Научная статья на тему 'Модель формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях'

Модель формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательная школа / младший школьник / модель формирования готовности / чрезвычайные ситуации / готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях / a secondary school / a junior schoolchild / the model of readiness formation / emergency situations / readiness to act in emergency situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботов Кирилл Аркадьевич

В статье рассматривается модель формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. В состав данной модели входят компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический, оценочный, корректировочный. Этим компонентам дана соответствующая характеристика. Целевой компонент предполагает готовность к действиям младших школьников при чрезвычайных ситуациях. В структуру содержательного компонента входят знания, умения, опыт эмоционально-ценностных отношений и творческая деятельность. Процессуальный компонент представляется нами как неотъемлемая часть модели готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. В него входят формы, методы и средства. Диагностический компонент заключается в проверке у младших школьников знаний, связанных с готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях. Оценочный компонент позволяет оценить уровень готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе результатов теоретических и практических занятий. Корректировочный компонент представляет собой систему корректировки компонентов, которые нуждаются в улучшении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботов Кирилл Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of junior schoolchildren’s readiness to act in emergency situations

The article deals with the model of formation of junior schoolchildren’s readiness to act in emergency situations. This model includes the following components: target, content, procedural, diagnostic, evaluative, corrective. These components are characterized accordingly. The target component implies readiness of junior schoolchildren for actions in emergency situations. The structure of the content component includes knowledge, skills, the experience of emotionally valuable relations and the creative activity. We see the procedural component as an integral part of the model of readiness of junior schoolchildren to act in emergency situations. It includes forms, methods and means. The diagnostic component consists of checking junior schoolchildren’s knowledge of readiness to act in emergency situations. The evaluative component allows one to assess the level of readiness of junior schoolchildren to act in emergency situations on the basis of the results of theoretical and practical lessons. The corrective component is a system of adjusting the components that need improvement.

Текст научной работы на тему «Модель формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях»

УДК 614.8:373.3(045) DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-299-305

ББК 74.00

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

MODEL OF FORMATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S READINESS TO ACT IN EMERGENCY SITUATIONS

Ботов Кирилл Аркадьевич

Ассистент кафедры физической культуры и здоровьесберегающих технологий, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск E-mail: k.a.botov52@gmail.com

Botov Kirill A.

Assistant Lecturer at the Department of Physical Education and Health-Saving Technologies, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk

E-mail: k.a.botov52@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается модель формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. В состав данной модели входят компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический, оценочный, корректировочный. Этим компонентам дана соответствующая характеристика. Целевой компонент предполагает готовность к действиям младших школьников при чрезвычайных ситуациях. В структуру

Abstract. The article deals with the model of formation of junior schoolchildren's readiness to act in emergency situations. This model includes the following components: target, content, procedural, diagnostic, evaluative, corrective. These components are characterized accordingly. The target component implies readiness of junior schoolchildren for actions in emergency situations. The structure of the content component includes

1 Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева) по теме «Формирование социально-нравственных представлений младших школьников в процессе решения проблемно-игровых ситуаций».

,_, © Ботов К. А., 2024

Ь^А ф Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License

¡^¿^■Э^Н The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

содержательного компонента входят знания, умения, опыт эмоционально-ценностных отношений и творческая деятельность. Процессуальный компонент представляется нами как неотъемлемая часть модели готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. В него входят формы, методы и средства. Диагностический компонент заключается в проверке у младших школьников знаний, связанных с готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях. Оценочный компонент позволяет оценить уровень готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе результатов теоретических и практических занятий. Корректировочный компонент представляет собой систему корректировки компонентов, которые нуждаются в улучшении.

knowledge, skills, the experience of emotionally valuable relations and the creative activity. We see the procedural component as an integral part of the model of readiness of junior schoolchildren to act in emergency situations. It includes forms, methods and means. The diagnostic component consists of checking junior schoolchildren's knowledge of readiness to act in emergency situations. The evaluative component allows one to assess the level of readiness of junior schoolchildren to act in emergency situations on the basis of the results of theoretical and practical lessons. The corrective component is a system of adjusting the components that need improvement.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, младший школьник, модель формирования готовности, чрезвычайные ситуации, готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Keywords: a secondary school, a junior schoolchild, the model of readiness formation, emergency situations, readiness to act in emergency situations.

Для цитирования: Ботов К. А. Модель формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 299-305. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-299-305.

Cite as: Botov K. A. Model of formation of junior schoolchildren's readiness to act in emergency situations. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 1, pp. 299-305. DOI: 10.31862/2218-87112024-1-299-305.

Введение

В условиях современной реальности одной из важнейших социальных задач является сохранение здоровья человека. На протяжении всей жизни каждый из нас встречается с различными опасными ситуациями во многих сферах деятельности. Неотъемлемым фактором сохранения здоровья и жизни является готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях [1].

Именно этот фактор влияет на продолжительность жизни человека. Чем раньше человек узнает, как выходить из сложившейся чрезвычайной ситуации или как не попасть в нее, тем больше шансы сохранения жизни и здоровья, а следовательно, и продолжительность жизни [2].

Поэтому подготовку человека к опасностям необходимо проводить в младшем школьном возрасте. Большой вклад в подготовку к действиям при чрезвычайных ситуациях младшего школьника должны вносить общеобразовательные организации [3].

В системе отечественного образования реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В данном документе имеется образовательная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»), которая предназначена для целенаправленной подготовки детей к правильным действиям при угрозе собственной жизни и жизни окружающих людей.

Несмотря на различные образовательные мероприятия, направленные на подготовку младших школьников к правильным действиям в чрезвычайных ситуациях, проблема угрозы жизни подрастающего поколения остается [4]. Об этом свидетельствуют чрезвычайные ситуации, произошедшие в нашей стране, в частности террористический акт в средней школе № 1 Беслана, массовое убийство учителей и учащихся в Казанской гимназии, пожар в сельской школе в Якутии. Одним из инструментов, которые могут сыграть положительную роль в подготовке детей к правильным действиям в чрезвычайных ситуациях, является модель готовности младших школьников к действиям в опасных ситуациях. Она позволит определить знания, умения и навыки детей в области безопасности, а также спрогнозировать уровень их готовности к действиям в случае чрезвычайной ситуации [5].

В различных литературных источниках уже рассматривали актуальные проблемы, связанные с обсуждаемой темой. Б. И. Омарова и соавторы фокусировались на проблемах антитеррористической защищенности и наркомании [6]. А. Р. Мамаев уделяет основное внимание таким проблемам, как военные конфликты, «фейковая» информация, экологические катастрофы [7].

На основе анализа литературы сформулировано определение готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях - это комплекс мер, направленных на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

В данной статье мы представим основные компоненты модели готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также укажем на ее важность с точки зрения обеспечения безопасности детей в нашем неспокойном мире.

Изложение основного материала статьи - характеристика модели формирования у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных

ситуациях

При разработке модели мы опирались на литературные источники. И. В. Дьяконова утверждает, что моделью будет являться рациональное использование компонентов, таких, как содержательный и реализующий. В содержательный компонент входят медицинский, психологический блоки и блок основ выживания. В реализующий компонент входят теоретические и практические знания. Следующим компонентом будет являться оценочный и корректировочный. По ее мнению, именно грамотное построение

структуры модели оказывается правильным подходом в достижении высоких показателей подготовки младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях [8]. Е. Е. Лутовина полагает, что модель есть не что иное, как правильное структурирование всех компонентов, условий и методов достижения наилучшего показателя в подготовке младших школьников к действиям в опасной для жизни ситуации [9].

На основании приведенных источников составим собственную модель готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях младших школьников. В данную модель будут входить следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический, оценочный и корректировочный.

Целевой компонент предполагает формирование у младших школьников готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Содержательный компонент представляет собой дидактическую структуру. В него входят знания, умения, опыт эмоционально-ценностных отношений и творческая деятельность. Под знаниями нами подразумевается осведомленность о том, как правильно действовать при пожаре, наводнении, разговоре с незнакомыми людьми, на проезжей части. К умениям относится такой уровень интеллектуального развития, при котором младший школьник в рамках чрезвычайной ситуации незамедлительно реагирует на нее для сохранения жизни. Специальные умения предполагают более углубленные знания по правильным действиям в чрезвычайных ситуациях. Ребенок должен морально и психологически быть подготовлен к различным опасностям, которые могут произойти с ним и окружающими людьми, а также знать эти опасности, чтобы предотвратить их или не попасть в чрезвычайные ситуации вовсе.

Процессуальный компонент представляется нами как неотъемлемая часть модели готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. В него входят формы, методы и средства. К формам организации обучения младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях мы относим фронтальную и групповую. Фронтальная проходит со всеми детьми одновременно, а при групповой форме обучения мы делим младших школьников по определенным группам.

К методам обучения мы относим наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы - это показ различных плакатов, видео, задействование технических средств, демонстрация потенциальных ситуаций опасного характера и моделирование возможных выходов из них.

Словесный метод может реализоваться в формате лекций, бесед, инструктажей по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Практический метод предполагает обучение детей с помощью мероприятий, таких как пожарные и антитеррористические учения, обучение правилам поведения на проезжей части и другие.

Средства обучения - это совокупность необходимых объектов для подготовки детей к правильным действиям в чрезвычайных ситуациях. Этими объектами могут быть специальные площадки, созданные в целях обучения детей правилам дорожного движения, а также учебные классы, где детям показывают план действий при террористической атаке или обнаружении предполагаемого взрывного устройства. Кроме того,

в средства обучения будет входить различный школьный инвентарь (аптечка, огнетушитель, противогаз).

Диагностический компонент заключается в проверке у младших школьников знаний по готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Нами был разработан тест-опросник, в котором содержится необходимый перечень вопросов, направленных на проверку знаний по готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Оценочный компонент позволяет оценить уровень готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе результатов теоретических и практических занятий. Это помогает выявить пробелы в знаниях и определить, какие компоненты готовности нуждаются в улучшении.

Корректировочный компонент представляет собой систему корректировки компонентов, которые нуждаются в улучшении. Этот компонент увеличит уровень готовности младших школьников к правильным действиям в чрезвычайных ситуациях, а также поможет детям доработать выявленные недостатки с последующим улучшением показателей готовности.

Выводы

В статье была представлена модель формирования готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Также данная модель показывает нам то, что для эффективной подготовки младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях необходим комплексный подход с учетом возрастных особенностей. В данную модель входили следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический, оценочный, корректировочный.

Основой данной модели стал системный подход, который несет в себе все необходимые аспекты для готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Психологические и когнитивные особенности детей были учтены при создании данной модели. Мы выявили основные составляющие готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, которые несли в себе знания, умения, навыки.

Данная модель позволит не только увеличить уровень готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях, но и улучшить социальный и психологический уровень. Помимо вышеперечисленного, представленная модель может дорабатываться и дополняться в зависимости от условий жизнедеятельности младших школьников.

Список литературы

1. Тимофеева Л. Л. Модель формирования культуры безопасности у младших школьников // Высшее образование сегодня. 2021. № 9. С. 74-81.

2. Панкова Е. С., Казакова Г. Н. Формирование культуры личной безопасности младших школьников на занятиях кружка «азбука безопасности» // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 43. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=31602 (дата обращения: 12.08.2023).

3. Саяхова С. А. Формы организации внеклассных мероприятий по формированию основ безопасности у младших школьников // Аллея науки. 2020. № 3. С. 724-726.

4. Ромашина М. Ю., Трунов Н. Н. Программа дополнительного образования «Школа безопасности» как элемент формирования культуры безопасности жизнедеятельности младших школьников // Наука и образование. 2018. № 3-4. С. 15. URL: http:// opusmgau.ru/index.php/see/article/view/526 (дата обращения: 05.08.2023).

5. Карпова Е. Е. Актуализация ценностного потенциала дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла как условие формирования профессиональных ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей // Евсевьевские чтения. Сер.: Педагогические науки: материалы Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых - 53-х Евсевьевских чтений. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2017. С. 45-51.

6. Омарова Б. И., Силакова О. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников как стратегия национальной безопасности // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63. С. 141-145.

7. Мамаев А. Р., Девятаева Л. А. Теоретическое обоснование применения системно-де-ятельностного подхода на уроках ОБЖ // Новая наука и интеграционные процессы в современной системе знаний: сб. науч. тр. / под ред. С. В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 283-284.

8. Дьяконова И. В. Методы и приемы интерактивного обучения при изучении ОБЖ // Наука и образование. 2023. Т. 6, № 1. С. 35-38. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/ article/view/5489 (дата обращения: 16.08.2023).

9. Лутовина Е. Е., Чикенева И. В. Формирование у обучающихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 165-169.

10. Тхор Л. Д. Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья младших школьников // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 102-107.

References

1. Timofeeva L. L. Model formirovaniya kultury bezopasnosti u mladshikh shkolnikov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2021, No. 9, pp. 74-81.

2. Pankova E. S., Kazakova G. N. Formirovanie kultury lichnoy bezopasnosti mladshikh shkolnikov na zanyatiyakh kruzhka "azbuka bezopasnosti". Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022, No. 2, p. 43. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=31602 (accessed: 12.08.2023).

3. Sayakhova S. A. Formy organizatsii vneklassnykh meropriyatiy po formirovaniyu osnov bezopasnosti u mladshikh shkolnikov. Alleya nauki. 2020, No. 3, pp. 724-726.

4. Romankina M. Yu., Trunov N. N. Programma dopolnitelnogo obrazovaniya "Shkola bezopasnosti" kak element formirovaniya kultury bezopasnosti zhiznedeyatelnosti mladshikh shkolnikov. Nauka i obrazovanie. 2018, No. 3-4, p. 15. Available at: http:// opusmgau.ru/index.php/see/article/view/526 (accessed: 05.08.2023).

5. Karpova E. E. Aktualizatsiya tsennostnogo potentsiala distsiplin gumanitarnogo, sotsialnogo i ekonomicheskogo tsikla kak uslovie formirovaniya professionalnykh tsennostnykh orientatsiyv oblasti bezopasnosti zhiznedeyatelnosti u budushchikh uchiteley. In: Evsevyevskie chteniya. Ser.: Pedagogicheskie nauki. Proceedings of International scientific-practical conference 53th "Evsevyevskie chteniya". Saransk: Mordovskiy gos. ped. in-t im. M. E. Evsevyeva, 2017. Pp. 45-51.

6. Omarova B. I., Silakova O. V. Formirovanie kultury bezopasnosti zhiznedeyatelnosti shkolnikov kak strategiya natsionalnoy bezopasnosti. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2020, No. 63, pp. 141-145.

7. Mamaev A. R., Devyataeva L. A. Teoreticheskoe obosnovanie primeneniya sistemno-deyatelnostnogo podkhoda na urokakh OBZh. In: Novaya nauka i integratsionnye protsessy v sovremennoy sisteme znaniy. Ed. by S. V. Kuzmin. Kazan, 2018. Pp. 283-284.

8. Dyakonova I. V. Metody i priemy interaktivnogo obucheniya pri izuchenii OBZh. Nauka i obrazovanie. 2023, Vol. 6, No. 1, pp. 35-38. Available at: http://opusmgau.ru/index.php/see/ article/view/5489 (accessed: 16.08.2023).

9. Lutovina E. E., Chikeneva I. V. Formirovanie u obuchayushchikhsya gotovnosti k deystviyam v chrezvychaynykh situatsiyakh tekhnogennogo kharaktera. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020, No. 66-4, pp. 165-169.

10. Tkhor L. D. Zdorovyesberegayushchie tekhnologii kak faktor sokhraneniya zdorovya mladshikh shkolnikov. Pedagogika i sovremennost. 2013, No. 4, pp. 102-107.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 1

Статья поступила в редакцию 11.07.2023 The article was received on 11.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.