Научная статья на тему 'Модель гармонического мирового порядка: крестьянские ремесла как художественное произведение'

Модель гармонического мирового порядка: крестьянские ремесла как художественное произведение Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Декоративно-прикладное искусство / пластическая форма вещей / орнамент / жанровые мотивы / мифологическое мировосприятие крестьян. / Arts and crafts / plastic form of things / ornament / genre motifs / mythological perception of the peasants.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михеева Людмила Николаевна, Джичоная Магда Алексеевна

В статье раскрывается декоративно-художественная функция крестьянских ремесел. Подчёркивается роль традиций, лежащих в основе народной культуры. Рассматриваются жанровые мотивы, входящие в орнаментальное убранство. Утверждается неразрывная связь человека с природой, мифологические и религиозные представления, заложенные в традиционной народной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Михеева Людмила Николаевна, Джичоная Магда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF HARMONIOUS WORLD ORDER: PEASANT CRAFTS AS A WORK OF ART

The article reveals the decorative and artistic function of peasant crafts. The role of traditions underlying the folk culture is emphasized. The genre motifs included in the ornamental decoration are considered. The author asserts the indissoluble connection of man with nature, mythological and religious ideas inherent in traditional folk culture.

Текст научной работы на тему «Модель гармонического мирового порядка: крестьянские ремесла как художественное произведение»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ

ПРОЦЕССОВ

RAR УДК 008 ББК 71

МОДЕЛЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИРОВОГО

ПОРЯДКА: КРЕСТЬЯНСКИЕ РЕМЕСЛА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Михеева Людмила Николаевна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общегуманитарных наук Российской государственной специализированной академии искусств, Резервный проезд, дом 12 г. Москва, Россия,121165,

e-mail: lira19lm@gmail.com

Джичоная Магда Алексеевна,

кандидат культурологии, доцент, Московский государственный университет пищевых производств Волоколамское шоссе, 11 г. Москва, Россия, 125080, e-mail: magdalena-27@mail.ru

Аннотация

В статье раскрывается декоративно-художественная функция крестьянских ремесел. Подчёркивается роль традиций, лежащих в основе народной культуры. Рассматриваются жанровые мотивы, входящие в орнаментальное убранство. Утверждается неразрывная связь человека с природой, мифологические и религиозные представления, заложенные в традиционной народной культуре.

Ключевые слова

Декоративно-прикладное искусство; пластическая форма вещей, орнамент, жанровые мотивы; мифологическое мировосприятие крестьян.

3

Во все времена, давние и близкие нам, отмечалось, что бытовые и религиозно-ритуальные предметы, составляющие основное зерно крестьянского ремесла, отличаются особой выразительностью и декоративностью.

Чувство красоты и повышенной декоративности, которые приписываются крестьянским мастерам и мастерицам, — это эстетические качества в их современном понимании. Для крестьянина в прошлом — это совокупность исто-

4

рически сложившихся форм миропонимания и воплощение связи человека с природой и космосом. Это как бы некий итог, результат отражения родового коллективного сознания, проявления исходных мифологических представлений. В народном мироощущении преобладала многозначная реальность. Она вырастала из чувства народной стихии, где противоположность коренных начал мира воспринималась в их единстве столь остро и живо, что каждое существо, как и реальное действие, становились в народном сознании символом, знаком, а символ — живым существом и самой реальностью. Создание предметов было не только работой, но и творчеством, становилось событием, что и делало его непреходящим, живым и столь необходимым самому народу. В этом процессе не было ничего произвольного. В итоге как бы ритм народного бытия создал свою художественную форму.

Каждая вещь обладала своим особым характером — пластической формой, отделкой. Подобные украшения (а для нас они только украшения, набор декоративных элементов) наделяли вещь ее главными, в том числе практическими свойствами, служили ее «оживлению», т. е. вводили в контекст микрокосма. В представлении крестьянских ремесленников только в этом случае подобный предмет начинал существовать и функционировать как полезный, как некое живое явление со строго индивидуальным набором свойств. Подобная знаковая семиотическая традиция, заложенная в основе всей народной культуры, передаваемая из поколения в поколение, послужила основой будущей художественной традиции, позднее осмысленной с эстетических позиций.

Орнамент является одним из важных средств художественной обработки предметов в крестьянском творчестве. Узор на поверхности предмета играл доминирующую роль в эстетических влечениях и вкусах деревенских ремесленников. Это касается самых разных предметов, выполненных в разных материалах и техниках. Узоры из орнаментов обычно целиком покрывали поверхность предмета, за исключением его рабочей части. В этой изобильной и всесторонней укра-шенности предмета заключается один из основных конструктивных принципов крестьянского бытового творчества. В каждом узоре содержались частые мотивы растительного характера, древняя культовая символика, перевоплощен-

ная в геометрических построениях, многочисленные зоографические элементы и геральдические изображения. Последние в более позднее время подчинялись уже чисто жанровым задачам изображения, хотя и не были еще освобождены от древней орнаментики. Жанровые мотивы почти всегда входили в орнаментальное убранство как подсобные и дополнительные детали1.

Принцип орнамента вытекал из универсальной модели мира, из представлений об иерархически устроенной Вселенной. Поэтому мотивы и элементы орнаментов, которые выносились на поверхность предметов, первоначально имели магическое значение, а сами предметы воспринимались как культовые. Но смысл орнамента постепенно утрачивался, забывался, вместо него оставалось неизменное, богатое ощущение бесконечного ритма линий, всевозможных вариаций форм. Очевидно, что именно этими обстоятельствами объясняется популярность орнаментальных мотивов.

Популярность геометрической резьбы у крестьянских ремесленников объяснялась еще и тем, что она как бы совпадала с замедленным темпом жизни крестьян, существовавших в круговороте природы с постоянной сменой времен года и разных видов сельскохозяйственных работ. Темп их жизни совпадал с орнаментальным ритмом и нашел свое выражение в неизменно равномерном заполнении поверхности изделий узорами и мотивами из растительного и животного мира. Многие из орнаментов восходят к доисторическим временам, отражают верования древних славян, которые поклонялись всевозможным силам природы, верили в их таинственную власть. Среди них — солнце, луна, гром и молния, растения и животные. Часто встречающийся мотив в орнаменте — это изображение солнца, солярного знака в виде круга или розетки, несущего свет и тепло всему живому на земле2.

Декоративность изделий заключалась не только в богатстве орнаментов и мотивов, но и в колористических качествах, в звучной, мажорной гамме, в сочетании нескольких локализованных цветов. Излюбленными были красный или оранжевый — цвета солнца и здоровья. Идеалом своеобразной красоты являлась не хрупкая,

1 Захаров В. М. Поэтика русского танца. Т.5 М., 2010, С. 43

2 Захаров В. М. Указ. соч. С. 44

нетронутая форма, а форма мощная, преобразовательная. Это могли быть вышитые полотенца, скатерти, праздничная одежда. Столь же нарядно выглядели и предметы бытового назначения — столовая посуда, ложки, солонки, ковши, прялки, сундуки для одежды, даже замки, дверные задвижки, бляхи на сумках пастухов, где хранили инструменты. Но художественная отделка изделий несла в себе нечто большее, чем это мы можем представить сегодня. Неслучайно в подтверждение особой знаковой роли росписей и орнаментов приводят пример, когда гладкие нерасписанные прялки не использовались в хозяйстве, так как считались неприглядными для работы по той причине, что не были украшены соответствующим образом.

В мифологическом мировосприятии крестьян большую роль играло представление о новых и старых, целых или разбитых вещах. У старых изделий исконно была своя магия привлекательности, своя особенность, они становились воплощением идеи своего мира, хорошо обжитого и освоенного человеком. Материалы, из которых изготавливались предметы быта, а также технологии были ритуализированы нашими предками. Процесс производства вещей предполагал активное взаимодействие человека с внешней природной средой. Ощущение неразрывной связи человека с природой определяло общую стратегию его поведения, а оно было построено на идее партнерства, диалога, взаимного обмена ценностями.

Основные материалы, которые использовались в ремесленном производстве (дерево, глина, металл, лен, шерсть), обладали особым статусом. Когда-то именно они послужили исходным сырьем в создании земного мира, самого человека и его первых бытовых изделий. В этом смысле отношение наших предков к природе, ее материалам, умение отказаться от использования определенных растений, минералов, животных, если они несут в себе отрицательное значение и не отвечают символическим требованиям, заслуживает уважения и всяческого подражания.

Итак, вещи и предметы в крестьянской среде рождались на стыке мифологических и религиозных представлений и самого быта, неотделимого от верований и давних магических (идущих от славянских верований) скрытых смыслов.

Большинство создателей предметно-вещного мира народной культуры — это крестьяне,

одно из самых многочисленных сословий России, жители деревень. Они не оставили своих имен (за очень небольшим исключением), так как не считали себя ни художниками, ни мастерами, ни даже умельцами. Они занимались изготовлением всевозможных предметов в свободное от хозяйственных работ время, в силу жизненной необходимости и в соответствии со своим мироощущением. Каждая практическая вещь, каждый самый незначительный предмет в хозяйстве являлись результатом своего рода творческого процесса, знаний, опыта, передававшихся из поколения в поколение, непосредственно от отца к сыну, от матери к дочери и, тем самым, обеспечивающих родовую ценность в веках.

Предметно-материальный мир традиционной народной культуры продолжает жить в условиях современности. Он обширен, многообразен, но в значительной части носит иной, чем прежде, характер, заметно отличаясь от старого. И это вполне естественно, ибо быт и мировоззрение населения резко изменились и продолжают меняться на наших глазах с редкостной быстротой. Процесс этот неровен, не везде одинаково интенсивен, так как страна наша огромна и неоднородна как по этническому, так и по социальному составу населения, разнообразна по культурным, природным, экономическим условиям, по степени ориентации на традиции прошлого.

Известный специалист по народному искусству М. А. Некрасова выделяет четыре формы существования народного традиционного искусства в условиях современности, которые исторически сложились в прошлом и окончательно сформировались в России к середине XX столетия. Их характеризует общность традиций, школ, художественных систем, художественного языка в целом и локальных признаков творчества — всего того, что важно для функционирования народного декоративно-прикладного искусства.

Если говорить о дне сегодняшнем, то понятие народные художественные промыслы стало и без того еще более широким и запутанным в силу участия в них разных мастеров и художников-профессионалов. Так, по мнению искусствоведа Н. Н. Мамонтовой, для одних промыслы — это исторически сложившиеся предприятия, для других — это сообщество индивидуально работающих художников на основе традиции, для третьих — это объединения народных мас-

5

теров — хранителей традиционных форм ремесла, для четвертых промысел — это коммерческая фирма, на которой трудятся мастера и художники. Есть немало и промежуточных форм. Главные перемены были связаны с изменением природы художественных промыслов: они были организованы по типу производств всевозможных изделий с введением машинного оборудования. Это не могло не повлечь за собой изменений в их характере. По отношению к таким предприятиям едва ли применимо понятие носитель традиционной народной культуры, как это было в прошлом, скорее можно говорить об участниках, не обязательно ощущающих себя собственно носителями традиций.

Вещь, таким образом, лишаясь привычного содержания, приобретает новый смысл в связи с новым его озвучиванием, новым предназначением, хотя и теряет при этом свою изначальную ценностную форму и содержание.

Не все выделенные искусствоведами формы существования традиционного народного искусства являются аутентичными, т. е. собст-

венно народными. Менее всего это касается художественных промыслов и производств. Лишь первая форма — этническая, вторая — местные промыслы частично, как и творчество отдельных мастеров, могут считаться традиционными.

Список литературы

1. Бабурин А. К. О жизни вещей в народной культуре. Живая старина.1996. № 3 с.2.

2. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000.

3. Забылин Н. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия: Сб. М., 1992.

4. Захаров В. М. Поэтика русского танца. Т.5 М., 2010.

5. Клетнова Е. Н. Символика народных «украс» Смоленского края. Смоленск, 1924; переизд. 2000.

6. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1985.

7. Пашкова В. В. Глиняные образы в судьбах людей: вчера, сегодня, завтра // Матер. II межрегион. научно-практич. конференции. Курск, 2009.

6

MODEL OF HARMONIOUS WORLD ORDER: PEASANT CRAFTS AS A WORK OF ART

Mikheeva Ludmila Nikolaevna,

DSc in Philology, Professor Russian State Specialised Academy of Arts Rezervni proezd,

12, Moscow, Russia 121165, e-mail: lira19lm@gmail.com Dzhichonaya Magda Alexseevna, PhD in Culturology, associate Professor Russian State University.

Moscow State University of Food Production Volokolamskoe Shosse 11, Moscow, Russia,125080, e-mail: magdalena-27@mail.ru

Abstract

The article reveals the decorative and artistic function of peasant crafts. The role of traditions underlying the folk culture is emphasized. The genre motifs included in the ornamental decoration are considered. The author asserts the indissoluble connection of man with nature, mythological and religious ideas inherent in traditional folk culture.

Keyword

Arts and crafts; plastic form of things, ornament, genre motifs; mythological perception of the peasants.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.