Научная статья на тему 'Модель формирования ценностных ориентаций у студентов младших курсов'

Модель формирования ценностных ориентаций у студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Студенты младших курсов / Формирование ценностных ориентаций / ценностные ориентации студентов / образовательный процесс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивцева А. А.

В статье определена ценностная ориентация студентов как единство объективного и субъективного в образовательном процессе. Разработана модель выявления уровня сформированности ценностных ориентации, установлено, что сочетание и взаимосвязь содержания программного материала способствуют развитию знаний о ценностях, отношений к ним и умений руководствоваться знаниями в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the formation of students" valuables during the educational process. The model of revealing a level of valuables formation is worked out. It is defined that combination and interconnection of a programme"s content reflect the formation of knowledge about values and ability to use it.

Текст научной работы на тему «Модель формирования ценностных ориентаций у студентов младших курсов»

А. А. Сивцева

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Работа представлена кафедрой управления образованием Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. А. Данилов

В статье определена ценностная ориентация студентов как единство объективного и субъективного в образовательном процессе. Разработана модель выявления уровня сформированное™ ценностных ориентации, установлено, что сочетание и взаимосвязь содержания программного материала способствуют развитию знаний о ценностях, отношений к ним и умений руководствоваться знаниями в поведении.

The article is devoted to the formation of students' valuables during the educational process. The model of revealing a level of valuables formation is worked out. It is defined that combination and interconnection of a programme's content reflect the formation of knowledge about values and ability to use it.

Происходящие в последние годы социально-политические изменения в стране привели к пробуждению национального самосознания народов, ее населяющих. Это прежде всего выразилось в необходимости создания разных специализированных, национальных школ, способствующих восстановлению забытых национальных традиций, языка и культуры.

Сегодня уже мало кто будет отрицать, что Якутия переживает кризис национальной культуры, поэтому все чаще звучат слова о том, что будущее якутской нации связано с направленностью на нравственное развитие учащихся в свете национальных идеалов, с формированием национального самосознания, опирающегося на духовные традиции и ценности.

Среди множества идей, направленных на совершенствование обучения, чрезвычайно значимой, на наш взгляд, является идея изучения и формирования ценностных ориентации личности. Определение ценностных ориентации как самостоятельного понятия, которое отражает конкретное явление в отношении личности и общества, впервые в нашей науке было дано в работе А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова «От-

ношение к труду и ценностные ориентации личности». Действительно, ценностные ориентации - установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Одним из важнейших компонентов структуры личности любого человека являются ценностные

1 Т7

ориентиры . Ее реализация предполагает целенаправленное использование преподавателем объективных и субъективных возможностей обучения и учения. Учебные заведения, находящиеся в различных социокультурных условиях, т. е. отличающиеся по национальному контингенту учащихся, речевому окружению, культурным потребностям, субъективным ценностным ориентациям, работают по единой программе .

Одной из важнейших функций вуза является формирование у студента ценностного отношения к окружающему миру, к среде, в которой они пребывают, к культуре и ее образцам, которые они оценивают или, напротив, не замечают. Под ценностными ориентациями студенческой молодежи понимается «высокий уровень духовной культуры, позволяющий направить свои интересы на познание и преоб-

разование объективной действительности, а также определенный уровень самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины, чувство ответственности, долга, со-

2

вести, справедливости, коллективизма» .

Опираясь на обобщенный опыт преподавателей, на изучение деятельности студентов и результаты обученности по предмету, мы провели эксперимент ценностных ориентации студентов неязыковых вузов путем мониторинга. Преимущество этого метода заключается в том, что можно сравнительно быстро получить данные о весьма значительном количестве студентов с ценностными ориентациями.

Построение модели формирования ценностных ориентации у студентов связано со следующими методологическими ориентирами: образование - сложный культурный процесс передачи ценностного и творческого опыта и создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности; деятельность - целостная система проявления личностных свойств, отношений и действий человека. В нашей модели формирования ценностных ориентации (табл. 1) у студентов выделены следующие уровни:

1) ценностно-ориентационный;

2) когнитивно-интеллектуальный;

3) герменевтико-аксиологический.

Таблица 1

Модель формирования ценностных ориентации у студентов

' Уровни Компоненты Критерии результативности Показатели критериев

1-й уровень - начальный, формирование ценностного отношения к миру Ценностно-ориента- ционный Исходные знания, формирование готовности к восприятию новых ценностей Ценностные потребности как мотив и стимул деятельности, личная значимость ценностных ориентации

2-й уровень - осознание и освоение ценностей страны изучаемого языка Когнитивно-интеллек- туальный Психолого-педагогические, методологические, аксиологическая информативность Объем, систематичность, осознанность знаний культуры страны изучаемого языка

3-й уровень - самоопределение, формирование представлений об общечеловеческих, умственных ценностях Герменевтико- аксиологический Субъектная интерпретация, рефлексия, коррекция, субъектная оценка феноменов культуры страны изучаемого языка и своей страны Умение анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение, адекватно оценивать явления, феномены культур Англии и Якутии

Эта модель формирования ценностных ориентации у студента выполняет ряд важных функций:

• ориентировочную, которая позволяет сформировать ориентированную основу деятельности, целевые установки;

• смыслообразующую, которая помогает выделить смысл, связанный с идеалом, конкретизировать его, сформулировать цель и осознать ценностные ориентации;

• гуманистическую, которая способствует культивированию ценностных ориентации с нравственностью.

При формировании ценностных ориентации необходимо учитывать специфику учебного учреждения. В целях усиления ценностного компонента страноведческих

знаний нами был разработан спецкурс по культуре Англии, включающий в себя систему национальных ценностей. Содержательный аспект спецкурса несет страноведческую информацию, педагогический аспект - ценностно-направленный, организационно-методический аспект - элемент межкультурной коммуникации.

В основу программы спецкурса положены следующие принципы:

1. Преемственность довузовского освоения общечеловеческой, якутской, английской культур с приобщением студентов к ним в процессе обучения в вузе.

2. Многоструктурность иностранного языка на информационной основе страноведения. Сущность этого принципа состо-

ит в том, что темы страноведения осмысливаются и усваиваются через различные аспекты практического изучения языка (письмо, чтение, фонетика, устная речь, и т. д.).

3. Принцип дополнительности при изучении родной и зарубежных культур (истории, литературы, художественного, прикладного творчества, традиций). Соотнесение и обогащение знаний нравственной, культурной жизни Англии с нравственной, культурной жизнью Якутии.

Целью предлагаемого спецкурса является обеспечение процесса интеллектуального и культурного становления личности студента на основе расширения и углубления знаний, фактов и явлений нравственной жизни Англии и Якутии. В процессе обучения источниками информации при подборе материалов для спецкурса стали современные периодические издания, такие как газета «Times», журналы «Time», «Scientific American)) и т. п. Выбор текстов, содержащих страноведческую информацию, осуществлялся по следующим критериям: достоверность, современность, тематико-ситуа-тивная направленность.

Вся система заданий направлена на понимание и воспроизведение прочитанного, развитие языковой догадки, извлечение, толкование, обсуждение аксиологической информации, формирование навыков подготовленной и спонтанной монологической речи, вовлечение в коммуникацию, участие в дискуссии, высказывание аргументированных суждений, отстаивание собственной точки зрения. На заключительном этапе практической работы - креативно-деятельностного характера - студентам предлагаются различные творческие задания - составление анкет, сочинения, деловые, ролевые игры и т. п.

Кроме попыток студентов обсуждать, анализировать написанное, проявлять свои знания на уровне диалогического чтения текстов, на уровне систематизации и обобщения, появляется возможность составить и диалог культур Англии - Якутии. Жела-

ние и потребность перенести те или иные явления культуры Англии в свою родную культуру возникают вполне естественно, и они стимулируют оценочную деятельность, развивают аналитические умения, вызывают глубокое и искреннее чувство гордости за собственную культуру.

Темы, вынесенные на занятия, были определены в ходе анкетирования. Прежде чем начать обсуждение темы занятия, проводится работа по усвоению реалий, связанных с данной темой, идет подбор информации и наглядностей. Предлагаются оригинальные тексты выдающихся деятелей Великобритании: политические высказывания, речи, выступления представителей культуры, стихи и т. д. Это документы истории, которые свидетельствуют не только о конкретных событиях, но и дают яркое представление об их авторах через любовь к своему народу, которую они стараются выразить словами.

Таким образом, базисным подходом программы спецкурса стал ценностный подход. Приобщение к культуре Англии и родного края является не столько самоцелью, сколько поводом для более глубокого понимания и осмысления своей родной культуры.

Согласно нашей модели формирования ценностных ориентации - приобщения студентов к культурным ценностям Якутии и Англии - был выявлен уровень сформиро-ванности ценностных отношений и решались следующие задачи:

• выявить личный уровень знаний у студентов о ценностях Якутии и Англии;

• актуализировать эти знания и вызвать интерес к дальнейшему знакомству с культурными реалиями, что должно обеспечить положительную мотивацию познавательной деятельности;

• разработать программу курса «Культура Англии и Якутии», которая способствовала бы формированию интереса, выработки навыков и умений пользования приобретенными знаниями о культурных ценностях Якутии и Англии.

Таблица 2

Про1рамма спецкурса для студентов неязыковых вузов «Культура Англии и Якутии»

Содержание Методические рекомендации

Тема 1. Введение в спецкурс (1 час)

Архитектурно-историческое, литературное человеческое измерение Англии. Культура и искусство Англии Беседа: 1) с использованием иллюстративного материала (фотографии, открытки); 2) с прослушиванием отрывков произведений английских композиторов-классиков; 3) с воображаемым путешествием по Великобритании

Тема 2. Англия в первой половине XX в. (2 часа)

Культура и искусство Англии в первой половине XX в. Рассказ, беседа, сообщения учащихся. Анализ материалов

Тема 3. Парламентская монархия сегодня (2 часа)

Традиции и обычаи парламентской монархии [ Рассказ, беседа, сообщения .учащихся

Тема 4. Англия в последнюю треть XX в. (2 часа)

Культурные связи Англии и России. Культурный обмен (школьниками, студентами и т. д.) Использование иллюстративного материала (портреты, фотографии, кинокадры)

Тема 5. Драматическое искусство Англии в XX в. (4 часа)

Особенности развития драматического искусства XX в. Якутские театральные деятели в произведениях английских писателей. Знаменитые артисты Англии и Якутии в пьесах Шекспира Использование иллюстративного материала (портреты, фотографии, кинокадры). Фрагменты видеофильма «Король Лир»

Тема 6. Музыкальное искусство Англии (4 часа)

Музыкальные традиции Англии и Якутии. Музыкальные фестивали Англии и Якутии, музыка в кино и на телевидении. Национальные музыкальные инструменты Прослушивание отрывков из произведений Organ Sonata to music на слова Шекспира, Symphony 2 London; The Beatles. Урок - музыкальная гостиная

Тема 7. Живопись. Художники Англии, Якутии (4 часа)

Английская и якутская школы живописи. Художественные течения в XX в. Знаменитые музеи и художественные галереи Англии и Якутии Использование иллюстративного материала: репродукции картин, путеводители по музеям и художественным галереям Лондона, Якутска. Уроки проводятся в форме заочной экскурсии по музеям и художественным галереям Англии и ЯКУТИИ

Тема 8. Традиции и обычаи (4 часа)

Роль традиций и обычаев в Англии и Якутии. Традиции и обычаи Англии и Якутии, связанные с временами года. Сельская жизнь в Англии и Якутии. Особенности быта и семейной жизни. Национальные праздники. Традиционные церемонии в Англии и Якутии. Проведение досуга Уроки ведутся в форме беседы. Темы для обсуждения: • Традиции и обычаи в нашей жизни; • Мой дом - моя крепость; • Праздники и церемонии

Отбор информации о стране изучаемого языка, которая выражена средствами английского языка, для нас явился важнейшим этапом в организации деятельности по приобщению к культурным ценностям. Исходным при отборе для нас явилась готовность студентов к восприятию

сведении о культуре страны изучаемого языка на фоне ценностей родной культуры. Готовность, по нашему мнению, включает в себя:

• мотивационную сферу личности - интересы, мотивы, идеалы;

• языковую подготовленность.

ПРИМЕЧАНИЯ

" ЗдравомысловА. Г., Ядов В. А. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.

" Баева 3. П. Социальные ценности в формировании духовной культуры студенчества: Авто-реф. дис___канд. филос. наук. Киев, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.