Научная статья на тему 'Ценностная ориентация бакалавров-педагогов как один из факторов формирования межкультурной компетентности'

Ценностная ориентация бакалавров-педагогов как один из факторов формирования межкультурной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна, Николаева Лариса Васильевна

В статье обосновывается необходимость и значимость формирования ценностной ориентации, как фактора, способствующего развитию межкультурной компетентности. Показана динамика развития ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей в процессе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна, Николаева Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientation of bachelor-teachers as one of the factors of intercultural competence formation

The article substantiates the necessity and importance of the formation of value orientation as a factor contributing to the development of intercultural competence. It reveals the development dynamics of students’ value orientations of pedagogical specialties in the process of teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Ценностная ориентация бакалавров-педагогов как один из факторов формирования межкультурной компетентности»

4. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400с.

5. Котова И.Б., Маслова Е.С. Психические ресурсы как основа самоопределения и самореализации личности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 125-134.

6. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Ставрополь, 2005. 216 с.

7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 59-64.

8. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-2 (52). С. 161-166.

9. Месропян Г.М. Тревожность в системе психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 (54). С. 59-66. URL: http://

10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. 2016. №1. С.50-59.

11. Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. 199с.

Слепцова Г.Н., Николаева Л.В.

ценностная ориентация бакалавров-

педагогов как один из факторов формирования межкультурной компетентности

В условиях изменчивости и противоречивости современного мира возрастает потребность в педагоге, рассматривающем языковое многообразие и многообразие культур как наиболее ценные элементы мирового культурного наследия, понимающем специфику межкультурного общения и содействующем межкультурному социальному взаимодействию в любом поликультурном пространстве

[1, с.61]. Такая ситуация требует необходимости создания условий для развития межкультурной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки.

В нашем исследовании мы исходим из определения понятия межкультурной компетентности бакалавра - педагога, формируемой средствами иностранного языка в условиях поликультурного образования Республики Саха (Якутия) как интегральной характеристики вторичной языковой личности, обусловленной национальным самосознанием и духовной культурой, обеспечивающей адаптацию личности к инокультурным условиям, успешное и эффективное межкультурное общение, совместную деятельность и сотрудничество с носителями иных культур, как на профессиональном, так и на обыденном уровне.

Формирование межкультурной компетентности бакалавров - педагогов в условиях поликультурного образования Республики саха (Якутия) имеет свою специфику. Это многоязычное обучение на родном якутском, русском и иностранном языках в условиях поликультурного образования; воспитание духовной культуры средствами национальной культуры на основе приобщения к ценностям национальной культуры, развитие национального самосознания, воспитание чувства уважения к собственной культуре и культурам других народов; становление вторичной языковой личности в условиях поликультурного образования [2, с.62].

формирование межкультурной компетентности бакалавров - педагогов предполагает наличие определенных факторов. Под фактором обычно подразумевается причина, движущая сила какого - либо изменения, явления [3, с.37]. Одним из факторов развития межкультурной компетентности, на наш взгляд, является развитие гуманистических ценностных ориентаций молодого поколения. Обратимся к понятиям «ценность» и «ценностные ориентации». Словарь- справочник по психологии определяет понятие «ценность» как «то, что человек особенно ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре людей; то, чем он особенно дорожит и чему придает наиболее важное значение», а понятие «ценностные ориентации» - как «элементы социально-психологической структуры личности, представляющее собой систему ценностей этой личности» [4, с.306]. Именно нравственные ценности являются личностным регулятором поведения человека, обусловливают гармонизацию жизни и всю систему взаимоотношений человека с миром. С.Ф. Нургалиева пишет, что нравственно воспитанная личность всегда будет согласовывать свое поведение с требованиями общества, что именно образование должно учить понимать и принимать различия, уважать иные культуры, языки и религии [5, с.76].

Как считает Карандасова Е.Д., формирование ценностного отношения к традициям в условиях поликультурной среды - это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, умение адекватно реагировать на проявление другой культуры и, вместе с тем, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир, толерантное отношение принятия друг друга, мира, дружбы [6, с.36]

Исследование проводилось на базе Педагогического института СВФУ В нем принимали участие студенты факультета начального образования.

С целью выявления сформированности ценностных ориентаций бакалавров - педагогов и ее роли в развитии межкультурной компетентности был проведен опрос. Тестирование проводилось по методике М.Рокича «Ценностные ориентации», основанной на ранжировании списка инструментальных и терминальных ценностей. Опрос показал следующее: среди терминальных ценностей 19% опрошенных выбрали категорию «Здоровье», 8,6 % студентов указали категорию «Счастливая семейная жизнь», 5,1 % - «Любовь», 3,4 % студентов предпочитают «Развитие» и 2,5% назвали категорию «Самореализация». Среднее место в системе ценностей по частоте упоминания занимают категории «Свобода» (4,3%), «Жизненная мудрость» (2,5 %), «Продуктивная жизнь» (1,7%). Наименее значимыми среди предложенных терминальных ценностей оказались категории: «Творчество» (0,8%), «Общественное признание» (0%), «Интересная работа» (0%), Развлечение (0,8%), «Счастье других» (0,8 %). Среди инструментальных ценностей наибольшая доля предпочтений коснулась категорий «Воспитанность» (14%), «Образованность» (11,2%), «Аккуратность» (6,9%), «Честность» (5,2%) и «Жизнерадостность»(3,4%). Реже и почти не называются категории «Независимость» (2,6%), «Ответственность» (2,6 %), «Владение речью», « Терпимость», «Чуткость».

В целях воспитания у студентов чувства уважения к собственной культуре и духовным культурам других народов, осмысления разнообразия и неповторимости национальных культур, формирования ценностных ориентаций нами разработан специальный курс по культуре Англии и Якутии, включающий систему национальных ценностей англичан и якутов. Спецкурс нацелен на формирование духовно- нравственных ценностей, развитие национального самосознания в процессе обучения иностранному языку, воспитание высоконравственных, духовно богатых личностей, способных к активной творческой деятельности в современном поликультурном обществе, сохраняющих свою социально- культурную идентичность, уважающих другие культуры и умеющих на этой основе жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Курс рассчитан на 72 аудиторных часа и проводится во втором и третьем семестрах на факультете начального образования. В разработанном спецкурсе студенты знакомятся с культурой Англии, обогащают свои знания о культурной жизни родного народа и английской культуры, получают представление о фольклоре Англии, знакомятся с английскими писателями и их произведениями, английскими народными сказками и песнями, которые вызывают интерес к культуре родного народа и стране изучаемого языка, традициям, нравам и обычаям народа изучаемого языка, выдающимся личностям. Содержательной основой спецкурса выступают такие нравственные ценности, как «Отечество», «Семья», «Человек - как высшая ценность», «Здоровье». Ведущей идеей темы «Отечество» является привитие любви, уважения к своим национальным истокам, чувства гордости и ответственности за свой этнос, положительное отношение к истории, культуре

и языку, чувства уважения к представителям других народов. Тема «Обычаи и традиции в Англии и Якутии» дает студентам возможность увидеть родную культуру в контексте другой культуры, способствует принятию студентами духовных ценностей родной культуры и культуры страны изучаемого языка, восприятию своей культуры как частицу мировой культуры. Для воспитания у студентов ценностного отношения к своему здоровью мы ссылаемся на народные традиции. Сегодня, в наш век стрессов, трудно переоценить значение ценности «Здоровье». У якутского народа с древних времен существует система здорового образа жизни, ибо суровые климатические условия нашего края требуют не просто развитости физических качеств человека, но и здоровый дух у народа. Тема «Здоровье. Здоровый образ жизни» помогает осознать ценность жизни и здоровья.

выйти за рамки ограниченного учебного аудиторного времени позволяют экскурсии в Национальную библиотеку РС (Я), где проводятся читательские конференции, викторины, диспуты по произведениям английских писателей.

в литературных произведениях выражается самобытность народа, его моральные принципы и ценности. в них воплощена народная мудрость, направленная на приобщение молодежи к национальным богатствам и через них - общечеловеческой, мировой культуры. Приобщению к культуре, традициям, обычаям, ценностям народа способствуют экскурсии в Якутский государственный музей истории культуры народов Севера имени Е. Ярославского. Богатейшая коллекция музея способствует формированию личности, знающей и любящей историю своей Родины, бережно относящейся к историческому и культурному наследию своего народа.

С целью анализа динамики формирования межкультурной компетентности бакалавров- педагогов нами проведена повторная диагностика. Анализируя сводную карту педагогического наблюдения, мы выявили 5 значимых различий в динамике показателей и 3 на уровне тенденций. Критерий Манна- Уитни свидетельствовал о наличии различий по следующим характеристикам духовной культуры и национального самосознания: ситуативная система знаний по отдельным составляющим национальной культуры, ситуативные способности к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей, правильное восприятие культуры народов изучаемого языка. На уровне тенденции были обнаружены изменения в осознании принадлежности к определенной национальной общности; устойчивые представления о языке и культуре, родного народа и народа страны изучаемого языка, устойчивое, ценностное отношение к достоинству других.

Как показывают результаты, спецкурс способствует культурному саморазвитию и самоопределению студентов в мире культурных ценностей, принятию образа жизни своей нации, позитивной оценке других национальных культур, готовности к межкультурному общению.

Таким образом, ценностная ориентация, выступая в качестве фактора межкультурной компетентности, содействует межкультурному взаимопониманию,

способствует формированию уважительного отношения к собственному языку, культуре и ценностного отношения к языкам и культурам других народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкина Л.Е. Реализация педагогических условий формирования социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно- коммуникационных технологий/ Л.Е. Бабушкина // Высшее образование сегодня 2014 №1

2. Слепцова Г.Н. Формирование межкультурной компетентности бакалавров- педагогов средствами иностранного языка (на примере Республики Саха (Якутия)): дис.. .канд.пед.наук: 13.00.01/ Г.Н. Слепцова.- Якутск, 2015.- 232с.

3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат.центр «МарТ», 2005.- 448с.

4. Немов Р.С. Психология: Словарь- справочник: В 2ч.- М.: Изд-во Вла-досс- Пресс, 2003.- 4.2.- 352с.

5. Нургалиева С.В. Формирование нравственной культуры в современном обществе / С.В. Нугалиева // «Alma mater» («Вестник высш.шк.) - 2012.- №3. -С.73-76.

6. Карандасова Е.Д. Формирование ценностного отношения у подростков посредством соизучения языков и культур / Е.Д. Карандасова // Наука и мир. №6 (10), 2014, Том 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.