляется в том, что вводятся инновационные учебные курсы, внедряются новые педагогические технологии, развивается инновационное проектирование, расширяется благотворительность, совершенствуется законодательная база, применяются информационные технологии, укрепляется сотрудничество с местным сообществом, распространяется практика образовательных договоров, имеет место индивидуальная педагогическая деятельность и так далее [1, 2].

Среди новых общественных отношений, характерных для гражданского общества, но уже сейчас присутствующих в системе образования, можно выделить отношения, построенные на совместной деятельности всех основных

участников образовательного процесса:

- педагогов, учащихся и их родителей;

- договорные отношения;

- отношения образования и местного сообщества;

- межотраслевые и межсферные отношения, инициаторами которых становятся образовательные учреждения.

Вместе с тем внутренняя жизнь образовательных учреждений, как известно, отражает суть гражданского общества, того будущего страны, на которое работают каждое учебно - воспитательное учреждение и сфера образования в целом. И, в этой связи, можно отметить, что социальные институты, способные представить, артикулировать новые общественные отношения в системе образовательных учреждений, еще только начинают формироваться. Например - это попечительские советы, с которыми учреждения образования утверждают платные образовательные услуги, согласовывают целостные образовательные программы, определяющими их специфику. Более того, если сейчас в инновационном образовательном учреждении не удастся создать попечительский совет, защищающий образовательную программу, развитие стандартизации ведомственного регулирования в системе образования напрочь уничтожит все то новое, что когда-то, как в офшорной зоне, появилось и жило в системе образова-

ния. Директор образовательного учреждения - наемный работник, и он не может противостоять своему работодателю, требующему выполнения определенных, стандартизированных образовательных программ, не охватывающих всех многообразных общественных отношений. Да и по своему принципу любая стандартизированная образовательная программа, если она существует в гражданском обществе, не в силах охватить ни многообразие сегодняшней жизни, ни будущий уклад общественных отношений. Нормативное пространство образовательного учреждения организованно таким образом, что в центре оказываются интересы «власти» (будь то государство или органы управления), а не интересы граждан (учащихся), то есть непосредственных участников процесса. И даже если возникает внутренняя потребность, из которой может вырасти «гражданская инициатива», она выпадает из жестко заданной нормы, оказывается вне сферы ее интересов и задач. И тогда учащийся (педагог) оказывается перед закрытой дверью. И открыть ее невозможно, потому что «ключи» содержатся в норме, которая даже не предполагает присутствия потребностей учащегося (гражданина). Отсюда возникает необходимость разработки новой системы норм, отражающих потребности и интересы гражданского общества. Поэтому некоторые специалисты предлагают делегировать регулирование правил жизни образовательного учреждения от учредителя или его представителя, решающего ведомственные задачи, общественным управляющим -гражданским образовательным институтам. Это не значит, что параллельно с ведомственным органом управления

образованием возникнет еще одно районное общественное управление образованием, в задачи которого также будут входить функции контроля качества образования, пусть и общественно разделяемого и принимаемого. Но это означает, что может появиться практика поддержки образовательных проектов, распределения бюджета, выработки стратегий и влияния на образовательную политику. Видимо, только так и возможно появление действительных образовательных потребностей общества. Но найдутся ли такие граждане, способные взять на себя миссию общественного управления? Это зависит от того, удастся ли сделать общественное управление привлекательным, интересным для общества. В противном случае, общественные отношения гражданского общества, представленные в инновационных образовательных программах, останутся лишь локальным достижением нескольких учреждений образования. Инновационное образование не исчезнет, но превратится в небольшую группу маргиналов, партизан социальных реформ, лишь от части пытающихся противостоять ведомственной вертикали управления [3].

Таким образом, педагогическая проблематика уже не является основой проектирования инновационной деятельности, поскольку выживание образовательного учреждения зависит от его умения позиционироваться на рынке, от возможности стать самостоятельной единицей образовательного процесса, порождающей свое содержание и определяющей его. Поэтому становится актуальной образовательная политика, задающая нормы развития современного образовательного учреждения и образовательного сообщества в

целом. При этом очень важно, чтобы новая образовательная политика была ориентирована на формирование гражданского общества, выращивающего инициативу внутри самой образовательной системы, предполагающего разнообразие инновационной деятельности и новый взгляд на управление образовательными учреждениями.

В условиях трансформации российского общества, управление образовательными учреждениями должно быть направлено на всемерное развитие в них инновационной деятельности. Создание и функционирование институтов общественного участия в управлении образованием должно опираться на следующие принципы: 1) инициативное паритетное участие властей и граждан в создании институтов общественного участия в управлении образованием; 2) юридически независимый характер деятельности попечительских организаций; 3) сетевой принцип соор-ганизации институтов общественного участия в управлении образованием; 4) определение конкретных полномочий деятельности попечительских организаций на основе договорных отношений с муниципальными и региональными властями в таких областях, как: финансирование и экономика образования, реализация образовательных программ общего и дополнительного образования, нормативно-правовое регулирование сферы образования, материально-техническое оснащение школ, оптимизация сети образовательных учреждений и др.; 5) проведение Р5 кампаний по приданию позитивного имиджа общественному участию в управлении образованием; 6) поддержка общественными управляющими инновационных образовательных практик

(образовательных учреждений, программ дополнительного образования и

пр.) [1, 2].

Говоря о подходах к подготовке общественных управляющих, следует отметить важность следующих моментов: 1) наличие опыта деятельности в органах школьного самоуправления у общественных управляющих, участие образовательного сообщества в выборе кандидатов на обучение; 2) проектный характер обучения общественных управляющих; 3) сочетание обучения с практической деятельностью; 4) тью-торская поддержка обучения общественных управляющих, преимущественно индивидуальный характер обучения; 5) использование активных форм обучения общественных управляющих; 6) проведение совместных стажировок общественных управляющих; 7) выделение инвариантных составляющих образовательных программ подготовки общественных управляющих (образовательная политика, экономика образования, нормативно-правовое регулирование сферы образования [3].

Из анализа опыта образовательных учреждений Республики Татарстан следует, что успехов достигли те школы, в которых организационноправовые формы государственнообщественного управления стали базовыми элементами всех создаваемых организационных структур внутри образовательных учреждений. Основными организационно-правовыми формами государственно-общественного управления в муниципальном образовании могут быть:

1. общественные благотворительные фонды по развитию конкретных образовательных учреждений; совершенствованию их учебно-материальной базы

и учебно-воспитательного процесса; защите материнства, и детства, и отцовства; по укреплению престижа и роли семьи в обществе; охране здоровья, пропаганде здорового образа жизни, улучшению морально-

психологического состояния учащихся; развитию физической культуры и массового спорта; социальной поддержке и защите граждан, в том числе детей и подростков, которые в силу своих физических, интеллектуальных или иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

2. советы школы, разрабатывающие образовательные программы, основная цель которых - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, путем создания новых механизмов работы с ребенком, обновления структуры и содержания образования, развития образовательной программы раннего развития, технологий воспитания самостоятельной, активной личности и совершенствования системы преемственности с другими звеньями системы образования;

3. родительские комитеты с новыми полномочиями и ответственностями;

4. попечительские советы;

5. районный ресурсный центр, основными направлениями деятельности которого являются: выращивание социально активной педагогической общественности; проектирование образовательного пространства школы как модели гражданского общества; равноценное развитие всех составляющих образования: знаниевой, универсальных способов деятельности, коммуникативной, навыков коллективного труда, норм социальной жизни; создание

механизма управляемых инновационных изменений в образовательной практике района, направленных на повышение качества образования; разработка новых форм внутришкольной и межшкольной соорганизации, в том числе самоуправления; соорганизации инноваций с традицией; внедрение современных технологий, позволяющих равноценно развивать все составляющие образования; создание условий руководителям образовательных учреждений для освоения управленческих знаний и приемов, необходимых для поддержки и развития инновационных изменений; выявление инновационных компонентов содержания переподготовки руководителей образовательных учреждений; формирование у руководителей установки на поддержку инновационных изменений и инициатив педагогов школы; распространение моделей попечительства об образовании на уровне образовательного учреждения, их ассоциаций и объединений на муниципальном уровне (район в городе); развитие форм детской и молодежной общественной самоорганизации и гражданской инициативы.

Для развития указанных направлений районный ресурсный центр использует следующие виды деятельности:

- поиск, сбор, систематизация, анализ и распространение информации о местном, российском и зарубежном опыте общественного участия в управлении образованием, попечительства об образовании, детской и молодежной общественной самоорганизации;

- переподготовка и повышение квалификации управленцев образования, педагогических кадров, обучение представителей общественности и учащих-

ся методам и практике общественной самоорганизации: выбор организационно-правовой формы, создание организации и социальный менеджмент, социальный маркетинг и связи с общественностью, фандрайзинг (поиск и привлечение ресурсов) и др.;

- консультации и методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений по формированию общественной составляющей в управлении образованием, по созданию школьных попечительств и общественных объединений детей и молодежи;

- юридическое сопровождение организации и деятельности форм общественной составляющей, попечительств в образовательных учреждениях, детских и молодежных общественных объединений;

- формирование и организация работы творческих групп администраторов образовательных учреждений, представителей педагогических коллективов по направлениям разработки и внедрения моделей общественной составляющей, попечительства, детской и молодежной общественной самоорганизации в образовательных учреждениях.

Анализ опыта государственнообщественного управления муниципальным образованием показывает, что одним из наиболее важных является вопрос о продуктивном взаимодействии разных инициативных групп.

Первоначально реальное взаимодействие субъектов общественной жизни может строиться как взаимодействие разных, изначально не согласующихся интересов. Сначала активные группы граждан должны пройти путь клуба, где у каждого есть свой интерес, где каждый считает себя важным и самодостаточным. В такой ситуации пред-

мет их кооперации еще не возникает, но инициаторы социального взаимодействия начинают видеть своих партнеров: кооперироваться со структурами власти, институтами образования и культуры; нанимать консультантов; оценивают имеющиеся и искать новые средства. Затем должны возникнуть объединения типа ассоциаций, где можно спорить, договариваться.

Ассоциации позволяют уйти от жесткого администрирования, поскольку способствуют формированию механизмов прозрачного принятия решений, касающихся разных сфер. Через дальнейшее вовлечение в ассоциации лиц из различных сфер деятельности, на основании их договоренностей, могут возникать более крупные общественные структуры, в которых начнут проявляться потенциальные позиции участников социального партнерства, наметятся их первые действия. В свою очередь, оформление собственных позиций может стать основанием для перехода в партнерства, в которых можно говорить о появлении проектной деятельности. Социальные партнерства позволят предприятиям непосредственно поддерживать инновационные образовательные программы школ, а попечители более заинтересованно их обсуждать с администрацией образовательных учреждений, родителями и учениками. Дальнейшее развитие партнерств может привести к построению общественных институтов управления, выражающих общественное мнение в области образования [4].

Наш опыт работы показывает - трудность процесса взаимодействия образовательных учреждений с общественными

Рис. Этапы становления общественных институтов

структурами связана с выявлением ясных, значимых интересов и целей взаимодействия. Должен возникнуть общий понятный всем язык, на котором можно было бы строить совместные проекты: качества образования, нормативной базы, экономики и т.д. На рисунке представлены этапы становления общественных институтов, участвующих в управлении образованием.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что основными концептуальными положениями деятельности, направленной на создание государственно-общественных форм управления образованием, является следующее:

1. Воспроизводство старого качества

образования можно преодолеть за счет преодоления «конвейерного» характера переподготовки и повышения квалификации. Необходимо не воспроизводить старое качество образования, а в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров мобильно менять содержание образования, включая в переподготовку обучение навыкам проектирования, прогнозирования и программно-организованной деятельности. Это означает, что в процесс переподготовки и повышения квалификации должны вовлекаться в первую очередь те педагоги и управленцы, которые имеют склонность к освоению проект-

ного режима работы, навыки критического отношения к своей педагогической и управленческой деятельности, ориентировку на развитие позитивных моментов собственной деятельности.

2. Создание системы государственно-

общественного управления является необходимым стимулом становления нового качества образования. Партнерский диалог общества, государства и профессионалов-педагогов позволит

создать систему анализа и обоснования необходимости новых аспектов качества образования, что позволит преодолеть «конвейерный» характер в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Постоянный анализ и обоснование новых аспектов содержания образования - насущная потребность современной педагогической практики. Все это требует создания государственно-общественных институтов образовательной экспертизы, которая должна стать одной из основ в деятельности попечительских советов, иных органов самоуправления образовательных учреждений, в процессе аттестации кадров и учреждений образования, в процессе деятельности общественных организаций, способствующих развитию образования на уровне муниципалитета и региона.

3. Система образования играет одну из основных ролей при становлении в России новой системы общественных отношений. Государственно - общественное управление образованием должно стать моделью будущей новой

системы отношений в российском обществе. Существенно, что взаимодействие общества и образования должно осуществляться не по типу «заказчик-исполнитель», но включать в себя конструктивный диалог, совместное решение общих проблем. Это предполагает становление коллективных субъектов образовательной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без отработки форм создания и функционирования попечительских советов, иных государственно-общественных органов управления образованием, практики договорных отношений в образовании. Практика договорных отношений в образовании, распространение гражданского образования - предпосылка становления в обществе правовой культуры, традиций социального партнерства, основных ориентиров гражданского информационного общества.

Литература:

1. Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи //Педагогика, № 5, 1995. - С. 13-17.

2. Мухаметзянова Г.В. Региональные аспекты управления средним фофессиональ-ным образованием // Профессиональное образование. № 3(16) 1999. - С 3-12.

3. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательными учреждениями инновационного типа. Диссерт. На соискание ученой степени д.пед.н. - Казань, 2004. - 438 С.

4. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.- М.: Знание,

1991. - 64 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.