Научная статья на тему 'Модель формирования умений самообразовательной деятельности школьников'

Модель формирования умений самообразовательной деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SELF-EDUCATION ACTIVITY / SELF-EDUCATION ACTIVITY SKILLS / FORMATION OF SELF-EDUCATION ACTIVITY SKILLS / THE MODEL OF FORMATION OF SELF-EDUCATION ACTIVITY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Ирина Николаевна

В статье описана модель формирования умений самообразовательной деятельности школьников, включающая целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of formation of self-education activity skills

This article contains the description of the model of formation of self-education activity skills, including its special-purpose, instructive, technological, and result assessment components.

Текст научной работы на тему «Модель формирования умений самообразовательной деятельности школьников»

УДК 377

И. Н. ТИТОВА

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье описана модель формирования умений самообразовательной деятельности школьников, включающая целевой, содержательный, технологический, оценочно-ре-зультативный компоненты.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, умения самообразовательной деятельности, формирование умений самообразовательной деятельности, модель формирования умений самообразовательной деятельности.

Модернизация современного образования осуществляется на фоне интенсивно развернувшейся информационной революции, глобализации социально-экономических процессов, качественных изменений принципов организации всей общественной жизни. Движущей силой инновационных процессов в образовании выступает научное знание и информатизация. При переходе общества к информационной стадии развития традиционно сложившаяся классноурочная система передачи знаний обучаемым не может полностью удовлетворить информационные потребности личности. Значительная часть знаний может формироваться в процессе самообразовательной деятельности. Под самообразовательной деятельностью мы понимаем целенаправленную, мотивированную, познавательную деятельность, направленную на формирование умений и навыков самостоятельно приобретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. Способность личности к осуществлению самообразовательной деятельности возможна через формирование умений самообразовательной деятельности. Под формированием умений самообразовательной деятельности мы понимаем целостный процесс педагогического взаимодействия учителей и обучаемых на основе системного и личностно-деятельностного подходов, направленный на овладение школьниками умениями самообразовательной деятельности, на развитие личностных качеств, обеспечивающих её успех и результативность. Умения самообразовательной деятельности рассматриваем как готовность и способность школьника выполнять систему действий, направленных на осуществление самообразовательной деятельности.

Для реализации замысла исследования мы избрали метод моделирования [ 1 ].

Модель [фр. modele] 1. Образец какого-либо нового изделия, служащий наглядным примером для кого-, чего-либо. 2. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспроизведения в другом материале. 3. Тип, марка, образец конструкции. 4. Предмет, точно воспроизводящий в уменьшенном виде или в натуральную величину какой-либо другой предмет. 5. Схема, математическое описание устройства какого-либо физического объекта или процесса, протекающего где-либо [2, с. 550].

Выбор метода моделирования обусловлен необходимостью системного описания процесса обучения,

направленного на формирование умений самообразовательной деятельности школьников.

В нашем исследовании системный подход предполагает изучение процесса формирования умений самообразовательной деятельности школьников как системы с позиции его компонентного состава, связей и отношений в ходе его становления и функционирования; выявления структурно-функциональных связей и отношений.

Любая система, в том числе и система формирования умений самообразовательной деятельности, задаётся целью, которая влияет на содержание, выбор методов и форм, а, следовательно, на процесс и результат формирования.

Вместе с тем системный подход только во взаимосвязи с личностно- деятельностным подходом позволил всесторонне исследовать изучаемый объект.

Личностно-деятельностный подход предполагает ориентацию при формировании умений самообразовательной деятельности на личность школьника как цель. Реализация данного подхода ставит школьников в активную позицию, создаёт условия, способствующие формированию умений самообразовательной деятельности.

В рамках личностно-деятельностного подхода имеет место иная структура взаимодействия педагога и обучаемого, принимающая формы субъект-субъектного сотрудничества в совместно организуемой деятельности по формированию умений самообразовательной деятельности.

Опираясь на системный и личностно-деятельностный подходы, результаты анализа теоретического и практического опыта построения существующих моделей, собственное экспериментальное исследование, мы разработали модель формирования умений самообразовательной деятельности. Она отличается от предыдущих моделей компонентным составом и их содержательным наполнением.

Под моделью формирования умений самообразовательной деятельности школьников мы понимаем систему, интегрирующую все виды педагогических воздействий на обучаемых в целостный процесс, обеспечивающий в конкретных педагогических условиях формирование умений самообразовательной деятельности.

Разработанная нами модель включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный.

Охарактеризуем компоненты модели (рис. 1).

Целевой компонент включает: цель, задачи, принципы.

Целью является формирование умений самообразовательной деятельности школьников.

Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:

— сформировать мотивационно-ценностное отношение школьников к самообразовательной деятельности;

— разработать дидактическое обеспечение процесса формирования умений самообразовательной деятельности;

— выявить и реализовать методы и формы учебноисследовательской деятельности, способствующие формированию умений самообразовательной деятельности школьников;

— развить личностные качества, обеспечивающие успешное функционирование умений самообразовательной деятельности: активности, самостоятельности, стремления к самообразовательной деятельности, адекватной самооценки.

При решении задач нами использовались принципы, которыми мы руководствовались в ходе реализации настоящей модели. К ним относятся принципы: целостности; целенаправленности; мотивационноценностного обеспечения; преемственности; поэтапности; рефлексии; диалогического общения; гуманизации. Все эти принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены, лежат в основе формирования умений самообразовательной деятельности и организации этой деятельности.

К формируемым умениям самообразовательной деятельности школьников мы относим умения: поиска и переработки информации; самоорганизации; самоконтроля.

Важным структурным компонентом модели является содержательный, который определяется целью и задачами формирования умений самообразовательной деятельности школьников. Содержательный компонент включает: формирование у обучаемых мотивационно-ценностного отношения к самообразовательной деятельности; формирование умений: поиска и переработки информации, самоорганизации, самоконтроля; развитие личностных качеств: активности, самостоятельности, адекватной самооценки, стремления к самообразованию; приобретение опыта самообразовательной деятельности.

Содержательный компонент рассматривается нами в единстве с технологическим, который включает систему действий, операций с элементами содержательной стороны, посредством которых знания, умения, навыки, способности вступают между собой во взаимодействие, в результате чего у школьников появляются в процессе обучения новые знания и умения. Процесс формирования умений самообразовательной деятельности школьников — это не стихийный процесс, а поэтапная, планомерная работа, отражающая динамику развития её компонентов и переходы от низких уровней к более высоким. Используя принцип поэтапности, мы, на основе учёта особенностей каждого из этапов, осуществляли реализацию преемственных связей между методами и организационными формами обучения умениям самообразовательной деятельности на каждом этапе.

Охарактеризуем каждый этап.

Первый этап — подготовительный (8 класс). Происходит знакомство школьников с понятием и сущностью самообразовательной деятельности, формирование мотивационно-ценностного отношения к

ней. Осуществляется целенаправленное обучение восьмиклассников технологии поиска и работы с информационными источниками, методам и приёмам самостоятельной работы с учебным и научным текстом на спецкурсе «Учись учиться». В ходе его школьники реализуют себя в определённых видах самостоятельной работы (конспектирование, реферирование, рецензирование и т.д.). Предполагается, что итогом осуществления первого этапа формирования умений самообразовательной деятельности школьников являются:

— сформированность мотивационно-ценностного отношения к самообразовательной деятельности;

— овладение технологией поиска и работы с информационными источниками, методами и приёмами самостоятельной работы с учебным и научным текстом.

На втором этапе осуществляется формирование умения поиска и переработки информации при изучении учебных дисциплин (русского языка и литературы) в образовательном процессе лицея. Работа выстраивается на основе взаимодействия учебной и исследовательской деятельности школьников в ходе проблемных лекционных, практических, лабораторно-практических занятий. Именно в условиях такого взаимодействия качественно меняется характер учебного процесса: сокращается доля информации, сообщаемой обучающимся в «готовом виде», возрастает удельный вес их самостоятельного поиска информации, активно развивается мышление.

Логическим завершением второго этапа формирования умений самообразовательной деятельности школьников являются:

— сформированность умения поиска и переработки информации, установка на его реализацию и совершенствование в последующих классах;

— приобретение первоначального опыта самообразовательной деятельности.

На третьем этапе происходит дальнейшее практическое овладение умением поиска и переработки информации школьников при изучении учебных дисциплин (русского языка и литературы) на основе принципа межпредметной преемственности, а также формирование умений самоорганизации и самоконтроля в процессе внедрения проблемно-поисковых заданий в учебные дисциплины. Осуществляется активизация самообразовательной деятельности школьников при выполнении творческих проектов, микроисследований. Происходит накопление опыта самообразовательной деятельности в процессе решения обучающимися поисково-творческих, учебноисследовательских заданий на учебных занятиях и развитие личностных качеств, направленных на успешность самообразовательной деятельности.

Итогом осуществления третьего этапа формирования умений самообразовательной деятельности школьников являются:

— сформированность умений самоорганизации и самоконтроля;

— накопление опыта самообразовательной деятельности;

— развитость личностных качеств: активности, самостоятельности, качество адекватной самооценки, стремления к самообразованию, обеспечивающих успешное формирование умений самообразовательной деятельности.

Четвёртый — завершающий этап. На этом этапе осуществляется овладение школьниками умениями самообразовательной деятельности (доведение их до высокого уровня), обеспечивающими успешную самообразовательную деятельность. Происходит

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

I

С

§

§

и

т

<

г

<

А

Цель: формирование умений самообразовательной деятельности

Задачи

-сформировать мотиваццонно-ценностное отношениешкольников к самообразовательной деятельности;

- разработал, дидактическое обеспечение процесса формирования умений самообразовательной деятельности;

- выявить и реализовать формы и методы учебно-исследовательской деятельности, способствующие формированию умений самообразовательной д еятельности школьников;

- развить личноспю-важные качества школьников, обеспечивающих успешное функционирование умений самообразовательной деятельности.

Ж

Принципы: целостности; целенаправленности; мотивационно-ценностного обеспечения самообразовательной деятельности; преемственности; поэтапности; рефлексии; диалогического общения; гуманизации.

Состав формируемых умений самообразовательной деятельности: поиск и переработка информации, самоорганизации, самоконтроля

Содержание деятельности

Формирование мотивационноценностного отношения школьников к самообразовательной деятельности

Формирование умений самообразовательной деятельности: поиска и переработки информации; самоорганизации; самоконтроля.

Развитие личностных качеств, обеспечивающих успешное функционирование самообразовательной деятельности: активности, самостоятельности, стремления к самообразовательной деятельности, адекватной самооценки.

Приобретение

опыта

самообразо-

вательной

деятельности

школьников

Этапы

Первый этап (подготовительный):

- формирование мотивационноценностного отношения к самообразовательной деятельности;

- обучение школьников технологии поиска и работы с инффмационными источниками.

т

Второй этап: Третий этап:

формирование формирование

—^ умений поиска —^ умений

и переработки самоорганизации

информации. и самоконтроля.

Четвёртый (завершающий): активное использование умений самообразовательной деятельности при выполнении исследовательских работ, творческих проектов, участии в научно-практических конференциях.

Методы, формы и средства

І і і і

Методы:

стимулирования и мотивации, работы с каталогами, метод поисковых заданий, метод тренинга.

Формы:

библиотечные занятия, учебные занятия с игровыми эмоциональными ситуациями: примера, успеха, поощрения, эвристические беседы, проблемное изложение, уроки-практикумы.

Средства:

- спецкурс «Самообразование - основа непрерывного образования;

- комплекс средств, обеспечивающих формирование мотивационно-ценностного отношения к самообразовательной деятельности;

- спецкурс «Учись учиться» по обучению учащихся технологии поиска и работы с информационными источниками.

Методы:

проблемного изложения, метод поисковых заданий, метод тренинга. Формы:

семинары, семинары-дискуссии, семинары-диспуты.

Средства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-система проблемнопоисковых заданий в учебных дисциплинах воспитательно-образовательного процесса школы.

Методы: Методы:

целеполагания и Проекта.

планирования, Формы:

самоконтроля, творческие

самооценки, проекты.

метод поисково- Средства:

творческих заданий. - система учебно-

Формы: исследователь-ских

лабораторно- заданий в учебных

практические занятия. дисциплинах

Средства: образовательного

- система учебно- процесса.

исследовательских

заданий в учебных

дисциплинах

образовательного

процесса.

Педагогические условия:

- формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к самообразовательной деятельности;

- взаимодействие учебной и исследовательской деятельности школьников;

- практико-ориентированная подготовка учителей к осуществлению процесса формирования умений самообразовательной деятельности.

Критерии сформированных умений: поиск и переработка информации; самоорганизация; самоконтроль.

Средства диагностики: метод опроса (беседы, анкетирования); мини-сочинения; создание проблемных ситуаций и наблюдения; создание педагогических ситуаций и наблюдения; анализа контрольных, творческих работ.

Результат: сформированность умений самообразовательной деятельности школьников.

Рис. 1. Модель формирования умений самообразовательной деятельности школьников

усложнение организационных форм обучения, поисково-творческих заданий, увеличивается степень самостоятельности обучающихся при их выполнении. Итогом осуществления четвёртого этапа формирования умений самообразовательной деятельности школьников являются:

— укрепление понимания социальной значимости самообразовательной деятельности за счёт сформированное™ мотивационно-ценностного отношения к этой деятельности;

— наличие личностных качеств обучаемых: активности, самостоятельности, адекватной самооценки, стремления к самообразованию за счёт их развития в ходе формирования умений самообразовательной деятельности;

— приобретение опыта самообразовательной деятельности, дающего возможность дальнейшего её осуществления в познавательной деятельности школьника за счёт сформированности умений самообразовательной деятельности.

Определённые нами цель, задачи, содержание и этапы формирования умений самообразовательной деятельности школьников потребовали разработки методов, форм и средств формирования умений самообразовательной деятельности.

В подборе методов мы опирались не только на «продуктивную» классификацию методов обучения, разработанную И. Я. Лернером [3] и М. Н. Скаткиным [4], но и на методы, направленные на формирование умений самообразовательной деятельности, а именно: метод стимулирования и мотивации; метод работы с каталогами и библиографическими материалами; целеполагания и планирования; метод самоконтроля; метод рефлексии; метод проектов; метод тренинга.

Каждый их этих методов, выполняя свои функции, служит своего рода этапом перехода школьников от одного умения к другому, от низкого уровня к более высокому.

Использование вышеперечисленных методов формирования умений самообразовательной деятельности старшеклассников определило выбор организационных форм процесса формирования умений самообразовательной деятельности, который был обусловлен основными задачами на каждом этапе и осуществлялся с учётом принципов преемственности в их использовании, усложнении содержания, мотивационной обеспеченности.

Особое место в разработанной модели мы отводим средствам процесса формирования умений самообразовательной деятельности, а именно, спецкурсам «Самообразовательная деятельность — основа непрерывного образования», «Учись учиться»; системе учебно-исследовательских, поисково-творческих заданий, комплексу методических рекомендаций.

Такая совокупность и последовательность используемых организационных форм, методов и средств формирования умений самообразовательной деятельности предполагает:

— осмысление практической значимости знаний и умений самообразовательной деятельности;

— овладение школьниками умениями самообразовательной деятельности;

— постепенное накопление опыта самообразовательной деятельности;

— развитие необходимых для успешного функционирования самообразовательной деятельности личностных качеств: активности, самостоятельности, адекватной самооценки, стремления к самообразованию.

Формирование умений самообразовательной деятельности старшеклассников — это сложный, по-

этапный процесс, который зависит от организации соответствующих условий.

На основе анализа научной литературы, практического опыта формирования умений самообразовательной деятельности, результатов экспериментального исследования, нами были выделены педагогические условия, направленные на формирование умений самообразовательной деятельности школьников, а именно:

— формирование мотивационно-ценностного отношение школьников к самообразовательной деятельности;

— взаимодействие учебной и исследовательской деятельности школьников;

— практико-ориентированная подготовка учителей к осуществлению процесса формирования умений самообразовательной деятельности.

Оценочно-результативный компонент модели, выполняющий мониторинговую функцию, обеспечивает установление обратной связи преподавателя со школьниками и получение информации об уровне сформированности умений самообразовательной деятельности.

В качестве критериев нами взяты умения самообразовательной деятельности, которыми обучающиеся должны овладеть. Это умения поиска и переработки информации, самоорганизации, самоконтроля.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов исследования нами выделено четыре уровня сформированности умений самообразовательной деятельности: очень низкий, низкий, средний, высокий.

Диагностическим инструментарием являлись следующие методы: беседы и анкетирование; минисочинения; создание проблемных ситуаций и наблюдения; создание педагогических ситуаций и наблюдения; осуществление анализа самостоятельных, контрольных, лабораторных и творческих работ; проведение самооценки.

Конечным результатом в разработанной модели является сформированность умений самообразовательной деятельности.

Практическая реализация модели формирования умений самообразовательной деятельности доказала правомерность разработанных нами методов, форм, средств, педагогических условий, проявляющаяся в улучшении количественных показателей на всех уровнях сформированности умений самообразовательной деятельности школьников.

Библиографический список

1. Краевский, В. В. Методология научного исследования [Текст]: пособие для студ. и аспир. гуманитар, ун-тов / В. В. Краевский. - СПб. :СП6ГУП, 2001. - 175с. - 15ВЫ 58428 - 0038-1.

2. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Сост., гл. редактор С. А. Кузнецов // РАН, Ин-т лингвистических исследований. — Санкт-Петербург : Норинт, 2001 — 1535 с. — КВИ 5-7711-0015-3: 340.00.

3. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И. Я. Лернер. — Москва : Знание, 1980. — 95 с.

4. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин. — Москва : Педагогика, 1980. — 94 с.

ТИТОВА Ирина Николаевна, аспирантка кафедры художественного образования и развития личности. Адрес для переписки: e-mail: Titova.Irina42@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2011 г.

© И. Н. Титова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.